Банников
Избранные произведения связанные с селом и его жителями.
Заметки о селе Истобенском. Банников А. 1865 год.
- Подробности
- Опубликовано 26.03.2018 14:40
Вятские Губернские Ведомости. 1865 г. No 21.
Заметки о селе Истобенском.
Кто из вятчан не знает - или по крайней мере не слыхал - о селе Истобенском, ну хоть потому, что оно славно своею капустою? В этом отношении оно приобрело себе такую же почетную известность, как например, село Каракулино, в сарапульском уезде, либо село Ципьинское, в малмыжском, - своими огурцами. Но, кроме этой капустной специальности, село Истобенское имеет и еще некоторые особенности, которые отличают его от других сел орловского уезда.
Село Истобенское находится в 15 верстах от г. Орлова и стоит на левой стороне р. Вятки. Оно отлично спланировано, имеет не мало красивых строений и две, по концам села, каменные церкви; что, все вместе, придает селу вид порядочного уездного города. Жители села, кроме нескольких духовных лиц, почти исключительно - крестьяне. Всех жителей до 1300 душ; в том числе 600 муж. и до 700 жен. пола.
Самым важным обстоятельством, имевшим преимущественно влияние на весь быт истобенских жителей, было то, что они были совершенно лишены пользоваания пахотною землею, и у них по настоящее время нет во владении никакой земли, кроме сенокосной и одворичной. Это и было прежде всего главною причиною, почему жители села стали преимущественно заниматья судовою работою. Работа на судах на р. Вятке и особенно на Волге - их главный и единственный промысел, который доставляет мужской половине населения все средства к жизни и к уплате государственных повинностей. В эту работу из села отправляются не только взрослые мужчины, но и ребята свыше 14-летнего возраста. Так как самое положение побудило истобенцев избрать себе почти исключительно судоходную работу, то понятно, что они в делах по судоходству искуснее и опытнее других, и потому, как наиболее способные, предпочитаются судохозяевами крестьянам из других местностей. Как известные, кроме того, по своей воздержанности и трудолюбию, они преимущественно пред другими вятчанами принимаются компаниями пароходов и другими судоотправителями в прикащики, лоцманы, водоливы, и получают довольно порядочное жалование, вырабатывая иногда до 200 руб. в год на одно лицо.
Мужская половина населения живет в селе не более 5 месяцев, только в зимнюю пору; в другое же время года остаются в селе из мужчин разве некоторые, весьма немногие, крестьяне, в исключительных случаях, препятствующих им отправиться, да старики. Таким образом в течении более чем полугода село Истобенское представляет собою настоящее "царство женщин", управляющихся со своим хозяйством исключительно своими силами. Оставаясь без "мужиков", истобенские крестьянки не сидят дома без дела и посильно зарабатывают себе копейку разными работами. Кроме ухода за скотом, которого у истобенцев не мало, благодаря хорошим лугам, и кроме сенокоса, который производится почти исключительно одними женщинами, последние в особенности занимаются огородничеством и главные свои заботы посвещают ухаживанию за капустой. Пользуясь тем, что за недостатком пахотной земли, поселянам назначены пространные одворичные места, истобенские крестьянки почти все свои обширные огороды засаживают капустою и ухаживают за нею со всем усердием, получая за то и приличное вознаграждение. Урожай капусты каждый год вообще бывает довольно хороший, и капуста истобенская особенно хвалится по своей доброкачественности; она бывает крупна, крепка и приятна на вкус. Сбывается этот продукт как на месте, так и в гг. Орлове, котельниче и частию в Вятке, куда в значительном количестве доставляется рекою на лодках, и приносит доходу в год до 1800 руб., что в частности составит на каждый двор по 8 руб. 50 коп., получаемых исключительно женщинами.
Находясь в недальном расстоянии от Пищальской лесной дачи, истобенцы любят строить большие избы, в 3, 4, 5 комнат, и строят их вообще красиво, принаравливаясь к устройству домов в городах уездных. Домашнее убранство у них, сравнительно с жителями других сел орловского уезда, очень приличное: взойдите вы в любой дом, и вы везде увидите довольно приличную обстановку в комнатах, опрятность и чистоту. Для обстройки домов, в летнее время приходят в село Истобенское из разных мест опытные плотники; но и здесь постройками управляют преимущественно женщины. Истобенская женщина, за отсутствием мужчин, вообще исправляет все обязанности хозяина дома.
То довольство, в котором живут истобенские крестьяне, может быть, способствовало и тому, что здесь крестьяне очень охотно отдают детей своих в училище, чего нельзя сказать о крестьянах всего орловского уезда. Только будь усерден наставник - классы истобенского училища всегда будут набиты. Ныне в селе два училища: мужское 1-го разряда, где обучается иногда более 70 человек, и еще другое - для обучения девочек. Редкий дом в селе не имеет грамотного.
Заговорив о селе Истобенском, не можем оставить без внимания и его достопримечательностей. Назад тому около 70 лет здесь был на том самом месте, где теперь находится Троицкая церковь, мужской Истобенский монастырь, в свое время бывший в большом уважении у вятчан. В 1795 году он переведен в город Соликамск, пермской губернии, и стал с тех пор называться "истобенско-Соликамским". Никаких почти следов этого монастыря в селе ныне уже не видно. Кроме того, выше села, по течению реки, за оврагом, находится каменная часовня, постоенная по новому плану в 1855 году, вместо существующей еще, тут же рядом, деревянной часовни, устроенной в память так называемых "устюжских и рязановских родителей". Часовня существует на этом месте около 200 лет и получила начало, как говорит предание, по одному замечательному событию. В XVII столетии, гласит это предание, обитавшие в том прибрежьи, где стоит часовня, жители, так называемые "Рязановцы", будучи предупреждены от кого-то о приближении к ним шайки каких-то врагов, желавших отнять их землю, собрались в множестве, с жителями окрестных селений, и на том самом месте, где стоит часовня, стали ожидать своих неприятелей. Между тем большое число устюжских поселенцев, вознамерившихся искать места под поселение на прибрежьях реки Вятки, в тоже время спустились по реке Моломе до ее устья, и потом - вверх по течению реки вятки, и подошли до поселения "Рязановцев". Встревоженные появлением многолюдного сборища, "рязановцы" и их соседи, не разобрав дела, встретили устюжан, как неприятелей, и сделали на них жесткое нападение. Устюжане в свою очередь начали защищаться, и тогда завязалась страшная кровопролитная битва. Когда уже с общих сторон побито было множество народа, устюжане и вятчане разобрали в чем дело, но разумеется дела поправить было не возможно. Бились преимущественно "бердышами", имевшими вид длинного ножа, с широким и длинным лезвием, прикрепленным к небольшому черню, которые в последствии находили на том месте, с человеческими остатками. Предание далее продолжает, что по окончании битвы, местные жители, погоревав о своей ошибке, сделали обещание построить на этом месте часовню, и в ней в каждую после пасхи пред заговеньем субботу поминать погибших в этой брани воинов. Суббота и поныне весьма почитается местными и окрестными жителями, и в этот день с самого раннего утра собирается к часовне множество народа, для исправления молебнов и панихид, на которых пооминаются, как записано в синодике, "преставившиеся на брани воины Василий, Патрикий, Феадор, Иоанн (вероятно бывшие воеводами) и с ними семь тысяч убиенных".