Шестерня Алевтина
Избранные произведения связанные с селом и его жителями.
Село Истобенск – очаг образованности и культуры.
- Подробности
- Опубликовано 25.01.2020 22:40
Орлов просвещённый: народное образование и культура.
Пятые литературно-краеведческие чтения. Орлов, 2014 г.
Шестерня Алевтина Аркадьевна, краевед, д.Моржи.
Село Истобенск – очаг образованности и культуры Орловского уезда Вятской губернии.
В недалёком прошлом г. Орлов и Орловский уезд были самыми просвещёнными в Вятской губернии.
Просвещённость - это память об ушедшем времени, событиях, о которых мы должны знать и помнить. Просвещённость – это грамотность населения.
В то время в Орловский уезд входило и с. Истобенск – самый крупный населённый пункт в Орловском уезде. В 1859 г. в нём насчитывалось 236 дворов с населением в 1300 чел.
Немного о селе: по ходатайству крестьян в 1822 г. был вручен указ и выдан план застройки села. По новой планировке ему отводилось 74 га. земли. Село было разбито на 55 квадратов, расположенных на 6 улицах, идущих параллельно р. Вятке. Их пересекали 11 переулков. Квадраты разбивались на 4 одинаковых участка. Против Никольской и Троицкой церквей было отведено место под площади, где проводились торги, ярмарки и сходы.
Очевидец тех лет, учитель двухклассного училища Иван Петрович Селивановский писал:
«Дома в селе, их внутренняя обстановка, носят характер мещанский средней зажиточности. Истобенцы строят большие избы в 4-5 комнат и стоят вообще красиво, приноравливаясь к устройству домов в городе. Домашнее убранство приличное. В любом доме приличная обстановка, в комнатах опрятность и чистота. 20% домов – двухэтажные».
Село имеет немало красивых строений.
Две каменные церкви, расположенные по концам села, придают ему вид порядочного уездного города, – так писали о селе «Вятские губернские ведомости» в 1865 году.
Жители с. Истобенска называют себя «селянами», а прочих жителей «крестьянами». Истобенцы – народ бывалый и денежный, считают себя выше крестьян, и даже браки с ними не заключают. Крестьяне тоже их не жалуют и называют их «гагарами» (рукопись Х-1-61 №35 Е.М.Соловьёв – 1876 г.).
Устав народных училищ, изданный Екатериной II в 1786 г. до населения «шёл» очень долго. Ещё до официального открытия училищ истобенские дети (независимо село или деревня), учились у лиц церковного звания, грамотных людей. Один только Егор Савич обучал до 50 детей.
22 апреля 1841 г. в Истобенском сельском обществе открыта школа народного образования. Обучалось в ней 98 мальчиков. Учитель – священник Александр Попов и его помощник диакон Василий Юферев (фонд 574, опись 1, д 11 стр.133-201).
1 сентября 1843 г. открылась школа для девочек. Законоучитель – священник Александр Амосов и учительница Людмила Юферева (фонд 205, опись 2, дело 183).
С введением земских учреждений земство взяло под свой контроль народное образование, и вообще жизнь стала быстро налаживаться. Учитывая желание сельского населения в обучении своих детей грамоте, земство отпускало большие суммы на строительство новых школ в деревнях и сёлах. В 1868 г. в селе земством было построено двухэтажное здание. Мальчики занимали второй этаж, а девочки – первый. В 1872 г. это училище было преобразовано в двухклассное училище с пятигодичным сроком обучения.
Желающих получить образование становится всё больше и больше. Количество учеников на 1 учителя доходит от 52 до 97 человек. Это говорит о том, как необходима стала школа в жизни населения.
«Только будь усерден наставник – классы истобенских училищ всегда будут полны!», - говорил гласный уездного земского собрания Зонов.
Надо отметить, что среди населения школы пользуются большим уважением, занятия проводятся на высоком уровне.
В феврале 1889 г. из двухклассного училища было выделено новое начальное училище с тремя классными отделениями, в школе уже учатся 698 учеников. Школьное образование оказывает большое влияние на нравственность. В Истобенской волости крестьяне сознательно относятся к своим обязанностям, исправно оплачивают подати. В Истобенске нет ни одного случая воровства и насилия.
В 1913 году земством была разработана школьная сеть всеобщего школьного бесплатного обучения с ежегодным строительством 5-6 школ в деревнях и сёлах. В 1895 г. для Истобенска было решено построить новое здание для двухклассного училища, а в 1902 г. здание на речке Ярыжихе было готово. Оно состояло из 5 классных комнат, зала на 247 кв. м., комнаты для учителей и рассчитано на 246 чел. Это было самое современное здание.
С ростом количества школ росла и потребность в учителях. Орловская прогимназия уже не могла обеспечить уезд учителями и прогимназия была преобразована в гимназию. Число учениц возросло с 187 до 659, и кадровый вопрос был решён (журнал 11 очередной сессии 1877 г.)
Рядом с главным зданием в 1903 г. было построено здание ремесленных мастерских. Были сначала классы переплётного мастерства, а с 1880 г. преобразованы в столярно-токарные. Мастерские при школах начали строиться с 1 декабря 1873 г., после разрешения попечителя Казанского учебного округа.
Школ всё равно не хватало. После революции 1917 г. под школьные здания были отданы дома так называемых кулацких хозяев. Под раскулачивание попал и первый гармонный мастер – Данила Нелюбин. Школу так и называли - «нелюбинская». Под школу было отдано и здание волостного правления.
Сохранились фамилии учителей, работавших в разное время в Истобенске:
Василий Иванович Сушков, Азарий Курочкин, Михаил Яковлевич Шулятиков, Иван Петрович Селиваноский, Мария Чернышёва, Наталья Николаевна Рябинина, Мария Отрыганьева, Павел Николаевич Халтурин, Елена НеофитовнаТихоницкая, Римма Алексеевна Корчёмкина, Фаина Николаевна Князева.
23 июля 1914 г. волостной сход Истобенской волости Орловского уезда ходатайствует перед Орловским земским собрании об открытии в Истобенске земской библиотеки-читальни. Хотя в селе и имеется волостная библиотека, но она не удовлетворяет всем требованиям: нет читального зала. Управа ходатайство удовлетворила, тем более что общественная библиотека в Истобенске открыта по инициативе и на средства жителей, и выделила кредит на строительство земской библиотеки-читальни, взяв библиотеку на своё содержание.
Также был отпущен кредит на приобретение книг. Все жители села с удовольствием пользовались этой богатой и удобной библиотекой.
В 1902 г. на берегу Вятки был построен народный дом – центр культурно-массовой работы на селе.
Возглавлял его Шевнин Александр Николаевич, секретарь волисполкома. Из местной молодёжи и учителей – любителей драматического искусства и концертов был организован кружок. Руководил им режиссёр Мошкин Александр Николаевич.
Программы составляли сами, приноравливаясь к событиям времени.
Сохранилась программа и фото состава коллектива.
Это было время наших отцов и матерей. По их рассказам можно было окунуться в то время и судить о роли концертов и постановок.
Истобяне любили ходить на эти концерты и представления. Моя мама со смехом часто рассказывала о том или ином понравившемся представлении. Когда началась кооперация торговли, со сцены уже звучало:
«Что ты, Машка, одурела,
Буду ль я лапти носить.
Я могу в кооперативе
Сапожки хромовы купить».
На комсомольское движение звучала уже другая частушка:
«Ты, товарищ, пиво варишь,
А я самогоночку,
Ты простую девку любишь,
А я комсомолочку»!
Моё поколение ходило на танцы и концерты в уже другой клуб. Народный дом из-за ветхости в 1936 г. был переведён в старинное кирпичное здание, а в 1964 г. построен новый типовой Дом культуры.
В 1974 г. в селе начал свою работу краеведческий музей, в котором насчитывается более 1 тыс. экспонатов.
В Истобенске работал фельдшер-гомеопат Васильев, который содержался истобенским обществом за свой счет (журнал 9 очередной сессии за 1875 г.).
Культура и быт истобенцев тесно был связан с религией.
По воспоминаниям очевидцев истобяне, как мужчины, так и женщины - религиозны. Церкви села всегда полны народа: летом – женщинами, молящимися «О плавающих и путешествующих». Зимой – мужчинами и женщинами, которые просят бога о благополучном пути для отправляющихся в плавание речников (И. П. Селивановский).
«Тот, кто хотя бы раз бывал в обеих церквях с. Истобенска, не может не вынести самого отрадного впечатления, как от стройного хорового пения, составленного из учащихся и учившихся, так и от того благоговейного молитвословия крестьян, которое совершенно невольно передаётся от одного к другому, превращаясь в поток задушевной тихой молитвы» — такое воспоминание оставил Александр Антипьевич Зонов – гласный от Истобенского общества в Орловском земском собрании.
В одной из церквей Истобенска – Никольской - до революции 1917 г. для учащихся и учителей было отведено специальное место. Лучшим проявлением почтения религии для населения является церковь, отличающаяся как изяществом постройки, так и всем великолепием внутренней отделки.
Обе церкви с. Истобенска - красивейшие памятники архитектуры 18-19 веков, придающие селу запоминающийся вид.
Жители Истобенска бывали в Иерусалиме, на Афон-горе, в Троицко-Сергиевой Лавре и др. святых местах. Принимали активное участие в Великорецких ходах, да ещё за собой вели жертвенных барашков.
Крестные ходы установлены по религиозным убеждениям или особым знамениям. К одному из таких ходов относится и Великорецкий, который в настоящее время проходит с 3 июня по 8 июня ежегодно. С чудотворным образом Святителя Николая многотысячные толпы паломников отправляются из г. Кирова и идут до с. Великорецкого. Ходы должны быть ежегодными, но это не всегда выполнялось. По просьбе и жалобам народа в 1730 г. Самодержицей Всероссийской Анной Иоановной «повелено установить прежнее богомоление и прежние ходы».
Второй ход – Низовой - совершается погодно – в один год из Кафедрального собора с образом Св.Николая, в другой – из Спасского собора с образом Спасителя.
Началом Низового хода считается 1552 год. В рукописи Кафедрального собора сохранилась запись, что с Образом Христа Спасителя были в Истобенске в 1655 г. 14 сентября, 27 сентября того же года – в Котельниче и Кукарке. В обратном пути шли пешком, а где можно проводились богослужения в селах и деревнях. В Орлове ход был в 1588 году (Вятская учёная архивная комиссия 1909 г.).
Эта фотография имитирует битву у Истобенска 27 июля 2013 г. в день проведения праздника «Огурца». Показан кусочек битвы.
В народном сказании существуют две версии об этой битве. В первой говорится, что битва произошла в 1379 г. между рязановцами и устюжанами, силы которых должны объединиться в районе Истобенска против участившихся набегов татар. Встреча произошла ночью. Встретившиеся дружины приняли друг друга за врага. Завязалась битва. Утром, разобравшись в своей непоправимой ошибке, собрали погибших с поля боя, захоронили, а на месте захоронения срубили часовню и оставили образ Св.Николая, который был привезён с собой устюжанами.
Имена погибших записали в поминальные церковные книги и завещали потомкам помнить и чтить память о павших в бою.
Другое предание гласит, что битва произошла между вятчанами и устюжанами в период присоединения вятской земли к Московскому государству. Вятчане не хотели присоединяться к Москве, и ей пришлось усмирять их силой. На подавление вятского мятежа и были высланы отряды устюжан. Сражение было жестоким. Поле сражения было довольно большое: от Живоменского (Тиваненского) городища по берегу р. Вятки до речки Ярыжихи, впадающей в Вятку. Погибло около 7 тыс. ратников. Сражение произошло на Троицкой неделе (в некоторых источниках – перед Троицей).
Какое сражение люди помнили и передавали из поколения в поколение, сказать трудно, но что битва была — в этом сомнения нет. Об этом говорят находки, собранные на поле битвы – наконечники стрел, копья, бердыши (оружие русского типа русских ратников).
Но так как сражение произошло на Троицкой неделе – празднование Троицы пришлось перенести. Истобяне до сих пор отмечают этот праздник позднее.
На месте старой часовни в 1702 году срубили новую часовню. Каменная часовня воздвигнута в 1855 г. в честь Св.Николая. Древнее резное изображение Св.Николая находилось в самой часовне. Эта часовня является памятником воинам.
До самой революции 1917 г. по древним синодикам в последнюю субботу на Троицкой неделе проводились ежегодные поминания павших воинов. В этот день собирались у часовни люди со всей истобенской волости, справляли молебны по своим умершим родственникам.
О битве в районе Истобенска печаталось в Губернских ведомостях за 1865 г. №21.
Идея празднования «Дня огурца» пришла не сразу, но решили попробовать и сейчас, начиная с 1997 года, этот праздник стал ежегодным. Получилось!
И вот уже второе десятилетие праздник радует не только истобян.
На праздник приезжают различные ансамбли. Здесь и Докучаев со своими «Охальниками», «Хлыновские бояре», коллективы художественной самодеятельности из др. регионов. Под весёлые наигрыши местных гармонистов и задорные песни и пляски участниц народных коллективов празднование «Истобенского огурца» длится до самого утра.
Делаю вывод:
1. В недалёком прошлом г. Орлов и Орловский уезд считались самыми просвещёнными в Вятской губернии. Просвещённость – это в первую очередь грамотность населения, это культура речи, культура поведения. Село Истобенск долгое время входило в состав Орловского уезда.
2. Школа пользовалась огромным уважением среди местного населения. По мере роста грамотности, стиралась грань «мнимого неравенства» - не стало крестьян, не стало и селян, - все стали истобяне.
3. Живоменское (Тиваненское) городище по археологическим данным относится к VII-III векам до нашей эры. Располагалось здесь Ананьинское племя. Ананьинцы являлись предками марийцев и удмуртов.
4. В 1997 году в Истобенске появилось культурное мероприятие – праздник «Истобенский огурец». Вот уже семнадцать лет каждую последнюю субботу июля Истобенск собирает тысячи людей, творческие коллективы песенников, гармонистов, чтецов и танцоров.
5. Просвещённость – это память об ушедшем времени, о событиях, о знаменитых людях, которых мы должны помнить и чтить.