Шестерня Алевтина
Избранные произведения связанные с селом и его жителями.
Село Истобенск – очаг образованности и культуры.
- Подробности
- Опубликовано 25.01.2020 22:40
Орлов просвещённый: народное образование и культура.
Пятые литературно-краеведческие чтения. Орлов, 2014 г.
Шестерня Алевтина Аркадьевна, краевед, д.Моржи.
Село Истобенск – очаг образованности и культуры Орловского уезда Вятской губернии.
В недалёком прошлом г. Орлов и Орловский уезд были самыми просвещёнными в Вятской губернии.
Просвещённость - это память об ушедшем времени, событиях, о которых мы должны знать и помнить. Просвещённость – это грамотность населения.
В то время в Орловский уезд входило и с. Истобенск – самый крупный населённый пункт в Орловском уезде. В 1859 г. в нём насчитывалось 236 дворов с населением в 1300 чел.
Немного о селе: по ходатайству крестьян в 1822 г. был вручен указ и выдан план застройки села. По новой планировке ему отводилось 74 га. земли. Село было разбито на 55 квадратов, расположенных на 6 улицах, идущих параллельно р. Вятке. Их пересекали 11 переулков. Квадраты разбивались на 4 одинаковых участка. Против Никольской и Троицкой церквей было отведено место под площади, где проводились торги, ярмарки и сходы.
Очевидец тех лет, учитель двухклассного училища Иван Петрович Селивановский писал:
«Дома в селе, их внутренняя обстановка, носят характер мещанский средней зажиточности. Истобенцы строят большие избы в 4-5 комнат и стоят вообще красиво, приноравливаясь к устройству домов в городе. Домашнее убранство приличное. В любом доме приличная обстановка, в комнатах опрятность и чистота. 20% домов – двухэтажные».
Село имеет немало красивых строений.
Две каменные церкви, расположенные по концам села, придают ему вид порядочного уездного города, – так писали о селе «Вятские губернские ведомости» в 1865 году.
Жители с. Истобенска называют себя «селянами», а прочих жителей «крестьянами». Истобенцы – народ бывалый и денежный, считают себя выше крестьян, и даже браки с ними не заключают. Крестьяне тоже их не жалуют и называют их «гагарами» (рукопись Х-1-61 №35 Е.М.Соловьёв – 1876 г.).
Устав народных училищ, изданный Екатериной II в 1786 г. до населения «шёл» очень долго. Ещё до официального открытия училищ истобенские дети (независимо село или деревня), учились у лиц церковного звания, грамотных людей. Один только Егор Савич обучал до 50 детей.
22 апреля 1841 г. в Истобенском сельском обществе открыта школа народного образования. Обучалось в ней 98 мальчиков. Учитель – священник Александр Попов и его помощник диакон Василий Юферев (фонд 574, опись 1, д 11 стр.133-201).
1 сентября 1843 г. открылась школа для девочек. Законоучитель – священник Александр Амосов и учительница Людмила Юферева (фонд 205, опись 2, дело 183).
С введением земских учреждений земство взяло под свой контроль народное образование, и вообще жизнь стала быстро налаживаться. Учитывая желание сельского населения в обучении своих детей грамоте, земство отпускало большие суммы на строительство новых школ в деревнях и сёлах. В 1868 г. в селе земством было построено двухэтажное здание. Мальчики занимали второй этаж, а девочки – первый. В 1872 г. это училище было преобразовано в двухклассное училище с пятигодичным сроком обучения.
Желающих получить образование становится всё больше и больше. Количество учеников на 1 учителя доходит от 52 до 97 человек. Это говорит о том, как необходима стала школа в жизни населения.
«Только будь усерден наставник – классы истобенских училищ всегда будут полны!», - говорил гласный уездного земского собрания Зонов.
Надо отметить, что среди населения школы пользуются большим уважением, занятия проводятся на высоком уровне.
В феврале 1889 г. из двухклассного училища было выделено новое начальное училище с тремя классными отделениями, в школе уже учатся 698 учеников. Школьное образование оказывает большое влияние на нравственность. В Истобенской волости крестьяне сознательно относятся к своим обязанностям, исправно оплачивают подати. В Истобенске нет ни одного случая воровства и насилия.
В 1913 году земством была разработана школьная сеть всеобщего школьного бесплатного обучения с ежегодным строительством 5-6 школ в деревнях и сёлах. В 1895 г. для Истобенска было решено построить новое здание для двухклассного училища, а в 1902 г. здание на речке Ярыжихе было готово. Оно состояло из 5 классных комнат, зала на 247 кв. м., комнаты для учителей и рассчитано на 246 чел. Это было самое современное здание.
С ростом количества школ росла и потребность в учителях. Орловская прогимназия уже не могла обеспечить уезд учителями и прогимназия была преобразована в гимназию. Число учениц возросло с 187 до 659, и кадровый вопрос был решён (журнал 11 очередной сессии 1877 г.)
Рядом с главным зданием в 1903 г. было построено здание ремесленных мастерских. Были сначала классы переплётного мастерства, а с 1880 г. преобразованы в столярно-токарные. Мастерские при школах начали строиться с 1 декабря 1873 г., после разрешения попечителя Казанского учебного округа.
Школ всё равно не хватало. После революции 1917 г. под школьные здания были отданы дома так называемых кулацких хозяев. Под раскулачивание попал и первый гармонный мастер – Данила Нелюбин. Школу так и называли - «нелюбинская». Под школу было отдано и здание волостного правления.
Сохранились фамилии учителей, работавших в разное время в Истобенске:
Василий Иванович Сушков, Азарий Курочкин, Михаил Яковлевич Шулятиков, Иван Петрович Селиваноский, Мария Чернышёва, Наталья Николаевна Рябинина, Мария Отрыганьева, Павел Николаевич Халтурин, Елена НеофитовнаТихоницкая, Римма Алексеевна Корчёмкина, Фаина Николаевна Князева.
23 июля 1914 г. волостной сход Истобенской волости Орловского уезда ходатайствует перед Орловским земским собрании об открытии в Истобенске земской библиотеки-читальни. Хотя в селе и имеется волостная библиотека, но она не удовлетворяет всем требованиям: нет читального зала. Управа ходатайство удовлетворила, тем более что общественная библиотека в Истобенске открыта по инициативе и на средства жителей, и выделила кредит на строительство земской библиотеки-читальни, взяв библиотеку на своё содержание.
Также был отпущен кредит на приобретение книг. Все жители села с удовольствием пользовались этой богатой и удобной библиотекой.
В 1902 г. на берегу Вятки был построен народный дом – центр культурно-массовой работы на селе.
Возглавлял его Шевнин Александр Николаевич, секретарь волисполкома. Из местной молодёжи и учителей – любителей драматического искусства и концертов был организован кружок. Руководил им режиссёр Мошкин Александр Николаевич.
Программы составляли сами, приноравливаясь к событиям времени.
Сохранилась программа и фото состава коллектива.
Это было время наших отцов и матерей. По их рассказам можно было окунуться в то время и судить о роли концертов и постановок.
Истобяне любили ходить на эти концерты и представления. Моя мама со смехом часто рассказывала о том или ином понравившемся представлении. Когда началась кооперация торговли, со сцены уже звучало:
«Что ты, Машка, одурела,
Буду ль я лапти носить.
Я могу в кооперативе
Сапожки хромовы купить».
На комсомольское движение звучала уже другая частушка:
«Ты, товарищ, пиво варишь,
А я самогоночку,
Ты простую девку любишь,
А я комсомолочку»!
Моё поколение ходило на танцы и концерты в уже другой клуб. Народный дом из-за ветхости в 1936 г. был переведён в старинное кирпичное здание, а в 1964 г. построен новый типовой Дом культуры.
В 1974 г. в селе начал свою работу краеведческий музей, в котором насчитывается более 1 тыс. экспонатов.
В Истобенске работал фельдшер-гомеопат Васильев, который содержался истобенским обществом за свой счет (журнал 9 очередной сессии за 1875 г.).
Культура и быт истобенцев тесно был связан с религией.
По воспоминаниям очевидцев истобяне, как мужчины, так и женщины - религиозны. Церкви села всегда полны народа: летом – женщинами, молящимися «О плавающих и путешествующих». Зимой – мужчинами и женщинами, которые просят бога о благополучном пути для отправляющихся в плавание речников (И. П. Селивановский).
«Тот, кто хотя бы раз бывал в обеих церквях с. Истобенска, не может не вынести самого отрадного впечатления, как от стройного хорового пения, составленного из учащихся и учившихся, так и от того благоговейного молитвословия крестьян, которое совершенно невольно передаётся от одного к другому, превращаясь в поток задушевной тихой молитвы» — такое воспоминание оставил Александр Антипьевич Зонов – гласный от Истобенского общества в Орловском земском собрании.
В одной из церквей Истобенска – Никольской - до революции 1917 г. для учащихся и учителей было отведено специальное место. Лучшим проявлением почтения религии для населения является церковь, отличающаяся как изяществом постройки, так и всем великолепием внутренней отделки.
Обе церкви с. Истобенска - красивейшие памятники архитектуры 18-19 веков, придающие селу запоминающийся вид.
Жители Истобенска бывали в Иерусалиме, на Афон-горе, в Троицко-Сергиевой Лавре и др. святых местах. Принимали активное участие в Великорецких ходах, да ещё за собой вели жертвенных барашков.
Крестные ходы установлены по религиозным убеждениям или особым знамениям. К одному из таких ходов относится и Великорецкий, который в настоящее время проходит с 3 июня по 8 июня ежегодно. С чудотворным образом Святителя Николая многотысячные толпы паломников отправляются из г. Кирова и идут до с. Великорецкого. Ходы должны быть ежегодными, но это не всегда выполнялось. По просьбе и жалобам народа в 1730 г. Самодержицей Всероссийской Анной Иоановной «повелено установить прежнее богомоление и прежние ходы».
Второй ход – Низовой - совершается погодно – в один год из Кафедрального собора с образом Св.Николая, в другой – из Спасского собора с образом Спасителя.
Началом Низового хода считается 1552 год. В рукописи Кафедрального собора сохранилась запись, что с Образом Христа Спасителя были в Истобенске в 1655 г. 14 сентября, 27 сентября того же года – в Котельниче и Кукарке. В обратном пути шли пешком, а где можно проводились богослужения в селах и деревнях. В Орлове ход был в 1588 году (Вятская учёная архивная комиссия 1909 г.).
Эта фотография имитирует битву у Истобенска 27 июля 2013 г. в день проведения праздника «Огурца». Показан кусочек битвы.
В народном сказании существуют две версии об этой битве. В первой говорится, что битва произошла в 1379 г. между рязановцами и устюжанами, силы которых должны объединиться в районе Истобенска против участившихся набегов татар. Встреча произошла ночью. Встретившиеся дружины приняли друг друга за врага. Завязалась битва. Утром, разобравшись в своей непоправимой ошибке, собрали погибших с поля боя, захоронили, а на месте захоронения срубили часовню и оставили образ Св.Николая, который был привезён с собой устюжанами.
Имена погибших записали в поминальные церковные книги и завещали потомкам помнить и чтить память о павших в бою.
Другое предание гласит, что битва произошла между вятчанами и устюжанами в период присоединения вятской земли к Московскому государству. Вятчане не хотели присоединяться к Москве, и ей пришлось усмирять их силой. На подавление вятского мятежа и были высланы отряды устюжан. Сражение было жестоким. Поле сражения было довольно большое: от Живоменского (Тиваненского) городища по берегу р. Вятки до речки Ярыжихи, впадающей в Вятку. Погибло около 7 тыс. ратников. Сражение произошло на Троицкой неделе (в некоторых источниках – перед Троицей).
Какое сражение люди помнили и передавали из поколения в поколение, сказать трудно, но что битва была — в этом сомнения нет. Об этом говорят находки, собранные на поле битвы – наконечники стрел, копья, бердыши (оружие русского типа русских ратников).
Но так как сражение произошло на Троицкой неделе – празднование Троицы пришлось перенести. Истобяне до сих пор отмечают этот праздник позднее.
На месте старой часовни в 1702 году срубили новую часовню. Каменная часовня воздвигнута в 1855 г. в честь Св.Николая. Древнее резное изображение Св.Николая находилось в самой часовне. Эта часовня является памятником воинам.
До самой революции 1917 г. по древним синодикам в последнюю субботу на Троицкой неделе проводились ежегодные поминания павших воинов. В этот день собирались у часовни люди со всей истобенской волости, справляли молебны по своим умершим родственникам.
О битве в районе Истобенска печаталось в Губернских ведомостях за 1865 г. №21.
Идея празднования «Дня огурца» пришла не сразу, но решили попробовать и сейчас, начиная с 1997 года, этот праздник стал ежегодным. Получилось!
И вот уже второе десятилетие праздник радует не только истобян.
На праздник приезжают различные ансамбли. Здесь и Докучаев со своими «Охальниками», «Хлыновские бояре», коллективы художественной самодеятельности из др. регионов. Под весёлые наигрыши местных гармонистов и задорные песни и пляски участниц народных коллективов празднование «Истобенского огурца» длится до самого утра.
Делаю вывод:
1. В недалёком прошлом г. Орлов и Орловский уезд считались самыми просвещёнными в Вятской губернии. Просвещённость – это в первую очередь грамотность населения, это культура речи, культура поведения. Село Истобенск долгое время входило в состав Орловского уезда.
2. Школа пользовалась огромным уважением среди местного населения. По мере роста грамотности, стиралась грань «мнимого неравенства» - не стало крестьян, не стало и селян, - все стали истобяне.
3. Живоменское (Тиваненское) городище по археологическим данным относится к VII-III векам до нашей эры. Располагалось здесь Ананьинское племя. Ананьинцы являлись предками марийцев и удмуртов.
4. В 1997 году в Истобенске появилось культурное мероприятие – праздник «Истобенский огурец». Вот уже семнадцать лет каждую последнюю субботу июля Истобенск собирает тысячи людей, творческие коллективы песенников, гармонистов, чтецов и танцоров.
5. Просвещённость – это память об ушедшем времени, о событиях, о знаменитых людях, которых мы должны помнить и чтить.
Промыслы и ремесла Орловского уезда.
- Подробности
- Опубликовано 27.03.2025 20:56
Орловская централизованная библиотечная система
2020 – ГОД НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА ОРЛОВСКОГО УЕЗДА.
Автор: Шестерня Алевтина Аркадьевна, краевед д. Моржи Орловский район.
Основным источником существования жителей Орловского уезда было земледелие и, частично, животноводство. Но земля не всегда была надёжным источником, не всегда могла прокормить. Во время долгой зимы, когда нет полевых работ, люди были вынуждены искать дополнительный заработок, а заработок давали различные виды промыслов. Местные виды промыслов начали развиваться очень давно.
Особенно хорошо было развито мукомольное производство. Развитию этого промысла способствовало и то, что недалеко от г.Орлова в Колковской волости находились залежи превосходного жернового камня, там же проводилась его ломка и обработка. Значительное количество камня шло на изготовление жернов для мельниц и крупорушек. Это был самый востребованный вид промысла, так как мельницы и крупорушки были почти в каждой деревне, во всех волостях.
В одной Истобенской волости было 28 ветряных мельниц и 4 водяные мельницы. В Орлове были 1 водяная, 1 ветряная и 1 паровая мельница. У частных владельцев-наследников Дмитрия Отрыганьева — 2 ветряные мельницы. У купца второй гильдии Козьмы Саманова – 2 паровые и 1 конная мельница, а сколько их было по деревням Орловского уезда. Здесь же, в Колковской волости, в карьере проводилась ломка опочного камня (лёгкая и твердая пористая горная порода, богатая кремнезёмом). Из этого камня делали бруски и точильные камни.
Неплохо был развит кузнечный промысел. По сравнению с мельницами, кузниц не много, но они полностью обеспечивали потребности местного населения. В кузницах изготовляли ножи, крючки, гвозди, подковы для лошадей (а лошадей в Орловском уезде в 1858 году было 46746 голов, в самом Орлове было 179 лошадей). Ковали серпы, косы, топоры, молотки, скобы, шабалки (режущий инструмент, род стамески для выравнивания поверхностей металлических изделий), ральники (металлическая часть к сохе). Ремонтировали и изготовляли различные сельскохозяйственные машины.
В ведомостях о рукодельных промыслах за 1871 (фонд 574 опись 1 дело 293) значится: портничеством занимались как женщины, так и мужчины.
- Шьют азямы – долгий и полный крестьянский кафтан без бор из домотканины или сукна.
- Зипуны крестьянские – крытый из овчины тулуп, сторожевая шуба из собачины.
- Бекеты (бекеши) – верхняя одежда на меху.
- Полузипуны, полушубки простые, полушубки с вышивкой. Тулупы, платья, сарафаны, то есть все, что нужно для быта.
Портничеством занимались с очень давних времен. Этот промысел начал распространяться всё больше, особенно, когда с 1873 года во всех женских школах началось обучение рукоделию. Для обеспечения населения швейными машинами был организован склад швейных машин. Машины покупались сразу с завода и продавались населению в рассрочку.
Довольно широко было развито ткацкое ремесло. Прясть и ткать должны были уметь все женщины и девушки. Ткали холсты. Скатерти, полотенца, половики. Изготовляли бёрда для ткацких станков, ткацкие станки и все принадлежности необходимые в ткачестве. Для расширения видов ремесел и усовершенствования уже имеющихся, в Вятской губернии было решено более широко освоить ткацкое ремесло и ковроделие. В Вятку из Москвы была специально приглашена специалист по ткачеству и ковроделию Вера Андреевна Доливо-Добровольская. Под её руководством были организованы курсы и проведен набор желающих учиться этому ремеслу и в дальнейшем самим организовывать это ремесло на местах. От волостей были направлены желающие – так прибавился ещё один вид промысла.
Гончарное ремесло, как и портничество было развито с давних времён. Недалеко от посёлка Оричи находится небольшая деревня Пашуничи, так в этой деревне, в основном, все занимались изготовлением гончарных изделий.
Отличный материал для изготовления гончарных изделий был прямо под ногами. Свои прекрасные изделия – кувшины, крынки и горшки для молока, обеденную посуду, корчаги (большие ёмкости для запекания репы, свеклы, рощи, сусла и других надобностей), квашни, детские игрушки, глиняные расписные свистульки – продавались на всех базарах. Раньше даже такой праздник был — «свистунья», а про самих гончаров шутили, что не черти горшки обжигают, а те же Пашуничи.
Из женских промыслов наиболее распространенным были – изготовление салфеток, полотенец, головных уборов, вязание рукавиц, носков, чулок, плетение кружев. В 90-е годы 19-го столетия кружевоплетение получило очень широкое распространение. В 1892 году земство начало открывать школы кружевниц. Первая такая школа появилась в Кукарке.
Выпускницы после окончания школы направлялись в старинные центры кружевоплетения для организации на местах школ, в которых крестьянские девочки могли бы научиться мастерству кружевоплетения.
Занимались плетением корзин из ивовых прутьев. Чтобы поддержать этот вид промысла, земство специально в свои питомники для размножения и раздачи саженцев по деревням, выписывали саженцы ивы корзиночной из Саратовской губернии, из питомника имени Корбутовского.
Изготовляли из бересты бурачки (бидончики), в которых вода оставалась всегда холодной, даже очень жаркие дни. Занимались плетением пестерей – очень удобной тары для сбора ягод и грибов, плетением бахаров, лаптей – вся Русь деревенская ходила в лаптях, от мала до велика. Ещё в начале 20-го века лапти были не редкость.
Самыми состоятельными были речники. По окончании навигации мужчины привозили домой подарки – так появились стеариновые свечи, лампы, пилы, валенная обувь. Молодёжь стала одеваться по моде – длинные пальто с красными опоясками, лакированные сапоги, катаные из шерсти шапочки, то есть стал меняться деревенский быт.
В 40-х годах 19-го века получил развитие, очень редкий по тем временам, промысел – изготовление шкатулок из берёзового капа. Жителю села Истобенск Амвросию Ефимовичу Ковязину истобенский купец показал шкатулку из капа, работы слободского мастера Григория Макарова.
Амвросий не поверил, что шкатулка была из дерева – она была тяжелой и очень гладкой. Местный учитель, знавший о капе, объяснил, что это такое. Шкатулка Ковязина очень заинтересовала.
Амвросий с юных лет занимался столярной работой и столяром был отличным, своим ремеслом кормил свою семью. В саду у дома росли берёзы, но Амвросий на них не обнаружил никаких наростов. Но однажды, садясь под берёзу, он обратил внимание на утолщения с узловатыми вздутиями на корнях березы. Корни расходились от берёзы по поверхности земли, прежде чем уйти в землю. Учитель помог Амвросию вырубить один корень. На распиле рисунок был похож на кап, только более крупный и с чёрными точками, это был кап, но не стволовой, а корневой.
Шкатулки у мастера получились изумительной красоты, да ёще с секретом.
Люди не верили, что эти произведения создавал слепой мастер (Ковязин в детстве переболел оспой и лишился зрения).
На Руси давно знали этот красивый и очень прочный материал. Профессор Казанского университета М.Я. Киттари, писавший в 19-м веке о народных промыслах, отметил, что каповые наросты "только в этом краю (на Вятке) обратили на себя внимание находчивых жителей". Из капа выделывалась посуда, вятские охотники делали из них рукоятки к ножам, пороховницы курительные трубки. Но ощущалась нехватка в сырье, и как раз в это время Ковязиным был обнаружен кап на корнях берёзы.
Прослышав о новом ковязинском материале — корешке, каповщики стали копировать его шкатулки и выдавать их при продаже за работу Ковязина. Чтобы оградить себя от конкурентов поддельщиков, Ковязин выхлопотал у земского начальства печатное свидетельство. На каждую шкатулку (на крышку с внутренней стороны) он наклеивал свою этикетку.
В 1863 году в июле окружное Управление государственного имущества выдало охранное свидетельство на изготовление шкатулок с секретами крестьянину, слепому мастеру Ковязину А.Е. из села Истобенск орловского уезда.
В 40-х же годах 19-го века получил широкое распространение гармонный промысел. Кустарь из Истобенска (до 1929 года село Истобенск и весь Оричевский район входил в состав Орловского уезда) Данила Карпович Нелюбин положил начало развитию этого промысла.
Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде Данила купил гармошку работы тульских мастеров, но она быстро вышла из строя — сломался один голос. Ремонтировать гармошки никто не умел и поэтому Данила при случае побывал в Нижнем со своей гармошкой. При магазине, где он покупал гармошку работал мастер по ремонту вышедших из строя инструментов. У него Данила и научился ремонту, а потом стал и сам изготовлять инструменты. Мало того, пытливый мастер ещё и усовершенствовал гармошку, заменив железные голосовые пластинки на латунные. Технологию изготовления он держал в секрете, так как его работа приносила ему хороший заработок. Опасаясь конкуренции, при посторонних Данила никогда не работал. Но в ту пору по деревням ходил мальчик – сирота лет 12-13 Иван Жоржа (таким прозвищем наградили его местные жители за то, что он сильно картавил). Настоящее его имя Иван Кирьянович Крылосов из деревни Крысовы Истобенской волости. Этот Иван часто заходил к Нелюбину и подолгу сидел у него, смотрел, как Данила работал, а иногда спрашивал, что его интересовало. Данила нисколько не опасался этого мальчика. Со временем Иван обстоятельно изучил технологию изготовления гармоней и вскоре сам стал их изготовлять, и даже учил других. Данила понял, что дальше скрывать опыт – нет смысла, и стал помогать желающим изучать это ремесло.
Гармонное дело стало быстро распространяться по волостям Орловского уезда. А затем и по губернии. Гармоншики появились в Левинской (Халтуринской), Колковской, Коврижской волостях. Недалеко от города Орлова в деревне Новосёловы, так же работал замечательный мастер — гармонщик, кустарь. Но довольно длительный период лучшими и более известными были Истобенские мастера. Здесь делались гармошки стоимостью 25 рублей. Более дорогие экземпляры отличались чистотой отделки, красивой оклейкой, бордюрами, тщательной полировкой, окраской и чистотой звука. Спрос на гармошки был высок, они отправлялись на базары в Поволжье. В Сибирь, на Урал, на Кавказ, в Венгрию, Монголию, Китай. Вятские гармошки на всемирных выставках получали первые призовые места.
В 1913 году была открыта мастерская по изготовлению гармоней в г.Орлове. Орловская мастерская не только делала гармошки на продажу, но и принимала заказы на их ремонт, вела посреднические операции с кустарями. В Орлове даже существовала лавка, в которой продавались исключительно гармошки и материалы по их изготовлению.
В 1938 году в городе Орлове была организована гармонная артель с годовым выпуском 1200-1800 гармоней. В 1963 году решением Облисполкома гармонное производство было ликвидировано. Но гармошка была всегда любима в народе, на ней всегда с удовольствием играли не только молодёжь, но и подростки и старики, а гармонист всегда был «первый парень на деревне».
Телевизионная передача Геннадия Заволокина "Играй гармонь любимая" доказала это много раз – жива гармонь задорная.
В 1999 году Геннадий Заволокин побывал в селе Истобенск, посетил дом первооткрывателя вятской гармошки Данилы Карповича Нелюбина. Юбилею вятской гармошки был посвящен праздник «Золотая десятка гармонистов на Вятке». 9 июля 1999 года этот праздник так же прошел в Истобенске.
Но самым распространенным видом промысла было бурлачество. Со словом «бурлачество» была связана вся судовая работа на реках и пристанях. Вывоз продукции заводов Демидова-Строгонова, растущего купечества, давало работу желающим и сотни мужчин уходили в отхожие промыслы со всех волостей Орловского уезда.
Особенно много мужчин уходило из Истобенской волости. Связано это было с малоземельем. Крестьяне Истобенской волости были самыми необеспеченными земельными угодьями. На 1 душу населения приходилось 1,88 десятин земли (1 десятина = 1,09га). Средняя обеспеченность по Орловскому уезду составляла 4,41 десятин. Малоземелье и определило жизненный уклад истобенских крестьян. Бурлачество давало основной доход. Работали на реках Восточной и Западной Сибири, на Вятке, на Волге, Двине, Иртыше, "ходили" по Амуру.
Если в 1871 году с Истобенской волости в бурлачестве находилось 153 человека, то в 1885 году их уже насчитывалось 868 человек. Мои деды и прадеды все были речники – лоцманы, капитаны, а дед Александр Петрович Еремин водил караваны судов (в трудовой книжке записано – караванный).
Даже в Энциклопедии Земли Вятской упоминается: Истобенские лоцманы водили караваны судов (Т З. стр.38). Истобенск считался селом сорока капитанов.
С этим видом промысла – отходничеством не считаться было нельзя, пресечь его так же нельзя, так как этот вид промысла складывался десятками лет и по сложившейся традиции Истобенск считался центром бурлачества.
Здесь, под селом в затоне ремонтировались транспорты, иногда даже зимовали запоздавшие пароходы. Сюда пароходовладельцы каждую зиму посылали своих вербовщиков для найма рабочих в водный транспорт. Слава истобенских бурлаков распространилась по всей России, они даже оплачивались выше, чем рабочие с других волостей. Это был самый почётный и доходный промысел и сотни мужчин с открытием навигации уходили из дома.
Так же, по сложившейся традиции, в праздник преполовения (середина между пасхой и троицей) в церквях служились специальные молебны о плавающих. К этому дню к Орлову подтягивались груженые суда, вставали на якорь в ожидании участия в освещении воды. Во время обряда, когда священник опустит крест в воду, с пароходов палили из пушек, на берегу, возле церквей было всеобщее ликование провожающих и собравшегося народа. После того, как отслужили молебен, пароходы снимались с якорей и продолжали свой путь.
Но незнание бухгалтерии и судового законоведения являлись главным препятствием для исполнения служебных обязанностей и 11 января 1894 года Истобенский сход «возбудил ходатайство об открытии классов речного судоходства при двухклассном училище.
Орловское земство сознавало, что улучшить этот промысел можно только одним путём: "Распространить среди населения необходимые для речного судоходства знания — открыть речное училище".
Ходатайство дошло до министра народного просвещения. Министр отнёсся с пониманием и сделал запрос, есть ли местные средства для открытия речных классов. Орловское земство решило принять на свое содержание речное училище. Земство, как и жители Истобенска, были уверены в открытии речных классов, была разработана программа обучения, ждали только решения.
Но в 1898 году попечитель Казанского учебного округа уведомил орловскую управу, что "Министерство народного просвещения, вследствие перемен в подведомственности мореходных классов, в настоящее время признаёт возможным лишь возбуждение вопроса об устройстве самостоятельного училища по судоходству, а не открытия при Истобенском училище".
И снова длительное время ходатайство ходило по разным инстанциям и только в 1911 году в Царском селе Николая 2 был подписан "Закон об учреждении речного училища второго разряда в г.Орлове Вятской губернии". Рукою императора написано "Быть по сему", и училище было открыто не в Истобенске, а в Орлове.
Для училища город выделил бесплатно дом, и 2 декабря 1911 года училище приняло в первый класс первые 15 человек. В 1912 году было принято уже 49 человек со сроком обучения 2 года. Первым начальником училища была назначена командир парохода "Нева" И. Любимова.
С 1914 года начальником был штурман дальнего плавания Виктор Петрович Таргонский. В 1919 году был последний выпуск. А в последствии на базе Орловского речного училища был создан Велико-Устюжский речной техникум.
А мужчины всё уходили и уходили каждую весну в отхожие промыслы, по уезду их насчитывалось до 38000 человек. Это отрицательно сказывалось на сельском хозяйстве, и чтобы уменьшить отток мужского населения в 1913 году Земством была разработана сеть кустарных мастерских, которую предполагалось закончить в течение 10 лет, то есть в 1923 году и "в будущем можно надеяться, что кустарное дело разовьется и будет служить основным источником крестьянам для существования и уменьшит отток в отхожие промыслы".
Согласно этого плана, Земство всеми доступными средствами, способствовало развитию кустарной промышленности с учетом местных условий во всех волостях уезда. На кустарное производство кустарям выдавались льготные суды на устройство и оборудование кузниц, маслобоек. Столярное и сундучное, сапожно – башмачное, скорняжное, шорное, колёсное, синильное производства, на изготовление валяной обуви, на изготовление пчеловодных принадлежностей, солодоварение, дегтярное, крахмальное, угольное производства, то есть на всё, в чем нуждалось население. Для обеспечения кустарей материалами для работы были организованы склады для продажи железа, кожевенного товара, чугуна, лака, масляных красок, стекла, инструментов. Отпуск этих товаров производился в кредит, за очень низкий процент. Земство помогало кустарям в сбыте товаров, организовывало и проводило выставки их работ. В кустарном промысле по Орловскому уезду работало 8117 человек. В одном кузнечном промысле работало 745 человек, в пчеловодстве 827, в изготовлении рогож 784 человека, немало было шерстобитов, которые ходили по деревням, предлагая свои услуги. В народе ещё помнится их хитрая уловка – у кого шаньги да блины — только ниточку тяни, а у кого щи с куском – так и шерсть клочком.
На выделке бересты и мочала работало 1548 человек и уже в скором времени появилось большое количество людей, обладающих различными ремеслами. Каких только умельцев не было – от трубочистов до художников, иконописцев и золотошвеек.
Значительное место в местных промыслах занимали изделия из древесины – столярные, бондарные изделия. Изготовлялись бочки, кадушки, деревянная расписная посуда, прялки и самопряхи, различные виды саней, сундуки расписные, сундуки, окованные разным железом, как кружевами.
Очень ценилась резьба по дереву. Для фантазии здесь был непочатый край. Из-под руки умельца, из любой обыденной вещи, выходило произведение искусства, украшали окна разными наличниками, делали красивые резные палисадники, входные двери, крылечки. Не забывали и про внутреннее убранство комнат – мебели с причудливой резьбой. Резчики, как никто, обладали искусством создавать уют. Каждая вещь радовала своей красотой и неповторимостью.
В конце 19-го столетия появился новый вид промысла – маслоделие. В 1889 году в Орлове была организована маслодельня. Сначала она располагалась в наёмном двухэтажном доме М. П. Булычева, а с 1-го апреля 1904 года переведена была в особняк П. И. Ваганова. Маслодельня имела учебную цель, окончившие курсы имели право открывать свои собственные маслодельни. В 1902 году практикантка из Истобенска Анна Тимофеевна Колупаева, по окончании годового срока обучения, с 8 января 1903 года начинает работать в своей маслодельне. "Крестьяне считают маслоделие доходным делом, покупают коров и посылают своих детей изучать маслоделие". В 1904 году маслодельни были уже в деревне Скурихины, в Истобенске, так же появилась Норинская маслодельня.
Орловская маслодельня организовала отделения маслоделен в волостях, что ускорило обучение мастеров на местах, а это способствовало открытию частных маслоделен по уезду.
Земство, как и всем кустарям, помогало маслоделам приобрести различные виды сепараторов от 25 ведер и меньше, выдавали ссуды на устройство частных маслоделен. Особенно быстро маслоделие стало развиваться с открытием в селе Истобенске земской учебно-показательной маслодельни.
К первому января 1914 года в Орловском уезде насчитывалось 56 частных маслоделен. Большее их число находилось в Истобенской волости, в которой имелось 16 заводов и 8 сливочных отделений.
Орловская маслодельня взяла на себя операции по сбыту масла от частников с торговыми фирмами. Вятка и Москва служили главными рынками сбыта. В Вятке продавалось только сливочное масло через "Заведение Репина, а в Москву отправлялись другие сорта масла – "экспортное", "парижское", "сладкое" через торговый дом "Братья Бландовы". Орловское масло нашло в Москве постоянный и неограниченный сбыт (39 очеред. земская сессия 1915 год).
В 1915 году земством была организована в селе Истобенск маслодельная артель. Артели был отпущен кредит на строительство спецзавода для изготовления масла и сыра.
Кроме того, при заводе были созданы постоянные курсы по подготовке мастеров-маслоделов, так как существующая учебно-показательная мастерская не в состоянии обеспечить растущие артельные маслодельные заводы. "Эти курсы будут обслуживать не только Орловский уезд, они будут носить общегубернский характер".
С приходом советской власти и ликвидацией частных маслоделен, этот национализированный завод стал единственным предприятием в Истобенске по переработке молока. Завод работал 77 лет, а в 1992 году был ликвидирован.