Истоки (краеведческие очерки). 1996 год. - 7
- Подробности
- Опубликовано 10.11.2011 17:51
Являлся покровителем птиц и зверей, защищал их от охотников. Любил жертвоприношения. Охотники-промысловики задабривали лешего краюхами хлеба с солью, блинами, которые клали на пни. Другие жертвовали добычу. За это леший помогал в их промыслах. Осенью, на Ерофея, 4 октября, лешие пропадали. Перед тем, как исчезнуть, они бесились, ломали деревья, гоняли зверей, а затем проваливались в землю. Места лесных буреломов – это арена буйства леших.
Хранителем домашнего очага, олицетворением благополучия и счастья в доме являлся домашний божок-домовой. Он имел множество имен: жировик, суседко, дедушка, постень, лизун. Обычно домовой не показывался, людям. Внешне он представлял существо, обросшее густой мохнатой шерстью. Даже ступни и ладони у него покрывались мягким пушком, в чем убеждались члены семьи, когда домовые, ради шутки, по ночам гладили, щекотали или душили их сонных. Люди при виде домового теряли память и не могли вспомнить, каков был его внешний облик, кроме мохнатой волосатости. Домовой любил тепло, жил обычно за печкой, поддерживал крестьянский уклад и порядок в доме, видел всякую мелочь, заботился о благополучии двора. Если он сердился на семью, злобился на нее, в доме начинались разлад, раздоры и несчастья, и наоборот.
Перебираясь в новую избу, её владельцы убедительно просили домового пустить их на подворье, не теснить их самих, жалеть их скотину, помогать в налаживании быта на новом месте. Домовой вел ночной образ жизни. Ночами постоянно возился, стучал, что-то строил, создавал, что-то ладил, что-то изготовлял, был весь в заботах и хлопотах. Вновь купленную скотину передавали домовому с приговором: «Полюби, дедушка, корми сыто, гладь гладко, сам не шути, а жены не слушай и детей унимай». Для этого веревку, на которой приводили животину в хлев, вешали для домового у печки.
Особенно любил домовой хозяйничать на конюшне: любимым лошадям за-плетал гриву в колтун, нелюбимых щекоткой вгонял в мыло, разбивал параличом. Нередко по ночам домовой шутил и проказничал, но зла жителям своего дома не делал. Чтобы умилостивить, ему оставляли маленькие хлебцы, которые клали за печку, ставили там кашу, клали пироги, лепешки. Разозленного домового умилостивляли приношением в жертву петуха.
Среди божков, легенды о которых дошли до наших дней, выделяется ещё один хранитель кладов или кладовой. Этот божок был создан позднее других. Кладовой, по поверьям, проживал в земле. Из нее он выходил в образе доброго молодца, привидения в белой одежде, или же представлял ужасное чудовище. Клады, охраняемые кладовыми, как правило, заговаривались, и найти и заполучить их представляло огромный труд для искателей. Ночью в определенные дни на месте кладов загоралась свеча, которая показывала, где они запрятаны. Чтобы вскрыть клад, нужно было знать ключ-заклинание. Если кладоискатель неточно знал это заклинание или при попытке вскрыть захоронение клада проявлял трусость, кладовой жестоко наказывал его. Иногда разверзалась почва и поглощала искателя богатств. Нередко злая сверхъестественная сила сбрасывала кладоискателя в ров, в реку, уносила в чащу леса, в болотные топи, не давая в руки запрятанные ценности. Народная молва хранилищами кладов определяла бывшие городища, развалины старых поселений и другие загадочные места.
Например, по сообщениям старожилов, на Тиваненском городище будто бы был зарыт клад бывшего Троицкого мужского монастыря. Он был заговорен, и кладовой, оберегая его, напускал на людей порчу. Легенды истобян говорят, что кладоискателей, копавших шурфы на городище, сбрасывало в низину, к реке, переносило на другую сторону лога, уносило вместе с инструментами для копки в поле. Считалось, что поискам и открытию кладов помогают волшебные травы, собранные в ночь на Ивана Купала, цветы папоротника, разрыв-травы. Для нахождения и сбора их нужно знание специальных заклинаний и заговоров.
Крестьянская культовая мифология помогает нам лучше понять их историю, занятия, быт, культуру, верования. И мы должны беречь и изучать это наследство.
51
Гербы вятские
Герб – это наследственный отличительный знак с символиче¬ским значением, отражающим исторические традиции владельца. Та¬кое определение даёт Большая Советская Энциклопедия. На Западе гербы утверждаются во время крестовых походов XI–XIII веков.
Создание московского и общероссийского гербов
На рубеже XIV и XV веков в печатях московских князей появляется ри-сунок «ездеца» – всадника на коне, превратившийся в гербовый знак московской княжеской фамилии, города Москвы и Московского государства, хотя официально о гербах заговорили лишь в XVII веке.
Всадник с копьем изображен в рисунках печати Василия Дмитриевича и Василия Васильевича. На печати Ивана III Васильевича возникает новая деталь: вводится образ змея, поражаемого копьем «ездеца» – всадника. Эмблема всадника, колющего копьем змея-чудовище, становится устойчивой в печатях князей московских и в Символике общерусской государственной печати. Женившись в 1472 году на племяннице последнего византийского императора Зое Фоминичне Палеолог (в православии принявшей имя Софьи), Иван III взял для своей печати и герба рисунок двуглавого орла, бытующего в Византии. Государственная печать Ивана III (1497 года) получила двойное символическое эмблемное изображение.
На лицевой её стороне рисовался конный всадник, поражающий копьем дракона (старый княжеский московский герб, на оборотной стороне – двуглавый орел (новый государственный герб). Несколько позднее старинный московский герб – «ездец» – стал помещаться на груди двуглавого орла, общероссийского государственного герба. Рисунки-символы государственной печати Ивана III проводили политическую идею главенства Москвы – «третьего Рима» – с (???) могущественными государствами мира.
В царствование Ивана IV Грозного (около 1577 года) была создана Большая двусторонняя государственная печать с рисунком герба России: двуглавым орлом, увенчанным царской короной. Вокруг двуглавого орла с всадником на его груди («московский ездец») с одной стороны печати и рисунком единорога с другой были помещены 24 эмблемы печатей – гербов земель, царств и княжеств, вошедших в состав Российского государства, по двенадцать с каждой стороны.
По окружности рисунков общегосударственного и земельных гербов прочерчивались внутренний и внешний пояса, в которых был вписан полный титул царя. Среди земельных эмблем-гербов государственной печати Ивана IV расположился и рисунок вятского герба. Эхо самое первое древнее и раннее из дошедших до нас его изображений.
Содержание вятского герба
Эмблема герба Вятской земли в виде лука с натянутой тетивой, в которую заряжена стрела, создана на базе реалий общерусской и вятской жизни и на основе догматов христианства.
В одном из важнейших хозяйственных занятий вятчан – охоте, в защите своих очагов от набегов врагов, в походах на земли инородцев лук и стрелы были необходимой трудовой принадлежностью и наиболее распространенным оружием каждой крестьянской семьи, каждого дома вятских жителей. Орудие трудовой деятельности, орудие для обороны и нападения – такова реальная основа эмблемного содержания вятского герба.
На символику вятского герба большое влияние оказала идеология христианства. Геральдика, как наука составления гербов, нередко идеи свои черпала из различных священных книг и, в первую очередь, из такой распространенной, как «Псалтырь» (Книга хвалений). Символика вятского герба близка к сюжетам и идеям этой книги. В псалмах царя Давида Бог изображается как праведный, крепкий, долготерпеливый судья, строго взыскивающий с проявляющих неверие в догмы христианской религии и допускающих нечестные поступки.
52
Орудием божьей кары, наказывающим за грехи и проступки, избран «...лук со стрелами палящими».
Историки-краеведы, исследователи древней Вятки, сообщают, что в церков-ные праздники вятчане молились и поклонялись не только иконам и хоругвям с изображениями святых, но и железным и каменным наконечникам стрел (стрелкам). Большой любитель и знаток местной истории, писатель В. Крупин в очерке «Вятская тетрадь» сообщал, что в старину вятчане для излечения от болезней прикладывали святую стрелу к ране или болящему месту или обмывали больной участок тела водой, слитой через стрелу. И эта процедура будто бы приносила избавление от недуга и устранение болей.
По мысли составителей символики Вятского герба, эмблема лука с заряжен-ной стрелой должна была отражать не только историю жителей Вятки – их быт и ратные дела, но и напоминать вятчанам-хлынам, народу в XIV-XV, да и в XVI веках весьма беспокойному и вороватому, как свидетельствуют послания московских митрополитов Ионы и Геронтия, о необходимости ведения благочестивого образа жизни, о покорности воле Москвы и почитании святой церкви. В противном – «палящие стрелы», пущенный из священного лука, воздадут отступникам от царя и веры положенную меру наказания.
В XVII веке применение гербовых знаков в России значительно расширилось. Гербы стали изображаться на оружии, бытовых предметах, посуде, одежде, перстнях и т.п. От 1675 года до нас дошла царская золотая тарелка с изображением вятского герба. При царе Алексее Михайловиче русский государственный и земельный гербы начали изображаться на знаменах воинских частей. В архиве Московской Оружейной палаты сохранилось интересное описание большого гербового знамени Алексея Михайловича, выполненного живописцем Станиславом Ляпуцким. Живописцу царем было предложено: «...на том знамени написать разных государств четырнадцать печатей в гербах...». И среди них – вятского.
Вот это описание: «Середина и откос из тафты белого цвета, кайма вокруг знамени из малиновой тафты; в середине в кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами и держащий в правой лапе скипетр, а в левой – державу; в середине орла «царь на коне колет копием змея». По правую сторону орла в клеймах гербы: новгородский, над ним – владимирский, по левую – казанский, под ним – киевский, под орлом вид Кремля со стороны Красной площади, под ним подпись «Москва». Под ним в правом углу – астраханский, в левом – сибирский. На кайме у древка, в клеймах, написанные красками гербы: псковский, смоленский, тверской; по нижней кайме: пермский, вятский, в кайме откоса: булгарский, нижегородский, рязанский, ростовский».
В 1672 году по указанию царя был составлен первый русский гербовник, поименованный «Титулярником». В нем записан полный царский титул и даны миниатюры гербов тридцати трех царств, княжеств и земель, названия которых входили в царский титул. На вятском гербе «Титулярника» была изображена слева выходящая из облака рука с луком, заряженная стрелой. Над ним крест и надпись «Вятцкий». Новым в сравнении с предыдущим изображением вятского герба в «Титулярнике» было то, что рука с луком выходила из облаков не справа, а слева. Кроме того, над этой картинкой было заново введено изображение креста. Герб «Титулярника» относится не только к Вятской земле, но является и гербом города Вятки.
При Петре I в ходе проведения административно-территориальной реформы центральная власть представила гербы для печатей новым губерниям и наместничествам. Этими печатями должны были пользоваться должностные лица губерний и провинций для оформления официальных документов.
В 1722 году Петр I учредил Геральдмейстерскую контору с геральдмей-стером во главе с обязанностью составления гербов областей и городов для печатей и полковых знамен. Большая работа по герботворчеству была проделана Франциском Санти, помощником геральдмейстера, итальянским графом на русской службе.
53
Источником для составления гербов Геральдмейстерской конторой был «Титулярник» и рисунки старинных гербов на знаменах воинских частей. До 1727 года в числе 97 гербов губернских и уездных – вятский герб и, кроме того, заново, – уржумский герб.
Ускорению создания городских гербов послужила подготовка Екатериной II реформы местного самоуправления и её проведение в 1775 году. По этой реформе в стране были введены наместничества и все города этих наместничеств получили утвержденные императрицей гербы.
Высочайшим Указом Сената 11 сентября 1780 года объявлялось образование Вятского наместничества. Официально оно было открыто 18 декабря 1780 года. Одновременно город Хлынов переименовывался в город Вятку.
21 апреля 1785 года была опубликована жалованная грамота российским городам, которой предписывалась обязательность каждому городу иметь герб и печать с гербом для применения в городовых делах.
Гербы Вятской провинции
Гербы вятских городов сочинялись геральдмейстером А.А. Волковым и были утверждены Екатериной II 28 мая 1781 года. Для гербовых изображений Волков использовал сюжеты исторических событий и преданий города Вятки, содержание занятий её жителей, особенности местности, животного и растительного мира. Описание вятских провинциальных гербов дано во 2-м томе «Столетия Вятской губернии». Вот характеристика некоторых из них.
«Вятский уезд. В золотом поле из облака выходящая рука, держащая натянутый лук со стрелою, а над ним в верхней части щита крест красный. Сие вознесено и во все вновь сочиненные гербы в верхней части щита, в означение того, что те города принадлежат Вятскому наместничеству.
Елабужский уезд. В серебряном поле сидящий на пне дятел, долбящий оный, там множество сего рода птиц.
Орловский уезд. В серебряном поле сидящий при реке орел.
Слободской уезд. В серебряном поле крестообразно положены сделанные для ловли рыб из прутья верши, каковыми орудиями там обильно ловится вся-кого рода рыба.
Котельничский уезд. В зеленом поле котел золотой, означающий имя сего города.
Явлинский уезд. В голубом поле летящий лебедь, которые птицы, не останавливаясь в окрестностях сего города, мимо его пролетают.
По указанию царя Николая I с целью усиления идеи самодержавия в русских гербах губернских и крупных уездных городов стали изображать императорскую корону. Управляющий гербовым отделением барон Б.В. Кене ввел для городских гербов украшения из корон, орденов, георгиевских лент. По этим украшениям можно было определить политическое и экономическое значение столичных, губернских, уездных, заштатных и крепостных городов. Кене отметил неточности и внес исправления в описание ряда гербов, включая и вятский. 8 декабря 1856 года утверждено новое описание герба Вятской губернии:
«В золотом поле выходящая вправо из лазуревых облаков в червленой одежде рука, держащая червленый же натянутый лук со стрелою, в правом углу червленый с шариками крест. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою».
В редакции Кене вятский герб просуществовал до октября 1917 года.
54