1876 год. Бурлачество - главный промысел.
- Подробности
- Опубликовано 19.05.2013 22:16
Статистическое описание Орловского уезда Вятской губернии. Сост. вят. губ. зем. статистик Н. Романов. Вятка: Вят. губ. земство, 1876 г.
Бурлачество.
Бурлачеством или "судовою работой" крестьяне вообще называют всякого рода службу на речных судах и лесных плотах, но преимущественно службу простых подчиненных судорабочих, которые, разумеется, и составляют огромное большинство бурлаков. Незначительное меньшинство между ними - лоцманы и водоливы. Между простыми судорабочими или собственно бурлаками различаются еще - коренные, которые сопровождают судно от места нагрузки его до места окончательной выгрузки, и вспомогательные, временные (сходочные), которые сопровождают судно только при сплаве его по небольшим рекам и оставляют его, когда оно достигнет большой судоходной реки, где сплав делается уже менее затруднительным. При весеннем сплаве судов по несудоходным рекам бывают еще особого рода бурлаки, которые называются косными съемщиками или просто косными. Особый разряд бурлаков представляют также матросы и кочегары на пароходах и матросы на пароходных баржах. Орловский уезд представляет в Вятской губернии местность наибольшего развития бурлачества и оно существует в этом уезде во всех упомянутых его видах. Во всех средних волостях Орловскаго уезда, по обе стороны р. Вятки, бурлачество составляет главный промысел местнаго крестьянского населения, именно, в волостях: Истобенской, Спасской, Рыбинской, Голомидовской, Колковской, Левинской, Навалихинской, Коврижской, Шалеговской и Посадской.
В прочих волостях, составляющих южную и северную части Орловского уезда, бурлачество отчасти тоже существует, но в этих волостях бурлаков можно насчитать только десятки или даже единицы, между тем как в поименованных волостях их имеются целые сотни в каждой.
В прежние времена, до развития пароходства по Волге и Каме, очень многие бурлаки Орловского уезда занимались своим промыслом все летнее время, так что им случалось иногда отправляться на заработки еще по зимнему пути ранней весною, а возвращаться домой тоже по зимнему пути при наступлении следующей зимы. В начале марта бурлаки уходили на пристани р. Чусовой и других притоков Камы, сплавляли отсюда караваны судов до устья Камы, затем тянули суда лямкой по Волге до Рыбинска, из Рыбинска сплавляли суда до устья Камы, а по ней опять тянули их лямкой до Перми. В настоящее время, с развитием пароходства, бурлакам осталась только незначительная часть их прежней работы, именно, сплав Уральских и Сибирских грузов к устью Камы, откуда они следуют к Нижнему или Рыбинску уже за пароходами. Сплавом судов с Пермских пристаней к устью Камы или, как обыкновенно бывает, к Лаишеву теперь и занимается самая большая часть бурлаков Орловского уезда. Другую, гораздо менее значительную, часть бурлаков составляют матросы на пароходах и баржах. Третью, тоже незначительную, часть составляют бурлаки, которые сплавляют лесные суда (беляны) и плоты с разных мест заготовок лесных материалов в Вятской и соседних губерниям к Саратову и Царицыну. Весь бассейн Камы и Вятки, значительная часть Волги, отчасти северная Двина с ея верхними притоками, - вот тот обширный район, на который простирается деятельность бурлаков Орловскаго уезда, но некоторые из них достигают самого Петербурга, а другие даже плавают все лето по рекам западной Сибири.
Наем бурлаков Орловского уезда на весенний сплав Пермских и частично Уфимских караванов происходит ежегодно в январе и феврале. Для этого являются в Орловский уезд прикащики Екатеринбургских и Кунгурских купцов или доверенные от Уральских горнозаводских контор. Эти прикащики и доверенные, обыкновенно, бывают лица, знающие лично многих бурлаков Орловскаго уезда, да притом половина нанимателей - сами крестьяне этого уезда (из с. Истобенскаго, из Голомидовской волости). Бурлаки нанимаются артелями и прикащику нет надобности входить с каждым из них в непосредственные переговоры. Посредником между бурлаками и нанимателем является выборный от каждой артели или, так называемый, десятник. Он хотя и называется выборным от артели, но в сущности есть лицо, избираемое самим нанимателем, - по крайней мере, лицо более или менее известное последнему, пользующееся некоторым его доверием. Десятник уже является на сцену, прежде чем сама артель сформировалась. От бурлаков перепадают десятнику гривенники и пятиалтынные за его хлопоты и за то, что он нанимает именно их, а не других. С другой стороны, сам десятник должен при случае принять у себя и угостить прикащика-нанимателя. Число бурлаков в каждой артели бывает от 12-ти до 18-ти человек - это то число людей, которое требуется поставить на каждое судно при сплаве его до устья Камы. Сплавляемые суда - небольших размеров, так называемые коломенки, в которых грузится 10-12 тысяч пудов, например, железа. Главную часть грузов, которые сплавляются бурлаками Орловского уезда к Лаишеву или к самому устью Камы, составляют металлы Уральских горных заводов, но часть караванов бывает с хлебом, салом, маслом, льняным семенем и т.п. Пристани, на которых грузятся суда и от которых начинается сплав, следующия: Ревдинская, Крылосовская, Нижнедеревенская, Шайтанская, Мартьяновская, Уткинская - на р. Чусовой, Кунгурская - на р. Сылве, Артинская, Белянка, Михайловская - Ае и Уфе, притоках р. Белой. С этих пристаней постоянно производится сплав караванов бурлаками Орловского уезда, а например бурлаки Котельнического, Нолинского уездов нанимаются на другия пристани. От ближайшей к Орловскому уезду пристани Кунгурской считается разстояния до Орлова 625 верст, до пристаней на р. Чусовой определяют вообще разстояние приблизительно в 800 верст, до пристаней на р.р. Ай и Уфе считается от Орлова 900 и 850 верст.
После словесных переговоров с нанимателем, десятник подбирает артель бурлаков и затем наниматель заключает с ними в местном волостном правлении письменный договор. Договор, если он пишется с каждою артелью особо, бывает на сумму не менее 300 руб. и потому, на основании 91 ст. общ. пол. о крестьян., свидетельствуется в том же волостном правлении, где и записывается в "книгу сделок и договоров". Но многие договоры с бурлаками пишутся на всех нанятых в волости артели нераздельно, потому в книгу волостных правлений не записываются, а правления удостоверяют только рукоприкладство бурлаков на договоре. При самом заключении договора бурлакам выдаются задатки в размере обыкновенно несколько превышающем половину всей, выговоренной ими за исправное выполнение договора, денежной платы. Из задатков только самая незначительная часть поступает в руки бурлаков, потому что задаточные деньги выдаются нанимателем через посредство волостных начальников и они тогда же заносят эти деньги в уплату, следующих в то время с каждого бурлака, податей за первую половину года. Мы далее приводим точные данные о существующих ценах найма бурлаков на разныя пристани, а теперь изложим весь порядок выполнения ими своего промысла.
Сроком прибытия бурлаков на Пермския пристани определяется договорами 20 или 25 марта, но при этом в договорах иногда предусмотрительно оговаривается, что если весенняя оттепель последует ранее обыкновенного, то бурлаки должны явиться на пристани и ранее назначенного срока. Вследствие дальняго разстояния Пермских пристаней от Орловского уезда, бурлаки должны отправляться туда в первых числах марта месяца. Сборным пунктом бурлаков бывает г. Вятка, куда они и являются 9 марта или около этого числа. Все бурлаки каждой артели приходят в Вятку одновременно вместе со своим десятником. Прикащики или доверенные хозяев караванов бывают в это время в Вятке. Десятники предъявляют им билеты бурлаков и их самих и получают на всю свою артель дополнительные задатки в счет выряженной платы, что обусловливается всегда договорами. Эти вторичные задатки, составляющие 25% денежной платы бурлакам, даются им "на проход", т.е. на все издержки путешествия к пристаням. В Вятке ко времени отхода бурлаков бывает много одноконных подвод, которыя и нанимаются бурлаами, но они вовсе не имеют средств нанимать подводы на все расстояние до пристаней, потому едут на подводах (по два на каждой) только более или менее значительную часть пути, а далее пробираются уже пешком. Таким порядком бурлаки достигают пристаней в 12-15 дней, являясь туда уже без гроша денег.
Если бурлаки успеют прибыть на пристань в назначенный день, то им дается день отдыха; если опоздают - должны немедленно приступить к работам. Притом за просрочку в договорах обыкновенно выговаривается нанимателю право взыскания штрафа с бурлаков в размере 30 коп. за каждый просроченный день. Обязательныя работы бурлаков на пристанях: очищать суда, приготовлять все необходимыя принадлежности для нагрузки и сплава судов, затем очистить берега от льда и снега, по вскрытии реки спустить суда на воду и потом нагружать их.
На пристанях бурлаки нанимают квартиры на свой счет, а так как у них денег нисколько не бывает, то накануне отправки каравана они опять получают часть следующей им по договору денежной платы, - обыкновенно от 7 до 12% этой платы. Этими деньгами они и разсчитываются с хозяевами квартир. Кроме денежной платы, бурлакам всегда полагается продовольствие на время приготовления судов к сплаву и самого сплава от хозяина каравана. Продовольствие выдается в виде сырых припасов (муки, мяса, иногда еще соли) в определенном по договору количестве на каждого человека и выдача всего этого количества производится бурлакам во время пребывания их на пристанях. Из выданной муки они на пристанях же и заготовляют себе печеный хлеб на все время сплава.
Сплав караванов, в особенности в начале, на протоках Камы, на р. Чусовой, изобилующей подводными камнями, обыкновенно, сопровождается многими затруднениями и опасностями. В нынешних, тщательно составляемых, договорах с бурлаками предусматриваются все возможныя случайности сплава судов и на всякую случайность выговаривается с бурлаков более или менее трудное обязательство. Ни от какой случайной работы они не могут отказаться и не могут требовать за нее какого-либо дополнительного вознаграждения, хотя бы эта работа была самая трудная и опасная. Во всем, чтобы ни потребовалось, бурлаки должны безпрекословно подчиниться приказу караванного распорядителя, сплавщика, лоцмана или водолива. В случае мелководия и по другим причинам бурлаки должны производить на пути перегрузку тяжестей из одного судна в другое. Если случится натолкнуться на перекат, должны "паузиться" т.е. облегчать груз коломенок, перегружая часть его в имеющиеся при караванах небольшие лодки - "паузки". В опасных местах бурлаки должны всеми силами оберегать суда от гибели; отбиваться от камней, карш, песков, проносов. Если судно занесет в пронос или оно сядет на камень, каршу, на песчанную отмель - нужно его из проносов немедленно выводить, с засад снимать. Если у рабочих того судна, которому случилось засесть, не достанет сил сдвинуть его и вывести его на фарватер, рабочие с других судов каравана должны идти на помощь. Если случится в каком либо судне пролом, бурлаки должны употребить все усилия, чтобы отлить воду и, если возможно, повреждение исправить. Если судно от случившегося пролома затонет, но не совсем, так что борта его будут видны - бурлаки должны подтащить его к берегу и весь товар выгрузить на берег. Если исправить поврежденное судно окажется невозможным, бурлаки обязаны, по указанию распорядителя каравана, сходить за новым судном - вверх по течению реки на разстояние до 50, а вниз на разстояние до 25 верст, смотря потому, где случится найти свободное судно. Это новое судно бурлаки должны сплавить или подвести к сложенному на берегу грузу, нагрузить последний вновь и продолжать плавание. Никакого урочнаго времени для выполнения работ при сплаве судов, ни определеннаго времени для отдыха бурлакам не назначается, всякая работа их безотлагательна и они должны ее исполнить хотя бы и ночью, остановок в пути по случаю праздничных и табельных дней, разумеется,тоже не полагается.
Цены найма бурлаков в 1875 году были следующие: на Уткинскую пристань 14 руб. 75 коп., на Ревдинскую и на Михайловскую 14 руб. 40 коп., на Артинскую 13 руб. 80 коп., на Шайтанскую 13 руб. 75 коп. и 13 руб. 70 коп., на Крылосовскую и на Нижнедеревенскую 13 руб. 40 коп., на Мартьяновскую 12 руб. 50 коп. и 12 руб. 40 коп., на Кунгурскую 12 руб. На все эти пристани, по известным нам договорам, нанято было в 1875 году бурлаков Орловскаго уезда 1571 чел. за 21814 руб. 15 коп., следовательно средним числом приходилось каждому бурлаку денежной платы по 13 руб. 88 коп. Съестных припасов бурлаки получают на пристанях обыкновенно по 4 пуд. ржаной муки и по 1 пуд. баранины на каждого человека. На Уткинской пристани бурлаки получают ржаной муки по 4,5 пуд. и еще соли по 5 ф., но зато баранины им полагалось только по 30 ф. На Шайтанской пристани полагалось ржаной муки 4,5 пуд., соли 5 ф. и по 1 пуд. или 35 фунтов говядины, а не баранины. Съестные припасы, назначаемые бурлакам, оцениваются в договрах: мука в 40 или 50 коп. пуд, баранина от 50 коп. до 1 руб. пуд. Следовательно каждый бурлак получает съестных припасов не более, как по 3 руб. С этою прибавкой весь средний заработок бурлака нужно определить в 16 руб. 88 коп. Бурлаки отлучаются из дому на промысел, по крайней мере, на 3 месяца, следовательно получают за каждый месяц по 5 руб. 62,5 коп., или по 18 коп в день. При самом заключении договоров с нанимателя в волостных правлениях бурлаки получают задатки от 6 руб. 50 коп. до 8 руб. 50 коп. на человека, по прибытии в Вятку они получают на проход до пристаней от 2 руб. 25 коп. до 3 руб. 70 коп., на пристанях получают, накануне отправки караванов, от 1 руб. до 1 руб. 75 коп. Наконец, при окончательном разсчете с хозяевами в Лаишеве бурлаку доводится получить от 1 руб. до 1 руб. 90 коп.
Получаемых бурлаками денег в Вятке и на пристанях едва достает на их необходимые издержки. Если они получают в Лаишеве при окончательном расчете от 1 руб. до 1 руб. 90 коп., то на эти деньги невозможно доехать до Орлова на пароходе. Чтобы оставить около 1 руб. в кармане, бурлак должен добираться домой из Лаишева пешком и многие из бурлаков действительно так и возвращаются домой, не смотря на то, что ныне существует пассажирское пароходство по р. Вятке и что на пароходах берут с бурлаков только по 1 руб. 50 коп. за перевозку от Лаишева до Котельнича. Обыкновенно говорят, что собственно заработок бурлаков заключается в выдаваемых им нанимателями при заключении договора задатках. Но на самом деле и эти задатки вовсе не составляют чистаго заработка бурлаков, хотя они и взыскиваются в подати. Если во время найма барлака с него следует податей первую половину года только за две души, то получаемого задатка едва достает на подать. Но бурлак еще должен выправить билет на отлучку в 40 коп., на пристань он отправляется с котомкой своего хлеба. На этот хлеб и на билет нужно вычесть из задатка, по крайней мере, 1 руб. Затем нужно иметь в виду еще то, что бурлаки, возвращаясь домой в июне месяце, пропускают часть весенних полевых работ, именно, вспашку, боронование и сев ярового поля. Хорошо, если в семье бурлака есть другой работник, который управится с этими работами один, - тогда полевое хозяйство семьи в отсутствие одного работика не пострадает и убытка не будет. Но часто бурлак бывает единственным работником в семье и тогда его отсутствие весною приносит убыток хозяйству, с весенним севом должна как-нибудь управится его жена или нанимать поденщика. Бывает, что у бурлака и лошади своей нет, тогда хозяйка его должна нанимать на обработу яроваго поля поденщика с лошадью. На это требуется уже несколько рублей, которые нужно вычесть из заработка бурлака. Остается при этих условиях бурлаку почти одна только выгода, что он самого себя пропитывает на промысле в течении трех месяцев. Если бурлак немного невоздержался и пропил часть выдаваемых ему на пропитание денег, то он и на промысел идет нищим и возвращается домой тоже нищим, собирая милостыню. Нередко бывает, что бурлаки возвращаются домой без полушубка или азяма, который был на них при уходе из дому. Если бурлаки иногда приносят домой несколько рублей денег, то это случается только при крайней их бережливости и воздержании, притом эти рубли удается им заработать какой-нибудь вольною работою на пристани, когда замедлится почему-нибудь отправка каравана и у них бывают свободные дни. Десятники каждой артели бурлаков ставятся в писменных договорах наравне с прочими судорабочими, а плата им назначается также, как и последним, но при окончательном разсчете с бурлаками, в случае исправного выполнения ими контракта, хозяева караванов дают десятнику, в виде награды, по 1 руб. или по 1 руб. 50 коп. В разсчет на эту, необязательную для нанимателей, награду десятники и стараются подбирать исправных и благонадежных бурлаков.
Нельзя не обратить внимания на те пункты, заключаемых с бурлаками, контрактов, которыми определяется ответственность бурлаков на случай какой-либо их неисправности и неустойки. Выше уже было замечено, что бурлаки подвергаются штрафу в 30 коп. за каждый просроченный день, если не успеют прибыть на пристань в назначенный срок. Между тем всей заработной платы, как выше разсчитано, приходится бурлакам получать не более 18 коп. в день. Не легко добраться до пристани в назначенный день, если приводится путешествовать большую половину дороги пешком, почти без денег и при том по последней зимней дороге. За всякую самовольную отлучку с каравана, за всякое нерадение по исполнению обязанностей, за ослушание, грубость, сделаныя хозяевам и их прикащикам, также лоцманам и водоливам, за пьянство, хозяева, по усмотрению своему, могут вычитать из следующей бурлаку платы пеня, смотря по вине, в размере от одного до трех рублей за каждый раз. В некоторых контрактах на подобные случаи угрожается бурлакам 1560 статьею уложения о наказаниях. Если по вине бурлаков произойдет остановка в следовании каравана, то каждый из них подвергается штрафу в 50 коп. за каждый день промедления в сплаве судов. Если, по неисправности бурлаков, приведется нанять вместо них других рабочих, то все расходы судохозяев в этом случае подлежат взысканию с неисправных бурлаков. При всех подгрузках, выгрузках, перегрузках судов бурлаки должны охранять товары от всякой порчи и похищения, если же случится порча или похищение - бурлаки отвечают за это своим имуществом. Если бурлак не явится к исполнению договора или убежит с работы во время сплава каравана, то с него взыскивается весь полученный задаток и кроме того неустойка в двойном размере против всей выговоренной им платы, т.е., если ему полагалось за весь сплав каравана получить, например 14 руб. 40 коп., то в случае неисполнения договора взыскивается неустойки 28 руб. 80 коп. Если кто из бурлаков, по усмотрению хозяев или их прикащиков, признан неспособным, нерадивым, грубым, нетрезвым, то его хозяин или прикащик во всякое время могут удалить от службы при караване и все полученные им, но не заработанныя, деньги взыскать.
На все показанные случаи неустойки и неисправности каждого бурлака в отдельности определяется контрактами круговая порука и ответственность всех членов артели бурлаков и всякая неустойка, за несостоятельностью виновного в ней, взыскивается без суда, со всей артели, а артель должна уже сама искать свои убытки с неисправного своего члена. Какой-либо неустойки в выполнении договора с бурлаками со стороны хозяев караванов в контрактах непредусматривается, как будто ея вовсе не может случится. Хозяева ничем не отвечают перед бурлаками, если, например, караван небудет своевременно готов к сплаву и бурлаки, вследствие этого, должны прожить на пристани лишнее время, а затем при сплаве испытывать всякие затруднения от последовавшей уже убыли воды в сплавной реке. Бурлакам определяется в нынешних договорах с ними только одно важное обстоятельство в отношении к ним со стороны судохозяев. Сроком прибытия каравана к Лаишеву определяется обыкновенно 25 мая. Если же суда не поспеют к этому дню в Лаишев и если вообще бурлаки еще нужны будут судохозяевам на некоторое время и после 25 мая, то они (бурлаки), хотя и не должны уходить домой, не окончив сплава или каких либо работ, но обязаны работать уже за особую поденную плату, например, в 50 коп., или, например, с 25 по 31 мая за 40 коп. в день и с 1 по 10 июня за 50 коп. в день. Только после 10 июня, а по некоторым контрактам - после 31 мая, выговаривается бурлакам право оставить караван, если не пожелают более на нем работать. Если при несчастии с судном у бурлаков потонет их одежда и хлеб, то они за потерю имущества не имеют права требовать от судохозяев какого либо вознаграждения, судохозяева обязываются только прокормить бурлаков в таком случае до окончания сплава каравана. Если кто из бурлаков во время сплава судов получит какое либо увечье и не в состоянии будет продолжать работы, то незаработанныя им к этому времени деньги с него не взыскиваются. Но если бурлаку случится во время пути заболеть, то он отправляется на излечение на счет артели, а не на счет судохозяев, и этот бурлак должен уплатить нанимателям незаработанныя деньги или же впоследствии заработать их.
Несколько сот бурлаков Орловскаго уезда, главным образом из волостей - Рыбинской, Спасской и Шалеговской, ежегодно нанимаются на сплав железа их Холуницкаго, Кирсинскаго и Омутнинскаго заводов Вятской губернии. Условия промысла этих бурлаков вообще тоже, что и у бурлаков, сплавляющих уральские грузы. В 1875 году бурлаки нанимались на караван Омутницкаго и Кирсинскаго заводов за 13 руб. 50 коп. и за 3 пуда муки, а на караван Холуницких заводов за 13 руб. 25 коп. и тоже за 3 пуда муки. Сплавляются эти караваны, также как и Пермские, до устья Камы или до Лаишева. Самый дальний путь проходит караван Омутницкаго завода, так как он отправляется с одного из самых верхних притоков реки Вятки в Глазовском уезде (реки Омутной), через всю р. Вятку и по Каме до Лаишева. Кирсинский караван проходит путь на 100 слишком верст менее, чем Омутницкий, - по Вятке и Каме. Путь Холуницкаго каравана еще короче Кирсинскаго - по р. Белой Холунице, Вятке и Каме. В самых контрактах с бурлаками продолжительность сплава каравана от пристани Омутницкаго завода до Лаишева определяется в 35 дней. Наем бурлаков на пристани вятских заводов производится, как и на пермских заводов, уже в начале января и тогда же выдаются им задатки, например, по 8 руб. на человека. На проход или проезд до вятских заводов бурлакам приходится потратить времени далеко меньше, чем на проход до пермских заводов, так как до Холуницкой пристани разстояния от местожительства бурлаков 120 верст, до Омутницкаго и Кирсинскаго заводов около 250 верст. Обязываются явиться на пристани вятских заводов бурлаки на 3 недели или на месяц позже, чем на пермские пристани, именно, к 15-25 апреля. Выше было определено, что бурлаки, сплавляющие грузы с пермских пристаней, отлучаются на промысел, по крайней мере, на 3 месяца и за все это время им приходится средним числом получить заработной платы по 18 коп. за день. Заработная плата, получаемая бурлаками за сплав судов вятских заводов, несколько выше. Это можно видеть из следуюшаго разсчета. Нанимаясь на караван самого дальняго Омутницкаго завода, бурлаки обязываются работать на пристани завода 25 дней и при сплаве каравана до Лаишева 35 дней, всего 60 дней. Определяя время на проход бурлаков до завода и из Лаишева домой от 5 до 10 дней, нужно считать, что они выполняют свой договор с конторою Омутницкаго завода в 65-70 дней. Так как они получают всей платы 13 руб. 50 коп. и 3 пуда муки, которую нужно ценить по меньшей мере в 1 руб. 50 коп., то выходит, что им придется вознаграждения от 21,5 до 23 коп. в день. Всю следующую по договору плату бурлаки вятских заводских караванов получают таким образом: в задаток при заключении договора 8 руб, на проход до заводов 1 руб., в заводах 75 коп. и 3 пуда муки, по прибытию каравана к с. Истобенскому 1 руб. и в Лаишеве 2 руб. 75 коп. По заведенному обычаю, у с. Истобенскаго караваны вятских заводов останавливаются на двое суток и на этот срок все бурлаки увольняются домой, где и запасаются на дальнейший путь свежею провизиею и бельем. Нельзя не заметить, что условиями найма бурлаков на караваны вятских заводов во многих случаях гарантируются интересы самих бурлаков, а не одних только судохозяев. Например, в контрактах Холуницкой конторы говорится, когда караван должен отплыть от пристани, и если контора просрочит его отправку, то должна платить каждому бурлаку по 15 коп. за простойный день. При несчастии с судами, при перегрузках бурлаки должны работать за договорную плату не более 10 дней, а затем получать по 30 коп. за день. В контрактах Кирсинской конторы говорится, что если часть каравана не поспеет к отправке, то бурлаки получают по 30 коп. за простойный день. Паузиться на перекатах бурлаки обязываются не более 3 раз во всю путину. Если случится где либо остановиться каравану за мелководьем и ожидать прибыли воды, то по истечении 4 дней бурлакам полагается особая плата 5 коп. за простойный день. Кирсинская контора письменно обязывается еще подавать бурлакам по стакану водки: 1) при заключении договора, 2) по явке их в завод, 3) при начатии перевески и погрузки металлов, 4) при отправле каравана с пристани, 5) по привале к с. Истобенскому, 6) при отвале из этого села, 7) на устье р. Вятки и 8) на устье Камы. Омутницкая контора, определяя всю службу бурлаков на пристани и при сплаве каравана в 60 дней, назначает далее этого срока поденную плату в 30 коп.
Лоцманами на судах (коломенках), сплавляемых бурлаками Орловскаго уезда к устью Камы, бывают также крестьяне Орловскаго уезда. О заработках лоцманов можно судить по следующим примерам. На Шайтанскую пристань, на караван Верх-Исетских заводов, в 1875 году наняты были в Колковской волости 32 лоцмана и за всю "путину" от пристани до Лаишева им назначено платы деньгами по 30 руб., муки ржаной 4,5 пуда, 1 пуд говядины и 5 фунтов соли. Сроком прибытия каравана к Лаишеву назначено 15 мая и если бы караван не прибыл туда к этому числу, то лоцманы должны были получать за лишние дни пути по 40 коп. за день. На караван Кирсинскаго завода наняты 7 лоцманов, крестьян Шалеговской волости, и им назначено платы за путь от Кирсинскаго завода до Лаишева по 43 руб. каждому и по 3 пуда муки. На караван Омутницкаго завода нанято в Истобенской волости 10 лоцманов и платы назначено: трем по 50 руб., трем по 45 руб. и двум по 40 руб., муки всем по 5 пудов.
Кроме главных лоцманов, распоряжающихся каждый особою коломенкой, бывают еще при сплаве караванов, так называемые косные или косные съемщики, получившие свое название от "косных" лодок, на которых они следуют за караваном. На караване Кирсинскаго завода в 1875 году наняты косные с платою по 21 руб. 20 коп. каждому за путь до Лаишева. На одном из Пермских караванов косные получали за путь только по Чусовой до Перми по 20 руб. каждый.
Обязанности лоцманов в известных нам договорах подробно не определяются: на пристани они должны наблюдать за правильною погрузкою тяжестей в суда, а во время сплава распоряжаться всеми работами бурлаков, придерживаясь постоянно известнаго им фарватера реки и спасая суда от всяких опасностей. Все суда одного каравана плывут вместе и если случится одному засесть на мель, каждый лоцман обязан бросить якорь и, остановив свое судно, являться со всею артелью бурлаков к тому судну, с которым случилось несчастие. Лоцманам таких судов, которые плывут впереди засевшаго судна, дается при этом сигнал к остановке пушечным выстрелом. Лоцманы на задних судах каравана подвергаются штрафу, например в 3 руб., если позволят себе опередить засевшее судно и продолжать путь, неявившись на помощь к тому, с которым случилась остановка. Косные съемщики по прибытии на пристань принимают в свое владение косные и съемные лодки и все их принадлежности, обделывают их надлежащим образом, участвуют в спуске коломенок на воду, собирают в разное время бурлаков для работы по приготовлению каравана к сплаву, исполняя приказания караванных распорядителей. Во время самаго сплава косные съемщики следят за ходом каравана на косных лодках и в случае всякаго затруднения и несчастия с какой либо коломенкою немедленно являются к ней на помощь, стаскивают ее с мели и выводят на фарватер.
Водоливы нанимаются на суда или на неопределенный срок с помесячною платою, или до известнаго срока, при чем и плата им начисляется в общей сумме за все время службы. Выше был указан пример, что на караван Верх-Исетских заводов наняты были в прошлом году 32 лоцмана с платою за путь до Лаишева по 30 руб. каждому, при чем срок службы за эту плату ограничен 15-м мая. На тот-же караван наняты 32 водолива на срок уже до 15-го июля и с платою за этот срок по 37 руб. каждому. После 15-го июля, если бы служба водоливов неокончилась к этому времени, им назначена поденная плата в 50 коп. На караван Кирсинскаго завода нанято 7 водоливов с платою каждому по 12 руб. 50 коп. в месяц. На караван Омутницкаго завода нанято 10 водоливов и платы им положено, наравне с простыми судорабочими, по 13 руб. 50 коп. каждому, но во время пребывания на заводе до отплытия каравана они должны были получать поденную плату в 35 коп. На караван Очерскаго завода гр. Строганова наняты в Истобенской волости 3 водолива на пять месяцев с тем, чтобы совершить путь от Таборской пристани на Каме до Нижняго-Новгорода. Платы им положено по 18 руб. в месяц. Водоливы получают на пристанях съестные припасы в том же количестве, как все бурлаки каравана. На пристанях водоливы сначала наблюдают за приготовлением коломенок, в особенности за конопаткою их, а затем каждый принимает груз и такелаж своей коломенки весом и счетом, так как то и другое во время службы водоливов остается на их хранении и ответственности.
На некоторые караваны нанимаются водоливы-шкиперы и коренные бурлаки, которые должны следовать на своих судах до самого Петербурга. Например, в 1875 году в Колковской волости на караван Верх-Исетских заводов наняты были 24 шкипера и 48 коренных бурлаков на весь путь от пристани заводов до Петербурга, на срок до 10-го сентября. Шкиперам назначена плата за этот срок по 90 руб. каждому, а коренным по 60 руб. Если бы случилось неокончить службу и к 10 сентября, то с этого времени они должны получать поденную плату в 50 коп. С.-Петербургскою фирмою Фридланд, тоже в 1875 году, нанято было в Спасской волости 74 водолива на разныя Пермския пристани. Они обязывались следовать на своих судах, куда будет указано - хотя бы в Петербург или в Астрахань. Плата им полагалась, безсрочно на всю навигацию по 14 руб. в месяц. Помощникам или так-называемым "подручным" водоливов полагалось по тому же условию платы по 10 руб. в месяц.
Сплав караванов по сплавным рекам, притокам Камы, бывает так затруднителен, что при нем требуется иметь на каждой коломенке значительное число вспомогательных или добавочных бурлаков. Безошибочно провести караван по сплавной реке могут только местные жители, хорошо изучившие русло реки и следящие за всеми изменениями ея фарватера, какия случаются в весеннее время. Поэтому по притокам Камы караваны следуют всегда по указаниям особо нанимаемых собственно для этого пути сплавщиков. Кроме тех бурлаков, которые нинимаются в Орловском уезде, в числе 12-18 человек на коломенку, и следуют на караване до Лаишева, судохозяева нанимают уже в Пермской губернии так-называемых "сходочных бурлаков", которые участвуют в сплаве судов только до р. Камы и затем оставляют караван, сходят с него. Тогда как на пути по Каме требуется иметь на каждой коломенке, например, 18 бурлаков, на Чусовой или на Сылве их бывает по 35 человек. Мы упоминаем об этих бурлаках, нанимаемых только на путь до Перми, собственно потому, что и между ними бывает много крестьян Орловскаго уезда. Из волостей, расположенных на правой стороне Вятки в Орловском уезде, многие крестьяне проводят зиму на заработках в Пермской губернии и весною, когда им нужно возвращаться домой, являются на пристани и нанимаются в добавочные бурлаки. Эти бурлаки, сопровождая караваны от верхних пристаней р. Чусовой до Перми, получают плату по 8-10 руб. и по пуду муки.
Бурлачеством на судах и барках, ежегодно отправляемых с хлебным и льняным товаром с пристаней верхних притоков Северной Двины в Вологодской губернии и по Двине к Архангельску, крестьяне Орловскаго уезда почти не занимаются. В 1875 году туда не было нанято ни одной артели бурлаков в Орловском уезде, но за 1874 год мне известен один подряд, по которому бурлаки за сплав барок от Ношульской пристани по р.р. Лузе, Югу и Северной Двине к Архангельску получили платы 16 руб. и припасами ржаной муки по 3 пуда, крупы овсяной по 20 фунт., толокна по 10 фунт., гороху по 5 фунт. и соли по 3 фунта. Эти бурлаки должны были выйти из домов 26-го марта и прибыть на Ношульскую пристань к 3-му апреля, времени прибытия барок к Архангельску договором не определялось. При сплаве барок по притокам Двины требуются, как на Чусовой и других притоках Камы, добавочные к "коренным" бурлаки, которые следуют только до Великаго-Устюга и называются "присядою". Часть этой присяды на барках, отправляемых с Ношульской пристани, составляют иногда пермяки Прокопьевской волости Орловскаго уезда. Они получают вознаграждение за сплав барок до Устюга от 4 до 10 рублей.
Бурлаки, служащие кочегарами и матросами на пассажирских и буксирных параходах и баржах, нанимаются в следующих средних волостях Орловскаго уезда: Голомидовской, Колковской, Левинской, Истобенской, Спасской, Рыбинской, Шалеговской и Посадской. Спрос на матросов с развитием пароходства на Каме, Вятке и других реках постепенно увеличивается. В настоящее время крестьяне Орловскаго уезда нанимаются в матросы Вятскими, Пермскими, Уфимскими пароходовладельцами и компаниею пароходства по рекам Западной Сибири. Бурлаки и матросы на пароходах и пароходных баржах должны посвящать своему промыслу все летнее время, вовсе незанимаясь земледелием, так как они нанимаются на весь период навигации. Наем матросов, как и других бурлаков, производится являющимися в Орловский уезд прикащиками пароходовладельцев еще зимою, в декабре и январе месяцах. Обязанности кочегаров определяются таким образом: они должны производить топку печей, наблюдать за чистотою машины, за водою в паровиках, дрова грузить, выгружать и укладывать со всевозможною поспешностию, быть на вахте внутри парохода - у машины, у котлов. Матросы на пароходах и баржах обязаны: грузить, выгружать и весить товары, отправлять по очереди дневную и ночную вахту, охранять всякое пароходное имущество, наблюдать за сигнальными фонарями. Вообще матросы и кочегары должны исполнять приказания командира парохода, прикащиков пароходовладельцев, лоцманов, на баржах еще приказания водоливов, кочегары находятся в непосредственном подчинении у машинистов. За всякую неисправность, грубость, ослушание, пьянство матросы и кочегары подвергаются значительным штрафам, например в 3 и 5 руб. за каждый раз, или при первой неисправности - вычету жалованья за пять дней, при втором случае - за 10 дней, при третьем случае - за полмесяца и затем следует увольнение от службы. Матрос отвечает своим жалованьем и имуществом, если во время его караула что-либо на пароходе или барже потеряется, сгорит и т.п.
Плата пароходным бурлакам назначается помесячная и обыкновенно в следующих размерах: кочегарам по 12 руб. в месяц, матросам на пароходах по 11 руб., матросам на баржах по 10 руб. На вятские пароходы нанимаются иногда бурлаки и дешевле, например - кочегары по 11 руб. в месяц, пароходные матросы по 10 руб., а баржевые - по 9 руб. в месяц. Служащим на сибирских пароходах плата значительно выше - кочегарам по 16 руб. в месяц, матросам по 14 руб. в месяц. Все кочегары и матросы, состоя на службе, продовольствуются на свой счет. Явиться на пристани - в Пермь, в Усолье и вообще в места пароходных зимовок матросы обязываются обыкновенно к 15 или 25 марта, к 1-му апреля. Служащие на сибирских пароходах являются в Тюмень к 15 марта. Путешествие вперед и обратно они совершают на свой счет. Если только сибирским пароходам случается зазимовать далее Тюмени, то до Тюмени матросы едут на счет компании пароходства. При заключении договоров кочегары и матросы получают задатки по 11 и 12 руб. на человека, а служащие на сибирских пароходах - по 20 руб. Кроме того получают на проход отправляющиеся на пермския пристани по 4 руб., а отправляющиеся в Тюмень по 10 руб.
Некоторые крестьяне Истобенской и Голодомидовской волостей каждую навигацию служат лоцманами на пароходах. Плата пароходным лоцманам определяется за всю навигацию, например, в 175 руб. в 200 руб., в 300 руб., в 400 руб. иногда и выше. В настоящее время трое крестьян села Истобенскаго служат даже капитанами пароходов. Водоливы на пароходных баржах получают помесячную плату, например, по 12, по 13 руб. за месяц и выше.
Бурлаки, занимающиеся сплавом леса в плотах и в судах, так называемых белянах, нанимаются ежегодно, но вообще в незначительном числе, во всех волостях Орловскаго уезда. Нанимателями их являются исключительно лесопромышленники Вятской губернии. Наем бурлаков для сплава леса производится в декабре, январе, феврале и марте месяцах. Конечным пунктом сплава назначается обыкновенно Саратов, а иногда Царицын. В настоящее время лесопромышленники, нанимающие бурлаков в Орловском уезде, делают заготовки леса: на Летке и ея притоках в Устьсысольском уезде Вологодской губернии, на Иньве и других притоках Камы в Чердынском и Соликамском уездах, на Кобре в Слободском уезде, на Ошме и Пижме в Костромской губернии, на Илети, Рутке, Кокшаге в Царевококшайском уезде, на Умяке в Елабужском уезде. Во все эти более или менее отдаленныя от Орловскаго уезда местности ходят для сплава леса бурлаки этого уезда, они же, разумеется, сплавляют лес и с пристаней Орловскаго уезда на Вятке и ея притоках. Следующие примеры найма бурлаков на разныя места лесных заготовок в 1875 году, покажут величину заработков этих бурлаков.
На сплаве леса с притоков Камы в Трушниковой и Кайгородской волостях Слободскаго уезда до Саратова наняты бурлаки с платою по 37 руб. каждому при хозяйских харчах; при заключении договора в декабре месяце получили задатка по 15 руб. Они должны были явиться на места лесных заготовок к 1 апреля, а крайним сроком выполнения подряда назначалось 15 октября.
На сплаве леса от устья р. Кобры в Слободском уезде до Саратова наняты бурлаки с платою от 20 до 27 руб. каждому. Получили задатки в размере от 15 до 18 руб. Наняты безсрочно.
На лесныя пристани Чердынскаго уезда, для сплава оттуда леса до Саратова, наняты бурлаки по одному договору с платою по 37 руб., а по другому договору - по 30 и 35 руб. каждому. Срока найма не указано.
На лесныя заготовки у р. Иньвы Соликамскаго уезда, для сплава леса до Саратова, бурлаки наняты с платою от 20 до 35 руб.
На Летку и ея притоки в Устьсысолький уезд наняты бурлаки с платою по 30 руб. за путь до Саратова, на срок до 15-го октября.
За сплав с лесных заготовок в Царевококшайском уезде до Саратова - плата бурлакам от 15 до 22 рублей.
За сплав плотов с р. Пижмы в Яранском уезде до Саратова плата бурлакам от 14 до 20 рублей.
За сплав с р. Умяка в Елабужском уезде до Саратова - плата 18 руб.
Наконец за сплав плотов с лесных пристаней на р. Вятке, на югозападной границе Орловскаго уезда (пристани Суводская, Локачинская, Долгих озер, Кишкильская) получают бурлаки по 15 и 16 рублей.
За сплав до Саратова лесных белян и судов с дегтем бурлаки получают: от Суводской пристани 14-17 рублей, от Гальцей (на устье р. Великой) или от дегтярных заводов в северозападной части Слободскаго уезда 20-23 руб., от с. Зюздино-Афанасьевскаго на Каме в Глазовском уезде до Царицына - 32 руб. Лоцманы получают за сплав небольших судов, например, от Гальцей до Саратова по 45 руб.
Заключив письменный договор с лесопромышленником еще зимою, например, в декабре или январе, бурлаки тогда-же выправляют себе в волостных правлениях полугодовые или даже годовые паспорты и отдают их нанимателям, как залог исправнаго выполнения договора. На проходе до пристаней бурлаки получают от конторы лесопромышленника так-называемые "проходные билеты", в которых означается, кто из бурлаков на какую именно пристань должен явиться. Если бурлаки нанимаются на сплав леса с каких нибудь дальних пристаней, например в Чардинском и Соликамском уездах, то в самом договоре назначается им время прибытия на эти пристани - обыкновенно 25 марта или 1-е апреля. Эти бурлаки и выговоренный ими с нанимателя задаток получают не весь при заключении договора, а в два срока; например, если задаток 20 руб., то 10 руб. бурлаки получают на подати при написании условия зимою, а другие 10 руб. уже в марте месяце, перед отходом на пристань. Собственно на проход к дальним пристаням иногда полагается бурлакам получать по 3 руб. не в счет выговоренной ими платы за сплав леса. Если бурлаки нанимаются на ближайшия лесныя пристани, то в договорах времени прибытия на пристани не назначается. В таких случаях, когда у лесопромышленников будет готов лес к сплаву, бурлакам нарочно посылается приказ или повестка немедленно идти на пристань. По получении такой повестки бурлаки обязаны бывают, согласно договору, явиться на пристань в течении 3 или 5 дней. Если вообще на близкую или дальнюю пристань бурлаки не явятся в назначенный по договору или по повестке срок, они подвергаются штрафу в размере 1 рубля с каждого за просроченный день.
Если бурлаки нанимаются на сплав леса с самого места его зимней заготовки, которая большея частию бывает на берегах очень малых лесных речек, то работа их делится на две части: сначала они должны исполнить так называемую "выгонку" леса по малым речкам, а затем - самый сплав его по Вятке, Каме и Волге. С пристаней или так называемых "плотбищ" на лесных речках, куда свозится зимою лес лесорубами, выгонка его до сплавной реки производится в небольших дву-рядных или однорядных плотах, а иногда и "молем", т.е. без всякой связки в плоты. Во все время службы бурлаки обязаны начинать работы с разсветом, а оканчивать при наступлении ночи, в крайних случаях должны работать и в ночное время. По прибытии на плотбища они устраивают плоты готовыми для этого материалами и принадлежностями (ромшины, вицы, клинья) и затем начинается самая выгонка леса, которую обыкновенно нужно бывает спешить, пока необмелели еще лесныя речки. Обязанности, которыя неупустительно должны быть выполняемы бурлаками при выгонке и сплаве леса, обыкновенно определяются в договорах таким образом: 1) при выгонке леса разчищать заграмождающие русло речек завалы, пропускать лес через мелничныя запруды, сваливать вновь в реку лес, выброшенный на берег, выводить остановившиеся плоты и бревна из так-называемых заводей, зачищать, т.е. хватать и пригонять к плотам, оторвавшияся от них бревна; 2) по выгонке леса на большую сплавную или судоходную реку бурлаки обязаны сплотить лес для дальнейшаго сплава до Саратова в большие плоты; устроить матки, произвесть все необходимыя плотницкия работы (присечки), сводку и счалку так-называемых "челенов" (т.е. членов - отдельных составных частей плота), в случае надобности - перечаливать "челены" из одного плота в другой, погрузить и вчалить снасти, лоты, якори, срубить и поставить казенку, изготовить шесты, гребки и т.п.; 3) во время сплава плотов по Вятке, Каме и Волге бурлаки - в тихую погоду наблюдают за плотом по очереди, вообще отпраляют дневной и ночной караул, во время бури общими силами охраняют плот от всякаго несчастия, постоянно наблюдают и стараются о том, чтобы не занесло плот в мелководный проток или рукав Волги - в так-называемую "воложку"; если засядет плот на мель, его обязаны стаскивать не только бурлаки этого плота, но и других плотов хозяина-лесопромышленника; если разобьет плот бурею, бурлаки должны, по возможности, словить плывущий лес и затем заняться устройством плота вновь; обязаны находить и доставать со дна реки оторвавшийся якорь или лот. Несчастные случаи с лесными плотами бывают очень нередко и при всяком таком случае бурлаки должны терять очень много времени. Между тем плату бурлаки получают одинаковую - все равно, будет ли сплав благополучен и они достигнут Саратова, например, еще в июне месяце, или-же, при разных препятствиях к сплаву и несчастиях с плотами, им доведется приплыть к Саратову в конце лета или даже осенью. В условиях с бурлаками или вовсе не определяется крайняго срока прибытия плотов в Саратов, или же назначается срок слишком отдаленный - 1-е или 15-е октября. Из всех известных мне договров найма в Орловском уезде бурлаков для сплава леса к Саратову (около 30 договоров) только в одном назначено сроком прибытия плотов к Саратову (с Илети Царевококшайского уезда) 29-е июня, но и по этому договору бурлаки обязывались, если будет нужно, не оставлять плоты и после июня месяца, выговорив только от нанимателя на такой случай прибавку к рядной плате в 3 руб. на человека. Такая незначительная прибавка, разумеется, не могла достаточно вознаградить бурлаков, если бы им, например, привелось оставаться на плотах до октября месяца. Только относительно таких остановок при сплаве плотов, которыя зависят от воли лесопромышленников, в договорах определяются известные сроки. Бурлаки вообще обязываются делать остановки в тех местах, где случится продажа леса или где хозяин плотов может разсчитывать на его продажу, например, в Симбирске, Самаре, Вольске. В этих и других торговых пунктах плоты останавливаются на три дня, а иногда и на пять. Если же случится стоять долее; то за каждый лишний простойный день бурлакам полагается особая поденная плата - в 15 или 20 коп.
По прибытии к Саратову плоты останавливаются и стоят на Волге, пока не представится возможность завести их вместе с плотами других караванов в "воложку", называемую Тарханкою, где бурлакам остается выполнить последние работы: укрепить на берегу чалки плотов, выгрузить и снести на берег, на указанное место, снасти, якори, лоты, казенку. На Саратовской пристани бурлаки обязываются пробыть 5 или 7 дней, не считая того времени, когда плоты еще не были заведены к Тарханку. Если случится задержать бурлаков в Саратове долее пятидневнаго или семидневнаго срока, хозяин обязан дать им плату по 20 или 25 коп. за каждый простойный день.
Пища бурлакам, служащим на лесных плотах и судах, почти всегда назначается хозяйская - на весь срок от прибытия бурлаков на лесныя пристани до окончательнаго увольнения от службы в Саратове. относительно этой хозяйской пищи почти во всех договорах прописывается какая нибудь пояснительная фраза, большею частию следующая; "какая пища доведется, хотя один хлеб, не препятствовать"; в некоторых условиях сказано определеннее: "пища хозяйская - печеный хлеб, каша из пшены или горох с крупою и т.п., а мы (т.е. бурлаки) по своему произволу какую либо другую пищу требовать не обязаны".
Если бурлаки, подписавшие договор с лесопромышленником и получившие задаток, не явятся на пристани, то с них подлежит взысканию не только полученный задаток, но еще и неустойка в размере полной суммы договорной платы. Если какой либо бурлак не выполнит всего договора и оставит плоты прежде прибытия их к Саратову, с него также изыскиваются все заработанныя вперед деньги, без вычета тех, которыя были им заработаны, и кроме того - взыскивается неустойка в размере полной договорной платы. В случае несостоятельности бурлака, суд приговаривает ему, согласно бывшему между ним и лесопромышленником договору, заработать долг и неустойку нанимателю безплатною службою на плотах этого нанимателя в следующем году. Выговаривая с бурлаков такия обязательства и неустойки, лесопромышленники и могут удерживать бурлаков на службе хотя бы до 15 октября, как бы это ни было для последних тяжело и убыточно. В предупреждении побегов бурлаков с плотов прежде окончания сплава, в договорах строго воспрещается им отлучаться с пристани во время остановок без ведома и особаго каждый раз дозволения хозяев или их прикащиков. За всякую самовольную отлучку с плотов бурлак подвергается штрафу в размере 3 рубля.
На севере Орловскаго уезда, где проводится заготовка лесных материалов, лесорубы обыкновенно обязываются не только вырубить известное число дерев и вывезти к весеннему плотбищу, но и сплавить их, например, до устья Летьки или до устья Моломы. Таким образом и лесорубы являются отчасти бурлаками, но об них мы скажем особо при обзоре лесорубнаго промысла.
Число всех крестьян Орловскаго уезда, занимающихся разнаго рода бурлачеством, по оффициальным статистическим данным определяется от 4000 до 5000 человек и более. По известным мне договорам за 1875 год нанято было в Орловском уезде: 1) на сплав Уральских и Сибирских грузов 1784 человека; 2) на караваны Вятских горных заводов 258 человек; 3) матросов на пароходы и баржи 313 человек; 4) на сплав лесных плотов и белян 293 человека. Итого 2648 человек. Но некоторые случаи найма бурлаков в 1875 году мне остались неизвестными или известны только по не точным словестным отзывам и таким канцелярским записям волостных правлений, из которых нельзя было узнать числа нанятых бурлаков. Положительно можно утверждать, что в 1875 г. уходило из Орловскаго уезда бурлаков, по меньшей мере, 3000 человек. Может быть, в прежние годы уходило их по 4000 человек и более.