1877 год. Отчет по Истобенскому двухклассному земскому училищу.
- Подробности
- Опубликовано 06.12.2015 18:28
Журналы Орловского земского уездного собрания за 1877 год.
Отчет по Истобенскому двухклассному земскому училищу за 1875-76 учебный год.
В 1875-76 учебном году занятия в Истобенском училище начались 3 сентября, как полагается по программе, утвержденной г. Попечителем Казанского учебного округа. Личный состав учащих к началу ученья состоял из законоучителя священника В.И. Сушкова, двух учителей М.Н. Аммосова и С.А. Вадакавского, двух учительниц: А.М. Хохряковой и А.И. Аммосовой и помощницы В.М. Чернышевой.
М.Н. Аммосов по окончании курса в Вятской духовной семинарии в 1874 году, был прямо определен в Истобенское училище, где и занимался уже второй год.
Учитель С.А. Вадиковский обучался три года в Вятском земском училище для распространения сельско-хозяйственных и технических знаний, по выходе в 1875 году из 4 класса означенного училища, по экзамену, получил свидетельства на звание народного учителя и в том же 1875 году, в сентябре месяце, определен в Истобенское училище.
Учительница А.Н. Хохрякова, окончившаяся курс в Вятской женской Мариинской гимназии в 1872 году, до поступления в Истобенское училище в 1875 году в апреле месяце, занимала должность учительницы в Верховской народной мужской школе Орловского уезда.
Учительница А.И. Аммосова, по окончании курса в Вятском женском епархиальном училище в 1872 году, до поступления в Истобенское училище в 1875 году в сентябре месяце, была учительницей в народной смешанной Узинской школе, Малмыжского уезда, три года.
Помощница учительницы М.В. Чернышева, получившая домашнее образование, определена в Истобенское училище в 1871 году, где и занималась постоянно в звании помощницы.
В силу того обстоятельства, что состав учителей в Истобенском училище, к началу учебного 1875-76 года, был почти весь новый, исключая учителя М.Н. Аммосова и помощницы М.В. Чернышевой, Педагогический Совет училища, в сентябрьском заседании означенного года, по взаимному соглашению учителей, занятия их разделил следующим образом: Учитель М.Н. Аммосов взял на себя преподавание арифметики в 1 и 2 отделениях 2-го класса и во 2 отделении 1-го класса, преподавание географии и черчения в 1 и 2 отделениях 2 класса. Учитель С.А. Вадиковский занимался преподаванием русского языка в 1 и 2 отделениях 2-го класса, чистописания во 2 отделении 1-го класса, русской истории и естествознания в 1 и 2 отделении 2-го класса. Учительница А.И. Аммосова занималась преподаванием всех предметов в 3 отделении 1-го класса и преподаванием русского языка во 2 отделении 1-го класса. Учительница А.Н. Хохрякова, с помощницей учительницы М.В. Чернышевой, занималась с учениками 1 отделения 1-го класса по всем предметам и обучению славянскому чтению учеников 2 отделения 1-го класса. В том же заседании Совета было составлено расписание недельных уроков для всех классов училища, которым учителя и руководствовались в продалжении всего учебного года. Перемен как в учителях, так ровно и в занятиях их не происходило в 1875-76 учебном году.
По программе, утвержденной г. Попечителем Казанского учебного Округа, в Истобенском двух-классном училище следовало пройти следующее:
По Русскому языку:
1-й класс. Обучение чтению и письму. Чтение предварительно объясненных учителем статей из книги для чтения. Рассказ прочитанных статей: сначала в форме отдельных ответов на вопросы учителя и вслед затем - в полном виде; позднее - непосредственный связный рассказ прочитанного без пособия вопросов. Письменные ответы на отдельные вопросы учителя; ряд письменных ответов по поводу прочитанной статьи и соединение их в форму связного изложения; наконец, связное письменное изложение прочитанного без помощи вопросов. Списывание с книг прочитанных статей. Письмо под диктовку. Важнейшие правила правописания без граматических терминов. Практический навык отличать слова, выражающие предмет, качество предмета, действие, качество действия и указание главных частей речи, т.е. предмета речи, и что об нем в речи сказано. Заучивание наизусть легких стихотворений, предварительно правильно прочитанных и объясненых.
2-й класс. Чтение более распространенных статей. Главнейшие правила этимологии и синтаксиса, в особенности по применению их к орфографии. Письменные рассказы прочитанного, составление писем и сочинения на легкие темы. Заучивание стихотворений.
По Арифметике.
1-й класс. Постепенное наглядное ознакомление детей с составом первых 10-ти чисел, причем дети получают наглядное понятие о сложении, умножении, вычитывании и делении; цифры, служащие к изображению этих чисел. Наглядное понятие о 1/2, 1/4 и 1/8. Числа от 10 до 100 по такой же системе. Решение несложных практических задач на каждое число по всем 4 действиям. Все задачи должны решаться умственно с должным объяснением. Далее числа до милиона; умственные и письменные задачи. Употребление счетов. В 1-м же классе дети должны мало по малу ознакомиться наглядно с единицами менеными, времени, веса, меры и т.д.
2-й класс. Простые дроби, четыре действия над дробными числами. Решения, относящиеся к правилам тройному, смешения, товарищества и процентов без помощи пропорций.
По Географии.
2-й класс. Обозрение глобуса: суша и вода; указание океанов, материков, частей света и положение России. Знакомство с Российской Империей по карте России: моря (при том понятие об острове, заливе, проливе). Указание главных водных путей сообщения; озера. Общий вид поверхности России, горы России. Деление России на Европейскую и Азиатскую, на губернии и уезды без перечисления их. Указание на карте своей губернии и соседних с нею и уездов своей губернии. Столицы России и города, замечательные в религиозном, историческом или промышленном отношении. Железные дороги. Величина России, число жителей и их главнейший племенной состав. Указание на карте Европы соседних с Россиею, и затем и других важнейших, государств с главными городами, и земель, обитаемых словянами. Некоторые сведения о славянах.
По Истории.
2-й класс. Древние славяне, их быт и верования. Призвание варягов. Принятие Ольгою Св. крещения. Крещение Владимира и народа. Основание Киево-Печерской Лавры. Разделение и ослабление Руси по смерти Ярослава. Нашествие татар. Александр Невский. Куликовская битва. Собирание Русской земли Иоанном III. Покорение Казани, Астрахани и Сибири. Прикрепление крестьян. Самозванцы. Воцарение дома Романовых. Главнейшие последующие события до настоящего времени. В состав последнего отдела должны войти освобождение от крепостной зависимости крестьян, преобразование крестьянского управления, земские учреждения и преобразование судопроизводства и судоустройства. Причем должно быть обращено особенное внимание на возможно близкое ознакомление с земскими учреждениями, мировыми и волостными судами в пределах более частого соприкосновения с этими учреждениями крестьянского населения, так чтобы обучившиеся в училище, после небольшой практической подготовки могли занимать должности волостных писарей.
По Естествознанию.
Некоторые сведения из естественных наук по книгам для классного чтения.
Пройдено, как оказалось из экзамена, произведенного с 7 по 10-е июня ученикам всех отделений и из отчета каждого учителя, следующее:
По Русскому языку.
1-й год. Дети научены правильно, не смешивая звуки, читать и писать, рассказать на вопросы учителя легкие статьи.
2-й год. Учащиеся более бегло и правильно читают более распространенные статьи и рассказывают связно прочитанное без помощи вопросов. Более правильно, различая звуки, пишут под диктовку с знанием правил о постановке точки. Списывают с книг, соблюдая орфографию, а в особенности каллиграфию.
3-й год. Беглое чтение распространенных статей, связный рассказ того же. Письмо под диктовку с важнейшими правилами правописания. Навыкать отличать слова, выражающие предмет, качество предмета, действие, качество действия и указание главных частей речи, т.е. предмета речи, и что о нем в речи сказано. Дети заучивали наизусть легкие стихотворения.
4 и 5 годы. Занятия по Русскому языку состояли в объяснительном чтении прозаических и стихотворных статей; в разборе слов и предложений и в письменных упражнениях, состоявших в переложении рассказов из Священной и русской истории, из рассказов о животных; в писании писем и сказок и в изложении мыслей на легкие темы в характере описательном и повествовательном. Пособия для учащихся в 1 году: "Родное слово" 1-й год Ушинского, во 2-м году "Родное слово" 2-й год Ушинского и "Книга для первоначального чтения" Водовозова, в 3-м году "Книга для первоначального чтения" Водовозова.
По Арифметике.
1-й год. Наглядный умственный счет первых 10 чисел и наглядное понятие о сложении, вычитании, умножении и делении; цифры, служащие к изображению этих чисел, наглядное понятие о 1/2 и 1/4. Умственное решение задач, относящихся к первым 10 числам.
2-й год. Наглядный умственный счет от 10 до 100. Разложение устное и письменное чисел от 10 до 100 на слагаемые и множители. Решение умственных задач на числа от 10 до 100 и изображение чисел и счет до 1000. Ознакомление детей с письменным решением задач на сложение, вычитание и умножение.
3-й год. Изображение чисел до 100000. Умственное и письменное решение задач по всем четырем действиям на число до миллиона. Полное ознакомление детей со всеми четырьмя правилами: сложением, вычитанием, умножением и делением. Уменье считать на счетах: сложение, вычитание, умножение и деление. Ознакомление с единицами: монетными, времени, веса, меры и решение задач, относящихся к именованному правилу.
4-й год. Понятие о простых дробях и действиях над простыми дробными числами. Умственное и письменное решение задач, относящихся к 4 действиям над дробными простыми числами.
5-й год. Десятичные дроби и действия над ними. Умственное и письменное решение задач, относящихся к простым и десятичным дробям по всем 4 действиям. Ознакомление с квадратным и кубическим вычислениям и задачи, относящиеся к этим вычислениям, решались умственно и письменно. Решение задач, относящихся к правилам тройному, смешения, товарищества и процентов без помощи пропорций.
Наглядные пособия по арифметике: кубический ящик, простые счеты, шведские счеты, единицы меры, времени, монет, веса, линейного и кубического расстояния.
По Русской Истоии.
4 и 5-й годы. Занятия по Русской Истории состояли в передаче фактов о домашнем и общественном устройстве слявян, их занятиях, религии и верованиях; об основании Русского государства и первых его князьях; о распространении христианства в России; об основании монастырей вообще и Киево-Печерской Лавры в особенности; об удельно-вечевой системе и татарском владычестве; об уничтожении уделов, свержении татарского ига и об образовании Московского государства; о возникновении крепостного права и отмене его. О самозванцах и междуцарствовании; об избрании Михаила Федоровича на русский престол и о возникновении расколов русской православной церкви; о царствовании Петра 1-го, Александра 1-го и об отечественной войне в 1812 году.
По Географии.
4-й год. Общие сведения. Горизонт. Страны света: Восток-утро, Юг-полдень, Запад-вечер, Север-полночь; юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад. Компас. План класса, села и т.д., переход к географической карте. Земля; шарообразность земли. Доказательства шарообразности земли. Движение земли; времена года, день и ночь. Вода и суша. Деление суши: материки и части света, остров, полуостров, перешеек, мыс и коса; деление воды: океан, море, озеро, река, ручей, пролив и залив. Свойства океанов и морей: прилив и отлив, вкус воды, цвет, прозрачность, волны, буря, водоворот.
Европейская Россия. Владения, входящие в состав России, разделение России на Европейскую и Азиатскую. Границы Европейской России морские: моря Белое, Каспийское, Балтийское и Черное с Азовским и их свойства; горы на границах Европейской России: Уральские, Кавказские, Карпатские и Скандинавские их свойства и богатства.
Общий вид поверхности Европейской России, вовышенности внутри: Урало-Балтийская гряда, Алаунская возвышенность, Урало-Карпатская гора - Общий Сырт, Донецкий кряж и Каменная гора; равнины Европейской России, северная; средняя и южная, их почва, климат и растительность. Орошение: Северного океана и Белого моря: реки: Печора, Мезен, Онега, Северная Двина. Страна великих озер: Сайма, Ладожское, Онежское и другие озера; реки Балтийского бассейна, Черноморского и Каспийского. Климат и растительность Европейской России. Племенной состав народонаселения. Разделение на губернии и уезды без перечисления их. Управление Европейской Россией.
5-й год. Повторение того, что сказано было в 4-м году. Обозрение Европейской России по частям. Бассейн Балтийский: состав его, физическое обозрение, поверхность, климат, занятия жителей, состав народонаселения и города замечательные; бассейн Черноморский, Каспийский бассейн и Беломорский бассейн с указанием на те же статьи.
Вятская губерния. Положение ее, границы, поверхность, орошение, климат, народонаселение, разделение на уезды с перечислением их, занятия жителей и об управлениях губернских, уездных и волостном правлении.
По черчению.
4 и 5 годы. Чертили геометрические линии и тела, несколько познакомлены со съемкой планов.
При наступлении 1875-76 учебного года учащихся в училище было в 1 классе: 1-го отделения - 71 чел., 2-го отделения - 46 чел., 3-го отделения - 28 чел.; во 2-м классе: 1-го отделения - 20 чел., 2-го отделения - 11 чел. Учащиеся посещают школу весьма исправно, это объясняется тем, что большинство учащихся - дети местных сельских крестьян, которых считается в селе до 1300 чел. Последние, не имея пахотной земли и не занимаясь почти никаким ремеслом как только судоходным промыслом, не вынуждены удерживать своих детей от школы. Истобенский сельсий мальчик до 16-летнего возраста, в продолжении всего осеннего и зимнего времени, в редких только случаях занимается дома приготовлением удочек, что доставляеи ему ничтожный заработок. Весной же и летом некоторые,, и то более из взрослых сельских мальчиков нанимаются караулить покос и то за пустую плату, идут в услужение к рыбакам, или наконец сами занимаются ужением рыбы в реке Вятке. Понятно, что таким ничтожным заработком детей в учебное время родители их (сравнительно с деревенскими крестьянами обеспеченные), не могли бы дорожить, если бы дорожили школой, а школой они будут дорожить только в таком случае, когда увидят в руках детей своих те официальные бумаги, которые дают в будущем скором детям их материальную выгоду, как например право на меньшую службу солдатом. Кроме сельких мальчиков, в Истобенской школе много и деревенских мальчиков. Эти последние являются в школу уже когда окончатся все полевые работы, в половине октября и даже начале ноября месяцев. Начинают оставлять школу с конца марта месяца и с апреля совсем уже не ходят в школу. В редких случаях мальчик деревенского крестьянина ходит постоянно в училище с начала ученья до дня отпуска на летние каникулы. Иные из них готовы бы были ходить учиться, но домашние их, ради подспорья в деревенских работах, удерживают их дома. Весной родители их берут с собой за дровами, затем заставляют вывозить в поле удобрение, а с наступлением весенних и летних работ вплоть до уборки и молотьбы хлеба они должны пособлять родителям. По этому в зимние месяцы Истобенское училище бывает переполнено учащимися, а в осенние и весенние месяцы их бывает сравнительно мало. Но и деревенские крестьяне не могли бы не дорожить школой и аккуратно посылать в нее детей, если бы школа давала детям, по окончании курса, свидетельства, потому, что на самом деле труд малолетка даже и в крестьянстве не может быть на столько существенным, чтобы без него они не могли уже и обойтись, тем более. что эти малолетки при той смышленности, к которой неминуемо приготовит их школа, впоследствии вдесятеро вознаградят родителей за их обучение. О числе учащихся при начале 1875-76 учебного года выше было сказано. Затем они по месяцам распределились таким образом: в октябре месяце - 180, ноябре - 192, декабре - 198, январе - 213, феврале - 213, марте - 208, апреле - 197 и мае - 172 человека. К экзаменам, произведенным с 6 по 10 июня учащихся было в 1-м классе: 1-го отделения - 55, 2-го отделения - 44, 3-го отделения - 16, во 2-м классе 1 -го отделения - 20 и 2-го отделения - 10 человек. по окончании экзаменов педагогическим Советом в 1-м классе из 1-го отделения во 2-е переведено - 37, оставлено в том же классе - 18, из 2-го отделения в 3-е - 31, оставлено - 13, из 3-го отделения 1-го класса в 1-е отделение 2-го класса - 16, из 1-го отделения 2-го класса во 2-е отделение - 18, оставлено 2 человека. Окончило курс 10 человек, из окончивших курс свидетельства никто не получил, так как Истобенскому двух-классному училищу пока не предоставлено никаких прав, а исходотайствовать которые положительно необходимо в интересах как учащихся, так и их родителей.
Учебных дней в продолжении 1875-76 учебного года было 185.
Училище помещается в двухэтажном здании, постоенным Орловским Уездным Земством в 1873 году. Мужское училище занимает 7 комнат, из коих 5 комнат заняты классами, одна столярной мастерской и одна квартирой учителя.
1-е отделение 1-го класса помещается в комнате 14 аршин длины, 16,5 аршин ширины и 4,75 аршин высоты, обращенной 5-ю окнами на восток, 4-мя окнами на север. Свет на классные столы падает в одной группе с правой стороны и спереди, в другой группе с левой стороны и сзади. 2-е отделение 1-го класса помещается в комнате 14 аршин длины, 12,75 аршин ширины и 4,75 аршин высоты, обращенной 3 окнами на запад и 4 на юг. Свет на классные столы падает с левой стороны и спереди. 3-е отделение 1-го класса помещается в комнате 14 аршин длины, 12,5 аршин ширины и 4,75 аршин высоты, обращенной 2 окнами на запад и 4 на север. Свет на классные столы падает с левой стороны и сзади. 1-е отделение 2-го класса помещается в комнате 14 аршин длины, 6,15 ширины и 4,75 высоты, обращенной одним окном на восток и 4 на юг. Свет на классные столы падает с левой стороны и сзади. 2-е отделение 2 класса помещается в комнате 14 аршин длины, 6,25 ширины и 4,75 аршин высоты, обращенной одним венецианским окном на восток и 3 на север. Учительская квартира занимает одну комнату 14 аршин длины, 6,25 аршин ширины и 4,75 аршин высоты с 4 окнами обращенными на юг. 4 первые комнаты находятся на верхнем этаже, а 3 последние на нижнем. Все окна, кроме венецианского, одной величины - 39 вершков длины и 21 вершок ширины, а венецианское окно имеет 39 вершков длины и 63 вершков ширины. Относительно классных помещений справедливость требует сказать, что они таковы, что лучшего пока нельзя и желать. Нагревание комнат производится посредством 6 голландских печей, в 4 комнатах по одной печи и в одной комнате 2 печи. Печи топятся по окончании дневных уроков. Вентиляция производится в каждой комнате через один печной душник и одну форточку, просеченную в стене, выше окон. Столы для учеников во всех отделениях приготовлены в мастерской своего училища по системе Ольмюцкой на три возраста.
Отвественный учитель Михаил Аммосов.
С подлинным верно: Секретарь Управы А. Ушнурский.