Троицкий монастырь
История Истобенского Троицкого монастыря.
1795 год. Истобенский Троицкий монастырь дал новую жизнь Соликамскому.
- Подробности
- Опубликовано 23.12.2021 23:09
История монастыря Соликамско-Истобенскаго.
... Последнее запустение монастыря Соликамскаго, последовавшее, как мы выше видели, вскоре после насильственной смерти архимандрита Иакинфа от руки злодеев, было, сравнительно с первым, очень непродолжительно. Монастырь, как известно, оставлен был "впусте впредь до разсмотрения" в июле месяце 1794 г., а "разсмотрение" к перемене его состояния последовало в конце 1795 года, следовательно монастырь был "впусте" только полтора года. В этом году, в ноябре месяце последовало распоряжение высшаго начальства, в Соликамский Вознесенский монастырь переместить из Вятской губернии Троицкий Истобенский монастырь. Истобенская братия не долго собиралась в дальний путь. 14 декабря, по словам летописца, братствующие прибыли "со всем имуществом" (см. прим.) принадлежащим монастырю Истобенскому в Соликамский. Чрез шесть дней после прибытия монашествующих и "настоятель игумен Иероним прибыл в город Соликамск в сказанный монастырь сего же декабря 20 числа в ночи в 11 часов".
Таким образом вторично упавший монастырь Соликамский, вторично был возстановлен, утратив при этом только первоначальное свое, двухвековое, название Вознесенскаго: с переведением в Соликамск Истобенскаго монастыря, Соликамский начал именоваться Соликамско-Истобенским Троицким. По главному храму, бывшему в Истобенском монастыре, в честь Св. Троицы и храм Вознесенский — главный в монастыре Соликамском, переименовался также в Троицкий. С этого времени Свято-Троицкий Соликамско-Истобенский монастырь существует вот уже семдесят пять лет, сообразно средствам, данным заботливым правительством, под мудрым и бдительным управлением добрых настоятелей, тихо, спокойно и счастливо, украшаясь постоянно благолепием, — и приходя от силы в силу.
По переведени в Соликамск из Вятки Свято-Троицкаго Истобенскаго монастыря, ему предоставлены были права и способы содержания монастырей третьеклассных.
...
Истобенский монастырь, дав новую жизнь Соликамскому, в тоже время дал ему и настоятеля.
Итак первым настоятелем Соликамско-Истобенскаго монастыря был игумен Иероним. Он управлял монастырем с 1795 года до 1801 . В этом году игумен Иероним, по старости лет, преосвященным Иоанном, первопрестольпиком Пермским, был уволен от настоятельства с оставлением на жительстве в том же монастыре. Вместе с увольнением он получил от преосвященнаго право пользоваться половинным окладом жалованья и половиною доходов. Помнящие сего старца убеленнаго сединами, уверяют, что он был неутомим в богослужениях. Праздный от должности он постоянно служил то в монастыре, то в приходских церквах Соликамска, отправляясь туда, по первому приглашению и всегда пеший. Шестигодичное управление его ознаменовано было многими улучшениями в монастыре. Так его попечением возобновлен был иконостас в главном монастырском храме; его старанием переменены ветхия крыши на храмах, его заботливостию перестроены корпуса больничных и братских келлий; его же вниманию обязаны своим возобновлением некоторыя деревянныя строения на конюшенном дворе и в ограде монастыря.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Какое имущество разумел здесь летописец? Из описей монастырских не видно, чтобы поступила сюда утварь и ризница Истобенскаго монастыря. Если и привезено что-либо из этого, то очень немного: остальное, гораздо большее передано приходской церкви, из монастырской образовавшейся, в селе Истобенском. Разве не прннял-ли летописец несколько возов Истобенскаго архива за имущество и сказал "со всем принадлежащим имуществом". Архив действительно велик, но замечательнаго в нем очень мало.
(Пермские епархиальные ведомости № 3, 21 января 1870 г.)
Монастырский комплекс как доминантный центр поселения.
- Подробности
- Опубликовано 24.10.2011 22:50
Монастырский комплекс как доминантный центр поселения (на примере Троицкого Истобенского и Успенского-Лихоткина яромаского монастырей). Пислегина А.В.
Удмуртский государственный университет
Активное проникновение монашества в средние и северные части Руси произошло еще в XIV-XV вв. Церковные и светские власти придавали большое значение приумножению монастырей в малолюдных и нерусскоязычных краях, считая,что это должно было способствовать обращению в христианство языческих народов. Монастыри призваны были явиться базами государственного упрочения,носителями новых культурных отношений. В Вятской губрнии как городской монастырь, так и пустынь являлись центрами активной жизни, очагами формирования и распространения русской православной культуры (включая также и культуру строительную).
Существенно значение монастырского комплекса как формирующего центра поселения. Монастырь всегда возводился вне стен древнейшего городища любого поселения,чаще всего на небольшом от него удалении – при слиянии рек, за рекой, оврагом. С течением времени у стен монастыря, в его защите, возводились жилые постройки, возникала торговая площадь,и монастырский ансамбль становился активным центром поселения, одной из основных доминант, будь то в городе или селе. Возвышенное местоположение, вертикаль колокольни, главы и объемы церквей, монастырские стены способствовали восприятию его с дальнего расстояния. В качестве примера рассмотрим монастырские ансамбли в селах Вятской и Великопермской епархии: Троицкий истобенский при р. Вятке и Успенский-Лихоткин яромаский при р. Каме, сыгравших значительную роль в планообразовании сел.
Село Истобенское – было самым крупным селом Орловского уезда Вятской губернии. Расположено на левом, возвышенно и крутом берегу р.Вятки, предположительно возникло одновременно с городом Орловым в 1320-30-е гг. На севере оно примыкает к реке Вятке, на юге обращено к полям, с востока и запада его ограничивают речки Истобенка и Ярышиха. Небольшая часть села перекинулась через Истобенку. Местность, занятая селом,в целом, ровная, покатости и возвышенности незначительные. «Так, почти по середине села проходит, с наклоном на север, долина саженей 35 в ширину и до 80 саженей в длину, на востоке – небольшой склон к речке Истобенке. На самом западе в конце села прорезывается узкий, глубокий овраг, по дну которого пролегает спуск к перевозу; вся же юго-западная часть села плоская, несколько даже котловидная [1]. Этот рельеф обуславливает то обстоятельство, что в восточной части села всегда бывает суше, чем в западной и, в особенности,юго-западных частях. Хотя местоположение села довольно высокое.
Во время возникновения монастыря в селе было три улицы («и криво, и косо,и узко – дома стояли тесно, можно было по крышам пройти с одного конца до другого. Дома были везде: лепились по берегу, теснились и в овраге, а огородов совсем не было» [1]), в конце XIX в. – 6 улиц и 10 проулков. Улицы идут параллельно Вятке, а проулки пересекают их; вследствие недостатка земли все они довольно узкие, и население жило довольно скученно. Народу в село прибывало очень много, чему в основном способствовал монастырь, а селиться было некуда. «Окружная земля принадлежала деревням (Левинской,Рязановской и Королевой), те истобенцев не пускали на свои земли. Истобенцы сделавшись вольными, долго хлопотали о прибавке земли под усадьбы. Затем она была размерена по плану, который вместе с указом был выдан в 1822 г. и Истобенское смешалось с близлежащими деревнями» [1].
По свидетельству очевидцев в середине XIX века село было хорошо распланировано, имело немало красивых строений и две, по концам села, площади. Одна из площадей образовалась на месте упраздненного монастыря и выстроенной заново каменной церкви, ставшей приходской. В довольно ограниченном пространстве территория монастыря кажется просторной; он расположился в северо-западной части, на мысу, образованном Ярышихой и Вяткой.
Основание монастыря относят к периоду между 1595 г. и 1629 гг. Именно этот период можно обозначить как период активного монастырского строительства в Вятской и Великопермской епархии. Монастырь в 1654 г. значится в генеральской перепись дворов писца Караулова, однако также встретилось упоминание о том, что в 1615-1625 гг. комплекс был обнесен деревянной рубленой стеной.
XVIII в. для монастыря отмечен несколькими упразднениями и открытием вновь: в 1725 г. был присовокуплен к Спасскому Орловскому монастырю; 1771-1776 гг. – переведен в Соликамск, но именно этот же век стал периодом активного строительства.
По епархиальным ведомостям (1739-1740) в том монастыре имелась одна деревянная церковь, колокольня, настоятельских и братских келий – семь, при них погреб и амбар; кузница; поварня; ограда деревянная [2]. В 1747-1752 гг. построены Троицкая холодная церковь, надвратная церковь, и настоятельские двухэтажные кельи. Хотя в 1764 г.монастырь был отнесен к штатным монастырям (3-его класса), не раз отмечалось, что строение ветхое, к починке не пригодное. Отмечалось также, якобы, невыгодное местоположение монастыря, где он крайне стеснен обывательскими строениями. Ведомости о церквах 1768-1769 гг. указывают на следующие постройки монастыря: две деревянные церкви – Троицкая холодная, при ней с северной стороны другая теплая Введенская, ветхие; над Святыми вратами Иоанно-Богословская церковь; колокольня деревянная; настоятельские двухэтажные кельи, хлебня, шесть келий; «круг того монастыря ограда деревянная брусчатая, рублена в замок и крыта тесом, ветхая» [3]. В монастыре были одни главные врата и хозяйственный выход к колодцу.
Территория монастыря имеет форму неправильного прямоугольника. План отличает концентричная планировка, подчеркнутая центральным положением собора и придельной церкви, общая для всех русских монастырей; свободное от застройки круговое пространство, главенствующая роль храма и подчиненное положение всех остальных, кроме трапезной, отодвинутых от центра и прижатых к ограде построек; непременное равнение святых ворот с надвратной церковью на главный храм. Шатровая колокольня, выстроенная восьмериком от земли, не является ни композиционным, ни смысловым центром ансамбля, ее положение на пути храму. Приближаясь издалека видны два ориентира – ворота и колокольня, и ближе третий – храм. На «задний план», обращенный к реке вынесены хозяйственные постройки (северо-западная часть территории); на склоне к Вятке были поставлены колодец и баня.
Ветхие деревянные церкви уже не подлежали восстановлению и в 1808 г. была выстроена каменная приходская Троицкая церковь по проекту губернского архитектора Ф.М.Рослякова.
...
Таким образом, можно сделать вывод, что планировка русского монастыря в данном региона складывалась по определенным закономерностям, следовала тому или иному типу, с доминированием собора или собора – колокольни – надвратной церкви, но всегда в русской традиции.
Литература
1. Селивановский И.П. Село Истобенское (Вятской губернии Орловского уезда) // КВГ на 1893 г. С. 151-204
2. РГАДА. Ф.280. Оп.5. Ед.хр.695. Коллегия экономии. Епархиальные ведомости Астраханской, Вологодской, Тобольской, Белоградской, Суздальской, Архангелогородской, Воронежской, Вятской, Устюжской, Смоленской епархий. 1739-1740 гг.
3.ГАКО. Ф.237. Оп.74. Д.397. Ведомости о церквях, Чердынского монастыря, Вознесенской пустыни и архиерейском доме. 1768-1769 гг.
Истобенский Троицкий монастырь в XVII – начале XVIII века
- Подробности
- Опубликовано 05.11.2015 23:16
Истобенский Троицкий монастырь в XVII – начале XVIII века: социокультурный и экономическиий аспекты.
Е. В. Кустова
Вятский государственный гуманитарный университет.
Цель статьи – на примере Истобенского Троицкого монастыря рассмотреть условия и факторы создания и развития небольших монастырей в Вятской и Великопермской епархии в XVII – первой четверти XVIII в. Основное внимание уделяется изучению экономического, социального и духовного аспектов в жизни монастыря. В статье показаны местные особенности развития монашества на фоне общероссийских процессов.
К истории Истобенского Свято-Троицкого монастыря.
- Подробности
- Опубликовано 13.08.2021 23:27
А. В. Маркелов. К истории Истобенского Свято-Троицкого монастыря.
г. Киров, 1996 г.
Свято-Троицкий монастырь располагался в селе Истобенском (ныне Оричевский район). На этом месте теперь стоит Троицкая церковь. Еще в середине прошлого века наблюдатель замечал, что никаких следов монастыря "в селе ныне уже не видно". Только примерно можно прикинуть месторасположение обители, зная, что ее ограда была длиной 51 сажень (около 109 метров) и в ширину 31 сажень (примерно 66 метров).
Над вратами возвышалась Иоанно-Богословская церковь. Главный храм — во имя Пресвятой Троицы, к нему пристроена с северной стороны теплая церковь во имя Введения Богородицы. Кроме храмов были в монастыре колокольня, настоятельские и иноческие кельи, хозяйственные постройки: хлебня, погреба, баня. Но это в середине восемнадцатого века. А возник монастырь столетием раньше. Когда, точно неизвествно. В переписной книге писца Афанасия Толочаева да подьячего Андрея Иевлева 1629 г. значится, что монастырь "стал вново". В 1662 году в монастырском владении было 30 дворов, а двадцать пять лет спустя — ни одного. В 1722 году — 143 двора с 1176 душами, через сорок два года вторая цифра мало измепилась: 1121 человек находился во владении монастыря. Был свой скот, свои покосы, мельницы, рыбные ловли.
В 1725 году Истобенский монастырь упразднен, иноки переведены в Спасскую обитель города Орлова. Но уже через два года Троицкий монастырь возобновлен. Это, конечно, связано со смертью Петра Первого, когда его нововведения поугасли. Вторая "реформа" коснулась монастыря спустя сорок лет — при Екатерине Второй, когда все монастырские земли были переданы в ведение Коллегии экономии, а сами обители, как известно, разделены на три класса. Истобенский монастырь был причислен к третьему классу.
Надо сказать, что материалов по монастырю сохранилось немного, потому-что деревянная обитель горела, и не раз. В один из таких пожаров, в 1738 году, вместе с имущество сгорели и грамоты с крепостями. Еще об одной такой беде говорится в доношении игумена Иеронима, когда начавшийся "неведомо отчего" пожар уничтожил хлебню с амбаром, а две монашеские кельи были разломлены, чтобы на них не перебросилось пламя. И все же кое-что о жизни обители и ее сельников можно сказать.
Вот имена игуменов, которые удалось встретить в документах (в скобках дата, когда они становились во главе обители): игумен Дамиан (1730), игумен Иоанн (1741), игумен Авраамий (1750), игумен Мисаил (1767), игумен Пахомий (до 1776). Известно, например, и то, что игумен Мисаил впоследствии был переведен в Казанскую епархию, а "Пахомий помре". А вот труды некоторых из них. Игумен Авраамий строил надвратную церковь Иоанна Богослова, колокольня же строилась при игумене Иоанне. То, что игумен Мисаил был человеком образованным и радеющим о распространении знаний, говорит слсдующий эпизод. В 1767 году он посвятил епископу Варфоломею свой перевод с латинского "Страстей Христовых" и при этом горячо писал "восстановителю Вятской семинарии:"Небезызвестно мне, что от 1752 года до прибытия Вашего Преосвященства (в октябре 1758 года) в здешних местах учение было в таком презрении, что как духовные, так и светские ни над кем так не любили смеяться, как над учеными, и никто ничего столько не презирал, как учения школьного. Но с прибытием Вашего Преосвященства в скором времени невежество, как тьма нощная, уступает, учение же подлинно как свет дневной оказываться начал. (...) в осмолетнее время в такое состояние Вятская семинария достигла, какого и через двадцать лет надеяться было не можно".
Духовная ревность игумена Мисаила проявилась и в следующем эпизоде. В просьбе, посланной архиерею, говорилось следующее. Издавна по епархии совершается крестный ход с образом св. Николая Чудотворца, явленный на реке Великой. Крестный ход бывал и в Истобенске, где молебен служился в приходской Николаевской церкви, куда, по мнению строгого игумена, выходить не стоит, чтобы монахам не истрепаться с мирянами, "а по усердию нашему и мы (...) молебствие справить желаем".
Монастырь жил своей жизнью, и как замечал позже исследователь, был "в свое время в большом почитании у вятчанн". Благодаря ему было основано село Пищалье и его округа, где были монастырские земли. Монастырь собирал под свое крыло вятчан со всех сторон. В конце прошлого века И. Селивановский записал воспоминания одного из старожилов: “По кабыл монастырь, народ в Истобенск валом валил: шли из Подрелья, бежали из-за Вятки, плелись из Шалегово, — все приписывались к монастырю, чтобы увильнуть от солдатчины и найти защиту от приказных".
В монастырь, по традиции, ссылали на исправлеиие провинившихся священников и иеромонахов. Здесь же, в Истобенске, была поставлена часовня в память о случившейся, согласно преданию, битве между рязановцами и устюжанами. И, конечно, вряд ли монахи не служили здесь панихиды по павшим.
После 1764 года, когда были введены штаты, монастырь начал чахнуть, как дерево с подрубленными корнями. В своих ходатайствах игумен Иероним сетует, что почти все из братии "престарелые и дряхлые", не кого даже в казначеи поставить. Официальное объяснение в докладе Синода к царице гласило, что в монастыре "все церковные и другие здания совсем обветшали и к починке не способны, да и положение сего монастыря крайне невыгодное и стеснено обывательскими строениями, от которых неоднократно был подвержен пожарам"; и вятский епископ считает, что истобян нужно перевести в Соликамский монастырь. Синод же "сие мнение находит основательным". Но во всех этих объяснениях лишь доля истины. Тот же Орловский монастырь, в котором истобенские иноки жили в 1725—1727 гг., был сохранен благодаря "усердию и благочестию орловцев", которые в 1764 году добились оставить монастырь вне штатов и не дали ему угаснуть своими подержкой и приношениями.
Иноков перевели в Соликамский Вознесенский монастырь, который тогда тоже находился в пределах Вятской епархии. Соликамская обитель, благодаря такому переводу, получила третий класс, который имел Истобенский монастырь. Также в столице решили: "дабы название его (Истобенского монастыря — А. М.) не совсем уничтожилось, именовать его (Соликамский монастырь — А. М.) Соликамским Истобенским".
Так он и назывался до своего закрытия в годы лихолетья.
Бывшая главная церковь Свято-Троицкого монастыря стала приходской, переняв по наследству и название, и все, как говорилось в указе, "имение с утварью и украшениями". Перед первой мировой войной в Храме значилась икона св. Троицы, оставшаяся от монастыря и "весьма чтимая прихожанами". В начале XIX века на месте деревянной церкви была построена каменная по проекту первого губернского архитектора Ф. М. Рослякова. В 1818 г. разложили монастырскую Богословскую церковь и построили на кладбище часовню.
Теперь о монастыре напомипает только храняшийся в храме села Спасо-Талица небольшой деревянный крест, на котором выцветшими от времени чернилами написано, что придел храма освящен "по благословению преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского Истобенского Троицкого монастыря игуменом Пахомием в лето 1776 года (...) декабря 26".
Монастыри и монашество Приуралья.
- Подробности
- Опубликовано 26.05.2020 13:21
КУСТОВА Елена Витальевна. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ПРИУРАЛЬЯ В СЕРЕДИНЕ XVI - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. Докторская диссертация. Вятский государственный университет. Киров. 2017 г.
Предметом исследования выступают монастыри и монашество как социокультурные феномены в контексте взаимодействия с историко-культурной, географической и социальной средой.