Ни бог и ни черт.
- Подробности
- Опубликовано 05.11.2024 21:38
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1959 г. 23 августа № 101
Ни бог и ни черт.
В один из дней 1913 года в селе Истобенске умер кузнец Кирилл Тулакин. Проводить его в последний путь собралось много народа. Это был не простой кузнец, а талантливый механик-самородок. Кузнец-кудесник.
Кузница Кирилла Афанасьевича Тулакина была местом паломничества местного населения. Взрослым и детям одинаково хотелось посмотреть на работу кузнеца-кудесника, который выковывает не только самые разнообразные предметы домашнего обихода, но и мастерит разные машины.
Действительно, сельская кузница Тулакина была необычной. Она походила на экспериментальную мастерскую - лабораторию. Большой интерес у населения вызывал самодельный ветряк, который приводил в движение токарные, сверлильные и другие станки в кузнице Кирилла Афанасьевича. И больше всего многим казалось чудом превращение кузнецом хрупкого и твердого чугуна до состояния жидкости, текущей в формы. Для этой цели Тулакин, опять сам же сделал вагранку.
В отдельной пристройке к кузнице на столах можно было видеть модели деталей и целых машин, бутылки и банки с реактивами. Здесь же на стенах висели чертежи деталей к машинам. Кузнец и его сыновья являлись одновременно изобретателями, модельщиками и чертежниками.
За свою жизнь кузнец Кирилл Тулакин много сделал полезного для местного населения. Им изготовлено около 70 ручных и приводных молотилок, много веялок и другого сельскохозяйственного инвентаря и еще больше отремонтировано их. Молотилки с маркой на кожухах барабана "Кирилл Афанасьевич Тулакин в с. Истобенском" в Орловском уезде (теперь Оричевский, Халтуринский и другие близлежащие районы Кировской области) пользовались хорошей славой.
В 1900—1903 годах Кирилл Тулакин сделал два винтовых парохода мощностью до 3 лошадиных сил. Удивительнее всего в этом то, что все точные измерительные приборы (манометр и другие) для этих пароходов Кирилл Тулакин сделал сам в своей кузнице.
У Кирилла Тулакина была большая семья: шесть сыновей и четыре дочери. Он в труде и в быту служил примером для своих детей и для окружающих его людей. Алкоголем и никотином он не увлекался, был человеком трудолюбивым, и детей своих Тулакин научил труду и уважению к окружающим, Когда сыновья его подросли, то в кузнице образовался дружный и трудолюбивый коллектив.
Сыновья Тулакина, как и он сам, были любознательными и пытливыми. Они доискивались нового и небезуспешно. Они сами построили и оборудовали паровую лесопилку, сделали фисгармонию, скрипку, швейную машину и многое другое. Все дети Тулакина любили музыку. Некоторые из них пели, играли на гармониках, другие на пианино, на скрипке, гитаре и других. Большое удивление вызывала старшая дочь Тулакина Анна, которая уже в конце прошлого века хорошо играла на гармониях. В то время было большой редкостью не только в Вятской губернии, но и во всей России, чтобы женщина играла на гармонике. Дочь Александра играла на многих музыкальных инструментах. Дети Тулакина на концертах в селе Истобенске всегда составляли основное ядро исполнителей.
Изделия кузнеца Тулакина экспонировались на выставках в Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. Он много раз награждался медалями и грамотами.
Кузнец Кирилл Тулакин, как и все кузнецы, был черным от угольной пыли и от жара горна. Лицо его всегда было сосредоточенным, задумчивым, со строго деловым видом. Он был мало разговорчив, и часто по внешнему виду он казался сердитым. За внешний суровый вид, за черноту кожи и волос, а больше всего за то, что у него работа кипела в руках и за то, что он был мастером на все руки, его прозвали "колдуном".
Многие говорили, что Тулакин знается с нечистой силой, что ему черт помогает мастерить машины и совершать "чудеса" в своей кузнице. Это мнение еще больше утверждалось тем, что Кирилл Тулакин в бога не верил, попов презирал, в церковь не ходил, нищих называл дармоедами.
Когда умер Кирилл Тулакин и родственники его выразили желание похоронить кузнеца по-православному, то попы были поставлены в неловкое положение и долго думали, "пускать ли в церковь антихриста...". Но жадность получения богатого заработка взяла верх над разумом...
В заключение можно сказать, что и ни бог, и не черт помогали кузнецу Тулакину создавать машины и станки, а светлый ум, его стремление к механизации труда, к новому в жизни, к новому в труде.
В. Пленков