Как Истобенский Троицкий монастырь оказался в Соликамске?
- Подробности
- Опубликовано 23.10.2019 00:01
Вятские епархиальные ведомости №8, 16 апреля 1904 года.
Л. Софийский. Из истории Слободскаго Крестовоздвиженскаго монастыря.
(Перенесение Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго монастыря в Слободской Богоявленский).
Там, где в настоящее время стоит Слободской Крестовоздвиженский мужской монастырь, лет 300 тому назад был Слободской Богоявленский монастырь. Невольно задаешь себе вопрос, куда же исчез Воеоявленский монастырь: сгорел-ли, разрушился-ли, или как-нибудь иначе прекратил свое существование; вместе с этим вопросом задаешь себе и другой: когда и при каких обстоятельствах возник на месте исчезнувшего Богоявленскаго Крестовоздвиженский монастырь?
Ответ на эти два вопроса мы находим в истории последних дней существования Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго монастыря, данныя о котором, равно как и о Слободском Богоявленском монастыре, мы извлекли из дел архива Вятской духовной консистории. Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь, "основанный при царе Василии Ивановиче Шуйском", прекратил свое существование спустя пять лет после секуляризации церковных имуществ или тоже, что издания Высочайшего указа 26 февраля 1764 года.
"Указ, данный Императрицею Екатериною II в 1764 году 26 февраля и известный под названием «Духовных Штатов», говорит В. В. Зверинский, составляет несомненно для монастырей эру. Законодательством этим от мовастырей отобраны все вотчинныя имения, за оставлением им небольшой части земли и служителей, a вместо того на содержание назначено девежное годовое жалованье, которое положено соразмерно богатству и знатности того или другого монастыря. Одним из факторов, обусловливающих появление такого указа, служили, между прочим, чрезмерныя поземельныя имения с поселенными на них крестьянами, который принадлежали тогда монастырям.
Не вдаваясь в подробные выяснения причин и следствий Высочайшего указа 26 февраля 1764 г., заметим только, что, благодаря этому указу, произошло быстрое сокращение монастырей в количественном отношении. По подсчету того же г. Зверинскаго после издания "Штатов" "из 100 мужских обителей прекратило свое существование 53,1%, а из 100 женских 67%, т.е. число монастырей сократилось более, чем на половину. Оно и понятно: лишившись крестьян и поземельной собственности, монастыри естественно должны были приходить в упадок и, таким образом, прекращать свoe существование; правительство как бы предвидело это, само и упраздняло их.
В то время, когда светское правительство упраздняло монастыри, высшее духовное начальство озабочивалось о приведении оставшихся монастырей в лучший порядок.
Так, вслед за появлением «Духовных Штатов», духовное начальство издало несколько указов, которыми упорядочивалась бы монастырская жизнь. Одни из указов коснулись собственно монашествующих, которые теперь должны были приписаться к определенным монастырям, другие коснулись настоятелей монастырей, которым велено было иметь "крепкое смотрение" за монашествующими в подведомственных им монастырях, иными же указами приказано было, например, во всех монастырях для всех монашествующих иметь общую трапезу и т. д. От издания подобнаго рода указов, без сомнения, монастырская жизнь текла ровней, в ней меньше можно было встретить всустройств, возникавших, например, от непостояннаго элемента в известном монастыре монашествующих, которые, будучи не подчинены "смотрению" настоятеля какого-нибудь монастыря, особенно за стенами его, вели себя часто непристойно и пр.
Все это отлично сознавал тогдашний синодальный член, преосвященный Гавриил, архиепископ С.-Петербургский, впоследствии митрополит Киевский, который собственно и внес предложение относительно урегулирования внутренней монастырской жизни на обсуждение Св. Синода. Следствием синоидальнаго обсуждения этого предложения преосв. Гавриила был указ епархиальным архиереям, в том числе от 7 ноября 1764 г. и преосвященному Варфоломею, епископу Вятскому и Великопермскому. В силу этого указа велено было "всех монашествующих распределить в монастыри и пустыни, в штат положенные и оставленные в своем пропитании", или другими словами всех монашествующих приписать к монастырям; настоятелям же монастырей велено было иметь "крепкое смотрение и наблюдательство, дабы никто из монашествующих никуда из монастырей без дозволения не отлучались, и по улицам не бродили и милостыни не просили". Далее, в видах большего порядка внутренней монастырской жизни, синодальным указом 1766 г. была введена во всех монастырях общая трапеза.
Мысль эту подал другой член Св. Синода, архимандрит Симон. "Января 17 дня, читаем в синодальном указе, Св. Прав. Синоду синодальный член ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря архимандрит Симон доношением представил, что того Новоспасскаго монастыря некоторые из монашествующих... общей трапезы иметь не хотят, а требуют положеннаго по конфирмованным штатам жалованья, из коего они каждый для себя пищу по своим кельям заготовлять желает, да и в прочих некоторых монастырях, как Св. Синоду небезъизвестно, монашествующие общей трапезы иметь не хотят же, из чего монастырскому обыкновению и порядку не малое помешательство, а между самих оных монахов неустройство и неприличность произойти может, того ради приказали... во всех монастырях иметь трапезы общия, располагая все по рассмотрению настоятельскому, и, чтоб из того не произошло кому обиды, о том по епархиям иметь наблюдательство епархиальным преосвященным архиереям".
Такие порядки, как мы видим, были введены во всех монастырях, оставшихся после издания "Духовных Штатов" неупраздненными. Оставшееся монастыри разделены были на штатвые и заштатвые. Штатные монастыри, разделенные в свою очередь на три класса, отличались от заштатных тем, что за отобранный имения стали получать от казны ежегодное денежное жалованье "соразмерно их богатству и знатности"[1] заштатные же должны были довольствоваться своими собственными средствами.
По учреждении "Духовных Штатов" в Вятской епархии насчитывалось 8 мужских монастырей, из которых штатных было 3, а именно: Успенский Трифонов, Истобенский Троицкий и Верхочепецкий Крестовоздвиженский, и заштатных 5, а именно: Орловский Спасский, Слободской Богоявленский, Соликамский Вознесенский, Чердынский Богословский и Верхеязвенская Успенская пустынь; женских же монастырей было всего лишь 2: Хлыновский-Преображенский и Уфимский Христорождественский.
Кстати заметим, что, в силу Высочайшаго указа 31 марта 1764 г., "в оставленных на своем пропитании пяти монастырях (Вятской епархии) определено быть в каждом по одному строителю и по шести братов". Таким обрязом, во главе каждаго заштатнаго монастыря был поставлен настоятель, именуемый строителем. Между прочим, настоятель Слободского Вогоявленскаго монастыря архимандрит Давид, по учреждении "Штатов", не был утвержден в должности строителя, а потому должен был выйти за штат[2]; вместо же его строителем Слободского Вогоявленскаго монастыря был назначен того же монастыря иеромонах Роман, при котором Богоявлевский монастырь юридически и прекратил свое существование.
Разделение монастырей на штатные и заштатные было сделано сообразно лишь сведениям о количестве вотчин, принадлежавших тому или другому монастырю, какия (сведения) тогда имелись в Комиссии о церковных имениях как гласит консисторский указ от 30 сентября 1766 г.: "так как при сочинении монастырям штатов в Комиссии (о церковных имениях) о монастырских строениях никакого известия не было, то оные монастыри и в штаты полагаемы были по одному только сведению имевшихся за ними вотчин, почему, можетъ быть в епархиях из монастыря в монастырь монашествующих нужда и надобность состоять впредь будетъ"; приспособленность же известнаго монастыря к существованию комиссиею совершенно не была принята во внимание. Чтобы пополнить этот пробел, вскоре же после издания "Штатов", из Св. Синода были разосланы епархиальным архиереям указы такого содержания: "ежели в коей епархии из упраздненных монастырей есть такие, которые к жительству монашествующим, против состоящих в штатах, лучшие и выгодные быть могут, то о таковых епархиальные преосвященные архиереи прислали в Св. Синод обстоятельное известие в непродолжительном времени". На полученном из Св. Синода указе, епископ Вятский преосв. Варфоломей 27 октября 1766 г., наложил такую резолюцию: "справясь доложить немедленно". Немедленно же "обстоятельное известие о своих монастырях прислали в духовную консисторию настоятели: Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго игумен Нафанаил и Истобенскаго Троицкаго игумен Мисаил. Тот и другой игумен писал: "1766 г. ноября 6 дня в Вятской духовной консистории состоящего в 3 классе штатнаго Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго (Троицкаго Истобенскаго) игумен Нафанаил (Мисаил), в силу присланнаго Ея Императорскаго Величества из Св. Прав. Синода к его преосвященству сентября от 30 дня 1766 г. указу, объявил сею сказкою, что показанный Крестовоздвиженский (Троицкий) монастырь, хотя и положен в штат, точию строение в оном как церковное, так и монастырское и ограда все — деревянное и ветхое, почему как ему, игумену, так и братии жить вовся неспособно и впредь к бытию в оном монастыре монашествующих надежды за обветшалостию онаго никакой не предвидится". Очевидно, эти два монастыря Вятской епархии: Крестовоздвиженский и Троицкий, хотя и были возведены в штат 3 классных монастырей, но были непригодны, по негодности зданий, к существованию.
Между тем, два заштатные монастыря: Соликамска Вознесенский и Слободской Богоявленский оказались как нельзя лучше приспособленными для их обитания. Собрав "обстоятельный известия" о монастырях своей епархии, преосв. Варфоломей 17 ноября 1766 года послал их в Св. Синод и вместе с тем ходатайствовал о том, чтобы непригодные для жительства монашествующих монастыри: Верхочепецкий Крестовоздвиженский и Истобенский Троицкий почислить из штатных монастырей в заштатные, а Соликамский Вознесенский и Слободской Богоявленский поверстать из заштатных монастырей в штатные "по способности и по лучшему в них строению", с переводом монашествующих из первых двух монастырей в последние: "оставшиеся за штатом два монастыря, писал преосв. Варфоломей Св. Синоду, первый Соликамский Возвесенский, в котором как церкви Божии, так настоятельския и братския келлии, больница и ограда все каменныя и довольныя; второй — Слободской Богоявленский, в коем потому ж церкви каменныя, a келлии и ограда хотя деревянныя, точию для жительства настоятеля с монашествующими довольныя, и оба вышеписанные монастыри к бытию в них монашествующих против вышеозначенных (т. е. Крестовоздвиженскаго Верхочепецкаго и Троицкаго Истобенскаго, в которых жить нет возможности вследствие их обветшалости), положенных в штат монастырей, весьма строениями превосходные и выгодные, того ради Св. Синода сим довошением благопокорнейше представляю и прошу, дабы соблаговолено было из вышепоименованных положенных в штат двух Крестовоздвиженскаго Верхочепецкаго да Троицкаго Истобенскаго монастырей, находящихся в оных настоятелей с штатными и заштатными монашествующими, за прописанными обстоятельствами перевесть из Крестовоздвиженскаго Верхочепецкаго по близости в Соликамский Вознесенский, а Троицкаго Истобенскаго монастырей в Слободской Богоявленский монастыри, на таком же содержании и жалованье, как и те поныне состоят в штате монастыри, а оные состоящие в штате два монастыря, за переведением из них настоятелей с монашествующими, не повелено ль будетъ упразднить и по способности поверстать приходскими церквами".
Со времени представления в Св. Синод ходатайства преосв. Варфоломея о поверстании штатных монастырей Верхочепецкаго и Истобенскаго в приходския церкви и о переводе монашествующих Верхочепецкаго монастыря в Соликамска, а Истобенскаго в Слободской, прошло почти 3 года и утверждения все еще не было; наконец наступило 29 мая 1769 года, которое и решило судьбу этих монастырей. В это число в Верхочепецком Крестовоздвижевском монастыре произошел страшный пожар, который уничтожил: церкви с колокольнею, настоятельския келии и все деревянное монастырское строение. Верхочепецкий Крестовозвижевский игумен Нафанаил так доносит об этом преосвященному Варфоломею в июне 1764 г.: "минувшего мая 29 числа в монастыре в четвертом часу пополудни неведомо каким случаем от возгорения настоятельских келий как те кельи, так церкви святыя с колокольницею и всякое строение, бывшее деревянное, без остатку погорело".
Сообщая о пожаре, игумен Нафанаил, далее, рапортовал, что монашествующие впредь до распоряжения преосвященнаго пока переведены в близлежащее Березнинское село и помещены "при Николаевской церкви в трапезе и паперти", а в заключение просил перевести монастырскую братию в Слободской Богоявленский монастырь, куда перевезти и вынесенную из пожара церковную утварь и св. образа, а равно все сохранившееся монастырское имущество: "прошу не соблаговолено ль будет вашим преосвященством определить нас с братиею за вышеписанными обстоятельствами быть до разсмотрения в Слободском Богоявленском монастыре, и что из погоревшаго монастыря вынесено, как церковной ризницы и святых образов, так и монастырскаго иждивения, перевезть с собою на коште, какой определен будет от вашего преосвященства, ибо от погоревшаго монастыря никакой суммы денежной не осталось".
Преосвященный Варфоломей немедленно приказал перевести монашествующих погоревшаго Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго монастыря в Слободской Вогоявленский со всем монастырским инвентарем, при чем монашествующим переведеннаго Крестовоздвиженскаго монастыря предписано было жить на своем содержании, "не требуя от того (Слободского Вогоявленскаго) монастыря подаемаго монашествуюшим от христолюбцев доброхотнаго подаяния ничего".
Такимъ образом, хотя и было предрешено Верхочепецкий Крестовоздвижевский монастырь перевести в Соликамский Вознесенский, однако пожар, случившийся в нем 29 мая 1769 года, изменил дело, и он был переведен не в Соликамский Вознесенский, а в Слободской Богоявленский монастырь. Сделав распоряжение о переводе Крестовоздвиженскаго монастыря, преосв. Варфоломей 14 июля 1769 года донес об этом Св. Синоду, прося "поверстать в штатный вместо погоревшаго Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго Слободской Богоявлевский" монастырь; просьба эта была повторена преосв. Варфоломеемъ 25 августа 1771 г., и была исполнена только в 1775 году, когда на Вятке епископом был уже преосв. Лаврентий II (Баранович).
...
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Для примера приведем получаемое 3 классным Верхочепецким монастырем годовое казенное содержание: "В 1764 году о духовных имениях штату монастырям третьяго класса, в который и Верхочепецкий монастырь включен, определено (каждый год) настоятелю с монашествующими в жалованье по двести по осмидесяти по четыре руб. подъячему и служителям и на платеж за оных подушных денег, кроме особливо после состоявшагося ж онаго штата прибавочная жалованья по сту по два руб. по осмидесяти коп., на церковныя потребы и на просфоры по сороку рублев, да сверх того собираемый за свечную продажу деньги во употребление на оныя их потребы положены, на починку церквей и монастыря и на содержание ризницы по двести рублев, за конюшенные припасы, на железо и уголье по сороку рублев, на дрова по сороку по четыре руб. по пятидесяти коп., да обще властям для приезжающих в праздников на рыбу братии по пятидесяти руб., на вино по тридцать руб., на пиво по пятнадцати руб., да из особливаго Ея Имп. Величества благоволения сверх штату по сту пятидесяти руб. в год, и чтоб на церковныя потребы и на починку церквей и монастыря и на разницу и на платеж за слуг оброчных о подушных денег употреблять с надлежащею, когда сколько и на что издержано будет, запискою и отчетом в коллегию экономии, а ежели в котором году наложенных на то денег сколько будет в остатке оныя содержать в казне, а вновь ни какого строения без указу коллегии экономии не производить"
2. Замечательно, что все устраненные от своей должности настоятели, равно как и монашествующие, не попавшие в число шатных 6 человекъ братии, получали до своей смерти жалованье: "ныне по полученному из государственной коллегии экономии указу, чнтаем мы в консисторском указе, определено тем сверх штата состоящим монашествующем произвесть и впредь по смерть их указное жалованье..., выдачу произвесть из коллежских доходов архимандриту 127 руб. 37 к. и уменам каждому по 90 руб. 97 коп., иеромонахам и иеродиаконам по 23 руб. 65 коп., монахам по 14 руб. 55коп., и если оные заштатные монашествующие сверх определеннаго им указнаго жалованья будут довольствоваться с прочими указными в штате монашествующими от даемаго в милостыню доброхотнаго подаяния, то от того тем штатным монашествующим в содержании противу оных жалованных последует немалая преобида,.., того ради (преосвященный) приказал: предписанным в Слободском Богоявленском архимандриту Давиду, игумену Иову, в Орловскомъ Спасском—Мельхиседеку, в Чердынском Вогословском монастырях игумену Феодоту, в Верхъязвенской Успенской Богородицкой пустыни игумену Иллариону и прочим заштатным иеромонахам, иеродиаконам и монахам от ныне быть и содержать себя на едином им производимом каждому указном государеве, денежном жалованье и впредь до указу жительство иметь в тех же монастырях"