XVII век.
- Подробности
- Опубликовано 05.05.2011 21:41
1609 год.
В Отписке из Котельнича в Хлынов ко князю Михаилу Ухтомскому, с вестями об Уржуме, Малмыже, Арском, Кукарке и Орлове от приказных Захарки Панова, Путилки Рязанцева и Петрушки Моргунова упоминается впервые слово "истобенец".
1615 год.
В "Дозорной книге" князя Звенигродского назван погост Истобной и в нем деревянная церковь Николы Истобенского.
Дозорная книга указывает земли следующих церквей: истобенской Никольской (дер. Сезеневская).
1624 год.
25 февраля патриарх Филарем дал грамоту по челобитью церковного старосты Истобенской волости «Федки Иванова сына Устюжанина», которая сообщала о постройке на месте будущего монастыря храма: «Обещались де они на Вятке на старом Городише ниже посаду над рекою над Вяткою воздвигнуть храм во имя Пресвятей и Живоначальные Троицы да в пределе Введение Пресвятые Богородицы и как бы их благословити и велети б им на тот храм и на предел лес ронить и давать антиминс». Патриарх разрешил построить храм с условием, чтобы был «предел церкви олтар особно», а по построении дать антиминсы и освятить церковь священнику с диаконом.
1625 год.
С разрешения патриарха Филарета началось строительство храма во имя Пресвятей и Живоначальные Троицы. Инициатива в постройке храма, ставшего вскоре монастырем, принадлежала местному сообществу.
"В 134 году на Вятке воевода Петр Мансуров дал к церкви Троицы Живоначальные да Введению Пресвятые Богородицы в Истобенской волости, у речки Сингиревы дикое раменье черной лес под пашню на полчети выти, а в книги тое земли дачи своей не написал не ведомо почему."
1629 год.
Книга писцовая Орлова города с уездом 137 (1629) году писца Афонасья Толочанова да подъячаго Андрея Иевлева.
"Погост Истобенский над рекою над Вяткою, а на погосте церковь холодная Чудотворца Николы деревена шатром, да церковь теплая с трапезою святого пророка Илии, да предел страстотерпца Георгия, а в церквах божие милоредье: образы и книги и колокола и всякое церковное строенье мирское, да на погосте ж дворы церковные:
...
И всего церковных бобыльских 16 дворов.
Да подле Истобново ж погосту монастырь Живоначальные Троицы стал внове, а на монастыре церковь теплая с трапезою по имя Живоначальные Троицы да предел Введенье Пречистые Богородицы, а в церкве образы и книги и колокола строенье монастыркое, а на монастыре две кельи, а живут в них черные старцы да около монастыря живут на монастырской земле монастырские бобыли, а дают они оброку в монастырь на церковное строение.
...
И всего в Истобенской волости погост, а на погосте 2 церкви, да церковных 6 дворов, да тяглых 39 дворов, 20 починков, до 1 займище, а в тяглых деревнях и в починках 125 дворов, а людей в них 133 человека, да 2 двора бобыльских, да 6 дворов пустых; пашни паханые добрые земли 654 чети, а вытей вживущем 54 выти с полвытью, а сошного письма соха без чети и полполчети сохи и перешло за сошным писмом 4 чети пашни, а денежных доходов данных денег 32 рубля 23 алтына 2 деньги, с сохи по 40 рублей, кормовых денег 6 рублей 18 алтын, с сохи по 8 рублей, казенных пошлин 1 рубль 10 алтын 2 деньги, с сохи по 1 рублю по 20 алтын, дьячьих пошлин 21 алтын 5 денег, с сохи по 26 алтын по 4 деньги, подъячих пошлин 10 алтын 5 с половиной денег, с сохи по 13 алтын по 2 деньги, пищальных денег 2 рубля 8 денег, с сохи по 2 рубля по 16 алтын, пошлин 2 деньги, с перехожего сена, которое перешло за мерою, с 1639 копен оброку 8 рублей 6 алтын 3 деньги да пошлин 20 алтын 3 деньги, по полтрети алтына с рубля, с перевозу, что через Вятку реку против Истобенского погосту, оброку и пошлин 1 рубль 2 алтына 3 деньги да с двух дворов бобыльских 6 алтын 4 деньги.
И всего в Истобенской волости денежных всяких доходов 53 рубля 22 алтына полторы деньги.
...
Погост Истобенский, а в нем дворы оброчные и кузницы.
...
Дворы и починки Истобенские волости оброчные:
...
И всего в Истобенской волости оброчных 41 починок да 2 займища, а в них 65 дворов, а людей в них 68 человек да 2 двора бобыльских, а людей в них тож, пашни паханые добрые земли 97 четей без полосмины, да перелогом 4 чети, да лесом поросло 14 четей."
В переписной книге Котельнического уезда собственниками "Целищевского" луга названы истобенцы Целищевы (Игнатий, Венедикт, Матвей) и котельничанин Патрушин.
"Целищевский" луг расположен в Котельническом уезде в 50 верстах ниже города Котельнича.
Вот описание этого луга:
Речка Шижма от устья до вершины
Лес между речками Кишкиль и Шижма
От устья Шижмы по реке Вятке до Васильковой слободы
Под Васильковой слободой курья Василькова
Берег реки Вятки до Короповского бору
Курья Коропова
Кузнецово озеро
От устья Короповы наверх по реке Вятке до речки Кишкиль
Речка Кишкиль от устья до вершины
Речка Суводь от устья до вершины
1637 год.
"Целищевский" луг.
3 марта дети истобенца Игнатия Целищева закладывают свою треть котельничанину Конану Петрову за 70 рублей.
1646 год.
Переписные книги городов Орлова, Котельнича, Слободского и Шестакова с уездами переписи жильца Василия Петровича Отяева и подъячего Саввы Ищеина.
"Орловского уезда Истобенской волости погост над рекою над Вяткою. Церковь Николы Чюдотворца теплая с трапезою, святого пророка Ильи в пределе, страстотерпца христова Георгия.
...
Троетцкой монастырь, церковь Троицы живоначальные, да в пределе – Введение Пресвятые Богородицы."
Настоятелем является черный поп "Ефремище Васильев сын Попов" и живет "со внучаты з Гришкою да с Микиткою Власьевыми детми Губина, Гришка 8 лет, Микитка 6 лет".
Истобенский монастырь имел 30 дворов, 135 крестьян мужского пола. Число братии: иеромонах и два монаха.
"Целищевский" луг.
20 июля сын Конана Сильвестр Петров и сын Матвея Целищева сообщают, что "полюбовно" поделили весь луг между собой.
22 ноября истобенец Родион Королев оформил отказную память (отказался пользоваться) в Котельнический монастырь строителю Кириллу с братией на рыбную ловлю в озерах Корзакове и Березовом.
1647 год.
Из актов Приказа Новгородской Четверти, о выдаче из казны денег на Вятке на церковные потребности и в жаловение подьячим и другим служилым людям. 1647-1648 гг.
Таможенным и кабацким дьячком по окладу:
- Хлынова города кабацким 2 человеком - 12 руб., того же города таможенному - 4 руб.
- Орловскому таможенному - 3 руб. 8 алтын 2 денги
- Орловского уезду Истобенской волости таможенному - рубль
- Котельнича города таможенному - 3 руб. 16 алтын 4 денги
- Слободскому таможенному - 6 руб.
1648 год.
"Целищевский" луг.
17 мая появляется документ, где наследники Григория Целищева уступают половину своей трети все тому же Сильвестру Петрову.
"Целищевский" луг.
В ноябре Сильвестр Петров и наследники Матвея Целищева снова делят весь луг между собой.
1650 год.
"Целищевский" луг.
Объявляются наследники третьего владельца луга Патрушины, они делят луг с Сильвестром Петровым.
1654 год.
Проведена перепись народа по всей Вятской земле писцом Карауловым, которая не полна и не точна.
Истобенский Троицкой монастырь, дворов крестьянских - 45, крестьян - 76. Главная причина не точного определения по этой переписи числа людей в Вятской земле и непропорциональность населения к числу дворов и церквей, заключается в том, что во время переписи многие из вятчан, избегая платежа податей, бросая земли свои, скрывались в других областях, где перепись еще не начиналась или была покончена.
К тому же в переписи этой показано число одного только мужского пола и то не всякого возраста, а одни только работники, оплачившие податной сбор с сохи и вытей и не показаны такие люди как например:
- Половники, жившие на землях монастырских или церковных и обрабатывавших их из половины родившегося хлеба.
- Бобыли, люди не имевшие земель потому собственно, чтобы не платить податей по писцовым окладам.
- Нищие люди, дряхлые и увечные, а иногда и просто притворные ханжи, питавшиеся от трапезы при церквах и монастырях.
Истобенский монастырь имел 45 дворов.
Лета 7156 (1648) сию святую икону Спасителев образ Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея России Самодержец пожаловал на Вятку вместо взятой Вятской чудотворной Спасской иконы, патриаршествующему тогда Иосифу Московскому и всея России.
Икона была освящена патриархом и поставлена в Успенском соборе Кремля для поклонения православным христианам, а 10 сентября 1649 г. (началом года в XVII в. считалось 1 сентября) с игуменом Московского Крестовоздвиженского монастыря Варлаамом и церковным причтом была отправлена на Вятку.
17 декабря того же года икона прибыла в Хлынов. Навстречу ей в крестном ходе вышли воевода Михаил Алфимов, архимандрит Успенского Трифонова монастыря Александр, протоиерей Никольского храма Иоанн Рязанцев с соборным духовенством и жители города, чтобы принять бесценный дар. Святыня была торжественно внесена в храм и поставлена в иконостасе той же Троицкой церкви (впоследствии Спасского собора).
Крестный ход со святым образом отмечен в начале 7163 (1654) года: 14 сентября, на пути в г.Орлов, икона находилась в церкви села Истобенского.
1661 год.
30 августа вятский воевода Софрон Хитрово писал царю об Истобенском Троицком монастыре, что "...у тое церкви монастыря и братьи нет никого".
1662 год.
Истобенский Троицкий монастырь имел 30 дворов крепостных крестьян.
27 января воевода Софрон Хитрово отдал на оброк истобенцу Стеньке Кислицыну пустое местечко под покос подле речки Сингиревки за плату в год по осми алтын и две деньги.
1666 год.
27 марта по челобитной настоятеля строителя (настоятель в чине иеромонаха) черного попа Моисея воеводе Г. А. Козловскому Истобенский Троицкий монастырь получил Пищальское раменье – "черный лес" для сенных покосов с бортными угодьями по обе стороны р. Холуницы. На юге межа проходила вниз по Черной речке "до сидячего болота до голых боров", а оттуда до Марадыково раменья.
1670 год.
Грамота царская Вятскому воеводе Змееву, об утверждении за Вятской епископскою кафедрою приписных к ней земель и крестьян.
"От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росия самодержца, на Вятку, стольнику нашему и воеводе Венедикту Андреевичу Змеову да подьячему Корнилу Пескову.
... А в прошлом во 169 (1661) году августа 30 день писал к нам великому государю с Вятки стольник наш и воевода Софрон Хитрово: в прошлом де во 134 (1626) году на Вятке воевода Петр Мансуров дал к церкви Троицы Живоначалные да Введению Пресвятые Богородицы, в Истобенской волости, у речки Сингиревы, дикое раменье черной лес под пашню на полчети выти, а книги тое земли дачи своей не написал неведомо почему; а как де на Вятке писец был Афонасей Толочанов, и тое де земли к манастырю не написал же; и в прошлом де во 156 (1648) году воевода князь Иван Ухтомский, по челобитью черного попа Ефрема, поверстал тое земли в оклад за тем манастырем две выти с получетвериком, и оброк положил и стрелецкие деньги велел платить до нашего великого государя указу, покаместа о той земле указ будет; и на тое землю поселились нашего великого государя крестьяне Вятчана ж разных городов и волостей, и то раменье росчистили и пашни роспахали не мало; а как на Вятке был для переписки дворов Василей Отяев, и написал на той земле за тем манастырем крестьянских 30 дворов, а в писцовых книгах те крестьяне, а у иных отцы их, написаны в тягле за нами великим государем; а у тое церкви манастыря и братьев нет никого, а владеют тем местом и оброки к церкви с тех крестьян емлют тое ж Истобенской волости крестьяне, Истобенцы ж старосты церковные; да и после де переписки Василья Отяева поселились на то раменье наши великого государя иные многие крестьяне, розных же уездов и волостей, по дачам тое церкви Истобенцов же приходских людей, а называются манастырскими крестьяны, а иные крестьяне в тех же межах имали тое земли у воевод на малые участки из оброков; и для подлинной ведомости тех крестьян, столник наш и воевода Софрон Хитрово тое росчистную землю велел смерить и крестьянам переписать, и по мере де тое земли объявилось за тою церковью 648 четвертей с полуосминою, а крестьянских 66 дворов; да и к иным де церквам на Вятке воеводы до писцов и после писцов давали пустые черные леса на росчисть под пашню ж, а книги де тех земель дачи своей не записывали ж неведомо для чего, а крестьяне на те земли селились наши великого государя тягловые же и пашни роспахали большие, а писцы тех земель и крестьян за церквами не написали ж неведомо почему, а перепищик Васелей Отяев написал на тех землях крестьян за церквами по сказке тех церквей попов и приходских людей, а иные де крестьяне поселились за теми церквами и после переписки Василья Отяева, а в писцовых книгах те крестьяне, а у иных отцы их, написаны в тягле за нами великим государем, и та де росчистная Троецкая и иные церковные земли, которые в писцовых книгах, за церквами не написаны и в оклад нигде не положены; и о том бы ему Софрону велети наш великого государя указ учинить."
1671 год.
Книга переписная пустых солдатских, стрелецких и крестьянских дворов, переписи Венедикта Змеова, 1671 г., Хлыновского, Орловского, Котельнического уездов.
"Всего в Ыстобенском в тяглом стану в деревнях и в починках пашенной земли в пусте пол-пол-пол-трети сохи и 9 четьи и пол-пол-пол-третник пашни, а тех пашен 9 дворов в пусте ж, а жильцы 9 человек бежали и померли, да с тех же пустых земель и з дворов 1 человек взят в салдаты, а тягла с тех пустых земель и з дворов по 27 рублев по 8 алтын с полуденгою на год лежит на миру, да бобыльских 22 двора в пусте ж, полоняничных денег с тех дворов по 14 алтын по 4 денги на год лежит на миру ж, с того ж стану взято салдат 51 человек, а после салдатцково выбору сверх прежняго тягла платят осталые люди в лишке и лежит на миру по 71 рублю по 5 алтын по 3 денги, да с того ж стану взято 19 человек салдат, а тягла их выправить не по чему, потому что приходных списков не сыскано, целовальники тех годов, которые были при салдатцких выборех вымерли, а иные с Вятки бежали, обоево с Ыстобенсково тяглово стану взято салдат 71 человек, а крестьянских и бобыльских в пусте 31 двор, а тягла их с пустых пашен и з дворов всего и с тем, что платят после салдатцково выбору в лишке осталые люди и лежит на миру по 98 рублев по 28 алтын по полуторе денге на год."
27 августа Истобенский тягловый целовальник (выборный начальник) Бажен Кряжев заплатил полтину денег из мирских сборных денег посадскому жителю города Хлынова Григорию Денисовичу Петухову в уплату по подряду, что подрядился у них деншицать (выполнять служебные поручения) в Хлынове за их стан.
1672 год.
12 января Истобенский тягловый целовальник (выборный начальник) Бажен Кряжев передал четыре рубля мирских сборных денег Оверкию Чюдиновичу Багаеву, как новому выбранному целовальнику.
10 марта Истобенский тягловый целовальник (выборный начальник) Бажен Кряжев заплатил Баженку Дорофеевичу Савиных рубль сборных мирских денег в уплату по подряду мирских людей.
20 июня Истобенский тягловый целовальник (выборный начальник) Бажен Кряжев заплатил Хлыновскому посадскому человек Павлику Понамареву полтретья рубли 3 алтына 2 деньги в уплату за счет постоялого двора.
4 августа Истобенский тягловый целовальник (выборный начальник) Бажен Кряжев заплатил рубль с полуполтиной Орловскому приставу Панфилу Борисову за найм на подряд мирских людей.
1676 год.
В документе "Росписной список стольника и воеводы князя Петра Семеновича Прозоровского, что он принял от воеводы Василья Поликарповича Нырышкина на Вятке два земляных города Хлынова в 7184 году" приводятся следующие данные:
"Город Орлов.
В Орлове старое городовое строенье все погнило, башен и стен нет, а оружья, и то взято в Хлынов во 179 году, а сколко того оружья, и то писано неперед сего в сем расписном списке.
В Орлове ж городе 2 житницы, крыты скалы и с драницами.
В Истобенской волости 4 житницы, крыты скалы и с драницами."
1678 год.
В "Расходной книге" земского старосты города Хлынова Ивана Репина указано: "Платил по поручной Истобенцу Саве Бушмакину рубль шесть алтын четыре деньги, а от чего дано, и то писано в поручной записи, а поручная в столпу."
Орловский уезд делился на два округа: Окологородье, называемое Орловским станом, и Истобенскую волость. В свою очередь это Окологородье состояло из 6 небольших волостей или волосток.
Переписная книга посадских дворов города Орлова, тягловых и оброчных деревень и дворов в волостях переписи Михайла Петровича Воейкова и подъячего Федора Прокофьева 186 (1678) года.
"Погост Истобенский над рекою Вяткою, а на погосте церковь во имя Николая Чудотворца теплая с трапезою, да в пределе святого пророка Илии, в пределе ж страстотерпца Христова Георгия ...
Подле Истобенского Николского погоста монастырь, а в нем церковь во имя Живоначалной Троицы да в пределе Введения Пресвятыя Богородицы ...
Всего в Ыстобенском Никольском погосте и Троицкого монастыря церковных причетников 10 дворов, в них людей и в монастыре срочных работников 36 человек, да бобылских 32 двора, да 10 избенок, людей в них 102 человека, да на погосте ж бобыльских же пустых дворов и дворовых 67 мест ...
...
Всего в Ыстобенском в тяглом стану деревень и починков 50, в них крестьянских и бобыльских 109 дворов, людей в них 522 человека, да пустых деревень и починков и займищ 13, а пустых дворов и дворовых 59 мест, а тех дворов и дворовых мест жилцы умре и с Вятки збегли, а иные взяты в службу, а землею их хто владеет и которая лежит впусте и тому очиска писана наряду.
...
И всего в Ыстобенском в оброчном стану 3 погоста, а в них церковных причетников 15 дворов, людей в них 52 человека, да бобыльских 22 двора, да две избенка, людей в них 67 человек, да 9 дворов пустых, а деревень и починков и займиш 89, в них 310 дворов, людей в них 1494 человека, да пустых деревень и починков 3, а пустых дворов и дворовых 27 мест, а жильцы тех дворов и дворовых мест умре и с Вятки збегли, а иные взяты в службу, а землею их хто владеет и которая лежит в пусте, и тому очиска писана наряду."
1680 год.
Настоятель Истобенского Троицкого монастыря строитель (настоятель в чине иеромонаха) Никита.
1681 год.
Архимандрит Трифонового монастыря Александр (Лопатин) вложил иконы Божией Матери Тихвинской в Истобенский Троицкий монастырь.
1683 год.
30 марта воевода Петр Дорофеевич Дорошенко оформил память (документ) об отводе Истобенского тяглового стана Филке Тупицыну пустого пая земли Сидора Зыкова в починке Борисовском с льготой на оброк на три года, а затем с платой с полполполчети выти земли по полудесяте деньге в год.
1684 год.
В июне выдана грамота преосвященного Иовы, архиепископа Вятского и Великопермского на постоение вновь теплой церкви во имя Космы и Дамиана в с. Истобенском на основании челобитной церковного старосты Николаевской церкви Петрушки Гребенева с приходскими людьми.
Истобенский монастырь имел 15 дворов.
1685 год.
Выписка из дел Стрелецкого Приказа, данная Вятскому земскому старосте, с приложением списка с Вятских 1678 года переписных книг:
"... И в прошлом во 192 (1684) году из того ж вышеописанного окладу выложено Вятских монастырей и пустынь с вотчин крестьянских и бобыльских дворов:
... Троицкой Истобенской пустыни 15 дворов,
... велено с тех монастырских вотчин платить хлебом, а не деньгами, и с того их вышеописанного дворового числа на нынешний на 193 (1685) год стрелецкой хлеб плачен сполна..."
1695 год.
2 июня Зот Анисимович Хорошавин дал в долг шесть рублей с полтиной своему дяде - крестьянину Истобенского оброчного стана Степану Ивановичу Хорошавину с залогом на оброчные покосцы подле реки Быстрицы.
Настоятель Истобенского Троицкого монастыря строитель (настоятель в чине иеромонаха) Киприан.
1697 год.
Царская грамота Вятскому воеводе князю Урусову, об отобрании у беложестцев тяглых новорасчистных земель и об отдаче их во владение тяглым людям.
"... в Истобенском в тягловом стану пустых деревень и починков и займищ 13, а пустых дворов и дворовых мест 59;
в Истобенском оброчном стану пустых деревень и починков 3, а пустых дворов и дворовых мест 27;"