Багаев Максим.
- Подробности
- Опубликовано 20.05.2020 15:38
Багаев Максим Поликарпович (18.09.1888 - 19??)
Родился в деревне 2-й Мануиловской (Туманы) Истобенской волости Орловского уезда Вятской губернии.
Отец - Поликарп Максимович служил сначала матросом потом водоливом на пароходах Северной Двины.
Дядя Николай Максимович служил матросом на барже "Аргунь" на реке Оби.
Дядя Назарий Максимович служил матросом на крейсере "Владимир Мономах". Уволен с военной службы в чине матроса 1 ст. 4 флотского экипажа. Затем работал кочегаром, а потом матросом на иртышских пароходах торгового дома Братьев Злоказовых у которых были пароходы "Владимир", "Федор" и 7 барж.
Послужной список Максима Багаева:
С 1905 г. - матросом на пароходе "Михаил" по рекам Обь, Иртыш.
С 1906 г. - матросом в Амурском обществе пароходства и торговли на пароходе "Граф Игнатьев".
С 1907 г. - заведующий почтовой пристанью Амурского общества пароходства и торговли в г. Благовещенске.
Набережная в г. Благовещенске.
Пристань в г. Благовещенске.
С 1911 г.- помощник командира парохода "Митрополит Иннокентий", затем парохода "Джон Коккериль".
В 1913 г. окончил Благовещенское речное училище первого разряда на командира парохода.
Речное училище г. Благовещенск.
С 1913 г. - последовательно командир пароходов "Слава", "Митрополит Иннокентий", "Иван Вышнеградский", "Крупчатник".
В 1918 г. участвовал в войне с большевиками.
С 1919 г. - помощником заведующего судоходной частью и заведующим ремонтом судов в г. Благовещенске
В 1920 г. посажен в тюрьму большевиками.
В 1921 г. эмигрировал в Маньчжурию в г. Харбин.
С 1922 г. - командиром парохода "Зун-ян" на р. Сунгари.
С 1925 по 1943 гг. - на руководящих должностях Харбинского пароходного синдиката и Государственного пароходства и эскадры.
С 1 июня 1929 г. - китайский подданный.
Член правления Харбинского речного училища.
Почетный член общества Русских сунгарийских судоходцев.
1938.04.15
ПРИКАЗ по Бюро по делам Российских эмигрантов в Маньчжурской Империи № 47
г. Харбин
...
Параграф № 8
Утверждаю нижеследующих лиц кооптированных в состав членов Экономического Совещания:
...
12. БАГАЕВ Максим Поликарпович
...
Вр.и.д. Начальника БЮРО К.Б. РОДЗАЕВСКИЙ
1939.03.20
СПРАВКА
БАГАЕВ М.П.
Как работник очень хороший. Другого такого знатока здесь нет. Справедлив. За провинности справедливо тянет. Русских всегда защищает, но справедливо. Как администратор незаменимый. В 1932 году его сначала отстранили, но потом убедились, что заменить его совершенно некем. Он был снова принят. Есть у него несколько человек к которым он пристроен, но их очень немного и поэтому это только маленькая его слабость.
В политическом отношении он не высказывался и сказать трудно, но ничего предосудительного за ним замечено не было.
1939.06.13
УДОСТОВЕРЕНИЕ
Сим удостоверяется, что г-н БАГАЕВ Максим Поликарпович, действительно является Старшим уполномоченным 3-го Отдела БЮРО по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской Империи по группе Российских Эмигрантов - служащих Северо-Маньчжурского Речного Транспорта Государственных железных дорог.
Г-ну БАГАЕВУ Максиму Поликарповичу, предоставляется право приема различных заявлений от членов этой группы в адрес БЮРО и возбуждать перед БЮРО ходатайств за них по могущим быть вопросам.
Кроме сего, означенному уполномоченному доверяется взымание 1% от заработка и денежных скмм за личные книжки с Российских Эмигрантов, входивших в состав означенной группы, в порядке Положения о зарегистрированных в БЮРО, извещений Начальника БЮРО и Циркуляров Начальника 3-го Отдела по сему.
Настоящее удостоверение действительно по 31 Декабря 1939 г.
Начальник Отдела М. Матковский
г. Харбин
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Удостоверение затем продлено до 31 декабря 1940 г.
1940.02.08
Багаев М.П. помощник начальника водного транспорта Государственных железных дорог переведен из категории "Шокуинг" в категорию "Фухусандзи".
Женат на Ереминой Анастасии Павловне.
Сын - Владимир 1920 года рождения. В 1937 г. был студентом Вашингтонского университета — государственный научно-исследовательский университет в г. Сиэтле, штат Вашингтон в Соединенных Штатах Америки.
Мелихов Г.В. "Белый Харбин: Середина 20-х". Москва, Русский путь, 2003.
"Из крупнейших русских пароходных фирм, работавших на Сунгари, отметим "С.Х. Соскин и Ко", которой принадлежал пароход "Вятка"...
На судах этих компаний работали исключительно русские — крупные мастера своего дела: речники-капитаны, штурманы и матросы, часто целые династии речников, например, Ивановы, сослуживец и друг семьи Ивановых — Максим Поликарпович Багаев..."
О судьбе Максима Багаева после прихода Красной Армии в Китай в 1945 году нет сведений, кроме Справки по личному эмигрантскому делу составленой в 1948 году старшим уполномоченным 5 отдела Управления Министерства государственной безопасности по Хабаровскому краю.
Что происходило в Харбине в это время описывает Юлия Михалева на основании документов ученого секретаря Приамурского географического общества Александра Филонова:
"В 1945 году Харбин радостно встречал советские войска. Они освободили город, как и всю Маньчжурию, от власти Японии. На параде советских войск русские жители Харбина бросали цветы и от всей души ликовали: наконец-то в их город, за четверть века ставший родным, вернулась свобода! Однако вместе с освободителями прибыл и сталинский отряд Смерш ("Смерть Шпионам")...
Харбин заняли советские войска, комендантом города был назначен Александр Скворцов. После парада советское командование решило провести торжественный прием. Туда по личным приглашениям был созван весь цвет харбинского общества: ученые, инженеры, деятели искусства. Однако встретила гостей... вооруженная охрана. Всех собравшихся отконвоировали в поезд и увезли в неизвестном направлении.
С этого момента в Харбине воцарилась настоящая советская атмосфера. Отряд Смерш каждую ночь обходил дома харбинцев, уводя их жителей с собой. Их тела позже находили в оврагах в окрестностях города.
Всего за три месяца Советская власть в Харбине ликвидировала, по приблизительным данным, 15 тысяч человек. Кого-то расстреляли, кого-то выслали в советские лагеря. Многим просто дружелюбно предлагали съездить поработать или погостить в Россию, выдавая советский паспорт и билет на поезд. Однако на выходе из поезда этих людей также ждал конвой и дальнейший путь к стенке, либо в исправительный лагерь...".