Истоки (краеведческие очерки). 1996 год. - 5
- Подробности
- Опубликовано 10.11.2011 17:51
Всего церковь располагала 18-20 гектарами земли, используемой под пашню. Немало у церкви числилось и покосов. Уже сообщалось что Быстрицкие клирошане владели покосами на болотце Казачьем, имел несколько покосов на реке Быстрица, из которых один сдавали в аренду жителям деревни Врествинской. Церковники владели и местами от рыбных велв, а также местами охоты.
Переписные книги 1629 года упоминают, что деревянная быстрицкая церковь была с трапезою. Церковные помещения тех времен строились населением округи на мирские, т.е. собранные крестьянским обществом, деньги. Поэтому в архитектурной планировке внутренних помещений церковных зданий, в том числе и быст-рицкого, нашли отражение общественные потребности крестьянского мира.
Церковная служба и религиозная обрядность осуществлялись в молельном помещении церковного четверика. А вот трапезная, превосходящая нередко помещение молельной по площади в 2-3 раза, в русском средневековье выполняла сугубо гражданские задачи, далёкие от религии. В трапезной собирался крестьянский мир на общинные собрания для решения местных дел: здесь проходили выборы должностных лиц, происходила раскладка тягла и сбор податей зачитывались царские и воеводские указы, творились суд и расправа над провинившимися, заключались хозяйственно-торговые сделки и договора. В трапезных нередко проводились и общественные праздники – братчины.
В обыденное время в помещении трапезной на полатях и лавках, вдоль стен её, спали в ночное время нищие, кормившиеся за счет подаяний прихожан у церкви.
Одновременно трапезная выполняла и другое назначение. Она являлась тепловым узлом, своеобразной «котельной» для отопления церковного здания. В трапезных, как и в крестьянских курных избах, стояли глинобитные печи без дымоходов, отапливающиеся по черному. При топке этих печей окна и двери трапезной отворялись на улицу для вытягивания из помещения дыма и чада. И лишь когда топка печей прекращалась, дым убирался из трапезной и в ней накапливалось тепло, двери между трапезной и молельным четвериком церкви отворялись и тепло поступало в ритуальное помещение.
Гражданская, общественная и клубная роль трапезной в церковном здании вызывала нарастающее раздражение у высших церковных иерархов. Они постоянно осуждали и клеймили использование зданий храмов под светские общественные нужды, настойчиво добиваясь, чтобы церковные помещения служили лишь религиозно-ритуальным целям.
Высшие церковные чины стремились изгнать из храмовой архитектуры по-мещения трапезной. Это им удалось в XVIII столетии – в период замены деревянного церковного зодчества каменным. Когда церковные здания начали ваяться из кирпича, духовные пастыри стали настолько сокращать площадь трапезной, что они постепенно теряют свое былое назначение, а затем по указу 1826 года запрещаются навсегда.
С устранением помещения трапезной все церковное здание стало использо-ваться под обрядовые цели. Устранению трапезных способствовало также появление в церковном зодчестве новой системы отопления и новых печей с дымоходами, проходящими в стенах церковных зданий. На смену деревянной церкви в 1765 году появляется каменное церковное здание и в селе Быстрица.
Через сто лет, в 1860 году, теплая церковь была переложена и сделана гораздо шире и объемнее прежней. Холодная церковь и колокольня строились в селе Быстрица в одно и то же время, в конце 18 века. Это широкая четырехугольная башня, заканчивающаяся де¬ревянной надстройкой, В таком виде, почти без изменений, церковь дошла до наших времен и существует под охраной государства, как архитектурный памятник старины.
Перепись 1629 года сообщает о деревнях Быстрицкой (Бритовской) волости, которые были не велики, имели то 1 до 6 дворов и располагались друг от друга на значительном отдалении, занимая большую территорию.
35
Суммируя переписанные в 1629 году населенные пункты округа, приказные Толочанов и Иевлев сообщали: «Да того же Спенцынаского стану в Вритовской (Быстрицкой) волости тяглых 28 деревень с четью, да деревня, припущена к живущим деревням в пашню, да 72 потника, да 2 починка припущенные к живущим деревням в пашню, да 2 починка пустые, а в живущих деревнях и починках 41 двор, а людей в них 245 человек (мужчин-дворохозяев. – С.В.), да 4 двора бобыльских, а людей в них тож да 15 дворов пустых».
Среди деревень в переписи 1629 года упоминаются Бахирево, Селиванова, Клепцова, Трухинская, Оверины, Борисовская, Васнина, Бакулина, Фроловская и Петрашевская, то же Каурково, Лаховская, Коломенская, Мешная, Олуховская, Отяцкая, Верствинская, Потом. В выписи, данной быстрицкому попу Ивану Звереву в 1638 году с писцовой книги 1629 года, назван ряд поселений, находящихся вблизи к селу Быстрица, за несение тягла которых следила местная церковь.
К этим поселениям относятся починок и займище Ромашки Кислухина, починок Ондрюшки Суслова, починок Поздейки Бакулина, починок на Быстрице Семейка Бакулина, починок Фадейки Носкова, починок на займище Тимошки Видякина, починок Яшки Масленникова, починок Васки Видякина, починок Терешки Погудкина, починок на Быстрице на раменье Рубцова.
Наиболее распространенными фамилиями крестьян, деревень и починков являлись: Мамаев, Шишкин, Чепелев, Гонин, Домнин, Тюкалов, Антонов, Суслов, Лысов, Бакулин, Тимофеев, Зотов, Кокорин, Рубцов, Исаков, Коновалов, Леванов, Носков, Хренов, Мухин, Чернятин, Кислухин, Масленников, Погудкин. Многие из этих фамилий живут и в настоящее время, уходя корнями в XVII век и более раннее время
Большинство крестьян округи было государственными черносошными тяглецами, выполняло повинности государству. Из других категорий крестьянства в отдельных деревнях имелось, как исключение, небольшое количество бобыльских дворов.
Бобыли, не имевшие пахотной земли, в деревнях занимались ремеслами или лесными промыслами, являлись швецами, сапожниками, гончарами, кузнецами, столярами, плотниками, охотниками, рыбаками. В деревнях встречались единичные крестьяне-половники, обрабатывающие чужую землю из половины урожая.
Перепись 1629 года находит в Быстрицкой округе более десятка мельниц-колотовок. Имелись и ветряные мельницы. Близ села Быстрица располагалось кладбище, которое находилось в рощице.
Основными занятиями быстрицких жителей были хлебопашество, животно-водство, основанное на кормовой базе луговых и лесных сенокосных угодий.
Распространены были изготовление изделий из древесины луба, гончарное производство, домашнее ткачество, валяльное дело и другие подсобные занятия.
36
Вятская деревня и крестьянский дом
Русская деревня, в том числе и вятская, – это совокупность жилых, хозяй-ственно-бытовых, общественных помещений, целый мир труда, жизни, быта, уклада, обрядов, психологии, взглядов и верований крестьянства на протяжении многих, столетий. В материальном выражении деревня – это, прежде всего, комплекс жилых домов разной конструкции, сараев, хлевов, конюшен, сеновалов, навесов для инвентаря, амбаров, овинов, гумен, бань, мостов, колодцев, мельниц, погостов, изгородей, ворот и других построек.
Деревни создавались длительным временем и на одном месте стояли века. В течение столетий сложились несколько типов застройки.
Во-первых, свободно-разбросанная, являющаяся начальной и основной формой для старейших русских поселений. В деревне в начале строились единичные крестьянские усадьбы. Затем она пополнялась новыми, расширялась. Нередко происходил и обратный процесс: деревня вымирала, прекращала существование, так как жители её «сбегли безвестно», «взяты в солдаты» или «умре», как сообщали о том переписные книги.
Каждый хозяин возводил свой дом так, чтобы ему было удобно жить, но в то же время учитывал интересы соседей. Привязка помещений к местности была свободная, дома ставились не по линейке, а хаотично на избранной площади. Иллюстрацией таких поселений до перепланировки 1822 года было село Истобенск. В очерке И.П. Селивановского, опубликованном в «Календаре Вятской губернии» за 1893 год, приводится рассказ стариков конца XVIII века о селе: «В те времена село состояло из трех улиц. И что это были за улицы! И кривы и косы, и узки, и проехать было трудно. А дома стояли так тесно, что можно было по крышам проходить с одного конца села до другого. Как тесны в те времена были в Истобенске улицы, так же тесны и невзрачны были у них и избы».
Несколько позднее начинает складываться тип линейной застройки деревень «улицей». Линейная застройка имеет несколько разновидностей. Одной из них является деревня – односторонка, другой – двурядная. Имелись деревни, где оба ряда домов выходили фасадами на улицу, лицом друг к другу. Третьим типом застройки деревни являлся радиально-круговой.
Основой деревни был крестьянский двор – комплекс. В нем жилое помеще-ние для людей – изба с сенями и клетью – стояло под одной крышей с помещениями для животных – скотным двором и поветью над ним. При этом часто делался прямой переход из сеней на поветь и скотный двор.
В условиях натурального хозяйства, территориальной разобщенности и долгих зим с их снегами и стужей, весенними и осенними распутицами такой тип двора стал самым удобным, он позволял выполнять многие хозяйственные работы, подолгу не выходя из дома.
Бытовало несколько разновидностей дворов. Наиболее распространенным был двор, называемый как «брус». В этом дворе все жилые и хозяйственные помещения объединялись в вытянутый прямоугольный сруб – брус, закрытый большой общей двускатной крышей. Обширные сени с крыльцами разделяли такой сруб на две части. Меньшая часть обращалась на улицу, выходила на главный фасад всего дома. А большая часть – крытый двор с хозяйственными помещениями – отступал на зады.
Хлевы отделялись от дома коридором – проездом, стена которого, выходя-щая на улицу, забиралась в столбы, чтобы её можно было по необходимости, когда возили из хлевов навоз, разбирать и собирать. Над хлевами был сеновал. Рядом с избой, вглубь двора, ставилась клеть; меж избой и клетью размещались сени. Клеть с избой вместе составляли связь. А рядом, с клетью, против хлевов, располагался общий скотный двор.
Широкое распространение получила другая разновидность двора-комплекса, которая называлась «глаголь» из-за своей похожести на букву «Г». В этой конструктивной форме крестьянского двора-комплекса хозяйственные помещения (хозяйственный двор) ставились под прямым углом к жилой части двора.
37
Не часто, но встречались дворы-усадьбы в двухэтажном исполнении, как «кошель». В этом случае вся постройка имела форму почти квадрата. Жилая часть, с крыльцами, выходила на улицу, а крытый двор – к огородам, на задворки. Конек кровли шел по оси жилого дома. Скаты крыши были разные: на жилой части –короткий и крутой, на хозяйственной – длинный и покатый.
Существовали и другие разновидности дворов-усадеб. В совокупности по-строек двора-усадьбы и всей деревни ведущее положение занимал крестьянский дом, изба. Он являлся гнездом, колыбелью и крепостью семьи, основой семейного быта, копилкой векового житейского опыта, очагом продолжения фамильного рода.
Срубить хорошую избу было не простым делом. И не каждый крестьянин был способен на это. Только искусные плотники могли поставить добротный дом на поколения. Плотничья профессия и любовь вятчан к деревянному изделию закономерны. Скудность подзолов, которые не всегда кормили, обширность лесов рождали занятия и ремесла по обработке древесины. Вятка дала большое множество искусных умельцев по дереву.
Решив обзаводиться новым домом, осенью после завершения хозяйственного года или зимой силами членов семьи и с помощью родственников и соседей заготовлял крестьянин бревна на сруб в 3-4 сажени (6-8 метров) длиной. Выбирали звонкую смолистую, слоистую, несуковатую сосну, произрастающую в черничных борах средней влажности. Весной, когда древесина становилась мягкой и податливой для обработки, «отходила» от зимней стужи, её корили, а затем плотники начинали рубку сруба.
Размеры его были по запросу хозяина и качеству материала. Собирался сруб из венцов, связанных в квадрат четырех бревен, которые соединялись чашами – выемками в половину бревна глубиною. Сложилось множество таких соединений, но наиболее употребительными были: «в чашу», «в обло», «в лапу», «в крюк». Для плотного прилегания бревен друг к другу вдоль их выбирался паз. Бревна ложились пазом вниз, чтобы избежать попадания влаги в соединения между бревнами и их гниения.
Чтобы здание не заваливалось в бок, не «косило», комлевые и верхушечные части бревен укладывались «вразбежку». Высота сруба устанавливалась с появлением печей по-белому в 18 бревен. А первоначально, пока печи топились по-черному, доходила до 4-х метров. Венцы ставили на толстые смолистые стояки, коряжистые пни или большие камни. Меж стояков делался вертикальный заплот из коротких бревен или же подводились горизонтальные подкатки, которые при сгнивании легко заменялись новыми. Венцы сруба укладывались на мох, а позднее конопатились, по пазам. «Кабы не топор да не мох, то и плотник бы сдох», – говорила старинная пословица.
За сенями шла клеть – холодный сруб с волоковыми или одним – двумя косящатыми окнами и дверью, ведущей в сени. Клеть – это без конопатки строе-ние. Она по большей части служила запасной избой на случай семейного раздела и для замены сгнившей основной жилой избы. Летом использовалась как летняя изба, столовая и спальня. В повседневное время в клети размещали различное имущество, одежду, ткацкие принадлежности и т.п. Вход из избы в клеть шел через сени. Под клетью площадь занималась под погреб, амбар, курятник. Называлась она подклеть.
Хозяйственные постройки подводились под ту же общую крышу, что и жилая часть дома. Скотные хлевы ставились на мох. Над хлевами возвышалась просторная поветь – сеновал. Здесь хранили не только сено, но и телеги, сани и прочий хозяйственный инвентарь. В ненастную и холодную погоду на повети крестьяне обрабатывали лён, веяли зерно, долбили лодки, плели корзины, верши и сети. Устраивался на сеновал взвоз – помост для проезда телеги или саней с сеном, соломой, куколем, пелевой.
Важнейшей принадлежностью избы была печь. Она, в доме занимала чуть не половину площади. В крестьянском быту печь была незаменима: она грела и кормила, хворого лечила, обстирывала и одежду сушила, нянчила детей и растила, спать укладывала и мыла.
38
При постановке новой избы устройство печи считалось чуть не самым ответственным и важным делом. Слава хороших печников широко шагала по округам, они пользовались большим почётом. В старину печи делались не из кирпича, а глинобитными. Для устройства печи в доме на переводы пола ставился небольшой сруб из 2-3-х венцов – опечек. Сверху он застилался плахами, на которые насыпалась глина или земля. Получалась ровная, выше полуметра над полом площадка, называемая подом. Высота его зависела от роста хозяйки и им регулировалась, чтобы стряпухе было удобнее хлопотать у печи. На под ставились деревянные дуги, которые обшивались досками, или клалась небольшая бочка, а то и несколько наполненных чем-нибудь мешков – по форме будущей внутренней полости печи.
Он осторожно протапливался и прокаливался огнем, но так, чтобы не лопнул, не исщелялся. Если это происходило, печник подвергался осмеянию. Вокруг прокаленного свода мастер сколачивал из досок нужную прямоугольную форму печи и заполнял пространство меж сводом и формой увлажненной глиной. Глину опять били молотками-колотушками, сминая и сплющивая её в однородную монолитную массу. Затем уже готовый остов снова просушивали, затирались щели. Глинобитные печи до средины XIX столетия дымоходных труб не имели и топились по-черному. Дым при топке выходил из избы через окна и двери, а позднее через волоковое с задвижкой потолочное окно у входа в избу и деревянный дощатый дымник на крыше.
Избы с печами без дымоходных труб назывались курными или черными. Дым в курной избе не расходился по всему помещению, а стлался и держался лишь в верхней части – до широких полок-воронцов, чуть выше их и человеческого роста. Только выше воронцов 3-4 венца стены были закоптелыми, а ниже их они сохраняли желтовато-светлый естественный цвет дерева. Курные избы рубились обычно выше более поздних по времени белых изб с кирпичными дымоходами. В избе все 4 угла имели свои названия и свое хозяйственное назначение. При входе, справа, располагался стряпкой (???), бабий кут и печь. Слева от входа был хозяйский кут (кутник нижний) или коник, ларь, где хранились лыки, лапти, колодки, упряжь и где на ларе спал хозяин. Позднее ларь сменили деревянной кроватью, которая прибивалась к стене. Прямо против печи располагался печной кут или «середа», где стоял жернов и где целый день трудились женщины: пекли хлеба, варили пищу семье, готовили пойло скоту. Этот угол отгораживался заборкой или завешивался занавеской. Это была крестьянская кухня.
Наискосок от печи располагался передний или красный угол с иконами, лампадкой и обеденным столом. Ставился он большой и массивный для многочисленной крестьянской семьи, часто на резных или точеных ножках, подвижной, со съемной столешницей из широких досок. У стола вдоль стены располагались лавки, широкие и массивные, толщиной до 10 см. На лавках не только сидели, но и спали члены семьи. В каждой избе обязательно имелись примыкающие к печи полати. Они собирались из досок – полатниц, один конец которых лежал на перекладине, вырубленной в стене из6ы, а другой на полатном брусе. Под полатями в старину свободно ходили, не задевая за них головой, а на полатях сидели, не сгибаясь и пряли, в связи с чем для света прорубали выше полатей волоковое окно. По боковым и передним стенам избы, выше окон, прикреплялись полицы-полки, шириной до 30 см.
Обязательной принадлежностью дома был голбец – шкафчик с дверью и внутренней лестницей, ведущей в подполье. Он был ниже уровня верха печи при-мерно на 1 метр, примыкая к печи так, что можно было, сидя на печи или на полатях, свесить ноги на голбец. С голбца забирались на печь и полати. Лестница на печь ставилась около входной двери в избу. В одну из матиц избы ввинчивалось кольцо, куда пропускался длинный гибкий шест-оцеп, на который крепилась детская зыбка (колыбель) из дерева и холстины, луба или плетеных прутьев. Иногда зыбка на очепе подвешивалась к полатному брусу. Полы и стены домов не красились. Полы были скобленые, стены – тесаные, так же скоблились к праздникам.
Крестьянский двор-усадьба включал не только жилое помещение и хозяй-ственные постройки под одной общей крышей. Большое значение играли амбары, хранилища зерна, называющиеся житницей. В деревнях-односторонках они ставились на виду хозяина против окон, через дорогу.
39
Иногда амбары выносились на зады живописные группы из построек нескольких крестьян-хозяев. Амбары имели массивную дверь, прочный потолок-накат, пол из половиц, крепкий запор с винтовым железным замком: Внутри помещения с правой и с левой стороны располагались сусеки для хранения, муки, крупы и зерна, а по средине шел проход-коридор.
Для обмолота снопов и сушки зерна имелись гумно и овин. Гумно – это по-мещение под двускатной крышей для обмолота зерновых. В торцах помещения имелись широкие ворота для сквозного проезда с возом снопов. Рядом с гумном строился овин – клеть для просушки снопов в дождливую погоду перед обмолотом. В большом помещении под потолком из жердей устраивались ко-лосники – грядки для раскладки и сушки снопов, а в малом была печь, сложенная из больших камней. При топке печи горячий дым через реж проходил из малого помещения в большое, подсушивая снопы, выходил наружу в волоковые окна или открытые двери. Имелись овины, где грядки или «садило» на горизонтальных жердях-колосниках находились прямо над печью-очагом, которая располагалась в глубокой яме.
Овины, как правило, выносились на зады деревни, вдаль от жилья и в отдаленье от амбаров, так как часто горели из-за неосторожного обращения с огнем при топке очагов. Не случайно в крестьянском быту сушку снопов в овинах доверяли лишь старикам, имеющим большой житейский опыт. Нередко овин и гумно объединялись в одно целое, и тогда можно было молотить зерно в самую затяжную дождливую погоду.
Для просушки снопов на ветру и на солнце вблизи гумен ставили вешала. Это простейшее сооружение состояло из нескольких высоких столбов на расстоянии 4-5 метров друг то друга. Необходимой принадлежностью каждого крестьянского двора-усадбы была курная баня. Ставились они обычно на задах усадеб. Необходимыми для хозяйственной жизни деревни были мельницы-столбовки, стоящие на отшибе на высоких местах, на «кострах» или стульях из наклонных стоек. На речках, у деревень, ставились водяные мельницы. Вначале у церквей, в черте сел, а позднее вблизи от них, обычно в рощице, на сухом месте, располагались погосты-кладбища. Каждый в отдельности крестьянский двор-усадьба и вся деревня ограждались заплотом из жердей. Огораживались также от потравы, скотом крестьянские поля, изгороди ставились и вокруг выпасов и пастбищ. При въезде в деревню и выезде из нее в изгороди устраивались двои ворота с самозапирающейся щеколдой. Вся совокупность помещений и построек деревни создавала цельность и единство облика её, особый колорит жизни, быта, русского духа.
Вятский хлеб
Начало хлебопашества
Хороший хлеб – радость семьи, большой хлеб – богатство страны. От рождения и до последнего дня он нужен каждому человеку.
Свыше 10 тысяч лет назад, как показывают археологические исследования, далекие предки человека начали употреблять в пищу пшеницу, первоначально в виде сырой, а затем вареной каши. Позднее начали растирать хлебные зерна и получили муку. Кусочки теста из муки варили и ели, потом из них стали изготавливать печение лепешки. Примерно две тысячи лет назад люди научились печь пышные хлеба из кислого дрожжевого теста. Хлеб был самым чудесным открытием человечества.
С зерновым немолотым хлебом – житом – издревле связывалась жизнь, здоровье и счастье человека. Понятие «жито» означало жизнь крестьянина. В тысячах пословиц и поговорок отразила вековая народная мудрость значение хлеба, называя его «головой всего сущего», «батюшкой», «отцом-кормильцем», «святым», «божьим даром». О хлебе говорилось: «Хлеб – на столе, и стол – престол, а хлеба – ни куска, и стол – доска», «Хлеба ни куска – так в тереме тоска. А хлеба край – так и под елью рай».
Бережно, любовно относились люди в старину к каждому куску, к каждой крошке хлеба, ибо огромный труд и соленый пот были заложены в них.
40
И не случайно битва крестьян за хлеб была названа страдой, когда хлеборобы на пределе человеческих сил гнули спину, надсаживаясь от непосильного, вымалывающего, изнурительною труда на земле. Вся жизнь, весь быт, будни и праздники связаны были у наших предков с хлебом, с думой о нем.
С незапамятных времен возник обряд встречи дорогих гостей хлебом-солью. В свадебном обряде имелось несколько ритуалов, хлебу отводилась важная роль. Так, по окончании сговора, жених, явившийся с караваем хлеба в дом невесты, делил этот хлеб с будущим тестем надвое, что означало выделение невесты из семьи отца. После венчания молодоженов осыпали зерном. Это символизировало зажиточную и счастливую жизнь в будущем.
На Вятке хлеб высевался ещё до прихода русских – удмуртскими и марийскими племенами. Русские поселенцы – землепроходцы, явившись на земли аборигенов и потеснив их, расширили посевы хлебных культур. Древнейшие земледельческие поселения русских возникли вначале на средней Вятке, около современных городов Кирова, Котельнича, Халтурина. В Оричевском районе они основались в левобережье Вятки на пахотных участках удмуртов, у Истобенского Тиваненского городища, а также на речке Быстрице, недалеко от поселка Стрижи, где в старину было другое удмуртское поселение – городище. С побережья рек запашка земель распространяется в лесные угодья.
В раскопках Никулицкого и других наиболее древних поселений русских найдены зерна злаковых культур и примитивные земледельческие орудия: серпы, косы-горбуши, вилы, мотыги, молотильные цепы, сошники. Это прямое доказательство того, что земледелие было основным занятием жителей Вятской земли с начала её массового заселения русскими людьми в XIV веке. Земледелие у вятчан культивировалось в начале как подсечно-огневое, а потом – пашенное трехпольное.
При подсечном крестьяне вырубали и сжигали леса, несколько лет сеяли хлеб по пепелищу, а когда земля истощалась, оставляли эти участки под перелог, и переходили на новые, по соседству. Посевы при этой системе земледелия проводились культура по культуре, одними и теми же хлебами. Постепенно на освоенных землях, вблизи поселений, начался переход на пашенное трехполье, когда устанавливалось чередование полей для посева: яровое, озимое, пар.
Крестьяне обрабатывали сохами с железными сошниками и деревянными боронами местные подзолы. Сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, горох, гречиху, полбу, лён. На приусадебных участках занимались огородничеством, которое, однако, на Вятке было развито слабо. Малоплодородные земли требуют внесения удобрений, и крестьяне стали разводить больше скота не только из-за животноводческой продукции, но из-за потребности в навозе.
Культура хлебного поля
На хлебном поле главную роль играла рожь. Ржаным хлебом питалась не только Вятка, но и большая часть населения России. Об этом говорят шутливые пословицы: «Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка – по выбору», «Ржаной хлебушек – калачу дедушка», «Тот и хорош, у кого родилась рожь», «Не кланяюсь богачу: рожь свою молочу».
Когда сеять рожь? Какие условия для её посева нужно соблюдать? «Борис и Глеб сеют хлеб», – гласит пословица о празднике святых Бориса и Глеба 24 июля, когда начинается посевная пора. «Рожь, посеянная на Силу и Силуяна, уродится сильно», – сообщает народная пословица о дне 30 июля. Народ приметил, что посевы ржи при северном ветре бывают крепче и колос с зерном крупнее. Считалось непозволительным сеять рожь в дождливую погоду и в сырую почву. «Обмочило оглобли – поезжай домой. Обожди часок, да посей в песок». «Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору», – утверждают народные пословицы. В пословицах земледельцы запечатлели весь временной цикл развития ржи от её посева до уборки и засыпки её в закрома: «Рожь две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает». Восемь недель, или два месяца, отводит крестьянский календарь на выращивание ржи. Поговорка, перефразируя уже приведенную, говорит и о сроках уборки ржи: «Борис и Глеб – поспел хлеб» (24 июля).
41
Рожь на вятских полях издавна сеяли озимую и яровую (ярицу). При этом под яровой рожью, о которой мы сейчас забыли, было занято большое количество земель даже в 30-е годы, уже при Советской власти. А в древней Вятке эта рожь, низкорослая и с мелким колоском, была распространена на крестьянских полях широко.
Вятская рожь, вятский черный хлебушко кормил жителей Вятки, русского Севера и Сибири, помогая их колонизации и освоению, строили города и водили корабли по рекам и морям, налаживая торговый обмен внутри страны и с другими странами, ходили походами и защищали страну от врагов, давая пищу русским ратникам. Страницы древних документов и летописей говорят об этом.
На втором почетном месте хлебного поля Вятки стоял овёс. Крестьяне любили, ценили и холили эту культуру, так как она давала высококачественный и питательный хлеб, крупу на кашу, толокно, муку на блины, зерно на корм скоту, особенно для лошадей – крестьянских кормилиц.
До, середины XIX века овёс был одним из главных пищевых продуктов. Овсяные каши, толокно в молоки или квасе, овсяные блины, ярушники из овса потреблялись крестьянами постоянно. А овсяная каша когда-то занимала среди продуктов питания то место, которое сейчас занял картофель. Не случайно возникла пословица: «Щи да каша – пища наша».
Вековой крестьянский опыт отшлифовал агротехнику выращивания овса. Земледельцы определили оптимальные сроки посева этой культуры. Сельский ка-лендарь гласит: «Овёс говорит: топчи меня в грязь, так буду князь». Сеяли овёс в сырую, непросохшую почву, когда береза начинала распускать свои листья и когда босая нога крестьянина уже не мерзла на пашне. Самый поздний посев овса связывался с праздником святого Пахомия, Пахомия – теплого, Пахомия – лобогрея, приходившегося на 15 мая. Более поздние посевы по просохшей земле считались бесполезными.
Овсом, как и рожью, укреплялось российское могущество. В поставках хле-ба казне большое место отводилось овсяной крупе и толокну, главным продуктам, производимым из овса.
Сеяли на Вятке ячмень, который был сродни ржи неприхотлив и урожаен и заменял рожь в годы её недородов.
Сравнительно немного в крестьянских хозяйствах высевали пшеницу или пашеницу (от слова пахать), как тогда говорили. Однако пшеница для лесного вятского Севера считалась благородным хлебом, доступным не для всех. Да и родила она хуже, чем рожь или овёс, чаще вымерзала и вымокала. И это нашло отражение в русских поговорках: «Пшеничка кормит по выбору. Матушка-рожь – всех сплошь», «Пшеничка – на верхосытку, а ржануха – на закладку». Пшеницу выращивали главным образом в южных районах Вятской земли.
Природа и урожай
Трудно, очень трудно давался хлеб, вятскому крестьянину. На урожайности хлебных культур сказывалось не только то, что здесь были малоплодородные почвы, требующие удобрений, но и неблагоприятные климатические условия. Длинная и студеная зима, поздние весенне-летние и ранние осенние заморозки, губящие весенние посевы и мешающие вызреванию хлебов осенью, неравномерность выпадения осадков, вызывающих или засуху, а чаще всего – вымокание хлебов, – приводили к повторяющимся неурожаям и недородам. По характеристике профессора А.В. Эммаусского, в Вятской земле, относящейся к северной земледельческой полосе страны, на каждые 10 лет приходилось три года неурожайных, три года посредственных урожаев и лишь четыре урожайных года.
Летописи донесли до нас большое количество известий о неурожайных го-дах, когда население в связи с неблагоприятными погодными явлениями страшно голодало. Например, в 1551 году перед первыми числами июля, в Вятской земле выпал глубокий снег и две недели стояла лютая стужа, которая погубила всю растительность. Осенний мороз 1601 года побил посевы хлеба, в стране начался голод. Он продолжался три года.
42
Проливные дожди осенью 1636 года подняли воду на реке Вятке до самого высокого весеннего уровня. Вятка разлилась, затопила многие поля и замерзла в этом году лишь на четвертый день Рождества. Затяжная мокреть привела к вымоканию всего озимого хлеба. Крестьянам пришлось повторно сеять хлеба около Введеньева дня (21 ноября), что обусловило крайне низкий урожай в 1637 году и голод вятских жителей.
Урожайность хлебного поля была низкой. По вычислениям С. В. Токарева и А. В. Эммаусского, в 20-х годах XVIII века урожай ржи в Вятской провинции с десятины составлял 22,5 пуда, овса – 24,8 пуда. Учитывая, что в XVII-XVIII веках средняя урожайность почти не изменялась, она составляла в это время приблизительно от 22 до 25 пудов с десятины. В начале XX века урожайность несколько выросла. С 1901 по 1905 годы средняя урожайность ржи на Вятке была 39,3 пуда с десятины.