Образование
Материалы об образовательном уровне и школах.
1956 год. Новости образования.
- Подробности
- Опубликовано 17.04.2024 21:40
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1956 г. 20 марта № 26.
Наши планы
В решениях XX съезда КПСС определены четкие и ясные задачи в области дальнейшего улучшения работы общеобразовательной школы. В шестой пятилетке будет осуществлено в основном всеобщее десятилетнее обучение в городах и сельской местности, а школа полностью должна быть перестроена на политехническую основу.
В резолюции XX съезда КПСС по отчетному докладу Центрального Комитета КПСС сказано: "Для быстрейшего осуществления политехнизации школы необходимо не только ввести новые предметы, дающие основные знания по вопросам промышленного и сельскохозяйственного производства, но и практически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах, на опытных участках и в школьных мастерских". Выполняя указания нашей Коммунистической партии, коллектив учителей и учащихся Истобенской средней школы решил организовать и провести в этом учебном году производственную практику учащихся на полях колхоза.
Цель производственной практики состоит в том, чтобы привить учащимся практические навыки в области сельскохозяйственного труда и организованно включить их в сферу материального производства. Для осуществления этой задачи мы совместно с правлением колхоза "Ленинская искра" разработали взаимные обязательства и приняли их как на педагогическом совете, так и на общем собрании колхоза.
По этим взаимным обязательствам школа берет у колхоза участки в полях севооборота для проведения производственной практики учащихся, обязуется вырастить на них высокий урожай кукурузы, картофеля, корнеплодов и яровой пшеницы, обработать сенокосных угодий на площади 10 га и весь собранный урожай сдать колхозу. Колхоз со своей стороны передал школе автомашину, обязался выделить для школьной бригады земельные участки, необходимые сельскохозяйственные орудия и машины, тягло, семена, удобрения.
Практически мы уже приступили к реализации взятых обязательств. При составлении производственного плана колхоз уже определил нам земельные участки. Учащиеся школы в настоящее время производят сбор золы по населенным пунктам, а 25 марта был проведен первый воскресник по вывозке навоза под кукурузу. В воскреснике участвовали 4 класса (7, 8, 9 и 10) под руководством классных руководителей.
Большинство учащихся работало добросовестно, за 4 часа работы вывезли 115 возов навоза. Если бы бригадиры полностью выделили необходимое количество лошадей, то 2 гектара были бы полностью унавожены, но бригадиры вместо 21 лошади выделили всего 11.
В ближайшее время будем производить отбор и яровизацию семенного картофеля.
Как думаем организовать работу в дальнейшем?
Опыт показывает, что в учебное время наиболее целесообразно работу проводить по классам с учетом возраста учащихся и педагогической целесообразности в учебно воспитательном отношении. В период летних каникул создадим комплексную ученическую бригаду. Звенья бригады будем формировать по производственным бригадам колхоза.
По всей вероятности, придется выделять группы учащихся, которые будут работать на лошадях и сельскохозяйственных машинах. Для того, чтобы производственная практика учащихся была проведена удачно и имела учебно-воснитатольное значение, она должна быть организована на базе передовой агротехники и современной механизации. Отсюда неизбежно потребуется большая помощь школе со стороны агронома, правления колхоза, бригадиров, опытных колхозников и механизаторов МТС.
Мы думаем, что эту необходимую помощь нам окажут как колхоз, так и МТС, ибо дело приобщения учащихся к производительному труду является не только педагогической проблемой, а проблемой общенародной, государственной.
А. Халевин, завуч Истобенской средней школы.
Обязательства колхоза "Ленинская искра" и Истобенской школы
В школах в настоящее время наряду с общеобразовательными дисциплинами введены уроки труда, работа учащихся в школьных мастерских и на учебно-опытных участках, практикумы по растениеводству, животноводству, машиноведению и электротехнике.
Мы приветствуем и одобряем перестройку школы на политехническую основу. Сейчас наши дети будут получать в школе не только систематические знания по основам наук, но приобретать важнейшие трудовые навыки в области техники и сельскохозяйственного производства.
Все это создает благоприятные условия в деле коммунистического воспитания наших детей и приобщения их к производительному труду. Учитывая, что дело обучения и воспитания подрастающего поколения является общенародным, XX съезд КПСС в своих решениях записал: "Считать целесообразным более широкое участие колхозов в строительстве сельских школ и в оборудовании их".
В целях реализации этих указаний, колхозники колхоза "Ленинская искра", берут на себя следующие обязательства:
Обязательства колхоза
Передать школе полуторатонную машину для целей политехнического обучения.
Обеспечить школу имеющимися сельскохозяйственными орудиями и машинами при изучении программного материала практикума по машиноведению.
Учащимся 9-х классов разрешено проводить практикум по животноводству на племенной ферме крупного рогатого скота.
Отвести в полях севооборота участии для проведения летней сельскохозяйственной практики учащихся по выращиванию высоких урожаев кукурузы, пшеницы, картофеля, корнеплодов и овощей. Предоставить школе для проведения производственной практики учащихся на колхозных участках необходимый сельскохозяйственный инвентарь, тягло, семена и удобрения.
Назначить опытных колхозников для обучения учащихся важнейшим видам сельскохозяйственных работ на период производственной практики. Организовать правильный учет труда учащихся на колхозных участках, для чего на каждого ученика заведем трудовую книжку. Нормы выработки для детей и подростков до 16 лет устанавливаются на 25 процентов ниже обычных.
Силами общественности заготовить и подвезти школе потребное количество топлива на новый учебный год. Окажем помощь в проведении ремонтных работ по подготовке школы к новому учебному году. Выделим в фонд всеобуча 500 рублей.
Обязательства школы
Из учащихся, проживающих на территории колхоза "Ленинская искра", создать комплексную бригаду на весенне-летний период для проведения производственной практики в колхозе.
Вырастить высокий урожай на колхозной земле: кукурузы — на площади 5 гектаров, картофеля — 5 гектаров, пшеницы — 5 гектаров, корнеплодов — 2 гектара.
Обработать сенокосных угодий на площади 10 гектаров.
В весенне-летний период учащиеся школы обязуются выработать в колхозе на каждого учащегося:
5-го класса — не менее — 20 трудодней, 6 класса — 25 трудодней, 7—8 классов — 35 трудодней, 9—10 классов — 50 трудодней.
Собрать золы по бригадам колхоза в количестве 5 тонн, вывезти на поля навоза не менее 150 возов.
Учительским коллективом школы обеспечить педагогический контроль и руководство за работой учащихся в период производственной практики в колхозе.
Провести учет урожая с закрепленных за школой участков и сдать выращенные культуры колхозу.
В конце сельскохозяйственного сезона будут подведены итоги трудового участия школьников на колхозных работах и отмечены лучшие из них
Обязательства обсуждены и приняты на общем собрании колхоза "Ленинская искра", на педсовете школы.
Первый воскресник
25 марта в Истобенской школе был проведен первый воскресник по вывозке навоза на выделенный колхозом школе участок под кукурузу. Накануне воскресника был проведен инструктаж о правилах складирования навоза учащихся 7 "а", 8 "а", 9 "а", 10 "а" классов, которые должны были принять участие в воскреснике. Учащиеся к 9 часам утра собрались с вилами к школе, а затем к месту работы. Заранее выделенные возчики прибыли на лошадях.
Все ребята отнеслись к работе серьезно, но более активное участие принимали Ю. Еремин и А. Савиных из 10 "а" класса, В. Савиных и Г. Кодолов из 9 класса, В. Тупицын и Н. Колбина из 8 класса и В. Машковцев из 7 "а" класса. В течение четырех часов на 11 лошадях было вывезено 115 возов.
В следующих воскресниках будут участвовать другие классы.
А. Сунцов, учитель.
Закрепим теорию практикой
Партия и правительство нашей страны уделяют большое внимание дальнейшему подъему сельского хозяйства, получению высоких урожаев.
В нынешнем учебном году наша Истобенская школа заключила договор с колхозом "Ленинская искра" для проведения производственной практики. На практике мы будем овладевать передовыми приемами агротехники и учиться выращивать высокие урожаи всех культур.
Школа в числе других обязательств взяла обязательство собрать 5 тонн золы, к выполнению которого учащиеся уже приступили. В выходной день 11 марта мы по своей бригаде организовали сбор золы и собрали 480 килограммов. Это ценнейшее минеральное удобрение поможет нам получить высокий урожай. Сбор золы будем продолжать.
Н. Мошкина, Ф. Смолянская, ученицы 9 "б" класса.
Работать будем лучше
За летний период 1955 года мы выработали по 100 с лишним трудодней. Мы помогали колхозу во всех сельскохозяйственных работах.
В нынешнем 1956 году наша школа взялась обработать около 30 гектаров пахотной земли и сенокоса. На этой земле мы вырастим высокие урожаи картофеля, кукурузы, зерновых и корнеплодов.
Мы обещаем в этом году принять еще более активное участие в работах.
А. Шевнин, В. Савиных, Д. Крысова.
СОБИРАЕМ ЗОЛУ
За зиму в хозяйствах колхозников накопилось много золы. 18 марта только за один день мы собрали в дер. Одегово 40 ведер золы.
А Ярыгин, В. Ярыгин, Н. Ярыгина, А. Олегов — учащиеся.
Мы четверо — А. Безденежных, А. Зубарев, С. Ярыгин, и я 25 марта в селе Истобенске собрали 4 воза золы.
П. Вершинин.
В дер. Савичи мы собрали 15 ведер золы. Будем собирать еще.
Е. Савиных — 6 "а" класс.
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1956 г. 20 марта № 63.
Школа расширяет материальную базу
Истобенская средняя школа расширяет материальную базу для политехнического обучення. Школа располагает показательным пришкольным земельным участком, заложен сад на площади 0,4 га.
В прошлом году создана и сейчас пополняется оборудованием и инструментами столярно-слесарная мастерская на 20 рабочих мест. К началу нового учебного рода в школьной мастерской будут установлены сверлильный и токарно-винторезный станки. Школа приобрела мощный радиоузел стоимостью в 16 тыс. рублей.
В. Каменецкий
Объявления
1957 год. План производственной практики учащихся Истобенской школы.
- Подробности
- Опубликовано 11.04.2024 21:27
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1957 г. 12 мая № 40.
ПЛАН производственной практики учащихся Истобенской средней школы на летний период 1957 года.
1. Цели и задачи производственной практики.
Выполняя исторические решения XX съезда КПСС о широком внедрении политехнического обучения и о приближении его к жизни, Истобенская средняя школа на летний период организует проведение сельскохозяйственной практики с учащимися 5—9 классов в колхозе "Ленинская искра".
Основные цели и задачи, которые ставит перед собой коллектив учащихся и учителей на период практики следующие:
а) закрепление знаний и навыков, полученных учащимися в процессе изучения учебных дисциплин и практикумов по сельскому хозяйству (растениеводству и машиноведению);
б) практическое ознакомление учащихся с передовой агротехникой возделывания важнейших сельскохозяйственных культур, с применением сельскохозяйственных машин и орудий на больших площадях в севообороте колхоза;
в) привитие учащимся навыков правильного использования и применения минеральных удобрений и химических средств борьбы с вредителями сельского хозяйства в полевых условиях;
г) организованное включение учащихся в производительный труд колхоза;
д) оказание посильной помощи со стороны школы колхозу в деле подъема колхозного хозяйства;
е) воспитание у учащихся любви к сельскохозяйственному труду;
ж) укрепление коллектива учащихся
в труде.
2. Объекты производственной практики
Для проведения производственной практики учащихся колхоз выделяет земельные участки в своих производственных бригадах под следующие культуры:
а) под кукурузу — площадью 4,5 гектара;
б) под яровую пшеницу — 5 гектаров;
в) под картофель — 3 гектара;
г) под свеклу — 0,70 гектава:
д) под семенники свеклы и капусты — 0,15 гектара.
Всего за школьной бригадой закрепляется общая земельная площадь в 13,25 гектара.
На участках, закрепленных за школьной бригадой, учащиеся обязуются вырастить в среднем с каждого гектара земельной площади следующий урожай:
а) кукурузы на силос — 350 центнеров;
б) яровой пшеницы — 15 центнеров;
в) картофеля — 180 центнеров:
г) свеклы столовой — 150 центнеров.
3. Основные агромероприятия
По каждой из взятых культур учащиеся школы под руководством и наблюдением учителей, агронома и бригадиров производственных бригад выполняют следующие агромероприятия:
а) по кукурузе на силос
Лущение семян из початков и их протравливание, боронование зяби, вывозка и разброска навоза, вспашка участка, посадка кукурузы под маркер, подкормка минеральными удобрениями или навозной жижей, трехкратная культивация с прополкой гнезд и оправкой кустов, уборка силосным комбайном, силосование зеленой массы.
б) по яровой пшенице
Боронование зяби, разброска минеральных удобрений, культивация, воздушно-тепловой обогрев семян, протравливание семян гранозаном, посев тракторной сеялкой перекрестным способом, двухкратная прополка посевов, уборка комбайном, очистка зерна и уборка соломы.
в) по картофелю
Отбор семенного материала и провяливание, боронование зяби, вывозка и разброска навоза, вспашка участка, подготовка семян к посеву (отбор и резка картофеля), посадка под плуг с внесением органо-минеральной смеси, боронование участка, подкормка перед первой культивацией суперфосфатом и хлористым калием, двухкратное окучивание конным окучником, оправка кустов, проводить периодическую прополку участка от сорняков, уборка картофеля (конная); просушка, и сортировка картофеля и возка его в овощехранилище.
г) по столовой свекле
Выращивание рассады в парниках, вывозка и разброска навоза, вспашка участка, высадка рассады в грунт, периодический полив свеклы, рыхление междурядий и прополка (ручная) на пятнадцатый день после высадки, подкормка минеральными удобрениями, двухкратная междурядная обработка с оправкой и прополкой кустов.
д) по выращиванию семенников капусты и свеклы
Вывозка и разброска новоза, вспашка участка и оформление грядок под семенники, высадка семенников в грунт, периодический полив высаженных семенников, трехкратное рыхление междурядий с предварительной подкормкой минеральными удобрениями, огораживание стеблей семенников колышками, срезание созревших семян, очистка семян.
4. Организация структуры бригады и руководство производственной практикой
Школьная производственная бригада создается из учащихся 5—9 классов, проживающих на территории колхоза "Ленинская искра". Бригада делится на 16 звеньев с учетом места жительства учащихся.
Во главе бригады стоит совет бригады, в который входит 19 человек учащихся, утвержденный на совместном заседании комитета ВЛКСМ и учкома и согласований с правлением колхоза.
Для руководства производственной бригадой и звеньями со стороны педколлектива выделяются дежурные учителя.
Один раз в 10 дней совет бригады, совместно с дежурными учителями, проводит производственные совещания.
Общее руководство летней сельскохозяйственной практикой учащихся осуществляется завучем школы А. А. Халевиным.
5. Организация работы, учет и оплата труда
1. За каждым выделенным земельным участком закрепляется звено учащихся школьной бригады, которое выполняет все работы па данном участке по уходу за выращиваемой культурой в течение всего сельскохозяйственного сезона.
2. Звеньевой закрепляет за каждым учеником своего звена определенную земельную площадь, организует учащихся на работу, следит за качеством выполнения работ, ведет дневник по выращиваемой культуре и организует учет труда в своем звоне.
3. Начисление трудодней звеньевой проводит совместно с учетчиком производственной бригады. Ведомости по учету трудодней ведутся в двух вкземплярах, один из которых представляется в бухгалтерию колхоза, второй остается у звеньевого.
4. Звеньевой один раз в 10 дней представляет в совет ученической бригады виды и объем выполненных работ и количество выработанных трудодней,
5. Между звеньями ученической бригады, а также между учащимися в звене организуется социалистическое соревнование за быстрое и качественное проведение всех сельскохозяйственных работ за выращиваемой культурой.
Комитет комсомола, совместно с советом бригады, не реже одного раза в месяц подводит итоги соревнования и освещает их в бюллетене бригады.
6. Из общего числа выработанных звеном
трудодней шесть процентов будет отчисляться в фонд поощрения учащихся.
6. Режим дня. Чередование труда и отдыха учащихся
а) продолжительность рабочего дня учащихся 12—13 лет определить в 4—5 часов, для учащихся 14—17 лет — 6—7 часов.
б) рабочий день начинать в 7—8 часов утра с перерывом для отдыха по 30 минут после 1-го и 5-го часов работы;
в)в дни, свободные от работ, в предвыходные и выходные дни, проводить оздоровительно-воспитательную работу с учащимися.
7. Агроучеба учителей и учащихся
С учителями и учащимися организовать агроучебу по следующим вопросам:
а) основные объекты производственной практики и организация работы;
б) агротехника выращивания кукурузы, пшеницы, картофеля, столовой свеклы, семенников капусты и свеклы;
в) нормы выработки по каждому виду выращиваемых
школой культур и начисление трудодней;
г) руководство работой совета бригады и звеньевых;
д) ведение дневника производственной практики;
е) режим дня. Организация отдыха учащихся. Поощрения;
ж) поведение и дисциплина учащихся. Права бригадира и звеньевого;
з) организация работы в бригаде и звене.
ДОГОВОР колхоза "Ленинская искра" и Истобенской средней школы по проведению производственной практики учащихся
Обязательства колхоза
1. Колхоз обязуется выделить школе земельные участки в производственных бригадах для проведения летней сельскохозяйственной практики учащихся общей площадью в 13,25 га, из них:
под кукурузу 4,5 га;
под яровую пшеницу 5 га;
под картофель 3 га;
под свеклу 0,7 га;
под семенники овощных культур 0,15 га;
2. Колхоз через бригадиров производственных бригад обеспечивает школьную бригаду семенами, транспортом, сельскохозяйственными машинами и инвентарем, удобрениями и ядохимикатами,
3. Для обучения учащихся важнейшим приемам труда колхоз выделяет опытных колхозников.
4. Бригадиры производственных бригад колхоза оказывают необходимое содействие школьной бригаде в своевременном и качественном проведении всех сельскохозяйственных работ и агромероприятий.
5. Агроном колхоза совместно с дежурными учителями обеспечивают контроль за своевременным проведением всех агромероприятий и сельскохозяйственных работ, проводимых учащимися.
6. Колхоз снижает норму выработки для учащихся на 45 процентов при сохранении оплаты труди за полную норму. Учет труда и начисление выработанных трудодней учащимися в период производственной практики проводится через учетчиков производственних бригад колхоза.
Обязательства школы
1. Школа обязуется получить на закрепленных участках урожай по культурам в следующих размерах:
а) кукурузы на силос 350 центнеров с гектара;
б) яровой пшеницы 15 центнеров с гектара:
в) картофеля 180 центнеров с гектара;
г) свеклы столовой 150—180 центнеров с гектара;
д) вырастить семена свеклы, капусты, огурцов на 0,05 га.
В соответствии с планом сельскохозяйственной практики учащихся школа обязуется своевременно провести все сельскохозяйственные работы и агромероприятия на закрепленных за нею участках:
а) вывезти на поля навоза 150 тонн;
б) провести подкормку кукурузы, свеклы, картофеля минеральными удобрениями или навозной жижей;
в) протравить семена пшеницы и кукурузы;
г) произвести посевы и посадку всех взятых культур в лучшие агротехнические сроки;
д) произвести двухкратное окучивание картофеля и трехкратную междурядную обработку кукурузы и свеклы;
е) провести посев пшеница перекрестным способом с внесением минеральных удобрений перед культивацией;
ж) содержать все посевы чистыми от сорняков;
з) провести уборку всех культур своевременно и без потерь.
3. Провести учет урожая и сдать его полностью колхозу,
4. Школа организует труд учащихся на закрепленных участках, обеспечивает контроль за качеством выполненных работ, помогает звеньевым наладить учет труда и начисление трудодней,
5. Школа обязуется правильно использовать и возвратить в сохранности сольскохозяйственные машины, орудия в инвентарь.
6. В летний период школа обязуется проводить лекции, доклады и культурно массовые мероприятия в производственных бригадах колхоза.
1958 год. Особенности нового учебного плана.
- Подробности
- Опубликовано 17.07.2024 20:38
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1958 г. (14 февраля № 20, 16 февраля № 21, 19 февраля № 22)
На школьные темы.
Особенности нового учебного плана.
С. ВАХОНИН, директор Истобенской средней школы.
В 1957-1958 учебном году Истобенская средняя школа первой в районе работает по новому учебному плану.
В связи с историческими решениями XX съезда КПСС о дальнейшем совершенствовании политехнического обучения, с целью привития учащимся практических навыков и подготовки выпускников школы к трудовой деятельности, новый учебный план школы в значительной степени отличается от старого учебного плана, по которому занимаются школы района.
Во-первых, несколько сокращено число недельных часов, отводимых на изучение ряда общеобразовательных дисциплин и математики при сохранении прежнего объема программного материала. Так, например, по литературе в 8-м классе количество недельных часов сокращается на 0,5 часа, по математике в 10 классе — на 0,5 часа, по истории в 8—9-х классах — на 0,5 часа и т. д.
Во-вторых, увеличивается число часов на занятия по физической культуре в 8—10-х классах. В этих классах, вместо двух недельных часов, вводится три недельных часа занятий.
В-третьих, по новому плану резко возрастает количество часов учебных занятий, отводимых на политехнические дисциплины.
Осуществление политехнизации должно проводиться не только на уроках математики, биологии, физики, химии, черчения, географии и тому подобных дисциплин с их минимумом лабораторно-практических программных работ, но и в ряде специфических предметов, к освоению которых школы приступили в недавнее время.
Политехнизация по новому учебному плану охватывает школьное обучение, начиная с 1-го и кончая 10-м классами. Главными составными элементами являются:
1. Уроки труда в 1—4-х классах. Учащиеся на этих уроках работаю с пластилином, с бумагой, картоном, тканью, конструктором и т. п. При этом в 3-4-х
классах новый учебный план отводит на уроки труда по два недельных часа занятия, вместо одного часа по старому плану.
2. Практические занятая в школьной мастерской учащихся 5—7-х классов. Учащиеся выполняют простейшие работы, связанные с обработкой дерева и металла. На занятия в мастерской отводится по два недельных часа.
3. Курс "Основы производства" в 8 — 10-х классах. Учащиеся при практическом изучении этого курса приобретают знания и навыки по полеводству, животноводству, сельскохозяйственному машиноведению. В 8-х классах на этот курс отводится по три, а 9—10-х классах — по четыре недельных часа занятий.
4. Практические работы учащихся 5—6—7-х классов на пришкольно-опытном участке, На это отводится по 22 часа занятий на каждый класс. Работы проводятся во внеурочное время, так как в сетку часов они не включаются.
5. Обязательная летняя учебно-производственная практика учащихся 5—6-х классов на пришкольно-опытном участке и в колхозе. На практику отводится 2 недели (12 учебных дней, по 3 часа работы учащихся в день). Практика проводится в весенне-осенний период.
6. Обязательная летняя учебно-производственная практика учащихся 8—9-х классов в производственных условиях колхоза. На практику отводится 4 недели после окончания учебных занятий в школе (24 рабочих дня, по 4 часа работы учащихся в день).
7. Изучение факультативных дисциплин в 8—10-х классах. Факультативные предметы изучаются после уроков в часы кружковой работы. В 8-х классах на факультативные занятия отводится один, а в 9—10-х классах — два часа в неделю.
Для проведения практических работ в мастерской в 5—7-х классах, при изучении курса "Основы производства" в 8—10-х классах, классы делятся на группы, если в классе насчитывается больше 26 учащихся. Это создает известные трудности в планировании всей учебно-воспитательной работы.
Не раскрывая глубины содержания основных элементов политехнического обучения по новому учебному плану, необходимо остановиться на том, что вводится в программы средней школы впервые.
Новый учебный план, вместо практикума в 8—10-х классах, вводит курс "Основы производства". "Основы производства" должны дать учащимся теоретические звания и ряд практических навыков по сельскому хозяйству и сельскохозяйственному машиноведению (вариант для сельских школ).
Восьмиклассники знакомятся с теорией и практикой полеводства важнейших сельскохозяйственных культур (удобрение почвы, семенной материал, цикл сельскохозяйственных работ, борьба с вредителями сельскохозяйственных культур и т. п.) и с применением в земледелии простейших сельскохозяйственных машин (плуг, культиватор, сеялка и т. п.). В 9 классе учащиеся практически в условиях колхозного производства изучают животноводство (ферма, корма, составление рационов, уход за скотом, определение живого веса) и продолжают изучение сельскохозяйственного машиноведения. В этом классе ученики должны изучить комбайн (в старом учебном плане на изучение комбайна часов не отводилось), начать изучение трактора, чтобы закончить его в 10 классе. На животноводство и сельскохозяйственное машиноведение в 9 классе отводится по равному количеству часов.
В 10 классе учащиеся продолжают изучение трактора и практического курса электротехники.
Новый учебный план, в отличие от старого, исходит из того, чтобы завершить изучение более сложных сельскохозяйственных машин (трактор, автомашина) обучением практической езде учащихся на этих машинах. В связи с этим отводится по 10 часов практической езды на каждого ученика. Эти часы в сетку часов курса "Основы производства" не входят, идут вне расписания занятий. Введение в программы часов практической езды остро ставит перед школами вопрос о приобретении ходовых автомашин, тракторов, комбайнов.
Новшеством в учебном плане, по которому работает наша школа, является и обязательность летней сельскохозяйственной производственной практики для учащихся 5—6-х и 8—9-х классов. Число рабочих дней и часов работы учащихся разных возрастов точно онределено.
В ходе летней производственной практики учащиеся должны закрепить знания и навыки, полученные ими в курсе биологии 5—7-х классов и в курсе изучения "Основ производства" 8—10-х классов, а также по полеводству, животноводству и по умению использовать в производственных условиях колхоза сельскохозяйственную технику: комбайн, трактор, автомашину. Исходя из установок нового учебного плана, следует заметить, что учащиеся 5—6-х классов практику будут проходить преимущественно на пришкольно-опытном участке, а учащиеся 8—9-х классов — на полях колхоза. Однако это не значит, что учащиеся младших и средних, а также учащиеся 7 и 10-х классов не должны принимать участия в общеколхозных работах.
Впервые по новому учебному плану в программы общеобразовательной школы включено также и изучение факультативных дисциплин. Факультативные занятия имеют в виду узкую специализацию, более углубленное изучение учащимися какой-либо отрасли народного хозяйства, производства или специальности. Нужно сказать, что до сего времени по факультативным занятиям нет государственных программ, нет также установок в отношении содержания и направленности факультативного обучения.
Вводя факультативное обучение в школе, мы руководствовались наличием материальной базы при школе, а также местной производственной направленностью колхоза. В 8—10-х классах по программам, составленным учителями школы, у нас изучаются следующие факультативные дисциплины: овощеводство, садоводство, пчеловодство, тракторное авто-, радио- и кинодело.
В решении вопросов политехнического обучения по новому учебному плану главным и решающим является прочная маериальная база. Все это диктует необходимость каждой школе укреплять свою материальную базу и особенно машинную.
В течение двух лет наша школа проводила известную работу по созданию такой базы. У нас оборудованы мастерские по дереву и металлу, кабинет электротехники (совместно с кабинетом физики) и автокласс. Для мастерских приобретено необходимое количество верстаков, оборудованы места для работы по металлу, приобретены инструменты для занятий, связанных с обработкой древесины и металла. В мастерской установлено три станка: токарный, токарно-винторезный и сверлильный.
При школе создается кабнет машиноведения. Здесь должны быть сосредоточены такие машины, как плуг, культиватор, сеялка, веялка, комбайн, трактор, автомашина. Большинства этих машин у нас пока нет.
За два года нам удалось создать неплохую базу для изучения автомобиля. Школа получила от колхоза ходовую и полуторатонную автомашину ГАЗ-ММ. Кроме нее школа приобрела еще одну автомашину для сборки и разборки. На стендах собраны узлы для практических занятий, связанных с изучением отдельных систем автомашины.
В нынешнем году переход на новый учебный план поставил перед нами остро вопрос о необходимости приобретения трактора и комбайна. До настоящего времени изучение трактора проводится в школе только по плакатам. Программа же требует не только теоретического, но, главным образом, практического изучения трактора. Не имея нужных нам машин, мы многое не дорабатываем в изучении разделов сельскохозяйственного машиноведения из курса "Основы производства".
Для разрешения этого вопроса школа обращалась в облоно и областное управление сельского хозяйства, в руководящие районные организации и в МТС. Однако все наши попытки улучшить создание материально-технической базы не увенчались успехом. Нам нужен не только непригодный для использования, но и ходовой трактор. В настоящее время большинство школ области, работающих по-новому учебному плану, с помощью районных руководящих организаций и МТС положительно разрешило этот вопрос.
В ряде мест, в том числе в соседнем, Халтуринском районе, школы создают свои школьные МТС и летнюю сельскохозяйственную практику проводят при помощи своей техники. Трудности в приобретении школой трактора, комбайна и других сельскохозяйственных машин могут быть успешно разрешены, если руководящие районные организации окажут серьезную, действенную помощь школам для создания материальной базы.
Программа требует, чтобы практика учащихся проходила в одном месте, в одном колхозе. Тогда она, будет достигать своих учебно-воспитательных целей. Учащиеся нашей школы из двух колхозов, и мы встречаем при проведении практики противодействие со стороны родителей и руководства колхозов, из которых мы будем отзывать учащихся для проведения летней практики. Однако ясно одно: практику нужно проводить в одном месте, на специально и выделенных для школы земельных массивах.
В планировании практики надо брать во внимание и такие стороны, как возраст учащихся и их теоретическую и практическую подготовку. Практика должна проводиться с таким расчетом, чтобы все работы, в том числе и связанные с использованием техники начиная с обработки почвы и кончая уборкой урожая и его учетом (в полеводстве) проводились самими учащимися.
Многие трудности, с которыми столкнулась наша школа, будут испытывать и другие школы района, так как,вероятно, в ближайшие годы все школы будут переведены на этот план. Поэтому педагогическим коллективам школ района уже сейчас надлежит серьезно продумывать мероприятия переходного характера и особенно проявлять беспокойство о создании прочной материальной, в первую очередь, машинной базы для кабинетов машиноведения. Только при этом условии можно многие трудности устранить заранее и более безболезненно осуществить переход на новый учебный план.
1958 год. Славный путь.
- Подробности
- Опубликовано 19.09.2024 21:53
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1958 г. 13 апреля № 46
СЛАВНЫЙ ПУТЬ
Педагогический кабинет районного отдела народного образования. На столе, где разложена методическая литература, лежит маленькая брошюрка "Из опыта вооружения учащихся сельскохозяйственными знаниями и навыками в процессе преподавания биологии и школе", изданная в 1954 году Кировским облоно и институтом усовершенствования учителей. Пусть это не солидная книга, с красивым перелетом, но какой огромный труд вложен в нее, какой богатейший опыт многолетней работы в школе обобщен здесь. А как благодарны ее автору — учителю химии и биологии Истобенской средней школы А. А. Халевину его многочисленные коллеги за смелые, творческие дерзания в осуществлении связи школьного преподавания с практикой сельскохозяйственных работ.
Жизненный путь Александра Афанасьевича Халевина не отличается какими-то бурными изменениями, острыми неожиданными перипетиями.
Родился в крестьянской семье в 1909 году. Шестнадцати лет лишился отца, поэтому все заботы по хозяйству легли на плечи подростка.
Шли годы. Многие друзья Александра пошли учиться в рабфаки, технические вузы, работали на заводах. Только в душе Александра росло и росло желание стать учителем.
И вот, он студент пединститута в городе Кирове. Как ласточки-береговушки, стремительно пролетающие над крутым склоном берега, пролетели и студенческие годы Александра.
Годы работы в техникуме, затем в ставшей родной Истобенской школе принесли молодому педагогу много нового. Подобно маленьким родникам образующим большие реки, росло методическое мастерство Асександра Афанасьевича, накапливался педагогический опыт. Радостным событием в жизни Александра Афанасьевича было вступление в мае 1941 года в партию.
Начавшаяся война прервала работу в школе. В июле 1941 года коммунист Халевин был призван в армию. За проявленное мужество он награжден медалями "За боевые заслуги", "3а победу над Японией".
Кончилась война. Вместе с другими вернулся к любимому труду и Александр Афанасьевич Халевин. В теплом кругу учителей, в бойком гомоне неуемной детворы дорогой и близкой Истобенской школы Александр Афанасьевич снова почувствовал себя в родной стихии.
В 1947 году он был выдвинут на должность завуча школы. Как заведующий учебной частью, Александр Афанасьевич много времени уделяет вопросам учебно-воспитательной работы. И молодые только еще делающие свои первые шаги по педагогической стезе учителя, и ветераны просвещения всегда находят дельный совет у Александра Афанасьевича Халевина.
...Урок химии. Широко раскрытые, пытливые глаза учащихся устремлены на чародея-учителя, искусные руки которога проводят занимательные, лабораторные опыты.
...Сельский клуб переполнен. На трибуне член Общества по распространению политических и научных знаний А. А. Халевин. Любят колхозники слушать его лекции, ценят его как умелого воспитателя своих детей. Недаром в 1953 году они единодушно избрали его депутатом районного Совета депутатов трудящихся.
Сколько раз А. А. Халевин участвовал на областных совещаниях учителей, завучей школ, где он делился опытом по созданию ученической комплексной бригады. А в январе 1956 года он принимал участие в совещании при Академии педагогических наук РСФСР.
В минувшем году в связи с 40-летним юбилеем школы А. А. Халевин награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР и ЦК профсоюза.
Высоко оценен самоотверженный труд сельского учителя. Недавно Указом Президиума Верховного Совета РСФСР учителю Истобенской средней шкалы Александру Афанасьевичу Халевину присвоено почетное звание Заслуженного учителя школы РСФСР.
Ф. Комаров.
1958 год. По новой программе.
- Подробности
- Опубликовано 01.10.2024 20:30
Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК КПСС и райсовета депутатов трудящихся Кировской области. 1958 г. 29 августа № 104
По новой программе.
Наша Истобенская средняя школа в прошедшем учебном году работала по новому плану. Что же было сделано нами для осуществления связи обучения с сельскохозяйственным трудом?
Весной из учащихся 8—9-х классов была создана производственная бригада. На заседании комитета ВЛКСМ утвердили совет бригады в количестве 8 человек. Председателем совета бригады избрали девятиклассника комсомольца Николая Ярыгина.
График прохождения производственной практики был составлен с таким расчетом, чтобы все учащиеся приняли участие в основных видах сельскохозяйственных работ. Руководство практикой осуществлялось дежурными учителями.
Колхоз "Ленинская искра" выделил для школы земельный участок в 13,5 гектара. Этот участок мы использовали под пшеницу, кукурузу, свеклу и капусту. Все эти культуры весной посеяли своими силами и вовремя.
Одновременно с прохождением практики учащихся 8—9-х классов сельскохозяйственную практику проходили и школьники 5—6-х классов. Они работали на пришкольном опытном участке на прополке и подкормке кукурузы и пшеницы, на поливке и прополке свеклы и капусты.
Учащиеся 8—9-х классов, которые проходили факультативные дисциплины (овощеводство, садоводство), работали на школьном огороде по выращиванию свеклы, моркови и огурцов для интерната, а также в школьном саду.
Славно потрудились школьники. И результаты ожидаются хорошие, особенно таких культур, как свекла, капуста, кукуруза.
Урожай будет снят учащимися, учтен и по результатам проведена школьная сельскохозяйственная выставка, а лучшие учащиеся — премированы.
С. Вахонин, директор Истобенской средней школы