1914 год. Истобенские краткосрочные курсы.
- Подробности
- Опубликовано 08.05.2018 21:42
Журналы Орловского Вятской губернии, уездного земского собрания 48-й очередной сессии с 30 сентября по 11 октября 1914 года.
Отчет о курсах по скотоводству, молочному хозяйству, кормодобыванию и ветеринарии, устроенных вятским губернским земством в с. Истобенском, Орловского уезда с 15 марта по 2 апреля 1914 года.
В конце прошлого года губернской земской управой было предложено всем уездным земствам указать наиболее подходящие пункты в уездах для устройства краткосрочных курсов скотоводства. Все расходы по курсам губернское земство приняло на себя, со стороны уездного земства требовалось только содействие в командировке части лекторов на курсы. В декабре месяце при Орловской земской управе было созвано совещание из агрономов и ветеринарных врачей, на котором и рассматривался данный вопрос. Истобенская волость издавна отличается своим скотом и развитием маслоделия. По развитию промышленного маслоделия она является, пожалуй, первой во всей Вятской губернии. На скотоводство в Истобенском районе Орловское земство больше всего уделяло внимания: здесь была устроена первая земская учебно-показательная маслодельня для Орловского уезда; сюда были высланы для улучшения местного скота холмогорские производители, здесь устраивались за последние два года выставки по скотоводству. Выставки давали экспонаты с хорошим качеством. Кормовые условия в этом районе являются также сравнительно благоприятными для более или менее рационального кормления.
Кроме того в Истобенской волости было произведено обследование скотоводства с целью выяснения пригодности этого пункта для рассадника швицкой породы. Вот, вероятно, вследствие только что изложенных соображений совещание постановило устроить курсы в селе Истобенском, о чем своевременно было сообщено губернской управе, с указанием наиболее подходящего времени для открытия курсов - с 15 марта по 15 апреля.
Губернской управой было назначено время для курсов с 15 марта по 2 апреля. Лекторами были приглашены следующие лица:
по скотоводству - Орловский уездный зоотехник Ю.Т. Янгольд (руководитель курсов),
по молочному хозяйству - инструктор А.И. Слиссар,
по кормодобыванию - участковый агроном М.Е. Рягин,
по ветеринарии - ветеринарный врач Е.А. Русанов.
Объявление о курсах было разослано довольно поздно 27 февраля, поэтому можно было ожидать, что население не достаточно оповещено об их устройстве. Тем не менее на курсы прибыл предельный слушателей комплект, больше 40 человек. Так как все это сделалось поспешно, то о подборе курсистов не могло быть и речи. На основании объявления приняты были все грамотные лица, заявившие о своем желании прослушать курсы и достигшие 15-ти летнего возраста до предела в 40 человек, а свыше этого предела были приняты еще лица, не получившие пособия от земства. Лица проживавшие от Истобенска дальше 10 верст получили от земства по 20 коп. суточного продовольствия, по 3 коп. за версту в оба конца проездных и по 5 коп. в сутки на квартиру; лица же проживавшие от Истобенска на расстоянии 5-10 верст, получили по 20 коп. суточных и по 5 коп. в сутки на квартиру.
Согласно объявлению 15 марта курсы были открыты приветственной речью заступающего место председателя Орловской земской управы И.Н. Бояринцевым. Затем высказали свои пожелания лекторы: Ю.Т. Янгольд, А.И. Слиссар и М.Е Рягин.
Для более успешного прохождения практических занятий по скотному двору и маслодельне, слушатели были распределены на 5 групп по 8 человек в каждой, каковое распределение при сем прилагается. В первый день, 15 марта, лекции не читались; слушатели были приглашены на скотный двор, где заведующим опытно-показательным кормлением были даны им необходимые предварительные объяснения.
Для более успешного прохождения теоретического курса слушателям, после прочитанной лекции по какому-либо вопросу, были выданы соответствующие книжки или брошюры по скотоводству и молочному хозяйству; по кормодобыванию и ветеринарии не было книжек для курсистов, что бессомненно, явилось большим недостатком для лучшего усвоения предмета курсистами.
Лекции читались по программе, выработанной губернской земской управой для устройства курсов в Вятской губернии. При чем, как дополнение к названной программе, была прочитана 3-х часовая лекция о свиноводстве.
Состав слушателей.
Поcтоянных слушателей сначала записалось 42 человека, а к концу осталось 37. Число посторонних слушателей колебалось между 10-120. В праздничные дни всегда собиралось больше посторонних слушателей, чем в будни; в среднем их пришлось на каждый день 32 человека. Во время демонстрирования и объяснения туманных картин, которые производились обычно после 7 часов вечера, всегда собиралось полная аудитория народа, не менее 100 человек. Вместимость аудитории до 200 человек. Кстати следует указать, что аудиторией служил зал Народного Дома, - весьма просторный и удобный для занятий. Точного подсчета посторонних слушателей во время туманных картин не удавалось делать.
Что касается посещения лекции постоянными слушателями курсистами, то следует отметить их замечательную аккуратность. Перед лекциями, каждый день, была произведена перекличка, по которой видно, что имеется только пять случаев отсутствования на лекциях и то по заранее сделанным предупреждениям по семейным обстоятельствам.
Ниже привожу список слушателей и разные сведения относительно их семейного положения, экономического состояния и проч.
Список слушателей с распределением их по волостям:
Истобенская волость.
Целищев Михаил Александрович д. Целищевы
Савиных Владимир Николаевич д. Ульяновы
Тупицын Василий Иванович д. Тупицыны
Перминов Николай Ефимович д. Тупицыны
Тулакин Михаил Александрович с. Истобенское
Зыкова Анна Андреевна д. Новожилы
Русских Василий Андреевич д. Русские
Гребенев Николай Осипович д. Красные
Целищев Александр Кузьмич д. Целищевы
Шатрова Мария Александровна с. Истобенское
Пленков Иван Андреевич д. Пленковы
Пленков Василий Георгиевич д. Пленковы
Савиных Николай Михайлович д. Лобки
Левинская волость.
Скурихин Тимофей Михайлович д. Б. Скурихины
Скурихин Алексей Сидорович д. Б. Скурихины
Вавилов Иван Федорович д. Башкиры
Васенин Петр Алексеевич д. Нижние Журавлевы
Камешницкая волость.
Эсаулова Александра Ивановна д. Ключи
Коновалов Семен Селивестрович д. Щипицыны
Жолобов Никанор Иванович д. Жолобовы
Коршинская волость.
Фечищев Тимофей Васильевич д. Мал. Коршья
Шишкин Иван Тимофеевич д. Шишкари
Верховская волость.
Устюжанинов Александр Михайлович д. Тюмень
Устюжанинов Иван Яковлевич д. Тюмень
Колковская волость.
Лаптев Иван Сергеевич д. Лаптевы
Кодочигов Егор Петрович д. Норкины
Воскресенская волость.
Жуков Иван Данилович д. Илгань
Елсуков Григорий Васильевич д. Гладкий Мыс
Спасская волость.
Вылегжанина Мария Афанасьевна с. Спасо-Талица
Сергеева Анна Ивановна д. Сергеевы
Подрельская волость.
Макаров Иван Семенович д. Мосали
Грехнев Василий Сергеевич д. Заовраги
Кожинская волость.
Светлаков Михаил Степанович д. Василенки
Чудиновская волость.
Кононов Петр Федорович д. Слободка
Поломская волость.
Кочкин Гаврил Семенович д. Канава
Шалеговская волость.
Ишутинов Иван Зиновьевич д. Кармановы
г. Орлов
Томилова Александра Дмитриевна прожив в с. Спасо-Талица
По успехам слушателей можно подразделить на следующие четыре категории, если их познания оценить по пятибальной системе и не очень строго относиться к точности их ответов.
Отлично - 15 слушателе (41%)
Хорошо - 12 слушателей (32%)
Удовлетворительно - 6 слушателей (16%)
Плохо - 4 слушателя (11%)
Итак 27 слушателей вполне усвоили прочитанное на курсах, шесть - не вполне, а четверо - слабовато.
Краткосрочные курсы для крестьян.
О пользе курсов не может быть двух мнений. Цель, которая ими преследуется, в той или иной степени достигается и достижение этой цели зависит, главным образом, от того, как подбирается на курсах публика, какой состав слушателей.
Всякий сознательный крестьянин-курсист потом скажет, что да, есть польза от курсов, живое слово пробуждает в них ту любознательность и интерес к науке, которые нынешнее поколение посредством одних книг, может быть и не узнало бы и, возможно, не разобралось бы во всем. К тому же таких книг в деревне далеко не обилие, если не сказать, что их совсем нет. Приезжая на курсы, многие превратно понимают цель курсов. Одни имеют в виду, что, по окончании курсов, им земство выдаст бесплатно машины по выработке масла и они затем займутся этим промыслом; другие расчитывают устроиться на какие-либо места, якобы предоставляемые им после курсов от земства; третьих, может быть, заманивают на курсы суточное продовольствие и проездные, отпускаемые курсистам земством.
Но есть и такие курсисты, которые с самого первого дня твердят, что так жить, как мы сейчас живем, стало невозможно; петля, которую жизнь со своими требованиями надела на нас, затягивается все туже, воздуху стало недостаточно для того, чтобы поддержать свой организм при условиях нормального окислительного процесса. Жизнь душит нас, а мы не знаем, как с ней бороться. Мы верим, что существует и должны существовать пути, идя по которым, можно с ней справиться.
Вот приблизительно так, хотя не буквально в таких выражениях, развивал свою мысль и изложил свою цель поступления на Истобенские курсы один из курсистов. Что это он говорил искренно, без всякой мысли заискивать перед руководителем курсов, это подтвердило его внимательное отношение, как к слушанию лекций, так и к практическим занятиям. Таких было не один, их было большинство.
Они старались уловить каждое высказанное лектором слово, при этом в буквальном смысле слова открывши рот и вытянувши шею. Когда тема для них не очень понятна, они останавливали лектора и задавали ему вопросы, чтобы только узнать все то, о чем лектор говорит.
Так, например, когда лектор вел беседу об образовании пород крупного рогатого скота, то предварительно он посвятил их в сущность дарвинизма - образование видов. Тема для них, без сомнения, представляет какое-то отвлеченное понятие, поэтому и трудно воспринимаема. На самой лекции курсисты часто останавливали лектора вопросами. Когда же на следующий день лектор спросил, поняли ли они из вчерашней беседы, как произошло все живое на земле, то они заявили, что понять-то поняли, а рассказать все-таки не могут, но теперь знают, что на земле не вдруг все в готовом виде откуда-то появилось, а образовалось постепенно от постоянного изменения. Этого было достаточно.
С большим вниманием, несомненно, слушают старики и вообще взрослые курсисты (не моложе лет 18-20) чем молодые парни в возрасте около 15-16 лет; поэтому последние нежелательный контингент слушателей. Девушки, если не хуже воспринимают прочитанное, то, во всяком случае, менее внимательны, хотя и из них некоторые вполне серьезно относились к своим занятиям и прекрасно усвоили все пройденное на курсах, но все же успехи их ниже, чем у мужчин. Верю, что данное явление не будет общим правилом и оно объясняется только случайным составом курсистов на Истобенских курсах. В будущем следовало бы немного увеличить возраст для поступающих, назначив хотя бы не меньше 18 лет. Теперь же молодежь в 15 летнем возрасте займет места, а старикам, как более надежным курсистам, приходится из-за недостатка мест отказывать. С другой стороны, молодые парни, при всех своих способностях, дома, после курсов, часто не в состоянии проводить в жизнь те мероприятия, которые нужно бы провести на основании прослушанного на курсах, встречая противодействие со стороны отцов-консерваторов. Сыну, особенно 15-16 летнему парню, иногда не по силам убедить отца в пользе того или другого нововведения, в особенности тогда, когда оно требует коренной ломки старого. Поэтому много приятнее иметь дело со взрослым курсистом. Говорят, что обычно на курсах при их открытии наблюдается большой наплыв курсистов, а потом, через некоторое время, когда многие разочаровываются в своих иллюзиях, в своих первоначальных предположениях, и их остается обыкновенно только половина от того числа, сколько поступило. Это явление не имело места, по крайней мере в такой степени, на Истобенских курсах. Из 42 человек, записавшихся на курсы, 37 выдержали экзамен, т.е. прослушали весь курс, при чем один из этих пяти заболел накануне закрытия и одна курсистка побоялась экзамена, опасаясь не выдержать его и, без предупреждения о причинах, оставила курсы.
Как бы там ни было, но след от курсов у курсистов остался значительный. Многие из них как бы воспрянули духом и намерены немедленно, при первой же возможности, приступить к улучшению своего хозяйства. Курсы, во всяком случае, разбудили их спящий мозг, зародили в нем массу вопросов, частью разрешенных на курсах, частью вновь зарождающихся.
И этого достаточно на первое время, может быть, эта первая искра и очень удачно заронена.
Подлинный подписал уездный зоотехник Ю. Янгольд
С подлинным верно: за секретаря управы В. Загарский