1880 год. Отчет о токарно-столярной мастерской при Истобенском земском 2-х классном училище.
- Подробности
- Опубликовано 28.02.2016 18:56
Отчет о токарно-столярной мастерской при Истобенском земском 2-х классном училище за 1879-1880 учебный год. Из журнала Орловского уездного земского собрания 14-й очередной сессии.
Мастерская находится в ведении отвественного учителя. Столярному и токарному ремеслам обучает мастер крестьянин Вятского уезда, Троицкой волости, Алексей Иванович Першин. При нем подмастерье, крестьянин Орловского уезда, Истобенской волости, Яков Степанович Ярыгин, вышедший из учеников той же мастерской.
В отчетном году в мастерской обучалось 30 мальчиков; 6 из них были собственно ученики мастерской, остальные 24 мальчика оьучались в то же время и в училище. Сверх того при мастерской было 10 мальчиков, уже окончивших в ней учение и работавших парты и прочую мебель из пятой части стоимости изделий, а в конце года, таким образом, работали и некоторые из учеников мастерской. При этом надо заметить, что ученики мастерской посещали ее весьма неаккуратно, а с Пасхи почти уже никто не работал. Вообще, хотя они поступают в мастерскую и по собственному желанию, но занятия в ней, кажется, вовсе не считают для себы обязательными.
Ученики обучаются мастерству в течение 3 зим. По прошествиии этого времени, они все-таки не делаются полными мастерами, потому что в мастерской преимущественно изготовляют изделия, требующиеся для училищ, а не все предметы, встречающиеся в общежитии; иначе сказать поприще для практики учеников в мастерской не обширно. Но главные основания столярного ремесла все-таки бывают усвоены учениками, так что им потребуется уже не много времени для того, чтобы сделаться полными мастерами. Для более же обширного развития столярного дела в нашей мастерской, нужно будет увеличить раход на нее, так как для приготовления не только простой классной мебели, а и более изящной, годной для дома, понадобится иметь особого мастера - резчика, а также заготовлять более дорогие материалы, например: оклейку, хороший лак, дерево, краски и проч. Но при этом нужно прежде решить вопрос: какое назначение имеет Истобенская мастерская. То ли, чтобы удовлетворять только потребности школ уезда, или же, давая мальчикам полное, так сказать, столярное образование, развить это ремесло по уезду? Мне кажется, до сих пор она имела первое назначение, ибо главною заботой, как моих предшественников, так и моей было - удовлетворять школы, по возможности, при первом же требовании. Хорошо было бы, если бы Истобенская мастерская могла соединить в себе оба эти назначения, т.е. удовлетворяя потребностям училищ, в тоже время воспитывала бы полных мастеров столярного дела. Это, по моему мнению, можно было бы осуществить, если бы каким-нибудь образом уменьшилась потребность школ в мебели. Но каким образом эта потребность может уменьшиться, когда число школ год от года увеличивается, а главное, всякая мебель, а в особенности классная, подвержена порче и ломке. Правильный надзор за школьной мебелью мог бы, мне кажется, значительно седействовать уменьшению этого последнего зла (да не подумает управа, что я и увеличение числа школ тоже злом считаю). В этом отношении хорошобыло бы, дав мастеру жалование и за летние месяцы, обязать его ездить в это время по школам уезда для исправления мебели; в тоже время он мог бы доставлять в мастерскую сведения о количестве наличной мебели в школах и об истинной потребности каждой школы. А то мы посылаем мебель на авось, и, конечно, учителя или учительницы, более настоятельно требующие, получают мебель, а в иных школах может и сидеть ученикам не на чем. Был, например, такой случай: один священник натоятельно требовал, как лично у меня, так и чрез управу, чтобы в ихнюю школу посланы были парты: но когда парты были посланы, то оказалось, что их некуда ставить. Затем, изломается, например, ножка у стола или расколется столешница у парты, наставники требуют, конечно новый стол или парту; оно и справедливо, не самим же им поправлять сломанные вещи. Кроме того, необходимо требовать, чтобы школьную мебель сберегали тщательнее, а то ныне наш подмастерье, приехавши в Быстрицу для исправления мебели, нашел ее (т.е. мебель) сваленною в какой-то сарай или просто на улицу, где она расклеилась, покоробилась и изщелялась. Итак, уменьшив правильным надзором требования школ на мебель, можно было бы приступить к выделке не только школьной мебели, но и всякой другой и тем доставить учащимся более обширную практику, а вместе с тем и ввести более правильности в занятиях. В настоящее время, как уже было сказано, изделия учеников довольно однообразны, по большей части все парты и парты, и их приходится поручать сделать даже тем из учеников, которые едва еще выучились строгать, а мастер и подмастерье по неволе заняты нестолько преподаванием, сколько самой работой. А тогда бы мастерскую можно разделить на три отделения, при чем ученики перваго отделения занимались бы узучением начал столярных работ, т.е. учились бы рубить, пилить, строгать, сфуговывать и проч., и приготовляли бы элементы столярных изделий; ученики второго отделения занимались бы приготовлением всякого рода классной мебели, начиная с простейших вещей и кончая более сложными, и наконец ученики третьего отделения приготовляли бы всякого рода более изящную мебель для домов. Переводить учеников из отделения в отделение можно и ранее года, смотря по их способностям и успехам, но только непрерывно наблюдать, чтобы каждый ученик прошел в течение курса всю школу столярного мастерства, т.е. сделал бы самостоятельно по нескольку образцов всякого рода мебели, как классной, так и домовой. При этом надо завести журналы, в которых бы обозначалось время поступления учеников, сделанные ими вещи, получение учениками денег за изделия, переход из отделение в отделение и окончание курса, а по окончании курса хорошо бы выдавать ученикам свидетельства, с обозначением в них времени обучения, количества и качества сделанных вещей. Затем занятия мастера и подмастерья с учениками разделить таким образом, чтобы мастер занимался в старшем отделении, а подмастерье в младших. При всем этом, мне кажется, нельзя боятся того, что будет приготовляться много лишней, никому не нужной мебели, потому что этот товар можно сбыть, а если он немного и залежится, так от этого цены не потеряет, так как лесной материал становится все дороже и дороже. Нужно только иметь склад, хотя при управе же, и отправлять туда изделия учеников, по мере их изготовления, а при случае продавать и на месте. Весьма полезно также выписывать для мастерской какую-нибудь ремесленную газету, из которой бы можно узнавать разные полезные сведения и знакомиться с новейшими усовершенствованиями в столярном деле.
В заключение отчета считаю долгом упомянуть об усердии мастера, вполне заслуживающем поощрения, да и подмастерье тоже весьма работящий человек.
Подлинный подписал: учитель Бабинцев.
С подлинным верно: председатель управы М. Булычев.