1958 год. Особенности нового учебного плана.
- Подробности
- Опубликовано 17.07.2024 20:38
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1958 г. (14 февраля № 20, 16 февраля № 21, 19 февраля № 22)
На школьные темы.
Особенности нового учебного плана.
С. ВАХОНИН, директор Истобенской средней школы.
В 1957-1958 учебном году Истобенская средняя школа первой в районе работает по новому учебному плану.
В связи с историческими решениями XX съезда КПСС о дальнейшем совершенствовании политехнического обучения, с целью привития учащимся практических навыков и подготовки выпускников школы к трудовой деятельности, новый учебный план школы в значительной степени отличается от старого учебного плана, по которому занимаются школы района.
Во-первых, несколько сокращено число недельных часов, отводимых на изучение ряда общеобразовательных дисциплин и математики при сохранении прежнего объема программного материала. Так, например, по литературе в 8-м классе количество недельных часов сокращается на 0,5 часа, по математике в 10 классе — на 0,5 часа, по истории в 8—9-х классах — на 0,5 часа и т. д.
Во-вторых, увеличивается число часов на занятия по физической культуре в 8—10-х классах. В этих классах, вместо двух недельных часов, вводится три недельных часа занятий.
В-третьих, по новому плану резко возрастает количество часов учебных занятий, отводимых на политехнические дисциплины.
Осуществление политехнизации должно проводиться не только на уроках математики, биологии, физики, химии, черчения, географии и тому подобных дисциплин с их минимумом лабораторно-практических программных работ, но и в ряде специфических предметов, к освоению которых школы приступили в недавнее время.
Политехнизация по новому учебному плану охватывает школьное обучение, начиная с 1-го и кончая 10-м классами. Главными составными элементами являются:
1. Уроки труда в 1—4-х классах. Учащиеся на этих уроках работаю с пластилином, с бумагой, картоном, тканью, конструктором и т. п. При этом в 3-4-х
классах новый учебный план отводит на уроки труда по два недельных часа занятия, вместо одного часа по старому плану.
2. Практические занятая в школьной мастерской учащихся 5—7-х классов. Учащиеся выполняют простейшие работы, связанные с обработкой дерева и металла. На занятия в мастерской отводится по два недельных часа.
3. Курс "Основы производства" в 8 — 10-х классах. Учащиеся при практическом изучении этого курса приобретают знания и навыки по полеводству, животноводству, сельскохозяйственному машиноведению. В 8-х классах на этот курс отводится по три, а 9—10-х классах — по четыре недельных часа занятий.
4. Практические работы учащихся 5—6—7-х классов на пришкольно-опытном участке, На это отводится по 22 часа занятий на каждый класс. Работы проводятся во внеурочное время, так как в сетку часов они не включаются.
5. Обязательная летняя учебно-производственная практика учащихся 5—6-х классов на пришкольно-опытном участке и в колхозе. На практику отводится 2 недели (12 учебных дней, по 3 часа работы учащихся в день). Практика проводится в весенне-осенний период.
6. Обязательная летняя учебно-производственная практика учащихся 8—9-х классов в производственных условиях колхоза. На практику отводится 4 недели после окончания учебных занятий в школе (24 рабочих дня, по 4 часа работы учащихся в день).
7. Изучение факультативных дисциплин в 8—10-х классах. Факультативные предметы изучаются после уроков в часы кружковой работы. В 8-х классах на факультативные занятия отводится один, а в 9—10-х классах — два часа в неделю.
Для проведения практических работ в мастерской в 5—7-х классах, при изучении курса "Основы производства" в 8—10-х классах, классы делятся на группы, если в классе насчитывается больше 26 учащихся. Это создает известные трудности в планировании всей учебно-воспитательной работы.
Не раскрывая глубины содержания основных элементов политехнического обучения по новому учебному плану, необходимо остановиться на том, что вводится в программы средней школы впервые.
Новый учебный план, вместо практикума в 8—10-х классах, вводит курс "Основы производства". "Основы производства" должны дать учащимся теоретические звания и ряд практических навыков по сельскому хозяйству и сельскохозяйственному машиноведению (вариант для сельских школ).
Восьмиклассники знакомятся с теорией и практикой полеводства важнейших сельскохозяйственных культур (удобрение почвы, семенной материал, цикл сельскохозяйственных работ, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур и т. п.) и с применением в земледелии простейших сельскохозяйственных машин (плуг, культиватор, сеялка и т. п.). В 9 классе учащиеся практически в условиях колхозного производства изучают животноводство (ферма, корма, составление рационов, уход за скотом, определение живого веса) и продолжают изучение сельскохозяйственного машиноведения. В этом классе ученики должны изучить комбайн (в старом учебном плане на изучение комбайна часов не отводилось), начать изучение трактора, чтобы закончить его в 10 классе. На животноводство и сельскохозяйственное машиноведение в 9 классе отводится по равному количеству часов.
В 10 классе учащиеся продолжают изучение трактора и практического курса электротехники.
Новый учебный план, в отличие от старого, исходит из того, чтобы завершить изучение более сложных сельскохозяйственных машин (трактор, автомашина) обучением практической езде учащихся на этих машинах. В связи с этим отводится по 10 часов практической езды на каждого ученика. Эти часы в сетку часов курса "Основы производства" не входят, идут вне расписания занятий. Введение в программы часов практической езды остро ставит перед школами вопрос о приобретении ходовых автомашин, тракторов, комбайнов.
Новшеством в учебном плане, по которому работает наша школа, является и обязательность летней сельскохозяйственной производственной практики для учащихся 5—6-х и 8—9-х классов. Число рабочих дней и часов работы учащихся разных возрастов точно онределено.
В ходе летней производственной практики учащиеся должны закрепить знания и навыки, полученные ими в курсе биологии 5—7-х классов и в курсе изучения "Основ производства" 8—10-х классов, а также по полеводству, животноводству и по умению использовать в производственных условиях колхоза сельскохозяйственную технику: комбайн, трактор, автомашину. Исходя из установок нового учебного плана, следует заметить, что учащиеся 5—6-х классов практику будут проходить преимущественно на пришкольно-опытном участке, а учащиеся 8—9-х классов — на полях колхоза. Однако это не значит, что учащиеся младших и средних, а также учащиеся 7 и 10-х классов не должны принимать участия в общеколхозных работах.
Впервые по новому учебному плану в программы общеобразовательной школы включено также и изучение факультативных дисциплин. Факультативные занятия имеют в виду узкую специализацию, более углубленное изучение учащимися какой-либо отрасли народного хозяйства, производства или специальности. Нужно сказать, что до сего времени по факультативным занятиям нет государственных программ, нет также установок в отношении содержания и направленности факультативного обучения.
Вводя факультативное обучение в школе, мы руководствовались наличием материальной базы при школе, а также местной производственной направленностью колхоза. В 8—10-х классах по программам, составленным учителями школы, у нас изучаются следующие факультативные дисциплины: овощеводство, садоводство, пчеловодство, тракторное авто-, радио- и кинодело.
В решении вопросов политехнического обучения по новому учебному плану главным и решающим является прочная маериальная база. Все это диктует необходимость каждой школе укреплять свою материальную базу и особенно машинную.
В течение двух лет наша школа проводила известную работу по созданию такой базы. У нас оборудованы мастерские по дереву и металлу, кабинет электротехники (совместно с кабинетом физики) и автокласс. Для мастерских приобретено необходимое количество верстаков, оборудованы места для работы по металлу, приобретены инструменты для занятий, связанных с обработкой древесины и металла. В мастерской установлено три станка: токарный, токарно-винторезный и сверлильный.
При школе создается кабнет машиноведения. Здесь должны быть сосредоточены такие машины, как плуг, культиватор, сеялка, веялка, комбайн, трактор, автомашина. Большинства этих машин у нас пока нет.
За два года нам удалось создать неплохую базу для изучения автомобиля. Школа получила от колхоза ходовую и полуторатонную автомашину ГАЗ-ММ. Кроме нее школа приобрела еще одну автомашину для сборки и разборки. На стендах собраны узлы для практических занятий, связанных с изучением отдельных систем автомашины.
В нынешнем году переход на новый учебный план поставил перед нами остро вопрос о необходимости приобретения трактора и комбайна. До настоящего времени изучение трактора проводится в школе только по плакатам. Программа же требует не только теоретического, но, главным образом, практического изучения трактора. Не имея нужных нам машин, мы многое не дорабатываем в изучении разделов сельскохозяйственного машиноведения из курса "Основы производства".
Для разрешения этого вопроса школа обращалась в облоно и областное управление сельского хозяйства, в руководящие районные организации и в МТС. Однако все наши попытки улучшить создание материально-технической базы не увенчались успехом. Нам нужен не только непригодный для использования, но и ходовой трактор. В настоящее время большинство школ области, работающих по-новому учебному плану, с помощью районных руководящих организаций и МТС положительно разрешило этот вопрос.
В ряде мест, в том числе в соседнем, Халтуринском районе, школы создают свои школьные МТС и летнюю сельскохозяйственную практику проводят при помощи своей техники. Трудности в приобретении школой трактора, комбайна и других сельскохозяйственных машин могут быть успешно разрешены, если руководящие районные организации окажут серьезную, действенную помощь школам для создания материальной базы.
Программа требует, чтобы практика учащихся проходила в одном месте, в одном колхозе. Тогда она, будет достигать своих учебно-воспитательных целей. Учащиеся нашей школы из двух колхозов, и мы встречаем при проведении практики противодействие со стороны родителей и руководства колхозов, из которых мы будем отзывать учащихся для проведения летней практики. Однако ясно одно: практику нужно проводить в одном месте, на специально и выделенных для школы земельных массивах.
В планировании практики надо брать во внимание и такие стороны, как возраст учащихся и их теоретическую и практическую подготовку. Практика должна проводиться с таким расчетом, чтобы все работы, в том числе и связанные с использованием техники начиная с обработки почвы и кончая уборкой урожая и его учетом (в полеводстве) проводились самими учащимися.
Многие трудности, с которыми столкнулась наша школа, будут испытывать и другие школы района, так как,вероятно, в ближайшие годы все школы будут переведены на этот план. Поэтому педагогическим коллективам школ района уже сейчас надлежит серьезно продумывать мероприятия переходного характера и особенно проявлять беспокойство о создании прочной материальной, в первую очередь, машинной базы для кабинетов машиноведения. Только при этом условии можно многие трудности устранить заранее и более безболезненно осуществить переход на новый учебный план.