История храма
- Подробности
- Опубликовано 29.04.2011 22:54
Никольская церковь построена на месте деревянной в 1768 году, ей уже больше 240 лет. Она представляет образец местного архитектурного стиля, получившего название "вятское барокко", вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII столетия, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приемов, выработанных на земле Великого Устюга. Николаевская церковь была построена под руководством Никиты и Данилы Горынцевых. От них в большой мере зависело формирование художественного облика здания.
Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «...чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство». Он участвовал в закладке фундамента кафедрального собора в городе Вятке в 1760 г., а позднее ему как искусному строителю было поручено исправить низко сведенные своды в том же соборе. В 1765 г. Никиту Горынцева приглашают жители села Истобенского к строению каменного Николаевского храма. Неудачно начатые строительные работы вятским каменщиком — жителем города Хлынова Алексеем Окуловым заставили прихожан Истобенской церкви послать «выборных к тому строению» Ивана Савина и Дмитрия Королева в Великий Устюг для заключения подрядного контракта с устюжскими каменщиками. Перенимая строительный опыт, вместе со своим отцом работает Данило Горынцев. Николаевская церковь возводилась по рисунку, «который малявил в Устюге Прокопьевский пономарь».
Традиция ориентировать зодчего при сооружении храма на какой-то образец идет еще из средневековья и не означает его точного копирования. В основном, заимствование заключалось в типологическом сходстве построек, давая тем самым строителю широкие возможности для проявления своей творческой индивидуальности. При определенном формальном сходстве с «рисунком» или прототипом каждый раз рождался новый образ, который являлся итогом творческого мышления самого «автора».
В данном случае «чертеж» служил иллюстрацией к подрядной записи, в которой дан подробный словесный «портрет» облика будущего храма «...от полу до зводного замка 6 аршин с половиною, в церкви до замка 7 аршин с половиною, в верхней холодной церкви от пола до паникадильного кольца 7 сажен с половиною, а церковь о два окна, а алтарь и трапеза, а выше церковного своду класть два осьмерика, третья шейка, а вся б та церковь с шейкой не ниже 16 сажен, а у всей той церкви окна делать, также около окон в пристойных местах поясы и вверху шестерики искусною мастерскою тескою... Колокольню класть с паперти, а по левую руку и паперти прикласть палатку... а выше трапезной крышки колокольню класть до слухов на восьми граней в вышину до подзорного пояса 8 сажен, а подзорный пояс в 2 аршина, с половиною, над сводом осьмерик чтоб был к красе...»
Выстроенный в 1768 г. Никольский храм расположен в центре села на живописном левобережье Вятки. Памятник принадлежит к немногочисленной на Вятке группе двухэтажных церквей. Верхний этаж, освещаемый двумя рядами окон, использовался как летний храм, нижний - отводился под зимнее церковнослужение. Колокольня над папертью придает объемному решению храма подобие «корабля». Все здание кажется легким, стремительно взметнувшимся к небу, начиная от вытянутого алтаряи кончая взлетом ярусного завершения. Оно состоит из двух световых восьмериков, несущих маленькую главку на тонкой шейке.
Храм развернулся длинным фасадом по течению реки Вятки. Главная холодная церковь двухъярусная. Первый ярус- куб. второй восьмерик, увенчанный восьмигранным барабаном с главкой. С востока к ней примыкает пятигранная абсида с алтарём во имя Святой Троицы, с запада, тоже квадратная в плане, тёплая церковь, в ней слева - алтарь Введения, справа - Спаса. Колокола: глухой цилиндр, на нём два восьмигранных яруса, купол с окнами – иллюминаторами и барабан со сквозными окнами и шпилем. Длина церкви без паперти 45,16 метра, ширина 17,72 метра.
Церковь обнесена металлической оградой, которая имеет каменные столбы, они расположены на равном расстоянии друг от друга. С восточной стороны ограда повторяет очертания апсиды, с западной – имеются две воротные калитки.
Внутри стены церкви оштукатурены и покрыты росписью масляными красками с орнаментом и изображениями религиозного характера.
Сохранилось упоминание о том, что в 1770-х годах Котлецов Иван Афанасьевич, хлыновский иконописец, сын диакона, делал резьбу и позолоту и писал иконы для Николаевской церкви в селе Истобенском Орловского уезда. Для иконостасов верхних и нижних этажей он расписал шесть стоящих ангелов и до сорока херувимов.
В 1865 году иконы для тёплого храма расписывал вятский иконописец, мещанин, педагог Чернышев Николай Александрович.
Мягкую пластичность силуэту храма придают «полуглавня».— фронтоны над центральными осями храмового объема. Трехъярусное построение выдает прием устюжских мастеров, но в истобенской постройке Никита Горынцев не во всем следует традициям их школы. Алтарь, который в двухэтажных церквах Великого Устюга, как правило, сооружался ступенчатым, мастер выстраивает в форме единого пятигранного объема. Сравнивая Никольский храм с постройками Великого Устюга, еще раз убеждаешься в его ярко выраженной индивидуальности. Самобытность архитектурного орнамента, впитавшего колорит и художественные приемы, веками складывавшиеся в вятских народных промыслах, зодчий органично включает в систему декоративных мотивов архитектурной пластики. Широкие ленты карнизов спышнымирозетками, пилястры, членящие нижний ярус и трехчетвертные колонки верхнего этажа, собранные в пучки; богатые картуши, пышно оформленные окна-порталы второго яруса, сочные консоли, «бровки» и спиралевидные элементы, подобные упругим стеблям растений, в завершении наличников сообщают фасадам безудержную декоративность и ярко выраженную оригинальность. По качеству художественных признаков, наряду с совершенством технического исполнения, памятник в селе Истобенском следует признать шедевром вятской школы зодчества середины XVIII столетия и лучшим творением Никиты Горынцева.
Грандиознейший храм, потрясающие архитектурные детали! Он действительно стоит, как двухпалубный корабль. Ф.М.Росляков здесь работал с 1797 года и внёс свои коррективы. Он поставил над папертью палатку. Это был уже храм для села, но городского масштаба. А Чарушин сделал реконстукцию: он усилил входную группу, пристроил боковые палатки, которые как бы охватили храм с двух сторон. Внутри появилась ещё триумфальная двухмаршевая расходящаяся лестница, опоясывающая всё пространство. Чарушин был мастер таких интересных связей рекреаций, коммуникаций. У него просто душа пела: настолько лестница получилась торжественной и парадной.
Вятские епархиальные ведомости 1873 г. № 10 (16 Мая)
"Церкви и приходы в Вятской епархии.
(По клировым ведомостям 1872 г.)
В 1-М БЛАГОЧИННИЧЕСКОМ ОКРУГЕ ОРЛОВСКАГО УЕЗДА.
Николаевская в селе Истобенском. Построена в 1788 году, каменная. Престолов два: в верхнем этаже во имя Святителя и Чудотворца Николая, в нижнем в честь Св. Безсребренников и Чудотворцов Космы и Дамиана. При церкви состоят священник и диакон на вакансии дьячка. Оба имеют свои дома. В их владнии 714 саж. усадебной земли, 11 дес. и 262 саж. пахатной и 11 дес. 265 саж. сенокосной. В приходе 12 деревень, не далее 6 верст от церкви; прихожан - 1263 муж. п. и 1479 жен."
Из книги Селивановский И.П. "Село Истобенское", Вятка, 1892 г.:
"Наиболее старинной постройки Никольская церковь. Эта церковь каменная, двухэтажная, построенная по разрешению архирея от 1763 года вместо ветхой деревянной. Нижний этаж этой церкви низок и темноват, верхний светлее и лучше. Цельность и единство архитектуры этой церкви испорчены постройкой крыльца, а церковная старинная живопись - неискусными поправками."
В. И. ШАБАЛИН, Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии. Рукопись 1911 года.
Издана - г. Киров, 2020 г.
"404. Село Истобенское, Николаевская церковь.
По переписи писца Афанасья Толочанова да подъячего Андрея Иевлева 1629 г. значится погост Истобенский над рекой над Вяткой, а на погосте церковь холодная Чудотворца Николы, деревена шатром, да церковь теплая с трапезой Св. Пророка Илии, да придел Страстотерпца Георгия. По дозорной книге Василия Петрова Отяева да подъячего Саввы Ищеина 1646 г. значится Истобенский погост, а на погосте церковь Николы Чудотворца, да церковь теплая с трапезой Св. Пророка Илии, в приделе Страстотерпца Христова Георгия. По другой переписной книге Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Истобенский, а на погосте церковь Николы Чудотворца теплая с трапезой, да придел Св. Пророка Илии, в приделе ж Страстотерпца Христова Георгия – у той церкви2. В 1684 г. преосвященным [архиепископом Вятским] Ионой дана храмозданная грамота на построение вновь теплой деревянной церкви во имя Св. Косьмы и Дамиана. В 1752 г. были две деревянные ветхие церкви, из них холодная – Николаевская, другая теплая – Косьмодамианская. Вследствие ветхости церквей, по ходатайству причта и прихожан в том же 1752 г. [вятским] епархиальным начальством 10 марта разрешено построить каменную церковь холодную во имя Св. Николая с теплым приделом в честь Св. Бессребренников Косьмы и Дамиана, а старую деревянную холодную церковь разобрать. В следующем 1753 г. указом [Вятской] духовной консистории от 11 марта позволено производить сбор на строение сей каменной церкви. В 1764 г. выдана храмозданная грамота от 22 декабря за № 1753 на построение одной каменной церкви в два этажа – верхний летний во имя Св. Николая, а нижний теплый в честь Св. Косьмы и Дамиана. Церковь построена в 1768 г. и в этом году в ноябре месяце дано разрешение освятить в нижней церкви престол во имя Бессребренников Косьмы и Дамиамна (дело [архива Вятской духовной консистории] 359/1768). В 1779 г. дана храмозданная грамота от 11 июля на устройство в нижнем этаже теплой церкви придела в честь Богоявления Господня. По клировой ведомости 1817 г. Никольский храм построен в 1784 г., в нижнем этаже Косьмодамианская церковь построена в 1786 г.1 и при ней устроен придел Богоявленский в 1789 г. В настоящее время в храме два престола: в верхнем этаже – Никольский и в нижнем этаже – Косьмодамианский престол.
Дела [архива Вятской духовной консистории] о построении церквей общие по с. Истобенскому см. в конце. Метрические книги с 1735 г.
Примечание. Дела архива [Вятской] духовной консистории: 4/1752, 6/1753, 35/1764, 359/1768 (освящение каменной теплой церкви), 233/1779.
Приложение. Храмозданные грамоты 1684, 1764, 1779 гг. Указ [Вятской духовной консистории] от 1752 г. Подлинная грамота 1684 г. хранится [в церкви]."
Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка. 1912 г.:
"Описание приходов Вятской епархии.
Орловский уезд.
3) Село Истобенское — Николаевская церковь, каменная, построена в 1768 г.;
разстоянием от гор. Вятки в 60 вер., от уезднаго города и от благочиния в 15 вер.;
часовни: сельская каменная, построена в 1855 г., и в деревне Филимоновской деревянная, построена в 1880 г.; причта по штату положено: 1 священник, 1 диакон, 1 псаломщик;
квартиры для причта казенныя;
земли: надельной земли усад. 1 д. 714 с., земли общаго владения с Троицкой церковию: пахотн. 24 д. 796 с., сенокосы 119 д. 2204 с., неудобной 15 д. 1342 с.;
братский девежный доход: священник - 1312 руб. 53 коп., диакон - 875 руб. 2 коп., псаломщик - 437 руб. 51 коп.;
руги собир. на весь причт 6 п. ржи и 75 п. овса;
прихожан: православных русских 1507 муж. п., 1525 жен. п.;
приход состоит из 22 селений, разстояние 0,5—8 вер.;
Село расположено на левом возвышенном берегу реки Вятки, правый же берег реки Вятки низменный, покрытый в одном месте кустарником, a в другом месте многочисленными озерами; вдали видна казенная корабельная роща. В селе имеются: министерское двухклассное училище, одна церковно-приходская школа и четыре земския училища (в деревнях две земския школы), волостное правлавление Истобенское, камера земскаго начальника, стан пристава и урядника со штатом стражников, почтово-телеграфное отделение, участки: фельдшера, акушерки-оспопрививательницы и лесного кондуктора.
Главное занятие прихожан отхожий промысел и бурлачество; большая часть крестьян матросы, водоливы, лоцмана и капитаны. Женщины же занимаются огородничеством — посадкой огурцов и особенно капусты, которая отправляется на продажу в разные уезды.
Пapoxодная пристань при селе; станция ж. д. Оричи и Быстряги в 10-15 вер. Село стоит на тракту.
Из старинных предметов в церкви имеются:
из утвари — ковчег, крест, евангелие;
из отдела икон — Св. Николая, Безсребр. Косьмы и Дамиана, Божией Матери Афонской, Воскресения Христова, Нерукотвореннаго Образа Спасителя, Божией Матери Смоленской и Всех Скорбящих радости;
из библиотеки — служебник 1676 г., евангелие учительное 1681 г., триодь постная 1682 г., ирмологий 1694 г. и не мало других от 1700-х г."
В 1932 году церковь закрыли, организовав в ней сначала ткацкую фабрику, а затем мастерскую по ремонту сельскохозяйственной техники.
В 1965 году с колокольни снимали крест, он проломил крышу, с того времени церковь начала рушиться.
Никольский храм не просто изуродован, а брошен на поругание. Там сломаны проёмы, сделаны какие–то проезды. Нет ни перекрытий, ни чарушинской лестницы, ни колокольни. Внутренне старинное устройство храма практически утрачено, иконостасы не сохранились. В верхнем храме чудом сохранилась иконостасная рама и изразцы, выполненные в виде растительных орнаментов и Херувимов. В храме частично сохранились изображения благословляющего Иисуса Христа, Преподобного Трифона и Святого Блаженного Прокопия – Вятских Чудотворцев, Святой равноапостольной Нины – просветительницы Грузии, сюжеты, изображающие крещение Господне, Явление Христа народу, Исцеление при Овчей Купели, Иисуса Христа и Самарянку, Тайную Вечерю и несколько других изображений Святых и библеййских сюжетов. Возле Никольской церкви сохранились несколько старинных надгробий прихожан.