1954 год. Из опыта вооружения учащихся сельскохозяйственными знаниями и навыками в процессе преподавания биологии в школе.
- Подробности
- Опубликовано 15.04.2016 21:53
Из опыта вооружения учащихся сельскохозяйственными знаниями и навыками в процессе преподавания биологии в школе. А.А. Халевин. Киров. 1954 г. Областная типография.
А.А. Халевин - завуч Истобенской средней школы, Оричевского района.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза постановил приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.
Составной частью политехнического образования являются основы сельскохозяйственного производства. Следовательно, учащиеся средней школы должны быть знакомы не только с процессами промышленного, но и с основами сельскохозяйственного производства.
В свете постановления сентябрьского Пленума ЦК КПСС принятие учащимися навыков сельскохозяйственного производства приобретают особое значение.
Каково содержание знаний, умений и навыков учащихся по основам селького хозяйства в общеобразовательной школе?
Учащиеся общеобразовательной школы должны знать роль и значение селького хозяйства в социалистической экономике нашей страны. Их нужно ознакомить с основными отраслями сельского хозяйства и перспективами их развития. Учащиеся должны быть с учетом возрастных особенностей ознакомлены с постановлением сентябрьского Пленума ЦК КПСС и мероприятиями Коммунистической партии и Советского правительства в области дальнейшего повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Учащиеся должны уяснить основные пути развития земледелия, обеспечивающие беспрерывное повышение урожайности. Вместе с тем необходимо ознакомить учащихся с опытом выращивания рекордных урожаев различных культур на основе мичуринской агробиологической науки, с передовым опытом колхозов и совхозов страны, области, района по выращиванию зерновых и технических культур.
Учащиеся должны знать о достижениях науки и практики по выведению новых пород сельскохозяйственных животных и повышения их продуктивности. Необходимо дать детям основные понятия о правильном кормлении и содержании животных на колхозной ферме, в уголке живой природы.
Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, должны знать роль и значение электрофикации, механизации и химизации селького хозяйства: применение электричества, двигателей внутреннего сгорания, водяных и паровых турбин в процессе производства и переработки сельскохозяйственных продуктов, использование удобрений, средств борьбы с вредителями селького хозяйства и т.д. Они должны быть знакомы с уставом сельскохозяйственной артели, с принципами организации и оплаты труда в колхозах.
Однако учащиеся должны быть вооружены не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками сельскохозяйственного труда. Они должны научиться обрабатывать почву на школьном участке, разбираться в видах почв, удобрениях, подготавливать семена для посева, производить посев или посадку соотвествующих культур, выращивать рассаду и высаживать ее в грунт, ухаживать за сельскохозяйственными растениями, производить прививки древесных и травянистых растений, распознавать сорняки, вредителей сельского хозяйства и уметь бороться с ними.
Учащиеся должны также приобрести некоторые навыки коллективной работы на школьном участке, уметь организовать рабочее место, производить наблюдения и учитывать результаты труда, в частности со всем этим разнообразным материалом, чтобы обеспечить им необходимые умения и навыки, все учителя школы, независимо от специальности, на уроках в соотвествии с особенностями предмета и во внеклассное время должны проводить эту работу. Однако одно из ведущих мест в этом отношении принадлежит учителям биологии.
* * *
Как учителя нашей школы осуществляют ознакомление учащихся с основами селького хозяйства, прививают детям навыки сельскохозяйственного труда в процессе преподавания биологии?
Известно, что ознакомление учащихся с практикой сельского хозяйства и привитие им необходимых навыков предусмотрено самой программой по всем разделам биологических дисциплин, изучаемых в школе. Наши учителя биологии стремятся выполнить эти программные требования.
Основными средствами, которые используют они для ознакомления учащихся с сельским хозяйством, являются следующие:
1. Органическое включение материала сельскохозяйственного характера в содержание уроков.
2. Практические занятия в классе и кабинете, показывающие учащимся применение полученных знаний на практике.
3. Домашние практические задания учащимся с сельскохозяйственным содержанием.
4. Практические работы на школьном опытном участке и в живом уголке.
5. Производственные экскурсии.
6. Проведение внеклассной работы в кружке юннатов.
7. Участие в посильном общественно-полезном труде в колхозах.
На уроках по курсу ботаника в V-VI классах учащиеся изучают признаки высокого качества посевного материала, глубину заделки семян в почву в зависимости от их величины и характера развивающихся проростков, а также в зависимости от степени влажности и прогревания почвы.
Учащиеся знакомятся с потребностью различных растений в воде и питательных веществах, со способами и нормами внесения минеральных и органических удобрений, изучают биологию и агротехнику культурных растений.
При изучении курса зоологии в VI-VII классах учащиеся изучают биологические основы борьбы с вредителями сельского хозяйства, знакомятся с научными основами животноводства, с содержанием и кормлением главнейших пород сельскохозяйственных животных, с птицеводством, рыборазведением и пчеловодством. Все темя курса основ дарвинизма в IX классе непосредственно связаны с практикой социалистического сельского хозяйства.
В течение целого ряда лет первые уроки по биологии в V-VI классах проводятся в нашей школе на школьном опытном участке, где на живых растениях учителя показывают учащимся разнообразие местной растительности, однолетние, двухлетние и многолетние растения. На живых объектах показывается многообразие и единство органического мира, приспособляемость организмов к условиям существования.
Вот как, например, прооведен один из уроков в V классе по теме: "Растения в природе и сельском хозяйстве".
После того, как закончено было общее знакомство с предметом ботаника, учительница Л.А. Мошкина провела урок-экскурсию на участок.
Она познакомила учащихся с условиями жизни и особенностями возделывания некоторых растений, выращенных на пришкольном участке.
Учащиеся назвали растения огорода: морковь, свеклу, капусту, лук, помидоры, картофель, горох и др. Выяснили, что растения морковь, свекла, капуста дают семена на 2-й год, потому они называются двухлетними, а помидоры и горох дают семенав тот же год, эти растения называются однолетними. Затем вспомнили, какие органы растения используются человеком в пищу.
На полевом участке учащиеся познакомились с важнейшими зерновыми и техническими культурами (рожь, пшеница, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха, лен, подсолнечник, конопля и др.).
На плодово-ягодном участке учительница обратила внимание на сходство и различие деревьев (яблони, рябины, груши) и кустарников (смородины, малины и крыжовника) и дала понятие о многолетних растениях.
На примере растений поля, сада и огорода учащиеся познакомились с разнообразием местных культурных растений и вместе с тем узнали о новых для них растениях: амарант, соя, горчица, ваточник, топинамбур, арахис и др.
В зимний период изучение каждой темы по ботанике наши учителя биологии стремятся возможно полнее обеспечить экспонатами со школьного участка, гербариями, таблицами и другими учебными пособиями, которые используются при объяснении нового материала.
Например, при узучении темы: "Семена, посев, прорастание семян" в V классе учительница Л.М. Мошкина увязывает теоретические знания ботаники с практическими навыками по определению всхожести, засоренности и условий прорастания семян различных культур. Учащиеся учатся протравливать семена раствором формалина, овладевают способами посева семян, определяют растения по всходам.
Приводим к примеру краткое описание уроков по этой теме.
Необходимо подчеркнуть, что для успеха преподавания этого материала, чтобы иметь возможность на уроках использовать результаты опытов поставленных учащимися, учителя нашей школы заранее тщательно продумывают, какие опыты, к какому уроку надо подготовить, и своевременно дают соотвествующие задания учащимся.
1-й урок. СТРОЕНИЕ СЕМЯН ФАСОЛИ.
Первый урок посвящается изучению семян двудольных растений.
Работа проводится на примере семян фасоли.
Всем учащимся раздаются намоченные семена фасоли, собранные с пришкольного участка. Ученики рассматривают внешний вид семян, затем по указанию учителя проводят вскрытие семени, снимают кожурку, отделяют семядоли и устанавливают, что семене фасоли состоят из кожуры и зародыша. После рассказа учительницы, сообщившей название частей семени, учащиеся рассматривают зародыш и выясняют, что он состоит из двух семядолей, почечки, стебелька и корешка.
Затем учащимся дается задание здесь же на уроке начать выполнение гербарной работы: "Строение семени фасоли", а дома тщательно обработать ее: прикрепить части семени на лист бумаги (картона), написать заглавие, наименование частей семени и зародыша.
Выполненное задание учащиеся сдают на следующем уроке преподавателю для проверки.
Вот, например, гербарная работа № 2.
2-й урок. СТРОЕНИЕ СЕМЯН ПШЕНИЦЫ.
На этом уроке изучаются семена однодольных растений, проводится лабораторная работа. Вначале учащимся демонстрируются злаковые растения, обращается их внимание на колос, затем учащимся раздаются семена и предлагается рассмотреть внешний вид семян овса, ячменя, ржи. После изучения наружного строения учащимся предлагается попробовать снять кожурку с разбухшего семени, отделить иголкой зародыш, разделить семя вдоль и найти эндосперм. Все эти части учительница предварительно показала на таблице и предложила посмотреть в лупу.
После рассматривания учащиеся обобщили, что кожурка семени срастается с эндоспермом. В семенах пшеницы одна семядоля, почечка, корешок, стебелек. Учительница дополнила вывод учащихся: такие растения, у которых одна семядоля, называются однодольными, например: овес, ячмень, просо, кукуруза, рожь, пшеница и др.
Учащимся дается задание:
1. Зарисовать части семени пшеницы и зародыш.
2. Сравнить строение семян пшеницы и фасоли.
3. Перечислить знакомые растения, которые относятся к однодольным и двудольным.
3-й и 4-й урок. СОСТАВ СЕМЕНИ.
Основная задачча урока - изучить состав семян, выявить в них наличие сгораемых и несгораемых веществ. В результате проведенных опытов на обнаружение в семенах пшеницы крахмала, белка, жира, воды, золы учащиеся оформляют пособие-таблицу и делают вывод:
Для подготовки к урокам, на которых будут рассматриваться условия, необходимые для прорастания семян, учащимся дано задание поставить опыты в классе и дома с целью выявить, требуется ли тепло, вода, свет, воздух для прорастания семян?
5-й и 6-й уроки. УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН.
Рассматриваются результаты поставленных учащимися примерно за 8 дней до уроков опытов, имеющих целью выяснить:
1. Нужна ли для прорастания семян влага?
2. Нужен ли воздух для прорастания семян?
3. Нужно ли тепло для прорастания семян?
4. Необходим ли свет для прорастания семян7
Вот, например, как учащиеся ставили дома опыт для выяснения необходимости воздуха при прорастании семян.
В два стакана положили небольшое количество семян. В один стакан налили воды доверху, в другой - немного, чтобы обеспечить лишь набухание семян. Оба стакана поставили в теплое место.
Учащиеся вели наблюдения и убедились в том, что семена во втором стакане проросли. В первом же, где воздух не имел доступа к семенам, они набухли, но не проросли.
На уроке при рассмотрении результатов опыта делается вывод, что для прорастания семян нужен воздух.
Свои наблюдения и результаты опыта учащиеся записывали в дневниках. Вот примеры записей в дневнике:
Вывод: вода необходима для прорастания семян.
Вывод: тепло необходимо для прорастания семян.
Вывод: семена пшеницы прорастают на свету и в темноте.
В заключение на основе результатов опытов и наблюдений делается и записывается в тетрадях следующий вывод:
Условия, необходимые для прорастания семян:
7-й урок. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЯН ПРИ ПРОРАСТАНИИ.
Урок начинается проверкой выполнения учащимися заданий по наблюдению за прорастанием семян. Учащиеся рассказывают, что для опыта взяли 20 семян, положили на блюдечко с влажной фильтрованой бумагой. Блюдечко поставили в теплое место, наблюдали изменение семян и каждые 2 дня записывали в дневник наблюдений. В то же время брали прорастающие семена и засушивали их.
Учащимся дается на дом задание - оформить свои наблюдения за изменением семян при прорастании в виде гербарной работы № 3.
Учительница инструктирует, как приготовить эту гербарную работу, указывает, что и как написать и т.д. и показывает образцы подобной работы, выполненной учащимися в прошлом году.
Привожу содержание этой работы.
Вывод:
1. Сначала семя набухает, развивается корешок, потом почечка и затем листок;
2. Питательные вещества переходят в житкое состояние, их становится меньше.
8-й урок. ДЫХАНИЕ ПРОРАСТАЮЩИХ СЕМЯН.
Цель урока - выяснить, что растения, как и все живые существа, дышат. За 6-7 дней до урока учащиеся по заданию учителя ставят опыт, выясняющий значение кислорода воздуха для прорастания семян. С этой целью проросшие семена ставятся в стакане в теплое место и закрываются стеклом. На уроке учащиеся устанавливают, какие изменения произошли с воздухом в стакане. Для этого учительница опускает в стакан зажженнную лучинку. Лучинка гаснет.
Делается вывод, что кислорода, который поддерживает горение, в стакане нет, почему и погасла лучинка.
Семена поглотили кислород при дыхании. Затем с помощью известковой воды устанавливается, что в стакане образовался углекислый газ. Очевидно, проросшие семена выделили этот углекислый газ.
Вывод: семена дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ.
9-й урок. ПОДГОТОВКА СЕМЯН К ПОСЕВУ.
На уроке учащиеся знакомятся с сортовыми семенами злаков, выращенных на школьном участке; использована коллекция сортовых семян: рожь "Вятка 1", "Вятка 2", пшеница "Лютесценс 116", ячмень "Винер", овес "Мираж". Указывается, что эти сорта вывежены нашим земляком-академиком Н.В. Рудницким. Сообщается краткая биография Н.В. Рудницкого.
Выясняется, какие сорта зерновых сеются в местном колхозе.
На данном уроке учащиеся учатся определять засоренность семян, процент всхожести и разбираться в качестве посевного материала. На каждую парту выдается по 50 г. тех или иных семян: пшеницы, ячменя, овса, проса, ржи и др.
Учащиеся отделяют живой и мертвый сор и, взвесив его, определяют засоренность семян.
Учитель показывает гербарий сорняков-спутников зерновых, семена которых составляют живой сор. Далее выясняют значение своевременной прополки колхозных полей.
Делается вывод: семена необходимо очищать, посевы полоть.
Учительница рассказывает о всхожести семян и о том, как определить ее.
В заключение делается обобщение: хорошие сортовые, очищенные и крупные семена, проверенные на всхожесть, дадут хороший урожай.
Дается на дом задание - поставить опыт на определение всхожести семян.
Учительница тщательно инструктирует учащихся по содержанию и методике постановки опыта:
"Подготовьте 100 штук семян, положите их на блюдечко на влажную фильтровальную бумагу и поставьте в теплое место. Наблюдайте, сколько семян прорастет каждый день. Заполните табличку:
Через 10 дней подсчитайте процент всхожести и сдайте отчет о работе на проверку.
Выясните, как готовятся к посеву семена в колхозе.
Затем на уроке разъясняется влияние качества посевного материала на повышение урожайности. Для этого используются результаты опытов посева ячменя "Винер" крупными и мелкими семенами. Делается вывод, что крупность семян повышает урожайность.
10-й урок. ПОСЕВ СЕМЯН.
При узучении вопроса о посеве семян учительница сообщила, что на урожай различных культур влияет глубина заделки семян, густота посева, способы и сроки посева.
Этот вывод был подтвержден результатами опытов учащихся на школьном участке: влияние способов посева на урожай проса и кукурузы, влияние сроков посева на урожай моркови.
11-й урок. ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ.
Повторение материала по теме было проведено по следующим вопросам:
1. Чем различаются семена двудольных и однодольных растений? Показать проросшее зерно фасоли и зерно пшеницы и сравнить.
2. как определить всхожесть семян?
3. Определите засоренность семян ржи (семена ржи имеются на столе).
4. Расскажите, какое значение имеет глубина заделки семян для появления всходов?
5. Влияние сроков посева на урожай. как можно убедиться в этом?
6. Какое значение имеют способы посева семян в повышении урожая? Каким способом сеют пшеницу и рожь в нашем колхозе "Ленинская искра"?
7. Какие условия необходимы для хранения семян? Как хранят семенной материал у нас в колхозе?
8. Как подготавливают семена ячменя к посеву в нашем колхозе?
Подобным образом ведется изучение и остальных тем ботаники. При изучении каждой темы учитель биологии проводит разнообразные виды практических работ и опытов.
Так, например, в V классе по теме "Размножение растений" были поставлены следующие опыты:
На школьном участке.
1. Размножение картофеля при посадке различным посадочным материалом:
а. целыми клубнями (крупными, средними, мелкими);
б. верхушками;
в. глазками;
г. ростками;
д. очистками;
е. клубнями без глазков.
2. Вегетативное размножение земляники.
3. Размножение смородины черенками и отводками.
4. Скрещивание тыквы и дыни.
В классе.
1. Размножение бегонии листьями.
2. Размножение фикуса стеблевыми черенками.
3. Прививка пеларгоний красной к белой.
4. Искусственное опыление хлорофитума и смородины (цветущие ветки в живом уголке).
Опыт показывает, что выполняя практические работы в классе и ставя опыты на школьном участке, учащиеся более прочно и осознанно усваивают программу по естествознанию.
Большое внимание учителя нашей школы уделяют выполнению и тщательному оформлению каждым учеником гербарных работ.
Учащиеся V класса выполнили 9 работ на темы:
1. Цветковое растение и его органы.
2. Строение семени фасоли.
3. Изменение семени и его частей при проростании.
4. Форма корней.
5. Листорасположение.
6. Строение почки сирени.
7. Строение коры липы.
8. Форма и расположение почек у разных древесных растений.
9. Развитие почек смородины.
Учащиеся VI класса выполнили 9 гербарных работ на темы:
1. Особенности строения картофеля.
2. Особенности строения капусты.
3. Особенности строения злаков.
4. Особенности строения бобовых растений.
5. Водоросли - древнейшие зеленые растения.
6. Грибы - безхлорофильные растения.
7. Мхи:
а. мох "кукушкин лен".
б. мох "сфагнум" - образователь торфа.
8. Папоротникообразные (особенности папоротника, хвоща, плауна).
9. Наши хвойные растения.
Вот содержание гербарной работы ученика V класса:
ГЕРБАРНАЯ РАБОТА № 8
Форма и расположение почек у разных древесных растений.
Форма, величина и цвет почек различны у разных растений.
Или гербарная работа, выполненная учеником VI класса.
ГЕРБАРНАЯ РАБОТА № 1.
Особенности строения картофеля (семейство пасленовых)
Растения: картофель, помидор, паслен черный, белена, табак, дурман (семейство пасленовых).
Значение: продовольственные, кормовые, технические, лекарственные, декоративные растения, а некоторые являются ядовитыми сорняками.
Особенности пасленовых растений: венчик сростнолепестный, завязь верхняя, плод - ягода и коробочка, цветок состоит из пяти чашелистников, пяти лепестков венчика, пяти тычинок и одного пестика.
Гербарные работы выполняются на материале летних заданий учащихся. В конце учебного года перед экзаменами учащиеся получают задания, что им необходимо собрать летом. На уроках следующего учебного года при изучении соответствующего материала собранные и засушенные растения монтируются, а дома учащиеся оформляют гербарную работу и делают надписи.
Каждая гербарная работа проверяется учителем, который ставит соответствующую оценку в классный журнал. Лучшие гербарные работы отбираются для биологического кабинета и служат в дальнейшем наглядными пособиями.
* * *
Одним из важнейших средств политехнического обучения учащихся в сельской школе является работа на школьном опытном участке. Преимущественно здесь учащиеся получают требуемые программой практические умения и навыки сельскохозяйственнного труда.
Практическая работа на школьном участке в нашей школе проводится с 1940 года, она является обязательной для каждого учащегося.
Все работы на участке, начиная с обработки почвы и кончая уборкой урожая, проводят учащиеся под руководством учителей биологии. В процессе работы на участке учащиеся практически знакомятся с агротехникой изучаемых культур, приобретают практические навыки по таким видам работы, как обработка почвы, посев и заделка семян, выращивание рассады и высадка ее в грунт, уход за растениями, применение органических и минеральных удобрений, уборка и учет урожая.
В III и IV классах основной темой являлось "Выращивание культурных растений". Под руководством учителей начальных классов учащиеся проводили вскапывание и рыхление земли, размечали и делали грядки, проводили посев и посадку растений, ухаживали за растениями весной и летом.
В V-VI классах опыты проводились в соотвествии с темами программы. Так, например, по теме "Семена, посев. Прорастание семян" проводились следующие опыты:
1. Глубина заделки семян фасоли, горха.
2. Посев крупными и мелкими семенами (ячмень, горох, пшеница).
3. Узкорядный, широкорядный, кустовой и перекрестный посев проса.
По теме "Корень. Питание растений из почвы" проводится группа опытов, выясняющих влияние площади питания на урожай помидоров, картофеля, моркови.
По этой же теме проводились опыты, выясняющие влияние удобрений на урожай (посадка картофеля, капусты с удобрением и без удобрения, с подкормкой и без подкормки).
По теме "Лист. Образование в растении органических веществ" проводится группа опытов, выясняющих влияние листовой поверхности на урожай (сахарная и столовая свекла).
По теме "Стебель. Передвижение и отложение веществ в растениях" проводятся работы по выращиванию растений с различными типами надземных и подземных стеблей (бобы, фасоль, горох, огурцы, пшеница, морковь, картофель, лук).
Часть опытов по этой же теме проводится с целью выяснения передвижения и отложения веществ в растениях (огурцы, помидоры с прищипкой и без прищипки).
По теме "Размножение растений" ставились опыты по выяснению влияния посадочного матерала на урожай (посадка картофеля целыми клубнями, черенками, глазками, очистками). Размножение смородины, малины, земляники.
По теме "Учение академика Т.Д. Лысенко - продолжателя дела И.В. Мичурина" проводятся такие опыты: посев яровизированными и неяровизированными семенами ржи и картофеля, скрещивание различных сортов картофеля, помидоров, тыквы и другие.
Учащиеся VI классов знакомятся с агротехникой возделывания сельскохозяйственных культур.
Из овощных культур выращивают до 30 сортов помидоров, разные сорта моркови, капусты, огурцов, картофеля. Из зерновых культур выращивают 5 сортов пшеницы, 4 сорта ячменя, 7 сортов овса, 6 сортов проса.
Из бобовых культур - сою, горох, арахис, фасоль.
Из технических - сахарную свеклу, лен, ваточник.
По VIII классам проводятся опыты: по переделке озимой пшеницы и озимой ржи в яровую, сортоиспытание фасоли, выращивание холодостойких помидоров, выращивание новых и редких культур в нашем районе, таких, как соя, горчица, гречиха и другие.
На участке введен девятипольный севооборот, типичный для Кировской области, имеется питомник и сад. Работа в питомнике ведется, главным образом юннатами. В питомнике имеется до 500 штук саженцев яблонь различных годов посадки, до 100 саженцев смородины. до 30 саженцев винограда из Мичуринска, 4 сорта мичуринской рябины, 3 сорта мичуринской смородины. Кроме того имеются саженцы сосен, лип, сирени, ааций и других деревьев и кустарников. В этом году посажено в питомнике 800 яблонь семенами, а также мушмала, барбарис, лиственница, кедр. Посажены семенами груша и ежевика из Мичуринска.
Все работы на участке у каждого ученика и по каждому опыту учитываются в особом дневнике. После уборки урожая подводятся итоги опытной работы, каждому ученику ставится оценка за работу на опытном участке. Результаты работы на опытном участке оформляются в виде диаграммм, гербариев, таблиц, фотографий, натуральных экспонатов.
Каждый год в октябре месяце школа организует выставку по результатам работ школьного участка, на которых экспонируются план опытнической работы и ее результаты. На выставке представлен альбом фотографий, в которых последовательно, начиная с 1934 года засняты учащиеся, показавшие лучшие результаты опытнической работы.
Материалы на выставке распределены по темам программы.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЭКСКУРСИИ.
Большое значение в осуществлении политехнического обучения имеют производственные экскурсии. В текущем учебном году учителя биологии провели экскурсии: в МТС - с целью ознакомления учащихся с сельскохозяйственными машинами; в зерносушилку и зернохранидище, где учащиеся познакомились с хранением зерна, с зерноочистительными машинами; в парниковое хозяйство колхоза "Ленинская искра" с целью изучения управления ростом и развитием растений; на колхозную ферму колхоза "Ленинская искра", для ознакомления с оборудованным скотным двором, имеющим автопоилки, подвесные дороги.
В колхозе создана прочная кормовая база для скота. Корма даются по весу, в подготовленном виде и строго по определенному рациону. Учащиеся познакомились с передовыми людьми на ферме. Они беседовали с заведующей фермой Мошкиной А.И. - депутатов Верховного Совета РСФСР - о методике содержания скота, о местной истобенской породе коров. Доярка Тулакина А.А. рассказала, как она получила высокий удой молока от закрепленных за ней коров, показала коров-рекордисток. Например, корова "Фара" в 1952 г. дала удой молока 8366 кг. при жирности 4,98%. Телятница Ярыгина Е.М. рассказала, как она выращивает телят: за 12 лет она вырастила 474 теленка со среднесуточным првесом 784 г.
Учащиеся наглядно убедились в преимуществе колхозного строя, видели на примере своего колхоза многоотраслевое социалистическое хозяйство.
РАБОТА КРУЖКА ЮННАТОВ.
В осуществлении политехнического обучения большую роль играет внеклассная работа по биологии, которая проводится преимущественно через кружок юннатов. Кружок юннатов работает с 1929 года. В 1939 и 40 годах он был участником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки. Юннаты ежегодно участвуют во Всесоюзном конкурсе растениеводов-опытников. Так в прошлом году 6 юннатов получили третью премию за опыты по ускоренному размножению картофеля, по выращиванию сои, голозерного ячменя и семенников моркови.
В текущем году в кружке состоит 91 человек. Работу юннаты проводят по секциям: растениеводов-опытников, садоводов, цветоводов, кролиководов.
В содержании работы секций предусматривались мероприятия с расчетом, чтобы юннаты работали не сезонно, а в течение всего учебного года. Например, секция растениеводов-опытников осенью занималась уборкой урожая, очисткой семян и подведением итогов опытной работы за лето. Зимой она изучала агротехнику сельскохозяйственных культур и готовилась к опытам летом 1953 года.
Привожу тематику опытов этой секции:
1. Ускоренной размножение картофеля "Лорд";
2. Выращивание помидоров;
3. Посев моркови яровизированными и неяровизированными семенами;
4. Выращивание кукурузы различных сортов;
5. Выращивание различных сортов проса;
6. Выращивание ветвистой пшеницы при посеве осенью и весной;
7. Выращивание чумизы;
8. Выращивание сои;
9. Выращивание арбузов и дынь;
10. Выращивание голозерной тыквы;
11. Выращивание лимонов.
Привожу содержание работы секции мичуринцев-садоводов.
В зимний период юннаты этой секции изучали вопросы посадки и ухода за плодово-ягодными растениями.
Весной и летом проводили практические работы:
1. Посадка семян яблонь осеньи и весной.
2. Размножение крыжовника отводками.
3. Посадка семян мичуринских сортов рябины.
4. Посадка семян барбариса.
5. Посадка семян ежевики.
6. Посадка мушмулы семенами.
7. Уход за виноградом, саженцами яблонь, красной смородины и др.
Работа в кружке юннатов способствует углублению знаний и навыков учащихся по биологии.
МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ИМЕЮЩИЕ СВЯЗЬ С СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ
Помимо изучения программного материала, связанного с сельским хозяйством, в нашей школе ежегодно проводятся и массовые мероприятия, имеющие целью привитие учащимся навыков сельскохозяйственного труда и пропаганду сельскохозяйственных знаний среди населения.
Среди форм этой работы наибольшее распространение получили:
1. Лекции и доклады в школьном лектории о преобразователях природы (Тимирязеве, Мичурине, Люсенко, Вильямсе, Рудницком);
2. Проведение "Дня птиц" и "Дня леса", "Недели сада";
3. Организация выставок-передвижек в колхозах района.
На выставках-передвижках пропагандируются достижения в опытнической работе школы по выращиванию высоких урожаев местных сельскохозяйственных культур и новых культур, которые могут расти в наших условиях и имеют немалый интерес: ветвистой пшеницы, фасоли, овса голозерного, овса магистраль, ячменя голозерного, проса, горчицы, ваточника, амаранта, кормовой ромашки, многолетнего подсолнечника и других. Мы стремимся также пропагандировать результаты опытов по выращиванию южных культур и плодово-ягодных растений.
4. Растпространение семян, выращенных на нашем участке среди колхозов, школ области.
Так в прошлом году было отправлено до 60 посылок в школы. Только в колхоз "Ленинская искра" переданы семена: могара, проса комсомольского, кормовой ромашки, ветвистой пшеницы, гречихи, ячменя голозерного, амаранта зернового, семена различных декоративных растений (астры, космеи, мака, бессмертника, настурции и др.).
5. Уход за телятами в колхозе и дома.
Разнообразная общественно-полезная работа способствует привитию практических навыков и умений учащихся, воспитывает любовь к сельскохозяйственному труду.
* * *
Работа по осуществлению политехнического обучения в процессе изучения биологии в нашей школе еще, конечно, не обеспечивает всех стоящих перед школой задач, это лишь первые шаги.
Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС "О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства" обязывает нас разнообразить методы изучения биологии, более глубоко знакомить учащихся с основами сельского хозяйства, прививать им умения и навыки сельскохозяйственного труда.