1887 год. Из отчета инспектора училищ за 1886-87 учебный год.
- Подробности
- Опубликовано 14.01.2018 21:31
Журнал Орловского уездного земского собрания 21-й очередной сессии.
Из отчета инспектора училищ за 1886-87 учебный год.
Истобенское земское частное 2-х классное мужское училище.
Истобенское мужское училище основано министерством государственного имущества в 1843 году в составе обыкновенных сельских приходских училищ высшего разряда, т.е. с учителем и помощником. Затем на основании Высочайше утвержденного 11 февраля 1867 года мнения государственного совета, статьи 4, и по постановлению Орловского уездного земского собрания 1868 года оно, в этом 1868 году, перешло в ведение местного земства, на содержание последнего в том же одноклассном составе. В 1873 году оно преобразовано в двухклассный состав, в виде частного земского училища, по Высочайше утвержденному 19 февраля 1868 года мнению государственного совета о частных училищах. В 1874 году г. попечителем Казанского учебного округа для него утверждена нижеследующая программа:
а) Закон Божий;
б) русский язык;
в) арифметика;
г) бухгалтерия;
д) география;
е) история с присоединением общих положений о судопроизводстве в общих и мировых учреждениях и мировых судах;
ж) черчение;
з) письмо.
за отчетный год это училище осматривалось инспектором училищ 12-13 ноября 1886 года, 14 января и 11-12 мая 1887 года.
В настоящее время оно помещается в собственном деревянном, двухэтажном доме, совместно с существующей при нем столярно-токарной мастерской. Нельзя сказать. чтобы помещение его было удовлетворительно: главнейший недостаток, как и в других училищах уезда, теснота помещения сравнительно с количеством учеников. Последних за отчетный год считалось к 1-му января 1887 года 371 человек, они размещались в 8-ми классных комнатах, дающих в общей сложности 913,18 квадратных аршинов площади и 4111,32 кубических аршин объема, что в среднем выводе дает по 2,4 квадратных аршина и 11,09 куб. аршина на каждого ученика, - количество, далеко недостигающее нормальных величин.
Две довольно больших комнаты заняты мастерской и складом; если бы их удалить из училищного дома, последний был бы вместительнее собственно для классно-учебных целей. 38 окон 8-ми классных комнат дают 130.15 квадр. аршин стеклянной поверхности, чего вполне было бы достаточно для надлежащего освещения, если бы количество окон для каждой в отдельности комнаты было пропорциональнее. чем то на самом деле, когда некоторые из них имеют по 7-ми, другие же всего только по 2 окна.
Классные дортуары (спальня для учащихся - примечание автора проекта) в обоих этажах разделяются коридорами; из них нижний, загроможденный чуланом и освещаемый узеньким над входной дверью окошечком, совсем не приспособлен для массового движения того количества учеников. что дает Истобенское училище.
Отапливается училищный дом удовлетворительно; но в нижнем коридоре постоянно дует сквозной ветер от неисправного содержания входных на противоположных сторонах дома, прямо против друг друга, прорубленных дверей и особенно наружных сеней. Чистоты и опрятности в училищном здании мало, да их и нельзя поддержать при такой скученности учеников и при существовании в доме мастерской; полы моются редко, стены обметаются должно быть один-два раза в год; отхожее место тесно по количеству учеников и содержится неопрятно.
Классной мебелью училище обставлено в достаточном числе; мебель содержится крепкою (своя мастерская). В училищной библиотеке к 1-му января 1887 года состояло различных книг и учебных пособий 1186 названий в количестве 3193 томов или экземпляров, на сумму 1358 руб. 77 коп.
Учебный год начался 9 сентября; учебных дней было 157; прием учеников закончен 2 октября 1886 года.
Личный состав учащих виден из нижеследующей таблицы:
Законоучители - 2
Курс духовной семинарии - 2
Содержание 120 руб - 1
Содержание 60 руб - 1
Учителя - 3
Вятское техническое училище - 2
Вятское реальное училище - 1
Содержание 360 руб - 1
Содержание 400 руб - 2
Учительницы - 1
Вятская женская гимназия - 1
Содержание 240 руб - 1
Помощницы - 4
Вятская женская гимназия - 3
Домашнее образование - 1
Содержание 160 руб - 3
Содержание 180 руб - 1
ВСЕГО - 10 человек
Учащиеся все русские - православного исповедания, крестьяне (один мещанин) Орловского уезда волостей:
Истобенской - 340
Посадской - 18
Верходворской - 2
Верхошижемской - 2
Желтопесковской - 2
Шалеговской - 2
Левинской - 1
Рыбинской - 1
Смирновской - 1
г. Орлова - 1
Вятского уезда. Троицкой волости - 1
ВСЕГО - 371 учащийся
По квартированию они все - экстерны, при чем 301 уходят ночевать в дома родителей и 70 размещаются по квартирам в селе Истобенском.
В учебном отношении ученики разделены на пять последовательных отделений: младшие три отделения за отчетный год имели по две параллельных группы; всего, таким образом, учащиеся разделились на восемь групп, размещенных каждая в своей отдельной комнате и порученных каждая одному определенному преподающему лицу.
Младшие три отделения (с параллельными 6 групп) должны соответствовать трем отделениям обыкновенного одноклассного "нормального" училища; два страшие, выделяясь во второй класс, составляют излишний придаток, долженствующий давать учащимся сравнительно высшее, до некоторой степени законченное, в известных пределах округленное образование.
За отчетный год преподано:
а) По Закону Божию.
1) Ученикам младшего отделения - общеупотребительные повседневные молитвы со слов учительницы.
2) Ученикам 2, 3 и 4 отделений - священная история ветхого и нового завета в концентрических кругах, с проведением идеи спасения рода человеческого чрез воплощение Бога-Слова (учебник Попова св. история).
3) Ученикам старшего 95) отделения - катехизис (по книжкам Владиславлева), учение о храме и богослужении с кратким объяснением всенощного бдения и литургии, и сведения из церковной истории в рассказах: о первых успехах христьянства во времена апостолов, вселенских соборах, Кирилле и Мефодие, св. Владимире, Киевско-Печерской Лавре, св. Стефане Великопермском и расколе.
б) По славянскому чтению.
В младшем отделении не занимались, в остальных читали евангелие с дословным переводом на русский язык.
в) По русскому языку.
1) В младшем отделении, по ознакомлении детей с азбукой звуковым способом, по руководству Ушинского, занимались чтением и пересказом статей из "Родного слова" год 1-й, письмом элементов букв и букв, отдельных слов и коротких предложений под звуковую диктовку;
2) Во 2-м отделении - объяснительным чтением "Родного слова" (год 2-й) и сообщением простейших правил орфографии на уроках диктовки по "урокам русского правописания" Пуцыковича;
3) В 3-м отделении читали Бунакова "В школе и дома" год 1-й, заучивали наизусть помещенные в этой книжке стихотворения и басни, и ознокомлялись с правописанием имен существительных, местоимений и глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени, неопределенном наклонении и прошедшем времени изъявительного наклонения;
4) В 4-м отделении - читали Бунакова "В школе и дома" круг 4-й, изучали этимологию русского языка (до наречий) и знакомились с синтаксисом простого предложения (по руководству Говорова и Антонова);
5) В 5-м читали Радонежского "Родину", Ушинского "Детский мир" год 2-й и Бунакова "В школе и дома" круг 5-й, повторяли и доканчивали курс русской грамматики;
6) Кроме того в 4 и 5 отделениях приучали учеников к письменному изложению прочитанных и разобранных в классе статей и составлению сочинений на данные темы.
г) По арифметике.
Изучали числа по способу Грубе в младшем отделении в пределах от 1-20, во 2-м от 1-100, в 3-м именованные числа и 4 действия на отвлеченных числах любой величины; в 4-м курсе - простых и десятичных дробей; в 5-м - решение задач на правила: тройное, процентов, товарищества и смешения, посредством пропорций и по способу приведения к единице (сборник задач Евтушевского, Воронова, Лубенца, Малинина и Буренина).
д) По географии.
В 4-м отделении - общие сведения из математической, физической и политической географии по книжке Смирнова "Учебная книга географии - общия сведения"; в 5-м география России, по руководству Пуцыковича.
е) По истории.
В 4-м отделении - исторические сведения о Россиии с древнейших времен до воцарения дома Романовых; в 5-м судьбы России со времени между-царствия до последнего времени; руководствами в обоих отделениях служила Рождественского "Отечественная история", а в 4-м, кроме того, Горбова "Русская история для начальных школ".
ж) По черчению.
В 4-м отделении - очерчивание прямо - и - криволинейных фигур с рисунков, чертимых предварительно преподавателем на классной доске (по руководствам Малинина и Санцио); в 5-м упражнение в линейной и воздушной перспективе и черчение геометрических построений, фигур и тел.
Письмо приурочено к русскому языку; пение и бухгалтерия не преподавались; сообщение сведений о судоустройстве и судопроизводстве ограничилось указанием на то, что "в минувшее царствование учрежден гласный суд с участием присяжных заседателей".
Из преподаваемых предметов основательнее других поставлены Закон Божий и русская история, слабее прочих арифметика и русский язык. Несколько неудовлетворительно идет преподавание последних, видно из нижеследующего. На выпускном экзамене отчетного года ученикам 5-го отделения была предложена для решения, с предварительного просмотра и одобрения преподавателя, задача следующего содержания: "Купец продал 47 1/4 пудов кофе за 434 руб. 70 коп. и получил 15% прибыли. Сколько ему самому стоит фунт кофе?" (Сборник Малинина и Буренина 1880 г. №2223). Задача эта решалась в присутствии испытательной комиссии, состоявшей из нескольких членов. проходит час-другой, ответа нет ни от одного из учеников. наконец, преподаватель говорит экзаменовавшим: "ученики затрудняются решить эту задачу, - они привыкли видеть в результате всегда целое число, а здесь у них получается дробь, им и кажется, что они не верно решают". Объяснение - в устах преподавателя - весьма любопытное, оно характеризует, насколько глубоко понимает значение практических задач в преподавании арифметики сам преподаватель, насколько он приучал учеников всматриваться в план построения задачи, насколько внимательны ученики в комбинации числовых данных, при отыскании неизвестного числа; все дело сводится к тому, чтобы высмотреть готовый результат в арифметическом сборнике и к нему подогнать вычисления, не заботясь о сущности вычисляемого. Это во-первых. Но любопытнее этого то, что последовало дальше. Видя затруднения учеников, трое из преподающих в училище лиц взялись сами за решение этой задачи и, пробившись с час тоже заявили: "да, эту задачу ученики не могут решить, потому что она не верно составлена в сборнике самими гг. Малининым и Бурениным". В чем же неверность? - "Да вот, в результате получается дробь (19 11/20), тогда как в сборнике помечено целое число (20)!". Тогда volens nolens ("волей-неволей" - примечание автора проекта) пришлось обратить внимание гг. решавших на смысл задачи, на значение выражения - "получил 15% прибыли" и значение числа 434 руб. 70 коп. Оказалось. что, как учащиеся, так и учащие для решения этой простой задачи составляли пропорцию: Х/15 = 434,7/100, тогда как им следовало бы составить: Х/15 = 434,7/115. При решении этой же задачи выяснилось, что весьма многие ученики, желая 47 1/4 пудов привести в фунты, писали: 47 1/4 х 40.
Ученикам 3-го отделения на переводном экзамене дано было решить: "Сколько стоит шерстенная нитка в версту длины, если фунт шерсти стоит 4 руб. 75 коп., содержит в себе 32 мотка и в каждом мотке нитка шерсти имеет 23 аршин 7 вершков?" Из 78, бывших на экзамене и решавших эту задачу учеников, только 25 человек до некоторой степени правильно решили ее: остальные же, пописав наобум какие-либо цифры и сделав над ними какие-то странные вычисления, в роде:
Вдруг неожиданно оканчивают: 4 руб. 75 коп. х 2 = 9 руб. 50 коп. Видно, что дождали решения более знающих своих товарищей, у которых и списали конец, пришив его белыми нитками к своему маранию.
Теже 78 учеников 3-го отделения писали под диктовку: "От тепла все вещи раздаются. Вода от тепла раздается и вся разойдется на такие маленькие частички, что их глазом не видать и уйдет в воздух. Частички эти, пары, носятся в воздухе и их не видно, покуда воздух тепел; но остуди воздух и сейчас пар остынет и станет виден". при проверке этих работ 78-ми учеников, в них (работах) оказалось 627 орфографических ошибок, что в среднем выводе дает по 8-ми ошибок на каждую работу, при максимуме 30 и минимуме 1.
1) Главнейшая масса ошибок падает на неумение учеников обращатся с буквой "ять": тепла (23 раза), тепел (20 раз), вещи (24 раза), маленькие (2 раза), виден (2 раза), все (14 раз), в воздухе (2 раза) и др. (на место жирных е - примечание автора проекта).
2) Неуменье употреблять мягкий знак ь: раздаються (17 раз), разойдеться (8 раз), носяться (14 раз), частичьки (2 раза), маленкия (9 раз), маленникии (2 раза) и др.
Затем идут:
3) Неуменье употреблять твердый знак ъ: сейчась, остынеть, уйдеть.
4) Пропуски букв: вздух (воздух), маенькия, вино (видно), ости (остуди), сечас, удет, маления.
5) Недописки слов: воздух, вод. (нет твердого знака на конце - примечание автора проекта)
6) Прибавление букв: частичкии, чачстички, уносятся (носятся), вещши (вещи).
7) замена сомнительных букв одна другой: честички (16 раз), разаидется (14 раз), токие, разалется, расойдется, осдуди, устуди, часчички, чейчас.
8) Искажения слов: парит (пары), аспынет (остынет).
9) Провинциализмы: веши, училиша, покудов (6 раз), покудв, покда, покуд.
10) Неумение употреблять предлоги отдельно и слитно: оттепла, отепла, а-тепло, натакие.
11) Неправильность употребления родовых окончаний имен прилагательных, местоимений и пр. такие маленькие частички (19 раз) (в то время требовалось писать "такия маленькия частички" - примечание автора проекта).
12) неуменье разделять слова на слоги для переноса из строки в строку: во-здух, остуд-ить, Алек-сей.
Важнейший недостаток в постановке учебного дела состоит в том, что учащиеся слабо приучены к выражению своих мыслей в разговоре и на письме посредством связной и последовательной, грамматически правильной и логически верной речи; может быть познания у учеников и есть, да они не умеют их высказать, они дожидаются помощи наводящих вопросов, отвечают на последние односложными ответами, а часто и совсем молчат, затрудняясь что-либо сказать. насколько слабо развиты ученики, можно видеть из следующих любопытных фактов. На том же переводном экзамене за отчетный учебный год ученикам 4-го отделения была прочитана из 4-й русской книги для чтения гр. Толстого басня "Корова и Козел" следующего содержания: "У старухи была корова и козел. Корова и козел вместе ходили в стадо. Корова все ворочалась, когда ее доили. Старухо вынесла хлеба с солью, дала корове и приговаривала: "да стой же, матушка, на, на, еще вынесу, только стой смирно". На другой вечер козел вперед коровы вернулся с поля, расставил ноги и встал перед старухой. Старуха замахнулась на него полотенцем, но козел стоял не шевелился. Он помнил, что старуха обещала хлеба корове, чтобы стояла смирно. Старуха видит, что козел не пронимается, взяла палку и прибила его.
Когда козел отошел, старуха опять стала кормить корову хлебом и уговаривать ее.
"Нет в людях правды!" подумал козел. "Я смирно стоял, а меня прибили".
Он отошел к сторонке, разбежался, ударил в подойник, разлил молоко и зашиб старуху".
Басня эта была прочитана не один раз (читалась она и раньше до экзаменов); затем было рассказано содержание ее, и предложено ученикам изложить ее на бумаге своими словами. И вот что буквально написал один ученик: "У старухи была корова и козел. Корова все ворочалась когда ее доили корова и козел в месте ходили в стадо когда их гоняли. Однажды когда старуха провожала их не велела им долго ходить и обещала дать корове хлеба, если только послушаются ее. Когда уже настало время итти корове и козлу домой, то козел уговорил корову не ходить домой, но корова знала что старуха посулила ей дать хлеба если придет домой но корове поглянулось и она не пошла с лугу. На другой день козел пришел раньше коровы и установился, старуха пришла и стала доить. Козел подумал и сказал, мало толку в наших людях, разбил подойницу и старуху убил."
А другой прямо заявил: "Пошла старуха доить козла когда стала она доить козла и замахнулась на него полотенцем; подумал козел, зачем она меня бъет, если я стою смирно. Когда старуха доит козла другой раз и замахнулась на него палкой; рассердился козел на старуху, побежал и зашип старуху до смерти".
И, что всего досаднее, таких "доивших козла" учеников оказалось не один-два, а несколько.
Ученики 3-го отделения на вышепоименованных письменных работах (диктовка) изобразили:
"писал ученик третяго отъеления итабенское двух-классное училища Касьянов Николай";
"писал ученик 3-го одтьделения истобенского двух класного училищ тупицына петра мая 1887 года";
"писал ученик 3-го отделения истобенской двух классного училища земского Морозова Александра 12 мая 1887 г";
"писал ученик 3-го от деления Истобенского двухкласного училища Перминого Николая 12 мая 1887 г.";
"писал ученик 3-го отделенья изъстобенское двух класное училищя Савиных Ивана 1-го 12 мая 1887 году".
Коллекция этих и подобных им документов (хранящихся в подлиннике в делах инспекции) говорит далеко не в пользу общего развития учеников Истобенского училища. Нельзя, конечно, сказать, чтобы эта характеристика относилась к ученикам всего училища; есть между ними и очень дельные юноши, с пользой для себя и честью для учебного заведения потрудившиеся, особенно, последние годы училищного курса; - таковы, например, некоторые из учеников 5-го отделения, ныне окончившие курс. У одного из них затронулась даже поэтическая струнка, и он за последний год своего пребывания в училище не мало упражнялся в литературных трудах, описывая родную деревню, туманы, лето, весну и т.п. Вот одно из его упражнений, озаглавленное "Лето":
Небо ясно, солнце греет;
Воздух сильно накалён;
Поле золотом облито;
Луг цветами завалён,
Лес стоит себе смеётся,
Птички в нём поют, поют...
Эх пора! Душа в восторге
От веселья твоего.
Не растался бы с тобою
Я до гроба своего.
Но, говоря вообще, если сравнивать учеников трех младших отделений (1-го, 2-го, 3-го) Истобенского 2-х классного училища по развитию, познаниям и успешности в занятиях с учениками 3-х отделений всякого другого одноклассного ("нормального") училища Орловского уезда, то это училище придется поставить в разряд слабых, наряду с Адышевским, Березовским, Верхораменским и подобным. Слабо оно и в воспитательном отношении: ученики его не могут похвалиться выдержанностью, благоприличием, почтительностью к старшим и высшим, благородством в отношении к противоположному полу, внимательностью к слабым и сердечностью к беззащитным. Только второй класс и скрашивает это училище, давая ему значительное преимущество перед другими училищами расширением программы в два прибавочные года, когда ученики его успевают стать выше учеников одноклассных училищ и по развитию и по приобретенным познаниям.
Обязанность учредителей и содержателей этого училища поддержать и усовершенствовать его устранением тех причин, кои затрудняют и задерживают его развитие и процветание, особенно, в младших отделениях. Одною из этих причин, очевидно является громадная скученность учащихся и учащих в одном месте, не дающая возможности последним разобраться в массе предъявляемых им требований со стороны первых и парализующая их прямую деятельность неизбежными столкновениями, взаимными пикировками, не сдерживаемыми при том обязательною для всех авторитетностью одного лица. На уменьшение этой скученности и следовало бы обратить внимание выделением параллельных грпп первых трех младших отделений в особое одноклассное (нормальное) училище, для чего потребовалось бы только иметь одну лишнюю квартиру, или собственный дом, для помещения этого одноклассного училища; троих преподавателей и одного законоучителя можно отделить от нынешнего двухклассного в предполагаемое одноклассное училище. Тогда в двухклассном останутся пять преподавателей и один законоучитель, которые, составляя педагогический совет, должны действовать в строгом единогласии между собой и под ближайшим и непосредственным контролем своего председателя, заведующего училищем, ответственного учителя. Но против этой меры (выделение нового одноклассного училища) восстают экономические соображения: нанимать квартиру, или строить собственный дом, вообще содержать отдельное лишнее помещение для училища все таки новый расход...
Другая причина лежит, кажется, в системе распределения предметов преподавания между наличными преподавателями. Чтобы ни говорилось в защиту классной системы, которая практикуется и в Истобенском училище, трудно подыскать лицо, которое с одинаковым успехом могло бы вести все предметы училищного курса; чаще всего бывает у того или другого преподавателя какой-либо излюбленный предмет, который и ведется им с большим уменьем и стараньем и с большим успехом в ущерб другим. Поэтому, чем многосложнее и многопредметнее курс какого-либо учебного заведения, тем рискованнее практиковать в нем классную систему, что и доказывается, между прочем, изложенными выше фактами в Истобенском училище: у одних и тех же преподавателей одни предметы поставлены лучше, другие слабее. Можно бы попытаться ввести здесь вместо классной смешанную классно-предметную систему, именно: в первых двух младших отделениях оставить существующее классное преподавание всех предметов одному определенному, обладающему педагогической правоспособностью, лицу; в старших же отделениях, начиная с третьего, ввести предметное преподавание, поручив соотвествующему специалисту вести один и тот же предмет с учениками 3, 4 и 5-го отделений. При такой системе между преподавателями было бы меньше антагонизма (чем в особенности страдало доселе Истобенское училище) в разделении на "твои" - "мои" ученики, скорее можно было бы отыскивать подходящих преподавателей на известные предметы (что при частой смене учителей в Истобенске весьма важно), облегчился бы преподавательский труд (готовиться к урокам по одному предмету, или по многим - большая разница для учителя по затратам сил и времени) и - что самое главное - тверже и основательнее установилось бы преподавание каждого предмета в отдельности при ведении его специалистом.
Подлинный подписал инспектор народных училищ Софийский.
С подлинным верно: Председатель земской управы М. Булычев.
Сверял секретарь управы Базилевский.