Багаев Максим
Информация об уроженце дер. Туманы, прошедшем карьеру матроса, капитана и до руководящих должностей китайского государственного пароходства.
Пароход "Джон Коккериль"
- Подробности
- Опубликовано 20.05.2020 15:33
БУКСИРНО-ПАССАЖИРСКИИ ПАРОХОД "ДЖОН КОККЕРИЛЬ"
Место постройки - Бельгия
Завод-строитель - завод Cockerill
Год постройки - 1894
Изменение названия - переименовано в ИЛЬИЧ (1923 г.)
Тип судна - буксирно-пассажирский пароход со стальным корпусом
Назначение - буксировочные операции и перевозка пассажиров по Амуру на линии Благовещенск-Николаев
Длина расчётная - 74,68 м
Грузоподъёмность - 240,0 т
Мощность двигателя - 500 л.с.
Топливо - дрова
Тип движителя - два гребных колеса
Экипаж - 35 чел.
Пассажировместимость
первый класс - 20 чел.
второй класс - 30 чел.
третий класс - 350 чел.
Пароход "Джон Коккериль".
Харбин в 1920-40-х годах.
- Подробности
- Опубликовано 20.05.2020 15:51

Торговая улица.

На берегу реки Сунгари.

Пристань на реке Сунгари.

Здание железнодорожного собрания.

Реклама Христианского союза молодых людей.

Реклама Христианского союза молодых людей.

Улица Китайская.

Улица Мостовая.

Советские солдаты. 1945 г.

Советские солдаты на набережной реки Сунгари. 1945 г.
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, ХАРБИН...
- Подробности
- Опубликовано 20.05.2020 15:29
ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ, ДАЛЬНИЙ ВОСТОК, ХАРБИН...
О брате Д.П. Багаева Максиме Поликарповиче.
Как уже сообщала наша газета, вышла в свет уникальная книга "Дмитрий Багаев: летописец Павлодарского Прииртышья", подготовленная В.Л. Болтиной, Т.Е. Покидаевой, Л.В. Шевелёвой. В ней впервые рассказывается о нерядовой судьбе родного брага Д.П. Багаева - Максима Поликарповича.
В семье бедного крестьянина-отходника Поликарпа Максимовича Багаева, проживавшей в деревушке Туманы Истобенской волости Орловского уезда Вятской губернии было двое сыновей. Старший Митя родился 5 сентября 1884, а младший Максим 18 сентября 1888 года.
Уходя на заработки, Поликарп Максимович служил на барже, на пароходах, ходивших по реке Северной Двине, сначала матросом, затем водоливом, старшим рабочим на барже. В 1891 году П.М. Багаев умер.
Семья осталась без кормильца. Жену брата и его сыновей взял на иждивение Назар Максимович Багаев, служивший в то время на иртышских пароходах матросом.
Жили впроголодь. Для того, чтобы как-то помочь матери, Митя, не достигший ещё и десяти лет, нанялся в летнее время пасти крестьянский (соседский) скот, а с 12 лет работал на кирпичном заводе Синцова, за что получал гроши.
В тринадцать лет Митя окончил сельскую Министерства народного просвещения двухклассную школу (пятилетку) (Истобенское двухклассное училище - примечание автора проекта), из класса в класс переходя с наградами.
Бедствия, нужда, голод, которые испытывала семья, вынудили его подумать и о собственном заработке. "В 1899 году, по словам Д.П. Багаева, - мать снарядила меня в матросы на пароход, зимовавший в Обской губе".
Но в результате несчастного случая получил травмы и умер дядя в Павлодаре. Купец Артемий Иванович Деров знал, что у Назара Максимовича в Вятской губернии осталась семья с малыми детьми, да ещё находившаяся у него на иждивении семья его умершего брата Поликарпа Максимовича. И Деров по своей доброте вызвал племянника Назара Максимовича Митю к себе в Павлодар. Юный Дмитрий устроился работать в конторе у А.И. Дерова рассыльным, писарем, стал кормильцем своей и дяди Назара семьи.
С этого времени Д.П. Багаев навсегда связал свою жизнь с Павлодаром.
Там, в родных Туманах, остались мать и младший брат Максим.
Спустя годы братьев Багаевых ветры революционных бурь разметали в разные стороны. Победа Октябрьской революции их врагами не сделала, но разделила жизненные пути так глубоко, что, расставшись в молодости, братья никогда больше не встречались и практически не общались.
Дмитрий Поликарпович принял Советскую власть, искренне радовался её преобразованиям и свершениям, всю свою жизнь посвятил пропаганде её достижений.
Максим Поликарпович, по его собственным словам, был монархистом и по своим убеждениям после установления Советской власти оставил Родину вынужденно, не видя для себя возможности жить в изменившихся условиях.
Он покинул РСФСР в 1921 году по политическим мотивам, дальнейшая судьба брата Дмитрию Поликарповичу мало была известна.
В своих автобиографических записях, относящихся к началу 1940 года, Д.П. Багаев сообщает - "В Харбине живёт мой родной брат Максим Поликарпович. Лет 7-8 тому назад, когда из Харбина, с Китайской железной дороги, возвращались служащие (железнодорожники), они рассказывали (все, кого приходилось встречать), что брат занимает должность начальника главного управления водного транспорта, советник правительства Маньчжоу-го и крупный капиталист.
Мы с братом расстались в 1909 году, он служил матросом на иртышских пароходах, уехал на Амур, окончил мореходное училище и сказочно пошёл "в гору". Дальше я опять пользуюсь слухами: с при ходом на Дальний Восток Советской власти брат был назначен начальником Амурского пароходства, потом сидел в тюрьме, судился, оправдан и уехал в Харбин, где занял должность директора Китайской пароходной компании, а с приходом в Харбин японцев стал начальником главною управления водного транспорта. Писем ему не писал с 1920 года.
Весной 1936 г. мною было получено письмо и тотчас же передано в НКВД, в котором он писал, что 15 лет не имеет обо мне никаких сведений...".
Из записей Дмитрия Поликарповича следует, что Максим Поликарпович пытался поддерживать связь с единственным своим братом, он ведь знал, что тот живёт в Павлодаре, писал ему письма, но ответов не получал. Реакция Дмитрия Поликарповича понятна. Ведь в стране Советов связи с проживавшими за границей родственниками не одобрялись. Более того, считались порочащими, вот почему Дмитрий Попикарпович, имевший большую семью, а в 1932 году овдовевший, опасался за детей, их у него было шестеро, и он, больше не женившись, один их поднимал, поэтому и предпочёл из осторожности прекратить переписку с братом.
Дальнейшие сведения о брате удалось получить из документов личного дела Максима Поликарповича Багаева, хранящегося в фонде Главного Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ) в Государственном архиве Хабаровского края Российской Федерации, любезно предоставившем авторам-составителям, своим коллегам-архивистам, копию личного дела по их просьбе, притом незамедлительно и безвозмездно, стараниями главного архивиста Государственного архива Хабаровского края Любови Анатольевны Кривченко, чью помощь трудно переоценить. Поражаешься силе архивного братства!
Указали авторам-составителям направление поиска сведений о М П. Багаеве, тем самым оказав неоценимую помощь, известный павлодарский поэт Ольга Николаевна Григорьева и главный библиотекарь сектора обслуживания читателей и библиографии отдела "Библиотека" Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (Москва) Надежда Алексеевна Егорова.
Судьба М.П. Багаева достойна увлекательнейшего романа. Приведём здесь лишь некоторые сведения о его жизни, которые подробно излагаются в книге.
В ней публикуется анкета 3-го Отдела Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской империи, находившегося в Харбине, от 17 декабря 1937 г., заполненная собственноручно Максимом Поликарповичем Багаевым. Анкетой предусмотрены 77 параграфов. "Семейное положение: жена законная Анастасия Павловна. Родилась в 1896 году, 19 декабря. Домашнее хозяйство. Сын Владимир родился в 1920 году, 18 июля. Студент университета "Вашингтон", гор. Сиэтл в Америке".
О близких родственниках Максим Поликарпович пишет так: "Родственники есть в России, живы или нет, не знаю. Брат Димитрий 56 лет".
М П. Багаев указывает в анкете, что окончил Благовещенское речное училище, выучившись на командира парохода. Сообщает о специальности и стаже работы: "Пароходская служба 32 года" (был капитаном теплоходов Амурского пароходства. потом капитаном в Харбине, занимал там другие ответственные посты по специальности); о месте настоящей службы: "Харбинский пароходный синдикат", должность: "Помощник начальника эксплуатации и инспектор Пароходного отдела", получаемый оклад: "Двести тридцать гоби в месяц". На иждивении находятся жена и сын, семья проживает в своём доме.
О знании иностранных языков он пишет: "Маньчжуговский разговорный".
Максим Поликарпович далее в анкете указывает, что в Маньчжурию прибыл 1 апреля 1921 года, бежал от большевиков, без документов, в 1937 году выезжал в командировку в Японию "с ознакомительной целью".
М.П. Багаев сообщает в анкете, что имеет "китайский" паспорт.
Из анкеты следует, что М.П. Багаев по политическим убеждениям был монархистом, ни в каких союзах или организациях раньше не состоял, за исключением того, что состоит членом "Союза сунгаринских судоходцев с 1927 года".
До декабря 1937 года он работал капитаном судов и на других ответственных должностях в Харбинских пароходствах с окладом от 225 до 325 долларов в месяц.
В других разделах анкеты сообщает, что в 1918 году участвовал в войне с большевиками, в 1920 году был арестован новой властью и сидел в тюрьме.
Судя по ответу М.П. Багаева в анкете, он не выехал в СССР с массовой эвакуацией советских граждан по своему желанию и на день заполнения анкеты - 17 декабря 1937 г. - намерения покинуть Маньчжурию не имел.
На страницах книги читатель найдёт документ "Краткая производственная характеристика М П. Багаева" от 20 марта 1939 г.: "Багаев М П. - как работник очень хороший. Другого такого знатока здесь нет.
Справедлив. За провинности справедливо тянет (так в документа - Ю.П.).
Русских всегда защищает, но справедливо. Как администратор незаменимый.
В 1932 году его сначала отстранили, но потом убедились, что заменить его совершенно некем. Он был снова принят... В политическом отношении он не высказывался и сказать трудно, но ничего предосудительного за ним замечено не было".
Публикуются служебные удостоверения М.П. Багаева, подтверждеющие, что он "действительно является Старшим Уполномоченным 3-го Отдела Бюро по делам Российских Эмигрантов в Маньчжурской империи по группе Российских Эмигрантов - служащих Северо-Маньчжурского Речного Транспорта Государственных железных дорог». Это 1939 и 1940 годы.
Максим Поликарпович указывает в анкете, что работал на колёсных, винтовых, буксирных и пассажирских судах, что он знаком с современными судами и машинами, с современной сигнализацией и правилами плавания. После разгрома Квантунской армии в 1945 году пароходы Харбина как военный трофей были переданы в Хабаровск, и работы у М П. Багаева не стало.
На вопрос: "Почему оставили службу на водном транспорте?" - М.П. Багаев отвечает: "Вышли года".
На вопрос: "Можете ли по состоянию своего здоровья работать по своей специальности на судах?" - следует ответ: "Могу".
Заключает блок публикуемых в книге документов из личного дела М.П. Багаева самый поздний по хронологии документ - от 16 июня 1948 г., под заголовком: "Справка по личному эмигрантскому делу № 463" с грифом "Совершенно секретно". Составлена справка в Хабаровске.
В ней краткие сведения о Багаеве до 1920 года, об аресте в том же году, о работе в Харбине, в том числе в качестве уполномоченного по группе российских эмигрантов, о студенте американского университета и о том, что сам он в 1944 году проживал в Харбине. Таким образом, сведения о Максиме Поликарповиче обрываются 1944 годом. О дальнейшей судьбе ого и его семьи ничего не известно. Вряд ли она могла быть благополучной, учитывая его довольно высокое положение в эмиграции.
Определённо можно сказать, изучив архивные документы, что братья Дмитрий Поликарпович и Максим Поликарпович Багаевы состоялись как личности, каждый из них своим редкостным трудолюбием и неустанным самообразованием достиг профессиональных высот на избранном поприще. И остаётся лишь сожалеть, что судьба развела их на всю жизнь...
Юрий ПОМИНОВ.