Натальюшка Истобенская.
- Подробности
- Опубликовано 27.02.2025 21:50
ВЯТСКИЕ БЛАЖЕННЫЕ: НАТАЛЬЮШКА ИСТОБЕНСКАЯ
Эта фотография сохранилась у жителей одной из деревень Котельничского района вблизи села Гостева. Когда-то в их доме жила семья репрессированного гостевского священника Петра Тепляшина. Запечатлены на этой послевоенной фотографии монахини из Яранского Знаменско-Мариинского женского монастыря. Имена их не известны, лишь про одну на обороте написано "Одна из троих Дуняшенька, шила сапоги". А внизу по центру – Натальюшка Истобенская.
Оказалась, эта фотография не единственная. Аналогичные были обнаружены в одном из заброшенных домов в деревне, располагающейся рядом с селом Сорвижи Арбажского района. Это целая рамка с фотографиями. В центре без труда узнаётся преподобный Стефан Филейский, далее – святой праведный Иоанн Кронштадский и преподобный Матфей Яранский (к слову сказать, подобные фоторепродукции Матфея Яранского также широко встречаются. Очевидно, это те самые фоторепродукции, которые распространялись в 1950-х годах и ранее (впервые упоминаются в конце 1930-х годов при аресте Яранского епископа Вячеслава (Шкурко)) большими тиражами среди верующих. Так, в 1956 г. органами КГБ в Яранском районе был задержан некий гражданин Орлов, у которого было изъято 818 штук репродукций старца Матфея).
Слева в рамке в верхнем и нижнем углу снова видны известные уже монахини и Натальюшка Истобенская.
Две фотографии, на которых запечатлены чьи-то похороны, идентифицировать не удалось. Но, учитывая, что находятся они рядом с известными святыми, изображены на них тоже люди в какой-то мере почитаемые народом.
О Натальюшке Истобенской рассказ отдельный. В последние десятилетия её жизнью интересовались многие исследователи и так, по крупицам восполняется её жизнеописание. Одно из последних было составлено исследователем православного прошлого Вятского края Надеждой Викторовной Шевелёвой:
"Натальюшка – именно с этой святой блаженной старицей в истории Покровско-Богородицкой женской общины (монастыря), существовавшего когда-то близ села Пищалье Оричевского района, связано много таинственности и домыслов.
О судьбе нашей соотечественницы Натальи Григорьевны имеется много воспоминаний от благодарных исцеленных жителей, от старожилов района и от краеведов, искавших достоверные сведения о ней в похозяйственных книгах района.
Историк и краевед Артем Маркелов в своей книге "Золотой Свет" о святынях и передвижниках Оричевского района так рассказывает о старице: "Родилась она 1/13 августа 1879 года в деревне 1-й Барановской (в нынешнее время в деревне Крысовы) Крысовского сельского общества, Истобенской волости, Орловского уезда, Вятской губернии, в семье православного благочестивого крестьянина Григория Константиновича и Анны Антоновны крепким здоровым ребеночком, самой первой, старшенькой. В 90-м году девятнадцатого столетия Григорий построил в деревне большой дом для своей разрастающейся семьи, в которой было уже 5 детей".
Большая деревня 1-я Барановская имела 58 дворов, располагалась совсем близко от известного вятского села Истобенска, богатого не только ярмарками, промыслами, огурцами, но и духовной жизнью. Здесь была деревянная шатровая часовенка во имя Спаса, построенная в 1890 году на месте прежней, обветшавшей. Вся дружная семья Крысовых по воскресным и праздничным дням отправлялась на службу в Троицкий храм, к которому приписана деревня Крысовы. Так что с юных лет Наталья приобщалась к церковной жизни.
Что же произошло с Натальюшкой? Со слов и по воспоминаниям старожилов деревеньки стало известно, что "когда ей было восемь лет, она шла мимо кладбища, низ платья подморозило, подул сильный ветер, подол зашуршал, она испугалась и, с тех пор, у нее отказали ноги". Неходячая, по обыденным меркам, калека, сейчас можно только предполагать, что это было: травма, обострившаяся сильным испугом, или инсульт. Если бы своевременно были приняты меры лечения и реабилитации, то, возможно, жизнь ее сложилась бы по-другому. Но во всем промысл Божий!
Первая мировая война на годы лишила семью помощников и кормильцев. Одного за другим Григорий Константинович проводил четырех мобилизованных сыновей.
Жена Анна, предположительно, умерла, а дочь Наталья, неходячая на тот момент, отправилась в женский Покрово-Богородский монастырь. Она была неграмотная, но наизусть знала Священное Писание. Много молилась.
Запомнились слова человека, которому посчастливилось общаться с Натальюшкой: "Кожа да кости, а вся словно светится" (А. Маркелов "Золотой свет").
Любопытное свидетельство есть в очерке краеведа О.С. Четверикова, "Хранимое Богом село", о селе Спас-Талица: "С дореволюционной эпохой Спасскую церковь связывает одно легендарное имя – блаженной Натальюшки. Она была Божиим человеком, имевшим дар прозорливости. Часто люди излечивались от сильных недугов, лишь прикоснувшись к ней. Жила она по домам у верующих людей, которые ухаживали за ней, так как Натальюшка не могла ни ходить, ни сидеть, а только двигала рукой, чтобы наложить на себя крестное знамение".
Историю с Натальюшкой рассказала прихожанка Спасской церкви села Спас-Талица В.И. Перевалова, которая много лет читала и пела в этой церкви. А слышала она ее от своей бабушки А.А. Тиуновой. "Еще в молодости Анастасия Тиунова решила привезти Натальюшку к себе в гости, чтобы поухаживать за ней и помолиться вдвоем. Путь был неблизкий – через Спас-Талицу в соседнее село, а транспорт единственный – лошадиная повозка. Устроив Натальюшку на телеге, повезла блаженную к себе в деревню Тиваны. Когда они проезжали мимо Спасской церкви, Натальюшка попросила остановить телегу, приподнять ее лицом к храму, затем помолилась и сказала: "Этот храм будет несокрушим". Так и вышло: в соседних селах Шалегово, Пустоши, Камешница, Монастырщина от церквей не осталось и следа. А эта стоит по сей день".
Какое-то время, уже перед смертью, она жила у женщины в д. Верхние Пленковы. В архивном фонде п. Оричи в похозяйственной книге за 1955 – 1957 годы сказано, что похоронена блаженная старица на кладбище в селе Истобенске. На надгробии надпись: "Здесь покоится тело Крысовой Натальи Григорьевны 1879 – 1956 гг.". Могилка ухожена. К Натальюшке по-прежнему идут за молитвенной помощью".
(Статья с сайта interesnoe.me/source-62354834/post-4496)