• Главная
    • Схема
    • Все новости проекта.
  • История
    • Городище
    • Возникновение
    • Хронология
    • Переписи
    • События
    • Документы
  • Храмы
    • Троицкий монастырь
    • Никольская церковь
    • Троицкая церковь
    • Часовня
  • Карты
    • Географические карты
    • Топографические карты
    • Спутниковые снимки
    • Планы села
    • Схемы
  • Промыслы
    • Животноводство
    • Земледелие
    • Ремесленничество
    • Речной промысел
    • Рыболовство
    • Торговля
    • Золотодобыча
    • Заводчики
    • Разное
  • Люди
    • Персоналии
      • Багаев Дмитрий
      • Багаев Максим
      • Безденежных Андрей
      • Гудин Андрей
      • Дуркина Афанасия
      • Кибардин Георгий
      • Ковязин Амвросий
      • Козлов Петр
      • Королев Дмитрий
      • Нелюбин Вячеслав
      • Нелюбин Данила
      • Пленков Василий
      • Рылов Аркадий
      • Стойлов Иван
      • Тулакин Кирилл
    • Воины
    • Жертвы террора
    • Чиновники
    • Священники
    • Судьбы
    • Истобяне в Маньчжурии
  • Галерея
    • Художники
      • Annabelle Danchee
      • Авинова Елена
      • Басина Виктория
      • Бочаров Тарас
      • Блинов Владимир
      • Братухин Геннадий
      • Быкова Юлия
      • Вершигоров Петр
      • Верюгин Л.
      • Дедова Татьяна
      • Дроздецкий Дмитрий
      • Жданов Валентин
      • Журавлев Олег
      • Зайцев Аркадий
      • Карасева Нелли
      • Меджлумян Анна
      • Неизвестный
      • Поликарпов Николай
      • Поляков Аркадий
      • Рукавишникова Наталия
      • Самсонова Лариса
      • Старкова Лидия
      • Туписов Михаил
      • Феофилактов О.
      • Шишков Юрий
      • Щепина Екатерина
    • Фотографы
      • Дуркин Дмитрий
      • Туманов Евгений
      • Yana Solovyeva
      • Yuriy
    • Фотогалерея
    • Рисунки
  • Литература
    • Альпидовский Андрей
    • Бажина Любовь
    • Банников
    • Бехтерев Олег
    • Вахонин Сергей
    • Зыков Иван
    • Зыков Николай
    • Королев Геннадий
    • Криушина Вера
    • Крысов Василий
    • Селивановский Иван
    • Соловьев Е.
    • Тулакин Виктор
    • Фокин Валерий
    • Шестерня Алевтина
    • Истобенский говор
    • Статьи с сайтов
  • Разное
    • Культура
    • Образование
    • Медицина
    • Инфраструктура
    • Судебные

Образование

Материалы об образовательном уровне и школах.



1901 год. Статистические сведения о народном образовании.

Подробности
Опубликовано 01.12.2020 21:44

Статистические сведения о начальном народном образовании в Орловском уезде за 1900-1901 учебный год.

 

ТАБЛИЦА № 2. Начальныя народныя земския училища, состав учащих и учащихся в них.

 

  Истобенское 2-х классноеИстобенское мужскоеИстобенское женское
Год открытия 1873 1889 1851
Число учащих Учителей 2
Учительниц 1 1
Помощников 2
Помощниц 1 2 2
Число учащихся в 1899-1900 уч. г. Мальчиков 240 96
Девочек 108
Число учащихся в 1900-01 уч. г. Мальчиков 233 81
Девочек 122
Число учащихся по отделениям 1-е отделение 49 25 45
2-е отделение 36 31 53
3-е отделение 59 25 24
4-е отделение 89 (и 5 отд.)
Число окончивших курс в 1901 г. Мальчиков 31 17
Девочек 21
Ушло до окончания курса Не научившись читать и писать 3
Научившись читать и писать 15 10 17
Число учащихся к 1 января 1901 г. Мальчиков 227 80
Девочек 115
УЧАЩИЕСЯ К 1 ЯНВАРЯ 1901 ГОДА
По возрасту Менее 8 лет 3
8 лет 12 9 31
9 лет 34 17 43
10 лет 31 22 26
11 лет 29 15 12
12 лет 48 12 3
13 лет 40 2
14 лет и старше 33
По народности Русских 227 80 115
Других народн.
По сословию Дети крестьян 226 78 111
Дети др. сослов. 1 2 4
По вероисповеданию Православных 227 80 115
Старообрядцев
Других вероисп.
По месту жительства Из того же села 73 13 45
До 1 версты 16 11 19
От 1 до 2 в. 32 18 25
От 2 до 3 в. 33 16 18
От 3 до 4 в. 32 17 7
От 4 до 6 в. 24 1 1
От 6 до 10 в. 3 4
Свыше 10 в. 14


ТАБЛИЦА № 3. Состав учащих в земских училищах.

 

Состав преподавателейВсего на службеНа службе в этом училищ.ОбразованиеЖалование в годКвартира при училищеКвартирные деньги
Истобенское 2-х классное
Учитель А.М. Овчинников 16 лет 1 год Вятск. реал. учил. 330 руб. Получил
Учитель П.С. Столяров 2 года 2 года Казан. учит. семин. 330 руб.
Помощник В.В. Разумовский первый первый Елабуж. реал. учил. 240 руб.
Помощник П.А. Русалеев первый первый Казан. дух. семин. 240 руб.
Помощница К.П. Овчинникова 17 лет 1 год Орл. жен. прогимн. 240 руб.
Истобенское мужское
Учительница С.А. Банникова 5,5 лет 4 года Вятск. Мариин. гимн. 267 руб. 15 руб.
Помощница В.М. Тихоницкая 2,5 года 1,5 года Вятск. епарх. учил. 177 руб. 15 руб.
Помощница Е.Ф. Мышкина 1,5 год 1 год Вятск. епарх. учил. 150 руб.
Истобенское женское
Учительница Е.М. Булычева 6 лет 1 год Вятск. Мариин. гимн. 240 руб. Получила
Помощница Р.А. Банникова 3 мес. 3 мес. Вятск. Мариин. гимн. 165 руб. 15 руб.
Помощница Е.Н. Цветкова 9 лет 2 год Уржумск. прогимн. 150 руб.

 

ТАБЛИЦА № 4. Училищные помещения.

 

  

Истобенское

2-х классное

Истобенское мужскоеИстобенское женское
Количество учащихся 227 80 115
Собственник помещения Земское Наемное Наемное
Количество классных комнат 7 3 3
Классные помещения Площадь всех 998 231 212
Объем помещений 5738 1068 954
Площадь на 1 ученика 4,4 2,9 1,8
Объем на 1 ученика 23,5 13,3 8,3
Объем коридоров и раздевалок 116,8 34 50
Общещития для учеников Ночуют в классе 3
Кол-во учен. в общеж.
Площадь пола 45
Объем помещения
Квартиры учащих Кол-во преподавателей 2 1
Количество комнат 1 1
Площадь помещений 121 43
Объем помещений 665,5 194
Расходы на содержание Отопление, освещение, прислуга и ремонт
Квартирная плата за арендованное помещ.

 

ТАБЛИЦА № 5. Состояние училищных библиотек. Внешкольное образование. Учебныя мастерския. Расходы за 1900 год.

 

  Истобенское 2-х классноеИстобенское мужскоеИстобенское женское
Состояние библиотек в наглядных учебных пособий к 1 мая 1901 года
Фундаментальные Кол-во книг 410 190 106
Стоимость 194,74 руб. 49,080 руб. 40,21 руб.
Учебники Кол-во книг 2221 1456 955
Стоимость 767,22 руб. 445,63 руб. 250,79 руб.
Для внекласснаго чтения Кол-во книг 736 246 244
Стоимость 112,66 руб. 50,12 руб. 41,10 руб.
Наглядные учебные пособия Количество 49 97 17
Стоимость 166,80 руб. 55,90 руб. 60,38 руб.
Имеющиеся при училище средства для внешкольнаго образования
Народные безплатныя публичныя библиотеки Кол-во книг 948
Стоимость 483,36 руб.
Кол-во подписчиков в 1899 г. 151
Кол-во выданных книг в 1899 г. 782
Чтения с туманными картинами Кол-во чтений 14
Посетителей 100
Четвертыя добавочныя отделения (учащихся) Мальчиков
Девочек
Воскресно-повторительные занятия Количество дней
Мальчиков
Девочек
Учебныя мастерские
Столярно-токарныя Кол-во учащихся 30
  Стоимость содержания в 1899 г. 965 руб.
Расходы на содержание народных училищ в 1900 году
Содержание помещений, квартир, отопления и пр. 240 руб. 202,50 руб. 212,02 руб.
Жалование преподавателям 763 руб. 654 руб. 555,94 руб.
На приобретение книг и наглядных пособий 232,38 руб. 98,69 руб. 160,71 руб.
На приобретение учебных принадлежностей 68,16 руб. 36,76 руб. 39,96 руб.
На обучение пению 10 руб.
На обучение рукоделию 24,82 руб.
На содержание огорода
На содердание публичных бесплатных библиотек 33,08 руб.
На содержание учебных мастерских 912 руб.
ИТОГО 2228,54 руб. 1025,03 руб. 993,45 руб.

 

Сведения о числе училищ в Орловском уезде и количестве учащихся в них к концу 1900-01 учебнаго года.
Истобенская волость.
Количество населения в волости.
Мужчин - 3600
Женщин - 3757
ВСЕГО - 7357
Число начальных народных училищ в волости.
Земских - 3
Церковно-приходских - 1
Школы грамоты - 1
Количество учащихся во всех училищах волости.
Мальчиков - 356
Девочек - 145
ВСЕГО - 501

ПРИМЕЧАНИЕ:
Школа грамоты была открыта в 1893 году в дер. Заозерицкая.
Преподаватель с 1895 года - Тупицын Александр, окончил курс в Истобенском двухклассном училище, свидетельства на звание учителя не имеет.
Число учащихся к 1 января 1901 года.
Мальчиков - 28
Девочек - 15
ВСЕГО - 43


1902 год. Об открытии реального училища.

Подробности
Опубликовано 06.12.2020 16:21

Журналы Орловскаго уезднаго земскаго собрания XXXVI очередной сессии 1902 года.

ДОКЛАД об открытии в г. Орлове реальнаго училища.

Прошлое уездное земское собрание в заседании 5 октября 1902 г. возбудило вопрос о необходимости открытия в г. Орлове средняго общеобразовательнаго учебнаго заведения и внесло в смету на текущий год 1000 руб. на образование специальнаго капитала на открытие его.
При обсуждении в земском собрании этого вопроса было между прочим высказано, что женская гимназия содержится на совместныя средства казны, города и земства и что есть полное основание применить этот же принцип и к мужскому учебному заведению, ныне же пригласив городское общественное управление последовать примеру земства.
Орловская городская управа, вполне разделяя приведенный выше взгляд и считая, с своей стороны, крайне необходимым открытие в г. Орлове средняго мужского учебнаго заведения, 17 сего февраля внесла этот вопрос на обсуждение городской думы, которая, в свою очередь, отнеслась к предложению городской управы с полным сочувствием и, несмотря на крайнюю ограниченность своих средств, постановила принять на себя часть расходов по содержанию в г. Орлове средняго мужского учебнаго заведения, в размере 3000 руб. в год, или, взамен этого, принять все расходы по устройству помещений для училища, на что необходимо до 55000 руб. Выбор той или другой формы пособия со стороны городского общества городская дума предоставила усмотрению уезднаго земскаго собрания.
Губернское земское собрание последней очередной сессии также обсуждало вопрос об открытии в Вятской губернии средних мужских учебных заведений и постановило выдавать уездным земствам, в случае открытия реальных училищ, гимназий и т. п., пособие губернскаго земства в размере 5000 руб. в год, а при открытии прогимназии — 2500 руб. в год. Приведенными постановлениями губернскаго земскаго собрания и Орловской городской думы разрешение вопроса об открытии в г. Орлове средняго мужского учебнаго заведения становится на более благоприятную почву и при согласии уезднаго земскаго собрания дать часть средств иа открытие его, он может быть, по мнению уездной управы, ныне же разрешен.
Но прежде чем приступить к подсчету необходимых со стороны уезднаго земства средств на содержание в г. Орлове средняго учебнаго заведения, уездная управа считает нужным привести общия соображения и данныя относительно необходимости открытия его.
В последнее время вопрос об упадке земледельческаго промысла и вообще тяжелаго экономическаго положения нашей деревни — вопрос безспорный. Продуктивность земледельческаго труда все более и более понижается и упадок крестьянских хозяйств наблюдается даже в таких местностях, как, например, Воскресенская волость, которая прежде жила исключительно доходами от земледельческаго труда и имела очень значительные избытки хлеба своего урожая.
Положение крестьянских хозяйств в других волостях уезда не лучше, если не хуже, чем в Воскресенской волости.
Такое состояние деревни не только в Орловском уезде, но и вообще в земледельческой России, вызвало необходимость изыскания возможнаго выхода из этого положения. Но вопрос относительно оскудения нашей деревни не является, конечно, вопросом только настоящаго времени — на это положение давно уже указывали и земския статистическия изследования и изследования отдельных лиц и учреждений, трудившихся над разработкою вопросов об экономическом положении деревни. Все эти труды указывали на необходимость со стороны общественных учреждений различных мер для поднятия экономическаго положения ея. В числе этих мер на первую очередь были поставлены почти исключительно техническия мероприятия, долженствовавшия содействовать повышению продуктивности земледельческаго труда и сопутствующих ему кустарных промыслов. Задаче улучшения техники земледельческаго труда сопутствовали, хотя и в крайне ограниченных размерах, более широкия экономическия мероприятия, поставившия себе целию - содействовать устранению основных причин постепеннаго упадка благосостояния деревни. Но неумолимая логика жизни в значительной мере разбила все, сопровождавшия эти мероприятия, надежды, она с очевидностию доказала, что на почве народнаго невежества с его непременными спутниками — приниженностию личности, отсутствием инициативы и самодеятельности, нет средств для проведения их в жизнь. Даже такия мероприятия, как техника улучшения земледельческаго труда, которыя, казалось бы, должны быть вполне понятны и доступны для населения, целые века занятаго земледельческим трудом и на проведение которых в жизнь потрачено много времени, сил и средств, применяются только незначительным числом отдельных лиц, не оказывая сколько-нибудь заметнаго влияния на улучшение допотопных способов ведения крестьянских хозяйств. Из всех кратко отмеченных положений, единственный, вполне правильный вывод: краеугольным камнем всех экономических и агрикультурных мероприятий, в целях поднятия благосостояния населения, должно быть народное образование. К такому именно выводу пришли все учреждения, на долю которых выпала в прошлом году возможность подать свой голос относительно положения нашей сельско-хозяйственной промышленности. Да другого вывода нельзя было и ждать, если основанием для этого брать не искусственно подобранные и самопроизвольно обобщенные единичные факты, а действительную жизнь нашей деревни, ея настоящее положение и выдвигаемые ею запросы.
Настоящее же положение деревни и все более и более усложняющияся условия ея жизни, вызываемыя увеличением народонаселения, развитием потребностей и другими общими общими причинами, приводят к неизбежному выводу, что для поднятия народнаго благосостояния недостаточно одного только улучшения земледельческаго промысла, но необходимо, чтобы одновременно с этим развивалась на местах и обработывающая промышленность.
Для развития последней, несомненно, большое значение имеют различныя специальныя учебныя заведения, но также, несомненно, что им должна предшествовать доступность низшаго и общаго средняго образования. Только при условии широкаго распространения как низшаго, так и средняго образования, получившие его будут, смотря по местным условиям и сообразуязь с потребностями даннаго времени, специализироваться на известных отраслях труда.
Когда среднее образование является привилегией небольших слоев общества, получившие его находят применение своего труда почти исключительно в различных правительственных и общественных учреждениях.
Если же оно будет доступно для нашего крестьянскаго населения, то значительная часть получивших среднее и даже высшее образование, найдут для себя производительный труд в родной для них местности. Что именно от этих причин, широкаго доступа для массы населения первоначальнаго и средняго образования, зависит поступательное движение различных видов промышленности, доказывается примером передовых стран.
В Англии, классической стране промышленности, первоначальное и среднее образование имеет широкое развитие и в настоящее время там постановлен уже и практически разрешается вопрос о возможной доступности для народной массы высших учебных заведений - университетов. В Германии в течение нескольких десятилетий, благодаря развитию народнаго образования, на которое в последния 30 лет тратились и тратятся громадныя средства государством, местными учреждениями и самим населением, развитие промышленности идет такими гигантскими шагами, что она является уже в этом отношении конкуренткой Англии. В Американских Соединенных Штатах начальное и среднее образование так же широко развито, как и в предыдущих двух государствах. Как поставлено в этих странах общее среднее образование, не говоря уже о начальном, уездная управа приведет для сравнения данныя о количестве средних учебных заведений в Соединенных Штатах, которые по количеству лиц занятых земледельческим трудом, всего ближе стоят к нам. По данным 1890 года там имелось, кроме специальных средних и высших учебных заведений, 2526 так называемых высших школ, с общеобразовательною программою наших реальных училищ.
Одна такая школа приходилась на 28 тысяч жителей обоего пола; один учащийся этой школы приходился на 355 жителей обоего пола. По данным же 1901 г. у нас в Вятской губернии одно среднее учебное заведение приходится на 230 тысяч жителей обоего пола, один учащийся на 614 жителей. Но приведенное количество учащихся в средних учебных заведениях Вятской губернии повысилось до этих отношений только благодаря открытию в последнее время в губернии пяти женских гимназий. Если же взять отношение одних мужских средних учебных заведений к мужскому населению губернии, то крайний недостаток их выступает еще более резко: в Вятской губернии одно среднее мужское общеобразовательное учебное заведение приходится на 392 тысячи человек мужского населения, один учащийся в них на 1347 жителей мужского пола.
Нужно еще иметь в виду, что как в Западной Европе, так и в Америке имеется очень много специальных средних учебных заведений и частных средних общеобразовательных, из которых последних в Вятской губернии вовсе нет.
Переходя от общаго вопроса, относительно недостатка средних общеобразовательных мужских учебных заведений в Вятской губернии, к выяснению необходимости открытия его в г. Орлове, уездная управа должна отметить, что в настоящее время население Орловскаго уезда совершенно лишено возможности дать своим детям среднее образование, во-первых, по случаю крайней дороговизны содержания детей в г. Вятке и, во-вторых, потому, что имеющияся в г. Вятке средния мужския учебныя заведения переполнены учащимися и доступ в них очень затруднителен.
В текущем году из жителей Орловскаго уезда обучается в гимназии 11 ученик и в реальном училище 36 учеников.
Из числа обучающихся в гимназии 10 детей дворян, чиновников и духовенства и один сын мещанина. В реальном училище из 36 учеников — 19 принадлежат к крестьянскому сословию Орловскаго уезда.
Как видно из этих данных, крестьянское население Орловскаго уезда помещает своих детей исключительно в реальное училище, но оно-то всего более и переполнено учащимися. Несмотря на открытие в реальном училище параллельных отделений при первых классах, в течение последних пяти лет было отказано в приеме в первый класс, по случаю переполнения училища, 63 мальчикам, выдержавшим удовлетворительно экзамен. В некоторые годы, как, например, в 1901 г., было отказано в приеме 28 поступившим и выдержавшим экзамен вполне удовлетворительно.
Как видно из этого, несмотря на крайнюю дороговизну содержания детей в г. Вятке и на трудность поступления в реальное училище, наше крестьянское население все-таки делает попытки дать своим детям среднее образование, но не находит для этого более или менее благоприятных условий.
Какова потребность населения нашего уезда в продолжении образования по окончании курса в народной школе, можно видеть и из того, что количество поступающих в Орловское городское училище год-от-году все увеличивается и увеличивается, что видно из следующих данных:

 

 Имевших право на поступлениеПринято
В 1898 году 29 28
В 1899 году 41 36
В 1900 году 39 35
В 1901 году 50 43
В 1902 году 58 40

 

Какой должен быть наплыв учащихся в среднее мужское училище, дающее законченное образование и право на поступление в высшия учебныя заведения, можно заключить из сопоставления количества мальчиков и девочек, окончивающих курс в нормальных народных училищах Орловскаго уезда.
Приведем здесь эти данныя за последния пять лет.

 

ГодыОбщее кол-во окончивших курс в нач. нар. училищахИз них поступило в средн. учеб. заведенияПроцент поступивших из окончивших
МальчиковДевочекМальчиковДевочекМальчиковДевочек
1898 год 937 158 2 53 0,21 33,30
1899 год 1121 230 9 37 0,80 16,10
1900 год 1254 310 9 44 0,72 14,20
1901 год 1228 358 7 75 0,56

21,00

1902 год 1311 379 7 87 0,53

23,00

ВСЕГО 5851 1435 34 296 0,59 20,62

 

При сопоставлении приведенных данных поражает незначительное количество мальчиков, поступающих в средние учебныя заведения; в среднем за пятилетие поступило из общаго количества окончивших за это время курс начальнаго училища всего 0,59%, между тем, как за тот же период времени из общаго числа девочек, окончивших курс начальной школы, в гимназию поступило 20,6%. Причина такой резкой разницы ясна: в Орлове имеется женская гимназия, в которой открыт доступ для всех крестьянских девиц Орловскаго уезда, но нет средняго учебнаго заведения для мальчиков, а поступление в средний учебныя заведения г. Вятки до крайности затруднено.
Открытие в г. Орлове средняго учебнаго заведения даст возможность населению Орловскаго уезда удовлетворять назревшую потребность в получении и мальчиками средняго образования, стремление к котороиу среди них, без всякаго сомнения, так же, если еще не более, развито, как и среди девочек.
Можно вперед предвидеть, что училище будет переполнено учащимися, как в настоящее время переполнена женская гимназия.
В виду всех приведенных оснований, уездная управа считает своевременным и необходимым ныне же разрешить вопрос об открытии в г. Орлове средняго учебнаго заведения. По ея мнению, следует остановиться на открытии шестикласснаго реальнаго училища с основным отделением и с седьмым дополнительным классом.
Содержание этого учебнаго заведения по существующим для них штатам исчисляется в 22568 рублей в год, при условии постройки помещений на средства городского общества.
По мнению уездной управы, на первый год следует, открыть один первый класс реальнаго училища, а затем последовательно в течение шести лет и остальные шесть классов.
При этом порядке, ежегодные расходы до открытия всех, семи классов училища видны из сметных исчислений, которыя, произведены на точном основании штатов для реальных училищ, установл. полож. 9 июня 1888 года.


1902 год. Доклад по народному образованию.

Подробности
Опубликовано 05.01.2021 20:52

Доклад по народному образованию.

В минувшем 1901-02 учебном году в Орловском уезде было пять 2-хклассных сельских училищ, 111 одноклассных училищ и 58 школ грамоты. Из общаго числа двухклассных училищ Касинское второклассное церковно-приходское училище и Великорецкоо двухклассное училище содержатся на средства епархиальнаго ведомства, последнее с пособием от земства. Истобенское двухклассное — содержится на средства министерства народнаго просвещения с участием земства и Верховское и Верхошижемское двухклассныя училища содержатся исключительно на счет земства. Из числа одноклассниц училищ, — 75 содержатся на счет земства, одно (приходское училище) на средства города и 35 церковно-приходских школ на счет епархиальнаго ведомства, с пособием от земства.
Из числа школ грамоты 22 содержатся на счет земства, 30 школ за счет епархиальнаго ведомства с пособием от земства и 6 школ на средства братства Св. Николая.
В отчетном году одна начальная школа, считая в том числе и школы грамоты, приходилась, в среднем, на 69,6 квадратных верст, на 16 селений и на 1336 жителей.
Общее количество учащихся во всех 179 начальных народных училищах уезда в минувшем 1901-02 учебном году было 11217; в том числе 8269 мальчиков и 2948 девочек, более прошлаго года на 769 человек.
По последним сведениям В Орловском уезде вместе с гор. Орловым считается 241900 жителей обоего пола, следоватедьно, один учащийся приходится на 21,6 жителей обоего пола. В отдельности один учащийся мальчик приходится на 14,2 жителей мужского пола и одна ученица на 42,3 жителей женскаго пола.
... с 1895 по 1902 г., включительно, расходы на народныя школы, подведомственныя духовному ведомству, увеличились в 58 раз; ассигновка же министерства народнаго просвещения на народныя школы за то же время увеличилась менее, чем в три раза. Но, несмотря на это, министерство народнаго просвещении, принимая во внимание крайнюю нужду земства в средствах на расширение народнаго образования в Орловском уезде, нашло необходимым прийти ему на помощь и с 1900 г. ассигнует на содержание Истобенскаго училища 2010 руб , а на текущий год отпустило еще на содержание 4-х начальных училищ 2920 руб. Следовательно, с текущаго года ежегодный размер затрат министерства народнаго просвещения на нужды народнаго образования в Орловском уезде определяется в 4940 руб. Нельзя сомневаться, что и Орловское уездное отделение епархиальнаго училищнаго совета, если не получило уже, то может исходатайствовать себе пособие на содержание подведомственных ему школ взамен прекращаемаго пособия от земства в том же, или даже в значительно большем размере.
Уездная управа, с своей стороны, полагает, что пособие в размере 809 руб. на содержание церковно-приходских школ и 3000 руб. на содержание школ грамоты возможно прекратить с предстоящаго же 1903 года. Но, чтобы дать время Орловскому уездному отделению епархиальнаго училишнаго совета испросить,— если, конечно, оно найдет необходимым поддерживать существующий в настоящее время на счет земства 22 школы грамоты,— нужныя суммы на содержание их в будущем, уездная управа полагает желательном по смете на 1903 год отпустить единовременное пособие на содержание 22 школ грамоты в течение 1-го полугодия 1903 года. т. е. до окончания настоящаго учебнаго года — 1590 руб.
Выяснив вопрос относительно открытия к началу будущаго 1902—03 учебнаго года шести или семи новых нормальных училищ, выбор пунктов на которых уездная управа считает желательным предоставить соглашению управы с местным инспектором народных училищ, — уездная управа просит земское собрание утвердительно решить вопрос и об открытии, в течение 8 годов, по две школы в год, остальных 16 нормальных народных училищ, начиная с 1904 года.
Затем, согласно выработанной в 1897 году сети народных училищ в Орловском уезде, необходимо будет открыт еше 16 нормальных училищ. Для открытия их, по мнению управы, необходимо ходатайствовать пред губернским земством о назначении уездному земству с его стороны пособия на открытие и содержание их.
Как известно, губернское земское собрание, в заседания 11 декабря 1895 г., разрешало вопрос о необходимости прийти на помощь уездным земствам в деле народнаго образования и ассигновало 150000 руб. для выдачи пособий уездным земствам, по 250 руб. на каждую вновь открываемую нормальную народную школу. Благодаря этой ассигновке, Орловское уездное земство имело возможность, без обременения сметы уезднаго земства, открыт с 1896 года 32 нормальных училища и преобразовать два одно-классных училища в 2-х классныя. В настоящее время многими уездными земствами, и, между прочим, Орловским, — исчерпана вся сумма пособия губернскаго земства, причитавшагося из 150000 на долю Орловскаго уезда.
Губернская земская управа в своем докладе губернскому земскому собрания очередной сессии 1901 г., выяснив необходимость открытия новых школ, высказалась за желательность увеличить размеры отпускаемаго губернским земствам пособия ня открытие нормальных земских училищ на 25 тысяч рублей. В виду необходимости в скорейшем времени закончит намеченную в уезде школьную сеть, уездная управа полагает необходимым, на основании приведенных в настоящем докладе данных, ходайствовать пред губернским земством об увеличения суммы пособия губернскаго земства на открытие с 1903 года нормальных школ на 25 тысяч рублей, как это предлагалось губернскою управой в ея докладе прошлогоднему губернскому земскому собранию.


1902 год. Статистические сведения о народном образовании.

Подробности
Опубликовано 09.01.2021 21:48

Статистические сведения о начальном народном образовании в Орловском уезде.

ТАБЛИЦА № 2. Начальныя народныя земския училища, состав учащих и учащихся в них.

 

  Истобенское 2-х классноеИстобенское мужскоеИстобенское женское
Год открытия 1873 1889 1851
Число учащих Учителей 2
Учительниц 1 1
Помощников 2
Помощниц 1 2 1
Число учащихся в 1900-01 уч. г. Мальчиков 233 81
Девочек 122
Число учащихся в 1901-02 уч. г. Мальчиков 230 108
Девочек 127
Число учащихся по отделениям 1-е отделение 51 42 54
2-е отделение 48 30 38
3-е отделение 47 36 35
4-е отделение 84 (и 5 отд.)
Число окончивших курс в 1902 г. Мальчиков 30 24
Девочек 32
Ушло до окончания курса Мальчиков 5 12
Девочек 16
Число учащихся к 1 января 1902 г. Мальчиков 228 104
Девочек 117
УЧАЩИЕСЯ К 1 ЯНВАРЯ 1902 ГОДА РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ
По возрасту Менее 8 лет 1 2 6
8 лет 5 2 28
9 лет 34 21 31
10 лет 41 42 39
11 лет 37 16 10
12 лет 37 16 2
13 лет 36 5 1
14 лет и старше 37
По народности Русских 228 104 117
Других народн.
По сословию Дети крестьян 225 99 114
Дети др. сослов. 3 5 3
По вероисповеданию Православных 228 104 117
Старообрядцев
Других вероисп.
По месту жительства Из того же села 87 13 43
До 1 версты 41 15 16
От 1 до 2 в. 19 33 33
От 2 до 3 в. 32 17 15
От 3 до 4 в. 24 15 9
От 4 до 6 в. 16 2
От 6 до 10 в. 3 9 1
Свыше 10 в. 6


ТАБЛИЦА № 3. Состав учащих в земских училищах.


Состав преподавателейВсего на службеНа службе в этом училищ.ОбразованиеЖалование в годКвартира при училищеКвартирные деньги
Истобенское 2-х классное
Учитель А.Н. Шатров (заведующий) 16 лет 1 год Вятск. 4-х класс. городск. учил. 330 руб. Получил
Учитель П.С. Столяров (заведеющий) 3 года 3 года Казан. учит. семин. 330 руб.
Помощник В.В. Крюгер 2 года первый Вятск. гор. учил. 240 руб.
Помощник П.А. Русалеев 2 года 2 года Казан. дух. семин. 240 руб.
Помощница Е.А. Бабикова первый первый Вятск. жен. гимн. 240 руб.
Истобенское мужское
Учительница С.А. Банникова 6 лет 5 года Вятск. Мариин. гимн. 252 руб. 15 руб.
Помощница В.М. Тихоницкая 4 года 3 года Вятск. епарх. учил. 180 руб. 15 руб.
Помощница Е.Ф. Мышкина 2 года 1 год Вятск. епарх. учил. 180 руб.
Истобенское женское
Учительница Е.М. Булычева 7 лет 2 год Вятск. Мариин. гимн. 252 руб. Получила
Помощница И.В. Сушкова первый первый Вятск. епарх. учил. 180 руб.
Помощница К.С. Тулакина первый первый Свидет. на учитель. 150 руб.

 

ТАБЛИЦА № 4. Училищные помещения.

 

  

Истобенское

2-х классное

Истобенское мужскоеИстобенское женское
Количество учащихся 228 104 117
Собственник помещения Земское Наемное Наемное
Количество классных комнат 5 3 3
Классные помещения Площадь всех 559,6 229,7 190,4
Объем помещений 3217,9 1056,6 856,8
Площадь на 1 ученика 2,0 2,2 1,6
Объем на 1 ученика 14,1 10,2 7,3
Объем коридоров и раздевалок 638,3 73,1 81
Общещития для учеников Ночуют в классе 4
Кол-во учен. в общеж.
Площадь пола 44,9
Объем помещения 202,1
Квартиры учащих Кол-во преподавателей 1
Количество комнат 1 1
Площадь помещений 121,0 39,8 43,6
Объем помещений 695,8 183,1 196

 

ПРИМЕЧАНИЕ: размеры указаны в аршинах.

 

ТАБЛИЦА № 5. Состояние училищных библиотек. Внешкольное образование. Учебныя мастерския. Расходы за 1901 год.

 

  Истобенское 2-х классноеИстобенское мужскоеИстобенское женское
Состояние библиотек в наглядных учебных пособий
Фундаментальные Кол-во книг 365 193 106
Стоимость 195,48 руб. 50,10 руб. 40,21 руб.
Учебники Кол-во книг 727 832 781
Стоимость 203,43 руб. 222,38 руб. 234,45 руб.
Для внекласснаго чтения Кол-во книг 736 196 334
Стоимость 112,61 руб. 38,42 руб. 52,84 руб.
Наглядные учебные пособия Количество 50 102 51
Стоимость 169,00 руб. 70,75 руб. 77,32 руб.
Имеющиеся при училище средства для внешкольнаго образования
Народные безплатныя публичныя библиотеки Кол-во книг 1123
Стоимость 498,68 руб.
Кол-во подписчиков в 1901 г. 185
Кол-во выданных книг в 1901 г. 910
Чтения с туманными картинами Кол-во чтений
Посетителей
Четвертыя добавочныя отделения (учащихся) Мальчиков
Девочек
Воскресно-повторительные занятия Количество дней
Мальчиков
Девочек
Учебныя мастерские
Столярно-токарныя Кол-во учащихся 50
  Стоимость содержания в 1901 г. 1017,08 руб.
Расходы на содержание народных училищ в 1901 году
Содержание помещений, квартир, отопления и пр. 200,00 руб. 208,59 руб.
Жалование преподавателям 654 руб. 598,24 руб.
На приобретение книг и наглядных пособий 74,29 руб. 42,82 руб. 84,72 руб.
На приобретение учебных принадлежностей 61,79 руб. 41,30 руб. 34,73 руб.
На обучение пению 24,00 руб. 15,00 руб.
На обучение рукоделию 3,69 руб.
На содержание огорода
На содердание публичных бесплатных библиотек 24,69 руб.
На содержание учебных мастерских 1017,08 руб.
ИТОГО 136,08 руб. 962,12 руб. 904,97 руб.

1902 год. Сведения о числе училищ и количестве учащихся.

Подробности
Опубликовано 15.01.2021 13:04

Сведения о числе училищ в Орловском уезде и количестве учащихся в них к 1 января 1902 учебного года.

Пятерка лучших по доле учащихся от всего населения волости.

По всему Орловскому уезду - 4,58%

 

МестоВолостьНаселение в волостиУчилищ в волостиУчащихся во всех училищах
МужчинЖенщинВСЕГОЗемскихЦерковныхДругихМальчиковДевочекВСЕГО
1Истобенская 3607 3767 7374 3 1 1 368 162 530
2Верхошижемская 1901 2041 3942 2 1 - 199 80 279
3Рыбинская 2595 2808 5403 3 1 1 233 137 370
4Шишкинская 4057 4415 8472 3 1 4 431 101 532
5Смирновская 3787 4175 7962 4 2 1 344 152 496

 

Пятерка лучших по доле учащихся мальчиков от количества мужчин.

По всему Орловскому уезду - 6,97%

 

МестоВолостьНаселение в волостиУчилищ в волостиУчащихся во всех училищах
МужчинЖенщинВСЕГОЗемскихЦерковныхДругихМальчиковДевочекВСЕГО
1Шишкинская 4057 4415 8472 3 1 4 431 101 532
2Верхошижемская 1901 2041 3942 2 1 - 199 80 279
3Истобенская 3607 3767 7374 3 1 1 368 162 530
4Слудская 2590 2766 5356 3 - 2 262 30 292
5Навалихинская 6097 6293 12390 4 4 3 554 103 657

 

Пятерка лучших по доле учащихся девочек от количества женщин.

По всему Орловскому уезду - 2,34%

 

МестоВолостьНаселение в волостиУчилищ в волостиУчащихся во всех училищах
МужчинЖенщинВСЕГОЗемскихЦерковныхДругихМальчиковДевочекВСЕГО
1Рыбинская 2595 2808 5403 3 1 1 233 137 370
2Лесниковская 1635 1842 3477 2 1 2 129 81 210
3Истобенская 3607 3767 7374 3 1 1 368 162 530
4Верхошижемская 1901 2041 3942 2 1 - 199 80 279
5Смирновская 3787 4175 7962 4 2 1 344 152 496

Страница 26 из 43

  • В начало
  • Назад
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • Вперёд
  • В конец
Copyright © 2011,2012 ZSE Software Inc.

Free counters!