Фотограф-художник, связавший Вятку с Павлодарским Прииртышьем.
- Подробности
- Опубликовано 09.01.2022 17:40
Д.П. БАГАЕВ – ФОТОГРАФ-ХУДОЖНИК, СВЯЗАВШИЙ ВЯТКУ С ПАВЛОДАРСКИМ ПРИИРТЫШЬЕМ.
Е.В. Чиликова
5 сентября 1884 г. в д. Туманы Истобенской волости Орловского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Поликарпа Максимовича
Багаева (?–1892) и его законной супруги Афанасии Стефановны (Степановны), урождённой Гудиной (?–1920), родился первенец.
Афанасия Степановна
Мальчика нарекли Дмитрием [1; с. 45].
«Предки мои, как видно, давно поселились в этих местах. Прадед мой Гаврило был очень бедный человек, жил, как и все соседи, в курной избе. <…> В нашем крае по берегам реки Вятки большое малоземелье. Все соседи и мои родственники зиму жили дома, а на лето уходили на заработки, служили на пароходах. Осенью они возвращались домой к своим семьям: кто с Амура, кто с Енисея, Лены, Оби, Иртыша и других рек» [2; с. 14], – писал Дмитрий Поликарпович уже в зрелом возрасте, когда собирал по крупицам свою родословную.
В фонде Вятского губернского статистического комитета Центрального государственного архива Кировской области также отложились сведения о Багаевых. Так, например, среди 10 имён списка домохозяев деревни 2-й Мануиловской (Туманы) Филимоновского общества Истобенской волости на 1891 г. значатся крестьяне Багаевы: Поликарп Максимович и Савва Максимович – соответственно отец и дядя Дмитрия Поликарповича.
Средства на содержание семьи отец Мити, как и большинство односельчан, зарабатывал, трудясь на барже и пароходах на р. Северной Двине. Сначала в качестве матроса, позже дослужился до должности водолива – старшины судовых рабочих. Мать обрабатывала скудный земельный надел, хлеба хватало до весны. Зачастую нового урожая семья дожидалась впроголодь. В 1892 г. отец Мити скончался. На первых порах заботы о племянниках взял на себя брат покойного Назар Максимович Багаев. За 7 лет службы на флоте Назару довелось участвовать в двух кругосветных плаваниях на броненосце «Владимир Мономах». По возвращении устроился матросом на иртышские пароходы. Позже перешёл конюшим к павлодарскому купцу 1-й гильдии А.И. Дерову. Впоследствии работа у Артемия Ивановича принесла семье Багаевых как горе, так и возможность одному из юных вятичей определиться с жизненным выбором и реализоваться в профессии. Здесь нужно отметить, что А.И. Деров и сам был из крестьян Владимирской губернии. Он прибыл в Павлодар в числе первых переселенцев в начале 70-х гг. XIX в. Устроился на работу к местному купцу С. Козьмину. За честность и «расторопность» был назначен приказчиком, а вскоре стал зятем своего хозяина. К 20-ти годам Артемий уже приобрёл статус купца 2-й гильдии. В период с 1886 по 1896 гг. выходец из крестьян избирался городским головой, стал первым почётным гражданином г. Павлодара. Столь высокого общественного признания переселенец Артемий Иванович удостоился не за свои капиталы и коммерческую хватку, а за меценатство, т. к. он был попечителем и благотворителем многих учреждений и обществ. Построил на свои средства городское Владимирское училище, церковь, общественную библиотеку, аптеку, ряд каменных зданий, в т. ч. каменный торговый ряд протяжённостью в квартал, начальную женскую и русско-казахскую школы с интернатом. Помимо кирпичных заводов владел чайной, читальней с библиотекой, залом на 160 мест, сценой для выступлений и воскресной школой. В 1902 г. принял участие в создании и обустройстве Народного дома, который стал центром просвещения и культуры. В Народном доме устраивались благотворительные вечера, театральные постановки, проводились беседы на духовные темы. Также А. Деров был попечителем многих учебных заведений, почётным председателем павлодарского комитета Красного Креста, Общества трезвости, почётным мировым судьей [3].
Несмотря на помощь дяди, Мите как старшему мужчине в семье пришлось с 9-летнего возраста работать по найму пастухом, с 12-ти – рабочим кирпичного завода Синцова. В редкие минуты отдыха мальчишка стремился к придорожным берёзкам, высаженным вдоль почтового тракта [4]. Некогда развесистые деревья, защищавшие путников от летнего зноя, без должного ухода стали вымирать и напоминали подростку о бедственном положении его семьи, оставшейся без поддержки.
Митя делал робкие попытки передать настроение на бумаге. «Занимаясь рисованием и изучая законы живописи, мечтал быть художником, но для поступления в Академию нужно было иметь образование за гимназию», – вспоминал уже взрослый Д.П. Багаев. Судьба распорядилась иначе. Вскоре после окончания двухклассной школы Министерства народного просвещения мать велела сыну собираться на заработки по стопам отца – матросом на пароход, зимовавшей в Обской губе. Однако эти намерения не осуществились из-за скорбной вести, пришедшей из Павлодара. Благодетель и кормилец Назар Максимович скончался от увечий, полученных на работе. Легенды свидетельствуют о любви жены городского головы к езде на диких лошадях, о храбрости, проявленной конюшим, когда Назар, даже попав под сани, не выпускал из рук вожжи, и одичавшая тройка приволокла его изувеченным в хозяйский каретник. Спустя неделю после происшествия Назар скончался «от катара кишок».
А.И. Деров, выполняя последнюю волю своего конюшего, а также, возможно, чувствуя косвенную вину за эту трагическую гибель, предлагает Дмитрию как старшему в семье Багаевых работу. Так «…на пятнадцатом году из глухой вятской деревушки, с забавным вятским наречьем» паренек переезжает в барскую обстановку, в среду просвещённых людей г. Павлодара. Первые шаги на чужбине давались нелегко, в т. ч. и из-за насмешек над вятским говором. Практически полгода пришлось жить молчуном, стараясь обучиться местному произношению.
Работал в конторе Дерова «мальчиком», в свободное время и в праздничные дни исполнял обязанности швейцара в хозяйском доме. У Дерова прослужил четыре года.
Попав под влияние сослуживца, Дмитрий Багаев усиленно занялся самообразованием по программе, составленной сотрудниками одного из всероссийских обществ. По истории проработал Ф. Шлоссера, Н. Карамзина, С. Соловьёва, Н. Кареева, В. Ключевского; читал труды путешественников, освоил книгу К. Ушинского «Человек как предмет воспитания».
«Сознавая невозможность стать живописцем-художником», Дмитрий «решил воплотить свои художественные замыслы при помощи фотографии, для чего упорно стал изучать живопись при помощи журналов “Нива” и “Живописное обозрение”, каковые в изобилии находились в хозяйской библиотеке». Как вспоминал Д.П. Багаев в своих записях, «желание изучить фотографию у меня явилось ещё на родине. <…> …Школьником я подолгу стоял у витрины приехавшего в наше село фотографа, а через школьного товарища проникал в его квартиру, стараясь познать тайны фотографии».
Первым учителем Д. Багаева по фотоделу стал один из приказчиков купца Дерова – счастливый обладатель фотоаппарата, он и помог упертому вятичу освоить «технику процессов». Но стремившийся достичь вершин искусства «светописи» Дмитрий понимал, что самообразования и занятий фотолюбительством недостаточно в постижении всех профессиональных тонкостей. «Побуждаемый в совершенстве овладеть этим сложным искусством», Дмитрий отправил письмо с приложением первых снимков «лучшему в то время в Сибири фотографу В.Е. Коркину в Омске» [6]. Настойчивый юноша получил приглашение на обучение у именитого фотомастера.
В добром начинании своего подопечного поддержал А.И. Деров, выделивший пареньку из крестьян, так похожему на него самого в юности, 120 руб. Большую часть купеческого гранта, а именно 100 руб., Дмитрий отправил матери, «которая должна была прожить на эти деньги всё время» его обучения. Две семьи Багаевых меценатскую поддержку бывшего хозяина Назара и Дмитрия смогли растянуть в Вятской губернии до декабря 1904 г.
За короткий период Дмитрию удалось изучить историю фотографии, способы художественной фотопечати, углубить знания законов живописи, овладеть навыками фотоискусства.
«В фотографии Коркина был большой штат служащих. <…> Через самый короткий срок я стал главным помощником хозяина и так под него подработался, что ретушёры не могли отличить, которая работа хозяина, а которая – самого молодого ученика», – вспоминал Д.П. Багаев. Несмотря на один из подходов В.Е. Коркина к процессу обучения, когда большинство стажёров «работали на него бесплатно по нескольку лет», Василий Егорович по достоинству оценил трудолюбие и потенциальные возможности Дмитрия. И спустя месяцы, с 15 марта 1904 г., стал ежемесячно выплачивать ученику по 20 руб. Так финансовые сложности в очередной раз не дали возможности продолжить обучение. В поисках заработка Д.П. Багаев возвращается в Павлодар.
В Центральном государственном архиве Республики Казахстан (ЦГА РК) отложились документы, дающие право крестьянину Вятской губернии на «занятие фотографическими работами с соблюдением установленных на сей предмет всех законоположений и правительственных распоряжений как в г. Павлодаре, так и в пределах Семипалатинской области, кроме приграничных районов Усть-Каменогорского и Зайсанского уездов». В частности, свидетельство от 9 феврали 1905 г. за № 1147, подписанное военным губернатором Галкиным и советником Морозовым, рапорт Павлодарского уездного начальника, расписка самого Д.П. Багаева [2; с. 132, 133]. Летом 1905 г. в Павлодаре появился фотографический салон, открытый Багаевым на паях с фотографом-любителем чиновником Губиным. А совсем скоро Дмитрий, в связи со сменой партнёром по бизнесу местожительства, стал собственником первого и единственного в городе фотопавильона.
Дела начинающего фотографа стремительно пошли в гору. «Прилично владея карандашом, хорошо изучив теорию живописи, в 1909 приступил к изучению сложных процессов художественной печати. <…> Участвуя [с 1911 г. – Е. Ч.] на выставках и конкурсах, приобрёл всероссийскую известность», – писал Дмитрий Поликарпович. Его сделанные в 1912 г. снимки с видами Павлодара были размещены на почтовых карточках, выпускаемых Московским обществом Фишера. В 1913 г. бывший вятский крестьянин Д.П. Багаев получил Гран-при Всероссийского конкурса художественных фотографий, был избран членом-корреспондентом Сибирского Отделения Русского географического общества.
Весной 1912 г. Д.П. Багавев обвенчался с дочерью павлодарского чиновника Марией Степановной Постниковой.
Мария Степановна
Волею судьбы паренёк из Вятской губернии, приехавший на временные заработки в Прииртышье, связал свою жизнь с землёй, давшей ему и профессию, и семью.
Справиться с тоской по родному дому, по вятским лесам ему помогла любимая супруга. Надежда Петровна Филиппова, внучка Д.П. Багаева, вспоминала: «Мама говорила, что дедушка [Дмитрий Поликарпович. – Е. Ч.] с бабушкой [Марией Степановной. – Е. Ч.] ездили на Вятку, даже бабушка чаще и одна, и один раз привезла оттуда берёзку, которую посадили на заднем дворе» [2; с. 669]. Овдовев спустя 20 лет семейной жизни, Дмитрий Поликарпович один поднял пять сыновей и дочку. Занимаясь индивидуальной профессиональной деятельностью в 1905–1915 гг., а в 1918–1927 гг. как кустарь, Д.П. Багаев к работе в фотопавильоне привлекал только своих детей, воспитав семейную династию фотографов. «Работа пропагандиста, знание Манифеста, необходимость быть безупречным предохранили от наёмного труда, и я остался навсегда фотографом-одиночкой, хотя вполне мог быть и эксплуататором, а, пожалуй, и капиталистом», – иронизировал Дмитрий Поликарпович.
Несмотря на катаклизмы ХХ в., практически вся дальнейшая жизнь нашего героя была связана с фотографией. С 1915 по 1918 гг. он служил в 21 стрелковом запасном полку в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в качестве полкового фотографа.
Альбом с работами Д.П. Багаева новониколаевского периода, подаренный автором в 1957 г., и поныне хранится в фондах Новосибирского краеведческого музея.
Крестьянские навыки, приобретённые в Вятской глубинке, помогли пережить сложности периода смены политических режимов. «Вернувшись в феврале 1918 г. в Павлодар, за отсутствием фотоматериалов, фотографией занимался урывками, имея лошадь, пахал, косил и пр.», – писал впоследствии Дмитрий Поликарпович.
Д. Багаев с семьей.
И всё же профессия не отпускала: «Уже 1 мая 1918 г. фотографировал митинг перед зданием Совдепа. <…> 29 ноября 1919 г. мною сфотографированы митинг и первая демонстрация павлодарцев совместно с [красными. – Е. Ч.] воинскими частями. <…> Позднее возникновение колхозов, промышленности и т. д.».
В 1927–1936 гг. Д.П. Багаев работал старшим мастером фотографии Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим). Поздней осенью 1928 г. судьба сделала Багаеву подарок в виде обучения в Москве на краткосрочных курсах по теории и практике фотографии, организованных Всероссийским обществом фотографов. Тогда же, в 1928 г., Д.П. Багаев приступил к изучению края, предприняв в 1928–1931 гг. путешествия в степь Баянаульского района, Караганду, Балхаш, сфотографировал всё правое побережье Иртыша, запечатлев как природу тех мест, так и производственную деятельность людей. Одновременно в 1928–1935 гг. совместно с местными средствами массовой информации Дмитрий Поликарпович выступал организатором световых газет, причём объём некоторых достигал 150 диапозитивов из личной коллекции мастера.
В 1936 г., оставшись после ликвидации Осоавиахима практически безработным, Д.П. Багаев вместе с директором педагогического училища Григорием Васильевичем Семеняком [7] инициировал создание в Павлодаре отделения Общества изучения Казахстана [8]. Юридически отделение Общества оформилось Постановлением Оргкомитета ЦИК КазССР от 17 февраля 1938 г., на деле, судя по всему, функционировало с 1936 г. Это отчасти подтверждает документ, выданный Д.П. Багаеву 22 ноября 1936 г.: «Настоящее удостоверение дано т. Багаеву Дмитрию Поликарповичу в том, что он является не только квалифицированным фотографом-профессионалом с 33-летним стажем, но и любителем-краеведом О[бщества] [изучения. – Е. Ч.] Казахстана, давно работающим в этой области и имеющем много ценных тематических серий фотоснимков из производственно-хозяйственной, культурной, бытовой жизни Казахстана и его природы, в общей сложности более 2-х тысяч снимков» [2; с. 138].
В своих записях Дмитрий Поликарпович подчёркивает, что «уже 22 мая 1938 г. Оргкомитет ЦИК Казахской ССР по Павлодарской области отчислил на научно-исследовательскую работу 50 000 рублей» от доходов фотографии. За 6 лет работы в обществе фотография дала до 200 000 рублей. Наконец-то сбылась мечта мастера: профессиональная деятельность фотографа стала давать реальные средства на работу по изучению края.
В феврале 1939 г. Д.П. Багаев был утверждён членом исторической секции, исполнял обязанности учёного секретаря Павлодарского областного отделения Общества изучения Казахстана, одновременно с апреля 1941 г. являлся членом Казахского республиканского Союза кино-фотоработников, корреспондентом Республиканского общества изучения Казахстана при Совнаркоме Казахской ССР.
Нужно отметить, что областному Оргбюро Общества изучения Казахстана ещё в 1938 г. вменялось в обязанность «немедленно приступить к организации Облмузея». Вероятно, в целях решения этого вопроса в июле-августе 1941 г. Дмитрия Поликарповича командировали для изучения архивных документов и опубликованных источников по истории Павлодарского региона в Государственный архив Омской области и библиотеку областного историко-краеведческого музея. Так он вновь вернулся в город своего ученичества, только уже в качестве исследователя.
Решение Павлодарского облисполкома об открытии областного музея было принято 20 июня 1942 г. Фотография, возглавляемая Д.П. Багаевым «со всем инвентарём, имуществом и фотоматериалами» передавалась создаваемому музею, при этом определялось, что доходы фотографии должны полностью поступать на содержание музея. Несколько позже дату открытия перенесли на 1 октября 1942 г. Д.П. Багаеву как заведующему Краеведческой фотографией Республиканского краеведческого общества при президиуме Казахского филиала Академии наук СССР поручалось выделить для приобретения музейных экспонатов 20 000 руб. «С 1946 г. музей включён в бюджет, но принято во внимание только небольшое количество расходов и зарплата. Приобретать экспонаты и оборудовать музей приходится за счёт фотографии», – вспоминал Дмитрий Поликарпович в 1949 г. Несмотря на финансовые трудности, открытие Павлодарского историко-краеведческого музея состоялось в день 29-й годовщины Октябрьской революции – 7 ноября 1946 г. В 1942–1956 гг. фотография дала музею до 150 тыс. руб. прибыли. На эти средства была собрана библиотека, отремонтировано выделенное горсоветом бесхозное и полуразрушенное помещение, создана внутренняя обстановка музея. Дмитрий Поликарпович безвозмездно передал музею свою коллекцию уникальных визуальных источников первой половины ХХ в. Возвращая дань традиции меценатства, отказался от зарплаты, направив средства на решение вопросов музея.
По мнению авторов-составителей книги «Дмитрий Багаев: летописец Павлодарского Прииртышья» и книги-альбома «Запечатлённое время», «Багаев сделал в те годы невозможное, его сметливость, профессионализм, помноженные на колоссальный труд, были равноценны подвигу» [2; с. 104].
Дмитрий Поликарпович Багаев вернул Казахстанскому Прииртышью все авансы судьбы, подаренные вятскому пареньку этим благодатным краем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Уақытты кестелеген суреттер. Kiтап-альбом. Запечатлённое время. Книга-альбом. Jmprinted time. Book-album / авт.-сост.: В.Д. Болтина, Т.Е. Покидаева, Л.В. Шевелева. Павлодар: ЭКО, 2018.
2. Дмитрий Багаев: летописец Павлодарского Прииртышья / авт.- сост.: В.Д. Болтина, Т.Е. Покидаева, Л.В. Шевелева. Павлодар: Типография Сытина, 2017.
3. См. также: Артамонова Л. Дом-музей Багаева [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://silkadv.com/en/content/dom-muzey-bagaeva (дата обращения: 20.04.2020).
4. Горбунов С. В гражданах города – значится. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kazpravda.kz/fresh/view/vgrazhdanah-goroda--znachitsya/?print=yes (дата обращения: 18.04.2020).
5. Коршунков В.А. «Екатерининские березки»: придорожное обустройство Вятской губернии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://herzenlib.ru/almanac/number/detail.php?NUMBER=number22&;ELEMENT=gerzenka22_2_3 (дата обращения 18.04.2020).
6. Творцы, ловцы и дельцы мгновений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.omskinform.ru/news/31032 (дата обращения: 18.04.2020).
7. История колледжа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kollege.kz/category/6/sub/26/page/22/?lang=ru (дата обращения: 21.04.2020).
8. Чиликова Е.В. Краеведение Казахстана: этапы развития и современное состояние / Шестые Всероссийские краеведческие чтения. Москва, 1–2 июня 2012 г. М., 2013. С. 99-110