1967 год. В защиту Никольской церкви.
- Подробности
- Опубликовано 19.12.2024 21:42
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ ЖУРНАЛА "НАУКА И ЖИЗНЬ" ВЛАДИМИРУ СОЛОУХИНУ
Уважаемый, Владимир Алексеевич!
До сих пор нахожусь под впечатлением "Третьей охоты", опубликованной в журнале "Наука и жизнь"*. Трудно выразить словами то наслаждение, которое я получил во время чтения этой повести. Уверен, что после знакомства с ней грибников, ягодников, да и вообще почитателей природы многократно увеличится. Здорово! С душой, по-Русски!
Я никогда не пропускаю написанные Вами очерки и рассказы, в которых Вы прославляете красоту и богатство нашей Родины, так ярко и с такой любовью описываете ее наследие, доставшееся нам от предков.
К сожалению, в нашей стране, бывают случаи небрежного, бездумного, а порой даже варварского отношения к памятникам старины русского зодчества. Одну из таких историй я хочу рассказать, в надежде на Вашу поддержку и помощь.
В моем родном селе Истобенск, что в Кировской области, стоит старинная церковь. Местные жители называют ее Никольской. Она уникальна по своей красоте и самобытности. Двухглавая и двухэтажная – поставлена она более трех веков тому назад мастером из Великого Устюга. В начале XIX века на месте старого, обветшалого храма Свято-Троицкого мужского монастыря, была построена Троицкая церковь.
Никольская церковь закрылась и планировалась под снос. Но, скажите, если и нет сегодня надобности проводить службы в этой церкви, зачем же ей "голову рубить"?
Как оказалось, сделать это хотят для обеспечения безопасности пристройки механизаторов, жалко приютившейся возле церкви. Говорят, куполами своими она молнии притягивает. Сначала хотели только кресты спилить, но так как это оказалось не просто, бросили кличь – "Руби под корень весь шпиль!". В результате шпиль с грохотом обрушился на крышу пристройки механизаторов, уничтожив часть оборудования. К великому счастью, обошлось без человеческих жертв. Случилось это два года тому назад.
Я военнослужащий, и свою малую родину не каждый год получается посетить.
Но этим летом увидел я Никольскую церковь. И какой же страшный, нелепый, "комолый"** вид стал у этой некогда красавицы. А бывало, выйдет пароход из-за излучины вниз по Вятке, и с верхней палубы уже видно, как с крутого берега смотрят и медленно надвигаются на тебя церковные купола, плывут, словно два корабля в безбрежном зеленом океане.
Я не против механизации, не против науки и техники, "но зачем же, стулья ломать", – как говорил Фурманов Чапаеву.
И вот еще, буквально в нескольких шагах от Никольской церкви, на том же берегу, за оврагом, стоит небольшая пожелтевшая от времени часовня. Не видно ее совсем среди деревьев, затерялась она за сараями и частоколами заборов. А ведь поставлена она была не зря. Летописи говорят, что "в конце XV-го – начале XVI-го века татары ордой шли в верховья рек Камы и Вятки. На помощь вятичам спешили отряды из Рязани и Великого Устюга. Ночью встретились они вблизи Истобенска и, нераспознавши, порубили друг друга сильно, много крови пролилось зря. И была поставлена часовня на том месте, чтоб молиться о погибших". Такова история этой маленькой часовни, а сегодня, кажется, что дела до нее и нет никому. Забываем мы свои корни, свою историю.
Владимир Алексеевич, приезжайте к нам в село Истобенск. Не пожалеете. За рекой в лугах очень привольно. Оно в 15-ти километрах от села Спасо-Талицы, что упоминается в Вашей "Третьей охоте". А если получится заступиться или хотя бы замолвить слово за нашу Никольскую церковь, то все истобяне будут Вам безмерно благодарны.
С уважением, Николай Скурихин.
26 ноября 1967 года
* - Повесть Владимира Солоухина "Третья охота" была опубликована в трех номерах журнала "Наука и жизнь" за 1967
год: №5 (с. 97-113), №6 (с. 97-113), №7 (с. 97-112).
** - Комолый – безрогий, имеющий вместо рогов только комли рогов, роговые наросты.
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Текст письма взят из книги "Из дневника офицера", присланной посетителем сайта Сергеем Скурихиным.
Саму книгу можно прочитать по этой ссылке