Краткий исторический очерк об истобенском отходничестве.
- Подробности
- Опубликовано 08.02.2016 00:18
Отходничество. Пароходство.
По материалам книги "Истобенск. Взгляд через столетия".
Особое место у истобян занимало бурлачество, служба в речных флотилиях страны. Они тянули баржи с грузами по Вятке, Каме, Волге. С возникновением парового флота начали служить на Северной Двине, в пароходствах Сибири: на Оби, Иртыше, Енисее, Лене, Амуре. Ходили на пароходах водоливами, матросами, лоцманами, капитанами.
Если человек по сути своей обстоятельный, практичный и соседство с водой носит для него характер, прежде всего, утилитарный, это вовсе не означает, что ему чужда речная романтика и что муза дальних странствий никогда не посещает его. Тем более, когда в его беспокойной, порывистой душе по-прежнему жива память далеких предков, несколько столетий назад отправившихся искать счастья с насиженных мест. Но если переселенцы XIV века отправлялись в чужие края, изначально не имея ясного понимания, к какому берегу в будущем принесет их судьба, то в XIX столетии русские люди в большинстве своем, пусть и отправляляясь нередко за счастьем за тридевять земель, рано или поздно стремились в родные пенаты.
(Трудно согласиться с автором очерка, что истобенцами двигала романтика, а не элементарное желание обеспечения семьи, тем более, как видно из опубликованных ниже документов, это отходничество была связано с восьми-месячным отсутствием, что несло определенные негативные последствия для членов семейства - примечание автора проекта).
"Самым важным обстоятельством, имевшим преимущественное влияние на весь быт истобенских жителей, было то, что они совершенно лишены пользования пахотной землей, и у них по настоящее время нет во владении никакой земли, кроме как сенокосной и одворичной. Это и было прежде всего главной причиной, почему жители села преимущественно стали заниматься судовой работою. Работа на судах на реке Вятке и особенно на Волге - их главный и единственный промысел, который доставляет мужской половине населения все средства к жизни и к уплате государственных повинностей. В эту работу из села отправляются не только взрослые мужчины, но и ребята свыше 14-летнего возраста. Так как сомое положение побудило истобенцев избрать себе почти исключительно судоходную работу, то понятно, что они в делах по судоходству искумнее и опытнее других, и потому как наиболее способные, предпочитаются судохозяевами крестьянам из других местностей. как известные, кроме того,о своей воздержанности и трудолюбии, они преимущественно пред другими вятчанами принимаются компаниями пароходов и другими судоотправителями в приказчики, лоцманами, водоливы и получают довольно порядочное жалование, вырабатывая иногда до 200 рублей в год на одно лицо".
В конце XIX века в одном только селе Истобенском насчитывалось 30 капитанов. А сколько их было в деревнях Истобенской волости! Истобенцы-водники зарекомендовали себы опытными и исполнительными судоводителями. Слава о них распространилась далеко за пределы Вятской губернии.
Общеизвестны семьи истобенских капитанов Цыбиных, Гудиных, Дуркиных, Мошкиных, савиных и многих других. В этих семьях из поколения в поколение предавалось искусство судовождения.
Истобенские капитаны много сделали для своего села. Еще в 70-х годах XIX столетия они организавали ссудосберегательное товарищество - первое в губернии. Истобенские капитаны были инициаторами его создания. Товарищество действовало в г. Орлове. Капитан А.П. Чарушников, несмотря на угрозы местных купцов "вспороть живот" , помог организовать общество потребителей.
Из очерка И.П. Селивановского "Село Истобенское" 1892 год.
"Бурлачество, которым преимущественно занимаются истобенцы в настоящее время, как бы природное их занятие. Их деды и прадеды начинали бурлачить с малолетства: уходили с весны и поздней осенью возвращались домой. Бурлачить прежде начинали с 11-12 лет. Такие мальчики обыкновенно поступали в кашевары, затем переходили в погонщики лошадей на кабестанах и в 17-18 лет становились или бурлаками - тянуть лямку, или же помощниками водоливов и лоцманов. Жизнь бурлаков в старые годы была тяжела. Затем, с развитием пароходства, истобенцы переходили все больше и больше на пароходы, занимали по преимуществу отвестственные и требующие опыта и честности должности.
Так, в 1885 году из 237 человек, занимавшихся бурлачеством, было: капитанов - 7, помощников капитанов - 1, машинистов - 1 (9 человек, или 3,8%), лоцманов - 43, штурвальных - 19 (62 человека, или 26,1%), водоливов - 81 ) 81 человек, или 34,2%), матросов - 56, кочегаров - 1, бурлаков - 28 (81 человек, или 35,9%). Итого 237 человек.
Следовательно, только одна треть истобенцев занимают низшие степени бурлачества, прочие же или управляют судами, или заведуют хозяйственной частью их. Истобенцы вообще народ сметливый, довольно честный, сильный физически, с унаследованными от предков способности плавцов. Они зорки, прекрасно осваиваются с форваторами рек и легко запоминают опасные места для плавания. Эти-то качества и позволяют многим достигать средних должностей бурлацких промыслов и высших, как например капитанов, в пароходстве. У истобенцев не достает только образования. Они уже слишком практичны; из-за практичной бережливости и довольно состоятельные из них не дают своим детям надлежащего образования; поучат их в средней школе, да и спешат послать или служить, или бурлачить, чтобы из работы подростков извлекать доходы... Обыкновенно, в декабре и январе, в Истобенск приезжают приказчики судовладельцев и нанимают бурлаков на следующую навигацию. Впрочем, с некоторыми истобенцами еще с осени, при закрытии навигации договариваются сами хозяева судов. В марте бурлаки уезжают и уходят из дома, а возвращаются обратно осенью. Истобенсцы плавают по рекам Вятке, Каме, Волге, Белой, Северной Двине и по рекам Западной Сибири, начинают проникать в Среднюю и даже в Восточную Сибирь. Жизнь, занятия, труд и обязанности капитанов, лоцманов, матросов и др. подробно описаны в 3 томе "Материалов по статистике Вятской губернии"; почему интересующиеся могут прочесть об этом там, мы же приведем здесь сведения о заработках бурлаков, выбранные из вышеуказанных трудов. Капитаны получают в Сибири от800 до 1500 рублей за всю навигацию, на реке Вятке 400 рублей, машинисты о 50 до 60 рублей в месяц, старшие лоцманы получают за навигацию в Сибири 700-1000 рублей и на Вятке 400 рублей, младшие лоцманы в Сибири - 500-600 рублей, на Вятке - 200-250 рублей, штурвальные от15 до 40 рублей в месяц, водоливы в Сибири - от 23 до 38 рублей в месяц, на Вятке от15-18 рублей, матросы в Сибири - 15 рублей и на Вятке 10 рублей в месяц, кочегары - на Вятке 11-12 рублей, в Сибири - 17 рублей в месяц. Болшея же часть бурлаков получает деньги за сплав на вятских пристанях 15 рублей 60 копеек, на пермских - 14 рублей. Жизнь всех родов бурлаков вообще полна лишений и опасностей. Поэтому не даром жены и дети, провожая их, сильно плачут. И действительно ... смертность истобенцев в рабочем возрасте поразительна. Во времена плаванья многие простужаются, надсажаются, получают острые и хронические болезни и нередко там, на чужой стороне, и умирают. "На нашем кладбище лежат больше бабы и дети, мужиков мало", - говорят истобянки".
Команда судна "Баргузин". Река Иртыш 1924 год. Сидит третий слева истобенец Н.А. Веретенников.
Пароход "Андрей Первозванный" на Иртыше. Фото истобенца Д.П. Багаева.
Команда парохода "Бебель".
Сигнальная пароходная пушка. Экспонат Истобенского краеведческого музея.
Команда парохода "Семен Баранов" 1931 г.