Статьи с сайтов
Материалы об Истобенске с различных сайтов.
Тебе пою, о, огурец!
- Подробности
- Опубликовано 20.04.2015 21:47
Тебе пою, о, огурец! Геннадий Михеев.
...И настает день, когда жители вятского села Истобенск поздравляют друг друга: "С огурцом вас, мужики!.." - "С огурцами вас, бабоньки!..
...А еще существует целый обряд посвящения в огуречники. Значит, так: берется один, по возможности, самый крупный экземпляр, и изнутри из него вырезается мякоть. В образовавшуюся полость наливается, конечно, водка.
Человек, желающий стать огуречником, должен оное опорожнить и закусить тем самым огурцом. Если через сколько-то времени он не валится с ног (а относится это к лицам обоего пола), то в таком случае двери одного из самых скрытных узкопрофессиональных "союзов" России для него открываются. Есть, правда, еще одно "но": в огуречный мир принято пускать исключительно коренных истобян.
Жизнь огурца окутана тайной и недомолвками с самого его рождения. До сих пор бытует странная традиция, согласно которой огурцы надо садить скрытно, чтобы никто из соседей и даже домашних не участвовал в работе и вообще не видел самого этого процесса. Особенно надо беречься посторонних глаз при посадке начальной полосы. Первый выросший огурец положено закапывать тут же, в огороде и не дай Бог, если кто-либо подглядит! Иначе, нападет на урожай желтизна... Собираются огурцы с утра, поскольку они имеют странное свойство расти только по ночам. У этих овощей есть даже свой христианский покровитель, отвечающий только за благополучие огурцов. Его и зовут соответствующе: мученик Фалалей-огуречник.
Уже когда подъезжаешь к селу Истобенск, начинаешь подозревать, что здесь что-то не так. Уж очень какие-то однообразные огороды, ровнехонько рассеченные длинными грядками. Явно, что не картошка, не лук и не капуста. И среди каждого огородика (они немаленькие, соток по тридцать) обязательно заметишь копошащиеся человеческие фигурки. Только при ближайшем рассмотрении понимаешь, что все это - огуречные плантации. Известно, что в любом нашем более-менее населенном пункте главная улица именуется Советской или Ленина, здесь же главная улица носит имя... Труда.
Почему в этом селе, находящемся в регионе с не слишком ласковым северным климатом, прижилась всего одна культура, - загадка. Земля здесь самая обыкновенная: голая глина, жирно налипающая на ноги и навевающая неопределенную тоску. История донесла до нас сведения о том, что некогда жители Истобенска, прямые потомки новгородских ушкуйников, вообще не имели огородов а жили они исключительно рекой. Точнее, истобяне издревле (село впервые упоминается в летописях под 1379 годом) служили на северных реках капитанами, шкиперами и просто матросами. Жили настолько благополучно, что не нуждались в личных подсобных хозяйствах. Но Вятка постепенно теряла свое значение торговой реки, а потому и возникли проблемы с достатком. В 1822 году местное земство обратилось к властям с просьбой о выделении крестьянам земель, которая вскорости была удовлетворена.
Первая культура, которую стали возделывать истобяне, были вовсе не огурцы, а капуста. Заготавливали ее в жутких количествах и засаливали в собственноручно изготовленных бочках. Потом дружно переключились на лук.
Но только такой скромный овощ, как огурец (почему-то ему все время приклеивают эпитет "не жилец"...), по-настоящему принес им удачу, славу и достаток. Достаток до такой степени, что истобяне до сих пор считаются самыми зажиточными людьми во всей России-матушке. Так ли это на самом деле, мы еще увидим, но вот о значении истобенского огурца в судьбе нашей родины поговорить стоит. Не случайно ведь поются частушки типа: "Истобенск - село большое, там хороши мужики, у них головы капустны - огуречны кулаки..."
Житель любого северного города - находись он в Мурманской, в Архангельской, в Пермской области, или в республике Коми - прекрасно помнят улыбчивых людей (славянской внешности) на рынках, торгующих огурцами прямо из громадных деревянных бочек. Но мало кто знает, что эти люди и есть истобяне. Казалось, что истобян - миллион, но на самом деле население села составляло всего-то тысяча триста душ. Они "пахали" и в прямом и в переносном смысле этого слова. Лелеяли и блюли каждый огурчик и в итоге засаливали по несколько десяток бочек на семью. У огурцов много врагов-вредителей, от слизней и тли до кошек, которые здесь, в Истобенске, наверное, за нехваткой другой пищи, выучились поедать огурцы. Борьба со всеми этими напастями требует неусыпного внимания.
Внешне истобенский огурец вовсе не отличается от своих собратьев из других регионов, но вся его прелесть заключалась во вкусе. Вкус, цвет и, конечно же, замечательный, "фирменный" хруст достигался не способом переработки, но уникальнейшими условиями хранения.
Истобенский огурец еще называется подледным. И вот, почему. После краткой засолки в течение двух суток, огурцы в бочках помещаются в специальные ямы, называемые здесь "речками". К настоящей реке Вятке ямы имеют весьма приблизительное отношение, так как вырываются не возле реки, а около ручьев и родников. Но вот родники-то как раз и дарят огурцам уникальные свойства. Дело не только в чистоте воды, но и в постоянной ее температуре - около +4 С -, причем, как и летом, так и зимой.
Истобян почему-то считают очень тяжелыми людьми, и меня не один раз об этом предупреждали. На поверку оказалось, что это вовсе не так. В любой дом, куда я вошел (честно скажу - наугад) хозяева встречали дружелюбно, поили чаем и раскрывали буквально все свои "огуречные" секреты. У каждой семьи они свои. Не существует единой рецептуры и каждый добавляет в рассол свой набор ингредиентов, среди которых постоянные участники только укроп, чеснок и хрен. Остальное - личное творчество огородников.
Если закладка огурцов в ямы (и ямы у семей индивидуальные) процесс долгий и не слишком приглядный, то доставание подледных огурцов, приходящееся на весну, обставляется как праздник. Здесь даже стихи про это сочиняют:
Майской весенней порой
Из речки тащат огурцы,
Это бывает всегда,
Как только наступит весна...
В этом участвует вся семья: расчищается застарелый снег, пилой "Дружба" вырезается во льду квадратная лунка и из нее - одна за одной - вытаскиваются при помощи трактора или снегохода бочки. Количество бочек, в зависимости от урожайности года, варьируется от 10 до 50.
Трудно понять, как умудрялись истобяне самостоятельно возить 250—литровые бочки (истобенский стандарт) за тысячи километров на поездах и самолетах, но это было так. Но это происходило до некоторого времени. Где-то около шести лет назад реализацию взяли на себя совсем другие люди. Как уж там их называть - коммерсантами, посредниками или спекулянтами - каждый решает сам, но истобяне им сейчас благодарны за то, что часть их труда, касающаяся реализации, перешла к другим. Есть, правда, отдельные голоса о том, что на огурце кто-то сказочно наживается, дворцы строит и прочее, но и те, кто не доволен ситуацией, так же сдают огурцы тем же перекупщикам.
Принимают огурцы хоть и не по шибко великой цене, но нынешние транспортные тарифы таковы, что, если простой истобянин решится однажды отвезти свои огурчики, например в Мурманск (а возили и туда), выйдут они не простыми, а просто-таки "золотыми".
Напоследок – местная народная типа поэзия:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он огурцы солить заставил
И лучше выдумать не мог!
Его рецепт - другим наука:
Берешь огурчик (рублик-штука!),
Наполнишь бочку всю точь - в точь,
И солишь, солишь день и ночь...
Добавишь хрена и укропа,
Листа смородинного часть,
О, Боже мой, какая сласть!
Халвы не надо и сиропа,
Хрусти и думай: "Вот те на!.."
Краесозерцатель
- Подробности
- Опубликовано 21.06.2015 22:55
Меня зовут Ангелина, краесозерцатель.
С некоторых, но уже давних пор (прошлый век, как ни крути) живу и работаю в Кирове. Я не краевед, не профессиональный историк, хотя мое образование с историей напрямую связано. Просто люблю дорогу, автомобиль, природу, историю и архитектуру. Я хочу поделиться своими впечатлениями и опытом путешествий по вятским дорогам.
Источник: www.kirovkray.ru
Гармошка вятская, истобенская
Она звонкоголоса и аккуратна, самобытна и в прошлом популярна. Она искренне душевна и народом любима. Она звучала на крейсере «Аврора» в часы судьбоносных для страны событий, переливами раздавалcя ее голос на фронтах Гражданской войны, придавая мужество перед ответственным боем, она мелодично пела в руках уставших солдат в окопах Великой Отечественной после трудных сражений … Она, несомненно, наша вятская особинка, достойный бренд нашей земли. Это гармонь, наша гармонь, ласково называемая «вяточкой»!
Это еще один наш бренд, связанный с музыкой. Правда, в отличие от домры, которая была после века забвения случайно обретена на Вятской земле, вяточка как одна из разновидностей русской гармони, исконно местная по своему происхождению… Сегодня гармонь давно вытеснена с музыкального пьедестала баяном и аккордеоном, и для нас сейчас она в определенном смысле символ советской деревни. А теперь
Немного истории, или Сказ-рассказ о Даниле, гармонных дел мастере…
Известно, что первая русская гармонь появилась в первой половине 19 века в Туле и вышла из рук мастера Николая Белобородова. В Вятке же этот музыкальный инструмент, имеющий свою особинку, появился в 1840-х годах. А предшествовала этому очень любопытная история.
В славном старинном Истобенске, раскинувшемся на берегу судоходных вод Вятки-реки, в обычной крестьянской семье, главой которой был Карп Нелюбин, жил паренек по имени Данило. Как все крестьянские дети помогал матери и отцу по хозяйству, а в свободное время бегал с мальчишками на реку – купался, играл, наблюдал за бурлаками, проплывающими баржами, лодками да пароходами. Когда подрос, стал постигать нелегкую работу на речных судах, тем более, отец его служил водоливом на купеческой барже.
Хитрость во имя мечты
Была у Данило одна мечта - как можно скорее отправиться с отцом в плавание. Да не брали всё – маловат еще, говорили, вот подрастешь – тогда посмотрим. Время шло, Данило, разумеется, подрастал, а на баржу его все не брали – годков маловато. Надоело тогда им с отцом дожидаться, когда мальчишке исполнится нужное количество лет, и придумали одну хитрость: подложили в Данилины валенки по большому куску редьки и отправились знакомиться с хозяином баржи. Думали, посмотрит он, какой парень рослый, да примет на работу. Тогда и осуществится и Данилина мечта, и денег в семью вдвоем они заработают больше…
Судьбоносный единственный рейс
Удалась хитрость! И вот, наконец, Данило стал помощником отца на барже и отправился впервые в рейс. Везли зерно в Петербург. Плыли долго, дни текли однообразно, как набегающие речные волны, заняться, сидя на вахте, было особо нечем, Данило скучал. Так продолжалось до тех пор, пока не доплыли до Нижнего Новгорода, где шумно и весело проходила знаменитая на всю Россию ярмарка. На несколько дней баржа задержалась здесь на рейде, и ее рабочая команда отправилась в ярмарочные балаганы.
В одном из них увидел Данило гармошку, и так захотел ее приобрести, научиться играть! Отец долго не соглашался – дорого, говорил, и на такую забаву трудом заработанные деньги тратить не стоит. Но увидев загоревшийся огонек в глазах родного сына, махнул рукой и купил ему тульскую гармонию. Радости, разумеется, не было предела. Надо сказать, не пожалел потом Карп Нелюбин о своем поступке. Данило быстро освоил искусство игры, и жизнь на барже в сопровождении гармонных переливов пошла веселее. Пели песни под настроение, плясали, балагурили, сдружились…
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Через несколько дней пути всю дружную команду с молодым матросом во главе постигло большое огорчение – гармонь сломалась, а рейс еще не закончился. Поэтому на обратном пути из Петербурга обязательным образом баржа вновь на несколько дней остановилась в Нижнем, чтоб разыскать мастера и починить полюбившуюся «игрушку».
Долго бродил Данило в поисках лавки музыкальных инструментов, а когда нашел – познакомился с гармонным мастером из Тулы. Звали его Акимом Воронцовым. Ему было 20 лет, он был всего на пару лет старше вятского парня, однако в свои годы был уже опытным ремесленником. Молодость и любовь к гармони помогли быстро найти общий язык, и Аким с удовольствием рассказал Данило как устроен этот инструмент, исправил поломку и научил как ремонтировать его в случае необходимости. Все это так увлекло Данило, что с этого времени он не мог дождаться окончания навигации, как в свое время нетерпеливо дожидался этого первого в жизни рейса. Правда, теперь он ждал зимы, чтоб постигать и совершенствовать азы гармонного мастерства.
Начало ремесла
Вернувшись из рейса с гармонью, Данило стал, что называется, первым парнем на деревне. Иметь гармонь в то время было престижно, стоила она немало, а ломалась часто. Ремонт опять же, был дорог, да и где они, эти мастера? – в больших далеких городах? Стоит ли ради «игрушки», колесить многие версты? Не все были на это готовы. Данило же не просто умел ловко играть, он умел ремонтировать поломки гармони, и как только об этом узнала округа, дом Данилы-мастера превратился в место паломничества.
Изобретение
Работы у Данило становилось год от года все больше, вместе с ее количеством росли благосостояние мастера, и совершенствовалась практика ремонта этого инструмента. Данило знал теперь гармонь как облупленную, знал что ломается чаще и почему так происходит, что влияет на качество звука. И однажды, приводя в порядок очередной инструмент и одновременно размышляя над устройством гармони, он задумал сделать свой. На дворе стояла зима, односельчане-истобенцы готовились справлять новый 1842 год, а Данило воплощал в жизнь свою новую идею. Не меняя общего вида гармони, мастер заменил железные голосовые пластины на латунные – более мягкие, не поддающиеся ржавчине. Что получилось в итоге? Инструмент дольше сохранял строй, а его звук стал более сильным и чистым. Так появились в славном старинном Истобенске первые «вяточки», поющие своим самобытным голосом и ставшие невообразимо популярными.
Как было рассекречено нелюбинское мастерство
До некоторых пор Данило Нелюбин был монополистом в области производства и ремонта вятских гармоник, хранил в секрете свое искусство, не допуская в свою мастерскую абсолютно никого. Однако, и на старуху, как говорится, бывает проруха. Однажды в дом Нелюбиных попросился полоумный нищий подросток, звали которого Ивашка Жоржа. Его приютили, кормили-поили, а он, тем временем, смотрел как из умелых рук хозяина дома выходят красивые звонкоголосые гармони. Он улавливал каждое движение, запоминал каждую деталь этого музыкального механизма. Иногда задавал вопросы, на которые мастер Данило отвечал развернуто, поскольку считал парнишку полоумным, а поговорить о своем ремесле с кем-то хотелось. Он не знал, что под именем Ивашки Жоржа скрывался смекалистый сын крестьянина соседней деревни Иван Крысов, который в свои 13 лет отлично владел искусством игры на гармони и очень хотел постичь искусство ее изготовления. Поэтому неудивительно, что спустя некоторое время у Нелюбина появился конкурент, который не только занимался ремонтом гармоней, но и учил других, всех желающих, этому ремеслу! А дальше у его учеников появлялись свои ученики, а чуть позже сложились целые династии вятских гармонных мастеров…Так этот промысел на Вятской земле получил повсеместное распространение, а Истобенск стал его бесспорным центром.
Взлет популярности гармони и ее закат
Взлет приходится на конец 19 – начало 20 вв. Тогда Вятская губерния заняла второе после Тулы место распространения разнообразных видов гармони по всей России. Первая мировая война вписалась черными строчками в историю вяточки. Большинство мобилизованных кустарей не вернулось с полей сражений, голод, социальное напряжение и нужда не сподвигали людей на приобретение «игрушки». Как известно, дальнейшие перипетии трудной русской истории, так же не способствовали процветанию гармонного промысла. Старые мастера уходили из жизни, унося с собой секреты мастерства, а молодому поколению было не до него. К тому же не хватало материалов, отсутствовали нормальные условия для работы уцелевших гармонщиков. Конечно, качество инструментов тех времен оставляло желать лучшего.
Только в конце 1920-х годов о гармони вспомнили на уровне власти, начали возрождать секреты мастерства и утверждать его преемственность. Были открыты несколько гармонных производств, создан кооперативный союз и цеха при нескольких артелях. В конце концов, была учреждена и начала работать фабрика «Гармония».
Конец 20-х годов и вплоть до войны - время частушек под гармонь, сельских молодежных вечорок с песнями и кадрилями под ее звучные переливы. А дальше – война и снова стало не до музыки, хотя гармошки на фронтах часто разделяли непростые минуты солдатской жизни. Затем снова последовала попытка возрождения ремесла и организации производства этого инструмента. Однако после войны социальная и музыкальная жизнь уже пошла в другом русле, в которое гармонь не смогла вписаться настолько крепко и гармонично, как раньше. Искусство игры на гармони не исчезло, сегодня оно носит любительский характер, и вяточка продолжает звучать в руках энтузиастов и умельцев.
Пусть наша песня над Вяткой несется,
Пусть она будет светла и легка!
Сердце Данилы Нелюбина бьется
Там, где гармони растянут меха…
Истобенский огурец
Как ни странно, истобенский огурец – один из двух самых известных брендов Вятского края (второй – дымковская игрушка). В этом я убедилась на своем личном опыте дважды: в еще брежневское время, и не так давно. Первый раз – когда к нам в Сибирь приехала бабушка. Однажды на рынке разговорившись с продавцами, она обмолвилась про «вятских - хватских». Одно за другое, и истобенский огурец всплыл в беседе в словах сибиряка. Бабушку это поразило до глубины души. Родом она как раз из Оричевского района, в котором Истобенск располагается, поэтому ей было очень приятно, что так далеко от родных мест их знают. Случай этот она всю жизнь вспоминала с удивлением: «Замерзла я тогда разговоры говорить, но по огурец услышала – уйти не могла. Это ж надо, какой-то сельский огурец с Вятки, а так далёко о нем слыхали..!».
А буквально пару лет назад мой новоиспеченный знакомый из Казахстана, узнав, что я из Кирова (Вятки) так обрадовался этому мне на диво, что поздравил с тем, что я с родины самого вкусного, по его мнению, соленого огурца. Получается, банку истобенских огурцов можно выставлятьвезде, практически убивая двух зайцев: и сувенир, и к столу не с пустыми руками Улыбаюсь Конечно, если ее иметь в своих запасниках...
Шутки шутками, а любопытно, что истобенский огурец – единственный съедобный вятский бренд. Причем, настоящий, известный с давних времен. И если другие народные промыслы в Вятке (как кукарское кружево или роспись)то процветали, то забывались и вновь возрождались, то огуречноделательного промысла эта судьба миновала… Во истину, еда вне политики Подмигиваю
Кстати, первая партия огурцов была отправлена из Истобенска 12 мая 1946 года пароходом в Пермь, а в марте – апреле 1948 года 12 вагонов огурцов поездом переправили в города крайнего Севера и Урала. К 1955 году реализация огурцов производилось уже в 43 крупных промышленных городах. Управление горьковской железной дороги заранее планировало и выделяло вагоны для вывоза огурцов в период с 1 февраля по 20 мая.
В чем же фишка этих вятских, истобенских огурцов? Конечно, в способе засола. Это традиция истобян: изготавливают из еловых досок бочки, их замачивают и дезинфицируют. Затем укладывают огурцы, заливая чистой ледяной водой... Вкус истобенских огурцов разных засольщиков отличается только количеством приправ: кто-то добавляет листья смородины или можжевельника, а кто-то лишь традиционными приправами, коими давно стали хрен и чеснок. В бочках огурцы и пряности чередуют слоями. После того, когда все манипуляции с огурцами проведены, бочки опускают в реку - для «хруста», где всю зиму огурчики «доходят».
С 1996 года в древнем Истобенске проводят праздник огурца, который является мероприятием «народного творчества и юмора»: похрустывая нашей вятской «гастрономической фишкой», гости региона и просто любители массовых веселий слушают частушки, забавные песни и анекдоты от местных жителей.