Виды ремесел.
- Подробности
- Опубликовано 01.05.2011 15:56
Много лет прошло с момента, когда переселенцы – русские обосновались на Истобенском побережье. Земли, пригодные для хлебопашества, давно были освоены, а население росло. Поэтому размеры участков, приходившихся на хозяйство, сокращались. Истобяне все острее испытывали нехватку пахотных угодий.
По данным земельной переписи Истобенской волости, в 1885 году в 80 селениях насчитывалось 1367 хозяйств. Из 11170 десятин земельных угодий пашни было всего 2836 десятин, усадебной земли – 3582 десятины (32,2 процента), выгонов – 600 десятин (6 процента), леса – 2199 десятин (19,7 процента), неудобиц 1557 десятин (13,3 процента). В то время, как на хозяйство в Орловского уезда приходилось пашни 7,6 десятин, в Истобенской волости – всего 2,54 десятины, а у жителей села пашни вообще не было.
Сенокосов в Орловском уезде в среднем на хозяйство, было 4,7 десятины, в Истобенской волости – 2,59 десятины, в Исобенске – 2,79. Усадебной земли в Истобенской волости падало на хозяйство 0,32 десятины, а по селу Истобенску 0,14 десятины.
Малоземелье заставило жителей заниматься огородничеством, молочным животноводством, подсобными промыслами, отходничеством для службы в речных флотилиях страны.
Среди промышлявших неземледельческими занятиями попадались талантливые мастера, которые на выставках кустарных изделий отмечались грамотами и наградными медалями. Славились мастера-удочники и изготовители блесен в селе, деревнях Тупицыны, Крысовы и других. Участниками многих кустарных выставок в Петербурге, Нижнем Новгороде, Вятке были мастера И.Д.Нелюбин, Мошкин, Курбатов и другие.
Иван Данилович Нелюбин придумал и создал технический процесс производства удочек, приспособления и инструменты для резки проволоки на заготовки, для загиба цевья, ковки жала, заготовки острия и тому подобное. Им изготовлялись из опоки формы для отлива блесен, был отработан их выпуск. Удочки И.Д. Нелюбина за высокое качество их изготовления пользовались спросом, и мастер имел постоянную клиентуру в лице перекупщиков кустарных изделий и торговцев.
Искусным мастером-краснодеревщиком был Васильев Василий Никитич, выполняющий заказы на мебель на дому и работающий в отходничестве. Им, например, проводились столярные работы в первой вятской подпольной типографии РСДРП. Неплохим мастером зарекомендовал себя Павел Николаевич Халтурин, работавший учителем Истобенского двухклассного училища.
Талантливым мастером-кузнецом был Кирилл Афанасьевич Тулакин, прозванный за свое искусство колдуном. Токарные, сверлильные и другие станки, ветряной двигатель, приводивший эти станки в работу, маленькая литейная и другое оборудование кузницы Тулакина было изготовлено им самим при помощи шести сыновей. Мастер сделал за свою жизнь около 70 ручных и приводных молотилок, много веялок, плугов, и других сельхозмашин и инвентаря. К.А. Тулакин с сыновьями в кузне изготовлял ружья, самовары, швейные машины, сделал фисгармонию, скрипку и другие вещи. Кузнец построил первую в селе паровую молотилку. Он придумал однажды построить небольшой пароход для хозяйственных нужд и через некоторое время спустил на воду первое, а затем и второе паровое судно мощностью в три лошадиных силы. При этом все оборудование этих пароходов изготовлялось мастером в своей кузнице. Изделия кузнеца на выставках в Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и Вятки пользовались неизменным успехом, отмечались медалями.
С селом Истобенском связано возникновение гармонного промысла в Вятской губернии. И отцом этого промысла стал 150 лет тому назад крестьянин и матрос Данила Карпович Нелюбин. Плавая на хлебной барже по Волге, купил однажды Данила Нелюбин в Нижнем Новгороде гармошку тульской работы, но вскоре ее сломал. Когда тульский мастер Аким Воронцов ремонтировал инструмент, внимательно наблюдал за ходом работ Данила Карпович, выспрашивал непонятное, знакомился с основами гармонного мастерства.
Дома полученные знания он применял при починке своей и соседских гармоник. Поднаторев на починке, освоив мастерство, решился Нелюбин сделать гармошку своей работы, но столкнулся с трудностями изготовления голосовых планок. Помучившись, сделал пленки не железные, как у тулки, а латунные. Их легче готовить простым инструментом, да они и не ржавеют. За первой гармошкой последовала вторая, третья и … Стал мастер Нелюбин работать на рынок.
От него гармонное мастерство перенял нищий подросток Иван Жоржа (Иван Степанович Крысов), который часто помогал в работе Даниле Карповичу. Иван Степанович Крысов начал производить гармошки также на продажу. Эти два мастера-истобянина обучили своей профессии и других умельцев. Гармонный промысел распространился по Истобенской волости, затем в Орловском и Вятском уездах. Гармошка-вятка получила признние. Рос спрос на нее – росло производство.
Искусным и талантливым мастером в селе был слепец Амвросий Ефимович Ковязин, один из первых освоивший в 40-х годах XIX столетия выделку полированных изделий из наростов на коре березы, создавший технику корешкового производства. Так как кап в виде наростов на стволах берез встречается очень редко, открытие истобенского слепца в том, что древесина наростов корней березы заменяет кап, подтолкнуло развитие капокорешкового промысла. Многие вятские мастера капа прошли у Кавязина школу обработки корня и перешли на выработку корешковых изделий.
В книге "Кировские кустари" за 1938 год ее автор М.Н. Шатров назвал А.Е. Ковязина, слепого мастера-самородка, - родоначальником корешкового промысла в Вятской губернии. Изделия слепца пользовались большим спросом у богатых людей. "Вятские губернские ведомости" в № 30 за 1844 год сообщают, что изящные шкатулки Ковязина А.Е. из полированного капокорня с замками, с музыкальными устройствами и тайниками, с наклеенными на внутренней стороне верхней крышки специальным "Свидетельством", удостоверяющим изделие мастера-слепца, ценились от 600 до 1500 рублей.