XVIII век.
- Подробности
- Опубликовано 29.04.2011 21:44
1701 год.
Старец Истобенского монастыря Моисей (Уваров) продал доставшуюся ему от брата Иоиля пожню Лобастовскую крестьянину Сильвестру Королеву.
1702 год.
Перепись монастырских и архиерейских вотчин.
Истобенская Троицкая пустынь.
шесть келей, а в тех кельях строи[тель?] м...ро диякон Исаия, иеромонах [Ки?]приян Ердяков, иеромонах Степан [М?]аслинников, монах Дорофей Коновалов, [мо]нах Деонисий Безбятых, монах Варфоло[ме]й Курбатов, монах Аврамий Савин, [мон]ах Ефрем Колчанев, монах Игнатий [Ов?]ечкин, монах Корнилий Цыбин, монах [Иг]натей Новиков, монах Лукиян Целишев, монах Конон Гребенев, монах Макарий Зыков, монах Аввакум Макутов, монах Фрол Мамаев, монах Варсонофий Канюков, монах Трифон Невзоров
...в том же монастыре хлебия новая и в предсеньем, а в хлебие живет хлебник строчной Аникей Багаев
...за тою пустынею подле ограды конушенной двор и коровей двор, а в том дворе изба да клеть с подклетом и живет в том дворе коровник Кирило Овчинников...
...Грамота Великого господина и государя святейшаго Филарета Патриарха Московского и Всеа Русии о строении на Вятке в Орловском уезде в Ыстобенской волости на старом городище над рекою Вяткою нового храма Святыя Троицы да в пределе Пресвятыя Богородицы...
С монастырских починков Багаевского и Хлыбовского в монастырские амбары в 1702 г. поступило 25 четв. ржи, 30 четв. овса и 4 четв. с осминой ячменя. Настоятель иерод. Исайя сообщал: "а сверх того питаемся мирским подаянием милостынею".
Состав братии Истобенского Троицкого монастыря: иеродиакон, два иеромонаха и 15 монахов.
Состав книжных собраний Истобенского Троицкого монастыря.
Численность братии - 18
Богослужебные книги.
Евангелие - 1
Апостол, Деяния Апостолов - 1
Псалтырь - 2
Часослов - 1
Служебные Минеи - 9
Служебник - 2
Ирмологий - 2
Октоих, Шестиднев - 4
Триоди постная - 2
Требник - 1
Обиход церковный - 1
Книга певчая праздники - 1
Святцы - 1
Церковное право.
Устав - 2
Житийная литература.
Пролог - 3
ВСЕГО - 35
в т.ч. печатных - 25, рукописных -7.
1703 год.
"1 мая взят был небольшой городок Ниеншанц, стороживший устье Невы. 18 мая закипела уже работа при устье Невы: началась постройка будущей столицы России - Петербурга; а 29 июня получен уже на Вятке указ. По именному своему указу великий государь указал с Поморских городов и с уездов, своих в.г. дворцовых, и с патриарших, архирейских, монастырских, церковных и всяких чинов с помещиковых, вотчинниковых, крестьянских, задворных и половничьих дворов, на которых и окладного стрелецкого хлеба не положено, со всех без обходно, по переписным книгам 1678 года, взять к 1704 году на дачу хлебного жалования ратным и работным людям хлебных запасов по осмине муки ржаной со двора и поставить к Ладогу в четвертных рагожных новых, мерных кулях, или в портяных мешках, на своих подводах, без переводно и неотложно сполна.
Роспись, с чьих поместий и вотчин запросной муки к Ладоге поставить:
Троицкого Истобенского монастыря с 15 двор. крестьянских. ..."
В начале года упоминается наставник Истобенского Троицкого монастыря строитель (настоятель в чине иеромонаха) Исайя, а в конце года – строитель иеромонах Ияков. Вероятно, это упомянутый в Синодике Истобенского монастыря 1716–1721 гг. строитель Иаков (Изергин).
На основании майской описи монастыря:
В монастыре был деревянный Троицкий храм с трапезой. В нем среди прочих икон выделялись два образа в честь Св. Троицы: первый в киоте с басмяным серебром по полям золоченым, второй – медной литой вызолочен на киоте, оклад басмяный с 17 серебряными и позолоченными венцами.
Иконостас был двухъярусным: в нижнем ярусе было 18 икон, в верхнем – 12 икон, посвященных церковным праздникам.
Внутреннее убранство было достаточно скромным: одежды напрестольные и на жертвенник были как из бархата, так и простой крашенины – крашенного льняного холста. Из облачений указаны только ветхие камчатые ризы и стихари. В церкви было только два деревянных подсвечника – «писаны на красках», железных и медных по бедности обители не было вовсе. Это же относится и к церковной утвари, которую обычно делали из серебра: потир, дискос, блюда и лжица были оловянными, а копие медным. Также оловянными были блюдо и чашка. Окна в церкви были слюдяными.
На входных Святых воротах вверху было 5 икон: Вседержитель, Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил (по аналогии с деисусным рядом иконостаса), на другой стороне преп. Трифон Вятский, столпник Петр, Алексей человек Божий и еще один святой. Колокольня была построена по традиционному для того времени типу – "на четырех столбах", с 4 колоколами весом 5 пудов без четверти, 3 пуда, 24 фунта и 16 фунтов. Также в монастыре была часовня в честь Трех святителей.
19 монашествующих и священник размещались в 6 кельях, примерно по 3–4 человека в келье. В монастыре была своя хлебня, где пек хлеб и просфоры хлебник Анисим. Из посуды в хлебне были 2 медные котла из красной меди весом по 4 фунта, медник объемом в ведро, железная сковорода, деревянных 20 ставцов и 50 ложек для братии. В казне хранилось 20 фунтов воска и 20 фунтов меда в туесе.
В приходно-расходной книге отмечалось, что хлеб сеется на Марадыковском починке и Пищальском раменье. Расход овса – братии, работникам и вкладчикам на квас, крупы и толокно, а также на корм скоту – 18 четвертей с осминой и четвериком, ячменя 1,5 четверти с четвериком, скотнику за работу выдано 5,5 четв. овса. Также 15 четв. овса ушло на братский обиход из мирского подаяния.
В амбаре и житницах хранилось оставшиеся к маю 10 осмин ржаной муки и зерном: 60 осмин ржи и 50 осмин ярового, 10 осмин овса и ячменя, а также купленных 30 батман [55] соли. Из инструментов было 6 "дроворубных" топоров и 20 кос. На конюшенном дворе было "деловых" коней 4 мерина и 2 кобылы "шерстью разны", 6 телят годовалых и полугодовых, 9 овец, 10 баранов.
Состав братии Истобенского Троицкого монастыря: иеродиакон и 18 монахов.
Доходы Истобенского Троицкого монастыря составили 14 руб. 39 коп., из которых мирское подаяние, свечные и медовые сборы составили 6 руб. 94 коп. (48,2%), оброчные с пашни - 7 руб. (48,6%), вымолоченные - 45 коп. Из собранного с вотчин хлеба было истрачено только 25 четв. зерна и еще 15 четв. из мирского подаяния, а в амбарах к маю оставалось 60 четв. зерна и 5 четв. муки с учетом запасов от прошлых лет . Что касается разведения скота, который был важен для питания, одежды и обработки земли, в "конюшенном и коровьем дворце" было 6 лошадей, 6 телят, 9 овец, 10 баранов. Сено косилось с двух прикладных пожен.
1704 год.
"Перевозы, которые по книгам из земской избы были на оброке, и которые отданы вновь из наддачи на откуп:
в Истобенской волости перевоз, платят 10 алт. 2 д. на год"
"На Вятке конские пошлины до 12 июля велено сбирать на вере, потому-что откупщиков никого не явилось.... в Истобенской волости - Королеву. И те сборщики с книгами и деньгами высланы к Москве. А по книгам их написано: с 1-го генваря 1704 г. по 1-е генв. 1705 г. конских пошлин собрано:
... в Истобенской волости 14 р. 18 алт.
А всего 411 руб. 2 алт."
1705 год.
Книга переписная тяглых крестьян и всяких чинов людей и половников и задворников и бобылей и годовых платещиков самих и детей, города Орлова и уезда, пищика Павла Пушкарева.
Погост Истобенской над рекою Вяткою, а на том погосте церковь во имя Николая чюдотворца, другая Козьмы и Домияна, а на том погосте дворы...
Всего на том Истобенском Николаевском погосте жилых дворов бобыльской 1, салдацкой 1, кузнеческой 1, крепостных дел подъячего 1, итого 4 двора, да пустых дворов избенков 41, да пустых дворовых мест под церковью и под площадью 18, да пустых же дворовых мест, что снесло рекою Вяткою вешними водами 13.
По сведениям Строева монастырем управлял строитель (настоятель в чине иеромонаха) Киприан, возможно, ранее упоминавшийся. "Бывший строитель Киприан" встречается и в Синодике Истобенского монастыря.
Священником Истобенской Никольской церкви с 1705 по 1710 год был Савиных Никифор Гаврилович.
1706 год.
Книга переписная половников и мельников и наемшиков и задворников Хлыновского, Орловского, Котельнического, Слободского уездов.
Истобенский тяглый стан
1706-го году книга Истобенского тяглого стану половником и мелником и задворником и наемшиком и детям их и внучатом и племянником
Всего восемь половников с семьями.
1709 год.
Книга переписная прежних выборов салдат, их детей и родственников в Хлынове, в пригородах и в уездах.
Города Орлова с уезды
Истобенской волости и станов
ВСЕГО - 104
1710 год.
Переписная книга 1710 года Вятского пригорода Орлова и уезда переписи стольника Степана Даниловича Траханиотова подводит результаты переписи:
И всего в Истобенском оброчном стану 3 погоста да четвертой Троицкого монастыря Пыщатцкого раменья в них церковничьих 16 дворов …
Да деревень и починков и займищ 81 в них дворов крестьянских 187 дворов …
Вдовьих и нищетцких и бобыльских 5 дворов …
Салдатцких и кузнецких 19 дворов …
Истобенского Троицкого монастыря крестьянских 13 дворов …
И всего церковничьих и крестьянских и вдовьих и нищетцких и салдатцких и кузнецких и Троицкого монастыря крестьянских 240 дворов в том числе вновь после переписных книг 186-го (1678) году один погост да 10 дворов в них людей мужеска полу 699 человек женска полу 739 человек
Да пустых дворов которые запустели после переписных книг 186-го году 9 деревень дворов и мест 172
Да пустых же которые запустели до переписных книг 186-го (1678) году 4 деревни да дворовых мест 49.
Книги переписные переписи стольника и воеводы Степана Даниловича Трахониотова 709-го и 710-го годов Хлынова города с пригоротки и с уезды новопостроенным дворам, которые построены после переписных книг 186-го году.
"Истобенского тяглого стану
Всего в Ыстобенском тяглом стану 2 деревни, крестьянских 2 двора, в них людей 8 человек
Истобенского оброчного стану
Всего в Ыстобенском оброчном стану деревень и починков 4, в них крестьянских 10 дворов, а во дворех людей 35 человек"
Во главе Истобенского Троицкого монастыря настоятель Иосиф в сане игумена. По монастырскому синодику известна его фамилия – Изергин, а также имена его родственников (иером. Павел, Тит, Терентий, Улита, Савва, Наталия, Агафия, Ульяния, Максим, Евдокия, Иоанн, схимница Христина, Марк, Лука, Иаков, иерей Иоанн, Соломония, Стефанида, Евдокия, Андрей, младенец Петр, Васса и др.). Состав братии: игумен и 19 монахов.
В Истобенской Никольской церкви священнослужители:
священник Мошкин Федор Леонтьевич;
дьякон Соснин Григорий Никитич;
дьякон Юферев Григорий Артемьевич;
пономарь Безсонов Матвей Федорович;
пономарь Мошкин Петр Александрович.
1714 год.
Вятская епархия в XVIII веке.
(Данныя для истории.)
"I. Епархия в первой четверти ХVIII века.
... Более наименований монастырских встречаем в указанной подписке под указом 1714 года. Здесь встречаем подписи настоятелей монастырей: архимандрита Успенскаго монастыря, что во граде Хлынове, игумена Истобенского Троицкаго, строителя Богородицкой пустыни, что на Тохтареве, Кунгурскаго уезда, монаха Лаврентия; попа г. Чердыни девичья Успенскаго монастыря.
... За Троицким Истобенским 15 дворов."
(Вятские епархиальные ведомости 1881 г. № 17 (1 Сентября))
1716 год.
Начал вестись Синодик Троицкого Истобенского монастыря Вятской епархии.
Переплет - доски в коже. На обороте нижней крышки владельческая запись: "Сия книга Троицкого монастыря казенная синодик". На лицевой: "Сей синодик Истобенского Троицкого монастыря... Подписал иерей Александр".
Заставка на 9 листе - орнамент стилизованных растительных форм с элементами подражания "старопечатной" чернофонной гравюре; в красках. Инициалы тонкие с орнаментальными отростками; чернила и киноварь. Вязь.
Содержит помянники великих князей и царей московских, великих княгинь и цариц, митрополитов киевских и московских, патриархов всероссийских, митрополитов казанских, архиеписковов Вятских и Великопермских, архимадритов Вятских, выпись "из Гранографа сиречь из летописца" о днях памяти и преставления великих князей московских, царей, цариц и их детей, общий помянник, помянники вселенских патриархов, поминальные списки отдельных родов, в том числе родов архиеписковов Вятских и Великопермских Ионы и Дионисия, родов игуменов, архимадритов, монахов, священников, дьяконов, боярина князя М.И. Лыкова, князя Г.А. Козловского, стольника А.А. Собакина, посадских людей, солдат, подьячих и пр.
1719 год.
Сказки об архиерейских крестьянах Хлыновского, Котельнического, Орловского уездов; о монастырских Каринской волости.
Истобенской Троицкий монастырь.
Починок казенной манастырской, а в нем строшные работники...
Всего в том монастыре выщеписанных работников 56 человек:
срочных работников от младенцов до 5 лет 13 человек,
от 5 до 10 лет 4 человека,
от 10 до 15 лет 4 человека,
от 15 до 20 лет 6 человек,
от 20 до 30 лет 8 человек,
от 30 до 40 лет 7 человек,
от 40 до 50 лет 5 человек,
от 50 до 60 лет 5 человек,
от 60 до 70 лет 2 человека,
от 70 до 80 лет 2 человека".
Ревизские сказки.
Истобенский тягловый стан
Всего в Ыстобенском тяглом стану пахотных кресьян и половников и бобылей 205 человек, а которые выше сего писанные половники живут на сроках и пашут ис половин[но]го хлеба и после сроков отъежают по своей воле кде кому угодно, а всякие великого государя доходы с пашен окупают окроме их половников владельцы.
Истобенский оброчный стан
Всего в Ыстобенском оброчном стану в трех волостех пахотных крестьян и половников, нищих и срочных казаков и салдацких рекрутных братей 1015 человек.
Истобенский Троицкий монастырь
Всего в том монастыре выщеписанных работников 56 человек.
Истобенского монастыря вотчина
Всего в той Истобенского монастыря в вотчине пахотных крестьян и срочных работников 166 человек.
1720 год.
Вторичные сказки Хлыновского, Орловского, Котельнического, Слободского, Шестаковского уездов. 1720 год.
"Истобенского села церкви святителя Николая
попа Федота Леонтьева сына Мошкина cын Федор 14 лет
дьячек Григорей Артемьев сын Юферев 54 лет, у него дети Ефим 22 лет, Петр 19 лет
пономарь Матвей Федотов сын Безсонов 32 лет, у него сын Артемей 8 лет
пономарь Петр Александров сын Мошкин 42 лет
сторожи Алексей Савинов сын Стойлов 35 лет, у него брат Савин 29 лет
просвирницы Марии Феоктистовской жены Савиных, у нея сын Козьма 27 лет"
Воеводской Канцелярии архивный приказ.
Из Истобенскаго оброчнаго стану Семен Лугининов заявил, что 3 июня вечером "пришли к нему неведомо какие воровске люди и отца ево Савина огнем зажгли до смерти, и ево Семена жгли ж, и домашних дубинами били на смерть, и пожитки пограбили"
По указу погребен попом Евфимием на Шалеговском погосте при Покровской церкви.
В Истобенском Троицком монастыре ежегодно собиралось по 380-400 копен сена, которое без остатка расходовалось монастырским лошадям и скоту.
1722 год.
Книга переписная государственных черносошных, монастырских крестьян, половников, старых полковых солдат, церковных причетников, разночинцев (сторожей) г. Орлова, Орловского, Истобинского тяглых и оброчных станов Орловского у. Вятской провинции.
Истобенского тяглово стана
Дворов - 36
Душ (муж. п.) - 703
Истобенского оброчного стану
Дворов - 302
Душ (муж. п.) - 2005
Истобенского Троицкого монастыря
Дворов - 15
Душ (муж. п.)- 169
Истобенский Троицкий монастырь получил от половников ржи - 30,5 четв., овса – 45 четв., ячменя – 4 четв.
1724 год.
По ведомости 1724 г. Истобенский Троицкий монастырь собирал с монастырских крестьян 22 руб. в год, с бобылей Заоградной слободки – 1,5 руб., с монастырских двух деревень, которыми владели в Истобенском стане Талицкой церкви поп Симеон Юферев и крестьянин Андрей Крылов, – 2 р. 70 к. в год. Указанные деньги употреблялись на покупку воска, ладана, церковного вина и необходимые братские расходы "бес чего в том монастыре пробыть невозможно". Деньги расходовались полностью, "а бывает и недостает". Также с монастырских крестьян ежегодно собиралось ржи по 30 четв., овса на толокно по 15 четв., и с деревень в Истобенском стане ржи по 2 четв. с осминой и столько же овса.
Истобенский Троицкий монастырь.
Численность - 19
Возраст.
30-59 лет - 3
60 лет и старше - 16
Возраст пострига.
до 30 лет - 2
30-49 лет - 1
50-59 лет - 7
60 лет и старше - 9
Сословие.
духовенство, церк. причт - 1
посадские, город. нищие - 1
крестьяне, бобыли - 17
Звание.
иеромонахов - 1
монахов - 18
1725 год.
Троицкий монастырь владел кроме Заоградной слободки в с. Истобенске 3 деревнями и починком, имел 1171 душу крестьян мужского пола (или около 2500 обоих полов).Со своих земель и с земель оброчных крестьян монастырь взымал огромное количество хлеба, в связи с чем монастырское начальство обращалось с просьбой к царю за разрешением на временную ссыпку собранного зерна в пустующие государственные скадыв с. Истобенска. Лишь на внутримонастырские нужды годовой расход хлеба состовлял 6400 пудов. По словам одного из старожилов конца XIX века, пока был монастырь, то народ в Истобенск валом валил.
Истобенский Троицкий монастырь.
Число дворов (1678 г.) - 26
Число крестьян в 1725 г. (муж. п.) - 1171
Урожайность (сам) - 6,4
Приход хлеба (без семян) - 807 четв.
Недостаток хлеба - 18 четв.
Монастырский доход - 105,66 руб.
Недостаток дохода - 31,98 руб.
Численность монахов - 19
Численность белого дух-ва и причта - 1
Светских служителей - 45
Наемных работников - 8
Количество хлеба в год на монаха - 6,6 четв. (со светскими и наемными)
Средства на питание - 0,5 руб. на одного монаха
Средства на одежду - 0,35 руб. на одного монаха (со светскими и наемными)
Троицкий монастырь упразднен, причем иноки переведены в Спасский монастырь в городе Орлове.
1727 год.
Упраздненный в 1725 г. Истобенский Троицкий монастырь первым из упраздненных вятских обителей вновь стал действующим.
1730 год.
Осенью в деревне Новокопышевской Истобенского оброчного стана, принадлежавшей хлыновскому купцу Семену Филиппову сыну Калинину,появились пришедшие "из лесов" вооруженные люди. Они искали "...крепости и всякие долговые <книги> на крестьян...", изъяв из сундуков и амбаров хозяина "5000 игол, 20 «портиш» пуговиц, 25 рубах, 3 пуда соли, 2000 жемчужных "бусин", 2 "керби льна".
C 22 ноября в Истобенский Троицкий монастырь назначен игумен Дамиан по определению архиепископа Вятскаго Алексия.
1733 год.
В протоколах местной провинциальной канцелярии отмечалось "воровства и разбои" давно стали повсеместным явлением. Так, в Истобенских тяглом и оброчном станах, Казанской, Верхошижемской, Ошетской и других волостях действовали вооруженные группы крестьян численностью по несколько десятков человек в каждой.
Наибольшую опасность, по мнению провинциальных чиновников, представляли отряды во главе с Василием Коротких и Федотом Телегиным. Они нападали на правительственных агентов, разоряли хозяйства "первостатейных" крестьян и громили купеческие торговые караваны. Попытки воеводской администрации захватить их долго не удавались — крестьяне "от поимания отбились и посланных многих переранили". Когда же воинская команда окружила в д. Ясашной двор Федота Телегина, крестьяне на нее "...учинили нападение и оружейную и из луков стрельбу и тем многих переранили и, поймав, перевязали и били и одного убили до смерти".
1736 год.
Приходская книга. Хлебные монастырские средства.
Истобенскаго Троицкаго монастыря
СЛЕДУЕТ
Ржи - 11,2 четверти
Яроваго - 29 четверти
ПОЛУЧЕНО
Ржи - 11,2 четверти
Яроваго - 29 четверти
Указом от 20 апреля предписано, по справке с окладными книгами, "за 1738 г. кому сколько хлебнаго и денежнаго жалованья надлежит отдать, и зачем не выдано; також и певческие доходы, еже ли прежде сего при бывших архиереах собираны у них были, то и ныне по реэстру их собрать немедленно.... и оные деньги когда собраны будут хранить в доме архиерейском до указу". По реэстру этому оказывается певческих доходов (славленных денег) за Рождество Христово и за Пасху 100 руб. 80 к.
Из них:
с Истобенскаго монастыря - 1 руб.
1737 год.
К 1737 г. в Вятской епархии выявили 301 незаконнопостриженного монаха, за которого следовало заплатить штраф 3010 руб. Монахам Трифонова монастыря пришлось расстригать монашествующих, постриженных в противность указу 1723 г. в Орловском Спасском, Истобенском Троицком, Котельническом и Вятском Преображенском монастырях .
1738 год.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшаго Правительствующаго Синода. Том XVIII. 1738 г.
Ведомость сколько в Вятской епархии священно и церковнослужительских детей на праздныя места для производства во священники и диаконы достигших правильных лет и для определения в церковный причт.
Школы аналогии:
...
98. С. Истобенскаго Николаевской церкви. ум. попа Федора Мошкина сын Игнатий 17 лет.
...
220. С. Истобенскаго Николаевской ц. попа Федора Мошкина братья: Тимофей 30 лет.
1739 год.
19 декабря хлыновский "посадский житель" – купец Андрей Коробов продал за 40 руб. крестьянину Истобенского оброчного стана Давыду Хорошавину "деревни половину свою…".
1741 год.
23 марта строитель иеромонах Иоанн произведен во игумена Истобенского Троицкого монастыря из крестовых его преосвященства иеродиаконов по определению его преосвящ. , на место умерш. 4 февр. 1741 г. игум. Дамиана.
1744 год.
Ревизские сказки Вятской провинции Орловского уезда за 1744 год.
Истобенского оброчного стана.
крестьяне - 2112
черносошные крестьяне - 3
государственные черносошные крестьяне - 22
старых полков салдаты - 101
церковные причетники и обыватели - 21
крестьяне и церковные причетники - 18
половники - 7
ВСЕГО - 2284
Истобенского тяглового стана.
ВСЕГО - 699
из них:
содержащие лантмилицкую службу - 36
Истобенского Троицкого манастыря вотчины
ВСЕГО - 63
из них:
служители - 47
1745 год.
С 7 июля монах Леонтий впредь до избрания достойных кандидатов назначен из казначеев к исправлению настоятельской должности Истобенского Троицкого монастыря, на место умершего 13 июня игум. Иоанна, по определению Вят. архиер. дух. консист.
1748 год.
Книга переписная купцов и разночинцев г. Орлова, монастырских, государственных черносошных крестьян и крестьян содержащих ландмилицию Орловского, Истобинского тяглого и оброчного станов Орловского у., Вятской пров.
Истобенского тяглово стана
ВСЕГО - 685
из них:
содержащих лантмилитскую службу - 41
Истобенского оброчного стана
ВСЕГО - 2252
из них:
содержащих лантмилитскую службу - 109
1754-55 год.
Дементий Попцов со своим отцом Степаном (бывшие священники) были монахами в Истобенском монастыре. .
175Х годы.
"Принимая такия меры к возвышенно подчиненнаго духовенства, преосв. Варлаам зорко следил за его поведением, и с этой целию, в краткое время своего пребывания на Вятке (с 1748 по 1761 г.), посещал самыя отдаленныя места обширной епархии. При этом, по словам автора Истории Вятской иерархии, он "со всею строгостию ревностнаго пастыря преследовал в своих подчиненных безпорядки, неблагочиние и в особенности (вопреки заявлению г. Лескова о его любви к "бражничанью") — всякое невоздержание и нетрезвость"
Как на выдающиеся примеры такой строгости его в отношении к невоздержным и нетрезвым, не говоря уже о "бражниках", можем указать на его определения о лицах довольно высоко поставленных в среде местнаго духовенства, именно — об игумене Иоанне Истобенском, который должен был "за нетрезвость чрез целую седмицу сеять муку в хлебне".
(История Вятской иерархии. Никитников.)
1764 год.
Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (последним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский Троицкий монастырь.
После введения штатов в 1764 г. в Истобенском Троицком монастыре по штату разрешалось иметь 12 человек братии.
22 декабря выдана грамота преосвященного Варфоломея на постоение в с. Истобенском при вновь строящейся каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца в верхнем апартаменте придела в честь св. Бессеребренников Косьмы и Дамиана по прошению священноицерковнослужителей с приходскими людьми.
1765 год.
Никиту Горынцева приглашают жители села Истобенского к строению каменного Николаевского храма. Неудачно начатые строительные работы вятским каменщиком — жителем города Хлынова Алексеем Окуловым заставили прихожан Истобенской церкви послать "выборных к тому строению" Ивана Савина и Дмитрия Королева в Великий Устюг для заключения подрядного контракта с устюжскими каменщиками.
1766 год.
Игумен Истобенского Троицкого монастыря Мисаил Сеземов представил преосвященному Варфоломею, епископу Вятскому и Великопермскому перевод Дрекселеровой "Трагедии о страстях Христовых" и, посвящая этот перевод apxиepeю, в посвящении писал:
"Ведаю я, с каким усердием в епархии вашей о умножении учения крайнее прилагаете старание; ведаю, какое удивительное ко всем ученым показываете снисхождение.
Небезызвестно мне, что от 1752 года до прибытия вашего преосвященства (1758 г. в октябре) в здешних местах учение в таком было презрении, что как духовные, так и светские ни над кем не любили столько смеяться, как над учеными, и никто ничего столько не презирал, как учения школьнаго. Но с прибытия вашего преосвященства, в скором времени, невежество, как тьма нощная, уступать, учение же подлинно как свет дневный оказываться начал. Начали тогда же спрятываться нетопыри, которые в тьме той шестилетней нощи смело летали и дерзостно крычали. Начали оказываться ластовицы в архиерео-престольном граде, которым уже и в лесах места не было. Можно сказать без всякаго ласкательства, что в осмолетнее время в такое состояние Вятская семинария достигла, какого и чрез двадцать лет надеяться было не можно.
Видим мы теперь изрядных проповедников, разумных учителей и искусных стихотворцев из тех учеников, которые с прибытия вашего преосвященства в Вятскую семинарию вступили, что все неусыпному вашего преосвященства о науках попечению, всеприлежной во учении смотреливости и отеческому ко учащим и учащимся снисхождении приписать подлинно надлежит."
6 ноября настоятель Истобенскаго Троицкаго монастыря игумен Мисаил писал епископу Вятскому преосв. Варфоломею: "1766 г. ноября 6 дня в Вятской духовной консистории состоящего в 3 классе штатнаго Троицкаго Истобенскаго игумен Мисаил, в силу присланнаго Ея Императорскаго Величества из Св. Прав. Синода к его преосвященству сентября от 30 дня 1766 г. указу, объявил сею сказкою, что показанный Троицкий монастырь, хотя и положен в штат, точию строение в оном как церковное, так и монастырское и ограда все — деревянное и ветхое, почему как ему, игумену, так и братии жить вовся неспособно и впредь к бытию в оном монастыре монашествующих надежды за обветшалостию онаго никакой не предвидится".
17 ноября преосв. Варфоломей писал в Св. Синод ходатайство о том, чтобы непригодный для жительства монашествующих монастырь Истобенский Троицкий почислить из штатных монастырей в заштатные, а Слободской Богоявленский поверстать из заштатных монастырей в штатные того ради Св. Синода сим довошением благопокорнейше представляю и прошу, дабы соблаговолено было из Троицкаго Истобенскаго монастыря, за прописанными обстоятельствами перевесть в Слободской Богоявленский монастырь.
1768 год.
Построена Николаевская церковь на месте деревянной. Она представляет образец местного архитектурного стиля, получившего название "вятское барокко", вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII столетия, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приемов, выработанных на земле Великого Устюга. Николаевская церковь была построена под руководством Никиты и Данилы Горынцевых.
1769 год.
29 мая в Верхочепецком Крестовоздвижевском монастыре произошел страшный пожар, который уничтожил: церкви с колокольнею, настоятельския келии и все деревянное монастырское строение.
Преосвященный Варфоломей немедленно приказал перевести монашествующих погоревшаго Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго монастыря в Слободской Вогоявленский со всем монастырским инвентарем.
Таким образом, хотя и было предрешено Верхочепецкий Крестовоздвижевский монастырь перевести в Соликамский Вознесенский, однако пожар, изменил дело, и он был переведен не в Соликамский Вознесенский, а в Слободской Богоявленский монастырь, куда должен был бы быть переведен Истобенский Троицкий монастырь.
1770 год.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительственного Синода, Том 1 (1770 г.). Петроград, 1914.
"24-27 сентября. По доношению синодального члена, епископа Крутицкаго Сильвестра о вызове им из Свято-Троицкого Истобенского монастыря, Вятской епархии, игумена Мисаила в настоятели Покровского монастыря в Москве, семинарии префекта и Консистории присутствующего.
Занимавший прежде означенныя должности в Крутицкой епархии иеромонах Траквиллин Св. Синодом назначен в Новгородскую семинарию префектом; "и по выбитии его из Крутицкой епархии, как в правлении означеннаго монастыря, так наибольше в главном над семинариею смотрителя настояла крайняя нужда". Со стороны преосвященнаго Вятского Варфоломея препятствий к переводу помянутаго игумена в Крутицкую епархию не встретилось".
1771 год.
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительственного Синода, Том 1 (1770 г.). Петроград, 1914.
"18 марта. По синодальному определению о замещении настоятельской вакансии в Троицком Истобенском монастыре, Вятской епархии, и о разрешении епархиальным архиреям определять настоятелей на игуменские места, а проживающих в монастырях заштатных, без содержания от Коллегии Экономии, архимадритов и игуменов помещать на праздные игуменские места.
Рассмотрев справку, Св. Синод 13 октября постановил: 1. Заштатного игумена Пахомия перевесть на празное, Вятской епархии, в Троицкой Истобенский монастырь игуменское место, коего преосвященному Костромскому и отправить в ту Вятскую епархию на определенном для того, по именному Ея Императорскаго Величества 1768 года июня 9 дня указу, особливом коште, по надлежащему".
1777 год.
Игумен Иероним был обвинен в поджоге Истобенского монастыря с целью перевода братии в более обеспеченную Орловскую обитель. Следствие не подтвердило этих обвинений, но зато выяснило, что вместе с настоятелем жили двое его племянников – Алексей Яковкин и Иван Шабров, а еще один – Илья Яковкин периодически приезжал. "Для довольства племянников своих" игумен распродал и заколол почти весь монастырский скот, отдавал им жалование умерших монахов и прибавочные деньги.
1778 год.
Иеромонах Истобенского монастыря Феодосий, который "пришел в глубокую старость и слабость" и с трудом мог передвигаться, обратился с просьбой перевести к нему сына – вдового диакона Александра Куклина, который находился в искусе в Трифоновой обители. Но поскольку в последней были свободные места, было разрешено перевести туда самого Феодосия. Через год его сын принял постриг.
1779 год.
11 июля выдана грамота преосвященного Лаврентия на устройство в трапезной нижней каменной Космодамианской церкви села Истобенского придела во имя Боговоявления Господня на основании доношения от священника Николаевской церкви Феодора Гиляровского и выборного от приходских людей крестьянина Семена Мошкина.
1780 год.
Священником при Николаевской церкви назначен Герасим Тимофеевич Бехтерев (1755-??).
1783 год.
Священник при Николаевской церкви Герасим Тимофеевич Бехтерев был штрафован взысканием двух рублей.
1784 год.
Священник при Николаевской церкви Герасим Тимофеевич Бехтерев был за драку отослан на полгода в монастырь.
1785 год.
Священник при Николаевской церкви Герасим Тимофеевич Бехтерев был приговорен к ста земными поклонами и к штрафу в 1 рубль.
1786 год.
Священник при Николаевской церкви Герасим Тимофеевич Бехтерев был временно отстранен от священнослужения «за помешательство ума».
1795 год.
В 1795 году монастырь был окончательно упразднен и его имущество было переведено в Вознесенский монастырь города Соликамска Вятской епархии. Здесь он до самой революции 1917 года назывался Вознесенским Истобенским. Монастырские крестьяне вошли в разряд вначале экономических, а затем государственных или черносошных. Часть бывших монастырских земель отошла местным священнослужителям, часть – казне и незначительная часть – крестьянам.
В селе Истобенском при Николаевской церкви значится "священник Герасим Тимофеев Бехтерев, 40 лет".