Монастыри и монашество Приуралья.
- Подробности
- Опубликовано 26.05.2020 13:21
КУСТОВА Елена Витальевна. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ПРИУРАЛЬЯ В СЕРЕДИНЕ XVI - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. Докторская диссертация. Вятский государственный университет. Киров. 2017 г.
После 1615г. монастырское строительство в Вятском крае приостановилось почти на 50 лет, вплоть до начала 1670-х гг. В это время появилось только 2 новые обители, причем обе - негородские.
Истобенский Троицкий монастырь стал первым в Орловском уезде. Он располагался на р. Вятке в Истобенской волости (ныне в Оричевском районе Кировской области). Первое упоминание о нем относится к переписи А. Толочанова 1629 г.: "Да подле Истобново ж погосту монастырь Живоначальные Троицы стал вново, а на монастыре церковь теплая с трапезою во имя Живоначальные Троицы да предел Введенье Пречистые Богородицы, а в церкве образы и книги и колокола строенье монастырское, а на монастыре две кельи, а живут в них черные старцы, да около монастыря живут на монастырской земле монастырские бобыли, а дают они оброку в монастырь на церковное строенье". Опираясь на эти сведения, исследователи обычно дают широкие хронологические рамки его основания - с 1595 по 1629 гг. Однако документы позволяют определить более точное время возникновения обители. В начале XVIII в. в Истобенском монастыре хранилась грамота патр. Филарета от 25 февраля 1624 г., данная по челобитью церковного старосты Истобенской волости "Федки Иванова сына Устюжанина", которая сообщала о постройке на месте будущего монастыря храма: "Обещались де они на Вятке на старом Городище ниже посаду над рекою над Вяткою воздвигнуть храм во имя Пресвятей и Живоначальные Троицы да в пределе Введение Пресвятые Богородицы и как бы их благословити и велети б им на тот храм и на предел лес ронить и давать антиминс". Патриарх разрешил построить храм с условием, чтобы был "предел церкви олтар особно", а по построении дать антиминсы и освятить церковь священнику с диаконом. В следующем "...134 году (1625/26) на Вятке воевода Петр Мансуров дал к церкви Троицы Живоначальные да Введению Пресвятые Богородицы в Истобенской волости, у речки Сингиревы дикое раменье черной лес под пашню на полчети выти, а в книги тое земли дачи своей не написал не ведомо почему". Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что монастырь был воздвигнут с 1625 по 1629 гг. А фраза из грамоты 1670 г., что в 1629 г. писец "Афонасей Толочанов... тое де церковь в Истобенской волости написал монастырем", свидетельствует о том, что, по-видимому, именно с этого года он официально стал считаться монастырем. А инициатива в постройке храма, ставшего вскоре монастырем, принадлежала местному сообществу.
...
В Истобенском монастыре покупались холст и нити на монашескую одежду, рыба на братский обиход, при том что зерно также поставлялось собственным хозяйством монастыря.
...
Владели собственностью монахи и других вятских и пермских мужских обителей. Так, в 1692-93 г. продал свою собственность старец Слободского Богоявленского монастыря "Калистрат Леонтьев сын Зорин племяннику своему новые слободки Филипповки Сысою Дмитриеву сыну Зорину ж...". В 1638 г. заложил две пожни приказчику Карпу Нестерову старец Соликамского Вознесенского монастыря Боголеп (Швецов). В 1701 г. продал старец Истобенского монастыря Моисей (Уваров) доставшуюся ему от брата Иоиля пожню Лобастовскую крестьянину Сильвестру Королеву.
...
Так, в 1632 г. архимандрит Успенского Трифонова монастыря Герасим (Путников) вместе со своим братом Елисеем вложили в Троице-Сергиев монастырь купленный еще их дедом луг на р. Вишере. Архимандрит Трифоновой обители Александр (Лопатин) вложил в свой монастырь в 1681 г. деревню в Березовском стане - "словет Микитская Воробьеве тож с мелнишным местом" и на речке Якимьчевке "сенные покосы и со всякими угодьи". Кроме того, он вложил иконы Божией Матери Тихвинской в Истобенский монастырь.
...
К 1646 г. в Истобенском Троицком монастыре "черной священник Ефремище Васильев сын Попов" жил "со внучаты з Гришкою да с Микиткою Власьевыми детми Губина, Гришка 8 лет, Микитка 6 лет". Поскольку он является черным священником (иеромонахом), из этого можно заключить, что до пострига он был, скорее всего, священником, в браке имел дочь, которая с мужем Власием Губиным рано скончалась, оставив на поруки отца-монаха своих детей.
...
В 1629 г. в переписной книге Истобенского монастыря указывалось, что в обители только две кельи, которые предназначались, вероятно, для двух-трех монахов. К 1646 г. в трех кельях проживали три старца, при этом три кельи оставались пустыми. В 1661 г. вятский воевода С. Хитрово писал царю, что "у тое церкви монастыря и братьи нет никого". Тем не менее, после фактического исчезновения обители братия начинает расти. В первой четверти XVIII в. здесь проживало около 20 монахов. В целом, численность пустыней в середине XVII в. колебалась около 10 человек, а в начале XVIII в., как правило, не превышала 20 человек.
...
Особый статус подчеркивался порой и особым именованием настоятеля. Так, в писцовой книге 1646 г. в Истобенском монастыре упоминался настоятель черный поп "Ефремище Васильев сын Попов". Его именование в усилительной форме необычно и в то время использовалось крайне редко. В переписных книгах имена крестьян и посадских представлены в уменьшительной форме - Ивашко, Петрушка и т.п. Духовенство именовалось в обычной форме - Петр, Павел.
При отсутствии настоятеля его роль исполняли обычно высшие должностные лица в монастыре - келарь или казначей. Это происходило при длительных отлучках, в случае смерти или перемещения настоятеля в другой монастырь, отсутствия кандидатов на вакантное место.
...
Для монастыря с обширным хозяйством особая роль отводилась казначею, который хранил у себя монастырскую казну и вел приход и расход средств. В отличие от других послушаний, эта должность была практически во всех монастырях, за исключением нескольких пустынь и некоторых женских обителей. Казначей занимал третье место в монастырской иерархии в крупных монастырях и второе в небольших, где отсутствовали келари, фактически совмещая в себе обе эти должности. Если по каким-то причинам его не было, его функции исполнял сам настоятель. Например, в Истобенском монастыре на рубеже XVII-ХVIII вв. принимал оброчные деньги строитель иерод. Исайя. Денежная казна, которая хранилась у казначея за печатью настоятеля, периодически должна была проверяться всей братией, а при смене казначея сдаваться и приниматься в присутствии всех старцев по приходным и расходным книгам.
...
Поскольку братия состояла преимущественно из крестьян, казначеи, вероятно, не всегда были грамотны. Об этом косвенно свидетельствуют приходо-расходные книги Истобенского монастыря: так в 7204 г. (1695-96) вместо казначея монаха Авраамия расписался строитель иером. Киприан. В 1703 г. вместо казначея Дорофея сначала расписался "Ивашко Филимонов", а затем "руку приложил" строитель иерод. Исайя. Хотя это могло быть следствием слабости здоровья или отъезда казначея. Интересно, что и в других монастырях нередко за казначеев расписывались настоятели или бельцы.
...
О существовании общей трапезы в других мужских пермских и вятских монастырей свидетельствуют ведомости 1725 г., а также сохранившиеся расходные книги некоторых обителей, которые предполагали производство, закупку и хранение продуктов и посуды для всей братии. В ряде документов даются более конкретные уточнения. Например, в ведомости 1725 г. Истобенского монастыря указывалось, что работники "питаютца обще з братиею за трапезою".
...
Поступление зерновых в вятские монастыри в 1702-03 гг.
Истобенский монастырь.
Рожь - 25 четв. 33,3%
Овес - 30 четв. 50,8%
Ячмень - 4 четв. 6,8%
ВСЕГО - 42 четв.
...
Чтобы обеспечить братию рыбой, многие монастыри имели собственные или оброчные рыбные ловли. По ведомости 1725 г., среди вятских мужских монастырей озерки и речки имели 8 из 10 монастырей. Истобенский монастырь имел собственные рыбные ловли.
...
Сравнительно бедные Истобенская, Раифская и Закобрская пустыни, имевшие недольшие рыбные ловли, старались обходится своим уловом, но раз или два в год (хотя и не каждый год) покупали рыбу для братии, в частности соленых щук.
...
Приготовлением еды и питий занимались монастырские служебники или наемные рабочие... Истобенский монастырь выплачивал хлебнику на год 1,5 руб.
...
Количество дворов и крестьян в вятских монастырях в середине XVII - первой четверти XVIII в.
Истобенский монастырь.
1646 г. - 30 дворов, 135 крест. муж. п.
1654 г. - 45 дворов
1683-84 гг. 15 дворов
1719 г. - 222 крест. муж. п.
1722 г. - 143 двора, 1176 крест. муж. п.
...
Даже небольшие монастыри старались создать при этом комплексное хозяйство, что можно проследить на примере, в частности, Истобенского монастыря. В 1703 г. его доходы были самыми скромными и составили 14 руб. 39 коп., из которых мирское подаяние, свечные и медовые сборы составили 6 руб. 94 коп. (48,2%), оброчные с пашни - 7 руб. (48,6%), вымолоченные - 45 коп. Однако комплексное хозяйство помогало последнему выживать даже при минимальных доходах. Монахи жили "по средствам", покупая лишь самые необходимые вещи и продукты, "бес чего в том монастыре пробыть невозможно". Так, расходная книга за тот же год указывает уплату оброчных, стрелецких денег, подымных и мирских денег, плату наемным работникам, покупку кос и сошников, рогож, холста, лаптей, ставцев, горшков, упряжи, а также необходимых для службы воска, вина и ладана. Общий расход составил 14 руб. 47 коп., превысив доход лишь на 8 коп. В целях экономии манатейное сукно не покупалось, а монашеские одежды шились из хряща - грубого и толстого холста, который, по-видимому, даже не красился в темный цвет.
Хлебом братию обеспечивали монастырские крестьяне. С монастырских починков в 1702 г. поступило 59,5 четв. ржи, овса и ячменя. Настоятель иерод. Исайя сообщал: "а сверх того питаемся мирским подаянием милостынею". Однако наличие подаяния не всегда говорило о нехватке зерна. В 1703 г. из собранного с вотчин хлеба было истрачено только 25 четв. зерна и еще 15 четв. из мирского подаяния, а в амбарах к маю оставалось 60 четв. зерна и 5 четв. муки с учетом запасов от прошлых лет . Что касается разведения скота, который был важен для питания, одежды и обработки земли, в "конюшенном и коровьем дворце" было 6 лошадей, 6 телят, 9 овец, 10 баранов. Отметим, что примерно такое же число голов было в то время в крупнейшем в крае Трифоновом монастыре. Сено косилось с двух прикладных пожен. В 1720-х гг. ежегодно собиралось по 380-400 копен сена, которое без остатка расходовалось монастырским лошадям и скоту. Помимо хлебопашества и скотоводства большую роль играло рыболовство. Жившие в Истобенске в XIX в. старики вспоминали, что еще сто лет назад протекавшая около монастыря река Вятка "...была многоводна, рыбы водилось в ней много и стерляди продавались нипочем..." . Уровень жизни в монастыре в первой четверти XVIII в. был невысок, питались они "с великою скудостию... За недостатком денги пробавляютца с великою нуждою, прося от христолюбивых людей". Тем не менее, монастырь обеспечивал всех 19 человек братии и 15 трудников питанием и одеждой.
В первой четверти XVIII в. в регионе наблюдается значительное увеличение монастырских крестьян: их число выросло в течение трех лет (1719-1722 гг.) почти в два раза.
Подобный рост едва ли можно объяснить естественным приростом населения или сверхактивной социальной мобильностью. Причиной различия цифр стало, вероятно, то, что к монастырским крестьянам были приписаны половники - черносошные крестьяне, которые работали на монастырь, платя ему часть урожая. Хотя нельзя отрицать, что в это время крестьяне действительно стали активно селиться в монастырских землях и записываться в монастырские крестьяне вследствие реформ Петра I, пытаясь найти в лице монастыря защиту. В этом отношении интересно замечание старожила, описывавшего жизнь монастыря в XVIII в.: "Пока был монастырь, народ в Истобенск валом валил: шли из Подрелья, бежали из-за Вятки, плелись из Шалегова, - все приписывались в монастырские, чтоб увильнуть от солдатчины и найти защиту от приказных. Народу прибывало, а селиться было некуда. Окружная земля принадлежала деревням; те истобенцев и не пускали на свои земли".
...
Плотность проживания братии в кельях монастырей Приуралья.
Истобенский монастырь.
1646 г.
Число келий - 6
Число монахов в кельях - 3
Среднее число монахов в келье - 1
...
Приходо-расходные книги конца XVII - начала XVIII вв. позволяют выявить наиболее значимые местные праздники для Истобенского монастыря, когда собиралось основное подаяние для обители. Это престольные праздники Троицы и Введения во храм Богородицы, а также праздники в память свт. Николая Чудотворца (Николы вешнего и Николы зимнего), в честь которого был наименован приходской храм в с. Истобенском. В монастыре особо чтился и преп. Трифон Вятский, иконы которого в начале XVIII в. были в храме ("преподобный отец Трифон, писан на красках... венцы золочены"), на паперти (на красках длиной пять четвертей) и на Святых вратах.
...
Численность монашествующих в Приуралье в конце XVII - первой четверти XVIII в.
Истобенский Троицкий монастырь.
1628-29 гг. - не менее 2
1646 г. - 3: им-стр, 2м
1661 г. - братии нет
1702 г. - 18: ид-стр, 2им, 15м
1703 г. - 19: ид-стр., 18м.
1710 г. - 20: иг, 19 м
1724 г. - 19: им, 18м
Сокращения:
арх - архимандрит,
иг — игумен,
им - иеромонах,
ид - иеродиакон,
м - монах,
стр - строитель,
сх - схимник.
После года указано общее число братии, через двоеточие - кто именно входит в указанное число.
...
Социальный состав монашествующих монастырей Приуралья в 1724 г.
Истобенский Троицкий монастырь.
Численность - 19
Возраст.
30-59 лет - 3
60 лет и старше - 16
Возраст пострига.
до 30 лет - 2
30-49 лет - 1
50-59 лет - 7
60 лет и старше - 9
Сословие.
духовенство, церк. причт - 1
посадские, город. нищие - 1
крестьяне, бобыли - 17
Звание.
иеромонахов, схимников - 1
монахов - 18
...
Уровень жизни братии в монастырях Приуралья по ведомостям 1725 г.
Истобенский Троицкий монастырь.
Число дворов (1678 г.) - 26
Число крестьян в 1725 г. (муж. п.) - 1171
Урожайность (сам) - 6,4
Приход хлеба (без семян) - 807 четв.
Недостаток хлеба - 18 четв.
Монастырский доход - 105,66 руб.
Недостаток дохода - 31,98 руб.
Численность монахов - 19
Численность белого дух-ва и причта - 1
Светских служителей - 45
Наемных работников - 8
Количество хлеба в год на монаха - 6,6 четв. (со светскими и наемными)
Средства на питание - 0,5 руб. на одного монаха
Средства на одежду - 0,35 руб. на одного монаха (со светскими и наемными)
...
Состав книжных собраний вятских и пермских монастырей в 1702 г.
Истобенский Троицкий монастырь.
Численность братии - 18
Богослужебные книги.
Евангелие - 1
Апостол, Деяния Апостолов - 1
Псалтырь - 2
Часослов - 1
Служебные Минеи - 9
Служебник - 2
Ирмологий - 2
Октоих, Шестиднев - 4
Триоди постная - 2
Требник - 1
Обиход церковный - 1
Книга певчая праздники - 1
Святцы - 1
Церковное право.
Устав - 2
Житийная литература.
Пролог - 3
ВСЕГО - 35
в т.ч. печатных - 25, рукописных -7.