Троицкий монастырь
История Истобенского Троицкого монастыря.
История монастыря.
- Подробности
- Опубликовано 05.05.2011 22:48
В Вятской земле при сравнительно небольшом количестве помещиков, которые имели владение главным образом в южных районах, в роли основных феодалов-крепостников выступали монастыри.
В XVIII веке на Вятке было 18 монастырей, которые имели, огромные земельные владения с 80 тысячами крепостных крестьян, а вместе с архиерейскими крестьянами количество крепостных у духовных феодалов достигло 100 тысяч, или четвертую часть крестьянства Вятского края. Крупным владетелем являлся Истобенский Троицкий монастырь, ставший "внове" перед переписью 1629 года, где-то около 1625 года, о чем можно судить из царской грамоты воеводе Змиеву от 27 сентября 1670 года. На пожалованной царем земле в черте села, у самого берега Вятки поставили пятиглавую деревянную церковь Живоначальной Троицы с трапезою при церкви 2 кельи с черными старцами, амбары, хлевы для скота, погреба и другие постройки.
Монастырская территория была огорожена высоким деревянным забором, за которым располагалась Заоградная слободка оброчных бобылей монастырских из 30-35 дворов, примерно со 150-180 жителями.
Число дворов в Истобенском Троицком монастыре.
- 1662 г. - 30
- 1678 г. - 15
- 1722 г. - 143
Бобыли вели хозяйство, работали внутри монастыря. охотились, рыбачили, сенокосили, гибничали и ягодничали в летнее время, производили различную ремесленную продукцию. Не хлебопашество, а различные промыслы составляли трудовое содержание жизни бобылей монастырских из Заоградной слободки. Пашенные владения монастыря в большинстве случаев располагались в отдалениии от обители. Они росли за счет земельных пожалований царя и светских феодалов, вкладов постригающихся в монахи, дарения земли по завещанию, подкупа переписчиков, покупки земель, самовольных ее захватов монастырем. Колонизируя новые земли, монастырь основал поселения на Пищальском раменье ( с. Пищалье), на Марадыковском раменье ( д. Марадыково, Быстряги), у села Монастырщина, на реке Сингиревке, на реке Боровице. Через 100 лет после своего основания, в 1725 году, монастырь владел кроме Заоградной слободки в с. Истобенске 3 деревнями и починком, имел 1171 душу крестьян мужского пола (или около 2500 обоих полов).
У монастыря были пашни, лесные и луговые угодья, рыбные ловли в четырех озерах и Прости Долгой на границе с Котельническим уездом, места охоты – ловища и перевесища, три колесчатые мельницы на прудах, 138 голов разного скота и другое добро.
В 1760 году только на речке Сингиревке у монастыря числилось 325 десятин пахотной земли, не говоря о больших площадях под лесами, лугами, выпасами. Со своих земель и с земель оброчных крестьян монастырь взымал огромное количество хлеба, в связи с чем монастырское начальство обращалось с просьбой к царю за разрешением на временную ссыпку собранного зерна в пустующие государственные скадыв с. Истобенске. Лишь на внутримонастырские нужды годовой расход хлеба состовлял 6400 подов. По словам одного из старожилов конца XIX века, пока был монастырь, то народ в Истобенск валом валил.
|
|
Монашеские вериги из Истобенского монастыря. |
В 1764 году Екатерина II по требованию русского дворянства изъяла у церкви земли и крепостных крестьян. Потерял их и Истобенский монастырь. В 1795 году монастырь был окончательно упразднен и его имущество было переведено в Вознесенский монастырь города Соликамска Вятской епархии. Здесь он до самой революции 1917 года назывался Вознесенским Истобенским. Монастырские крестьяне вошли в разряд вначале экономических, а затем государственных или черносошных. Часть бывших монастырских земель отошла местным священнослужителям, часть – казне и незначительная часть – крестьянам.
Азбучный указатель имен русских деятелей для «Русского биографического словаря». Под редакцией: Г.О. Штедмана. Издательство: Тип. Императорской Академии Наук. СПб. 1887-1888 г.г.
"Дамиан, игумен Истобенского Троицкого монастыря Вятской епархии, 1730-41 г.
Иоанн, игумен Истобенского Троицкого монастыря, Пермской епархии, 1741-45 г.
Киприян, 1705 г. строитель Истобенского Троицкого монастыря, Вятской епархии.
Пахомий, 1771-76 г., игумен Истобенского Троицкого монастыря Пермской епархии."
Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшаго Правительствующаго Синода.
Истобенский Троицкий монастырь.
Игумен Дамиан с 22 ноября 1730 г. по определению прежде быв. Алексия, архиепископа Вятскаго.
Игумен Иоанн, по вед. за 1741 г., на место умерш. 4 февр. 1741 г. игум. Дамиана, произведен во игумена 22 марта 1741 г. из крестовых его преосвященства иеродиаконов по определению его преосвящ.
Монах Леонтий определен, по вед. 1745 г., на место умерш. 13 июня 1745 г. игум. Иоанна, из того же монастыря впредь до избрания достойных кандидатов к исправлению настоятельской должности, из казначеев с 7 июля 1745 г. по определению Вят. архиер. дух. консист.
В ведом. за 1746 г. помечено, что монах Леонтий назначен с 13 июля 1745 г. по определению названной консистории.
...
Верхъязвенская Успенская п. вотчины бар. Строгановых.
Строитель иеромонах Иоанн, по вед. за 1741 г., произведен в Троицкий Истобенский мон. в игумена 23 марта 1741 г. по определению его преосвященства.
Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем.
Том 1. Преобразование старых и учреждение новых монастырей с 1764-95 по 1 июля 1879 год. Составил и издал В.В. Зверинский. СПб. Типография В. Безобразова и Комп. 1890 г.
"512. Троицкий - Истобенский, мужской, ныне приходская церковь села Истобенского, Вятской губернии, Орловского уезда, в 15 верстах к югу от Орлова, при реке Вятке. Хотя и неизвестно когда основан, но уже существовал в 1662 г. и имел 30 дворов крестьян, а в 1680 г. им управлял строитель Никита; в 1725 г. упразднен, причем иноки переведены в Спасский монастырь в городе Орлове. Однако же через 2 года, в 1727 г. монастырь снова был восстановлен и в 1764 г. назначен быть в 3-м классе. В 1771 г. его упразднили совсем и иноки вместе с положенным штатом переведены в закрытый Вознесенский монастырь города Соликамска Пермской губернии.
(в 1744 г. имел крестьян 1121 душ, в 1700 г. имел 15 дворов крестьянских)"
Е.В. Кустова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНАСТЫРСКИХ ПУСТЫНЕЙ В ВЯТСКОМ КРАЕ В XVI–XVII вв. Вятский государственный гуманитарный университет. 2015 г.
"Истобенский Троицкий монастырь стал первым в Орловском уезде. Он располагался на р. Вятке в Истобенской волости (ныне в Оричевском районе Кировской области). Первое упоминание о нем относится к переписи А. Толочанова 1629 г.: «Да подле Истобново ж погосту монастырь Живоначальные Троицы стал вново, а на монастыре церковь теплая с трапезою во имя Живоначальные Троицы да предел Введенье Пречистые Богородицы, а в церкве образы и книги и колокола строенье монастырское, а на монастыре две кельи, а живут в них черные старцы, да около монастыря живут на монастырской земле монастырские бобыли, а дают они оброку в монастырь на церковное строенье». Опираясь на эти сведения, исследователи обычно дают широкие хронологические рамки его основания – с 1595 по 1629 г. Однако документы позволяют определить более точное время возникновения обители. В начале XVIII в. в Истобенском монастыре хранилась грамота патр. Филарета от 25 февраля 1624 г., данная по челобитью церковного старосты Истобенской волости «Федки Иванова сына Устюжанина», которая сообщала о постройке на месте будущего монастыря храма: «Обещались де они на Вятке на старом Городише ниже посаду над рекою над Вяткою воздвигнуть храм во имя Пресвятей и Живоначальные Троицы да в пределе Введение Пресвятые Богородицы и как бы их благословити и велети б им на тот храм и на предел лес ронить и давать антиминс». Патриарх разрешил построить храм с условием, чтобы был «предел церкви олтар особно», а по построении дать антиминсы и освятить церковь священнику с диаконом. В следующем «…134 году (1625/26) на Вятке воевода Петр Мансуров дал к церкви Троицы Живоначальные да Введению Пресвятые Богородицы в Истобенской волости, у речки Сингиревы дикое раменье черной лес под пашню на полчети выти, а в книги тое земли дачи своей не написал не ведомо почему». Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что монастырь был воздвигнут с 1625 по 1629 г. А фраза из грамоты 1670 г., что в 1629 г. писец «Афонасей Толочанов… тое де церковь в Истобенской волости написал монастырем», свидетельствует о том, что, по-видимому, именно с этого года он официально стал считаться монастырем. А инициатива в постройке храма, ставшего вскоре монастырем, принадлежала местному сообществу."
Известные настоятели (годы упоминания):
- Иосиф (Изергин), игумен
- Арсений (Протасьевых), игумен
- Дамиан, игумен (1730-41)
- Иоанн, игумен (1741-45)
- Леонтий, игумен (1745)
- Авраамий, игумен (1750—1758)
- Мисаил, игумен (1767)
- Пахомий, игумен (до 1776)
- Иероним, игумен (1776-1795)
Планировка монастыря.
- Подробности
- Опубликовано 05.05.2011 22:52
К концу XVII в. на Вятке было 18 монастырей. Большая часть их в XVIII в. была упразднена или выведена за штат Троицкий мужской монастыре в селе Истобенском был упразднен в 1771 году, но еще четверть века спустя в его строениях проживали несколько человек монашествующих.
В 1799 году губернский архитектор Ф. М. Росляков снял на план Троицкий монастырь. Вот какие пояснения дал он к этому плану:
1. Церковь во имя Живоначальныя Троицы холодная с теплым приделом во имя Входа в храм Пресвятыя Богородицы...
2. Церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что на вратех, холодная...
3. Колоколня осмиуголная...
4. Настоятельския кельи в два этажа, из которых в верхнем игумен того монастыря, а в нижнем монашествующие жительствуют...
5. Поварня для братии и игумена, зделана из онбарушки, без полу и потолоку, покрыта на один скат...
6. Изба пекарная с сеньми, а при ней келья с чуланами...
7. Кельи и сушила, а под ними ледник и подвал...
8. Погреб вновь построен, но ледник без потолоку, одна яма с обрубом...
9. Бани братские под литерою С, а другие по литерою Д...
10.Выход под колодцом, и к нему приделан внизу рыбный садок...
11. Ограда монастырская сделана была рядами вокруг всего монастыря, покрыта кровлей...
12. Карстныя сараи, сделанныя на один скат...
13. Конюшенный двор...
14. Огород монастырский.
15. Крестьян экономических дворы и огороды.
16. Переулки.
Познакомившись с планом, мы убеждаемся в том, что и Троицкий монастырь, малочисленный и далеко не процветающий, построен по тем же канонам, общим для всех русских монастырей. Концентричная планировка; подчеркнутая центральным положением, свободным от застройки круговым пространством, контрастом размеров главенствующая роль храма; подчиненное положение всех остальных, кроме трапезной, отодвинутых от центра и прижатых к ограде построек монастыря; непременное равнение Святых ворот с надвратной церковью на главный храм.
Другой, более совершенной и значимой как с точки зрения функциональной, так и по своему архитектурному облику выглядит шатровая колокольня, выстроенная восьмериком от земли; но она не становится от этого ни композиционным, ни смысловым центром ансамбля. Ее положение — на пути к храму — и ее линейный характер отводят ей роль второстепенного сооружения. Не претендует на главную роль и вознесенная на высоту Святых ворот богословская церковь с ее усложненным галереей профилем, видимая со стороны долины за несколько верст. Приближаясь, путник проходит два издалека видимых ориентира — ворота, колокольню — и оказывается перед третьим — храмом, своей целью.
При детальном осмотре губерский архитектор Ф. М. Росляков пришел к выводу, что «оную церковь по великой ветхости в починку произвесть невозможно». В 1799 году он сочинил проект каменной приходской церкви вместо прежней, монастырской, и к 1808 году она была построена на месте прежней и освящена так же — во имя Живоначальной Троицы.
1725 год. Описание Троицкого Истобенского монастыря при переводе в Спасский.
- Подробности
- Опубликовано 31.01.2022 21:31
Ведомость о Вятском архиерейском доме и о монастырях Вятской епархии 1-й четверти XVIII ст.
(Составленная согласно указу Святейшаго Правительствующаго Синода от 22 июня 1725 года)
1768 год. Истобенский Троицкий монастырь.
- Подробности
- Опубликовано 27.02.2022 20:54
Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1915 г. Выпуск 2-3.
Ведомости о церковном строении города Хлынова Кафедральнаго собора, Крестовой церкви и штатных монастырей Вятской и Великопермской епархии за 1768 год.
...
4) Истобенский Троицкий монастырь.
Церковь деревянная во имя Живоначалныя Троицы холодняя и при ней с северной стороны другая теплая во имя Введения Богородицы, а в той теплой предел Иоанна войнственника. Оное все строение в длину пятнатцати, а в ширину тринатцати сажен находится в ветхости. Произведено преждебывшим того ж монастыря игуменом Иоанном в прошлом 1747 году.
Церковь деревянна ж над святыми вратами брусчатая во имя Иоанна Богослова длиною шести сажен, шириною четырех сажен, построена преждебывшим тогож монастыря игуменом Авраамием в прошлом 1750 году и ныне находится в среднем состоянии, токмо крышка обветшала.
Колоколня деревянная ж состоит особливо, построена преждебывшим того ж монастыря игуменом Иоанном и находится в ветхости же.
Нстоятельские кельи деревянныя ж о два партамента длиною на пяти и шириною на пяти же сажень построены преждебывшим игуменом Авраамием прошлого 1752 году, а в прошлом 1766 году все перебраны и снизу подрублены, находятся в ветхости.
Хлебня деревянная ж низменная и при ней клет с сенми для держания хлебных припасов в длину осми, в ширину четырех сажен, весма ветхая.
На восточной стороне келья деревянная с перерубом, а под ней летней погреб, ветхая, длиною четыре с половиною, шириною четыре же с половиною сажен.
На полуденной стороне келья деревянная низменная новая, длиною четыре, шириною трех сажен.
На северной стороне по правую сторону настоятелских келей келья деревянная длиною четыре с половиною. шириною четыре сажен ветхая.
На той же северной стороне по левую сторону настоятелских келей две кельи с однеми меж оными сенями новые низмянныя, длиною пяти, шириною трех сажен.
На западной стороне келья деревянная с сушилами длиною семи, шириной трех сажен.
А под ними два погреба зимней и летней, весма ветхие.
Круг того монастыря ограда деревянная брусчатая рублена взамок крыта тесом длиною на пятдесят одну сажень шириною тритцати трех сажен ветхая.
За оградою монастырскою скотской двор, в нем две избы черные обе низменные ветхие, пять конюшен с перерубами, над которыми вверху сенники ветхие.
Монастырская баня низменная ветхая ж деревянная.
Подлинную подписал: Мисаил игумен Троицкий.
Как Истобенский Троицкий монастырь оказался в Соликамске?
- Подробности
- Опубликовано 23.10.2019 00:01
Вятские епархиальные ведомости №8, 16 апреля 1904 года.
Л. Софийский. Из истории Слободскаго Крестовоздвиженскаго монастыря.
(Перенесение Верхочепецкаго Крестовоздвиженскаго монастыря в Слободской Богоявленский).