1891 год. Отчет о состоянии начальных народных училищ.
- Подробности
- Опубликовано 03.05.2020 15:10
Отчет о состоянии начальных народных училищ Орловскаго уезда, Вятской губернии, в учебно-воспитательном отношении за 1890—91 учебный год.
Обзор начальных народных училищ Орловскаго уезда в прошедшем учебном году...
1) Истобенское двухклассное училище открыто или, лучше, преобразовано из однокласснаго народнаго училища в двухклассное в 1872 г., на основании Положения о частных училищах 19 февраля 1868 г., в прошедшем же году 1 июня принято в ведение Министерства Народнаго Просвещения. Таким образом отчетный год был первым годом пребывание училища в ведении Министерства Народнаго Просвещения. Училище содержится исключительно на средства земства, которое ассигнует для этой цели 2010 рублей. Личный состав служащих за отчетный год значительно изменился. Остались прежние преподаватели:
а) Законоучитель, из окончивших курс Вятской духовной семинарии, священник В. И. Сушков, состоящий в этой должности с 1874 года.
б) Заведующий училищем из окончивших курс в Вятском земском училище для распространения сельско-хозяйственных и технических знаний и приготовления учителей, Н. В. Увицкий, состоящий заведующим Истобенскаго училища с 1886 года.
в) Учитель, из окончивших курс в Вятской духовной семинарии, В. А Семин, состоящий на службе в Истобенском училище с 1889 года.
Вновь определены преподавателями:
г) Помощник учителей, из окончивших курс в Вятской духовной семинарии, В. М. Тихоницкий с 12 сентября 1890 года.
д) Помощник учителей, из окончивших курс в Вятском реальном училище, И. Д. Ванеев с 8 января 1891 г.; до него состоял помощником Н. Ф. Лопатин, перешедший учителем в одно из одноклассных училищ.
Преподавание предметов училищнаго курса между означенными лицами, распределялось так: законоучитель Сушков преподавал закон Божий в 3 отделении (I класса) и в 4 и 5 отделениях (1 и 2 отделениях II класса), преподавание же этого предмета в 1 и 2 отделениях I класса было поручено, как это делалось и ранее, учителям этих классов под надзором законоучителя Сушкова. В настоящее время, вследствие невозможности при 200 слишком учащихся вести преподавание Закона Божия одному законоучителю и неудобства поручать, преподавание этого предмета другим учителям, возбуждено мною ходатайство об ассигновании из сумм Министерства Народнаго Просвещения денег на содержание второго законоучителя. Все остальные предметы в 1 отделении (I класса) преподавались И. Ванеевым, а до него Н. Лопатиным, во 2 отделении (I класса) И. Феофилактовым, в 3 отделении (I класса) В. Семиным, в 4 отделении (1 отделен. II класса) преподавал В. Тихоницкий, а в 5 отделении (2 отделении II класса) Н. Увицкий. Кроме того, Н. Феофилактов во всех отделениях безплатно обучал учеников пению.
По Закону Божию преподано ученикам 1-го отделения: понятие о Боге и о его свойствах, повседневныя молитвы и краткие разсказы о сотворении мира, грехопадении, наказании за грех, обетовании Спасителя и двунадесятых праздниках; ученикам 2-го отделения: события из священной истории ветхаго завета, кроме того, повторены повседневныя молитвы и двунадесятые праздники; ученикам 3-го отделения: подробный курс истории ветхаго и новаго завета по учебнику протоиерея Н. Попова, с кратким обяснением символа веры, заповедей и таинств; ученикам 4-го отделения: обяснение утрени и литургии, устройство храма, церковные сосуды и одежды, краткая история Церкви апостольской; ученикам 5-го отделения: катихизис по учебнику прот. В. Владиславлева, история Церкви по учебнику Смирнова; кроме того, повторена история ветхаго и новаго завета.
По славянскому чтению занятия состояли во всех отделениях в чтении славянскаго текста по Евангелию, а в младших отделениях по книге Ильминскаго "Обучение церковно-славянской грамоте". За чтением следовал перевод и пересказ статьи своими словами. Слова трудныя для перевода заучивались наизусть. Кроме того, в 4-м отделении ученики были ознакомлены с особенностями славянскаго языка сравнительно с русским.
По русскому языку обяснительное чтение велось в 1-м отделении по книге "Наше родное" Баранова, во 2-м и 3-м—по книге Бунакова "В школе и дома", в 4-м и 5-м—по книгам Ушинскаго "Детский мир", части 1-я и 2-я; кроме того, в 5-м отделении для той же цели служила "Родина“ Радонежскаго. Грамматическое изучение языка в трех отделениях состояло в ознакомлении учеников с главнейшими правилами орфографии применительно к руководствам: "Уроки русскаго правописания" Пуцыковича и "Азбука правописания" Тихомирова; при чем письменныя работы ограничивались почти одними диктантами. В 4-м и 5-м отделениях пройден систематический курс грамматики по учебнику Говорова, письменныя же работы состояли в изложении прочитанных статей, описаниях и составлении писем.
По арифметике ученики первых трех отделений изучали простыя и именованныя числа, при чем задачи решались из задачников Гольденберга и Евтушевскаго; в 4-м отделении изучали разделение чисел на первоначальныя и составные, краткия и четныя, признаки делимости чисел, общий наибольший делитель, нахождение его посредством разложения чисел на первоначальных делителей и последовательнаго деления, отыскание наименьшаго кратнаго нескольких чисел, простыя и десятичныя дроби: в 5-м отделении занимались изучением отношений и пропорций, тройного правила, правила процентов (простых и сложных), учета векселей (коммерческаго и математическаго), правила товарищества и правила смешения. Задачи в 4-м и 5-м отделениях решались из задачника Малинина и Буренина.
По черчению в 3-м отделении занимались вычерчиванием линий, углов и простых и сложных геометрических фигур, в 4-м отделении к этому присоединено было черчение рисунков с доски и с оригиналов, в 5-м отделении счерчивали разные предметы с натуры. Руководством служило "Начало линейнаго черчения" Главинскаго.
По географии ученики 4-го отделения ознакомлены с общими сведениями из математической, физической и политической географии всего земного шара по учебнику Смирнова; ученики 5 отделения изучали Россию в политическом, физическом и торгово-промышленном отношении по "Учебнику географии Российской империи" Лебедева. Изучение географии сопровождалось черчением карт.
По русской истории в 4 отделении ученикам разсказаны важнейшия события от начала русскаго государства до царствования Петра Великаго, в 5 отделении: история России закончена обзором важнейших событий царствования Александра III; руководством служила "Русская история" Рождественскаго.
Пение ранее не преподавалось в Истобенском училище; были только отдельныя попытки образовать хор; поэтому, вместо того, чтобы вести по пению параллельно другим предметам особыя занятия в каждом отделении и сообщать в них различныя сведения, пришлось во всех отделениях изучать одно и то же, так как уровень знаний учеников по предмету пения был у всех одинаков и программа низшаго отделения должна была сделаться общею для всех других отделений, хотя уроки пения, по многочисленности учащихся, давались отдельно для учеников различных отделений. Сначала ученики пели "со слуха"; а для того, чтобы они могли уловить различие между нотами не только слухом, но и зрением, гамма изображалась на доске в виде лестницы, семь ступенек которой, намеченными цифрами, и означали семь нот гаммы. Затем переводились на ступеньки гаммы такия простыя по молитвам пиессы, ноты которых следуют в порядке простой гаммы. Было дано понятие и о линейной системе нотописания, но цифирной отдано было предпочтение. Когда ученики достаточна ознакомились с нотами низкими и высокими, тогда они разучивали более сложныя по мелодии пиесы духовныя и светския. Молитвы усваивались учениками с голоса и со скрипки. Из церковных пиес пелись учениками песнопения из литургии и всенощнаго бдения, а также песнопения великопостныя и пасхальныя. Материал брался из молитвослова. Из светских пиес брали такия песни, которыя в качестве стихотворений помещены в учебниках и когда-либо заучивались учениками наизусть. Успехам общаго пения отчасти способствовал хор певчих, устроенный из учеников училища. Певчие читают ноты как цифирнаго, так и линейнаго нотописания. Училищный хор в нынешнем году пел при Никольской сельской церкви. Так как на преподавание пения ничего не ассигнуется земством, то мною в отчетном году преполагается представить Феофзлактова за безплатное обучение пению к пособию и вместе с тем возбудить ходатайство о назначении Министерством Народнаго Просвещения постояннаго вознаграждения учителю пения.
Всех учащихся в течение года было 267 человек, из них 43 выбыли до экзаменов и 13 окончили курс с правом получить свидетельство 3 разряда по отбыванию воинской повинности.
Распределение учащихся по отделениям и их успешность, выразившаяся на переводных и выпускных экзаменах, всего яснее видна из следующей таблицы:
Истобенское 2-х классное училище. | 1 отделение | 2 отделение | 3 отделение | 4 отделение | 5 отделение | ИТОГО |
---|---|---|---|---|---|---|
Общее число учащихся | 62 | 68 | 55 | 57 | 25 | 267 |
Число выбывших за уч. год | 5 | 8 | 9 | 14 | 7 | 43 |
Число получивших удовлетворительные отметки по предметам: | ||||||
Закон Божий | 55 | 39 | 32 | 25 | 14 | 163(72,8%) |
Славянское чтение | 46 | 46 | 36 | 32 | 15 | 165(73,7%) |
Русский язык | 49 | 46 | 36 | 32 | 15 | 178(79,5%) |
Арифметика | 49 | 44 | 33 | 28 | 15 | 169(75,9%) |
Письмо | 48 | 43 | 34 | 33 | 13 | 171(76,3%) |
Черчение | 38 | 34 | 16 | 88(82,2%) | ||
География | 28 | 13 | 41(67,2%) | |||
Русская история | 32 | 13 | 45(73,7%) | |||
Движение учащихся: | ||||||
Число переведенных | 39 | 35 | 28 | 25 | 128 | |
Окончило курс | 13 | 13 | ||||
Общий процент успешности | 68,4% | 58,3% | 60,9% | 58,1% | 72,2% | 62,5% |
Из приведенной таблицы видно, что из 224 учеников, пробывших в училище весь год, 140, или 62,5%, оказались успевшими по всем предметам, остальные же ученики оказали по одному или по нескольким предметам неудовлетворительные успехи. Значительное число малоуспешных учеников объясняется: 1) переходным состоянием училища — более строгими требованиями, предъявленными в отчетном году к учащимся, 2) значительным числом засидевшихся в училище учеников, оставшихся как тяжелое наследие от прошлых лет, и наконец 3) большим числом учащихся, вследствие чего каждому учителю приходилось иметь у себя около 60 человек; единственное исключение представляло в этом отношении 5 отделение, где было всего 25 человек, зато и успешность там была значительно больше — 72,2%.
Говоря вообще о состоянии Истобенскаго училища в учебно-воспитательном отношении за истекший год, должно сказать, что, несмотря на значительное число успевших, оно сравнительно с предыдущим годом повысилось, хотя далеко не до надлежащей степени. Подъему училища способствовало главным образом сознание учащими и учащимися как предоставленных им законом более широких прав, так и лежащих на них более ответственных обязанностей.
Училище помещается в деревянном двух-этажном доме, переданном земством также в ведение Министерства Народнаго Просвещения. Дом этот построен около 25—30 лет тому назад; при постройке дома земство не скупилось на средства, но слишком большие размеры, приданные ему, вызвали изгибы стен и хотя в настоящее время все стены укреплены с той и с другой стороны деревянными стойками, соединенными железными болтами, но тем не менее через несколько лет, вероятно, нужна будет полная перестройка здания. Света и простора в училище достаточно, но вследствие почти полнаго отсутствия ремонта здания со стороны земства в последние годы и происшедшей от того запущенности, поддержание надлежащей чистоты, особенно при большом числе учащихся, очень трудно. В училищном здании кроме классных комнат и квартиры заведующаго помещается по сие время, как это было и до передачи училища в ведение Министерства Народнаго Просвещения, земская мастерская. Не имея прямой связи с училищем, она все-же находится в некотором отношении к нему: 1) заведующий училищем наблюдает и за мастерскою, получая за это от земства особое вознаграждение; 2) в мастерскую поступают многие из учеников Истобенскаго училища по выходе из поздняго. Мастерская занята главным образом приготовлением классной мебели для школ Орловскаго уезда.
Истобенское двухклассное училище осмотрено было мною 29 и 30 октября и 6 марта, кроме того, я присутствовал в нем на экзаменах.
...
5) Истобенское мужское училище было осмотрено мною 30 октября и 6 марта, всех учащихся в отчетном году было 116, учащих — 4. Училище после открытия, или, правильнее, выделения в феврале 1889 г. в составе трех отделений из Истобенокаго 2-хкласснаго училища, все еще не достигло до средняго уровня, представляемаго начальными народными училищами, так как были выделены худшие ученики по успехам и поведению. Еще в прошедшем году в поведений учеников произошла значительная перемена к лучшему, но знания, приобретенныя учениками, еще до сих поре хромают и успешность в училище небольшая. Пение в училище до настоящаго года почти не преподавалось, только законоучитель в свободное время иногда обучал учеников пению повседневных молитв; в отчетном году обучением пению с довольно значительном успехом занимался помощник учителей Истобекскаго 2-хкласснаго училища В. Тихоницкий. Обучение велось с голоса. Ученики ознакомлены были с гаммою, пением молитв и в конце учебнаго года начато изучение песнопений, относящихся к литургии и утрени, также праздничных тропарей.
За обучение пению В. Тихоницкому назначено выдать единовременно 15 руб. из 300 руб., назначенных для этой цели земством.
...
43) Истобенекое женское училище — самое многолюдное между женскими училищами: в отчетном году здесь было 122 ученицы и 4 учащих. Училище осмотрено было 30 октября и 6 марта. Никаких перемен в составе учащих в отчетном году не было. Несмотря на двухкратное посещение училища, о. законоучителя мне не довелось видеть; оба раза он отсутствовал. Остальныя учащия ведут дело удовлетворительно, Особенно учительница; у обеих помощниц в преподавании встречаются одни и те же недостатки: слишком тихие ответы учениц и их разсеянность и невнимательность. Большинство учениц не слышат ответов своих сотоварок, а потому скучают и сидят разсеянно. На указанный недостаток при посещении училища обращено было внимание учащих. Далее, следует упомянуть еще о том, что все ученицы пишут хотя орфографически довольно правильно, но некрасиво: очень сжато и с плоскими закруглениями, тетради при письме также многия держат не верно.
Остальные предметы идут хорошо. Рукоделие имело место во всех отделениях. Пению обучались только ученицы 3-го отделения. Обучение велось с голоса и ограничивалось повседневными молитвами.