Образование
Материалы об образовательном уровне и школах.
1877 год. Отчет по Истобенской земской столярной мастерской.
- Подробности
- Опубликовано 06.12.2015 18:49
Журналы Орловского земского уездного собрания за 1877 год.
Отчет по Истобенской земской столярной мастерской с 16 ноября 1875 года по 1-е сентября 1876 года.
16 ноября прошедшего года, в виду смертельной болезни учителя, заведывающего Истобенской земской столярной мастерской, И.В. Чернышева, Управа заведывание означенной мастерской вверила мне. Со дня вступления моего в должность по 1-е сентября настоящего года исполнял столярные работы и обучал мальчиков столярному и токрному мастерствам крестьянин Вятского уезда, Троицкой волости, Иван Петрович Першин с подмастерьем, сыном своим Иваном. Обучающихся столярному и токарному ремеслам мальчиков было 20 человек крестьянского сословия, исключая двоих духовного сословия Чернышева и Вадиковского: Дмитрий Коржавин, Алексей Мошкин, Александр Губин, Иван Тулакин, Василий Мошкин, Яков Ярыгин, Максим Тупицын, Василий Першин, Петр Королев, Ананий Тупицын, Дмитрий Губин, Николай Першин, Александр Гудин, Василий Синцов, Федор Королев, Николай Ковязин, Максим Смирнов, Алексей Вадиковский, Гавриил Березин и Егор Чернышев. Первые четыре человека занимаются уже третий год и на столько изучили мастерство столярное; что некоторые вещи могут делать самостоятельно. Все 20 мальчиков в продолжении года посещали мастерскую без упущений в назначенное, не классное время. Кроме названных мальчиков, означенным мастерствам начинали обучаться и другие, как то: Илья Мошкин, Максим Синцов, Дмитрий Мальчуков и Михаил Синцов, которые по разным причинам, кто по лености, кто по болезни, в скором времени по поступлении в мастерскую оставили.
Мастер и его помощник, по условию с Орловской Земской Управой, получают оба по 38 руб. в месяц за 10 месяцев в год. Кроме занятия с учениками, они исключительно исполняли земские заказы, делали по преимуществу классные столы, в небольшом количестве кубические ящики, классные для учителя столы и стулья, шведские счеты, класссные доски, шкафы для школьных библиотек и линейки. Кроме земских заказов, исполнены были и заказы посторонние: 5 шкафов для архива Съезда Мировых Судей и два стола простой работы для частных лиц. Ученики, по поступдении в мастерскую сначала занимаются приготовлением систематических уроков, по исполнению которых делают сами классные столы, классные доски и стулья; все это делают под руководством мастера. Ученики же - Дмитрий Коржавин, Алексей Мошкин, Александр Губин и Иван Тулакин до 1 января настоящего года самостоятельно и безвозмездно исполняли земские заказы, делали классные столы, классные доски, столы и стулья классные для учитля, кубические ящики и линейки. С 1 января, по постановлению Управы, им выдавалась пятая часть сделанной ими вещи деньгами.
Мастер, его помощник и ученики с 16 ноября прошедшего года по 1 сентября настоящего года исполнили работ на 513 руб. 68 коп., считая работы дешевле сравнительно с номинальной ценой и прочностью. С 16 ноября 1875 года по 1-е сентября 1876 года на содержание мастера-столяра с его помощником и на покупку материала в разное время было отпущено Управой - 497 руб. Получено за исполнение частных заказов - 29 руб. И перенесено из сумм, отпускаемых на содержание училищного дома - 5 руб. 75 коп.
Из них израсходовано:
Жалование мастеру-столяру с его помощником - 304 руб.
С 16 ноября прошедшего года по 1 сентября настоящего года мастером, его помощником и учениками сделаны следующие вещи:
73 парты для земских народных школ Орловского уезда, длиной 2,5 аршина, шириной верхняя доска 11 вершков, скамья 7 вершков; выкрашены: верхняя доска черной краской, а низ желтой, покрыты масляным лаком на - 355 руб.
11 сосновых шкафов с внутренними замками; 5 шкафов для Съезда Мировых Судей, один для Управы, один в Шалеговское училище, и один в Спасское училище, два для Истобенского училища и один остался заготовленным. Шкафы покрыты маслянным лаком на - 62 руб.
Шведские счеты с ящиком для шаров для Пищальского училища - 10 руб.
8 классных для учителя столов, один со шкафчиком под столешницей для Пищальского училища, два для Шалеговского училища, и один для Пустошенского, и один для Спасского училищ, один для Управы и два по заказу для частных лиц на - 25 руб. 50 коп.
2 классных доски на - 5 руб.
5 кубических ящиков на - 15 руб.
9 березовых стульев, сделанных под орех и покрытых политурой на - 11 руб. 25 коп.
203 линейки, 10 из них березовых, покрытых политурой для Управы, остальные сосновые белые для школ на - 7 руб. 73 коп.
Станок для вышивания для Истобенской женской школы на - 50 коп.
Для Истобенской земской мастерской:
6 струпчин на - 1 руб. 20 коп.
Два верстака на - 18 руб.
Для Истобенской Николаевской церкви: две тумбочки под лампады на - 1 руб.
К 5 географическим картам в Шалеговское училище: валики на - 1 руб. 50 коп.
ВСЕГО - 513 руб. 68 коп.
1876 года сентября 3 дня.
Подлинный подписал: учитель Михаил Аммосов.
С подлинным верно: Секретарь Управы А. Ушнурский.
1878 год. Обзор начальных народных училищ.
- Подробности
- Опубликовано 23.08.2015 19:28
Общий обзор начальных народных училищ Орловского уезда из Доклада "По народному образованию" на 12 сессии Орловского уездного земского собрания. 15 октября.
Истобенское женское училище.
Училище помещается в доме, принадлежащем земству; особой квартиры для учениц нет, а некоторые из них ночуют в квартире наставницы. В нем учащихся 49 девочек, из которых в старшем отделении - 8, в среднем - 19 и в младшем - 22. Школа обязана своим хорошим состоянием трудам учительницы Чемодановой. Кроме Закона Божия успехи учениц очень удовлетворительны. По Закону Божию ученицы знают не твердо пройденное ими из священной истории; не в состоянии передать историю дванадесятых праздников; ошибаются в определении времени празднования их; выученные молитвы ученицами всех отделений понимаются плохо. Ученицы старшего отделения читают порусски отлично, пославянски - хорошо и хорошо переводят со славянского Евангелия; среднее отделение порусски и пославянски читает очень удовлетворительно. Старшее отделение пишет красиво и правильно; правильно расставляет знаки препинания, зная отчетливо правила употребления их. Без важных ошибок и не менее красиво пишет и среднее отделение. Учительница Чемоданова при опытности в деле обучения детей отличается и примерным усердием.
Младшее отделение, с которым занимается помощница наставницы Рябинина, читает "Родное слово" (год первый) и пишет прописи. Тетради у всех в отличном порядке. Ровно хороши успехи девочек по арифметике. Старшие легко решают довольно сложные задачи; имеют отчетливое понятие о начальных дробях; отлично знают таблицу умножения и хорошо умеют считать на счетах. Девочки среднего отделения занимаются счислением в пределах 60, а младшего - 25. В этом училище девочек обучают и рукоделию, которое идет очень хорошо. Я видел работы девочек старшего отделения по так называемому изящному рукоделию и не мог не признать их отличных достоинств.
Истобенское двухклассное училище.
Училище помещается в двухэтажном деревянном здании, построенным уездным земством. Классами занимаются пять комнат, довольно удобных для классных занятий. Особой квартиры для учащихся нет.
Личный состав учащих в начале минувшего учебного года состоял: из законоучителя священника Сушкова, исполняющего должность ответственного учителя Аммосова и из учителей: Халтурина, Вадиковского, Шулятикова и помощницы учителя Чернышевой.
В декабре месяце прошедшего года Аммосов оставил службу; вместо него в конце января месяца сего года допущен к исправлению должности учителя Башкиров. В конце мая месяца текущего года оставил службу и учитель Вадиковский.
Занятия в училище между учителями и законоучителем были распределены по предметам. Учащиеся, которых к 1 января сего года было 231 мальчик, по занятиям их были разделены на 5-ть отделений. Преподавание предметов велось по программе, утвержденной для двухклассных училищ министерства народного просвещения.
По Закону Божию законоучитель в точности следует программе, одобренной Св. Синодом. Священник Сушков преподаватель очень усердный и обучение ведет большей частью в форме беседы, нисколько ен придерживаясь книги. На экзаменах июня месяца, ученики 2-го отделения 2-го класса оказали удовлетворительные познания в священной истории ветхого и нового завета и в катехизисе. Им было объяснен общий смысл и важность божественной литургии, разделение ее на просмидию, литургию оглашенных и литургию верных. Ученики 1-го отделения 2-го класса знают важнейшие события из ветхозаветной и новозаветной священной истории, - символ веры, заповеди и тропари на дванадесятые праздники и удовлетворительно переводят их на русский язык. В 3 отделении 1-го класса пройдена священная история нового завета и некоторые события из ветхого завета. В прочих отделениях 1-го класса заучивались общеупотребительные молитвы, с объяснением их смысла; кроме того ученикам этих отделений сообщено понятие о значении и устройстве христианских храмов.
Так как о. законоучитель Сушков, при всем желании быть строго точным в выполнении своих обязанностей по училищу, крайне затрудняет давать в неделю 23 урока, назначенных для Закона Божия в двухклассных учидищах; то для правильной постановки преподавания Закона Божия предстоит необходимость или назначить особого законоучителя, человека свободного от вне училищных занятий, или же дать о. законоучителю Сушкову помощника, который и разделил бы с ним уроки по взаимному соглашению. В интересах училища имею честь покорнейше просить собрание решить этот вопрос по его усмотрению.
На экзаменах весьма удовлетворительными оказались успехи учеников 1 и 2 отделений 2-го класса по географии и арифметике и 2 отделения 2-го класса по черчению.
Ученикам 1 отделения 2-го класса сообщены первоначальные понятия из астрономической географии. Ученики ознакомлены с глобусом и означенными в нем частями суши и воды, ровно и с частями света. Ученики 2 отделения 2-го класса кроме того ознакомлены с Российскою Империю в физическом, этнографическом и административном отношении. Более подробные сведения сообщены им о Вятской губернии и в особенности об Орловском уезде.
Ученики 2 отделения 2-го класса имеют понятие о десятичных дробях, об отношениях и пропорциях.
Удовлетворительно решают задачи на правила - тройное, товарищества, смешения и процентов.
Воспитенники 2 отделения 2-го класса чертят географические карты и геометрические фигуры с изображением их площадей. Кроме того чертят машины: простые, водоподъемные и насосы.
Преподаванием этих предметов в отделениях 2-го класса занимается учитель Халтурин - человек усердный и серьезно занятый своим делом.
Долгосрочными можно назвать успехи учеников 1-го класса и по арифметике.
Удовлетворительно ведет дело первоначального обучения детей и помощница учителя Чернышева. Ученики ее читают "Родное слово" (отд. 1) довольно бегло, правильно и сознательно. Удовлетворительно передают прочитанное. Из арифметики умственно и письменно решают задачи на 4 действия в пределах 20.
Что же касается до успехов учеников по отечественной истории и по русскому языку, то они были не удовлетворительны.
Программа по отечественной истории к экзаменам не была закончена; и в том, что было пройдено, познания учеников были шатки.
По русскому языку, на письменные упражнения учеников не было обращено должного внимания; вследствии чего даже ученики 2 отделения 2-го класса, во время экзамена, не могли сносно составить описание села Истобенского, хотя предмет этот был им хорошо известен и для изложения они имели много материала, сообщенного им на уроках географии.
1878 год. Отчет по Истобенскому двухклассному мужскому земскому училищу.
- Подробности
- Опубликовано 23.08.2015 20:09
Отчет по Истобенскому двухклассному мужскому земскому училищу за 1877-78 учебный год.
В отчетном году учение в Истобенском двухклассном училище началось во вторую половину 1877 года с 10 октября и продолжалось до 10-го июня 1878 года; с 10 июня по 15-е производились в училище экзамены, и 15-го июня был объявлен отпуск на лето. В течении означенного учебного времени личный состав учащих в училище был следующий: в 1-ю половину года ответственным учителем был г. Аммосов, законоучителем свящ. В.И. Сушков, учителями - П.Н. Халтурин, С.А. Вадиковский, А.М. Шулятиков и помощница М.В. Чернышева; во вторую половину г. Аммосов отказался от занятий в училище, а вместо его ответственным лицом был приглашен Н.Н. Башкиров; в конце года училище оставил один из учителей Владиковский. Теперь на место Вадиковского приглашен некто г. Решетников. Таким образом сейчас состав учащих такой: ответ. учит. Н.Н. Башкиров, законоучитель свящ. Сушков, учителя - Халтурин, Шулятиков, Решетников и помощница Чернышева. В этом составе новые лица Башкиров и Решетников, остальные известны земству по прошлогоднему отчету.
Г. Н.Н. Башкиров был приглашен в училище в качестве ответств. лица в конце января 1878 года. Пред этим приглашением он был преподавателем химии и математики на Вятских земских фельдшерских курсах. Образование получил в Вятском техническом училище; имеет звание учителя уездного училища.
Г. И.Д. Решетников определен в учители в сентябре текущего года. Ныне кончил курс в Вятском техническом училище.
В отчетном году, как самые занятия, так же и учебно-воспитетельное дело были разделены между учителями равномерно. Разделение занятий было следующее: г. Аммосов взял на себы обязанности преподавания арифметики в первых четырех отделениях, Халтурин занимался по географии, черчению и арифметике в 5 отделении, Вадиковский читал историю и русскую грамматику, Шулятиков занимался объяснитеьным чтением и письмом, помощница Чернышева занималась первоначальным обучением грамоте и письму. В последствии, когда Аммосов был заменен Башкиовым, этот последний занялся продолжением уроков г. Аммосова. О количестве пройденного в училище можно судить по приложенным при этом программам. При прохождении годичного курса училище пользовалось достаточным количеством необходимых учебных пособий и книг. В течении отчетного года в число пособий приобретены были, кроме необходимейших: некоторые химические реактивы (соли, кислоты и основания), минерологическая местная коллекция, составленная самими учениками, 100 великолепных рисунков по разным отраслям естественно-научных знаний. В отчетном году не осталась без приобретения книг и училищная библиотека. Как в учительскую, так и в ученическую библиотеки в разное время поступило более 150 экз. разных сочинений. Большинство книг поступило из земской управы, часть же пожертвована частными лицами. Пожертвовано для училища: журнал "Слово" за 6 месяцев - 78 года, 4 номера отечественных записок и 10 мелких для народного чтения сочинений. Кроме книг библиотека ныне обогащена журналом "Свет" за текущий год. Надобно заметить, что библиотека продолжает увеличиваться год от году. Сейчас она имеет уже значительное количество экз. по естественной истории, несколько книг по сельскому хозяйству и по ремеслам, довольно удовлетворительный подбор русских авторов, очень хороший по географии (путешествия и монографии). Но важнее всего - имеющиеся книги обыкновенно популярного характера. Нельзя, конечно, не пожелать, чтобы библиотека продолжала приобретать и вперед необходимые книги. Желательно также иметь при библиотеке научно-литературный журнал и коллекции по естественным наукам.
Число учащихся в отчетном году было 261. По классам учащиеся распределялись:
1 класс:
в 1 отделении - 66 чел.
во 2-м отделении - 93 чел.
в 3 отделении - 47 чел.
2 класс:
в 1 отделении - 38 чел.
во 2-м отделении - 17 чел.
Такое количество учащихся не посещало все в течении года школу: на лицо учеников было несколько менее, именно: в 1 отделении школу посещали почти все, во 2-м не более 70, в 3-м около 43, в 1-м отделении 2-го класса около 30, и в 2-м отделении 2 класса человек 15 - в разное время число посещающих было неодинаково. По времени исправность посещения школы распределяется: самое исправное посещение школы падает на зимние месяцы, менее исправное - осень и весна, летом школу ученики посещали очень неисправно. Впрочем не посещение школы учениками не так значительно, чтобы могло тормозить ход учебного дела в школе. Более печальное явление - выход учеников из высших отделений, выход не своевременный, особенно из последнего отделения. Так ныне из 17 человек перед концом года вышли 12 учеников и к экзаменам осталось всего 5. Несвоевременный выход учеников отчасти объясняется их домашними обстоятельствами, но более, кажется, на выход учеников из последнего отделения влияет непризнание за ними известной доли знаний, т.е. неимение свидетельств об окончании курса. На неимение учениками свидетельств об окончании курса, как на причину выхода учеников из училища, уже ранее указывал педагогический совет школы. По мнению совета, свидетельство об окончании курса, хотя выданно будет и частным учебным заведением, уничтожит, или по крайней мере ослабит несвоевременный выход из заведения.
Большинство учащихся, принадлежит к жителям села Истобенского, за ними в количестве следуют ученики Истобенской волости, из окружающих Истобенск деревень. Кроме учеников истобенской волости, в училище учатся мальчики Спасской, Шалеговской и Посадской волостей.
По окончании занятий в училище были проведены г. инспектором Орловских народных училищ экзамены. Из явившихся последнего класса 5 человек, все признаны на экзаменах удостоенными выпуска.
Вот эти 5 учеников:
Бородин Гавриил,
Ерыгин Семен,
Ковязин Николай,
Мошкин Алексей,
Мошкин Илья.
Из окончивших ныне - Березин, крестьянин Посадской волости, остальные Истобенской. К экзамену из других классов были представлены:
1 класс:
в 1 отделении - 65 уч.
во 2-м отделении - 62 уч.
в 3 отделении - 42 уч.
2 класс:
в 1 отделении - 28 уч.
Значит всех на экзамен было представлено 202 ученика. По экзаменам и после осенью по годичным отметкам из отделений в следующея отделения переведены:
1 класс:
из 1-го во 2-й - 55 уч.
из 2-го во 3-й - 48 уч.
из 3-го в 1-й второго класса - 27 уч.
2 класс:
из 1-го во 2-й - 22 уч.
Теперь по классам количество учеников распределяется:
1 класс:
в 1 отделении - 91 чел. (80 вновь принятых)
во 2-м отделении - 69 чел.
в 3 отделении - 63 чел.
2 класс:
в 1 отделении - 27 чел.
во 2-м отделении - 22 чел.
ВСЕГО - 272.
В заключении нельзя не обратить внимание на теперешнее число учащихся, особенно в первом классе. В первом отделении 91 мальчик. В остальных отделениях по стольку народа, что слить какие-либо отделения в одно и тем сделать свободные руки одного учащего положительно не возможно. Между тем один занимающийся с 91 человеками едва ли в состоянии сделать что-либо успешное. Спрашивается, как тут поступить? При наличном составе учителей нет никакой возможности помоч этому. Принимая во внимание, что поступление учеников в училище год от году будет увеличиваться, и следовательно затруднения в занятиях также будут увеличиваться, облегчить эти последние можно только открытием параллельного отделения.
Подлинный за подписом ответственного учителя Башкирова.
С подлинным верно: и.д. секретаря Тяжельников.
1878 год. Программа по русскому языку.
- Подробности
- Опубликовано 23.08.2015 20:18
Программа пройденного по русскому языку в 1 классе Истобенского двухклассного училища.
3 отделение.
Занятия по русскому языку в 3-м отделении состояли в объяснительном чтении и в передаче элементарных правил грамматики.
Объяснительное чтение состояло в том, что ученики научились бойко и четко читать, с должной интонацией в голосе, и вполне сознательно передавать прочитанное в форме отдельных ответов на вопросы учителя и в форме связного рассказа.
Из грамматики ученикам дано понятие о предмете; понятие о предложении и частях его; виды предложений; знаки употребляемые для разделения этих предложений.
Письменные упражнения по русскому языку состояли в изложении и диктовке прочитанных статей, с применением главнейших правил грамматики.
Книгой для объяснительного чтения служила "Книга для первоначального чтения", сочинение Водовозова и "3-я и 4-я русская книга для чтения", сочинение графа Льва Толстого.
2 отделение.
Занятия по русскому языку во 2-м отделении состояли в объяснительном чтении и передаче главнейших правил орфографии (звукового состава слов).
Объяснительное чтение в этом отделении велось по книге Ушинского - "Родное слово 2-й год" и по "1-й и 2-й русской книги для чтения" - графа Толстого; при этом ученики доведены до бойкого чтения и до понимания прочитанного, передавая его в форме отдельных ответов на вопросы учителя и в форме свежего рассказа.
1 отделение.
Ученики 1-го отделения научены читать и писать по книге Ушинского "Родное слово" 1-й год.
Наглядными пособиями при обстоятельном чтении во всех отделениях служили:
1. Коллекция моделей животных;
2. Стенной атлас зоологичесий и ботанический;
3. Коллекция минералов, собранных в местности села Истобенского.
Подлинная за подписью учителя Шулятникова.
С подлинным верно: и.д. секретаря Тяжельников.
1878 год. Программа по арифметике.
- Подробности
- Опубликовано 23.08.2015 20:23
Программа по арифметике в Истобенском двухклассном училище за 1887-88 учебный год.
1 отделение
Подробное рассмотрение чисел от 1 до 10. Решение задач в этих пределах. Письмо чисел от 1 до 20.
2 отделение
Рассматривание чисел до 100. Нумерация вообще чисел до 1 000 000 000. Задачи в пределах числа 100. Сложение простых чисел.
3 отделение
Нумерация вообще чисел. Действие над простыми числами. Задачи в пределах изученных правил по арифметике.
4 отделение.
Дроби. Свойство дробей. Приведение дробей к одному знаменателю. Сокращение дробей.
Дроби правильные и неправильные. Обращение неправильной дроби в смешанную и обратно. Действие над дробями. Сложение дробей, вычитание дробей. Деление и умножение дробей. Задачи на дроби.
Подлинная за подписом отвествен. учителя Башкирова.
С подлинным верно: и.д. секретаря Тяжельников.