Образование
Материалы об образовательном уровне и школах.
1905 год. Сведения о числе училищ и количестве учащихся.
- Подробности
- Опубликовано 11.04.2021 12:55
Сведения о числе училищ в Орловском уезде и количестве учащихся в них к 1-му января 1905 учебного года.
Пятерка лучших по доле учащихся от всего населения волости.
По всему Орловскому уезду - 3,43%
Место | Волость | Население в волости | Училищ в волости | Учащихся во всех училищах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мужчин | Женщин | ВСЕГО | Земских | Церковных | Других | Мальчиков | Девочек | ВСЕГО | ||
1 | Истобенская | 3818 | 4041 | 7859 | 3 | 1 | - | 375 | 139 | 514 |
2 | Верхошижемская | 2001 | 2130 | 4131 | 2 | 1 | - | 213 | 42 | 225 |
3 | Рыбинская | 2740 | 2980 | 5720 | 4 | 1 | - | 223 | 78 | 301 |
4 | Слудская | 2681 | 2780 | 5461 | 4 | - | 1 | 186 | 73 | 259 |
5 | Шишкинская | 4290 | 4570 | 8860 | 3 | 1 | 3 | 373 | 20 | 393 |
Пятерка лучших по доле учащихся мальчиков от количества мужчин.
По всему Орловскому уезду - 5,93%
Место | Волость | Население в волости | Училищ в волости | Учащихся во всех училищах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мужчин | Женщин | ВСЕГО | Земских | Церковных | Других | Мальчиков | Девочек | ВСЕГО | ||
1 | Верхошижемская | 2001 | 2130 | 4131 | 2 | 1 | - | 213 | 42 | 225 |
2 | Истобенская | 3818 | 4041 | 7859 | 3 | 1 | - | 375 | 139 | 514 |
3 | Шишкинская | 4290 | 4570 | 8860 | 3 | 1 | 3 | 373 | 20 | 393 |
4 | Рыбинская | 2740 | 2980 | 5720 | 4 | 1 | - | 223 | 78 | 301 |
5 | Пинюжанская | 4115 | 4429 | 8544 | 4 | 2 | 2 | 313 | 19 | 332 |
Пятерка лучших по доле учащихся девочек от количества женщин.
По всему Орловскому уезду - 1,05%
Место | Волость | Население в волости | Училищ в волости | Учащихся во всех училищах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мужчин | Женщин | ВСЕГО | Земских | Церковных | Других | Мальчиков | Девочек | ВСЕГО | ||
1 | Истобенская | 3818 | 4041 | 7859 | 3 | 1 | - | 375 | 139 | 514 |
2 | Спасская | 3050 | 3159 | 6209 | 3 | 1 | - | 136 | 101 | 237 |
3 | Слудская | 2681 | 2780 | 5461 | 4 | - | 1 | 186 | 73 | 259 |
4 | Рыбинская | 2740 | 2980 | 5720 | 4 | 1 | - | 223 | 78 | 301 |
5 | Посадская | 6233 | 6718 | 12951 | 5 | 3 | - | 312 | 143 | 455 |
1905 год. Статистические сведения о народном образовании.
- Подробности
- Опубликовано 19.04.2021 13:23
Статистические сведения о начальном народном образовании в Орловском уезде.
ТАБЛИЦА № 2. Начальныя народныя земския училища, состав учащих и о числе учащихся в них.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Год открытия | 1873 | 1889 | 1851 | |
Число учащих | Учителей | 2 | ||
Учительниц | 1 | 1 | ||
Помощников | 2 | |||
Помощниц | 1 | 2 | 2 | |
Число учащихся в 1904 уч. г. | Мальчиков | 270 | 85 | |
Девочек | 132 | |||
Число учащихся в 1903 уч. г. | Мальчиков | 261 | 103 | |
Девочек | 137 | |||
Число учащихся по отделениям | 1-е отделение | 60 | 26 | 53 |
2-е отделение | 52 | 31 | 50 | |
3-е отделение | 59 | 28 | 29 | |
4-е отделение | 60 (и 5 отд. 56) | |||
Число окончивших курс в 1904 г. | Мальчиков | 65 | 19 | |
Девочек | 30 | |||
Ушло до окончания курса | Мальчиков | 26 | 32 | |
Девочек | 29 | |||
Число учащихся к 01.01.1905 г. | Мальчиков | 270 | 85 | |
Девочек | 132 |
ТАБЛИЦА № 3. Об учащихся в народных земских училищах по возрасту, народности, сословию, вероисповеданию и месту жительства.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
УЧАЩИЕСЯ К 1 ЯНВАРЯ 1905 ГОДА РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ | ||||
Число учащихся к 1 января 1905 года | 270 | 85 | 132 | |
По возрасту | Менее 8 лет | 3 | 6 | |
8 лет | 42 | 4 | 28 | |
9 лет | 37 | 34 | 42 | |
10 лет | 31 | 18 | 38 | |
11 лет | 54 | 19 | 14 | |
12 лет | 27 | 10 | 4 | |
13 лет | 26 | |||
14 лет и старше | 50 | |||
По народности | Русских | 270 | 85 | 132 |
Других народн. | ||||
По сословию | Дети крестьян | 267 | 83 | 132 |
Дети др. сослов. | 3 | 2 | ||
По вероисповеданию | Православных | 270 | 85 | 132 |
Старообрядцев | ||||
Других вероисп. | ||||
По месту жительства | Из того же села | 96 | 8 | 47 |
До 1 версты | 27 | 15 | 18 | |
От 1 до 2 в. | 54 | 14 | 24 | |
От 2 до 3 в. | 95 | 6 | 26 | |
От 3 до 4 в. | 13 | 23 | 14 | |
От 4 до 6 в. | 23 | 7 | 1 | |
От 6 до 10 в. | 5 | 12 | 2 | |
Свыше 10 в. | 7 |
ТАБЛИЦА № 4. Состав учащих в земских училищах.
Состав преподавателей | Всего на службе | На службе в этом училищ. | Образование | Жалование в год | Квартира при училище | Квартирные деньги |
---|---|---|---|---|---|---|
Истобенское 2-х классное | ||||||
Учитель Александр Николаевич Шатров (заведующий) | 19 лет | 4 года | Вятск. 4-х класс. городск. учил. | 360 руб. | Получил | |
Учитель Павел Степанович Столяров | 6 лет | 6 лет | Казан. учит. семин. | 360 руб. | ||
Помощник Николай Васильевич Успенский | 7 лет | 2 года | Учительская семин. | 320 руб. | ||
Помощник Петр Антонович Русалеев | 4 года | 4 года | Казан. дух. семин. | 320 руб. | ||
Помошница Вера Михайловна Русалева | 8 лет | первый | Вятск. епарх. учил. | 320 руб. | ||
Истобенское мужское | ||||||
Учительница Софья Александровна Банникова | 10 лет | 8 лет | Вятск. Мариин. гимн. | 306,96 руб. | Получила | |
Помощница Фаина Николаевна Князева | 3 года | 3 года | Вятск. епарх. учил. | 180 руб. | 18 руб. | |
Помощница Елизавета Федоровна Мышкина | 6 лет | 5 лет | Вятск. епарх. учил. | 192 руб. | ||
Истобенское женское | ||||||
Учительница Римма Алексеевна Банникова | 4 лет | нет | Вятск. Мариин. гимн. | 266,52 руб. | Получила | |
Помощница Надежда Ивановна Савиных | 3 года | 3 года | Татиан. жен. гимн. | 150 руб. | ||
Помощница Елена Тимофеевна Колупаева | нет | нет | Орловская гимназия | 180 руб. |
ТАБЛИЦА № 6. Училищные помещения.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Количество учащихся | 270 | 85 | 132 | |
Собственник помещения | Земское | Наемное | Наемное | |
Количество классных комнат | 5 | 3 | 3 | |
Классные помещения | Площадь всех | 559,6 | 229,7 | 190,4 |
Объем помещений | 3217,9 | 1056,6 | 856,8 | |
Площадь на 1 ученика | 2,05 | 2,7 | 1,44 | |
Объем на 1 ученика | 11,9 | 12,4 | 6,5 | |
Объем коридоров и раздевалок | 638,3 | 73,1 | 81 | |
Общещития для учеников | Ночуют в классе | 3-14 | ||
Кол-во учен. в общеж. | ||||
Площадь пола | 36 | 49,9 | ||
Объем помещения | 150 | 202,1 | ||
Квартиры учащих | Кол-во преподавателей | 1 | 1 | 1 |
Количество комнат | 1 | 1 | 1 | |
Площадь помещений | 121,0 | 39,8 | 43,6 | |
Объем помещений | 605,0 | 183,1 | 196,2 |
ПРИМЕЧАНИЕ: размеры указаны в аршинах.
ТАБЛИЦА № 7. Расходы на содержание народных училищ.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Расходы на содержание народных училищ в 1904 году | ||||
Содержание помещений, квартир, отопления и пр. | 389,35 руб. | 383,50 руб. | ||
Жалование преподавателям | 727,00 руб. | 688,97 руб. | ||
На приобретение книг и наглядных пособий | 68,77 руб. | 64,02 руб. | 61,56 руб. | |
На приобретение учебных принадлежностей | 120,66 руб. | 31,00 руб. | 32,57 руб. | |
На обучение пению | 20,00 руб. | 15,00 руб. | ||
На обучение рукоделию | ||||
На содержание огорода | ||||
На содердание публичных бесплатных библиотек | 12,00 руб. | |||
На содержание учебных мастерских | 1181,70 руб. | |||
ИТОГО | 1361,13 руб. | 1224,33 руб. | 1181,60 руб. |
1905 год. Доклад о народном образовании.
- Подробности
- Опубликовано 25.04.2021 17:39
Орловской уездной земской управы
Доклад о народном образовании.
...
Необязательные предметы преподавания.
1) Из необязательных предметов преподавания пению, в виду его возможнаго воспитательнаго значения, принадлежит первое место. Церковное пение возвышает религиозно-нравственное чувство учащихся и, подготовляя их к активному участию в богослужении, тем сближает их с церковью; пение же патриотических и бытовых песен, кроме развития эстетическаго вкуса, возрождает чувство любви к родине. Хотя пение предлагается во всех почти училищах, тем не менее о преподавании его трудно сказать что-либо общее. Успехи, достигаемые пением, крайне разнообразны. Не говоря уже о том, что в одних школах пение ограничивается общеупотребительными молитвами с голоса, в других сюда присоединяется изучение песнопений утрени и литургии, в третьих разучиваются некоторые гимны и песни, в некоторых, кроме того, вводится знакомство с нотами; не говоря уже обо всем этом, самыя достоинства пения, даже в школах, разучивающих один и тот же материал, крайне разнообразны: в одних школах учащиеся поют действительно хорошо, доставляя удовольствие слушающему и вызывая то или иное настроение, в других школах пение поставлено посредственно. В большинстве училищ пение ограничивается разучиванием повседневных молитв; в 15 училищах учащиеся, под руководством учащих или членов церковных причтов, пели в церкви одни или совместно с учащимися церковно-приходских школ. В пении участвуют преимущественно ученики старших отделений. Из 2873 всех учащихся к 1-му января 1905 года пению обучалось 6420 человек, именно 5511 мальчиков и 909 девочек; из них 276 человек (242 мальчика и 34 девочки) участвовали в церковных хорах, именно: 195 человек (173 мальчика и 22 девочки) пели под управлением учителей и 81 человек (69 мальчиков и 12 девочек) под управлением других лиц.
В 1904 году за обучение пению выдано было: а) из сумм государственнаго казначейства за уроки пения в Истобенском двухклассном, Дубровском, Морозовском, Новинском и Талицком одноклассных министерства народнаго просвещения училищах - 300 руб., по 60 руб. в каждом; б) из сумм Орловскаго городского общества за ведение пения в приходских училищах 30 руб. и в) из сумм Орловскаго уезднаго земства за обучение пению в начальных сельских училищах 170 руб.
Таким образом всего израсходовано на обучение пению 500 руб. Все эти деньги израсходованы были на вознаграждение за обучение классному пению, хотя при назначении вознаграждения и принималось во внимание, поют ли учащиеся в церкви или нет.
2) Черчение преподавалось в двухклассных сельских училищах - Верховском, Верхошижемском и Истобенском. Ученики знакомились с чертежными инструментами с черчением посредством их более простых геометрических фигур и тел. Кроме того, в тех же училищах, а также в некоторых одноклассных школах ученики обучались начаткам рисования. В двухклассных училищах ученики рисовали по сеткам и без нея со стенных таблиц, рисунков и гипсовых фигур. Наиболее успешно преподавание черчения и рисования шло в двухклассных училищах, хотя и здесь недостаток подготовки самих учителей служит главным препятствием более успешной и правильной постановки черчения и рисования. В одноклассных училищах рисование ограничилось рисованием простых орнаментов из прямых и кривых линий. В 1904-м году в двуклассных училищах черчению и рисованию обучалось 336 человек. В одноклассных начальных училищах черчению и рисованию обучались 310 человек.
3) Для занятий гимнастикою представляется мало благоприятных условий в школах Орловскаго уезда; теснота и пыль в классных комнатах, холод или грязь на улице мешают производству гимнастических упражнений; притом же необходимость для большинства учащихся ежедневно приходить в училище за несколько верст представляет достаточно сильное средство против засиживания в классе, поэтому гимнастика преподается только там, где есть благоприятныя условия для ведения ея. В 1904 году гимнастика преподавалась в Истобенском двухклассном училище, большой, прекрасный зал котораго представляет вполне благоприятныя условия для ведения гимнастики. Всего обучалось гимнастике в помянутом училище 270 мальчиков; обучение вел заведующий училищем Шатров. За обучение гимнастике Шатров получил из сумм, ассигнованных на содержание училища, 20 руб.
4) К 1-му января 1905 года из 1240 всех учащихся девочек рукоделию обучалось 1142, т. е. 92,1%. Рукоделие преподавалось почти во всех тех школах, где были учащияся девочки и преподавательницы, но только в чисто женских оно имело более значения и велось постоянно; в смешанных же училищах преподавание рукоделия то прекращается, если девочек обучается мало и в составе преподающих находятся только одни учителя, то возобновляется снова, если увеличивается число учащихся девочек и появляются в школе учительницы. Во всех женских училищах уроки рукоделия обыкновенно входят в общее число недельных уроков, хотя и здесь нередко ученицы занимаются обучением рукоделию по окончании уроков или во время вечерних занятий, в зависимости от условий места и времени; в первом полугодии учебнаго года, особенно в ноябре и декабре, когда даже за последним уроком бывает мало свету и учащияся девочки ночуют почти исключительно в том селении (в домах родителей, на квартирах или в школьных общежитиях), где находится училище, обучение рукоделию почти исключительно ведется на вечерних занятиях; во второй половине года, когда дни становятся длиннее, свету в школах больше и дети нередко уходят ночевать домой за две и за три версты, рукоделию посвящаются последние уроки или уроки прибавочные. В смешанных училищах обучение рукоделию ведется исключительно во внеурочное время: вечером, или по окончании уроков, как удобнее по местным условиям.
Преподавание рукоделия состоит в обучении:
а) плетению поясков,
б) вязанию крючком и на спицах полосок, носков, чулков, перчаток, шарфов, салфеток и кружев;
в) в обучении вышиванию, преимущественно полотенец в тамбур, в крестик, по перевити и пр., и
г) в обучении шитью кофт и проч. платья.
Мальчики обучаются исключительно плетению поясков, девочки же обучаются с большею или меньшею полнотою всем упомянутым отраслям рукоделия. Определенной программы для преподавания рукоделия - нет, обыкновенно преподавательницы руководятся требованиями местной обиходной жизни крестьянской семьи: обучая во всех школах вязанию, вышиванию и шитью, учительницы обращают особенное внимание на те отрасли рукоделия, на которыя есть спрос со стороны матерей учащихся девочек.
Обучающияся рукоделию девочки роботают частью по материям, приносимым из дому, частью по материям, высылаемым земскою управою. Из земской управы высылаются цветныя, бумажныя и шерстяныя нитки, канва, а также крючки, спицы и иглы. Девочки обыкновенно приносят из дому холст, полотно, белыя нитки. Земскою управою высылается, смотря по потребностям школы, материалов на 2—25 руб. в год; каждая девочка своего материала затрачивает на 20—50 коп., самое большее на 1 рубль.
5) Плетением из соломы к 1 января 1905 года занимались в Даниловском и Угорском училищах 67 мальчиков. В том и другом училище плетению обучали учительницы во внеурочное время: по окончании уроков или вечером, смотря по местным условиям. Из простой соломы плели шляпы, картузы и сумочки для домашняго обихода. Ремесленнаго значения плетение из соломы не имеет, так как соломенныя изделия, вырабатывающияся в школах, среди крестьян вовсе не имеют сбыта, а среди горожан очень ограниченный; обыкновенно, все дело ограничивается тем, что ученики сплетут для себя сумку и картуз или шляпу. С точки зрения учебно-воспитательной плетение из соломы, приучая учащихся к аккуратности и внося некоторое разнообразие в школьную жизнь, имеет некоторое значение, тем более, что материал для работы малоценный и находится везде под руками.
6) При Верходворском и Монастырском училищах преподавательницы обучали переплетать книги; в обеих школах обучалось 10 мальчиков. Переплетали исключительно книги для школьных библиотек училища в самый простой, незатейливый пёреплет. Обучение велось во время вечерних занятий. В том элементарном виде, в каком велось обучение переплету книг, оно не имеет никакого промышленнаго значения, тем более, что спрос на этот труд в деревне, где книга — редкий гость, совершенно отсутствует; в смысле приучения к внимательности, порядку и ручному труду обучение переплету книг имеет значение в начальной школе.
7) При 12 училищах на имеющихся при них участках земли велись сельско-хозяйственныя занятия, преимущественно огородничество.
При Истобенском двухклассном училище, за отсутствием при школе участка земли достаточно большого для хорошаго огорода, сельско-хозяйственныя занятия ограничиваются уходом за ранее посаженными деревцами, ягодными кустами и маленьким огородиком в 5-6 гряд, расположенным вблизи училища; при чем все желающие из учащихся детей практически ознакомлены были как за уходом за деревьями и ягодными кустами, так и за огородом, принимая участие в устройстве парника, разсадника и паровых гряд и в посадке растений под руководством заведующаго училищем.
При Пищальском мужском училище участок в полдесятины разрабатывался под плодовый сад, питомник скорорастущих деревьев, цветник и огород. Сад и огород существуют с 1896 года и наглядно показывают интересующимся, как нужно садить и разводить различныя садовыя и огородныя растения. Каждую весну ученикам и всем желающим из питомника раздаются саженцы деревьев и ягодных кустов. Учащиеся принимают участие в посильных им работах, как то: подрезывают, окапывают и разсаживают деревья и кусты, чистят дорожки и т. п. По наблюдению учительницы школьный участок земли произвел довольно большое влияние на окружающее население. Благодаря примеру, местные жители больше стали обращать внимание на свои огороды и устраивать у себя садики.
При Большешурском есть уже древесный питомник; ныне насажен древесный сад, а в будущем году будет разбит огород.
При Желтопесковском училище на небольшом школьном участке уже несколько лет обработывается огород для разведения овощей сцелию практически ознакомить учащихся с устройством огорода.
При Зашижемском училище продолжается разработка земельнаго участка под сад и огород.
При Камешницком и Кленовицком училищах около вновь устроенных собственных зданий училищ на только что уступленных крестьянскими обществами участках земли велись деятельныя работы по их обсадке и разработке под огороды, так в Камешницком училище было посажено до 300 дерев и посеяно несколько пудов картофеля и других овощей, в Кленовицком училище тоже посажено было до 150 дерев, а часть земельнаго участка разбита под огород.
В Монастырском есть небольшой огород.
В Монастыршинском училище наибольшая часть земельнаго участка разрабатывается под тополевый питомник. Деревья из питомника раздаются крестьянам окрестных деревень для обсадки улиц и усадеб. Меньшая часть участка возделывается под огород.
При Рамешинском училище часть принадлежащей училищу земли засеяна шведским овсом, часть занята древесным питомником и часть обработывается под огород.
При Русаковском училище небольшая часть земельнаго участка возделывалась под огород, наибольшая же часть занята была хлебными растениями и кормовыми травами.
В Спасоталицком женском училище есть при школе небольшой огород.
Почти при всех училищах учащиеся принимали некоторые участие в работах по огородничеству, при чем им попутно давались некоторыя обяснения и пользовались вместе с училищем выросшими овощами, но гораздо большее значение имеют школьные огороды для взрослаго населения, особенно если они ведутся хорошо, как показательные огороды. Огородничество мало-по-малу начинает распространяться среди населения; правда, успехи не велики, но этому нельзя удивляться, если вспомнить, что несколько лет тому назад (в 1878 году) даже в Вятке цветною капустою фермы бывшаго училища для распространения сельско-хозяйственных званий пришлось кормить, за отсутствием покупателей, фермских коров.
Садоводство в Орловском и др. северных уездах не может итти далее разведения ягодных кустов; даже выносливые сорта яблонь в особенно суровыя зимы погибают. Больше имеют значения для населения деревесные питомники, так как из них раздаются саженцы с противопожарною целию для обсадки деревенских улиц. Кроме того, древесные садики, разводимые в последнее время при всех вновь отстраиваемых школьных помещениях, в будущем придадут школам тот уютный, привлекательный вид, какого они не имеют в настоящее вромя.
8) В ближайшем отношении к обработке школьных участков стоит разведение деревьев. В 1903—04 учебном году праздники древонасаждения устроены были в 19 училищах Обыкновенно сообщались учащимся сведения о пользе, приносимой человеку деревьями, и о способах их разведения, а в заключение предлагалось угощение. Пред началом самаго древонасаждения в большинстве случаев совершалось законоучителем в присутствии учащих, учащихся и собравшихся родителей молебное служение Господу Богу. После окончания древонасаждения устраивались для учащихся игры с пением и чтением подходящих стихотворений.
В Верховском двухклассном училище в мае месяце учениками посажено было до 300 небольших деревцов, около училища, местной часовни и вдоль улицы деревни Черновской.
В Истобенском мужском училище 18 мая на празднике древонасаждения произведена была посадка растений около школы.
В Малышевском училище ныне устроен был очень большой праздник древонасаждения. 6 мая, после литургии, отслужен был в школе молебен, после котораго учительницей сказана была в присутствии всех собравшихся речь о пользе деревьев и о значении праздников древонасаждения. Затем, всем ученикам (50 деревцов было послано с Орловской фермы, несколько тополей уступили крестьяне, 10 деревцов накануне учащиеся выкопали сами в лесу) было раздано по деревцу. Ученики спели песенку "Малютку дерево сажая, поем деревьям мы привет" и приступили к работе. Сначала сажали учащие, а затем и учащиеся. Деревья посажены были около училища вдоль деревни и в прогалах между домами. Ямы для посадки деревьев были заготовлены ранее. После посадки ученики парами, под пение песенки "Что лучше охоты — леса и болота" направились в лесок, где около пруда для них приготовлен был чай. Здесь же на лужайке были устроены из веток пихты и ели ворота, убранныя белыми флагами с надписью на них: "Лес и вода - краса природы, а деревья наши зеленые друзья" и т. п. Здесь же, затем, дети пели и читали стихотворения, относящияся к лесу, деревьям и птицам, чередуя их детскими играми с пением и без пения ("Грушица", "Кошка и мышка" и др.).
В заключение, снова возвратившись в школу, слушали здесь исполнение различных музыкальных пиэс на граммофоне, привезенном дли этого из города. Сообщая об устройстве этого праздика, учительница добавляет, что ученики были в восторге от праздника и дали слово с любовию ухаживать за посаженными деревьями.
При Большешурском училище праздник также прошел очень хорошо. Ко дню праздника — 2 мая учащимися, под руководством учащих, распланирован был школьный участок и проведены прямыя линии вдоль всей деревни по обе стороны улицы, выкопаны ямы для посадки деревьев, украшены зеленью и флагами классы и заготовлены для раздачи учащимся книжки о пользе леса и угощение. Праздник предполагалось начать молитвою — служением молебна, но законоучитель сообщил, что он не может быть рано в школе, поэтому программа праздника была несколько изменена. Учащиеся сначала выслушали чтение о пользе и способах древонасаждения, а потом, при помощи собравшихся крестьян, посадили тополи в приготовленныя ямы. По окончании всех посадник работ, разделившись по отделениям, с национальными флагами и с пением "Многи лета" учащиеся стройными рядами прошли около мест посадки. После этого, подкрепившись чаем с сушками, учащиеся несколько отдохнули. В 5 часов вечера прибыл из села о. законоучитель и собрались из окружающих сел другие учителя и учительницы. Около здания школы в присутствии учащихся, гостей и крестьян отслужен был о. законоучителем молебен, после чего учителем разъяснено было собравшимся крестьянам цель и значение праздника древонасаждения, при чем было обращено их внимание на то, что праздники эти устраиваются во исполнение Высочайшей воли ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, заботящагося о их благе. В заключение в украшенном зеленью и флагами школьном помещении проведен был литературно-вокальный вечер по разрешенной программе, состоящий из чтения и пения патриотических и школьно-литературных стихотворений, песен и гимнов. Не только в школьном помещении, но и на улице около училища было очень много слушателей-крестьян из деревни Большешурской и и др. соседних.
В Няганском училище праздник древонасаждения устроен был 8 мая, принесены были из ближайшаго леса и посажены около училища местныя хвойныя и лиственныя деревья.
В Воскресенском училище осенью посажены были деревья в церковной ограде.
В Дымковском училище древонасаждение сделано было осенью (24 сентября).
В Камешницком училище около только что построеннаго на новом месте школьнаго здания посажено до 300 деревцов.
В Касинском училище 30 апреля посажены были тополи вдоль дороги села.
В Клеповицком училище около новаго школьнаго здания 2 и 5 мая было посажено учащимися из питомника 10 крупных тополей, 30 мелких, 11 штук ясени, 10 штук вязу и 15 кустов ивы. Кроме того, из местнаго леса было учениками выкопано и посажено 12 лип, 9 рябин, 6 черемух, 3 ели и 30 берез. Около самаго здания посажено было 20 деревьев, по краям огорода до 27 и в школьном саду 88 деревьев, не считая кустов смородины и малины.
В Монастырском училище, по окончании молебна, учащиеся в присутствии учащих и местных почетных лиц посадили 100 тополей, взятых из земскаго питомника, и несколько кустов малины, смородины и местных деревьев березы и сосенок, выкопанных учениками.
В Монастыршинском училище в день праздника древонасаждения после молебствия и обеда, устроеннаго для учеников в училище посажено было до 70 штук тополевых саженцев вокруг церкви и, кроме того, обсажена была с обеих сторон улица села саженцами тополя.
В Медянском училище около 30 тополей посажено было осенью.
В Норинском училище дети, выслушав от учительницы разсказ о пользе, приносимой человеку деревьями, и пропевши несколько молитв, при крестном знамении, произнося каждый "Господи, благослови", дружно принялись за работу и посадили несколько десятков деревьев. По окончании посадки о. законоучителем отслужен был молебен и посаженныя деревья окроплены св. водою. В заключение учащимся предложен был чай и фрукты (праздник был осенью).
В Рамешинском училище праздник древонасаждения устроен был тоже осенью. Под руководством сельско-хозяйственнаго старосты учащимися посажены были тополи вокруг училища.
В Русановском училище тоже осенью посажено было до 100 тополей.
В Тутыгинском училище после молебна и окропления саженцев тополя св. водою учащимися произведена посадка их вокруг училища.
В Шалеговском училище праздник древонасаждения был 1 мая.
В Спасоталицком женском училище посадка около школьнаго здания сопровождались литературно-вокальным отделом, играми и слушанием граммофона.
На устройство праздников древонасаждения земством израсходовано было до 100 рублей.
9) При Истобенском двухклассном училище с начала 1903 года существуют классы ручного труда. Ранее совершенно не было подготовленных для ведения классов ручного труда лиц, только командировка заведующаго названным училищам Шатрова летом 1902 и 1903 года в Казань на курсы ручного труда дала возможность приступить к устройству класса ручного труда при Истобенском училище. За ведение классов ручного труда в течение второго полугодия 1904 г. Шатров получил 50 руб., из сумм, ассигнованных на содержание училища. Кроме того, в 1904 году 261 руб. 25 коп., оставшияся по смете от содержания личнаго состава училища, употреблены были на приобретение инструментов для названных классов. Таким образом на ведение классов ручного труда при Истобенском 2-х классном училище израсходовано было из сумм, ассигнованных министерством народнаго просвещения на содержание названнаго училища в 1904 г., всего 311 руб. 25 коп.
10) При всех двухклассных училищах и при некоторых одноклассных Орловским уездным земством содержатся учебныя мастерския. Общий надзор за ними возлагается земскою управою на учителей и учительниц, заведывающих теми училищами, при которых открываются мастерския, обучение же ремеслам производится особо нанятыми мастерами. Мастерския хотя и принимают учеников из крестьянскаго сословия, однако учащиеся в школах в них не работают; обыкновенно в мастерския поступают по окончании курса ученики тех школ, при которых мастерския открыты. Учебных предметов в них не преподается и оне находятся в ведении земства и преследуют частию учебныя цели — распространение ремесленных знаний среди населения, частию практическия - приготовление различных предметов земскаго хозяйства, преимущественно школьной мебели. В 1904 году существовали столярно-токарныя мастерския при Верховском, Верхошижемском и Истобенском двухклассном училище и при Орловском одноклассном начальном, сапожно-башмачная при Верходворском и Желтопесковском начальных училищах, ткацкия при Верховском двухклассном и Кармановском одноклассном училищах и мастерская плетения из ивы и корня при Орловском поселянском училище.
На содержание земских мастерских израсходовано земством в 1904 году 6816 рублей.
...
Из Истобенской волости в учебные мастерские поступили 44 человека.
На Истобенскую столярно-токарную мастерскую потребовались со стороны земства затраты в 81,23 руб.
Ведомость о состоянии учебных пособий.
Истобенское двухклассное училище.
Учебники - 2508 на 882,04 руб.
Учебные пособия - 554 на 551,73 руб.
Ученические библиотеки - 819 на 158,32 руб.
Учительские библиотеки - 462 на 206,91 руб.
1906 год. О введении всеобщего обучения.
- Подробности
- Опубликовано 07.05.2021 13:43
Уездному земскому собранию 40-й сессии 1906 года
Орловской уездной земской управы
ДОКЛАД о введении всеобщаго обучения в Орловском уезде.
С момента возникновения земских учреждений, деятели его главную работу обратили на народное образование, как будущий залог экономическаго, правового и нраственнаго улучшения. Они, проникнув убеждением, что без умственнаго развития населения, никакия мероприятия, в области ли сельскаго хозяйства, или кустарной промышленности и пр., не могут быть проведены в массы народа, стремятся поставить дело народнаго образования как можно шире.
В настоящее время, с приобщением России к великим европейским державам и с призывом населения к законодательной деятельности, народное образование стало объектом внимания не только общественных, но и правительственных учреждений. Ныне министерство народнаго просвещения выработало проект основных положений для введения в России всеобщаго обучения. В основу этого проекта ставятся следующия положения:
1) Все дети обоего пола должны иметь возможность, по достижению школьнаго возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной начальной школе.
2) Обязанность открытия достаточнаго числа училищ, соответственно числу детей школьнаго возраста, лежит на земствах и городах.
3) Школьный возраст начальнаго обучения обнимает 4 года, при чем расчеты относительно числа необходимых школ применительно к четырем возрастным группам: 8, 9, 10 и 11 лет.
4) На каждаго учителя начальной школы должно приходиться не более 50 учащихся.
5) Правильно организованная начальная школа на один компект учащихся (т. е. не свыше 50 человек) должна иметь одного учителя или учительницу, имеющих соответствующее право на преподавание, и 1 законоучителя.
6) Обязательность начальнаго обучения устанавливается постановлениями органов местнаго самоуправления.
7) Министерство народнаго просвещения, в случае постановления земства или городского общества о введении всеобщаго обучения, обязано принимать на себя расходы в размере минимальнаго оклада содержания учащих лиц, как во вновь учреждаемых училищах, составляющих школьную сеть данной местности, так и в ранее существующих училищах. Остальные расходы удовлетворяются из средств местнаго населения. Получение пособия от министерства на содержание земствами и городами училища ни в чем не должны стеснять самостоятельность общественных учреждений в деле заведывания начальной школой.
8) Ведомствам, сословным и иным законным организациям, частным обществам и частным лицам, если содержимыя ими училища входят в общую сеть правильно организованных училищ данной местности, так же, как земствам и городам, предоставляется возможность пользоваться пособием от министерства народнаго просвещения на содержимыя ими училища.
9) Минимальным окладом жалования для учителей всех местностей России полагается 360 руб. в год. Оклад этот, в зависимости от местных условий жизни, может изменяться в сторону повышения, которое относится исключительно на местныя средства. Периодическия прибавки, устанавливаемыя содержателями училищ для учащих лиц, должны быть относимы всецело на местныя средства.
10) Каждая школа должна обслуживать район с радиусом не свыше 3-х верст.
11) Максимальный срок введения всеобщаго обучения для всех местностей России устанавливается в 10 лет.
12) Введение всеобщего обучения в губернии, уезде или городе стоит в зависимости от выработки на месте определеннаго плана осуществления этого дела. Размер правительственнаго пособия на каждый год для каждой отдельной местности определяется и испрашивается органами местнаго самоуправления в зависимости от количества школ, открываемых в этом году.
Введение всеобщаго обучения поставлено в зависимость от выработки на местах определеннаго плана осуществления этого дела.
Работу эту управа выполняла по стольку, сколько позволяло время, средства и силы. При выработке плана введения всеобщаго обучения в Орловском уезде трудность работы зависела от того, что разселение жителей в уезде мелкими селениями, иногда разбросанными, как например, на севере уезда, на большие друг от друга разстояния, не дает в районе трехверстнаго радиуса достаточнаго числа детей школьнаго возраста, чтобы можно было открыть самостоятельную школу. Поэтому волей-неволей пришлось отступить от министерскаго проекта и многия селения оставить вне школьных районов. В таких пунктах уезда способы введения всеобщаго обучения нужно будет принять другие. Теоретическую разработку плана любезно принял на себя г. инспектор народных училищ, управа же произвела вычисления о числе детей в возрасте 8, 9, 10 и 11 лет, выработала для всего уезда сеть школьных районов с трехверстным радиусом, определила нормальное число учащих, какое потребуется при введении всеобщаго обучения, и сделала подсчет средств, которыя земство должно принять на себя.
Сведения о числе населения и детей в школьном возрасте управа хотела получить от местнаго духовенства, располагающаго этими данными; но к сожалению, сведения прислали не из всех церковных приходов: получено от 37 приходов из 46.
Сведения эти оказались не полны по многим волостям. Поэтому управа использовала их для вычисления отношений детей четырех возрастных групп (8, 9, 10 и 11 лет) к числу населения мужского и женскаго отдельно по тем селениям, о которых получены сведения и итоги мальчиков и девочек, по отношению мальчиков к мужскому населению, а девочек к женскому, выведен средний по уезду процент, каковой определился для мальчиков 8,9% и для девочекъ 8,6%. По этому проценту определено число детей школьнаго возраста по уезду и по волостям, а в некоторых случаях, где население не плотно - и по селениям, взяв сведения о числе населения из "Памятной Книжки Вятской губернии" на 1906 год. Эти вычисления дали следующие итоги:
Истобенская волость.
Число жителей:
Мужчин - 3843
Женщин - 4064
Детей 8, 9, 10 и 11 лет:
Мальчиков - 346
Девочек - 350
ВСЕГО - 696
Если земское собрание благоволит согласиться принять проект министерства, то на следующий год необходимо наметить 21 пункт, в которых желательно открыть школы с будущаго учебнаго года. По мнению управы, школы следует открыть в следующих пунктах:
Истобенская волость.
дер. Вальковская
Число преподавателей:
Учителей - 2
Законоучителей - 1
ПРОЕКТ ШКОЛЬНОЙ СЕТИ
для введения всеобщаго обучения в Орловском уезде, Вятской губернии.
Истобенская волость.
Число жителей в волости:
Мужчин - 3843
Женщин - 4064
ВСЕГО - 7907
Число детей в возрасте 8, 9, 10 и 11 лет:
Мальчиков - 346
Девочек - 350
ВСЕГО - 696
Название школьных пунктов - с. Истобенское
Номера школьных районов - 123
Номер школы - 143
Тип школ - Мужское
Какому ведомству принадлежат существующия школы - 2-х класное МНП
Число учащихся:
Мальчиков - 289
Нормальный штат учащих:
Учителей - 3
Законоучителей - 1
На какое число учащих испрашивается кредит на 1907 г.
Учителей - 4
Законоучителей - 1
Номер школы - 144
Тип школ - Мужское
Какому ведомству принадлежат существующия школы - Земское
Число учащихся:
Мальчиков - 86
Нормальный штат учащих:
Учителей - 2
Законоучителей - 1
На какое число учащих испрашивается кредит на 1907 г.
Учителей - 2
Законоучителей - 1
Номер школы - 145
Тип школ - Женское
Какому ведомству принадлежат существующия школы - Земское
Число учащихся:
Девочек - 134
Нормальный штат учащих:
Учителей - 2
Законоучителей - 1
На какое число учащих испрашивается кредит на 1907 г.
Учителей - 3
Законоучителей - 1
Номер школы - 146
Тип школ - Женское
Какому ведомству принадлежат существующия школы - Церковно-приходское
Число учащихся:
Девочек - 44
Нормальный штат учащих:
Учителей - 1
Законоучителей - 1
Название школьных пунктов - д. Волконцы
Номера школьных районов - 124
Номер школы - 147
Тип школ - Мужское
Нормальный штат учащих:
Учителей - 2
Законоучителей - 1
Номер школы - 148
Тип школ - Женское
Нормальный штат учащих:
Учителей - 2
Законоучителей - 1
Название школьных пунктов - д. Крысовы
Номера школьных районов - 125
Номер школы - 149
Нормальный штат учащих:
Учителей - 1
Законоучителей - 1
ПРИМЕЧАНИЕ: В Истобенской волости новых пунктов не проектируется.
1906 год. Ведомость об успехах учащихся.
- Подробности
- Опубликовано 09.06.2021 17:32
Ведомость об успехах учащихся и лицах, преподающих в школах.
Истобенское 2-х классное училище. | 1 отделение | 2 отделение | 3 отделение | 4 отделение | 5 отделение | ИТОГО |
---|---|---|---|---|---|---|
Число учащихся | 59 | 60 | 59 | 65 | 46 | 289 |
Число выбывших | 4 | 2 | 2 | 14 | 3 | 25 |
Число получивших удовлетворительные отметки по предметам: | ||||||
Закон Божий | 48 | 46 | 47 | 38 | 41 | 220 |
Славянское чтение | 50 | 52 | 49 | 46 | 41 |
238 |
Русский язык | 49 | 51 | 49 | 46 | 41 |
236 |
Арифметика и геометрия | 46 | 56 | 36 | 38 | 41 | 217 |
Чистописание | 46 | 53 | 42 | 46 | 41 | 228 |
Пение | 55 | - | - | 51 | 41 | 147 |
Черчение и рисование | - | - | 50 | 51 | 41 | 142 |
Движение учащихся: | ||||||
Переведено из младших отделений в старшие | 41 | 38 | - | 33 | - | 112 |
Окончило курс с получением свидетельств | - | - | 32 | - | 41 | 73 |
Общий процент успешности | 74,5 | 65,5 | 60,4 | 64,7 | 95 | 64 |
Кто вел училищное отделение и сколько получал жалования.
Заведующий Александр Николаевич Шатров - 360 руб.
Учитель Павел Степанович Столяров - 360 руб.
Помощник учителей Николай Васильевич Успенский - 330 руб.
Помощник учителей Петр Антонович Русалеев - 330 руб.
Помощница учителей Вера Михайловна Русалеева - 330 руб.
Законоучитель 1-го класса свящ. Михаил Андреевич Введенский - 120 руб.
Законоучитель 2-го класса свящ. Николай Иванович Добровольский - 150 руб.
Истобенское женское училище. | 1 отделение | 2 отделение | 3 отделение | ИТОГО |
---|---|---|---|---|
Число учащихся | 53 | 48 | 33 | 134 |
Число выбывших | 6 | 11 | 7 | 24 |
Число получивших удовлетворительные отметки по предметам: | ||||
Закон Божий | 47 | 36 | 26 | 109 |
Славянское чтение | 44 | 36 | 26 | 106 |
Русское чтение | 44 | 36 | 26 | 106 |
Арифметика | 45 | 32 | 26 | 103 |
Письмо | 45 | 37 | 26 | 108 |
Рукоделие | 47 | 37 | 26 | 110 |
Движение учащихся: | ||||
Переведено из младших отделений в старшие | 42 | 31 | - | 73 |
Окончило курс с получением свидетельств | - | - | 26 | 26 |
Общий процент успешности | 39 | 83 | 100 | 90 |
Кто вел училищное отделение и сколько получал жалования.
Учительница Р. А. Корчемкина - 312 руб.
Помощница учителей Н.И. Савиных - 150 руб.
Помощница учителей Е.Т. Колупаева - 180 руб.
Законоучитель свящ. Александр Николаевич Аммосов - оплата поурочная