1888 год. Истобенское 2-х классное мужское училище в 1887-88 учебном году.
- Подробности
- Опубликовано 04.11.2016 20:49
Из журнала Орловского уездного земского собрания 22-й очередной сессии.
Истобенское 2-х классное мужское училище в 1887-88 учебном году.
(ЗАМЕТКА).
Предлагаемая заметка является дополнением к общему инспекторскому "сообщению" о положении школьнаго дела в Орловском уезде за минувший учебный год, где приведены цифровыя данныя и об этом училище.
Личный состав служащих здесь за отчетный год несколько изменился — общее и ежегодное явление во всех училищах Орловскаго уезда, а в Истобенском в особенности.
Здесь состояли:
а) Законоучитель, из окончивших курс в Вятской духовной семинарии, священник В.П. Сушков, состоящий в этой должности еще с 1874 года.
б) Заведывающий училищем, из окончивших курс в Вятском техническом училище, учитель Н.В. Увицкий, состоящий на службе в Истобенском училище с октября 1886 года.
в) Учитель, из окончивших курс в Казанской духовной академии, кандидата богословских наук, М.И. Изергин, с сентября 1887 года.
г) Учитель, из окончивших курс в Вятском реальном училище, А.М. Овчинников; на службе с января 1886 года.
д) Помощник учителей, из окончивших курс в Вятской духовной семинарии, Н.В. Флоров, с сентября 1887 года.
е) Помощник учителей, из окончивших курс, в Вятском реальном училище, С.И. Золотарев, с октября 1887 года.
ж) Помощник учителей, из окончивших курс в Великоустюжском уездном училище и приобретший чрез особое специальное испытание учительское звание, А.Н. Соколов, с марта 1888 года.
з) Помощница учителей, из окончивших курс в Вятской женской гимназии, домашняя наставница, К.И. Лугинина, с 20 октября 1885 года по конец февраля 1888 года.
и) Помощница учителей из окончивших курс в Вятской женской гимназии, домашняя учительница С.Н. Дружинина, с января 1886 года.
к) Помощница учителей, из окончивших курс в Вятском епархиальном женском училище, В.И. Изергина, с сентября по конец декабря 1887 года,
л) Помощница учителей, из лиц домашняго образования и не имеющая учительскаго звания, М. В. Чернышева, состоящая здесь еще с 1872 года.
Преподавание предметов училищнаго курса между означенными лицами распределялось так: законоучитель Сушков преподавал закон Божий ученикам 2-го и 3-го отделения 1-го класса, затем преподавание того же предмета временно было поручено в младшем отделении 1-го класса и в младшем же 2-го класса (или -ч то тоже - в 4-м училищном отделении) помощнику Флорову, а в старшем отделении 2-го класса (т.е. в 5-м училищном отделении) учителю Изергину. Во 2-м отделении 1-го класса славянское чтение и арифметику вела помощница учителей Дружинина, а русский язык - с начала учебнаго года до конца февраля 1888 года - помощница Лугинина, по выходе же из Истобенскаго училища последней, с марта по конец учебного года, помощник Соколов; в 5-м отделении все предметы вел учитель Изергин; в 4-м тоже (за исключением закона Божия) учитель Увицкий; в З-м отделении, в двух параллельных группах, занимались учитель Овчинников и помощница Чернышева; в младшем отделены 1-го класса, в первое учебное полугодие было - три параллельных группы, — в них занимались помощники Флоров и Золотарев и помощница Изергина; со второго же учебного полугодия, по выходе Изергиной, учащиеся здесь были соединены в две параллельных группы и занимались с ними по всем предметам Флоров и Золотарев. — Помощник Флоров сверх, того обучал пению во всех отделениях училища.
По закону Божию преподано:
а) ученикам 5-го отделения:
аа. священная история ветхаго и новаго завета (повторение), при чем в ветхозаветной истории обращалось преимущественное внимание на последовательное раскрытие мысли о Спасителе и указывались наиболее ясные прообразы и пророчества о Мессии, в новозаветной — на учение Спасителя;
бб. катихизис по книге прот. Владиславлева "записки по классу закона Божия";
вв. православное богослужение (храм, св. сосуды, одежды; внешние знаки; объяснение всенощнаго бдения и литургии) и
гг. всеобщая и русская церковная история в важнейших и наиболее ярких событиях;
б) ученикам 4-го отделения: подробный курс,св. истории ветхаго и новаго завета;
в) ученикам 3-го отделения краткий курс священной истории ветхаго и новаго завета, краткий катехизис, общих чертах учение о церкви и таинствах, о храме и богослужении, с кратким объяснением литургии;
г) ученикам 2-го и 1-го отделений: события из священной истории ветхаго и новаго завета и повседневныя молитвы, применительно к программе этого предмета, указанной в советском "распределении" за 2-й и 1-й годы школьнаго трехгодичнаго курса.
По славянскому чтению занятия состояли во всех отделениях в чтении славянскаго текста с переводом на русский язык по Евангелию, а в младшем отделении 1-го класса, кроме того, в начале курса, по "Первинке" Бунакова.
По русскому языку объяснительное чтение велось в 5-м отделении по "Родине" Радонежскаго, в 4-м по "Детскому миру" Ушинскаго, в 3 и 2 — по книгам "В школе и дома" Бунакова, в 1-м - по "Первинке" Бунакова и "Родному слову" Ушинскаго. Грамматическое изучение языка состояло во 2 классе в прохождении систематическаго курса синтаксиса (в 5 отделении) и этимологии (в 4-м); в 1-м классе в ознакомлении учеников с главнейшими правила орфографии, применительно к программе русскаго языка в советском "распределении" за 3—1 годы. Ознакомление с стилистикой приурочивалось к заучиванию наизусть стихотворений и упражнениям в составлении описаний и повествований по данным образцам и на известныя темы, что имело место главным образом во 2 классе.
По арифметике ученики 5-го отделения занимались повторением курса простых и десятичных дробей и ознакомлены с правилами — тройным, простых процентов, товарищества и смешения на решении практических задач но "Сборнику" Евтушевскаго; ученикам 4-го отделения преподан курс простых и десятичных дробей; ученикам 3-го отделения курс целых чисел с нумерацией любой величины и курс именованных чисел с производством всех действий над ними, решением практических задачь и упражнением на торговых счетах; ученики 2-го и 1-го отделений занимались изучением чисел по способу Евтушевскаго в пределах первой сотни.
По геометрии ученики 5-го отделения ознакомлены с главными основаниями планиметрии и с съемкою планов.
По черчению ученики 4-го отделения занимались счерчиванием прямо и криво-линейных фигур с чертежа преподавателя и подготовкою к счерчиванию предметов с натуры.
По географии ученики 5-го отделения изучали Россию в физическом, политическом и торгово-промышленном отношение, а ученики 4-го отд. ознакомлялись с общими сведениями из математической, физической и политической географии всего земнаго шара.
По русской истории ученики 5-го отделения повторяли пройденное ими за 4-й год и вновь ознакомлены с главнейшими деяниями Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II; а ученикам 4-го отделения разсказаны важнейшия события от начала русскаго государства до воцарения дома Романовых.
При обучении пению имелось в виду - ознакомить учащихся с церковными напевами и главнейше образовать из лучших певцов хор для местной приходской церкви, что и удалось с замечательным успехом.
Успешность учащихся по всем предметам яснее видна на переводных и выпускных экзаменах, на которые из учеников 5-го отделения явилось 23 человека, 4-го — 29 человек, 3-го - 75, 2-го тоже 75, и перваго — 106, всего 308 человек. Из них получили отметки:
Из приведенной таблицы видно, что наибольшая успешность проявлена учениками второго класса и из них выпускными учениками, из 23 экзаменовавшихся здесь, 22 ученика получили удовлетворительные отметки и по справедливости удостоены свидетельств об окончании курса. Видно, что они не без пользы для себя провели два года второго класса училища: ответы их по всем предметам обстоятельны, обдуманы, полны содержания и не лишены некоторой зрелости как по количеству познания, так и по способу излагать последствия в устной и письменной речи. Ученики младшего отделения 2-го класса проявили сравнительно меньшую успешность, — пятая часть из экзаменных отметок падает здесь на долю неудовлетворительных. Явление меньшей успешности здесь сравнительно со старшим отделением до некоторой степени объясняется тем, что с поступлением во второй класс из перваго ученикам сразу приходится преодолевать множество трудностей от прибавки значительнаго количества учебных предметов, из которых, например, география и история требуют не малаго общаго развития особеннаго напряжения памяти, что оказывается не всем и всегда посильным, особенно, если принять во внимание, что преподавание и других предметов здесь идет в расширенной программе. Еще менее удовлетворительна общая успешность по всем предметам учеников перваго класса, - целая четверть всего числа здесь падает на долю неудовлетворительных отметок. Явление сравнительной малоуспешности в первом классе этого училища, на взгляд инспекции,будет всегда доколе громадная скученность его (среди учебнаго года численность одного перваго класса возрастает едва не до 300 человек) не будет устранена разделением первого класса на два отдельныя самостоятельныя, в особых домах, одноклассныя училища, с отдельным самостоятельным учительским персоналом. Обращаясь к разсмотрению успешности по отдельным предметам, находим меньшую успешность по славянскому чтению и письму. Преподавателям нужно обратить внимание на это явление и принять соответствующия меры к поднятию поименованных предметов. Детальных указаний о постановке каждаго предмета преподавания в отдельности на сей раз не приводится, во избежание увеличения объема заметки и дабы тем самым не утомить просвещеннаго внимания собрания. Говоря же об общем состоянии Истобенскаго училища в учебно-воспитательном отношении за истекший год, должно сознаться, что сравнительно с предыдущим годом оно возвысилось, хотя далеко не до надлежащей степени, Подъему училища, на взгляд инспекции много способствовал подбор преподавательскаго персонала за отчетное время и главным образом вполне благотворная и безукоризненная деятельность преподавателей Изергина и Флорова. Последний много потрудился на прямом своем деле в младшем отделении 1-го класса, имея здесь в течении всего учебнаго года не менее 70 учеников, — не говоря уже о сформировании им хора певчих и преподавании Закона Божия ученикам 4-го отделения. Первый же преподавал собственно все предметы в выпускном 5 отделении училища, считаясь таким образом только учителем старшаго отделения; но солидное образование и прекрасный характер его дали ему нравственное превосходство над всеми служащими здесь лицами, и хотя он не считался оффициально заведывающим училищем, тем не менее имел неоспоримое влияние на общую постановку здесь учебно-воспитательного дела, был центром в котором объединилась педагогическая деятельность всех остальных; присутствие его сглаживало рознь воззрений, нивеллируя индивидуальныя особенности других и направляя их к единой цели - учебно-воспитательному делу на строгих началах предначертанной для сего училища программы.
Были, впрочем, явления некотораго замешательства и недоразумений во взаимных отношениях некоторых из служащих здесь; но тогда возвысился решающий голос инспекции, - замешательства и недоразумения во-время устранены и улажены.
Этим» бы и можно закончить настоящую заметку; но есть еще одно обстоятельство значительной важности. До последняго времени Истобенское 2-х классное мужское училище считалось частным учебным заведением по закону 19 февраля 1868 года. В 1874 году г. попечителем Казанского учебного округа для него была утверждена специальная программа: она припечатана в журналах Орловскаго уезднаго земскаго собрания 9-й очередной сессии (1875 г.), на стр. 347— 350. В существе дела, она буквально схожа с программою 2-х классных училищ м. н. п. (см. Аннин, свод главн. законоположений о начальных училищах, ч. 1-я стр. 181-183, изд. 2-е, С-п-б. 1882 г.) с немногим только добавлением, а именно прибавлен курс бухгалтерии, да в конце программы русской истории за словами "главнейшия последующия события до настоящего времени" добавочно разъяснено: "в состав последняго отдела должны войти освобождение от крепостной зависимости крестьян, преобразование крестьянского управления, земские учреждения и преобразование судопроизводства и судоустройства. При чем должно быть обращено особенное внимание на возможно близкое ознакомление воспитанников и с земскими учреждениями, мировым и волостным судом в пределах более частнаго соприкосновения с этими учреждениями крестьянскаго населения, так чтобы обучившиеся в училище, после небольшой практической подготовки, могли занимать должность волостных писарей. Но вслед затем, при изложении пройденнаго в училище за тот год, на странице 353 тех же журналов (т.е. за 1875 г.) припечатано: "по предписании г. инспектора Вятских народных школ преподавание бухгалтерии и законоведения в конце 1874-75 учебнаго года было оставлено. Таким образом программа для Истобенскаго училища вполне свелась к программе 2-х классных училищ м. н. п. Это во-первых. А во-вторых, г. министр народнаго просвещения от 13 декабря 1887 года за № 18123 разъяснил, что "двухклассныя мужския и женския начальныя народныя училища, независимо от источника их содержания, могут быть учреждаемы или на основании устава 8 декабря 1828 года, по правилам приходских училищ, или на основании инструкции для двухклассных образцовых училищ 4 июня 1875 г., а потому означенныя училища никоим образом не следует причислять к частным учебным заведениям 2-го или 3-го разряда, открываемым на основании закона 19 февраля 1868 года. Этим законом, как и вообще постановлениями о частных учебных заведениях, приноровленными исключительно к отдельным единичным личностям, не представляется ни городским, ни сельским обществам, ни земским учреждениям открывать частныя заведения какого бы то ни было разряда". В виду такого разъяснения, является вопрос, к какому законоположению должно быть приурочено существование Истобенскаго 2-х класснаго училища? Инспектор входил по сему предмету с представлением к г. директору народных училищ Вятской губернии, на что получился следующий отзыв: "сельския двухклассныя училища, исключительно содержащияся на местные средства земства или обществ, не следует считать училищами мин. народ. просвещения, если только поименованныя учреждения не пожелают передать их последнему, применительно к ст. 8-й инструкции двухклассных училищ. С этой точки зрения и следует судить, как о правах учреждений, так и о правах самых учеников. Земство может ассигновать и расходовать суммы по своему усмотрению и избирать кандидатов на учительские места; организация же учебнаго дела и утверждение кандидатов зависит от инспекции. Ученики не пользуются льготою по отбыванию воинской повинности 3-го разряда, если не выдержат экзамена в соответственных учебных заведениях мин. нар. просвещения".
Не входя в уяснение вопроса о превосходстве училища в двухклассном составе пред одноклассным, доказательство чего равнялось бы доказательству, что 2х2=4, автор этих строк не допускает и мысли, чтобы Орловское земство, всегда стоявшее в вопросе о народном образовании впереди других земств, окончательно решилось оставить население своего уезда без двухклассного училища, как это очевидно по недоразумению, предрешено прошлогодним земским собранием. Двухклассныя училища министерства народнаго просвещения есть во многих уездах Вятской губернии, а именно: в Вятском, Слободском, Нолинском, Яранском, Сарапульском и Уржумском, и содержание их обходится, конечно не дешево, - не считая расходов хозяйственных, содержание служебнаго персонала преподающих исчисляется:
В Вожгальском училище - 810 руб. (3 лица)
В Холуницком училище - 1010 руб. (4 лица)
В Лудяно-Ясашном училище - 960 руб. (4 лица)
В Кукарском училище - 2170 руб.(7 лиц)
В Ижевском училище - 1590 руб. (6 лиц)
В Шурминском училище 2220 руб. (8 лиц)
Следовательно Орловскому земству, затрачивающему ежегодно десятки тысяч рублей на содержание одноклассных училища, не подобает скупиться на лишний расход нескольких — ну, может быть — сотен рублей, что потребуется на добавочное содержание втораго класса при Истобенском училище, ибо два-то одноклассных училища по всей справедливости здесь должно иметь. Во избежание всяких замешательств и колебаний в судьбе этого училища на дальнейшее время, следовало бы воспользоваться замечанием дирекции о передаче училища министерству народнаго просвещения применительно к ст. 8 инструкции 4 июня 1875 года, которая в буквальной редакции заключает следующее: "Двухклассныя и одноклассныя училища могут быть открываемы и исключительно на местныя средства, без всякаго или только с единовременным пособием из сумм министерства, и если таковыя училища вполне подчиняются министерству народ. просв. на одинаковом с училищами сего министерства основании, то они пользуются равными преимуществами с сими последними".
Не считая своего взгляда безапелляционным и не насылаясь с руководящей мыслей, инспектор, тем не менее, в заключение предлагаемой заметки приходит к таким выводам:
а) в Орловском уезде нужно иметь хотя бы одно двухклассное училище, т.е. училище с курсом выше однокласснаго;
б) для чего можно воспользоваться существующим Истобенским мужским училищем;
в) Истобенское двухклассное училище передать министерству народнаго просвещения применительно к параграфу 8-му инструкции 4 июня 1875 года;
г) учащихся первого класса Истобенскаго училища разделить на две группы, из коих одну оставить для состава первого класса двухкласснаго училища, а другую выделить в особое одноклассное училище, в отдельном помещении при Истобенской Троицкой церкви, с особым преподавательским персоналом, для чего выделить от существующаго двухкласснаго училища одного законоучителя и трех преподавателей. - Короче сказать: в селе Истобенском должно бы иметь одно двухклассное училище и одно однокласное училище.
Подлинную подписал инспектор народных училищ Орловскаго уезда И. Софийский.
Верно: председатель управы М.Булычев.
Сверял секретарь Базилевский.