Гудин Андрей
Информация о знаменитом капитане Андрее Гудине.
Гудин Андрей Прохорович.
- Подробности
- Опубликовано 04.05.2011 16:43
ГУДИН, АНДРЕЙ ПРОХОРОВИЧ (1868 - 1963 гг.)
Потомственный речник, капитан Северодвинского речного пароходства. Работал на речном транспорте более сорока лет. В 1932 году удостоен звания Герой труда как лучший капитан Северодвинского бассейна.
Первый двухпалубный пароход появился на Северной Двине в 1901 году. Пароход был построен коломенскими корабелами и назван «Учредителем». Капитаном его был Андрей Прохорович Гудин.
Родился в деревне Тиваненки, похоронен в селе Истобенск. В честь Гудина А. П. назван один из судов Министерства моского флота.
Звание «Герой Труда».
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1927 года было учреждено звание «Герой Труда». Звание присваивалось «лицам, имеющим особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы, проработавшим в качестве рабочих или служащих не менее 35 лет».
Пароход "Учредитель".
Пароход был построен коломенскими корабелами и назван «Учредителем». Капитаном его был известный на Севере Андрей Прохорович Гудин, а механиком – житель города Великого Устюга А.И. Тяпушкин. Мощность машины составляла 252 л.с. Котел – один, отопляемый дровами. Длина судна – 57 метров, ширина – 7,5 метра. Пароход вмещал 400-450 пассажиров и брал груза 131 тонну.
В тот период такой пароход сразу привлек внимание пассажиров, поэтому судовладельцы начали активно пополнять такими судами свой флот.
До национализации на Северной Двине было 10 подобных пароходов. В 1918 году «Учредитель» побывал на Северо-Двинском фронте.
В навигацию 1919 года пароход носил название «Тарас Шевченко», а с 1937 года – «Т.Г. Шевченко».
Лишь в 1955 году пароход-долгожитель прошел капитальный ремонт и модернизацию и вновь вышел на просторы северных рек. До 1961 года суда такого типа были основными на перевозке пассажиров по Вычегде и Северной Двине.
В 1964 году пароход был передан Сухонскому пароходству и работал на линии Вологда – Тотьма до 1978 года, а в 1979 году разрезан на металл.
Из книги И. А. Шергин. Поездка на Север: Путевые заметки. – СПб., 1912.
В Котласе, на берегу Малой Двины, расположились зыряне, ожидающие прибытия парохода: всклокоченные головы, грязные, огрубелые лица, в рваных полушубках и пиджаках, некоторые грызут сырую треску, отирая облизанные языком пальцы о лоснящиеся и засаленные полы армяка или овчинного полушубка. И очищенные таким способом пальцы снова вцепляются в треску или в селедку. Парни, многие в шляпах a la Пушкин, пилят на гармониках однообразные мелодии, как поэзия профессора Жакова утомляют слух, что над кучей навоза надоедливые комары тянут невыносимые напевы.
Не успел подъехать пароход к пристани, как весь этот пестрый поток, несущийся ежегодно вместе с весенними водами с западных уклонов Урала, хлынул, заполонив палубу и трюмы. Осенью после окончания полевых работ из глухих дебрей Усть-Сысольского края направляется обратное движение. Так, в вечных перекочевках люди не успели даже причесаться.
- Прежде до Усть-Сысолы по рублю с человека брали, - чесал затылок армяк, выходя из конторы Северного Общества Котлас-Архангельск-Мурман, - а топеря по два рубля выкладывай.
- Одинова нас гуртом голов пятьсот посадили, - заявляет другой, так по шестьдесят копеек с души взяли.
Надо сказать, что с прошлого года Северное Общество стало хозяином движения по рекам бассейна Северной Двины, способствуя поднятию цен на хлеб, рыбу и др. предметы питания. Так из Архангельска до Яренска 800 верст, Общество берет за доставку трески по 40 к. с пуда, т. е. дороже чуть не в два раза чем по железной дороге! Особенно осенью. Это проклятие для северянина усугубляется еще тем, что заработки год от году уменьшаются.
Из 40 пароходов 5-6 можно называть сносными; остальные – старые башмаки, движущиеся по 4-5 верст в час. Но цвет Общества, его заправилы. – Линдесы, Вознесенские и др. «Почему опоздал пароход?» - спрашивает член суда Белецкий, но капитан парохода «Елизавета Федоровна», Ошурков, как и все коты, ответил грубо. Когда Б. потребовал жалобную книгу, Ошурков сунул: «Да на ты, на». Я зашел на пароход Сысола, но капитан Кретнев был пьян, как свинья. На вопрос мой крикнул: «Уходи, уходи».
Капитан Гудин знатнее своих принципалов. Тот нагрохал к двери 1 класса мешки угля. Матросы весело подбрасывали, обдавая пассажиров угольной пылью…
- Ну вас, - прошипел Гудин на замечание мое подыскать углю подходящее место.
Таково везде и всюду значение грубой силы, заинтересованной лишь в большем и большем количестве рублей.
1929 год. Открытка из Новосибирска.
- Подробности
- Опубликовано 09.03.2020 16:26
1961 год. В родных Тиваненках.
- Подробности
- Опубликовано 25.07.2020 18:55