1958 год. Судьба "темного" человека.
- Подробности
- Опубликовано 23.08.2024 21:20
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1958 г. 20 апреля № 49
Судьба "темного" человека
Возникновение производства каповых изделий относится к первой четверти XIX века и приписывается слободскому столяру Григорию Макарову. Уже в 1829 году на Петербургской выставке сын Григория Макарова Василий был экспонентом каповых изделий. Табакерки, пудреницы, игольницы и другие мелкие вещицы, сделанные из необыкновенного дерева, привлекли всеобщее внимание посетителей выставки. Василий Макаров был награжден серебряной медалью и 500 рублями.
Производство каповых изделий Макаровым приносило большие доходы и скоро Василий Макаров стал купцом. Нашлись люди, которые захотели перенять мастерство Макаровых. Первым столяром, который открыл секрет Макаровых, явился мещанин г. Вятки Семен Бронников, который в 1837 году на Вятскую выставку представил карманные часы, сделанные из капа. Потом мастером каповых предметов домашнего обихода стал крестьянин Вятского уезда Лука Пересторонин. Так это редкое ремесло распространилось широко за пределы Слободского уезда.
Кап — это шаровидное образование в нижней части ствола, преимущественно березы. При разрезах капа на дощечки на них выступает своеобразный красивый рисунок древесины, который и обусловливает высокую ценность капа. Кап встречается не повсеместно, поэтому является редким сырьем и дорогим.
С широким распространением капового производства в Вятской губернии уже к половине XIX века столяры-каповщики стали ощущать острый недостаток сырья. Более или менее похожего на кап материала они не находили, поэтому некоторые уже стали подумывать над тем, чтобы оставить это ремесло. На выручку вятским столярам-каповщикам пришел слепец.
Крестьянин села Истобенского Амвросий Ефимович Ковязин в детстве, после перенесенной оспы, потерял зрение. Судьба "темного" человека (слепца) в царской России была одна — ходить с поводырем, выпрашивая милостыню, т. е. жить подаянием. Ковязин не захотел покориться этой судьбе. Он решил свою жизнь устроить по-своему, чтобы не быть нахлебником и тунеядцем. Ковязин всю свою жизнь трудился честно и кормил свою семью.
Говорят, что "глаза боятся, а руки делают". У Ковязина глаза не видели, ум же у него был светлый, пытливый, а поэтому и руки стали золотыми. Он с большим трудом, но самостоятельно обучился столярному ремеслу: мастерил добротные столы, скамейки и другие деревянные предметы домашнего обихода. Может так бы Ковязин и продолжал до конца своей жизни вырабатывать эти домашние вещи, если бы не один случай.
Однажды местный купец привез домой шкатулку, сделанную слободскими мастерами из капа. Шкатулку эту увидели родственники Ковязина и попросили купца, показать ее Амвросию.
Слепец руками исследовал шкатулку. Ему показалось, что шкатулка сделана из стекла. Но родственники рассказали ему, что шкатулка сделана из капа. Объяснили ему что такое кап, где его берут и что он встречается не весьма часто в лесах. Купец еще добавил, что эти шкатулки дорогие, так как капа становится все меньше и меньше.
Амвросий еще с детских лет привык в летние дни проводить время в небольшом домашнем садике, где росло несколько больших развесистых старых берез. Здесь же, под березами, у него стоял верстак, на котором он мастерил свои деревянные изделия. Однажды он прилег в тень берез, стал ощупывать пальцами корни березы и... вдруг нащупал какие-то утолщения на корнях. Он вспомнил о капе и ему показалось, что между этими "кулаками", которые он нашел на корнях, есть что-то общее с капом.
Ковязин вырубил несколько корней с утолщениями, распилил на дощечки и высушил, с целью попытаться сделать шкатулку, такую, как слободская. Этот опыт ему удался. Окружающие его родственники и знакомые рассказали ему, что по рисунку на стенках и прочности его шкатулка немного уступает слободской. Это сообщение очень обрадовало и окрылило слепца.
С тех пор Амвросий Ковязин стал вырабатывать шкатулки из корней березы, т. е. из этих наростов. Его шкатулки стали пользоваться спросом. Он же старался совершенствовать свое мастерство, делал шкатулки с секретными запорами и даже с музыкальной мелодией.
Покупатели не верили, что эти шкатулки являются делом рук слепца и требовали всяческого подтверждения. Говорят один "неверящий" приезжал из Москвы, чтобы убедиться. Он всячески пытал Ковязина, зажигал свечу, подносил ее к глазам слепца и только после этого поверил в правду.
В дальнейшем Ковязин попросил управление государственными имуществами выдать ему "Свидетельство", подтверждающее его работу, как слепца. Такое свидетельство было составлено, напечатано в типографии и наклеивалось на внутреннюю стенку крышки каждой шкатулки.
Скоро приехали к нему столяры-каповщики из Слободского и Вятского уездов, чтобы узнать каким сырьем пользуется Ковязин при производство шкатулок. Они думали, что он не откроет им своего секрета, поэтому с вопросами подходили издалека, выпытывая. Но Ковязин откровенно рассказал о том, как он нашел новое сырье, похожее на кап. Мастера обрадовались такому открытию, поблагодарили Амвросия и, возвратившись домой, начали вырабатывать шкатулки из капа и корня. Производство это стало называться "капокорешковое".
Вот таким образом слепец Амвросий Ефимович Ковязин помог своим землякам продолжать, развивать и совершенствовать производство капокорешковых изделий, получивших большую славу не только внутри нашей страны, но и за ее пределами,
В наши дни мы можем покупать капокорешковые портсигары, трубки, шкатулки в другие вещи туалета и домашнего украшения.
Такова история "темного" человека Амвросия Ефимовне Ковязина, который сам решил свою судьбу и не захотел быть нахлебником. Он пользовался большим авторитетом среди своих односельчан. Он играл на многих музыкальных инструментах и пел, обладая хорошим голосом.
В. Пленков