• Главная
    • Схема
    • Все новости проекта.
  • История
    • Городище
    • Возникновение
    • Хронология
    • Переписи
    • События
    • Документы
  • Храмы
    • Троицкий монастырь
    • Никольская церковь
    • Троицкая церковь
    • Часовня
  • Карты
    • Географические карты
    • Топографические карты
    • Спутниковые снимки
    • Планы села
    • Схемы
  • Промыслы
    • Животноводство
    • Земледелие
    • Ремесленничество
    • Речной промысел
    • Рыболовство
    • Торговля
    • Золотодобыча
    • Заводчики
    • Извоз
  • Люди
    • Персоналии
      • Багаев Дмитрий
      • Багаев Максим
      • Безденежных Андрей
      • Гудин Андрей
      • Дуркина Афанасия
      • Кибардин Георгий
      • Ковязин Амвросий
      • Козлов Петр
      • Королев Дмитрий
      • Нелюбин Вячеслав
      • Нелюбин Данила
      • Пленков Василий
      • Рылов Аркадий
      • Стойлов Иван
      • Тулакин Кирилл
    • Воины
    • Жертвы террора
    • Чиновники
    • Священники
    • Судьбы
  • Галерея
    • Художники
      • Annabelle Danchee
      • Авинова Елена
      • Басина Виктория
      • Бочаров Тарас
      • Блинов Владимир
      • Братухин Геннадий
      • Быкова Юлия
      • Вершигоров Петр
      • Верюгин Л.
      • Дедова Татьяна
      • Дроздецкий Дмитрий
      • Жданов Валентин
      • Журавлев Олег
      • Зайцев Аркадий
      • Карасева Нелли
      • Меджлумян Анна
      • Неизвестный
      • Поликарпов Николай
      • Поляков Аркадий
      • Рукавишникова Наталия
      • Самсонова Лариса
      • Старкова Лидия
      • Туписов Михаил
      • Феофилактов О.
      • Шишков Юрий
      • Щепина Екатерина
    • Фотографы
      • Дуркин Дмитрий
      • Туманов Евгений
      • Yana Solovyeva
      • Yuriy
    • Фотогалерея
    • Рисунки
  • Литература
    • Альпидовский Андрей
    • Бажина Любовь
    • Банников
    • Бехтерев Олег
    • Вахонин Сергей
    • Зыков Иван
    • Зыков Николай
    • Королев Геннадий
    • Криушина Вера
    • Крысов Василий
    • Селивановский Иван
    • Соловьев Е.
    • Тулакин Виктор
    • Фокин Валерий
    • Шестерня Алевтина
    • Истобенский говор
    • Статьи с сайтов
  • Разное
    • Культура
    • Образование
    • Медицина
    • Инфраструктура

Часовня

Информация о легендарной часовне святителя Николая Можайского.



История часовни святителя Николая Можайского.

Подробности
Опубликовано 29.04.2011 23:02

2 04 01До самой революции в Истобенской округе бытовало предание о какой-то битве устюжан и рязанцев, происшедшей в древности на побережье около села. В память о ней в 1855 году на месте битвы была воздвигнута каменная часовня, поставленная взамен обветшавшей деревянной старинной часовни 1702 года. А до этой, утверждали старики, были еще более древние, сгнившие одна за другой. В часовне ежегодно проводились поминки по погибшим войнам.

Автор часовни – архитектор И.Т.Соловкин. Часовня удивительно проста: кубический объём с портиками. На западе классический портик активно выступает, на юге и севере они – ложные. Покрытие – купол на низком барабане и лантерна с небольшим шпилем, на нём – крест. Апсида циркульная. В плане получается квадрат и полукруг. Всё очень чётко выверено.

Легенда о битве нашла отражение в местной краеведческой литературе. Толкования ее различны. Однако в основе преданий старины лежат достоверные исторические факты и не об одном, а о двух разновременных исторических событиях, о двух сражениях, происшедших на истобенском побережье. Даль времен провела смешение этих двух событий истории Вятской земли.

Один из них, отмеченный летописями, разбойный поход 1379 года в Арскую землю атамана новгородских ушкуйников Рязана. Арянами звали удмуртские (вотские) племена татары. Земля арян в XIV веке начинались на средней Вятке, где археолагими открыто до 15 вотских поселений. Неверно относить эту землю лишь к городу Арску под Казанью, как об этом пишут ряд историков.

В Оричевском районе найдены археологами два поселения арян-удмуртов: Тиваненское городище, расположенное в двух километрах от села Истобенска, и городище на реке Быстрице, у Стрижей. Русские колонисты-первопроходцы, придя на Вятку, в том числе и на Истобенское левобережье, по праву сильного потеснили арян-удмуртов на их похотных, возделанных для хлебопашества землях и обложили арян данью.
И вот, когда в земли арян, принявшие на средней Вятке русское подданство, вторглись разбойные ватаги Рязана и пограбили арские поселения, а попутно русские деревни и села, вятские жители решили проучить незваных пришельцев. Было создано сборное войско. Разбойники, захватив большую добычу, остановились на зимовку до весенней распутицы в прибрежных деревнях Истобенской округи. С весенним вскрытием рек Вятки и Маломы ото льда рязановцы хотели уйти с награбленным добром на родину. Вятские ратники зимой 1379 года пришли на Истобенское побережье, напали на рязановцев, наголову разбили их, а самого атамана захватили в плен и, как говорят летописи, предали мучительной смертной казни.

В черту села Истобенска позднее вошла деревня Рязановская (Мошкины, Ярыгины), которая упоминалась в переписных книгах 1629 года. Название этой деревни ряд краеведов относят к имени атамана Рязана и к событиям 1379 года, связанным с этим именем. Да и легенда о древней битве у села Истобенска упорно утверждает, что это была битва "рязановцев", то есть воинов атамана Рязана, а не каких-то других.

Предание:
Обитатели села Истобенского, "Рязановцы", услышали раз, что на них идет какой-то враг; но вместо врага подошли к селу устюжане, которые, отыскивая место для поселения, через Молому пришли на Вятку. Рязановцы напали на них и произошло большое сражение (сражались бердышами - длинными ножами на палке). Над телами убитых впоследствии поставлена было часовня.

Другим историческим событием, нашедшим отражение в летописях и преданиях местной истории, явилась битва рати устюжан под руководством Анфала Никитина и вятчан, предводительствуемых Михайлом Рассохиным, в 1418 году в нескольких местах Вятской земли. Михаил Рассохин, московский наместник на Вятке, бывший двинский боярин, переметнувшийся на службу великому князю, в 1417 году по воле Москвы ходил походом против Новгорода Великого "с вятчины". Объединенная московская рать, в которую были включены устюжане и вятчане, потерпела поражение и понесла крупные потери. Много вятчан погибло.
Когда остатки разбитых вятских войск вернулось домой, бояре и богатые купцы спровоцировали волнение в городе Вятке и "отложились" от Москвы, перестав признавать ее власть. Михаил Рассохин изменил своему господину, великому князю, перешел на сторону крамольных феодалов Вятки. Следует заметить, что Вятка только незадолго до этих событий, в 1414 году, была взята "за себя" московским великим князем у потомков нижегородско-суздальских князей.

Узнав об измене своевольной Вятки, Василий I направляет против нее устюжан во главе с воеводой Анфалом Никитиным. Крупные сражения против сил – устюжан и вятчан – произошли у городов Вятки и Котельнича, под селами Гостеевским и Истобенском. Устюжские войска потерпели страшное поражение. Анфал, сын его Нестор, воеводы устюжан Василий. Федор, Патрикий, Иван, Стефан, Матвей, Григорий, Панкратий, Исакий и другие погибли в битвах на Вятской земле. Трупы Анфала и Нестора устюжане унесли с Вятки и захоронили в одном из селений на реке Андаре в Устюжской земле. А останки других войнов как вятчан, так и устюжан, были погребены в братских могилах.

Одно из захоронений погибших в боях связывают с церковной часовней села Истобенска. В память о сражениях 1418 года в ряде городов и сел Вятской губернии до революции по древним синодикам поминались погибшие с Анфалом "устюжские родители". Поминальный день в Вятке связывался с праздником "Свистутьи", в городе Котельниче он назывался Семиком. в Истобенске поминки павших с Анфалом воинов по монастырскому синодику, который нынче хранится в библиотеке В.И.Ленина в Москве, проводились в последнюю субботу на Троицыной неделе перед Петровым днем. Это был большой базарный праздник жителей села.

О сражениях на истобенском побережье в древности свидетельствуют находки жителей на легендарном поле битвы наконечников от стрел, остатков кольчуги в захоронениях русского типа у часовни, двух бердышей и других вещей.

2 04 07

2 04 07

Крестный ход. В субботу перед Троицыным днем, из церквей Троицкой и Николаевской, погодно, в часовню святителя Николая Можайского, устроенную, по преданию, на месте избиения устюжан и рязанцев.

Из статьи "Заметка о селе Истобенском" Банников А. Вятские Губернские Ведомости. 1865 г. No 21.:

"...выше села, по течению реки, за оврагом, находится каменная часовня, постоенная по новому плану в 1855 году, вместо существующей еще, тут же рядом, деревянной часовни, устроенной в память так называемых "устюжских и рязановских родителей". Часовня существует на этом месте около 200 лет и получила начало, как говорит предание, по одному замечательному событию. В XVII столетии, гласит это предание, обитавшие в том прибрежьи, где стоит часовня, жители, так называемые "Рязановцы", будучи предупреждены от кого-то о приближении к ним шайки каких-то врагов, желавших отнять их землю, собрались в множестве, с жителями окрестных селений, и на том самом месте, где стоит часовня, стали ожидать своих неприятелей. Между тем большое число устюжских поселенцев, вознамерившихся искать места под поселение на прибрежьях реки Вятки, в тоже время спустились по реке Моломе до ее устья, и потом - вверх по течению реки вятки, и подошли до поселения "Рязановцев". Встревоженные появлением многолюдного сборища, "рязановцы" и их соседи, не разобрав дела, встретили устюжан, как неприятелей, и сделали на них жесткое нападение. Устюжане в свою очередь начали защищаться, и тогда завязалась страшная кровопролитная битва. Когда уже с общих сторон побито было множество народа, устюжане и вятчане разобрали в чем дело, но разумеется дела поправить было не возможно. Бились преимущественно "бердышами", имевшими вид длинного ножа, с широким и длинным лезвием, прикрепленным к небольшому черню, которые в последствии находили на том месте, с человеческими остатками. Предание далее продолжает, что по окончании битвы, местные жители, погоревав о своей ошибке, сделали обещание построить на этом месте часовню, и в ней в каждую после пасхи пред заговеньем субботу поминать погибших в этой брани воинов. Суббота и поныне весьма почитается местными и окрестными жителями, и в этот день с самого раннего утра собирается к часовне множество народа, для исправления молебнов и панихид, на которых пооминаются, как записано в синодике, "преставившиеся на брани воины Василий, Патрикий, Феадор, Иоанн (вероятно бывшие воеводами) и с ними семь тысяч убиенных"."

Из книги Селивановский И.П. "Село Истобенское", Вятка, 1892 г.:
"...Часовня тоже каменная, находится на востоке от села, при устье р. Истобенки, на стрелке, посвящена святителю Николаю, древнее резное изображение котораго помещается в самой часовне. Эта часовня построена на месте побоища между устюжанами и рязанцами, почему представляется как бы памятником над павшими в этой битве воинами, о которых и служится здесь ежегодно панихида в "заговенную субботу", 1-ю после Троицы.

... Даже разсказ о бывшем побоище при селе Истобенском несколько характеризует бывшую роль Истобенска. Про побоище разсказывают так: рязанцы стояли в  Истобенске и поджидали своих союзников - устюжан. Устюжане ночью подплыли из-за реки к Истобенску и напали на рязанцев. Когда настало утро - бойцы узнали друг друга и прекратили битву. В битве пало много с той и другой стороны, убит был и один из предводителей. Союзники похоронили на берегу убитых, срубили над могилой часовню и оставили в ней образ свят. Николая, который был принесен с собой устюжанами. При размывании берега под часовней оказывались человеческие кости. Начало часовни действительно древнее. Еще в 1702 г., была на этом месте вместо старой часовни построена деревянная же новая, которая только в 1855 г. заменена была  каменной. Еще разсказывают, что многие, и довольно часто, видят по ночам в этой часовне свет, а раз один старик, стороживший "магазеи", видел даже человека, вошедшаго в часовню в светлых ризах, с сияющим лицом."

При советской власти в часовне был организован магазин по продаже керосина.

2 04 07

Сейчас часовня обезглавлена, обрушились и купол, и апсида. Практически трудно понять, что раньше было, если бы не подлинный чертёж. Его нашёл заведующий епархиальным архивом протоиерей Андрей Дудин и разрешил с ним ознакомиться. В результате студенты Вятского государственного университета сделали проект реконструкции. Даже макет выполнили. Можно сейчас восстановить часовню в прежнем виде.


1902 год. Часовни прихода с. Истобенское.

Подробности
Опубликовано 26.03.2018 18:53

Часовни прихода с. Истобенское Троицкой церкви за 1902 г.

Никольская каменная при с. Истобенском.
Часовня каменная построена в 1855 г. по указу Вятской духовой Консистории на общественные средства Троицкой и Николаевской церквей вместо обветшалой деревянной. Построена на месте убиения дружин устюжских и рязановских, приходивших на помощь вятчанам по грамоте вятского епископа Ионы, по просьбе старосты Елизарха Паглазова.
На 5 сажень кв., имеет форму церкви с куполом. Прочна.
Внутри часовни:
1. Образ св. Николая с чудесами резной работы, весьма древний.
2. Икона св. апостолов и евангелистов.
3. В куполе образ прп.Трифона и блаженного Прокопия вятских чудотворцев.
Празднества в этой часовне собираются в субботу троицкой мясопустной недели с принесением святых икон от обеих церквей погодно.


Надругательство.

Подробности
Опубликовано 06.05.2011 23:03

2 04 02

 

2 04 03

 

2 04 04

 

2 04 05

 

 

 

 

 

2 04 06

 

Автор проекта у часовни (80-е годы XX века).

2 04 11


Copyright © 2011,2012 ZSE Software Inc.

Free counters!