Истоки (краеведческие очерки). 1996 год. - 4
- Подробности
- Опубликовано 10.11.2011 17:51
В 1903 году был создан Камешницкий сельский банк и утвержден его Устав. Ярмарки в Камешнице традиционно проходили 1 января, 2 мая – Борисовская, 8 сентября, 26 октября – Дмитриевская и в среду перед 9-м воскресеньем на Пасхе –Девятовская. Были они многолюдными и богатыми. Село лежало на большой дороге, ведущей к Вятке.
Перед революцией 1917 года в селе имелись земская мужская и церковно-приходская женская школы. Кроме того, работали Норинская, Щипицынская, Шишкинская, Мысовская школы в деревнях с одноименными названиями. В селе Камешнице в это время находилось волостное правление, почтовое отделение, фельдшерско-акушерский пункт. В 1916 году в Камешницкой волости числилось 55 селений с 6545 жителями, проживающими в 1012 Дворах и пользующихся 15410 десятинами земли.
На Корше, по корчевью (Коршик)
Заселение коршикской местности началось, по-видимому, в кон¬це XVII века, а в начале XVIII, с построением церкви, возникло село Коршик. Название села объясняется как место, где недавно корчевали (или «коршевали») лес (от карша – пень: корчить – выкорчевывать корни деревьев, очищать вырубленный лес под пашню). Первожители округи на берегу небольшой речушки Коршик, протекающей по болотистому месту, раскорчевывали на холме средь леса площадь и основали на корчевье деревню Коршик. Первоначально она административно входила в Илганскую волость Хлыновского, а затем Орловского уезда, где находился церковный приход коршан Затем была организована Коршикская волость. Это связано с постройкой православных храмов: сначала деревянного, а позднее – каменного.
В июле месяце 1720 года к преосвященному Алексию, епископу Вятскому и Великопермскому, обратились коршикский выборный староста Емельян Мальцев и мирские люди и подали челобитную на построение в Коршике церкви в честь Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Мотивировка необходимости построения церкви в Коршике состояла в том, что коршане «от протчих приходов живут в дальности, вешним и осенним временем за грязями и за болотами от помянутых приходов (с Илгани) попам с требами ездить к ним великая нужда, так же и им ходить с трудностью...» Разрешение на возведение деревянной церкви коршанами было получено. Церковное здание вскоре было срублено и собрано местными плотниками. Церковь в 1723 году была освящена и начала действовать.
Просуществовала она около 60 лет, со временем обветшала и потребовала замены И вновь коршикские ходатаи, священники Зосимо-Савватиевской церкви Касим Симеонов, Симеон Петров и староста Мартин Лобастов, явившись с заручным договором приходских людей, просили преосвященного Лаврентия разрешить пришедшую в ветхость деревянную церковь снести, а на её месте построить на доб-рохотные пожертвования прихожан подобную же, каменную, с приделом Алексия Человека Божьего. Епископ Лаврентий дал коршанам просимую грамоту. Каменная кладка церковного помещения была закончена, а освящено оно в 1777 году. Для отправления религиозных ритуалов и служб, кроме того, была построена часовня Прокопьевская каменная (1825 г.), а также при починках Заспенниковским и Сабаевским (д. Пушкари).
К 1916 году в округе насчитывалось 75 селений, в которых имелось 1350 дворов и 9861 человек жителей обоего пола. Посевная площадь составляла 30125 десятин земли. В селе находилось волостное правление, имелись медицинский и ветеринарный пункты, школы земская и церковно-приходская. Кроме того, школы были в деревнях Астраповцы, Заспенниково, Малая Грызиха, Кадесниково.
Несмотря на то, что почвы были малоплодородные, преимущественно песчаные, основным занятием жителей было земледелие. Крупный рогатый скот содержали и для навоза, чтобы удобрять им полевые наделы. Урожайность была невысокой: сам-3, сам-2, иногда сам-4. Нередко случались неурожаи, когда хлеба хватало только до Рождества. Чтобы прокормить семьи, крестьяне занимались ремеслами и промыслами.
27
Изготовляли различные виды деревянной, берестяной, глиняной посуды, ин-вентаря и т. п. Например, в Бессолице было распространено производство точеной посуды, резных ложек и чашек, в деревне Крутец жили сундучники, в Б. Рогове – колесники, в Пушкарях – углежоги, в Кадесникове – портные, в Грызихе и Бабкине – бондари. На Казанской промышленной выставке 1891 года были отмечены поощрениями выставочного комитета Вылегжанин Михаил Игнатьевич из починка Крутецкого и Попов Андрей Иванович из починка Скурихинского (д. М. Грызиха) «за хорошую работу окованных жестью шкатулок и сундуков». В Бессолице предприниматель Попов произвел в 1869 году 430 ящиков спичек на 750 рублей. У него было нанято 6 работников. Скурихин в этом же 1869 году изготовил 435 ящиков на 757 рублей (трудилось четверо работников). Поздеев силами 4-х рабочих изготовил в 1870 году 230 ящиков спичек на 420 рублей. Мальцев в 1871 году нанимал 6 рабочих и произ-вел 240 ящиков спичек на 420 рублей.
В Коршике ярмарки проводились с 15 по 20 марта (Алексеевская), с 25 по 27, сентября (Соловецкая), с 25 по 27 декабря (Рождественская) и на шестой неделе по Пасхе, в субботу, воскресенье и понедельник.
Селище стрелков-адышей (Адышево)
До появления русских землепроходцев в адышевской местности проживали родовые общины северо-удмуртской группы племен Ватка, расселившейся на значительной территории между реками Чепца и Молома. Один из родов этой группы носил имя «Беня» от древне-тюркского «байнак», что означает «ящерица». Ящерица считалась прародителем, покровителем и божеством этого рода. Род имел святилище – куалу – из сруба с жертвенным очагом внутри и полкой – мудором, на которой стоял идол – ящерица и ставились жертвоприношения. Куала располагалась на месте позднейшего селения Бонево (от имени Беня). Заселение русскими адышевской округи проходило в конце XIV – начале XV веков на фоне межусобиц в клане нижегородско-суздальских князей, ставших в 70-80-х гг. XIV столетия владетельными князьями Вятки, а также их борьбы за независимость против великодержавной объединительной политики Москвы.
Во взаимной борьбе противные силы нередко привлекали на свою сторону татар. В ходе этих событий в 1391 году золотоордынские татары под водительством Бектута провели первый опустошительный набег на Вятку, позорили её, «...а люди посече, а иных в полон поведе»: Ослаблением нижегородско-вятских князей пользуется Василий I Московский, которому в 1392 впервые, а затем в 1393 году удалось получить у хана Золотой Орды ярлык на Нижний Новгород и взять нижегородские села Никульцино, Кстинино, Кирдяпино, Каримо. Нижегородские князья Семен и Василий Дмитриевичи при помощи прикамских татар царевича Сентяка, Ейтяка или Еятака пытаются вернуть себе «дедины» и «отчины», но неудачно. За оказанную нижегородским князьям помощь воины Сентака на Вятке в районе села Карино наделяются Дмитриевичами земельными пожалованиями. Поселившихся здесь татар стали называть карийскими. По-видимому, отдельные татарские семьи выселяются в адышевскую местность.
О проживании татар на адышевских землях говорят названия поселений. Наименование собственно Адышева происходит от татарского слова «Адыш», что означает «стрелок». Поселение, а может быть, застава адышей дало наименование селу. Неверно широко распространенное мнение о том, что имя села происходит от словосочетания-созвучия: «Ад дышит». Адышево – это поселение (застава) адышей – стрелков из лука. Татарского же происхождения является наименование деревни Шабарденки. Оно образовано от слова «Шаймарден», переводимого с татарского как «царь храбрых». Шабарденки – это деревня, где ранее проживали жители, гордящиеся своей принадлежностью к воинскому отряду «царя храбрых» – Шабардины. Татарское название имеет также небольшая речушка, протекающая между селом Адышевым и деревней Полом – Пыртик, что переводится как «мост», «место переправы».
28
С меньшей долей вероятности, но можно допустить, что татарские имена на карте адышевской местности появились после возникновения в 1436 году Казанского ханства, с которым вятчанам приходились вести нелегкую борьбу. Наиболее крупные набеги на вятскую землю казанские татары совершили при хане Ибрагиме. В 1468 году татары взяли город Вятку и свели в плен большое количество вятчан. Разорителен для вятчан явился также набег татар в 1478 году, когда были опустошены многие вятские земли. В походах на Вятский край татары не могли обойти адышевскую местность. А поэтому именно в эти годы возникли, вероятно, поселения или заставы с татарскими названиями. В дальнейшем, в XVI-XVII веках в связи с интенсивной русской колонизацией земель вятского бассейна адышевские татары были потеснены к татарам каринским. Адышевская местность русифицировалась и в ней от татарских времен остались лишь отдельные названия.
В XVII столетии адышевская округа уже была населена в основном русскими людьми. Административно они относились к Березовскому стану Вятского уезда, а затем отошли в Орловский уезд. Во второй половине XVII века в селе была возведена деревянная церковь Святого Покрова (Покровская). Начальной она являлась или существовали более ранние – неизвестно. Но мы знаем, что в 1679 году был заказан, изготовлен и куплен адышевцами церковный колокол у одного из первых колокольных мастеров г: Хлынова Филиппа Петровича Душкина. Через 89 лет адышевские прихожане заказали ещё один колокол. Он отливался на колокольно-литейном заводе мастера Трифона Коркина в г. Слободском в 1768 году. Оба колокола установили на звоннице Покровской церкви. Со временем деревянная церковь с. Адышево обветшала. Поэтому 28 мая 1791 года священник Василий Тимофеев и выборные прихожане Кирилл Вычегжанин и Лукиан Юферев подали приговор и прошение прихожан преосвященному Лаврентию на построение новой каменной церкви, тради-ционного названия с приделом Святителя и Чудотворца Николая. Церковное помещение строилось споро и возведено было в этом же 1791 году. С ростом населения кроме церкви для культовых обрядов в адышевской округе в конце XVIII века были основаны 2 деревянные часовни: при починке Адышевском (1785 г.) и в деревне Епимаховской (1794 г.).
В XIV-XVIII веках церковная организация удовлетворяла не только духов-ные потребности населения, но способствовала созданию и укреплению русского централизованного государства, развитию его культуры и просвещения.
На Вятке большую роль в развитии просвещения играл выпускник Киевской духовной семинарии преосвященный Лаврентий Горка, который приехал в Хлынов в 1733 году, организовал епархиальную начальную школу и среднюю славяно-греко-латинскую академию (духовную семинарию). В этой семинарии обучалось до 400 студентов. Учились в ней студенты из семей священнослужителей нашей местности. Например, в 1742-43 гг. на факультете риторики занимались сын адышевского пономаря Покровской церкви Федора Романова Никита и сын быстрицкого дьякона Ларион Иванов Сычугов. Через семинарию готовились кадры для вятских церквей: студент риторики 1750 года Алексей Шестаков (в монашестве Аврамий) после пострижения был игуменом Истобенского Троицкого монастыря, а Михаил Сеземов (в монашестве Миссаил) игуменом Верхнечепецкого, а затем тоже Истобенского. О степени их знаний и образованности можно судить по тому, что Миссаил перевел с латинского языка на русский в стихах духовное произведение Дрекслера «Трагедия о страстях господних» и посвятил перевод преосвященному Варфоломею Любарскому.
Учение в семинарии было нелегким трудом, и не все семинаристы его выдерживали. Отдельные под разными причинами бросали занятия, сбегали домой, к родителям. Их принудительно возвращали обратно. В делах семинарской конторы 1742-1743 годов сохранилась интересная запись руководителя этой конторы Финицкого о возвращенном из дома беглеце-студенте сыне адышевского пономаря: «Явился села Адышевского Покровской церкви пономаря Федора Романова сын Никита (октября 25). Чтобы впредь от школы не отступался, наказать и отослать в школу по-прежнему. Финицкий».
29
Семинария готовила не только грамотных священнослужителей, но поставляла кадры учителей и школам, особенно городским. В XIX столетии школьная сеть образования народа распространилась и на сельскую местность. В начале XX столетия в селе Адышеве существовали 2 школы: земская и церковно-приходская. Кроме того, 3 земские школы работали в деревнях.
Основой жизни адышевских жителей XV-XX столетия являлся крестьянский труд. Дореволюционные адышевцы находились среди вятских крестьян на среднем уровне благосостояния. В 1916 году в Адышевской волости насчитывалось 40 селений с 716 дворами и 4945 жителей обоих полов. На них приходилось 13680 десятин земли, в среднем 19 десятин на двор с лугами, выпасами, лесом, неудобицами и т.п. Земельные владения распространялись до реки Быстрицы. По Быстрице с её притоками находились покосы жителей, стояли их мельницы: мутовки и колотовки.
Хлебопашество являлось наиболее трудоемким и основным занятием кре-стьянских семей. Многие занимались промыслами Отдельные мастеровые отмеча-лись на вятских и российских выставках. Например, Афанасий Решетников на Ка-занской выставке 1891 года был отмечен серебряной медалью за создание машины по разрезанию бандеролей.
Товары крестьянского труда продавались на адышевских ярмарках: Никольской – 9 мая, Михайловской – с 25 по 28 августа (день прихода святых икон из Вятки), Покровской – 1 октября, Никольской – с 5 по 7 декабря,! Рождественской – с 25 по 27 декабря.
Большая монастырская вотчина (Пищалье)
Начальная история села Пищалья была тесно связана с Истобенском, его мужским монастырем Святой Троицы (Троицким), возникшим около 1625 года. Монастырь создавался в обжитом русскими, новгородскими землепроходцами районе на истобенском побережье реки Вятки. Земли для хлебопашества в этой местности были уже давно заняты. Поэтому «для прокормления» монахи стали основывать свое хозяйство на отдаленных от побережья лесных «свободных» землях В 70-80-е годы XVII века монастырские пашенные угодья появляются в районах речки Сингиревки, а также на Пищальском и Марадыковском раменье.
В переписной книге Михаила Воейкова и Федора Прокопьева 1678 года записано: «Починок новорасчистной на Пищальском раменье, а на том рамиенье погост вново, а на погосте церковь Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. У той церкви: по Ияков Поторочинов, дьячок Данилко Родионов Бехтерев, пономарь Артюшка Евтрапиев Веснин. Да на том же раменье дворы крестьянские».
Таким образом, село Пищалье (погост) возникло около 1678 года перед проведением переписи населения как вновь образовавшийся починок. В пищальскую округу наехали монахи со своими истобенскими трудниками, свели лес на территории, где позднее расположилось село, и начали на высоких местах, создавать подсеку для пашни. Трудники срубили избы и подсобные помещения, вначале часовенку, а затем – церковь Для жительства на новых землях Истобенский монастырь перевел часть своих крестьян в пищальскую местность.
Наименование селенья Пищалье имеет несколько объяснений Возможно, что толкование его связано с понятиями писк, пищать, когда первостроители села, сводящие лес под жилье и пашню, работая, слышали разнообразные шелестящие, скрипящие и пищащие звуки и шорохи от качающихся на ветру деревьев. Может быть, кто-то из трудников, починающих селение, хорошо играл на дуде, свирели, сопели или пищалке, пищали, а от них и возникло название села. Пищальником в старину также называли кустовое дерево черемуху, а пищальницей – калину. Но, вероятнее всего, название села происходит от огневого оружия XVII века – пищали, пушки или ружья, в том числе охотничьего.
30
В неспокойное «смутное» время XVII столетия многие спорные общественные и социальные вопросы решались силой, оружием. В эти годы большого голода и неустроения повсюду по стране бродили орды и шайки гулящих людей, татей разбойников. Поэтому монахи, осваивающие земли округи, вынуждены были выставлять охрану от лихих людей на ближайших к селению дорогах. Такая застава из крестьян и монастырских служек в пищальской местности выставлялась на дороге Орлов–Истобенск–Пищалье–Разбойный Бор–Арбаж–Кукарка. Застава вооружалась не только рогатинами и луками со стрелами, но и редкими и единичными тогда пищалями. От пищали – воинского и охотничьего оружия XVII в – и происходит, По-видимому, название села.
По переписи 1678 года, в пищальской округе имелось всего 18 дворов: три двора лиц духовного сословия: поп, дьячок и пономарь и 15 дворов крестьянских, подведомственных монастырю. Большинство жителей села повторяло фамилии истобян. Село было ещё очень молодым. Об этом свидетельствует то, что в нем числилось примерно 100 жителей обоего пола, многие дворохозяева не завели ещё семьи, были бездетными.
Отдельные малоимущие свободные крестьяне также приписывались к мона-стырю, т.к. он освобождал земледельцев от солдатчины и давал им некоторые другие льготы. Холосты были представители церкви. Из 15 крестьянских семей детей имели всего 5, при этом лишь одна – двоих. В семьях насчитывалось всего три женатых сына, которые ещё не завели детей. Не каждая семья обзавелась и имуществом. Поэтому в 15 хозяйствах первожителей Пищалья имелось 6 подворииков из неимущих шатунов, бродяг, проживающих в чужих домах, и 1 складник, живущий в семье дворовладельца, как постоялец, ведущий с хозяином на паях, вскладчину, совместное землевладение.
Монастырские трудники довольно быстро заселяли и осваивали земли пи-щальской округи. Здесь возникали новые займища, починки, деревни, в том числе селения черносошных крестьян. После Зосимо-Савватиевской церкви вскоре была возведена новая церковь Модеста Иерусалимского. Монастырское землевладение в пищальской местности просуществовало около 100 лет. После устранения монас-тыря в 1795 году крестьяне пищальской округи были преобразованы в разряд черносошных и стали нести повинности государству.
К началу XIX века пищальские церкви сильно обветшали, поэтому возник вопрос об их замене В 1800 году ходатай Карп Савиных выпросил у преосвященного архиепископа Амвросия грамоту на по¬строение новой каменной церкви. Храмозданная грамота была выда¬на 6 марта 1803 года. Каменная церковь строилась длительное вре¬мя. Возведена она была окончательно в 1820 году под названием Троицкой. Правый придел церкви по названию обветшавшей монас¬тырской получил название Зосимо-Савватиевского, а левый – Сергия Радонежского.
В д. Гребени была возведена приписная Заборская церковь. Кроме того, обрядовые действия совершались в определенные дни в часовнях деревни Буторовской (Брагичи, 1890 г.) и Верхняя мельница (1873 г.) Из церкви с. Пищалья в дооктябрьский период проводились ритуальные крестные ходы к часовням Прокопьевской (8 июля) и Спасской (16 августа).
Еще в XVII столетии в процессе освоения Пищальского раменья, восточнее от села Пищалья, возникла монастырская деревня Красная. Она была преобразована в село Монастырщину после постройки в ней церкви в 1892 году.
Монастырь заложил материальные условия для развития крестьянских хо-зяйств пищальской местности, которая в 1917 году стала одной из наиболее засе-ленных в Орловском уезде. Основой экономического благополучия пищальских жителей являлось хлебопашество. Урожаи в волости были сравнительно устойчи-выми. Этому способствовали удовлетворительные земли: в большинстве – красные глины и суглинки, а также сложившаяся система ухода за землей. Хотя навоза на всю площадь посевов не хватало, так как его требовалось по 240 возов на десятину земли, крестьяне старались, соблюдая очередность полей, удобрять лучше. А для этого они увеличивали количество скота в хозяйствах В среднем на хозяйство приходилось в Посадской волости по 1 лошади и до двух коров, навоза от которых хватало лишь на десятину – по норме.
31
Когда были ещё свободные незанятые земли, можно было через подсечно-огневое хозяйство расширять за счет новорасчистья запашку под зерновые, а «уставшую» землю оставлять «отдыхать», как перелог. Позднее, когда «свободных» лесных земель стало немного, от подсечно-огневого хозяйствования осуществили переход к трехполью, а затем и к многополью. Недостаток удобрений снижал урожайность. Однако глинистые и суглинистые почвы все же лучше, чем в других местностях, где были песчаные, сохраняли питательные вещества. Мешало земледелию переувлажнение почвы. Поэтому ещё с монастырских времен крестьяне применяли простейшую мелиорацию: по краям полей рыли водоотводящие канавы, а поперек них, по Скатам полей, чтобы не смывался плодородный слой земли, водоотводные же борозды. Для тщательной разделки почвы и для борьбы с сорняками применяли троекратную вспашку полей.
В 1878 году, через 200 лет после возникновения с. Пищалья, в Посадской волости числилось 8513 душ крестьян обоего пола. На душу населения приходилось 12,5 десятины земли (больше других в уезде) при среднем посеве 5 десятин и при урожайности сам-3, сам-4 (в худшие годы – сам-2). Посадские крестьяне, стремясь повысить урожаи и продуктивность хозяйств, через сельские товарищества, а позднее при помощи земств, большое внимание стали уделять внедрению окупаемых новаций в сельхозпроизводстве: севооборотам, агротехнике, набору культур, их испытанию, внедрению новых сортов и т.п. Для этого в 1900 году в с. Пищалье было открыто сельскохозяйственное общество из 5 волостей: Посадской, Истобенской, Щалеговской, Спасской, Смирновской с 88 членами (председатель Николай Иванович Бехтерев). При обществе были созданы зерноочистительный пункт, склад земледельческих орудий, машин, семян, питомник скорорастущих пород деревьев (плодовых, ягодных и т. д.). Общество имело опытные поля, фермы, питомники посадочного материала. Оно снабжало своих членов сортовыми семенами полевых, с огородных культур, орудиями, породными животными и птицей. Например, общество перепродавало своим членам телят и свиней-беркширов, бесплатно раздавало гнезда кур-несушек лонгешан, пудин и плимутрок.
Члены общества получали от него новый ручной инвентарь По низким ценам (серпы, косы, бороны, косули, запашники). У казны арендовались земли для сенокосов членами общества по доступным ценам. Членам общества давались льготы по закупке (в 7 процентов) товаров первой необходимости. Проводились опыты по улучшению лугов, полей, огородов. На жалованье приглашались для распространения новинок опытные садоводы, огородники и учащиеся сельскохозяйственных школ. Большое внимание к сельскому хозяйству способствовало тому, что пищальские крестьяне успешно кормили себя собственным хлебом и другими сельхозпродуктами и немало их поставляли на рынок.
Кроме земледелия крестьяне в межсезонье занимались подсобными промыс-лами. Учитывая наличие большого количества леса в округе, промыслы эти были связаны с его переработкой. Немалое количество крестьянских семей из поколения в поколение занимались смоло-дегтярным, лесозаготовительным, скипидарным, столярным, посудным из дерева, бондарным, по выжигу угля, изготовлению осмола для спичек, рогожным, гончарным промыслами, производством изделий из лозы и корня, плотничьим, печным занятиями, извозом, бурлачеством
Особо выделялись смолокурение, выгонка дегтя, скипидара, угля, изготовление рогож и кулей для хранения сыпучих продуктов. Например, в 1883 году в пищальской казенной даче крестьянин Григорий Петрович Капустин произвел деревянной смолы 4000 пудов на 1000 рублей. Создаются крестьянские фабрики по производству рогожи и кулей. Назовем некоторые примеры. В 1883 году в Пищальской округе на фабрике И. Целищева работали 48 человек и произвели 30 тыс. штук рогож на сумму 9500 рублей. У Д. Целищева 24 рабочих изготовили 3 тыс. рогож и 12 тыс. кулей стоимостью 3050 рублей. 24 работника рогожной фабрики Пугиной изготовили в этом году 5 тыс. штук рогож и 5 тыс. штук кулей на сумму 2000 рублей. Фабрика Березина, насчитывающая 24 рабочих, произвела 12 тыс. рогож и 3 тыс. кулей на 3150 рублей.
За хорошую выделку рогож неоднократно отмечался премиями и другими наградами выставок крестьянин поселка Буторовского Дмитрий Васильевич Целищев
31
(призовая медаль казанской выставки 1891 года). Известность и авторитет имела рогожно-ткацкая мастерская Андрея Васильевича Колотова.
Продукция сельскохозяйственного и ремесленного промыслового труда по-садских жителей продавалась на пищальских. котельничских, орловских, суводских и вятских ярмарках. В с. Пищалье также ярмарки проводились по воскресеньям 6 (Крещенская) и 13 (Соловецкая) января, с 1 июля (Макарьевская), 25, 26, 27 сентября (Соловецкая) и в крестные ходы, когда «святые» иконы приносили в конце июля в с. Пищалье. Пищальские ярмарки кроме местной продукции славились продажей мануфактуры, хлеба и кожи.
Развитию крестьянских промыслов и ремесел способствовали в России зем-ства, организующие показательные производства, на которых крестьяне могли перенимать передовой опыт. В июне 1909 года по приглашению Орловского земства в Пищальскую волость приезжал профессор-технолог Петербургского лесного института Н.А. Филиппов для осмотра скипидарного производства и для знакомства со скипидарным заводом, созданным земством при поддержке казны (выделено 19 тыс. рублей). Им был дан ряд ценных производственных рекомендаций для земства и крестьян-промысловиков.
В связи с быстрым развитием российской промышленности в начале XX века государство начало проявлять повышенный интерес к минеральным ресурсам различных регионов страны. В августе 1909 года управлением землеустройства были направлены два торфмейстера для исследования залежей торфа на пищальском (сидячем) болоте, где был определен пласт этого минерала до 6 аршин. Промышленная его разработка началась лишь спустя полвека.
Загадочным моментом истории пищальской округи являются рассказы о су-ществовании в районе д. Лопатенки (Лопаты) у глубочайшего с чистейшей родни-ковой водой озера монастыря. Просуществовал он, по-видимому, очень короткое время. В «Перечне церквей и монастырей Вятского края» у Н.А. Спицина, в книге «Вятская епархия» изд. 1912 года об этом монастыре нет никакого упоминания. По-видимому, его до 1912 года ещё не существовало. Возник он позднее, где-то перед первой мировой империалистической войной и здравствовал до 20-х годов.
По словам учительницы истории Пищальской средней школы М.Г. Савиных, занимающейся краеведением и собравшей воспоминания старожилов, обитель эта была женской, называлась Покрово-Богородицкой и существовала с социально-защитными целями призрения убогих, престарелых и сирот. За тесовым забором обители стояли служебные и подсобные помещения, часовня, общежития для взятых на жительство старых людей, больничка, приютское помещение для девочек-сирот, оставшихся без родных. За престарелыми, больными и сиротами-малолетками в обительском общежитии, больничке и сиротском доме ухаживали сестры-монахини и послужницы.
Живущие в обители воспитывались в почитании Бога, церкви и властей, их уважении. Девочек в церкви обучали не только грамоте, но и молитвам и церковному пению, что использовалось монастырем в период богослужений, когда хор девочек пел хвалебные гимны и моления Иисусу Христу. Монастырь просуществовал недолго, не успев по-настоящему развернуть свою хозяйственную и миссионерскую деятельность.
В 20-е годы по распоряжению властей обитель была закрыта, помещения её с их инвентарем и оборудованием национализированы, монахини и призираемые ими старухи и сироты-малолетки распущены. Добротные, недавно поставленные под монастырские нужды помещения стали использоваться на месте государственными и хозяйственными органами, часть их была перевезена в другие места. Например, на территории бывшей обители в 30-е годы действовала, вероятно первая в районе школа трактористов в 1929 году из вывезенных с территории обители помещений были собраны корпуса посадской больницы: Когда началось строительство районного центра – пос. Оричи, на строящийся здесь Дом культуры; библиотеку, Дом колхозника (гостиницу) также перевезли ряд здании бывшей обители.
32
Древнее село на быстрой реке (Быстрица)
Село Быстрица имеет древнюю историю и является одним из старейших поселений русских колонистов – первопроходцев на Вятке.
В XIV столетии большая группа колонистов появилась на реке Вятке и по её притокам, в том числе по речке Быстрице, от устья, проникает в глубь вятских земель, заселенных вотскими племенами, предками современных удмуртов.
Пришельцы – русские стали оседать на возделанных вотью землях, сгонять их хозяев или же разделывать новые участки по соседству с вотскими пашнями.
Камские болгары издавна называли вотяков арянами, а место их проживания Арской землей. Ряд вятских историков справедливо полагает, что Арская земля начиналась на средней Вятке с её притоками, между рек Молома и Чепца, и уходила по Чепце на Каму к Предуралью. Не случайно исследователи вятской старины член-корреспондент Академии наук СССР археолог А.А. Спицын и доктор исторических наук П.Н. Луппов находят между городами Котельничем и Кировом, от Моломы до Чепцы, 12-13 вотских городищ.
Арская земля захватывала, по-видимому, значительную часть территории и Оричевского района, расположенного в левобережье реки Вятки. Об этом говорит наличие здесь двух исследованных вотских поселков-городищ: Тиваненского (Истобенского) и Стрижевского на реке Быстрице, раскопки которого проводились в 1956 году.
Проживание на современной территории Оричевского района , в том числе и в Быстрицкой округе, вотских племен подтверждают документы начала 17 века, сохранившие на протяжений 300 лет после прихода сюда русских вотские названия отдельных деревень, кладбищ, покосов, пашен, речек, фамилий жителей и т.д. В переписной книге дьяка Афанасия Толочанова и подъячего Андрея Иевлева в Быстрицкой (Бритовской) волости упоминается деревня "Отяцкая Брествинская», жители которой платили оброк с сенных покосов церкви Николы Чудотворца села Быстрица.
В списке 1638 года, который был сделан, с переписной книги Афанасия Толочанова для Никольского попа Ивана Зверева, чтобы тот следил за исправным несением крестьянами государственного тягла с полей, сенных покосов, рыбных ловель, поскотин и мельниц, значится «...Меленка через реку Быстрицу под воцким погостом (здесь в значении кладбища. – С.В.) Быстрицкие волости за Олешкою Михайловым, сыном Рубцовым, а поперед сего тот перевоз был на оброке за Петрушкою Кроповым».
В этой же выписи попу Звереву упоминаются: «...пожня Пятунки Русского да Богдашки Кораваева, что была за Быстрицким отином, за Мосею Зюзиным, два займища на Быстрице, по обе стороны Быстрицы, выше Снигиревы»; «пожня Исачка Антипина, сына Огородова, что была за вотином, за Сабанком Гривиным, вверх по «Быстрице, на усть Снигиревы»; «...сенной покос Степанка Иванова, сына Чюдиновского, на Студенце, за речкою Быстрицею, против Фадеевых исад Носкова».
Все эти названия убедительно подтверждают исконность существования вотских племен-«арян» в Быстрицкой округе до появления в ней русских.
Поселившись в земле арян на средней Вятке с её притоками, русские колонисты принесли сюда родные им прозвища мест, из которых они переселились на новые земли. Тогда-то и появилось название речки Быстрицы. А в честь нее и поселение на берегу этой реки стало также называться Быстрицею. Это обозначение корнями связано с Новгородом Великим, пришло из-под Тихвина, где река и местность прозывались Быстрицею.
Одной из наиболее старых грамот, где есть косвенное упоминание о селе Быстрица, является «Данная вятского воеводы Овцына Успенскому (Трифоновскому) монастырю на пустоши и пожни в Хлыновском уезде, 1595 года, января, 15.»
33
В этой грамоте говорится: «По государеве Цареве и великого князя Федора Ивановича, всея Русии грамоте Василей Афанасьевич Овцын отдал Успенья Пречистое Богородицы нового монастыря игумену Трифону с братьею... в Хлыновском же уезде в Быстрицкой волости, повыше погоста (здесь в значении церковного села, прихода. – С.В.), по реке по Быстрице, болотцо Казачье, а того болота писано за монастырем по дозорным книгам (Богдана да Саввы Григорьевых. С. В.), двести пятьдесят копен, да того же болотца писано Николы Быстрицкого клирошаном на пятьдесят копен».
Клирошане – это служители церкви, весь церковный причт, причетники, дьячки, певчие. Документ 1595 года, царствования сына Ивана Грозного – Федора Иоанновича, утверждает, что в конце XVI века уже существовало село Быстрица.
Начало русских сел обычно связывалось с постройкой церквей. Независимо от того, строилась ли в деревне церковь, или же церковь возникла на пустыре – это место превращалось в село. Здесь возникал центр церковного прихода и административно-податной, волостной центр округи. В 1595 году, по-видимому, Быстрица была волостным административно-податным и церковно-приходским центром округи, Быстрицкой волости, входящей в Хлыновский уезд.
Можно допустить, что до возникновения села в Быстрицкой местности существовал какой-то другой административный центр. Ведь не случайно же до наших времен дошло название одной из быстрицких деревень как Волость. Название могло быть дано местным населением потому, что оно было местом пребывания государственных приказных людей того времени и расположения здесь земской избы. Когда в округе была построена церковь и выросло село – это село стало новым волостным центром. А Волость утеряла свое былое значение и превратилась; в обычную деревню.
Как выглядело село в 1595 году, кто его населял, сколько было жителей в нем – мы не знаем. Более подробные, источники достоверные данные о селе Быстрица содержатся в переписных книгах 1629 года. Вот как об этом сообщают переписчики-приказные: «Спенцинский тяглый стан. А в нем погост над рекою над Быстрицей». А на погосте церковь во имя Николы Чудотворца, деревянная с трапезою, а в церкви Божие милосердие, образы и книги, и колокол», и всякое церковное строение мирское. Да на погосте же дворы церковные: двор попа Василия, двор дьячка Артемки Гвоздева, двор пономаря Ларки Захарова, двор просвирницы Оринкй Ивановой. Да на погосте ж и на церковной земле дворишко бобылское: во дворе Киприянко Орловец, во дворе Тимошка Потага, во дворе: Михаяка Антонов, во дворе: Овдокимко Кулеш, во дворе: Агарышко Есипов, во дворе вдова Малышка Щеблйцына, во дворе: Оска Дубарихин, во дворе: Лучко Толстухин, во дворе: Павлун Семёнов. И всего на погосте церковных четыре двора да одиннадцать дворов бобыльских, а дают они Николе Чудотворцу на церковное строение з двора по осми алтын по две деньги на год (23 коп. – С.В.). Да у погоста ж церковныё пашни паханые средние земли и с отхожею пашнею семь четвертей, да перелогом две четверти без полуосмины, а в дву потому ж, лесу пашенной во всех трех полях пять десятин, а в ней в живущем полвытии, а впусте полчети вытии».
Как показали писцы, в 1629 году в Быстрицкой округе существовал погост – село Быстрица – центр церковного прихода и центр волости. Деревянное здание церкви Николы Чудотворца с трапезою стояло на церковной земле. К церкви лепились четыре двора причта На церковной же земле поселились одиннадцать бобыльских то есть безземельных неимущих крестьян, занимающихся ремёслами, арендой чужих земель, охотой, рыболовством и работой по найму. Бобыли несли тягло в пользу приютившей их на своих землях быстрицкой церкви, платили ей по 25 копеек оброка с семьи в течение года. Они были полукрепостными, зависимыми от церкви крестьянами.
Кроме земель, на которых располагались дворы церковников и бобылей – в черте села, около погоста Быстрицкого лежала целинная пашня. Часть её земель обрабатывалась бобылями. Пахотной земли у церкви было немного, около 10-11 гектаров да переложной примерно 3 гектара. Кроме того, церковь владела пятью гектарами пашенного леса, из которых 3,8-4 гектара эксплуатировались, а около одного гектара лежало в запустении.
34