Альпидовский Андрей
Избранные произведения связанные с селом и его жителями.
Огурчики с "царского стола".
- Подробности
- Опубликовано 11.03.2022 23:14
Альпидовский Андрей. По волнам моей памяти. Воспоминания в рассказах. 2021 г.
Огурчики с «царского стола».
За время командировок на реку Вятку мне приходилось расследовать и участвовать в ликвидации ряда аварий с судами и плотами.
Помню одну из таких аварий накануне праздника 1-го мая. Пассажирский теплоход ВТУ-306 (проект 623 «ОМ» - серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для перевозок на линиях малой и средней протяжённости) 29 апреля сел на мель у села Пестовка.
Было половодье, но вода быстро уходила. Теплоход был полон пассажирами, едущими в г. Киров на базар, чтобы продать на рынке фрукты-овощи со своих огородов, в том числе солёные огурчики в дубовых бочках из села Истобенское. Это село издавна славилось огурцами особого посола, которые в былые времена поставлялись к царскому столу.
Возле села Истобенское есть глубокое озеро, на дно которого на цепях в дубовых бочках опускали засоленные огурчики. На дне озера «били» ключи и была постоянная температура около пяти градусов по Цельсию. Вероятно, это и придавало особый вкус посолу.
Когда мы с зам. начальника Вятского пароходства Евгением Николаевичем Зарубиным прибыли на место аварии, нас окружили женщины, едущие на базар. Они наперебой стали просить нас снять теплоход с мели, чтобы успеть продать огурцы до праздника.
Особый вкус («перчинку») этому происшествию придавало то, что капитан теплохода ВТУ-ЗО6 носил фамилию Пестов, родился в селе Истобенское и посадил теплоход на мель на участке с названием Пестовский Яр.
Надо было срочно снимать теплоход с мели, так как вода уходила, и он мог остаться на берегу, как «памятник» с огурцами.
Многочисленные маломощные буксирчики (150-300 л.с.), которыми с помощью буксирных тросов пытались снять ВТУ-306 с мели, с этим не справлялись. И тогда Евгений Николаевич Зарубин (с которым я был хорошо знаком еще по совместной работе в диспетчерской ВОРПа) говорит: «Валентиныч, может, рискнем и привлечем плавкран для подъема кормы судна?». Такой опыт на Волге иногда применялся. Однако, риск был большой. Плавучий край имел небольшую грузоподъемность.
Под корму теплохода подвели тросы. Одновременно с подъемом буксиры должны были приступить к съёму судна с мели.
Команда дана: край накренился, мы буквально замерли, но, к счастью, корма стронулась, и теплоход сошёл с мели. На судне наступило всеобщее ликование, мы с Евгением Николаевичем поздравили друг друга. Счастливые женщины начали угощать нас своими огурчиками. Вкус, как говорил Аркадий Райкин,- «специфический»!
Позднее капитану Пестову пришлось со стыдом признаться, что в момент посадки на мель его в рубке не было. Управлял судном молодой практикант, не знавший района плавания, тем более, что случилась авария ночью.
Вот так я попробовал огурчиков с «царского стола».