• Главная
    • Схема
    • Все новости проекта.
  • История
    • Городище
    • Возникновение
    • Хронология
    • Переписи
    • События
    • Документы
  • Храмы
    • Троицкий монастырь
    • Никольская церковь
    • Троицкая церковь
    • Часовня
  • Карты
    • Географические карты
    • Топографические карты
    • Спутниковые снимки
    • Планы села
    • Схемы
  • Промыслы
    • Животноводство
    • Земледелие
    • Ремесленничество
    • Речной промысел
    • Рыболовство
    • Торговля
    • Золотодобыча
    • Заводчики
    • Разное
  • Люди
    • Персоналии
      • Багаев Дмитрий
      • Багаев Максим
      • Безденежных Андрей
      • Гудин Андрей
      • Дуркина Афанасия
      • Кибардин Георгий
      • Ковязин Амвросий
      • Козлов Петр
      • Королев Дмитрий
      • Нелюбин Вячеслав
      • Нелюбин Данила
      • Пленков Василий
      • Рылов Аркадий
      • Стойлов Иван
      • Тулакин Кирилл
    • Воины
    • Жертвы террора
    • Чиновники
    • Священники
    • Судьбы
    • Истобяне в Маньчжурии
  • Галерея
    • Художники
      • Annabelle Danchee
      • Авинова Елена
      • Басина Виктория
      • Бочаров Тарас
      • Блинов Владимир
      • Братухин Геннадий
      • Быкова Юлия
      • Вершигоров Петр
      • Верюгин Л.
      • Дедова Татьяна
      • Дроздецкий Дмитрий
      • Жданов Валентин
      • Журавлев Олег
      • Зайцев Аркадий
      • Карасева Нелли
      • Меджлумян Анна
      • Неизвестный
      • Поликарпов Николай
      • Поляков Аркадий
      • Рукавишникова Наталия
      • Самсонова Лариса
      • Старкова Лидия
      • Туписов Михаил
      • Феофилактов О.
      • Шишков Юрий
      • Щепина Екатерина
    • Фотографы
      • Дуркин Дмитрий
      • Туманов Евгений
      • Yana Solovyeva
      • Yuriy
    • Фотогалерея
    • Рисунки
  • Литература
    • Альпидовский Андрей
    • Бажина Любовь
    • Банников
    • Бехтерев Олег
    • Вахонин Сергей
    • Зыков Иван
    • Зыков Николай
    • Королев Геннадий
    • Криушина Вера
    • Крысов Василий
    • Селивановский Иван
    • Соловьев Е.
    • Тулакин Виктор
    • Фокин Валерий
    • Шестерня Алевтина
    • Истобенский говор
    • Статьи с сайтов
  • Разное
    • Культура
    • Образование
    • Медицина
    • Инфраструктура
    • Судебные

Троицкая церковь села Истобенск.

Подробности
Опубликовано 05.09.2025 21:27

СБОРНИК ТРУДОВ
Семнадцатой международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной фундаментальным научным исследованиям в строительстве
(23—25 апреля 2014 г.)
Шмаков С.Д., студент 3 курса ФСА
Научный руководитель — Полевщиков А.С., канд. техн. наук, доц.
ФГБОУ ВПО "Вятский государственный университет"
Троицкая церковь села Истобенск

Село Истобенск издревле являлось центром тяглового и оброчного станов, позднее — волости. История села богата событиями и интересными людьми и корнями уходит в седую старину.
Уже в XII веке русские стали проникать в бассейн реки Вятки. Но массовое заселение русскими Вятской земли произошло в XIV веке. Сразу в нескольких летописях отмечается, что в 1374 году на среднее течение реки Вятки пришли с Волги новгородские ушкуйники-разбойники, сновавшие города Никулицын, Котельнич, Хлынов. Шли они, по летописным известиям, реками; с верховьев Камы на Чусовую, а затем на Чепцу и Вятку, с Ветлуги — на Молому и Вятку. Существовал, по-видимому, еще третий, более древний путь: с Юга — притока Северной Двины — на Ветлугу и Молому, а с них на Вятку.
Вскоре после прихода на реку Вятку новгородцев, во время набегов татарского царевича Арапши и мурзы Бегича на Суздальско-Нижегородскую и Рязанскую земли, в вятские лесные дебри устремляется второй миграционный поток русских переселенцев — из Нижегородчины. Вот в эти неспокойные годы, по-видимому, возникло русское поселение левобережья Вятки на месте современного села Истобенска, хотя наиболее древние документы о селе относятся к началу XVII века.
На начало XX века в селе образовался архитектурный комплекс из 3 храмов: Никольской и Троицкой церквей и каменной часовни. Никольская церковь построена в 1768 г. Н.М. Горынцевым, а каменная часовня была воздвигнута в 1855 г. в память о битве устюжан и рязанцев.
Троицкая церковь стоит в селе на высоком берегу реки Вятки. Обнесена металлической оградой в кирпичных столбах. Построена первым вятским губернским архитектором Филимоном Меркурьевичем Росляковым на месте упраздненного в 1771 г. Истобенского Троицкого мужского монастыря.
Главная холодная церковь квадратная в плане. С востока к ней примыкает пятигранная апсида; с запада — трехнефная, тоже квадратная в плане, теплая церковь, в ней слева — алтарь Введения, справа — Спаса. Круглая в плане колокольня, через которую осуществляется вход в церковь, частично вдвинута в тело церкви с запада между сторожками. Длина церкви без паперти 45,16 м., ширина 17,72 м.
Холодная церковь перекрыта сомкнутым восьмигранным сводом, опирающимся на стены и угловые разгрузочные арки. Теплая церковь перекрыта цилиндрическими сводами с распалубками. Своды опираются на стены, а в центральной части нагрузка передается через арки на два внутренних столба. Крыша теплой церкви — двухскатная с вальмой в сторону колокольни. Стены внутри оштукатурены и покрашены. Снаружи стены беленые по кирпичу.
Холодная церковь двухъярусная. Первый ярус — куб, второй — восьмерик, покрытый котловым сводом и увенчанный глухим восьмигранным барабаном с главкой. Теплая церковь покрыта на три ската. Карниз теплой церкви на одном уровне с карнизом апсиды. Колокольня четырехъярусная. Два нижних яруса — круглые, объединены одним карнизом, находящимся в уровне карниза четверика холодной церкви. Третий и четвертый ярусы колокольни — восьмигранные, имеют самостоятельные карнизы, также увязанные с членениями восьмерика и купола холодной церкви. Колокольня увенчана куполом, барабаном со сквозными окнами и шпилем. Ранее в мокарнях купола колокольни находились часы.
Церковь развернута длинным фасадом по течению реки. Она четко выделяется своим выразительным силуэтом над поймой лугов летом, весной — над широким речным разливом, зимой — над бескрайними снежными просторами. Значение ее в силуэте застройки населенного пункта очень велико.
Декоративное убранство фасадов скупое, но хорошо увязанное с объемно-пространственным решением здания. Излюбленный Росляковым мотив посадки полукруглого окна в плоскую прямоугольную нишу, вместе с замками арок и прямоугольными
панелями в различных комбинациях повторяется на всех элементах фасадов.
Карнизы четверика холодной церкви и круглой части колокольни имеют зубчики.
Хорошо контрастируют на белизне стен оконные проемы с выразительным рисунком переплетов. Церковь по стилю относится к сооружениям классицизма конца 18 века.
Внутренние пространства храма развиваются от входа в строгой последовательности. Входное помещение имеет замкнутую, скудно освещенную пространственную форму цилиндра, перекрытого куполом. Далее, при входе в теплую церковь, раскрывается глубинное пространство среднего нефа, вливающегося в светлую холодную церковь.
По мере движения в глубину, с боков через арки раскрываются широкие пространства боковых нефов. При входе в главную церковь зритель поражается высотой и широтой свободного пространства и эффектом огромного сияющего золотом иконостаса. Все внутренние пространства церкви четко расчленены.
В отделке сводов теплой церкви имеются нервюры, а также штукатурные тяги, оформляющие амбразуры проемов. В холодной церкви на уровне перехода от четверика к восьмерику, расположен развитый карниз классического типа с кронштейнами и гирляндами.
Стены внутри, своды и купол церкви покрыты росписью масляными красками с орнаментом и изображениями религиозного характера, выполненными в середине 19 в. местными мастерами.
Церковь представляет собой хороший образец местной культовой архитектуры начала 19 в. Она привлекает к себе внимание своими художественными достоинствами: скомпанованностью объемов, уравновешенностью пропорциональных членений, простотой незамысловатых деталей. Из значительного количества запроектированных
и выполненных Ф.М. Росляковым церквей, данная церковь должна быть отнесена к лучшим.
Стоит отметить, что в ходе проведения исследования было составлено полное архитектурно-историческое описание памятника архитектуры, результаты данного исследования будут являться основой для дальнейших исследованиях по реставрации Троицкой церкви села Истобенск.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Коржавин М.А. "Истобенские очерки (материалы о прошлом)" Книга вторая 1960 г.
2. Документы и материалы по истории с. Истобенска и его жителях.
3. "Энциклопедия Земли Вятской". Том 5. Архитектура. Составитель А.Г. Тинский. Киров-1996 г.
4. ГАКО ф.Р-3846 оп. 1 ед.хр.86 л.39
5. ГАКО ф.1258 оп. 1 д.10
6. ГАКО ф.Р-3846 оп. 1 д.86 "Документы по паспортизации памятников архитектуры Орического района"
7. Паспорт памятника: церковь во имя Св. Троицы. Составитель — Зырин Б.В.13 июля 1969 г.
8. Шабалин В. Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии, 1909 г. /рукопись/
9. ГАКО ф.237 оп. 110 ед.хр.531 О строительстве Троицкой церкви села Истобенского, 1807 г.
10. ГАКО ф.583 оп. 601 ед.хр.447 Рапорты губернского архитектора.


Copyright © 2011,2012 ZSE Software Inc.

Free counters!