1889 год. Технология производства вятской гармоники.
- Подробности
- Опубликовано 22.05.2013 20:59
Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск I. Вятка. 1889 г.
Рабочим помещением гармонщикам служит в огромном большинстве случаев обыкновенная жилая изба; отдельных помещений встречается весьма мало. В такой избе против одного или двух окон устанавливается верстак высотой около аршина и до 12-14 вершков ширины, это ни что иное, как скамья; иногда снизу ея приделываются ящики для складывания в них мелких инструментов и материалов. В этой скамье есть несколько отверстий, куда вставляются маленькия наковальни; повсюду не ней набиты деревянныя планки, брусочки, иногда медныя пластинки для различных приспособлений во время работ. На полке, идущей над окнами от стены до стены избы, складываются готовыя изделия, материалы и более крупныя орудия. Чаще всего употребляемые инструменты - ножи, подпилки и проч. воткнуты за планку прибитую к стене, и всегда находятся под руками. Для вечерних работ зимой над верстаком подвешиваются к полке лампы. Многочисленные, но не громоздские инструменты гармонщика занимают не много места, так что в избе с небольшой семьей еще кажется довольно просторно; особенной тесноты нам не приходилось встречать.
Сложная техника гармоннаго производства, заключающаго в себе разные работы по металлу и дереву, требует довольно обширнаго и разнообразнаго комплекта орудий, а именно: гармонщику необходимы следующие орудия: машинки для пробивания отверстий в гармонных голосовых планках следующаго устройства: на скамейке высотою около 1 аршина (см. рис. 1) прикреплена винтами железная стойка (а), в разрезе этой стойки помещен конец рычага (b) - через отверстия на концах стойки и рычага продет толстый гвоздь, на котором рычаг может свободно вращаться, но чтобы он при поднятии и опускании не отклонялся в стороны, сквозь него проходит дугообразный стержень (с), неподвижно вделанный в другом конце стойки.
Между этим стержнем и прикрепленным концом стойки в рычаг вставляется и укрепляется неподвижно гвоздем "бородок" или стальное зубило (рис.2), сточенное с одного конца под острым углом.
На нижней, горизонтальной части стойки помещается стальная доска (рис.3), по средине ея сделано продольное отверстие, в одном конце прямоугольный вырез щель; эта доска кладется на стойку таким образом, чтобы вырез ея плотно охватывала выступ, имеющийся в углу стойки, другой же конец ея прикрепляется к стойке винтом.
При опускании рычага конец прикрепленнаго в нем зубила должен плотно входить в щель доски, под которой сквозь стойку и скамейку сделан сквозной прорез. Если на доску положить пластинку меди и нажать рычаг, то острым концом зубила медь продавливается внутрь на половину длины отверстия; переворачивая пластинку другой стороной, окончательно пробивают отверстие; выдавленная часть меди падает сквозь отверстие в ящик, приделанный снизу скамейки.
При этой машинке бывает по нескольку пар зубил и досок с отверстиями разной величины. При постоянной работе эти части машинки скоро сбиваются и требуют поправки раза два в течение зимы, за каждый раз поправка машинки без устройства новых частей обходится в 1-1,5 руб. Эта машинка делается местными и городскими слесарями и служит очень продолжительное время. Имеется она только у нескольких человек, но большинство же гармонщиков для пробивки меди употребляют особаго рода железные тиски (рис.4), состоящие из двух брусков, соединенных между собою винтами, в брусках прорезаны щели, которые при сжимании тисков гайками должны вполне совпадать. Для каждой щели имеется плотно входящий в нее бородок (рис.4а). Когда нужно пробить в планке отверстие, отрезанный для этого кусок меди кладут между брусками, зажимают и пробивают голосовыя отверстия молотком (стоит 1-3 руб.).
Для разрезывания толстых листов меди употребляются обыкновенные слесарные ножницы, стоящие 1 руб.
Терпуг - подпилок с крупной насечкой служит для первоначальной очистки и обтачивания медных планок, стоит 40 коп.
Стальное шило для пробивания отверстий в медных планках.
Шило для пробивки медных язычков - делают сами их хомутной иглы.
Плоские английские подпилки с мелкой насечкой, ценою от 25 до 32 коп. за штуку, употребляются для выпилки голосовых отверстий, язычков и проч. работ.
Большая наковальня - для разбивки медной проволоки для голосов.
Малыя наковальни употребляются для отковки голосовых пластинок (язычков), на них заклепываются и прикрепляются язычки к гармонной планке, для чего наковальни эти имеют в одном углу отверстие (см. рис.5) через это отверстие в планку вбивают проволочный гвоздь, на котором должен быть насажен язычек, стоют 30-40 коп.
Обыкновенные ножницы употребляются для разрезывания тонких листов меди, стоят 20 коп.
Маленькие тиски (плоскогубцы - рис.6) служат при вставке проволоки, на которую надевают клавиши и при др. работах - 20 коп.
Слесарные тиски ценою 80 коп. - 1,5 руб. употребляются при выделке басовых клапанов и подпилкке разных металлических частей гармоник.
Коловорот коленчатый - 60 коп. и сверла к нему по 15 коп. служат для высверливания кружков (личинок) к голосовым задвижкам.
Топор для раскалывания дерева на клавиши - 50 коп.
Небольшая поперечная пила для распиливания дерева на клавиши и другие работы.
Ножи, употребляются при подчистке голосов, вырезке мехов и других работах.
Стамески плоския служат при разных поделках по дереву - 20 коп. штука.
Полукруглыя стамески (трубки) по 10-15 коп. употребляются для просверливания голосовых отверстий в крышке гармоник.
Точильные бруски и оселки по 10-20 коп.
Большие и малые молотки ценою от 15 до 40 коп. употребляются при пробивке отверстий, заклепке язычков и других работах.
Некоторые мастера гармонщики имеют штампы различной величины, служащие для печатания узоров на гармониках и имянное клеймо, которое мастера и кладут на изделиях, выпускаемых из своей мастерской. К этим приборам нужен еще пресс (см. рис. 7), посредством котораго производятся отпечатки на изделиях.
Большая часть орудий, как-то: подпилки, ножницы, ножи, стамески, сверла, тиски и пр. покупаются гармонщиками в вятских лавках. Другие - машинка, наковальня, молотки, деревянные тиски, штампы делаются местными или близь живущими слесарями и кузнецами. Сами гармонщики почти не участвуют в выделке потребных для своего производства орудий; они делают только ручки к инструментам, подпилкам, стамескам и др.; несколько знакомые с столярным ремеслом делают и колодку к настругу, а иногда и деревянные тиски для прессования мехов.
Относительно продолжительности жизни орудий можно сказать, что почти все они служат весьма по долгу - от 2-х до 5-ти и более лет. Быстрее выходящие из употребления инструменты, как например англиские подпилки, став уже непригодными для специального употребления, переделываются местными кузнецами в ножи или резцы и опять служат долго или тем же гармонщикам, или трубочникам, токарям и др.
Материал, употребляемый в гармонном производстве, так же довольно разнообразен. Хотя из мастерской гармонщика изделия выходят в вполне законченном виде, но главныя деревянные части, так называемые "ящики" т.е. верхние крышки гармоник, дно ручки и рамы к мехам, приготовляются столярами; последним гармонщики и делают заказы этих ящиков, сообразуясь с родом и количеством изделий, которыя они намерены сработать в 1 или 2 недели; дольшею же частию покупают ящики в городских лавках.
Собственно же гармонщиками выделываются все металлические части изделия, меха, производится окраска уже готовых деревянных частей гармоник и сборка всего инструмента. Для этих работ потребны следующие материалы:
Латунная медь разной толщины № 15, 16, 17,18.
Проволока медная для язычков № 17.
Проволока тонкая медная для пружин.
Проволока медная толстая для басовых клапанов и "костыльков" № 13.
Листовая шлифованная медь для обивки клавишей и углов гармоник, или листовая жесть № 17 и 19.
Проволока железная и листовое железо для клапанов, которые и прикрывают голосовыя отверстия в гармонной крышке.
Гвозди для прикрепления ручки к гармонике, или, (для крупных сортов изделий) железные шурупы (винты).
Мелкие машинные гвозди для обивки клавишей и углов гармоник медью.
Обыкновенный сафьян для обивки клапанов, прикрывающих голосовыя отверстия в гармонной планке.
Кнопки для передвижек и басовых клапанов.
Из дерева идет только ольха для клавишей и фанерочный орех для передвижек в очень незначительном количестве.
Для мехов употребляются:
"Архива" - обыкновенная исписанная бумага, прежде шла из различных архивов, отчего и получила свое название. Старинная бумага, как более толстая и предпочитается.
Черный коленкор для первоначальной оклейки углов меха.
"Пашины" - тонкая кожа вроде замши, остающаяся от работ у шубников и меховщиков. Пашинами оклеиваются углы меха в месте их растяжения.
Цветная "потальная" бумага и бордюр, которыми оклеиваются меха снаружи.
Клей шубный.
Для окраски и отделки гармоник употребляются:
Сурик, фуксин, киноварь, сажа, деревянное, льняное масло и вата.
Лак спиртовой и политура.
Металлический порошок для печатания на гармониках узоров штампами.
Очень сложную технику гармоннаго производства можно подразделить на четыре отдела, отличающиеся между собой по роду разрабатываемаго материала и применению различных специальных технических приемов, а именно:
а) Выделка гармонных ящиков.
Этот отдел находится вне мастерской собственно гармонщика, имея с ней только экономическую связь, он всецело принадлежит специалисту-столяру, доставляя гармонщику уже готовыя изделия.
Остальные три отдела входят в область работ собственно гармонщика.
b) Выделка гармонных планок, голосов и полная установка строя гармоники.
с) Приготовление различных деталей гармоники: валов, камер, клавишей, пружин, отделка и окраска гармоннаго ящика.
d) Приготовление мехов.
Выделка голосовых планок и полная установка строя гармоники составляет самый важный и существенный отдел в работах гармонщика. Процесс производства начинается тем, что мастер нарезывает слесарными ножницами из довольно толстой меди планки разной величины, длинныя для тонких голосов и небольшия для басовых. Если нет слесарных ножниц, то эта операция производится большими обыкновенными, посредством постукивания их молотком. Выпрямив молотком на большой наковальне планку, мастер накладывает на планку мерку, очерчивает по длине ея продольныя линии, которыми определяется длина голосовых отверстий и выбивает эти отверстия на пробивной машинке.
Голосовыя отверстия - щели располагаются на планке парами, между отверстиями, составляющими пару, разстояние должно быть не много больше ширины самого отверстия, между парами же оно втрое больше (рис.8).
Каждая пара называется "ладом", или голосом, почему и гармоника, имеющая одну голосовую планку с 5, 6, 7 парами отверстий, называется пятиладной, шестиладной, или пятиголосой, семиголосой и т.д. Каждая же планка составляет тон или регистр. Большия, лучшия гармоники имеют по несколько голосовых планок, по числу которых и называются двухтонными, трехтонными, четырехтонными и т.д.
После пробивки голосовых щелей планки вновь выпрямляются молотком; у концев голосовых щелей пробиваются маленькие отверстия, где к планке будут прикрепляться язычки; затем поверхность и края планки выравниваются терпугом, а изнутри голосовыя щели вычищаются плоскими английскими подпилками. В месте прикрепления язычка, для прочности последняго, щель делается несколько шире, постепенно суживаясь к другому концу, но на столько незначительно, что это едва заметно на глаз.
По окончанию этой работы мастер заготовляет "пруточки" для голосовых пластинок: он берет медную проволоку, накаливает ее до красна, остуживает несколько и разбивает на наковальне молотком. Затем еще раз накаливает, остуживает и уже окончательно расколачивает в тонкую длинную пластинку. Накаливание проволоки производится для того, чтобы она было прочнее и мягче, иначе она быстро рвется и ломается.
После этого в отверстие, назначенное для прикрепления язычка, вбивается заостренный подпилком шпилек (сделанный из железной проволоки № 17); на шпилек насаживается пруток разбитой меди, поворачивается на шпилек так, чтобы закрыть голосовую щель, величина которой и очерчивается на прутке тонкой иглой; затем пруток снимается со шпилька и язычек обрабатывается по намеченным линиям. Несколько выпрямив язычек подпилком, мастер снова надевает его на шпилек и смотрит на свет, вполне ли совпадает он с отверстием. Язычек должен свободно входить в отверстие, ни чуть не задевая стенок его, но не должен быть также и слишком мал по сравнению с отверстием. При несоблюдении перваго условия он будет издавать или нечистый, шипящий звук, или совсем не будет звучать, при несоблюдении второга - получится слишком слабый звук. Поэтому мастеру приходится много раз примеривать язычек, подпиливать и пробовать на наковальне его звук. Наконец язычек отрезывается от прутка, насаживается на шпилек и заклепывается. После этого звук голоса мастер многократно проверяет посредством вдыхания на себя воздуха через голосовое отверстие планки. Для устройства первоначальнаго, основнаго голоса мастер обыкновенно имеет у себя образец - планку от старой гармоники, по тону которой и устанавливает строй планок для новаго изделия. Если звук голоса высок и не соответствует принятому тону, то мастер скоблит ножом "пятку" или корень язычка (место прикрепления его к планке) если низок - скоблит ножем, или подчищает подпилком "вершину" - свободный конец язычка. При чем сотни раз прикладывает планку ко рту и пробует звук. Следующий язычек прикрепляется уже с противоположной стороны планки. При этой операции употребляется еще подголосник - тонкая медная пластинка, которую подкладывают под язычек во время его подпилки и подчистки. Зазубрины, сделанныя подпилком, немножко подчищаются еще шкуркой. Все описанныя операции проделываются с каждым и из остальных голосов. В рублевой гармонике-семиголоске, с двумя планками таких голосов (язычков) 38; в больших же дорогих гармониках их насчитывается до 200 и более.
При достаточном числе наличных рабочих в мастерской к окончанию описанных операций труда поспевают и упомянутыя выше работы следующих отделов, а именно:
На внутренней стороне крышки и дна гармоники устраиваются "валы" или камеры для помещения голосовых планок. Для однотонной гармоники из тонкой дощечки дерева выпиливается рамка (рис.9), соответствующая форме голосовой планки, но несколько большей величины; рамка эта плотно наклеивается на внутреннею сторону крышки гармоники, прибивается гвоздиками и затем тонкими деревянными перегородками делится на камеры по числу ладов в планке; для семиголоски таких камер должно быть 7. На дне каждой камеры просверливается отверстие, проходящее на наружную сторону крышки гармоники, с которой эти отверстия будут прикрыты клапанами. При наложении на этот вал голосовой планки (рис.9) камеры вала должны вполне изолировать каждую пару голосов или ладов, для чего рамка вала и перегородки смазываются густым клеем.
Если же из одной камеры при действии мехов будет проходить воздух и в другия, то при открытии одного клапана зазвучат и прочие голоса. Рамки часто заменяются углублением, выдолбленным в крышке гармоник, которое также делится тонкими перегородками на камеры по числу ладов, с отверстиями для каждого. На это углубление и наклеивается планка. Затем устраиваются валы и для басовых голосов. В дешевых, однотонных гармониках, обыкновенно ставится два баса: шестерик (рис.10) - бас с шестью язычками, из которых три звучат при растяжении мехов и три при сжимании - и октава их двух язычков (рис.11).
Для шестерика в верхнем углу дна гармоники, плотно вставленнаго в деревянную раму, наклеиваются 3 бруска, образуя с рамой гармоники камеру (рис.12); из этой камеры сквозь раму прорезано отверстие, прикрываемое снаружи клапаном, на эти три бруска и наклеивается басовая планка, одним же краем она должна плотно прилегать к раме. Также делается вал и для октавы в нижнем углу дна. В верхнем левом углу иногда делается еще пискунчик или свисток - это басок одинаково звучащий при сжимании и растягивании мехов.
При устройстве гармоник в несколько тонов эта работа значительно усложняется. Так в двухтонной гармонике (рис.13) вал для помещения голосовой планки делается так: рамка вырезается из цельнаго куска дерева вместе с дном; по всей длине вала, между крышкой гармоники и дном вала проходят передвижки, сделанныя или из тонкой дощечки дерева или фанерки, служащия для того, чтобы можно было закрывать ими круглыя отверстия для прохода воздуха и играть на том или другом тоне, смотря по желанию. Сквозь дно разделенных на камеры валов, плотно вздвинутыя под ними задвижки и крышку гармоники просверливаются отверстия, по одному в каждой камере, разстояние между отверстиями должно быть равно диаметру самих отверстий, тогда, если выдвинуть из вала задвижку на разстояние в величину отверстия, то все отверстия будут закрыты.
На нашем рисунке отверстия втораго вала на половину закрыты немного выдвинутой задвижкой, в первом валу совсем закрыты. В наружной стороне гармоники отверстия от обоих валов прорезываются наискось, на встречу друг другу, где и сближаются, для того, чтобы оне могли закрываться одним клапаном. К свободному, широкому концу задвижки приклеивается кусок дерева (рис.13 и 14а), составляющий вершину задвижки. Когда задвижка плотно выдвинута в вал, сквозь ея и крышку гармоники, пробивается "костылек" (b), это выкованный из медной проволоки гвоздь, к внешнему концу котораго прикрепляется "личинка" (с) - круглая медная пуговица. По длине гармоники на крышке ея сделан прорез (d), по которому и может двигаться костылек с личинкой. Если отодвинуть пуговицу влево, то и задвижка посредством костылька выдвинется и закроет голосовыя отверстия (h). Костылек и личинку делают гармонщики сами; первый выковывается из медной проволоки, а вторую высверливают центриком из нетолстой медной пластинки. Для больших же гармоник употребляются покупные кнопики. Такой кнопик состоит также из пуговицы и железнаго стержня, оканчивающагося винтом (рис.15). Этот стержень пропускается не в крышку, а сквозь раму гармоники и заканчивается в вершину задвижки.
Параллельно с этими работами производится и выделка мехов. Из толстой старинной писаной бумаги, так называемой "архивы", склеиваются шубным клеем картонные листы; для небольших гармоник толщина картона делается в четыре листа, для крупных в 5-6 листов. Склеенные листы зажимаются в струбчики, деревянные тиски, в которых и просушиваются до известной степени влажности (до гибкости нетолстаго кожаннаго ремня).
Эти полувлажные листы по линейке склеиваются в борины; для небольших гармоник рублеваго достоинства делают обыкновенно 7 борин, для больших же иногда делается два меха по 5 борин, соединенных в одно целое деревянной рамой. Сложенные борины опять зажимают в тиски и в течение полусуток высушивают. Затем концы борин обрезывают по угольнику таким образом, чтобы внешние углы их сходились, а внутренние оставались свободными (рис.16). Края мехов приклеиваются к рамам гармоники, а сходящиеся углы борин "сшиваются" - склеиваются густым клеем, - коленкором; во внутренние полые углы мехов вставляются "пашины", это четырехугольные лоскутки, вырезанные из обрезков тонкой кожи в виде замши, остающиеся у шубников от овчин и других мехов. Затем мех оклеивается цветной бумагой и просушивается.
После приготовления мехов производится отделка деревянных частей гармоники. Гармонный ящик (рис.17) для мелких сортов изделий состоит из следующих частей: ручки или кобылки (а), в которую вставляется клавиатура - двух деревянных рам, между которыми вклеиваются мехи - двух крышек верхней и нижней, плотно вставляющихся в рамы и "зонтика" (с), которым прикрываются клапаны на крышке гармоник. Для крупных сортов делаются две кобылки или ручки - нижняя ручка составляет небольшой ящичек, в котором помещаются басовые клапаны (d), кроме того, бывает еще третья рама, помещающаяся в середине мехов.
Мелкие сорта гармоник отделываются так; прежде всего зонтик, крышки и рамы, с вклеенными уже в них мехами, вычищаются шкуркой; затем части ящика, кроме ручки, покрываются суриком на клею и когда краска просохнет, вновь очищаются шкуркой и покрываются киноварью на красном спиртовом лаку, для чего плотно свернутый кусок ваты, обмоченный в лаке, мачут в киноварь, и, смазав не много маслом, натирают дерево до суха, пока оно не заблестит; после этого расписывают ящик полосами фуксином. Ручки окрашивают голландской сажей и покрывают лаком. Ящики для больших гармоник, очистив шкуркой, сначала окрашивают коричневым фуксином на воде, намазывают окрашенное изделие клеем и вновь очистив шкуркой, опять окрашивают их фуксином же на красном спиртовом лаку и полируют, окраска получается красиваго густофиолетоваго цвета; иногда ящики не красят, а покрывают только лаком.
После окраски, гармоники лучших сортов еще штампуют вырезанными из меди узорами и прикладывают имянное клеймо мастера. Штамп - медный наугольник с выгравированным на нем узором - нагревается, обмакивается в металлический порошок, накладывается на выкрашенную крышку гармоники и прижимается к ней штамповальным прессом (рис.7); на крышке и получается вдавленный в дерево металлический отпечаток узора. Нагревать штампы нужно умеренно, при сильном нагревании краска сходит с дерева и пристает к штампу, при слабом - не получается отпечатка.
В ручке гармоники выпилены углубления, в которыя вставляются "пальчики" или клавиши; для клавиш выстругиваются тонкие брусочки дерева, которые и обрезываются соответственно величине углублений; клавиши должны входить свободно в эти углубления, ни где не задевая за их стенки, затем вся ручка по длине, недалеко от прикрепления ея к крышке гармоники, прокалывается проволокой (рис.18); просверливая шилом клавиши, насаживают их на эту проволоку; с внутренней стороны клавиши срезываются под углом для того, чтобы под ними было свободное помещение для пружины (рис.19).
Пружины делают сами же гармонщики из проволоки № 19 и 20, для чего употребляется дощечка, в которой вбиты по одной линии 3 гвоздика на некотором разстоянии друг от друга, зацепив проволоку за первый гвоздик, ее раза четыре обвивают спиралью около втораго и задевают за третий нижний гвоздь (рис.20), если сближать концы проволоки по направлению завивки пружины, то они, вследствие упругости последней, стремятся разойтись. Один конец такой пружины вбивается в клавиш, а другой упирается в дно гнезда, от давления этой пружины клавиш и поднимается к верху. Когда пружины все вставлены, ручку с клавиатурой прибивают машинными гвоздями, или прикрепляют винтами к крышке гармоники и приготовляют "пуговки" или клапаны для закрывания воздуходувных отверстий в крышке гармоники.
Для клапанов нарезываются четырех-угольныя пластинки листоваго железа, пластинки эти пробиваются шилом, в отверстие вставляется конец железной проволоки, где он и заклепывается, другим же концом клапан вставляется в клавишу и таким образом, чтобы пуговица закрывала отверстие; для того, чтобы клапаны плотнее прилегали к отверстиям и не пропускали воздуха, снизу пуговиц наклеивается замша (рис.21).
Затем над клапанами прибивается на проволочных шпилях зонтик, - небольшой деревянный ящичек с отверстиями, под которыми подклеена цветная бумага. К ручке прибивается для пальца петля из тесьмы, а в углы нижней крышки для некоторых сортов гармоник вставляются медные ножки. Клапаны для басовых голосов иногда покупаются готовыми, иногда их делают сами гармонщики из меди. Пружины употребляются для них такия же, но для больших гармоник ставится их по 2 под каждый голос.
По исполнении описанных работ приступают к окончательному устройству голосовых планок. Все подготовленныя для гармоник планки закаливают, для чего их кладут на заслонку от печи, или какой нибудь железный лист и нагревают на шестке над пламенем горящих щепок до тех пор, пока планки не зашипят при наложении на них смоченнаго слюною пальца. Закаливание производится для того, чтобы строй голосов был постояннее и звучнее, у незакаленных планок строй сильно повышается и разстраивается. Затем для каждого голоса нарезываются из сафьяна "хлопчики" или клапаны. Чтобы кожа была эластичнее и свободно поднималась, сафьян снаружи надрезывается узкими полосками ножем, а с внутренней стороны распушившаяся кожа подчищается пемзой, чтобы она не могла засорять голосов.
Проверив еще раз после закалки все голосовыя планки ртом, также как и при выделке язычков, подчистив их, наклеивают хлопчики и только с одной стороны, которая будет обращена к планке гармоники, на голоса звучащие "в растяг" т.е. при растягивании мехов.
Намазав густым клеем все перегородки вала, накладывают планку и прибивают ее еще шпильками, нарезанными из железной проволоки и края планки еще раз обводят клеем, чтобы ни где не проходил воздух. Просушив гармонику, мастер окончательно устанавливает строй голосов, что производится уже посредством мехов. Верхняя и нижняя крышка гармоники уже с приклеенными голосовыми планками вставляются в рамы с мехами и гармоника принимает окончательный вид. Действуя мехами, мастер проверяет по слуху звук голосов, если звук не верен, он вынимает крышку гармоники и подпилком и ножем подчищает язычек. Сначала он настраивает голоса в растяг т.е. голоса звучащие при растягивании мехов, а затем "на спуск" - звучащие при сжимании мехов. Когда строй окончательно установлен, приклеиваются "хлопчики" к голосам с наружной стороны планки; для того, чтобы хлопчики не могли совсем отогнуться от язычков, над ними протягивают проволоку, загнутыя концы которой заколочены в крышку гармоники. Клапан, поднимаясь от действия воздуха, ударяется о проволоку не может отогнуться далеко. Затем крышка и дно гармоники вклеиваются ржаным клейстером в рамы с мехами и вся гармоника еще раз покрывается лаком, чем и завершаются процессы производства. Для лучших сортов гармоник ставится еще "прибор", состоящий из никкилированных застежек, наугольников и других украшений. Приборы покупаются готовыми в лавках.
При одиночном ведении производства описанныя операции труда могут распологаться в разнообразном порядке. Мастер-одиночка, сам приготовляющий каждую часть изделия, может сначала выделывать только меха для недельной или большей партии гармоник, или приготовить для этой партии только мелкие части - клавиши, пружины, выкрасить ящики и пр., а затем уже делать голосовыя планки, или же на оборот, - прежде приготовить планки, а затем уже и остальныя части изделия. В мастерской же с несколькими рабочими процессы производства располагаются таким образом, чтобы к окончанию работы мастера, исключительно занимающагося устройством голосовых планок и установкой их строя, все остальные успели приготовить и прочие части изделия.
Самыми важными моментами в технике гармоннаго производства считаются - устройство гаммы в голосовых планках и окончательное установление правильного строя гармоники. В достижении удовлетворительнаго исполнения этих работ и состоит вся сущность успешнаго обучения промыслу. Дело в том, что для устройства тона гармоники необходимо иметь от природы тонко развитый слух, способность легко разбираться в мире звуков, которую обладает далеко не каждый; при совершенном же отсутствии этаго качества, как бы хорошо человек не освоился со всеми техническими приемами производства, хотя бы в совершенстве мог изготовить все детали инструмента, все таки никогда не будет самостоятельным мастером, а останется только простым рабочим.
Обучение промыслу начинается (лет с 12-14) с самых простых операций труда. Сначала ученик склеивает меха, затем переходит к "поделке" т.е. выделке деталей гармоники - клавиш, пружин; учится окраске ящиков и наконец приступает к устройству голосовых планок. Если природный слух у обучающегося есть, то пребывание в мастерской гармонщика много пособляет развитию этаго необходимаго для промысла качества, ученик постепенно привыкает разбираться в разнообразии звуков и, при удовлетворительных способностях, года через 3-4 становится мастером.