Никольская церковь
Славное прошлое и ужасное настоящее Никольской церкви.
Внутреннее состояние.
- Подробности
- Опубликовано 21.06.2015 19:32
Внутреннее состояние Никольской церкви.
Внешние архитектурные особенности.
- Подробности
- Опубликовано 28.01.2016 23:56
Внешние архитектурные особенности Никольской церкви.
Николаевская церковь, как пример вятского архитектурного стиля.
- Подробности
- Опубликовано 21.01.2023 18:00
А. Ю. КАПТИКОВ
Свердловский архитектурный институт.
Урал и региональные школы зодчества Вятки и Тобольска второй половины XVIII в.
Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985 год.
История русской архитектуры была бы неполной без внимательного учета ее локального многообразия, местных стилевых оттенков, возникавших в архитектуре различных частей России в тот или иной период. Это относится и к XVIII столетию, отмеченному в провинциальном зодчестве сложным и противоречивым переплетением древнерусских и новых, послепетровских черт.
...
Каменное строительство началось одновременно (конец 1670-х — 1680-е гг.). и в Вятке, и в Тобольске, и в уральском городе Соликамске. Его основоположниками везде были приглашенные московские мастера, но уже на рубеже XVII и XVIII столетий выдвигаются и развертывают активную деятельность местные кадры каменщиков. Это совпадает с проникновением «московского барокко», формы которого, заметно упрощаясь, интерпретируются очень своеобразно. Повсеместно наблюдается почти полное отсутствие центрических храмов, тяготение к трехчастной планировочной схеме («трапезный» тип церкви), сравнительно слабое распространение «восьмерика на четверике», неприменение в декоре белокаменной резьбы и т.д. При этом все школы обнаруживают свою специфику.
...
Между тем на Вятке обычно придерживались традиционной пятиглавой композиции (Екатерининская церковь в Слободском, 1699)...
...
Иными были приемы вятских мастеров, для которых обычна крайне измельченная фасадная пластика. Мотивы «московского барокко» трактовались в духе калейдоскопического «узорочья» середины XVII в. Висячие колонки, пояса фигурных балясин, полукружия-раковины, обрамления окон, выложенные из розеток или «дынек»,— все это специфические черты местной архитектурной школы.
...
Таким образом, к концу Петровской эпохи зодчество любого из рассматриваемых регионов при наличии между ними определенной стилевой общности приобрело несомненную локальную окраску.
Затем в развитии всех школ наступает некоторый перерыв, отделяющий начало столетия от следующего периода и вызванный в основном указом 1714 г. о запрещении возведения каменных зданий по всей России, кроме Петербурга. Когда указ этот утратил силу, каменное строительство, по крайней мере на Вятке и в Сибири, оживляется не сразу. И лишь с 1740-х годов оно ведется в гораздо более крупных, нежели ранее, масштабах, распространяясь и на сельскую местность. Любопытно, что самые ценные образцы вятского зодчества второй половины XVIII столетия сосредоточены именно в селах.
...
В культовых зданиях середины и второй половины XVIII в. продолжает доминировать трехчастная схема, состоящая из храмового четверика, трапезной, иногда расширяемой одним или двумя приделами, и колокольни.
Особой законченности этот тип достигает в двухэтажном варианте, представленном теперь во всех школах (Николаевская церковь, с. Истобенск на Вятке, 1765— 1768; ...
РИСУНОК 1
...
Что касается завершения в виде малого восьмерика, в предыдущий период только входившего в употребление, то теперь, с середины XVIII в., эта форма становится гораздо более распространенной, а для Вятского края — прямо-таки канонической. Именно на Вятке были достигнуты наиболее гармоничные соотношения храмового объема с венчающим его малым восьмериком, плавный переход к которому создавали полукруглые фронтончики четверика.
...
В разработке пятиглавого типа первенство остается за уральской школой. Для контраста заметим, что на Вятке пятиглавие исчезает еще в самом начале XVIII в. и не возрождается даже тогда, когда в середине столетия во всей русской архитектуре наметился поворот к этой «освященной» традиции.
...
Совершенно иначе поступали вятские мастера, чьи приемы разбивки фасадов заслуживают подробного рассмотрения. Прежде всего, верхняя часть четверика отделяется карнизом одного уровня с трапезной, что в уральском зодчестве представляет редкое исключение (несохранившийся храм в строгановской вотчине— с. Ильинском, 1775). Фасадные схемы при этом сводятся в основном к двум вариантам. Особенно оригинален был первый: членение верхнего яруса четверика «каннелированными» пилястрами, из которых две средних соединяются под самой кровлей закруглением карниза; по сторонам арочки лежат кокошники, отрезанные тем же карнизом, который состоит из выступающих и западающих элементов наподобие классических триглифов и метоп. Сам четверик в данном случае обладает большой высотой и вертикализмом пропорций. Окна второго яруса располагаются низко, выше стенные плоскости между членениями оставлены гладкими. Лучшими примерами являются Преображенская церковь в с. Великорецком (1731— 1749), храмы сел Быстрица (1754— 1763), Чудиново (1766). Встречаются разновидности этой схемы без кокошников, с одним лишь фронтоном — «полуглавием» (с. Сезенево, 1757). При этом высота обоих ярусов четверика может быть примерно равна (СпасоХлыновская церковь в Вятке, 1761— 1770; ныне не существует). Подобная композиция, почти не находящая аналогов в других школах зодчества, явилась своеобразным истолкованием декоративных мотивов петровского барокко (характерно, что наличники в этом случае, как правило, столичного плоского типа).
Однако такой лаконизм и плоскостность убранства, видимо, противоречили исконной любви вятских зодчих к «узорочью». Поэтому в 1760-е годы возникает иная, отмеченная большей пластичностью, схема членений, при которой нижний ярус четверика обработан пилястрами, чаще лишенными каннелюр, верхний — трехчетвертными колоннами. По углам объема пилястры сдвоены, а колонны собраны в пучки, создавая сложные раскреповки карнизов (с. Юрьево, 1767; Макарье и д р .) В членения второго яруса нередко вводятся арочные филенки. В двухэтажных вятских памятниках (Николаевская церковь в с. Истобенск, рис. 3) композиция фасадов аналогична только что описанной.
РИСУНОК 2
...
Декоративные элементы вятских построек во многом происходят еще от местных памятников конца XVII — начала XVIII в. и отмечены все той же прихотливостью. В наличниках круглый ствол колонок мог переходить в граненый, тимпаны наделялись своеобразными «полотенцами», под окнами устраивались балясины. Карнизы украшались поясами розеток. Кокошники, давно забытые уральскими зодчими, продолжали употребляться на Вятке, порой по традиции заполняясь раковинами. Однако в этот период кокошники вместо полукруглой часто приобретают продолговатую форму. Ряд других деталей явились результатом творческой переработки мотивов столичной архитектуры. К числу их принадлежат популярные в Устюге и на Вятке, но не на Урале, «бровки», оторванные от обрамления окна.
...
Колокольни в памятниках Вятки, Урала, Западной Сибири относятся обычно к появившемуся еще в 1720— 1730-х годах восьмигранному ярусному типу. Пропорции и членения столпа варьируются: нижний ярус и ярус звона могут быть почти одинаковой высоты (с. Истобенск), но чаще первый доминирует в композиции. Если колокольни уральских храмов оформлялись весьма лаконично (в с. Вильва — примечательна живописной кривизной граней и ниш; в с. Городище Соликамского р-на, ок. 1790), то на Вятке они отличаются все той же декоративной витиеватостью — пучками колонок, всевозможными картушами и пр. По богатству убранства с ними перекликается колокольня Крестовоздвиженской церкви в Тобольске. Завершением колоколен почти неизменно служит шпиль.
...
Дальнейшее изучение данных школ должно существенна обогатить наше представление о национальных основах и многообразии русского барокко.