Безденежных Андрей
Информация о первом российском телеграфисте Андрее Безденежных.
Безденежных Андрей Михайлович - первый радиотелеграфист России.
- Подробности
- Опубликовано 24.05.2011 16:36
Безденежных Андрей Михайлович 9 августа 1875 года рождения крестьянин села Истобенского Истобенской волости Орловского уезда.
1898 г. Учебно-минный отряд - минер, обученный радиотелеграфированию (А. С. Попов преподовал в Минном офицерском классе.)
24.12.1899 г. прибыл в г.Котку (Первая практическая линия радиосвязи А. С. Попова)
апрель 1904 г вышли из СПб
1904 г.15 мая погиб в Цусимском сражении.
Из документа "О работах по снятию с мели броненосца "Генерал-адмирал Апраксин" под руководством контрадмирала З. П. Рождественского":
13 ноября 1899 г. ночью, при плохой видимости, из-за навигационной ошибки наскочил на подводную скалу возле юго-восточной оконечности о. Гогланд броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин". Корабль, терпящий бедствие, увидели с проходящего мимо крейсера "Адмирал Нахимов". Через сутки из Кронштадта прибыли броненосцы "Полтава" и "Севастополь", а также спасательные пароходы. 15 ноября подошел ледокол "Ермак". По заключению водолазов и офицеров-инженеров снять броненосец без разрушения скалы взрывами не было возможности.
...
Работы по спасению броненосца надо было завершить до начала весенней подвижки льда, которая могла разрушить корабль. Естественно, спасательную операцию можно было бы ускорить при наличии бесперебойной связи между местом аварии и ближайшим населенным пунктом, а далее с Петербургом. Таким средством связи в сложившихся условиях мог быть только беспроволочный телеграф. Проконсультировавшись с А. С. Поповым, технический комитет Морского министерства принял решение установить станции беспроволочного телеграфа на о. Гогланд и о. Кирконмасари, так как последний был ближе к Гогланду, что вселяло большую уверенность в возможности организации радиосвязи; кроме того, остров соединялся с материком телефонной линией.
...
Для организации линии связи технический комитет сформировал группу специалистов. Руководство работами возложили на исполняющего обязанности помощника главного инспектора минного дела капитана II ранга И. И. Залевского. В группу вошел ближайший сотрудник А. С. Попова П. Н. Рыбкин. Научным руководителем работ стал А. С. Попов. Группе были приданы одиннадцать военных моряков.
...
В г. Котку еще 24 декабря 1899 г. прибыл с шестью помощниками лейтенант А. А. Реммерт, который в свое время был учеником А. С. Попова в Минном офицерском классе. Этой группе предстояло подготовить мачту и домик для станции, аппараты же должен был привезти А. С. Попов. Ознакомившись с местностью, Реммерт решил станцию установить не на о. Кирконмасари (который сильно заносило снегом), а на о. Кутсало, хотя и находился он на восемь миль дальше от Гогланда.
...
И. И. Залевский и П. Н. Рыбкин на Гогланде оказались в тяжелейшем положении. Мачту пришлось устанавливать на гранитном утесе, в версте к северу от броненосца. Материалы доставляли матросы с "Ермака" на себе в тяжелейших условиях, через торосы и глубокий снег. Смонтировать домик и мачту за пять дней не удалось из-за лютых морозов и сильного ветра. Предполагая, что на о. Кутсало аппараты уже работают, П. Н. Рыбкин развернул свою станцию прямо на борту ледокола, а антенну подняли с помощью воздушного змея. 19-го и 20 января, к всеобщему ликованию, на "телефонный" приемник услышали передачу со станции Кутсало - это было всего лишь несколько слов. С 13 ч 20 мин до 13 ч 30 мин. Рыбкин записал: "Вас ... слух... Безденежных".
Из книги Б.Г. Островский "Адмирал Макаров". Москва. 1954 г.
"Вспомнив о Попове, Макаров предложил высшему морскому начальству пригласить Попова и попытаться с помощью его грозоотметчика установить связь между Гогландом и материком. Морскому министерству ничего не оставалось, как принять этот совет. И хотя денег на производство опытов и в этот раз было отпущено очень мало, Попов со своими помощниками с жаром принялся за дело. Ассистент минных классов Н.П. Рыбкин и капитан 2 ранга Залевский занялись оборудованием станции на Гогланде, а лейтенант А. А. Реммерти унтер-офицер А. Безденежных - на материке, вблизи финского городка Котка. Вскоре "Ермак" доставил на Гогланд с партией рабочих все необходимые приборы."
Из книги В.Ю. Грибовский "Российский флот Тихого океана, 1898–1905. История создания и гибели." Москва. 2004 г.
"...Среди кондукторов были настоящие мастера своего дела, такие как инструктор Учебно-артиллерийского отряда гальванёр Иван Алференко, первый радиотелеграфист нашего флота — минёр Андрей Безденежных, комендоры Иван Расторгуев и Владимир Пацирев, командовавшие башнями на броненосце «Орел» в Цусимском сражении..."
Из книги Алексей Новиков-Прибой "Цусима":
" Предстоял бой с неравными силами. Нужно было решиться на что-то дерзкое, чтобы выйти из тяжелого положения. И командир Керн на это пошел.
Специальность минера подсказала командиру мысль, что настал момент разрядить по неприятелю два уцелевших минных аппарата. Они были расположены на верхней палубе. По его распоряжению обе мины приготовили для стрельбы. "Громкий" сделал крутой поворот и устремился на противника, шедшего позади. Как после узнали, это был истребитель "Сирануи". Керн решил взорвать его, а потом уже вести артиллерийский поединок с другим миноносцем. Расстояние между "Сирануи" и "Громким" быстро сокращалось.
Команда сознавала, что наступил решительный момент. Комендоры усилили огонь. Но в эти минуты главная роль отводилась минерам, которые стояли наготове у своих аппаратов. Вдруг около них, сверкнув короткой молнией, закудрявился дым, как вихрь на пыльной дороге. От огня и дыма что-то грузное отделилось и полетело за борт. Старшего офицера Паскина оттолкнуло воздухом к кожуху у задней дымовой трубы. Оправившись, он бросился к месту взрыва. У аппарата лежали мертвыми минеры Абрамов и Телегин, а от минного кондуктора Безденежных осталась только фуражка, отброшенная к стойке бортового леера. Лейтенант Паскин поставил к аппаратам минеров Цепелева, Богорядцева и Рядзиевского. Неприятель приближался уже к траверзу."
Из донесения Старшего Механика эскадренного миноносца «Громкий» Штабс-Капитана Сакса:
"...Между тем неприятель, пользуясь близостью, направил весь свой огонь настолько удачно, что при этом маневре был убит минный кондуктор Безденежных, была выведена вся прислуга минных аппаратов, попаданием в кожух, неприятель перервал трубки котла № 4; снаряд разорвался в угольной яме..."
Из книги Г.Б. Александровский "Цусимский бой".
"...С 11 часов 30 минут начался бой с «Ширануй», который лёг на параллельный курс и держался в 12 кабельтовых впереди «Громкого». Русский миноносец оказался между двух огней. Тогда командир «Громкого» капитан 2-го ранга Георгий Фёдорович Керн решил покончить с задним миноносцем и, сблизившись с ним, атаковать его торпедами. Но, увы, порох запального патрона в минном аппарате отсырел, и одна выстреленная торпеда ударилась о борт и не забрала ход, а от другой японский миноносец едва успел увернуться. В это время японцы достигли первых попаданий в «Громкий». Был убит минный кондуктор Андрей Безденежных и большинство прислуги минных аппаратов. Другой снаряд вывел из строя задний котёл, обварив паром находившихся внизу кочегаров. В свою очередь русские комендоры также вывели из строя один котёл на японском миноносце и подбили носовое 3-дюймовое орудие...
...Не имея больше снарядов, Потёмкин открыл стрельбу из ружей, но был в свою очередь ранен. Японцы сыграли отбой и спустили шлюпки, которые подошли к группе плававших матросов вместе с капитаном Саксом. Но Сакс не позволил команде спасаться, пока не будут сняты тяжелораненые с палубы «Громкого». Едва успели японцы их погрузить на шлюпки, как храбрый русский миноносец лёг в 12 часов 45 минут на правый борт и затонул с прибитым на фок-мачте Андреевским флагом, унеся с собой на дно тела павших геройской смертью капитана 2-го ранга Керна, мичмана Шелашникова, кондуктора Безденежных и матросов..."
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Судя по Посемейному списку жителей села Истобенского 1874 года, Безденежных Андрей Михайлович родился в семье Данило Максимовича Безденежных у его сына Михайло. В документе год рождения указан - 1874.
Эскадренный миноносец "Громкий" .
- Подробности
- Опубликовано 23.05.2011 16:39
Эскадренный миноносец "Громкий"
Построен в Петербурге в 1904 г
Водоизмещение 350 т;
Длина 64 м;
Ширина 6, 4 м;
Осадка 1, 8 м;
Скорость 26 узлов;
Вооружение: 1x75мм; 5x47мм; 2 минных аппарата;
Экипаж 72 чел.
Числятся погибшими:
Офицеры:
- КЕРН Георгий Фёдорович, капитан 2 ранга, командир корабля, родился 17 декабря 1864 года, на службе с 1880 года, награждён орденами Св.Анны 3 ст., Св.Станислава 2 ст., женат, 2 детей
- ШЕЛАШНИКОВ Мануил Николаевич, мичман,
Нижние чины:
- АБРАМОВ, минёр
- БЕЗДЕНЕЖНЫХ Андрей, кондуктор
- БОЯРОВ, кочегар
- НЕСТЕРОВСКИЙ, рулевой
- ТЕЛЕГИН, минёр
Кондуктор Российского Императорского флота.
- Подробности
- Опубликовано 30.05.2011 16:37
Из книги Манвелов Николай "Обычаи и традиции Российского Императорского флота". Москва. 2008 г.
В начале XX века число представителей «баковой аристократии» серьезно расширилось за счет так называемых кондукторов (ударение в этом слове по флотской традиции делалось на последний слог). К железной дороге эти люди, естественно, отношения не имели и представляли собой высококвалифицированных специалистов, верхушку унтер-офицерского сословия.
Первоначально кондукторами в России именовали старших воспитанников либо выпускников училищ Морского ведомства, готовивших штурманов, артиллеристов, инженер-механиков и судостроителей. Иначе говоря, речь шла о «чине», соответствующем гардемаринскому. После прохождения практики молодые люди получали чины прапорщика соответствующего корпуса (Корпуса инженер-механиков флота, Корпуса флотских штурманов и Корпуса корабельных инженеров).
С 1903 года чин кондуктора стали присваивать сверхсрочным унтер-офицерам флота, превращая их в подобие полуофицеров. В сухопутных войсках чину кондуктора соответствовал чин подпрапорщика (чаще всего присваивался в военное время отличившимся унтер-офицерам).
Количество кондукторов на корабле могло превышать два десятка.
Например, на линейном корабле «Император Павел Первый», вступившем в строй в 1912 году, их было по боевому расписанию 24 человека. В это число, естественно, входил старший боцман линкора (ему обычно полагалась на корабле и отдельная каюта). Старшему артиллерийскому офицеру «Павла» подчинялись 4 артиллерийских кондуктора и сигнально-дальномерный кондуктор. За электротехнику отвечали кондуктор-гальванер и 2 электрика. Кроме того, кондукторское звание носили ролевой и сигнальный сверхсрочники, а также баталер и старший фельдшер.
Под броневой палубой находились посты еще 8 кондукторов — четырех машинных сверхсрочников, двух — кочегарных, а также трюмного и минно-машинного специалистов.
Отметим, что ряд кондукторов занимали должности, на которых в начале эпохи пара и брони состояли либо офицеры по Адмиралтейству, либо так называемые «чиновники» (приравненные к офицерам носители «классных чинов»). Это был шкипер, минно-артиллерийский содержатель и машинный содержатель.
Одной из главных привилегий «баковой аристократии было право первоочередного подхода к чарке.
Шеврон.
Значок.