Статьи с сайтов
Материалы об Истобенске с различных сайтов.
О «заволоченках» и не только.
- Подробности
- Опубликовано 26.04.2015 14:35
Алексеевская ярмарка! Шумное, разгульное, яркое зрелище! И в прошлом, и ныне проходит она в городе Котельнич. В XIX – начале XX века именно она давала годовой доход городу. На месяц съезжались в Котельнич крестьяне со всей Вятской земли. По последнему снегу торопились сбыть трудяги изготовленную и скопленную за зиму продукцию. Продать приезжим купцам. Ярмарка была благом не только для города, который после месяца суеты имел средства для содержания в течение последующих 11 месяцев. Она стимулировала развитие промыслов у всех близлежащих волостей. Неизменными участниками торгов были жители Истобенска. Интерес к этому селу у меня появился после прочтения этнографических и историко-литературных очерков Д.К. Зеленина за 1905 год, где описывается, как женщин Истобенска зовут крестьяне из села Юрьево: «Если жители села Юрьева Котельнического уезда и называют орловками (заволоченками тож) «образованных» женщин и девушек, то они имеют в виду горожанок (из города Орлова), да ещё – и прежде всего – бойких и тёртых истобенянок (за волоком от села Юрьева – откуда и термин заволоченка – и лежит прежде всего село Истобенское)».
Если поискать на карте село Юрьево, а оно стоит на высоком берегу Моломы, и провести линию по карте через Молому, Вятку, заливные луга, лес, то прямиком выйдешь к селу Истобенск, что на левом берегу Вятки. С полным правом это древнее село могло бы стать центром сразу трёх районов: Оричевского, Котельничского и Орловского. Оно находится примерно в 40 км от Котельнича, в 20 км от Орлова и на таком же расстоянии от Юрьева. С последним у Истобенска, как показывает даже поверхностное исследование, особые отношения.
Официальная версия названия села происходит от древнерусского слова «истба», «истоба» – изба, построенная из рубленого леса. Но ведь все дома строили в древности из рубленого леса. Интересную версию происхождения названия села высказал котельничанин, путешественник и журналист А.Д. Вылегжанин: «…как из Поморья могло прийти название города Орлова (от тамошних древних городов Орловец и Орлов), так и имя села Истобенска могли принести переселенцы из городка Истобница древнего Устюжского уезда, что на Северной Двине. И нельзя исключать, что прежде ушкуйников с юга, у нас появились поморы с севера. Потому что Русский север более славился лесами для рубки изб из кругляка, чем преимущественно степной юг».
??? В подтверждение этой версии у меня есть свои доказательства. В деревне Болванской Юрьевского прихода не одно столетие проживала семья Валовых. Мне пришлось исследовать родословную этой семьи. В Кировском госархиве хранятся ревизские сказки с 1612 года. Мне посчастливилось поработать с ними. По этим документам удалось узнать имя родоначальника семьи Валовых – Евпл – благоприятствующий плаванию. Далее имена давались такие же редкие в приходе: Калина, Тарас. Это подтверждает, что Юрьевское поселение возникло из людей, приплывших с севера.
В Отписке из города Котельнича в город Хлынов от конца 1609 года упоминаются ратные (военные) и ярыжные (служилые люди, чиновники) истобенцы, участники событий крестьянской войны и борьбы с польско-шведской интервенцией начала XVII века. В «Дозорной книге» князя Звенигородского 1615 года назван погост Истобной и в нем деревянная церковь Николы Истобенского. В «Писцовой книге» города Орлова с уездом за 1629 год, составленной А. Толочановым, официально зарегистрирована единственная в левобережье реки Вятки Истобенская волость с погостом в 69 дворов и 103 поселения тягловых и оброчных крестьян со 194 дворами. В селе имелся таможенный служилый человек, взимавший пошлины, – современный налоговый инспектор. По его данным, Истобенск начала XVII века по населению равнялся уездному Орлову, а по взиманию госпошлины превышал его. Истобенск приносил в казну больше, чем Орлов, а значит, экономика села развивалась успешнее города. Таким образом, село Истобенск встретило начало XVII века уже крупным населённым пунктом. Но исследователи ещё не обнаружили точную дату выдачи храмозданной грамоты. А именно она даёт право называть село – селом.
Лично для меня, о древности Истобенска свидетельствует факт нахождения клада. Эти материальные доказательства, несравнимые ни с какими легендами: «В 1909 году в хозяйстве крестьянки Пелагеи Лобастовой деревни Ганичи найден клад из 99 серебренных копейных, мечевых денег и полушек царствования великих князей и царей российских XVI – XVII веков: Ивана IV Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова и Михаила Романова».
До сих пор нет ни одного сообщения о находке такого плана. Это означает, что уже в начале XVI века истобенцы могли себе позволить откладывать на «чёрный день» (ну не было тогда Сбербанка!) серебряные монеты.
Село Юрьево Котельничского района Кировской области образовано в мае 1598 года и расположено в 20 км от районного центра города Котельнича. Название села связывают с именем влиятельного князя Вятки – Юрия Галицкого. Согласно храмозданной грамоте Московского патриарха Иова от 28 апреля 1598 года в селе возведена деревянная церковь Она была разобрана в 1779 году и продана в с. Урайское Казанской губернии. Это ж какие надо было иметь коммерческие способности, чтобы пользоваться 200 лет, а потом ещё и продать?! Без друзей истобенцев здесь не обошлось и вот почему.
Удивительное дело, но строительство каменных храмов и в Юрьеве, и в Истобенске началось одновременно, одними и теми же мастерами, в одном и том же стиле. Николаевская церковь в селе Истобенское (1768), Ильинская церковь в селе Юрьево (1767 – 1774), Троицкая церковь в селе Екатерина Котельничского района (1773 – 1778) – эти памятники определили самобытный и красочный язык так называемого «вятского барокко» – местного архитектурного стиля, вобравшего в себя своеобразно интерпретированные формы столичной архитектуры середины XVIII столетия, старые традиционные мотивы и элементы петербургского зодчества, дополненные новым репертуаром приемов, выработанных на земле Великого Устюга. Перечисленные сооружения были выстроены под руководством «каменных дел мастеров» Никиты и Данилы Горынцевых. От них в большой мере зависело формирование художественного облика здания.
Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «...чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство».
Выстроенный в 1768 году Никольский храм расположен в селе Истобенск на живописном левобережье Вятки. Памятник принадлежит к немногочисленной на Вятке группе двухэтажных церквей. По качеству художественных признаков, наряду с совершенством технического исполнения, этот памятник следует признать шедевром вятской школы зодчества середины XVIII столетия и лучшим творением Никиты Горынцева. Грандиознейший храм, потрясающие архитектурные детали! Он действительно стоит, как двухпалубный корабль. Ф.М. Росляков здесь работал с 1797 года и внёс свои коррективы. Он поставил над папертью палатку. Это был уже храм для села, но городского масштаба. Известный архитектор А. Чарушин сделал реконструкцию: он усилил входную группу, пристроил боковые палатки, которые как бы охватили храм с двух сторон. Внутри появилась ещё триумфальная двухмаршевая расходящаяся лестница, опоясывающая всё пространство. Чарушин был мастер таких интересных рекреаций, коммуникаций. Это единственная церковь в селе, построенная как для города. Ни Котельнич, ни Орлов похвастаться мастерством известных зодчих не могут.
Сегодня храм, являющийся сердцем села, представляет медленно и мучительно умирающего исполина. Он – укор селянам, властям, землякам. Он – памятник Иванам, не помнящим родства. Смотришь на поруганную святыню и понимаешь, почему село умирает. Истобенцы уезжали на заработки за далекое далёко, чтобы вернуться и в своей церкви помолиться. А теперь некуда возвращаться. Может, стоит истобянам всей земли собраться и не дать погибнуть окончательно дару предков?!
С религиозными традициями связаны сёла Юрьево и Истобенск в праздновании дня памяти погибших воинов. На протяжении нескольких веков общим днём поминовения является последняя суббота на Троицкой неделе перед Петровым днём. В Истобенске это базарный день, в Юрьеве и Котельниче носит общее название – Семик.
В основе преданий старины лежат достоверные исторические факты о событии, произошедшем на истобенском побережье. Речь идёт о битве рати устюжан под руководством Анфала Никитина и вятчан, предводительствуемых Михайлом Рассохиным, в 1418 году в нескольких местах Вятской земли. О том, что сражение произошло под Истобенском, свидетельствуют находки жителей этого села на легендарном поле битвы: наконечников от стрел, остатков кольчуги в захоронениях русского типа у часовни, двух бердышей и других вещей.
В память о сражениях 1418 года в ряде городов и сел Вятской губернии до революции по древним синодикам поминались погибшие с Анфалом «устюжские родители». Поминальный день в Вятке связывался с праздником «Свистутьи», в городе Котельниче он назывался Семиком. В Истобенске поминки павших с Анфалом воинов производились по монастырскому синодику, который нынче хранится в библиотеке им. В.И. Ленина в Москве.
Дивны дела твои, Господи! Пишу я всё это, и возникает ощущение, что все значимые события земли Вятской произошли в Истобенске. Сражение произошло у его берегов, а историки и краеведы потихонечку «перетащили» традиции в Вятку. Мол, в Раздерихинском овраге всё было! И котельничане не отстают. Мол, под носом у нас это происходило! Даже татаро-монгольская орда у нас остановлена была! А где конкретно, указать не могут.
Вот я, ваш покорный слуга, отработав 10 лет в краеведческом музее города Котельнича, так и не нашла места, где происходила вышеупомянутая битва. Ведь в устьях рек Моломы и Вятки пологий берег приходился на земли Истобенской волости. Сложно представить себе битву приплывших воинов на высоком берегу реки. А вот участие юрьевцев в таких событиях не подвергается сомнениям. Им с высокого берега обзор на версты вокруг, без них победы не могло быть.
Об Истобенске можно писать бесконечно. Ведь люди, проживающие в нём, уникальны. Малоземелье отложило определенный отпечаток на традиции, экономику и уклад истобенцев. Земли было мало, всего 16% пашенных земель. Она распределялась семьям на века. Именно малоземелье заставило жителей истобенского побережья заниматься огородничеством, молочным животноводством, подсобными промыслами, отходничеством для службы в речных флотилиях страны.
Как и во всём прочем, не было равных истобенцам в животноводстве. Да, сегодня тема не модная. Развалили сельское хозяйство. Ищем новые технологии за рубежом. А про достижения наших предков начинаем забывать. Много ли ты, читатель, знаешь сел, где вывели свою собственную породу коров? Породу, которая ни в какое сравнение не идёт с голландскими и шведскими! Истобенская корова могла дать жирность молока до 5%. Это сегодня жирность искусственно доводят на молокозаводах до такой степени. А истобенцы путем отбора смогли создать корову, которая лейкозом болеет в четыре раза реже обычной, приспособлена к довольно суровому климату и условиям содержания. Первая маслодельная артель была создана в Истобенске. Жители стали держать и приумножать скот для получения прибыли. При малоземелье они получали высококачественную продукцию. В 1895 году в селе было 10 частных «молоканок» по производству масла и сыра, в то время как в соседнем Юрьево первый губернский маслозавод был построен только в 1912 году и то на земские деньги.
Почему брендом Истобенска стал огурец? Потому что закуска к водке? Брендом должна стать корова! Истобенская корова, дающая молоко, сметану, мясо независимо от погодных условий, урожая и настроения подвыпившего мужика. Однако, животноводство было лишь вторым видом деятельности жителей Истобенска. Оно было доступно не всем, а только тем, кто имел земли. А река была одна на всех. Вот река и стала основным источником доходов жителей села. Одним из основных видов отходных промыслов было бурлачество.
Под именем бурлачество разумеется всякого рода судовая работа на барках, баржах, пароходах, лесных плотах и пр. с целью заработка. 93% из «идущих в отход» были истобенцы. По месту отхода бурлачество занимало очень обширный район. Этот район охватывает собою следующие реки: Вятку, Каму, Волгу, Северную Двину и Сибирские реки. Истобенские бурлаки были знакомы с Архангельском и Астраханью, с Петербургом и Благовещенском. Если Котельнич до недавнего времени был областным центром призывников в армию, то Истобенск совершенно официально являлся призывным пунктом речников.
В поселке Затон города Котельнича до сих пор стоит катер «Иртыш». Почему Иртыш, – спрашивала я себя, - где Иртыш, а где мы? А связь-то оказалась прямая.
Уполномоченные товарищества Западно-Сибирского пароходства набирали речников в Истобенске. Сюда съезжались желающие уйти в отходничество. Поход за «длинным рублем», или как тогда говорили, в отходничество, мало кому приносил длинные рубли. Отходники-матросы еле-еле зарабатывали на пропитание семей.
Работа на стороне повышала требования к грамотности. Истобяне знали, что без грамоты в люди не выбиться. Поэтому тяга к получению знаний, образованию у них была очень большой. Грамотные служащие пароходств в зрелые годы достигали должностей лоцманов, боцманов, помощников капитанов и капитанов судов, добивались материального достатка. Именно они возводили в селе просторные высокие дома в 2 этажа, под железной крышей, с городской мебелью.
Для лучшей постановки речного промысла истобяне ходатайствовали об открытии при истобенском двухклассном училище специальных классов речного судоходства на средства казны, с пособием от уездного земства. В 1911 году такое училище было открыто, но в городе Орлове. Это было второе речное учебное заведение в России. Почему в Орлове? Думаю, городское начальство позавидовало селу. Престижно иметь такое заведение на своей территории. А здесь какое-то село. Работало училище до 1916 года.
Вот и представьте себе, что уходили мужики на работу с марта по октябрь. Жены, матери, дети оставались дома, часто на долгие 7 месяцев. Летние месяцы, хлебопашные и уборочные. И неслучайно земского начальника (а был и такой) в Истобенске в шутку называли «женским начальником». Как же жили эти месяцы ожидания женщины села? Не оттуда ли пошла пословица: «Я корова, я и бык, я и баба, и мужик»? Ну, про коров уже говорилось выше. А что «баба и мужик», сама действительность подтвердила. Огородничество стало одним из немалых доходов жителей. А эта отрасль испокон веку считалась «женской», вроде как домашнее дело. Это сегодня Истобенск символизирует солёный, хрустящий огурец. А в прошлые века не одну тонну капусты продавали на ярмарках уезда. Да еще и семена выращивали на всю губернию.
Главным транспортным средством в Истобенске была… лодка. Одна обязательно, чаще две: маленькая на ближнее расстояние – коров доить, сенокос, ловля дров и деревьев весной, на свиданье и т.д; большая для поездок с грузом (до 700 вилков капусты умещалось), для перевоза, как современные автобусы (вмещала до 30 человек). Лодками управляли женщины. Это как сегодня в семье две машины, легковая и грузовая. А за рулем ОНА.
Походив по краям разным, истобенцы понимали, что только благодаря образованию можно из бурлаков выбиться в «люди», стать лоцманами, капитанами… И они учились сами и учили детей. В конце XIX века в селе Истобенск был 51% (по уезду 21%) грамотных. Женщины получали образование наравне с мужчинами. В 1898 году в трёх училищах села Истобенска было 402 учащихся обоего пола. Для сравнения, в Котельниче училось 302 ученика. В 1912 году в ежемесячном журнале «Вятская Епархия» приводятся следующие сведения о селе: «...приход состоит из 23 селений, прихожан православных русских – 2417 мужского пола и 2463 – женского пола. В селе министерское двухклассное училище, одна церковно-приходская школа и четыре земских училища». Целых 6 учебных заведений на село!
Истобенцы успешны во всем. Единственное место в Вятском крае, где выращивали семена на продажу, делали рыболовные снасти и крючки, развивали производство изумительных шкатулок из капокорня.
А гармонь, наша вятская гармонь! Её начал делать матрос Даниила Нелюбин еще в начале XIX века в селе Истобенск, оттуда она распространилась по всей губернии.
Истобенск – это женщина: дочь, мать, жена, огородница, рыбачка, селекционер, агроном, ветеринар, зоотехник и прочее, прочее, прочее. Трудолюбия, терпения, любознательности ей не занимать. Лучшие невесты в округе.
А как же мужчины? Те, что приезжали на зимние месяцы отдохнуть? Мужчины – позвоночник организма под названием Истобенск. На нём всё нанизано, на нём всё держится. Побывав в разных городах и весях, они везли домой не только деньги, но и знания, способы ведения хозяйства. По-современному – новые технологии. Ну откуда могла появиться капуста, огурец, чеснок, если их нигде во всём крае нет? Понятно дело, муж с навигации привёз! Привозили коров холмогорских и шведских для улучшения местной породы. Уже тогда было в селе разделение сфер производства. Лошадь – символ успешного ведения сельского хозяйства, их в селе было 4 головы. Больше просто было не надо. Их хватало для вспашки всех истобенских огородов за плату. Или производство семян. Овощи растили все, а семенами занимались только три семьи. А рыболовные снасти делала одна семья, причем сколько ни пытались организовать ей конкуренцию, не могли. Привязано производство было к центру речников. Как сказали бы сегодня, в шаговой доступности.
В силу непростых условий проживания в истобенской семье складывались особые отношения. Отношения чередования встреч и разлук. Уезжает любимый весной, в пору пробуждения природы, когда обостряются чувства любви. Доля мужа – тяжёлый труд в мужском коллективе, тоска по жене, объятьям, поцелуям. Ответственность за детей, родителей, ежедневный труд прокормления – доля жены. Женская тоска по сильному плечу, по ласковому слову, сочувствию… И так до встречи. Какими же были тогда встречи? Даже описывать не возьмусь. Думается мне, что зимние месяцы не тратили супруги на выяснения отношений. Они готовились к следующей разлуке. Торопились любить друг друга, ценить взросление детей, жалеть стареющих родителей. Неизвестно, что ждало их к следующему возвращению – пополнение или потери. Такая жизнь накладывала определенные качества на характер: любовь к родовым корням, терпимость, уважение, умение доводить дело до конца.
Такие качества есть и у сегодняшних истобенцев. Например, создание сайта о селе. В память о своих предках, в помощь наследникам собираются и выкладываются на всеобщее обозрение редкие, малодоступные материалы. Там такая информация – дух захватывает. Видимо и губернатор наш заглядывает на этот сайт. Слышала краем уха от оричан, что знает он историю Истобенска.
Читаю я то, что написала, и слышится мне голос бородатого юрьевского мужика, с прищуром смотрящего на ловко управляющуюся с товаром на Алексеевской ярмарке женщину: «Заволоченка!». И в восклицании этом слышны восхищение, вожделение и… зависть к незнакомому истобенскому мужу.
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА:
Источник: 5fan.info
Возможные авторы:
Соболева Любовь Анатольевна - сотрудница музея города Котельнича
Игумнова Г. А. - старший научный сотрудник краеведческого музея города Котельнича
Истобяне - работники Вятской электростанции.
- Подробности
- Опубликовано 31.07.2021 12:20
Истобенск - первая городская электростанция.
Блог пользователя механик.
Все упоминания села Истобенск связаны с огурцами, иногда с флотом. Даже у Цыбина на сайте "Истобенск. История древнего вятского села" не найдете упоминания о вкладе сельчан в становлении Вятской городской электростанции.
Начиная с 1904 года, на электростанции работали Василий Яковлевич и Александр Яковлевич Пленковы. Работал Иван Степанович Пленков.
Василий Яковлевич служил на флоте. Прошел курсы минера. Был награжден тремя медалями, орденами. Минное дело требовало знаний электротехники. Эти знания пригодились в Вятке. После службы во флоте он работал в частной электростанции, на даче у Булычева. Для обслуживания городской электростанции земской управой было сделано объявление. На объявление откликнулись В.Я. Пленков и К. Мусихин, оба проходили службу на флоте. Они были приняты в машинный зал электростанции.
Торжественная закладка городской электростанции. 9 мая 1903 г.
Василий Яковлевич Пленков
В. Я. Пленков среди коллектива электростанции. 1908 г.
В. Я. Пленков среди коллектива электростанции в машинном зале.
Как строилась электростанция - в альманахе Герценки № 24 и далее. Автор А.П. Мусихин.
Сводный брат Василия Яковлевича, Александр Яковлевич, был принят электромонтером в 1904 году. В его обязанность входило обслуживание наружных электросетей и уличного освещения. Для включения и выключения уличных лампочек нужно было взобраться на каждый столб, чтобы завернуть или вывернуть лампочку. При одном из падений вместе со столбом у него был размозжен кончик большого пальца. Огрубевшая кожа на пальце служила индикатором наличия напряжения в патроне. Очень странно выглядел палец в электрическом патроне.
Александр Яковлевич при организации в энергосбыте мастерской счетчиков возглавлял мастерскую до 1957 года.
Василий Яковлевич основательно обосновался в Вятке. Имел за мостами (нынче в районе Деповской) усадьбу, лошадь две коровы, другую живность. Сено заготавливал в Истобенске. Нашлись завистники, которые припомнили наличие царских наград. От греха подальше он вынужден вернуться в Истобенск. Как и везде электростанцию лихорадили доносы в известные времена.
Про Ивана Степановича, краем уха слышал упоминание в разговоре родственников. В родословной он не значится. На общем снимке сотрудников электростанции данное имя числится в списке на обороте. Нина Целищева, краевед села, заведующая музеем, нашла фотографию дома Ивана Степановича в Истобенске.
Внук Александра Яковлевича принял участие в рекордном по времени строительстве ТЭЦ 4, отладкой КИП котельного отделения при пуске станции. В роду Пленковых были капитаны булычевских буксиров – Пленков Филипп Яковлевич, Мокеров Яков Давыдович. Свою карьеру начинали с матросов, проходили все ступени карьерного роста. Должность требовала больших организаторских способностей на все случаи жизни автономного плавания.
(информация взята с сайта rodnaya-vyatka.ru)
Воспоминания бывшей пионерки Лизы Дуркиной.
- Подробности
- Опубликовано 23.07.2022 20:30
Воспоминания бывшей пионерки Лизы Дуркиной.
Наш первый пионерский отряд в с. Истобенске был организован во второй половине 1924 года, т.е. в 1924-25 учебном году. Его создавал слушатель каких-то курсов Коля Корзунин. Откуда он - я не знаю. Его мы очень уважали и любили, Коля Корзунин и был первым пионерским вожатым в селе. Нам отдали комнату в здании бывшего волостного правления, там, где теперь больница. В большой комнате без мебели, были только одни стены, но и они нам были нужны.
Каждое звено на стене оформляло свой уголок, где писало и рисовало свое название. Например, наше звено называлось "Серп и молот", звено мальчиков - "Спартак". В нем были лучшие художники отряда Шура Ожиганов, Леля Савиных и их уголок был самый красивый, с изображением головы Спартака в гладиаторском шлеме.
Много занимались спортом и военными играми, ставили вместе с комсомольцами спектакли, так и в ночь на Пасху в Нардоме (он теперь снесен) поставили спектакль на антирелигиозную тему. Я играла старуху. Когда я вышла на сцену, вдруг ударили колокола в церкви, созывая верующих к пасхальной заутрене, зал дрогнул, но никто не встал с места, представление шло до утра и зал был до конца полон народу, добились своего: отвлекли народ от церковной службы.
1 мая 1925 года жители с. Истобенска впервые увидели на площади массовое физкультурное выступление пионеров, участвовал весь пионерский отряд и в пионерской спортивной форме: белые блузки, рубашки мальчиков, у девочек - черные широкие шаровары до колен, у мальчиков - трусы, потом играли в баскетбол. Зрителей было очень много.
Однажды зимой после уроков мы двинулись в гор. Халтурин (уездный центр) в гости к халтуринским пионерам, за 15 км. В пути нас застала темнота, идти было трудно, в нашем числе были и такие маленькие пионерки, как Аля Катаева (на фото она сидит на коленях), но встретили нас приветливо, угостили белым хлебом, что в то время было редкостью.
На следующий день мы гуляли по городу, фотографировались вместе с работниками Укома партии и Укома комсомола: стоят слева Тоня Трапезникова и Кеша Мошкин, а стоит справа Саша Крысов один из первых истобенских комсомольцев. В центре сидят трое взрослых, слева направо Лопатин, Петя Листовский (зав. пионерским отделом Укома комсомола) и Коля Корзунин - наш вожатый, Я стояла в заднем ряду влево от знамени третья.
Позднее самых старших из пионеров торжественно передали в комсомол: меня, Аиду Королеву, Лиду Ишутинову (сидят крайние слева) и другие, всего семь человек, Пионеры вели антирелигиозную работу, учили неграмотных. Нa фото весь пионерский отряд, все школьники из села и деревень.
В нашей работе учителя участия не принимали и в школе мы не собирались, собирались в своем "клубе" без столов и скамеек. Нo жили мы дружно, весело, много пели пионерские песни, занимались спортом, звенья соревновались друг с другом. Самое светлое воспоминание осталось о нашем вожатом Коле Корзунине: он много возился с нами и внес новый комсомольский дух в нашу жизнь.
Я и Лиза Королева кончили школу в 1926 году и поступили в кировский пединститут, после окончания которого в 1930 году, я проработала 30 лет учительницей истории. В 1941 году вступила в партию. Лиза Королева вместе с геофаком была переведена в московский институт, там кончала и работает в настоящее время.
Первыми комсомольцами из Истобенской школы были Саша Крысов (дер. Крысовы), Саша Жолобов и др.
На фото: 1924 год. Первый пионерский отряд и ее организатор Николай Корзунин в г.Халтурине
"Синяя блуза" - это коллектив художественной самодеятельности. Так назывались потому, что они выступали на сцене без декораций и костюмов, одетые в обычные синие блузы, девушки - в черных юбках, юноши - в черных брюках.
Это были студенты нашего села, когда приезжали на каникулы из Кирова. В их числе были Миша Безденежных, Нонна и Катя (фамилию забыла)- сестры и другие. Шypa Крысова (на фото сидит в центре рядом с Лопатиным), она была уже комсомолкой.
Елизавета Дмитриевна Соболина (бывшая пионерка Лиза Дуркина)
Лучше дома своего нет на свете ничего.
- Подробности
- Опубликовано 25.10.2021 23:52
Наша семья Королевых-Цыбиных родом из села Истобенска Кировской области. Дедушка (по папе) Семен Степанович и бабушка Наталья Николаевна Королевы поженились в 1907 году. Папа Дмитрий Семенович родился в 1916 году, в семье был пятым ребенком. Дедушка Николай Яковлевич Цыбин (по маме) и бабушка Надежда Андреевна поженились в мае 1923 года. Моя мама Вера Николаевна родилась в 1927 году, в семье была вторым ребенком. Поженились родители тоже в мае 1951 года. Хоть и есть поговорка: жениться в мае – только маяться, но это не про нас. Родители прожили вместе пятьдесят лет, родили и вырастили четверых детей: я, Нина, старшая, следом братья Володя и Александр, сестра Наталья.
Папа привел маму в дедов дом, построенный в 1923 году. Позже, в 1958 году, на этом же фундаменте папа с мамой начали строительство нового дома. Той весной в доме выпал простенок, сгнил. Дед в свое время его строил из старых бревен торговых рядов (лабазов) купцов, что стояли на площади села.
Отцу на строительство дома выдели делянку в лесу. И закипела работа! Строить дом помогали все: мамины братья Евгений и Валентин, соседи, друзья, мы с братьями хоть и были еще малы, но щепу убирали и мох ворошили, высушенный - складывали в мешки или корзины.
Тяжело было родителям строить дом да еще работать в колхозе: папа трудился механиком на МТФ, а мама агрономом-овощеводом. Хорошо, что с нами жила бабушка. Она ухаживала и руководила детьми. Мы ласково звали ее баушка. После завтрака она давала задание: кому прополоть «от сих до сих» гряды, кому полить «то и то» или угнать-пригнать с пастбища корову с теленком. Пока мы выполняли бабушкины задания, она готовила еду на всех: кормила-поила и работников, и скотину, доила корову, крутилась как юла, по дому, а ей было около 70 лет.
Нам очень нравился новый высокий дом с внутренней большой лестницей, широкими перилами, по которым мы, при удобном моменте, съезжали вниз.
Давно уже все вылетели из родительского дома. Родители прожили вместе 50 лет. Оба умерли в 85 лет, мама без папы прожила десять лет. На похоронах папы она сказала, прощаясь: «Митя, не жди меня и не зови – раньше, чем через 10 лет, я к тебе не приду…» Так и вышло. Мамочка, милая, как тебе было тяжело без отца, прости нас.
Мы ежегодно собираемся в отеческом доме – ремонтируем его, сажаем огород. А живу я в Татарстане, в городе Арске, это в 400 километрах от родительского дома. В последние годы мы ездим туда на автомашине – поездка длится около семи часов. По дороге туда попадаются заброшенные деревни, дома скособоченные. Больно смотреть на умирающие деревни. Выйдя на пенсию, я летом проживаю в отчем доме, приезжают сестра, братья, внуки, племянники – всем здесь очень нравится.
Брат в нем живет и зимой, ненадолго покидая, чтобы проведать свою семью в Кирове. Дом не паникует, он лишь дремлет и ждет нашего приезда. И оживает, когда все собираются вместе, у него даже половицы в сенях радостно поскрипывают. Дом предков живет нашими заботами и любовью, радует и белоствольная береза возле дома, посаженная дедом. И большое расстояние - это не преграда для встречи с родительским домом.
Ax ты, белая береза –
Русская красавица,
Низко ветки опустила,
Что тебе не нравится?
В изумрудные наряды
Весною нарядилася.
Низко ветви опустила,
В какой тоске склонилася?
Ярко-желтые наряды
Осенью надела.
Низко голову склонила
От дождя и ветра.
Всю ты зиму простояла
В красках серебра.
Солнце яркое весною
Раздело донага.
Ах ты, русская береза,
Белая красавица,
Все наряды поменяла,
Вся поизносилася.
Ты народу своему
Низко поклонилася.
Нина Егорова, Республика Татарстан, г. Арск
Пенсионерская правда. 30 Июля 2019
(информация взята с сайта vdvsn.ru)
Московский взгляд на Истобенск.
- Подробности
- Опубликовано 26.04.2015 15:04
Истобенск. Claudia Caniggia. Вторник, 24 Августа 2010 г.
Попасть туда несложно (выбраться труднее), но поводов для этого не так уж и много: у вас там бабушка живёт, вы любите архитектуру, в частности вятское бароккко или вы это я...
Автобус ходит пару раз в день, так что если не срослось, узнайте заранее номер такси, а то придётся чесать пешкодралом до Оричей больше 20 километров
Истобенцы считают свою деревню родиной огурца, не меньше... типа, у них какой-то чудесный способ засолки, что прямо кулинарный оргазм настаёт...спорить не буду, чем бы дитя не тешилось, но! В Дымково продают их брендовые игрушки, в Торжке золотое шитьё, а тут приходится верить на слово... барышни в кокошниках торгуют огурцами "пятак штука" только раз в году, а мы вот как-то не подгадали...
Но ежели рецепт интересен, то он примерно такой... на дно еловой бочки укладывают листья дуба, дальше слой огурцов, слой приправ (хрен, лист чёрной смородины, укроп, гвоздика, зёрна горчицы - на ваш вкус), заливают рассолом и фигачат бочку в ручей или речку...
Подозреваю, тут есть подвох, потому что это и есть канонический рецепт засолки, разве что готовим мы в стеклянных банках и не храним в сливном бачке унитаза, например....
Но сам способ хранения всё ж впечатляет...
Ну и, как обещала, церкви...
Эта в лесах, потому оценить не смогла
А вот ради этого всё и задумывалась... что-то мне в последнее время стало нравится барокко... хотела подняться на колоколенку, но местное население устроило внутри вертеп
Огрызочек церкви
Вятка...а я-то думала - ВЯТКА! купальник взяла..
Элеватор? Дом Нормана Бэйтса и его мамы?
Обратно почти половину пути пришлось пройти пешком.... редкие машины не хотели притормаживать, но я настроилась на то, что два десятка километров придётся ползти под палящим солнцем... и я бы дошла, но нашлись всё же добрые самаритяне, которые довезли нас до вокзала и магазина с холодным пивом
Источник: www.liveinternet.ru/users/claudia_caniggia