Гармоника.
- Подробности
- Опубликовано 02.05.2011 15:57
Гармоника (гармонь) - клавишно-пневматический инструмент. При смене движений меха вятская гармоника издает одинаковые звуки (аналогично ливенке, елецкой, вологодской). По типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок вятская гармонь считается однорядной. Форма клавиш правой клавиатуры продолговатая. Стандартный басо-аккордовый аккомпанемент дополняется клавишей, расположенной, с тыльной стороны левого грифа и дающей отдельный звук в высокой тесситуре. Его народное название: «подголосок» или «гудочек (пискун)». Главное отличие вятской гармони от тульской в наличии латунных голосов вместо тульских железных.
Вятские мастера являлись признанными лидерами в производстве гармоник. Кустарное производство в губернии по своему размаху занимало второе место в стране после тульского. Здесь производились оригинальные по конструкции, акустическим данным и внешнему виду инструменты. Изготавливались также национальные татарские, марийские и другие гармоники, известные далеко за пределами России — в Иране, Китае, Монголии.
По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в 1890-х гг. "всех гармонщиков считается в Вятской губернии до 500 человек. Вятские гармоники имеют сбыт во всей России". Главная причина большого распространения экономическая: только один из десяти крестьянских дворов мог существовать на доходы от сельского хозяйства, остальным, чтобы прокормиться, надо было заниматься кустарным производством или отхожим промыслом.
Родоначальником гармонного промысла в Вятской губернии был отхожий крестьянин села Истобенское Данила Карпович Нелюбин (1821 — ок. 1898).
В 1841 году чудный инструмент немецкого производства привез с Нижегородской ярмарки Данила Нелюбин. Немало он слышал о гармони, в руках же не держал ни разу, а вот взял да и купил с разрешения отца. Только не долго тешил заграничный инструмент Данилу. Поломалась гармонь.
Снова поехал Данила в Нижний Новгород, взял инструмент с собой и обратился к гармонных дел мастеру Воронцову. Пока ремонтировал тот гармонь, Данила следил за каждым его движением. Не стал и мастер скрывать от пытливого паренька своих секретов. Научился у него кое-чему Данила.
Непростым оказалось гармонное ремесло. Но Данило научился сам ремонтировать гармоники. И пошли к нему люди со сломанными инструментами: сначала односельчане, а потом стали приезжать и из далеких сел и деревень. Через несколько лет решил Данило сам сделать новую гармошку. Работал без специальных инструментов, вручную. Главная трудность была в выделке голосовых пластин. На Тульской гармонной фабрике они делались из листового железа, а голосовые отверстия машиной пробивались. Решил мастер сделать эти пластины из латуни, которая простым зубилом пробивалась, не ржавела и более чистый звук держала. Усовершенствовал Данило и другие детали. Зимой 1841—1842 годов сделал Нелюбин свою первую двухголосую гармошку. И все в ней - от мехов до механики и голосов - Данила сделал своими руками. Вот вам и дата рождения первой вятской гармони, которой уже больше 160 лет.
Научился Данила не только гармони ладить, но и играть хорошо. И полетела слава о вятском мастере-кустаре по всей матушке России. И посыпались заказы отовсюду. Узнали вятскую гармонь и на Урале, и в Сибири.
Потом появились у Данилы ученики. Стали развиваться артели по производству гармошек, а позднее и фабрики. А в 1900 году на первой Парижской выставке вятские гармони получили самую высокую оценку специалистов Европы. Началось же все с него, Данилы Нелюбина.
Повадился к Нелюбиным ходить мальчонка лет двенадцати-тринадцати. Звали его Иван Крысов. Был он бездомным, нищенствовал. Все считали его недоразвитым. И Данило, не опасаясь выдать свои секреты мастерства, показывал Ивану, как он работает, собирает гармонь. Способным оказался Иван. Скоро сам стал мастерить гармошки и даже других учить. Так гармонный промысел распространился по всей Вятской губернии.
Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе: 1-гриф, 2-клавиши, 3-сетка, 4-клапаны, 5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше, 6,8-основные голосовые планки, 7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже, 10-подвижная кожаная петля для большого пальца