Культура
Сведения об уровне культуры жителей села.
1899 год. О народных чтениях с туманными картинами.
- Подробности
- Опубликовано 03.09.2020 15:59
Орловскому уездному земскому собранию XXXIII очередной сессии 1899 г.
Орловской уездной земской управы
ДОКЛАД о народных чтениях с туманными картинами.
Народные чтения с туманнными картинами в 1898-99 учебном году велись в следующих 16 пунктах Орловскаго уезда: в г. Орлове, в селах: Колковском, Истобенском, Шалеговском, Пустошенском, Пищальском, Спасоталицком, Камешницком, Кленовицком, Верховском, Боровицком, Порлельском, Касинском, Ивкинском, Тохтинском и Верхолиповском.
...
В с. Истобенском было 11 чтений, на которыя собиралось публики от 60 до 160 человек. Чтениями заведовал священник о. Василий Сушков.
...
Во всех перечисленных 15 селах чтения производили в училищных помещениях или в помещениях волостных правлений и велись местными священниками. Все священники заведующие чтениями, а также местные учителя и учительницы несли труд по ведению чтений безмозмездно.
1899 год. О бесплатных народных библиотеках.
- Подробности
- Опубликовано 21.09.2020 13:07
Орловскому уездному земскому собранию XXXIII очередной сессий 1899 года.
Орловской уездной земской управы
ДОКЛАД о безплатных народных библиотеках.
Данныя о бывших и вновь открытых библиотеках в Орловском уезде.
Народная школа, даже при лучшей ея постановке, дает населению, кроме более или менее твердых основ религиозно-нравственнаго православнаго вероучения, - умение считать, писать, читать и понимать прочитанное; последнему помогают некоторыя начальныя знания. Сообщаемыя попутно при обучении чтению в школе. Но эти навыки и некоторое умственное развитие, даваемое школою, не составляют еще знаний, а открывают только доступ к его приобретению. Чтобы приобрести знания, нужна школа с более расширенною программою, которых у нас пока почти вовсе нет и едва ли еще скоро настанет время, когда такия школы будут доступны для большинства населения. Но есть и другой вполне доступный и в настоящее время путь для приобретения грамотными необходимых для них, знаний. Этот путь - доступность для населения пользоваться книгою. Книга закрепляет приобретенныя в школе знании и делает доступным для населения всю сумму их, которую накопило человечество в течение тысячелетий-
В книге же грамотный человек может почерпнуть и те прикладныя знания, которыя помогут ему с большею производительностию применять свой труд и свои силы; та же книга даст ему во всякое время совет и по вопросам, которые возникают и при обыденной работе пахаря или ремесленника. В книге же грамотный человек найдет разяснение тех духовно-нравственных запросов, которыя у него возникают, а также укрепит и уяснит те начала нашего православнаго христианскаго учения, с которыми знакомит его народная школа.
Орловское земство, поставившее на первый план своей деятельности заботу о народном просвещении населения, ясно сознало значение книги для расширения знаний, приобретенных в народной школе и отсюда вытекали его заботы об учреждении в уезде народных библиотек.
Первыя библиотеки в Орловском уезде, были открыты в 1888 году при училищах Великорецком и Верхошижемском. Опыт перваго же года показал несомненную пользу библиотек, так как число читателей в первый год существования их достигло до 472, а в следующий увеличилось до 577, взявших в течение года 4063 книги. Имея эти данныя, фактически указывающия на необходимость книги для деревни, земство рядом последующих постановлений продолжало дело открытия библиотек в уезде: в 1892 году были открыты четыре библиотеки при училищах — Быстрицком и Истобенском мужских, Верхоивкинском и Кленовицком; в 1895 году при пяти училищах: Боровицком, Коршинском, Шалеговском, Пищальском мужском и Орловском и, наконец, 27 библиотек в текущем 1899 году, частию в мае, частию в сентябре (20 библиотек) месяцах, при училищах: Адышевском, Березовском, Верховском, Верходворском, Верхошижемском, Верхораменском, Воскресенском, Гороховском, Желтопесковском, Зашижемском, Илгансвом, Камешницком, Касинском, Колковском, Козьмодемьянском, Монастырском, Полонском, Пустошенском, Пышакском, Подрельском мужском, Русаковском, Слудском, Соловецком, Суводском, Спасоталицком мужском, Тохтинском и Чудиновском.
В то же время на помощь уездному земству в деле организации народных библиотек выступили С.-Петербургский комитет грамотности и губернское земство.
Первый в 1897 году выслал в уездную управу книг для четырех библиотек, для каждой на сумму приблизительно 100 рублей, с тем условием, чтобы библиотеки были открыты не при училищах, а в особых приспособленных для них помещениях, где публика могла бы не только получать на дом книги для чтения, но и читать их тут же.
Три из этих библиотек открыты были при волостных правлениях — Верхошижемском, Посадском и Коврижском, где местныя волостныя общества отвели безплатно под библиотеки особыя комнаты в помещениях волостных правлений. Четвертую библиотеку комитета грамотности предположено было открыть при волостном правлении в селе Спасоталицком, но впоследствии в этом селе решено, было открыть библиотеку на средства губернскаго земства в память бывшаго председателя губернской управы А. П. Батуева, а комитетскую библиотеку открыть в другом каком-нибудь пункте уезда. Еще более существенную помощь в этом деле оказало губернское земство. По мысли покойнаго председателя губернской управы А. П. Батуева, оно в 1894 году открыло в каждом сельском обществе небольшия библиотечки, существующия в настоящее время под названием "пятирублевых", так как первоначальный комплект книг для каждой из них был подобран в пять рублей; библиотечки эти с каждым годом пополняются, так что название "пятирублевыя" в настоящее время к ним уже не приложимо. Следующая помощь по организации библиотек со стороны губернскаго земства быд ассигновка на открытие одиннадцати библиотек, по одной в каждый уезд, в память покойнаго Батуева. Наконец, очередное губернское земское собрание 1897 года, отпустив надлежащий кредит, постановило выдавать при известный условиях пособие по 100 рублей единовременно и по 25 руб. ежегодно каждой вновь учреждаемой народной библиотеке. Таким пособием между прочим воспользовалось и уездное земство на открытыя в текущем году 27 библиотек, на которыя губернским собранием сессии 1898 года ассигновано 2700 рублей единовременно на учреждение их и по 675 руб. ежегодно на пополнение и содержание их.
...
Помимо перечисленных библиотек, в Орловском уезде имеются еще библиотеки: в с. Истобенском, содержимая на средства Истобенскаго общества трезвости; небольшая частная библиотека-читальня при чайной в с. Русанове и частная же врача Сычугова в селе Верховском; последняя передается ныне в ведение земства, о чем будет доложено ниже. С открытием же библиотеки имени Батуева, устав которой послан на утверждение в мае месяце сего года, и библиотеки комитета грамотности, открытие коих, можно полагать, последует в непродолжительном времени, в Орловском уезде будет всего 47 народных публичных библиотек, не считая 268 находящихся в сельских обществах и пятирублевых библиотечек губернскаго земства.
...
Деятельность 11 земских библиотек и 3-х библиотек общества грамотности, существовавших полный отчетный год, видна из прилагаемаго при сем отчета о них. Все эти библиотеки в текущем году значительно пополнены книгами, помимо ежегодно выписываемых периодических изданий, из коих получаются каждой библиотекой ежегодныя газеты "Русское Слово", еженедельные журналы — "Нива", "Вокруг Света", "Паломник", "Будьте здоровы" и ежемесячные - "Детское чтение" и "Читальня народной школы".
Книг для пополнения выслано:
В Истобенскую библиотеку.
Названий - 59
Томов - 88
На сумму - 49 руб. 67 коп.
...
Для вновь открытых в нынешнем году 27 библиотек, по составленным ранее спискам, пока получено и розослано книг в каждую по 180 названий в 230 томах на сумму 92 руб. 29 к., всего в 27 библиотек на 2491 руб. 83 коп.
Подробный список выписанных для этих библиотек книг прилагается при этом докладе.
При этом управа считает уместным доложить земскому собранию, что издатель журнала "Нива" А. Ф. Маркс при выписке управой издаваемаго им журнала за прошедшие года для 27 новых библиотек, отказался дополучить за них с управы 60 рублей, жертвуя эту сумму на библиотеки Орловскаго уезда.
...
Как и в предыдущие годы, наибольшим спросом, по отзывам заведующих библиотеками, пользовались периодическия издания (журналы: "Детское чтение", "Паломник", "Вокруг света", "Нива“, "Читальня народной школы" и приложения к ним). Книги читают попрежнему более духовно-нравственнаго и беллетристическаго содержания, за ними следуют книги историческаго и географическаго содержания, меньше всего пользуются книгами по прикладным знаниям, журналами "Деревня" и "Вятская газета".
Подписчики, состоящие к 1 января 1899 года, распределяются:
Истобенская библиотека.
Мужчин - 143
Женщин - 14
Всего - 157
1902 год. Общества трезвости. Возникновение и деятельность.
- Подробности
- Опубликовано 10.11.2019 17:36
Вятские епархиальные ведомости 1902 г. № 10 (16 Мая)
Общества трезвости.
"Об обществах трезвости вообще.
Общества трезвости впервые стали возникать в России в 1858 году. Их появление было вызвано, главным образом, злоупотреблениями откупщиков, в руках которых находилась в это время у нас продажа вина. Возвышенная до крайней степени цена на водку, недоброкачественность последней и ряд всевозможных стеснений и неприятностей, которые приходилось испытывать народу от служащих и откупщиков, заставали сам народ вступить в борьбу с откупщиками: он стал отказываться пить водку и начал образовывать общества трезвости, с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание.
...
Словом, по всей России началось движение народа зa трезвость, вызванное, впрочем, не столько сознанием вреда пьянства, а, — как это отмечалось в общесгвенных приговорах, — по причине непомерной дороговизны и недоброкачественности вина.
Все эти общества трезвости не имели пока той организации, какая есть у существующих в настоящее время обществ трезвости. Все дело сводилось к составлению приговора не пить водку, не покупать ее у откупщиков, а если надо, на праздники, на свадьбы, то покупать вино виноградное. Такие приговоры заключались на полгода, на год, а нарушители приговора подвергались штрафу в несколько рублей (от 5 руб.) и 25 ударов розгами, причем половина штрафа шла в церковь, другая в мирские суммы.
Когда началось такое движение народа с участием духовенства против откупщиков, когда, несмотря на все попытки, не удалось сломить сопротивление народа и заставить его по прежнему пьянствовать,— откупщики испугались, начались доносы и преследование поборников трезвости.
...
С такими жалобами они обратились к министру финансов. Последний, в интересах казны, должен был внять их просьбе, и вот появился циркуляр губернаторам — где приказывается не препятствовать добровольно изъявленными частными лицами желаниям сохранять трезвость и воздержание, и в то же время, - принять меры, чтобы ни с чьей стороны не было употребляемо побудительных к тому средств, как-то: формальных приговоров со штрафами, наказаниями и проч., a полиции было приказано наблюдать, чтобы откупщики исполняли свои обязанности.
Следствием такого циркуляра было то, что общества трезвости быстро исчезли и о них не было слышно до конца 80-х годов.
Новое, второе движение к устройству обществ трезвости, в особенности между простым народом, было вызвано главным образом указом Св. Синода, которым он в 1889 г. (28 апр. №5372) предложил духовенству заняться организацией обществ трезвости как средств для борьбы с пьянством. Этот призыв не остался без внимания — опять по всей России начали возникать общества трезвости.
...
Рассматривая в частности деятельность обществ трезвости, нельзя не заметить, что она вообще проявляется в самых разнообразных формах, при чем в основе этой деятельности, конечно, лежит борьба с пьянством, а главным характером этой деятельности - является благотворительность, помощь неимущему, бедняку.
В числе средств, при помощи которых общества стараются отвлечь народ от кабака, являются следующие:
1) Устраиваются чайных и столовых, где чай и пища даются хорошего качества и за дешевую цену. Напр., порция чая для одного продается за 4-5 коп. с двумя кусками пиленого сахара; для двух 7 коп. и т. д. Порция супу или щей стоить 2—3 коп. с куском хлеба, порция каши 3 коп., мясо продается отдельно. Большинство обществ трезвости, имеющих свои чайные, как накануне Пасхи, так и Рождества, в день кончины Императора Александра III и в других особых случаях устраивают бесплатные обеды для бедных. В Казани и в Рыбинске, в столовых обществ трезвости, продаются особые марки для раздачи вместо милостыни нищим; по этим маркам, в разные цены, дают пищу и чай.
2) Для привлечения посетителей в чайные и столовые, последние имеют к услугам посетителей газеты и журналы, а в иных и библиотеки с книгами; последние даются не только для чтения на месте, но и на дом; имеются в некоторых чайных органы, герофоны, оркестрионы и другие музыкальные инструменты; есть чайные, в которых накануне праздников служится всенощная, а в день праздника бывают духовные беседы, которые начинаются и кончаются общим пением молитв. Словом, делается все, чтобы приучить народ чайную предпочитать кабаку для препровождения в ней своего свободного времени.
3) Для распространения в народе сведений о вреде пьянства устраиваются беседы и чтения, раздаются специально изданные против пьянства листки, брошюры и книги; во многих обществах трезвости есть особые библиотеки с книгами и журналами против пьянства.
4) Устройство вообще библиотек из книг, допущенных Мин. Нар. Просв. к обращению в народе, — при чем эти книги или бесплатно или за самую ничтожную плату даются на дом (чаще одним только членам общества).
5) Устройство книжных складов для продажи народных книг.
6) Устройство воскресных школ (Ярославль, Москва и др.), где учениками являются не только дети трезвенников, но и сами члены обществ.
7) Устройство в самых широких размерах народных чтений со световыми картинами и бесед в храмах. Чтения ведутся или в школах, или в чайных, или в особых зданиях.
8) В летнее время устройство паломничеств для поклонения особо чтимым святыням (С.-Петербург, Тверь и др.), устройство крестных ходов, а также прогулок с образовательною целью.
9) Обучение церковному и светскому пению.
10) Пользуясь правом по уставу следить за явным нарушениями питейного устава, многие общества трезвости не раз возбуждали ходатайства о закрытии трактиров и питейных заведений и иногда, хотя с великим трудом, но достигали желаемого успеха.
Деятельность духовенства Вятской епархии по устройству обществ трезвости в губернии.
В Вятской губернии общества трезвости стали возникать с 1890 года, после издания указа Св. Синода от 28 апреля 1889 г. за № 5372, приглашающего духовенство заняться организацией обществ трезвости, как средств для борьбы с пьянством, и циркулярного предписания Вятской духовной консистории от 10 декабря 1892 г. за № 15169 духовенству епархии о том же.
В настоящее время, по имеющимся в Вятской духовной консистории сведениям, доставленным о благочинными, в Вятской губернии существует всего 33 общества трезвости:
7 в Вятском уезде,
5 в Слободском,
4 в Котельническом,
по 3 в Яранском, Уржумском и Сарапульском уездах,
по 2 в Орловском, Нолинском и Малмыжском
и 1 в Елабужском;
в Глазовском уезде, судя по доставленным сведениям, обществ трезвости нет.
...
Орловский уезд.
В Орловском уезд существуют два общества трезвости: в селах Истобенском и Космодамианском.
Истобенское общество трезвости открыто с разрешения Министра Внутренних Дел 26 ноября 1896 года, под наименованием "Спасо-Талицкое и Истобенское общество трезвости". Деятельность его проявилась и проявляется в следующем:
26 ноября 1896 года обществом открыта в с. Истобенском чайная и при ней бесплатная библиотека-читальня. По воскресным и праздничным дням в помещении чайной ведутся чтения с туманными картинами.
В 1901 году в с. Истобенском начато постройкой довольно обширное здание для аудитории и чайной, при содействии истобенского сельского общества и орловского уездного земства. Председателем общества трезвости состоит местный священник о. Михаил Введенский.
(Устав Спасо-Талицкого и Истобенского общества трезвости размещен в разделе "История", меню "Документы" - примечание автора проекта).
1902 год. О бесплатных народных библиотеках.
- Подробности
- Опубликовано 29.12.2020 21:25
ДОКЛАД о безплатных народных библиотеках и библиотеках-читальнях.
Количество народных библиотек и библиотек-читален в минувшем 1901 году, по сравнению с 1900 годом, не изменилось. Как и в 1900 году, их было: 38 публичных библиотек при народных училищах, 7 библиотек-читален н 269 библиотечек, по одной в каждом сельском обществе стоимостию до 9 руб.
Народныя библиотеки при училищах имеются во всех селах уезда, за исключением Белоозерскаго и Монастыршинскаго. В 1900 году, как известно земскому собранию, возбуждено ходатайство пред министерством народнаго просвещения об открытии новых 12 народных библиотек при земских училищах, между прочим, при Белоозерском и Монастыршинском, но ответа на него пока не получено. Народныя библиотеки при училищах открыты па основании ст. IV журнала совета министерства народнаго просвещения от 30 января 1867 года и циркуляра министерства от 12 сентября того же года. Оне находятся в заведывании дирекции и инспекции народных училищ.
Народныя библиотеки-читальни, открытыя на основании правил о безплатных народных читальнях 15 мая 1890 года, имеются в следующих пунктах уезда:
1) В г. Орлове, при чайной столовой местнаго благотворительнаго общества. Библиотека содержится на средства благотворительнаго общества с пособием от земства,
2) В с. Истобенском, — открыта и содержится на средства Истобенскаго сельскаго общества с пособием от земства.
3) В Коврижской волости, при местном волостном правлении. Открыта на средства бывшаго Петербургскаго комитета грамотности и в настоящее время содержится на местныя средства с пособием от земства.
4) В Посадской волости, при волостном правлении, открыта в 1897 году на средства бывшаго Петербургскаго комитета грамотности, содержится па пособие земства.
5) В с. Верхошижемском, при местном волостном правлении, открыта также на средства бывшаго Петербургскаго комитета грамотности, содержится на местныя средства и пособие земства.
6) В с. Русаковском, открыта и содержится на местный средства, с пособием земства.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Кроме 2310 руб., идущих на содержание Истобенскаго 2-х класснаго училища из государственнаго казначейства было:
а) 28,80 руб. выдано учителям названного училища Разумовскому и Русалееву в пособие возмещения 6% вступительного взноса в пенсионную кассу учителей
1903 год. Доклад о народных библиотеках.
- Подробности
- Опубликовано 29.01.2021 20:50
Орловской уездной земской управы доклад о народных библиотеках и библиотеках-читальнях.
В настоящее время, с открытием в прошлом 1902 году, в с. Спасоталицком библиотеки-читальне имени покойнаго А.П. Батуева, в Орловском уезде имеется 8 библиотек-читален, 38 публичных библиотек при народных училищах и по одной маленькой библиотечке стоимостию до 10 руб. в каждом из 269 сельских обществ уезда.
Народныя библиотеки-читальни открыты на основании правил о безплатных народных читальнях 15 мая 1890 г. Находятся оне в следующих пунктах уезда:
в г. Орлове,
в селах:
Истобенском,
Пищальском,
Верхошижемском,
Быстрицком,
Русановском,
Спасоталицком
и дер. Коврижской, Коврижской волости.
Библиотеки-читальни - Орловская, Русановская, Быстрицкая, Истобенская и Коврижская содержатся на местныя средства с пособием от земства, а остальныя — исключительно за счет земства.
Народныя библиотека при училищах открыты на основании ст. IV журнала совета министерства народнаго просвещения от 30 января 1867 года, содержатся на средства уезднаго земства с пособием от губернскаго. Уездное земское собрание очередной сессии 1900 года постановило открыть такия же публичныя библиотеки еще при 12 народных училищах, о чем своевременно уездною управою и было возбуждено чрез губернское земство ходатайство, но ответа на него пока не получено.
Подробныя сведения имеются о библиотеках-читальнях и народных библиотеках при училищах, которыя здесь уездная управа и приведет.
К 1-му января сего года во всех 46 библиотеках подписчиков было 8262 человека, более предыдущаго года на 1078; из них 7719 (93,5%) муж. и 544 (6,5%) жен.
В среднем на каждую библиотеку приходится по 180 подписчиков.
Наибольшее количество подписчиков было в следующих библиотеках:
в Верховской — 580 чел.,
Орловской — 577 чел.,
Пищальской — 504 чел.,
Рыбинской — 336 чел.,
Истобенской — 326 чел.,
Воскресенской — 216 чел.,
Колковской — 211 чел.,
Верхошижемской — 210 чел.,
Боровицкой — 197 чел.,
Русановской — 196 чел.,
Верхораменской — 197 чел.,
Желтопесковской — 185 чел.,
Илганской — 182 человека.
По сословиям и по роду занятий подписчики распределялись:
крестьян — 7764 (93,9%) чел.,
ремесленников — 217 (3,3%) человек,
торговцев, духовенства и других сословий — 140 (2,8%).
По возрасту подписчики распределялись ва следующия группы:
До 12 лет - 10,2%
От 12 до 15, лет - 32,3%,
— 15 — 20, лет - 27,3%,
— 20 — 30 лет - 16,2%,
— 30 — 40 лет - 8,7%,
— 40 — 50 лет - 3,9%,
— 50 — 60 и свыше - 1,4%.
По разстоянию от библиотек подписчики распределялись:
Из того, селения, где находится библиотека (1029 подп.) - 12,5%,
Из селений на разстоянии 1 версты от
библиотеки (951 подп.) - 11,5%,
от 2 до 3 верст (2025 подп.) - 24,5%,
— 3 — 5 - (1572 подп.) - 19%,
— 5 - 7 - (1078 подп.) - 13%,
— 7 — 10 - (929 подп.) - 11,3%,
- 10 — 15 - (457 подп.) - 5,5%,
свыше 15 -(222 подп.) - 2,7%.
По своему образованию подписчики распределяются:
1) Учившихся в земских училищах (6074 подп.) - 81,6%,
2) В других начальных школах (931 подп.) - 11,3%,
3) Приобретших грамотность дома (391 подп.} - 4,7%,
4) Учившихся в высших и средних учебных заведениях (201 подп.) -2,4%.
Всеми подписчиками в течение года было взято 89084 книги, в среднем по 10 книг каждым.