1917 год. Производство гармоний в Вятской губернии.
- Подробности
- Опубликовано 11.12.2019 23:17
Производство гармоний и других музыкальных инструментов кустарным путем.
Л. Гданьский. Петроград, Москва. 1917 г.
2) Производство гармоний в Вятской губернии.
В Вятской губернии гармонное производство зародилось приблизительно в то же самое время, что и в Тульской губернии.
Началось оно с поправки плохих тульских гармоний и впервые возникло в селе Истобенском, Орловскаго уезда. Поправка тульских гармоний естественно привела к мысли делать новыя по типу тульских и в 1895 году в Вятской губернии насчитывалось 1000 кустарей занятых производством гармоний. Гармонное производство укрепясь среди жителей села Истобенскаго, перекинулось в уездный гор. Орлов, где сбывались предварительно сделанныя гармонии и отсюда перешло в Вятский уезд.
По сведениям 1896 г. уезды Вятской губернии по количеству кустарей — гармонников можно перечислить в следующем порядке:
- Вятский уезд до 300 кустарей;
- Котельнический до 200 кустарей;
- Орловский до 200 кустарей.
В других 8-ми уездах производство гармоний было сравнительно незначительно и общее количество кустарей занимающихся им не превышало 300 человек.
В настоящее время, конечно, производство расширилось и занимаются гармонным мастерством около Вятки свыше 2000 человек, причем сумма производства определяется свыше 200 000 руб. т. е. около 100 руб. на человека в год.
Отсюда видно, что заработки вятских кустарей нисколько не отличаются от заработков их тульских собратий.
а) Выделка ящиков.
В Вятской губ. для ящиков кустари пользуются ольховым деревом.
Образец Вятской гармонии.
Делают их преимущественно столяры дер. Трушинской, Катиницкой вол. Лес покупают на Вятке. Сам способ выделки ничем не отличается от выделки тульских ящиков и вся разница только в материале. Регистровыя задвижки вятичи делаюсь из ореховой фанеры. Лесенка с разгородками для голосов клеится из ольхи, а сами разгородки из ели.
б) Нарезка планок.
В Вятской губ. для нарезки планок пользуются рычажными ножницами, которыя вырезывают их по шаблону. Для планок идет исключительно латунь, которая покупается листами по 35—40 коп. за фунт.
в) Выдавливание отверстий для голосов.
Вятские кустари выдавливают голосовыя отверстия в планках с помощью особаго станка.
Образец гармонии рояльнаго строя.
Станок этот изобретен вятским кустарем-кузнецом Вороновым. Воронов же и изготовляет эти станки. Станок состоит из следующих частей: рукоятки, которая движется около оси, штемпеля-пробивателя и железной полоски с дырьями, в которыя входит штемпель. Штемпель прикреплен вблизи оси рукоятки. Пробивание планок совершается следующим способом. На железную полоску кладут планку и привинчивают ее, под рукоятку подкладывают кусок дерева, чтобы рычаг не поворачивался слишком далеко и этим устраняется возможность глубокаго проникания штемпеля в латунную пластинку.
Наклепывание голосов.
Вятские кустари делают голоса не из латунных полосок, как это практикуется в Тульской губернии, а попросту приготовляют их из медной проволоки.
Проволока плющится молотком до необходимой толщины и из полученной таким путем полоски нарезываются голосовыя пластинки нужной величины.
Образец Венской гармонии.
Перед плющением проволоку накаливают до красна и в этом виде кладут под молот. Расплющенную раз, ее накаливают вторично и вторично плющат.
Голоса прикрепляются к планке шпильками из проволоки. Шпильки эти нарезывает обыкновенно ученик, причем с одного конца шпильки обтягиваются.
Планку кладут на деревянный брус и вколачивают шпильки. Затем в голосовых полосках проделываются отверстия для шпилек и их одевают на планку.
Голос с изнанки обчерчивается пилкой сквозь отвepcтиe в планке, обрезывается пружинными ножницами и приклепывается. Затем следует точная пригонка, голос обтачивается напилком, прибивается и настраивается тем же способом, который практикуется вообще гармонными мастерами и который мы описали уже в обзоре производства гармоний в Тульской губернии.
После настройки планка прикладывается и затем снова настраивается. Этим путем в день один человек может приготовить до 100 голосов.
г) Выделка меха.
Для меха вятские кустари берут так называемую архивную бумагу. Эту бумагу они покупают в правительственных архивах по цене 6—8 коп. за фунт. Бумагу обыкновенно склеивают по 3—4 листа и из фунта бумаги выходит мех для 10 клавишной гармонии.
Mеxa клеют подмастерья. Углы оклеивают пашиной, т. е. отбросами шкурок, которыя скупаются у шубников. Кроме пашины употребляется в дело также и белая лайка, покупаемая шкурками по 20—60 коп. за штуку. 20 коп. шкурки вполне достаточно для двух мехов 10-ти клавишной гармонии.
Сам мех расчерчивается шилом на на склеенных листах бумаги, вырезывается ножем по линейке и загибается. Вырезанныя и загнутыя четыре полосы подклеиваются к ящику, точно подгоняются и углы оклеиваются коленкором или бумагой, а углубления лайкой или пашиной.
Клавиши для гармонии выделывают из березы, которая покупается для этой цели маленькими брусками и высушивается. Сами клавиши обтягиваются никкелированным цинком, который загибается внизу клапана и подбивается там маленькими машинными гвоздями. Круглые концы клавиш выписываются из Тулы или из Москвы, хотя впрочем часто покупаются на месте у торговцев или в кустарном музее.
Украшения из никкелированнаго цинка покупаются тоже в готовом виде. Надписи и медали на них выдавливаются прессом, причем пластинка надевается и штамп при печатании снабжается бронзовым порошком.
Снаружи гармонии окрашиваются красным лаком и полируются белой политурой.
Обыкновенно опытный прилежный мастер может сделать в неделю, работая с подмастерьем и учеником, до 2-х планочных и 4-х 10-ти клавишных гармоний, которыя идут в продажу по 3 руб. 25 коп. за штуку.
Из родов гармоний, выделываемых Вятскими кустарями, наиболее распространены так называемый итальянская гармонии. По конструкции эти гармонии близко подходят к «ливенским» гармониям рояльнаго строя и отличаются от них своей четыреугольной формой. Вятския гармонии отличаются между прочим внешней отделкой, сделанной не без вкуса. Отделка резко отличает их от пестрых, кричащих украшений тульских гармоний. Внешний вид их изящен и благородно—скромен.
Образец Итальянской гармонии.
Вятския гармонии идут больше всего в Сибирь, где их предпочитают тульским, как за внешность, так и за качества. В Вятской губ. делают также и хроматическая гармонии, причем обыкновенно полутоны прилаживаются к простой итальянской гармонии. Благодаря тому, что при этом пользуются строем, на такой гармонии играть очень неудобно, тем более, что звук под клавишами правой руки одинаков как при растягивании, так и при сжимании меха, а басы, наоборот, имеют различный звук и размещены притом в безпорядке. Таких гармоний делается очень немного и раскупаются оне крайне плохо, что заставляет подумать об их усовершенствовании.
Образец хроматической гармонии .
Вятские кустари все грамотны и любознательны до крайности. Их благосостояние гораздо выше и прочнее, нежели тульскаго кустаря. Здесь кустари живут в просторных избах, причем всюду для мастерской имеется особая комната, что конечно способствует чистоте и опрятности жилых помещений.
Вятское гармонное производство с каждым годом совершенствуется и это зависит только лишь от энергии и деятельности вятскаго кустаря. Нужно заметить, что вятский кустарь очень немного зависит от скупщика и это конечно способствует улучшению производства. Цены на гармонии не сбиваются, так как вятичи делаюсь обыкновенно готовыя гармонии. У вятскаго кустаря семья представляет собою фабрику в миниатюре, где все члены заняты изготовлением гармонных частей и каждый владеет своей спецальностью. Если же наличных членов семьи нехватает, вятский кустарь берет в подмогу себе подмастерья и таким образом все таки сохраняет свою самостоятельность.
Благодаря такому, обычаю положение вятскаго кустаря резко разнится от положения его тульскаго собрата, который всецело зависит от прихоти и алчности скупщика отдельных частей. Вятскому кустарю незачем продавать свое произведение за низкую ценy, так как на полную гармонию всегда найдется покупатель, между тем как отдельныя части могут быть нужны только специальному их скупщику.
Кроме того Вятское гармонное производство своим улучшением обязано многим любознательности местнаго кустаря. Нет такой вещи, попавшейся на глаза вятичу, чтобы он не попытался бы ея сделать и притом сделать хорошо, не жалея времени и труда — лишь бы вышла хорошая вещь.
При наличности таких данных гармонное прозводство в Вятской губернии несомненно может развиться и встать на широкую ступень и можно только искренне пожалеть, что у нас музыкальное образование народа совершенно заброшено и забыто.
3) Производство концертин.
В Вятской губернии кустари в 90-х годах начали выделывать концертины по типу английских. Первая концертина была сделана, по спещальному заказу одного учителя пения, кустарем Сунцевым. Этот же мастер сделал вслед затем 8 концертин для земства, которыя были розданы в местныя земския училища.
Эти концертины, как первый опыт, были довольно удовлетворительны.
До сих пор концертины выписывались из Англии по 24 рубля, но теперь некоторые вятские кустари дёлают их нисколько не хуже, местныя концертины обходятся гораздо дешевле заграничных. Так напр, тот же Сунцов делает концертины по 25 руб. штуку, которыя ничем не отличаются от английских, стоющих 50 рублей, а за 50 рублей им же продаются концертины, которыя при выписывании из Англии обходятся в 100 рублей.
Само производство концертин основано на тех же началах, как и производство гармоний, и ничем существенным не отличается от него.
Примерная стоимость концертины выражается в следующих цифрах:
- Корпус и футляр - 2 руб.
- Медь на планки -70 коп.
- Проволоки на голоса - 18 коп.
- Лайки для подклейки голосов - 5 коп.
- Картон для мехa - 15 коп.
- Лайки на пашины, перегородку гнезд и под резьбу - 50 коп.
- Клеенки - 9 коп.
- Бумаги на оклейку меха - 5 коп.
- Башмачки и боковые винты - 50 коп.
- Латуни на клавишные рычаги - 36 коп.
- Проволоки на пружины - 15 коп.
- Части, выписывающияся из Англии - 6 руб.
ВСЕГО - 10 руб. 72 коп.
Если сюда прибавить 15 дней работы, в течении которых концертина может быть сделана одним человеком, считая по 1 руб. рабочий день, то получится сумма в 25 руб.
Такая концертина по качеству тождественна с хорошей концертиной английской работы, стоющей 50 рублей.
Тип английской концертины.
4) Производство фисгармоний.
В заключение обзора гармоннаго производства в Вятской губ. нам остается коснуться производства фисгармоний.
Производство это стоит в Вятской губ. еще на самом низком уровне развития.
Вернее оно только что зародилось еще и редкий из кустарей принимается за это дело. Первая фисгармония сделана Николаем Пяткиным по образцу, находившемуся в кустарном музее. Она была в 5 октав, плохо сделана, сквернаго тона и аляповатой работы. Однако, покупатель на нее нашелся и она была продана на чугунно-литейный завод. Тот же мастер сделал вторую фисгармонию в 4 октавы. Качеством она была нисколько не лучше первой: звук плохой, напоминающий звук гармонии, настройка не точная, корпус неуклюж и клавиатура из плохой кости, сделанная притом очень неровно.
Другой же кустарь — Столбов, лучший из гармонных мастеров, тоже сделал фисгармонию. Делал он ее на память по образцу фисгармонии с валами, виденному им всего два раза в жизни. Части фисгармонии были сделаны отчасти им самим, отчасти куплены или заказаны. Так три вала были заказаны органному мастеру, часть голосов и целлулоид выписаны.
Корпус ея был сделан одним кустарем. Фисгармония эта обладала 122 голосами (по 61 гол. в ряду) и 4 регистрами.
Работал над ней мастер в течении 3 лет. Качества ея заставляют желать много лучшаго и цена (150 руб.) довольно высока, хотя без сомнения оценка эта представляет собою только лишь стоимость инструмента самому мастеру.
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Солдаты с Вятской гармоникой миноркой Итальянского строя.