1871 год. Производство музыкальных инструментов.
- Подробности
- Опубликовано 15.01.2020 23:29
Вятские губернские ведомости № 100 1871 г. (15 Декабря).
Об изящных ручных производствах в среде крестьян Вятской губернии.
В числе ручных крестьянских производств встречается в губернии несколько видов, которые, по характеру своему и достоинству самых произведений, могут быть отнесены к разряду ручных изящных производств, таковы:
Во 1-х, производство музыкальных инструментов.
Во 2-х, отливна фигур из алебастра, изделия из опочнаго камня.
В 3-х, производство литой посуды и разных мелких кабинетных вещей из меди и особенно олова.
В 4-х, производство политурной и простой мебели в соединении с резьбою.
В 5-х, токарныя и каповыя изделия.
Производства эти уже потому обращают на себя внимание и заслуживают изучения, что являются не результатом техническаго или ремесленнаго образования, но плодом людей-самоучек, или имевших случай видеть на стороне подобнаго рода производства.
1) К числу изготовляемых музыкальных инструментов относятся:
а) разнаго рода гармоники, орган и скрипки.
Гармоники.
Всех мастеров, занимающихся изготовлеяием гармоник, считается в губернии около 30 человек и при том исключительно в двух северных уездах: Вятском и Орловском; так в волостях: Вязовской находится 2 человека, Троицкой — 2, Кстининской — 1, Пасеговской — 1, Пластининской — 2, Рыбинской — 4 , в селе Истобенском — 11 и в слободе Хлыновке — 8, затем, в Котельническом и Малмыжском уездах по одному мастеру. Все эти мастера, без сомнения, самоучки, при всем том гармоники, изготовляемыя ими, особенно в селе Истобенском и слободе Хлыновке, отличаются прекрасною конструкциею и разнообразием тонов, особенное же внимание обращают на себя разные виды так называемых фиц-гармоник с клавишами от 10 — 22 тонов, при трех отделениях для вариаций, с прибавочными басовыми тонами и приспособлением ддя маршей. На гармониках, последняго рода, можно с большим удобством разыгрывать разнаго рода пиэсы и при том ни мало не раздражая развитаго музыкальнаго уха. Виды фиц-гармоник разнообразны и есть даже такие, в которых вариации тонов делаются тактом ноги; при этом, уменье вятских мастеров воспринимать и вариировать тоны и виды гармоник заслуживает любопытства и одобрения людей музыкально-развитых. В продаже является несколько сортов гармоник; низший сорт будет гармоника пяти и семитонная от 20 — 30 коп.; затем идет сорт, известный под названием "редкая" от 30 - 40 к., вторная глухая и двухсторонняя от 40 — 80 коп. Все эти виды составляют низший сорт исключительно распространенный в среде многочисленнаго русскаго народа и доставляет ему при всех случаях народных праздникои самое веселое и самое шумное удовольствие, - кто не слыхал, — проезжая из конца в конец Россию, веселых звуков русской гармоники.
В последнее время в среде крестьян распространяются в больших размерах и средние сорта гармоник, известные под именем "свистов" из них детский свист от 50 — 90 к., свист из краснаго дерева, трехвторная и десятитонная от 1 р. — 1 р. 50 к. считаются средним сортом гармоник, звуки и тоны их довольно разнообразны и приятны. Все мастера Вятской губернии занимаются преимущественно изготовлением гармоник низшаго и средняго сортов и работая по большей части разрозненно и не зная потому настоящаго пути сбыта, продают их в городах Вятке и Орлове в лавки и лавочки купцов, на сколько выгодна продажа гармоник в городах, можно заключить из того, что один из многих торговцев ими, имеющий в г. Вятке, так называемую подвижную лавочку, перекупает от мастеров до 1700 гармоник только низшаго сорта и кроме того, сам содержит мастерскую, где работают крестьяне. При настоящих не вполне выгодных условиях каждый мастер выделывает низших и средних сортов гармоник около 120 штук в год, заработывая средним числом от 50 — 75 р. Что же касается до гармоник высшаго сорта от 3 до 5 руб. и разных видов фиц-гармоник, доходящих ценою до 40 р., то Вятские мастера делают их только по заказу тех же скупщиков, или посторонних лиц и преимущественно только фиц-гармоники от 3 до 16 рублей. Впрочем, в лавке одного из купцов г. Вятки мне пришлось встретить более шести видов фиц-гармоник, причем относительно сортов в 20, 25, 30 и 40 руб. Купец заявил мне, что он выписывает их чрез Москву из за-границы (немецкия, как он называл их). Очевидно, что это объяснение не вполне достоверно; — разсматривая конструкцию дорогих фиц-гармоник, можно, не сомневаясь, сказать, что оне производства Вятских мастеров, и только два вида в 30 и 40 р. отличаются от виденных мною Вятских тем, что они имеют по два металлические колокольчика с молотками, назначенными для маршей и пиэс и сверх того увеличены числом клавишей и вариаций тонов и так называемым маршевым тоном. При этом, сам купец высказал мне, что мастера в селе Истобенском могут приготовить и такого рода фиц-гармоники. Сравнивая разсматриваемые мною виды фиц-гармоник Вятских мастеров с гармониками высших сортов Тульских мастеров, можно смело сказать, что Вятския фиц-гармоники, или по крайней мере, некоторые виды их стоят далеко выше Тульских и уступают только мастерам известной волости в Тверской губернии, которых высшие сорта имеются в продаже в лучших иностранных Петербургских магазинах и зачастую, для незнающих, выдаются в них за привозныя из-за границы. Цена таких гармоник доходит до 125 и 150 руб.
(До след, №)
Вятские губернские ведомости № 101 1871 г. (18 Декабря).
Об изящных ручных производствах в среде крестьян Вятской губернии.
(Продолжение).
Таким образом очевидно, что вятские мастера, или по крайней мере, некоторые из них, умеют приготовлять довольно редкия фиц-гармоники и следовательно при знании рынка для сбыта, могут заработывать от 150 до 200 р. в год и кроме того, самое производство низших и средних сортов гармоник, может занимать в губернии значительно число рук и с большею выгодою. Рынками сбыта для Вятских гармоник могут служить, — не говоря уже о Москве, Нижний-Новгород, Казань, губернии Пермская и Сибирския, как это показывают следующия данныя.
Известно, что в Туле и окрестных деревнях, кроме приготовления ружей, самоваров, разнаго скобянаго товара и посуды из жести, развито в громадных размерах, нигде в других губерниях невстречающихся, — производство разных сортов гapмоник. В Туле, кроме крупных фабрикантов, имеющих большия мастерския, встречается множество мелких крестьянских мастерских, которыя перепровождают свои гармоники, или фабрикантам, или другим лицам. Главные фабриканты гармоник в Туле: Панков, Засыпкин, Воронцов, Медведев, Бурдыгин, Буслаев, Грызлов, Шкунаев и Сизов.
От этих и других мастеров расходятся гармоники по всей России и в огромном количестве, прямо с места производства идут во внутренния губернии, особенно же много идет их в Москву, куда еженедельно отправляются их значительные транспорты.
Из Тульских фабрикантов Панков и Засыпкин привозят на Нижегородскую ярмарку гармоник разных сортов более 2 000 коробов, и в каждом таком коробе укладывается от 120—150 и более гармоник, что средним числом составит цифру около 300 000 штук. Кроме того, на ярмарке гармоники имеются у Перовых, Трегубова, Гуднова и Иванова. Не говоря о других местностях сбыта, Казань и губернии в соседстве Вятской получают и из Нижняго большия партии гармоник. Русская гармоника, как и следовало ожидать, стала находить для себя покупателей и среди жителей Востока; — так: Персияне, Бухарцы, и Армяне покупают ежегодно на ярмарке значитѳльныя партии. Замечательно, что в производстве гармоник (в Тульск. и Тверск. губ.) ввелось правильное разделение труда, что, без сомнения, облегчает и ускоряет самый труд; гармоники (как и булавки за границей) делают, по крайней мере, семь человек. Один из них занят приготовлением одних ящиков, куда вкладывается инструмент, другой делает клапаны, третий — железныя планки, четвертый — меха, пятый вставляет внутренность гармоники, шестой обклеивает гармонику разноцветной бумагой, седьмой красит деревянную часть и кроет лаком.
Органы.
Говоря о приготовлении гармоник нельзя не упомянуть о крестьянине села Великорецкаго Василие Михайловиче Хлыбове, который, кроме гармоник, приготовляет органы и, конечно, за невозможностию сбывать лучшие органы, ограничивается приготовлениев таких, которые находят себе сбыт в пределах губернии для гостинниц и трактиров.
Скрипки.
Что касается до приготовления скрипок, то число мастеров в губернии с точностию неизвестно; из них особенно выдается по своим способностям Вятский мещанин Илья Пенкин и заслуживает особеннаго внимания. Он приготовляет скрипки низшаго сорта, ценою от 4 до 8 руб. за десяток и таких скрипок им изготовляется до 200 штук в год, которыя продаются в лавки вятских купцов Гвоздевых. Пенкин делает по заказу и срединий сорт скрипок ценою от 5 до 8 рублей за каждую. По словам Пенкина, он сумел бы приготовить фортепиано и вообще мог бы усовершенствовать свое ремесло. Но за невозможностию сбывать свои изделия (и в том числе фигуры из алебастра и вещей с позолотою на полименте), а главное за неимением средств заниматься своим делом, как искусством, Пенкин ограничивается деланием дешевых скрипок и других изделий из алебастра с целию единственно скорее сбыть их и тем прибрести себе насущный хлеб.
В виду указанных мною близких рынков для сбыта музыкальных инструментов, было бы желательно, чтобы в Вятской губернии по примеру Тульской открылись две три мастерския, для производства гармоник и других музыкальных инструментов с установившимся правильным распределением труда. Нет сомнения, что при уменьи вятских мастеров и хорошей им плате, каждый, кто бы захотел устроить такие мастерския, приобрел постоянный и довольно значительный процент выгоды без большой затраты капитала и риску. А в виду того, что в народных школах, наряду с обучением пению, предполагается со временем обучения и музыкальное в характере национальном, было бы желательно, чтобы земство в устраиваемых ремесленных школах обратило внимание на производство в них музыкальных иструментов, - значение и важность такого рода обучения в высшей степени важно в виду всесторонняго развития русского народа и его национальности.
...