Ремесленничество
Информация о ремеслах в то или иное время бывших популярными среди жителей села.
Виды ремесел.
- Подробности
- Опубликовано 01.05.2011 15:56
Много лет прошло с момента, когда переселенцы – русские обосновались на Истобенском побережье. Земли, пригодные для хлебопашества, давно были освоены, а население росло. Поэтому размеры участков, приходившихся на хозяйство, сокращались. Истобяне все острее испытывали нехватку пахотных угодий.
По данным земельной переписи Истобенской волости, в 1885 году в 80 селениях насчитывалось 1367 хозяйств. Из 11170 десятин земельных угодий пашни было всего 2836 десятин, усадебной земли – 3582 десятины (32,2 процента), выгонов – 600 десятин (6 процента), леса – 2199 десятин (19,7 процента), неудобиц 1557 десятин (13,3 процента). В то время, как на хозяйство в Орловского уезда приходилось пашни 7,6 десятин, в Истобенской волости – всего 2,54 десятины, а у жителей села пашни вообще не было.
Сенокосов в Орловском уезде в среднем на хозяйство, было 4,7 десятины, в Истобенской волости – 2,59 десятины, в Исобенске – 2,79. Усадебной земли в Истобенской волости падало на хозяйство 0,32 десятины, а по селу Истобенску 0,14 десятины.
Малоземелье заставило жителей заниматься огородничеством, молочным животноводством, подсобными промыслами, отходничеством для службы в речных флотилиях страны.
Среди промышлявших неземледельческими занятиями попадались талантливые мастера, которые на выставках кустарных изделий отмечались грамотами и наградными медалями. Славились мастера-удочники и изготовители блесен в селе, деревнях Тупицыны, Крысовы и других. Участниками многих кустарных выставок в Петербурге, Нижнем Новгороде, Вятке были мастера И.Д.Нелюбин, Мошкин, Курбатов и другие.
Иван Данилович Нелюбин придумал и создал технический процесс производства удочек, приспособления и инструменты для резки проволоки на заготовки, для загиба цевья, ковки жала, заготовки острия и тому подобное. Им изготовлялись из опоки формы для отлива блесен, был отработан их выпуск. Удочки И.Д. Нелюбина за высокое качество их изготовления пользовались спросом, и мастер имел постоянную клиентуру в лице перекупщиков кустарных изделий и торговцев.
Искусным мастером-краснодеревщиком был Васильев Василий Никитич, выполняющий заказы на мебель на дому и работающий в отходничестве. Им, например, проводились столярные работы в первой вятской подпольной типографии РСДРП. Неплохим мастером зарекомендовал себя Павел Николаевич Халтурин, работавший учителем Истобенского двухклассного училища.
Талантливым мастером-кузнецом был Кирилл Афанасьевич Тулакин, прозванный за свое искусство колдуном. Токарные, сверлильные и другие станки, ветряной двигатель, приводивший эти станки в работу, маленькая литейная и другое оборудование кузницы Тулакина было изготовлено им самим при помощи шести сыновей. Мастер сделал за свою жизнь около 70 ручных и приводных молотилок, много веялок, плугов, и других сельхозмашин и инвентаря. К.А. Тулакин с сыновьями в кузне изготовлял ружья, самовары, швейные машины, сделал фисгармонию, скрипку и другие вещи. Кузнец построил первую в селе паровую молотилку. Он придумал однажды построить небольшой пароход для хозяйственных нужд и через некоторое время спустил на воду первое, а затем и второе паровое судно мощностью в три лошадиных силы. При этом все оборудование этих пароходов изготовлялось мастером в своей кузнице. Изделия кузнеца на выставках в Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода и Вятки пользовались неизменным успехом, отмечались медалями.
С селом Истобенском связано возникновение гармонного промысла в Вятской губернии. И отцом этого промысла стал 150 лет тому назад крестьянин и матрос Данила Карпович Нелюбин. Плавая на хлебной барже по Волге, купил однажды Данила Нелюбин в Нижнем Новгороде гармошку тульской работы, но вскоре ее сломал. Когда тульский мастер Аким Воронцов ремонтировал инструмент, внимательно наблюдал за ходом работ Данила Карпович, выспрашивал непонятное, знакомился с основами гармонного мастерства.
Дома полученные знания он применял при починке своей и соседских гармоник. Поднаторев на починке, освоив мастерство, решился Нелюбин сделать гармошку своей работы, но столкнулся с трудностями изготовления голосовых планок. Помучившись, сделал пленки не железные, как у тулки, а латунные. Их легче готовить простым инструментом, да они и не ржавеют. За первой гармошкой последовала вторая, третья и … Стал мастер Нелюбин работать на рынок.
От него гармонное мастерство перенял нищий подросток Иван Жоржа (Иван Степанович Крысов), который часто помогал в работе Даниле Карповичу. Иван Степанович Крысов начал производить гармошки также на продажу. Эти два мастера-истобянина обучили своей профессии и других умельцев. Гармонный промысел распространился по Истобенской волости, затем в Орловском и Вятском уездах. Гармошка-вятка получила признние. Рос спрос на нее – росло производство.
Искусным и талантливым мастером в селе был слепец Амвросий Ефимович Ковязин, один из первых освоивший в 40-х годах XIX столетия выделку полированных изделий из наростов на коре березы, создавший технику корешкового производства. Так как кап в виде наростов на стволах берез встречается очень редко, открытие истобенского слепца в том, что древесина наростов корней березы заменяет кап, подтолкнуло развитие капокорешкового промысла. Многие вятские мастера капа прошли у Кавязина школу обработки корня и перешли на выработку корешковых изделий.
В книге "Кировские кустари" за 1938 год ее автор М.Н. Шатров назвал А.Е. Ковязина, слепого мастера-самородка, - родоначальником корешкового промысла в Вятской губернии. Изделия слепца пользовались большим спросом у богатых людей. "Вятские губернские ведомости" в № 30 за 1844 год сообщают, что изящные шкатулки Ковязина А.Е. из полированного капокорня с замками, с музыкальными устройствами и тайниками, с наклеенными на внутренней стороне верхней крышки специальным "Свидетельством", удостоверяющим изделие мастера-слепца, ценились от 600 до 1500 рублей.
Капо-корень.
- Подробности
- Опубликовано 02.05.2011 15:59
Кап – редкий, очень твердый и красивый материал, был широко известен в России с 17 века. На Руси из него изготавливали так называемую «каповую» посуду. Главным образом, это были выдолбленные чаши, ковши и братины. В начале 19 века кап наравне с ценными породами деревьев использовали для декоративной отделки мебели, вырезали из него шкатулки и табакерки, которые затем инкрустировали золотом, перламутром или слоновой костью и экспортировали в другие страны. Благодаря своим уникальным качествам и необыкновенной теплоте восприятия, кап высоко ценился во всем мире.
Свое название кап получил в древности, считается что происходит оно от древнеславянского слова кап - голова. Капы – наросты на деревьях. Они могут появиться на любом дереве. В разрезе они напоминают мрамор. Разрастаются капы сильно и иногда могут достигать веса до 1 тонны. Кап, растущий на стволе дерева, называют стволовым, а у корня – капо-корнем (он встречается в лесу гораздо чаще стволового и может достигать полутора метров в поперечнике). Рисунок волокон капа очень красив, особенно у тех пород деревьев, которые имеют полосатую текстуру. Текстуру волокон капа часто сравнивают с мрамором.
Признанным центром обработки березового капа считалась Вятская губерния. Вятские крестьяне издавна изготовляли из капа ложки, ковши, кружки, братины.
Судьба капового производства связана с людьми поистине незаурядными, а подчас и легендарными. Такой личностью был крестьянин села Истобенска Амвросий Ковязин.
Переболев в детстве оспой, он навсегда лишился зрения. Казалось бы, судьба его была предрешена - жить на милостыню от добрых людей. Но благодаря необычайным способностям и жизнелюбию стал Ковязин слепцом знаменитым. "Вятские губернские ведомости" в 1844 году писали о нем: "...гений в своем роде... У него память и органы внешних чувств, без сомнения, кроме зрения, доведены до невероятного утончения и совершенства.
Особенно посредством чувства осязания он, говоря языком модным, творит чудеса".
Амвросий Ковязин ходил без поводыря, играл на гармони, пел в церковном хоре, знал множество церковных обрядов, читал по праздникам "Апостол" целыми страницами наизусть. Но главное, он с юных лет занимался столярной работой. Притом столяром был хорошим и этим своим ремеслом кормил семью - жену и детей.
Случаю было угодно, чтобы истобенский купец привез в село каповую шкатулку работы Макаровых. Эта ценная вещь попала в руки Ковязина. Он не поверил, что предмет, оказавшийся в его руках, деревянный: для дерева шкатулка была тяжела и необыкновенно гладка и холодна, словно стеклянная.
Местный учитель, знавший о капе, объяснил слепцу, что это такое.
В саду, у дома, где летом Ковязин работал, росли березы. Не раз обошел Амвросий свой сад, "осматривая" руками каждое дерево. Но стволы были ровными и гладкими. И лишь однажды, отдыхая после работы у старой березы и по привычке ошаривая возле себя место, слепой мастер натолкнулся на необычные корни: толстые, с узловатыми вздутиями, наплывами, они растекались вокруг дерева, прежде чем уйти в землю.
Амвросий Ефимович, позвав учителя, вырубил один из таких наплывов и распилил его. Учитель не поверил своим глазам: рисунок на срезе был необыкновенно похож на кап, только более крупный, с черными точками. Да, это был кап, но не стволовый, а корневой!
Так слепой "увидел", открыл новый материал - капокорень, более доступный и более дешевый!
Долго не раздумывая, мастер приступил к работе. Шкатулка - не стул, не сразу пришла удача, но "зрячие" пальцы вскоре освоили новое дело. В 1844 году корреспондент "Вятских губернских ведомостей" писал о 35-летнем Амвросии Ковязине: "Этот слепец дошел ныне до такого изящества, что шкатулки его произведения - на удивление всем зрячим. О красоте их внешней отделки, о чистоте и гладкости политуры и говорить нечего: и зрячий хороший мастер едва ли сделает лучше, чище. В его шкатулках особенно замечательно внутреннее устройство. Смею утверждать, что тот, кто никогда не видел его работы, в первый раз не усмотрит и сам собою решительно не откроет потайных ящиков, которые у него наделаны в шкатулках. И что всего удивительнее, его изобретательный ум так умеет разнообразить скрытные ящики, что у каждой, шкатулки есть какой-нибудь новый секрет, новая замысловатость. Открывайте или закрывайте крышку, выдвигайте потайники, и вы при каждом прикосновении к шкатулке услышите звук струн, сокрытых внутри ея".
Трудно сейчас сказать, кто же из трех знаменитых мастеров-каповщиков первым освоил "деревянную автоматику". Ясно, что шкатулки с секретами, тайниками и музыкой пользовались в то время огромным спросом, и каждый мастер старался показать в этом деле свой класс.
И хотя ковязинские капокорешковые шкатулки уступали каповым по ценности материала, но слава о чуде - слепом мастере - повышала на них спрос и цену не только в Вятке, но и в самой матушке-Москве. Купив его изделие, люди не верили, что это дело рук "темного" человека, и даже ездили в Истобенск взглянуть на необыкновенного слепца.
Прослышав о новом ковязинском материале - корешке, который нередко встречался в местных лесах, вятские каповщики стали использовать этот более доступный материал и даже копировать ковязинские шкатулки, выдавая их при продаже за работу необыкновенного мастера. Чтобы удостоверить подлинность своих изделий и тем самым оградить себя от конкурентов-подделыциков, А. Е. Ковязин выхлопотал у земского начальства печатное свидетельство. На каждую свою шкатулку (на крышку с внутренней стороны) он наклеивал этот необычный документ, в котором не только рассказывалось о слепом мастере, но и пояснялось: "...в отдаленных губерниях есть много богачей, которые отзываются, что охотно готовы были бы дорого заплатить за шкатулку его работы, если б были удостоверены, что это действительно произведение его,- произведение слепца. Чтоб отстранить в этом отношении всякое сомнение, местное начальство управления государственными имуществами признало как для него, так и для покупателей полезным снабдить этого мастера-слепца свидетельством..."
Так Амвросий Ковязин оставил неизгладимый след в истории капового производства не только своим искусством, но и открытием капокорешка, благодаря которому промысел дошел и до наших дней.
Чтобы удостоверить подлинность своих изделий и тем самым оградить себя от конкурентов-подделыциков, А. Е. Ковязин выхлопотал у земского начальства печатное свидетельство, которое наклеивал на свою шкатулку на крышку с внутренней стороны.
Гармоника.
- Подробности
- Опубликовано 02.05.2011 15:57
Гармоника (гармонь) - клавишно-пневматический инструмент. При смене движений меха вятская гармоника издает одинаковые звуки (аналогично ливенке, елецкой, вологодской). По типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок вятская гармонь считается однорядной. Форма клавиш правой клавиатуры продолговатая. Стандартный басо-аккордовый аккомпанемент дополняется клавишей, расположенной, с тыльной стороны левого грифа и дающей отдельный звук в высокой тесситуре. Его народное название: «подголосок» или «гудочек (пискун)». Главное отличие вятской гармони от тульской в наличии латунных голосов вместо тульских железных.
Вятские мастера являлись признанными лидерами в производстве гармоник. Кустарное производство в губернии по своему размаху занимало второе место в стране после тульского. Здесь производились оригинальные по конструкции, акустическим данным и внешнему виду инструменты. Изготавливались также национальные татарские, марийские и другие гармоники, известные далеко за пределами России — в Иране, Китае, Монголии.
По данным энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона в 1890-х гг. "всех гармонщиков считается в Вятской губернии до 500 человек. Вятские гармоники имеют сбыт во всей России". Главная причина большого распространения экономическая: только один из десяти крестьянских дворов мог существовать на доходы от сельского хозяйства, остальным, чтобы прокормиться, надо было заниматься кустарным производством или отхожим промыслом.
Родоначальником гармонного промысла в Вятской губернии был отхожий крестьянин села Истобенское Данила Карпович Нелюбин (1821 — ок. 1898).
В 1841 году чудный инструмент немецкого производства привез с Нижегородской ярмарки Данила Нелюбин. Немало он слышал о гармони, в руках же не держал ни разу, а вот взял да и купил с разрешения отца. Только не долго тешил заграничный инструмент Данилу. Поломалась гармонь.
Снова поехал Данила в Нижний Новгород, взял инструмент с собой и обратился к гармонных дел мастеру Воронцову. Пока ремонтировал тот гармонь, Данила следил за каждым его движением. Не стал и мастер скрывать от пытливого паренька своих секретов. Научился у него кое-чему Данила.
Непростым оказалось гармонное ремесло. Но Данило научился сам ремонтировать гармоники. И пошли к нему люди со сломанными инструментами: сначала односельчане, а потом стали приезжать и из далеких сел и деревень. Через несколько лет решил Данило сам сделать новую гармошку. Работал без специальных инструментов, вручную. Главная трудность была в выделке голосовых пластин. На Тульской гармонной фабрике они делались из листового железа, а голосовые отверстия машиной пробивались. Решил мастер сделать эти пластины из латуни, которая простым зубилом пробивалась, не ржавела и более чистый звук держала. Усовершенствовал Данило и другие детали. Зимой 1841—1842 годов сделал Нелюбин свою первую двухголосую гармошку. И все в ней - от мехов до механики и голосов - Данила сделал своими руками. Вот вам и дата рождения первой вятской гармони, которой уже больше 160 лет.
Научился Данила не только гармони ладить, но и играть хорошо. И полетела слава о вятском мастере-кустаре по всей матушке России. И посыпались заказы отовсюду. Узнали вятскую гармонь и на Урале, и в Сибири.
Потом появились у Данилы ученики. Стали развиваться артели по производству гармошек, а позднее и фабрики. А в 1900 году на первой Парижской выставке вятские гармони получили самую высокую оценку специалистов Европы. Началось же все с него, Данилы Нелюбина.
Повадился к Нелюбиным ходить мальчонка лет двенадцати-тринадцати. Звали его Иван Крысов. Был он бездомным, нищенствовал. Все считали его недоразвитым. И Данило, не опасаясь выдать свои секреты мастерства, показывал Ивану, как он работает, собирает гармонь. Способным оказался Иван. Скоро сам стал мастерить гармошки и даже других учить. Так гармонный промысел распространился по всей Вятской губернии.
Схема устройства правого полукорпуса вятской гармоники в разрезе: 1-гриф, 2-клавиши, 3-сетка, 4-клапаны, 5,9-голосовые планки,настроенные на октаву выше, 6,8-основные голосовые планки, 7-голосовые планки,настроенные на октаву ниже, 10-подвижная кожаная петля для большого пальца
1871 год. Производство музыкальных инструментов.
- Подробности
- Опубликовано 15.01.2020 23:29
Вятские губернские ведомости № 100 1871 г. (15 Декабря).
Об изящных ручных производствах в среде крестьян Вятской губернии.
В числе ручных крестьянских производств встречается в губернии несколько видов, которые, по характеру своему и достоинству самых произведений, могут быть отнесены к разряду ручных изящных производств, таковы:
Во 1-х, производство музыкальных инструментов.
Во 2-х, отливна фигур из алебастра, изделия из опочнаго камня.
В 3-х, производство литой посуды и разных мелких кабинетных вещей из меди и особенно олова.
В 4-х, производство политурной и простой мебели в соединении с резьбою.
В 5-х, токарныя и каповыя изделия.
Производства эти уже потому обращают на себя внимание и заслуживают изучения, что являются не результатом техническаго или ремесленнаго образования, но плодом людей-самоучек, или имевших случай видеть на стороне подобнаго рода производства.
1) К числу изготовляемых музыкальных инструментов относятся:
а) разнаго рода гармоники, орган и скрипки.
Гармоники.
Всех мастеров, занимающихся изготовлеяием гармоник, считается в губернии около 30 человек и при том исключительно в двух северных уездах: Вятском и Орловском; так в волостях: Вязовской находится 2 человека, Троицкой — 2, Кстининской — 1, Пасеговской — 1, Пластининской — 2, Рыбинской — 4 , в селе Истобенском — 11 и в слободе Хлыновке — 8, затем, в Котельническом и Малмыжском уездах по одному мастеру. Все эти мастера, без сомнения, самоучки, при всем том гармоники, изготовляемыя ими, особенно в селе Истобенском и слободе Хлыновке, отличаются прекрасною конструкциею и разнообразием тонов, особенное же внимание обращают на себя разные виды так называемых фиц-гармоник с клавишами от 10 — 22 тонов, при трех отделениях для вариаций, с прибавочными басовыми тонами и приспособлением ддя маршей. На гармониках, последняго рода, можно с большим удобством разыгрывать разнаго рода пиэсы и при том ни мало не раздражая развитаго музыкальнаго уха. Виды фиц-гармоник разнообразны и есть даже такие, в которых вариации тонов делаются тактом ноги; при этом, уменье вятских мастеров воспринимать и вариировать тоны и виды гармоник заслуживает любопытства и одобрения людей музыкально-развитых. В продаже является несколько сортов гармоник; низший сорт будет гармоника пяти и семитонная от 20 — 30 коп.; затем идет сорт, известный под названием "редкая" от 30 - 40 к., вторная глухая и двухсторонняя от 40 — 80 коп. Все эти виды составляют низший сорт исключительно распространенный в среде многочисленнаго русскаго народа и доставляет ему при всех случаях народных праздникои самое веселое и самое шумное удовольствие, - кто не слыхал, — проезжая из конца в конец Россию, веселых звуков русской гармоники.
В последнее время в среде крестьян распространяются в больших размерах и средние сорта гармоник, известные под именем "свистов" из них детский свист от 50 — 90 к., свист из краснаго дерева, трехвторная и десятитонная от 1 р. — 1 р. 50 к. считаются средним сортом гармоник, звуки и тоны их довольно разнообразны и приятны. Все мастера Вятской губернии занимаются преимущественно изготовлением гармоник низшаго и средняго сортов и работая по большей части разрозненно и не зная потому настоящаго пути сбыта, продают их в городах Вятке и Орлове в лавки и лавочки купцов, на сколько выгодна продажа гармоник в городах, можно заключить из того, что один из многих торговцев ими, имеющий в г. Вятке, так называемую подвижную лавочку, перекупает от мастеров до 1700 гармоник только низшаго сорта и кроме того, сам содержит мастерскую, где работают крестьяне. При настоящих не вполне выгодных условиях каждый мастер выделывает низших и средних сортов гармоник около 120 штук в год, заработывая средним числом от 50 — 75 р. Что же касается до гармоник высшаго сорта от 3 до 5 руб. и разных видов фиц-гармоник, доходящих ценою до 40 р., то Вятские мастера делают их только по заказу тех же скупщиков, или посторонних лиц и преимущественно только фиц-гармоники от 3 до 16 рублей. Впрочем, в лавке одного из купцов г. Вятки мне пришлось встретить более шести видов фиц-гармоник, причем относительно сортов в 20, 25, 30 и 40 руб. Купец заявил мне, что он выписывает их чрез Москву из за-границы (немецкия, как он называл их). Очевидно, что это объяснение не вполне достоверно; — разсматривая конструкцию дорогих фиц-гармоник, можно, не сомневаясь, сказать, что оне производства Вятских мастеров, и только два вида в 30 и 40 р. отличаются от виденных мною Вятских тем, что они имеют по два металлические колокольчика с молотками, назначенными для маршей и пиэс и сверх того увеличены числом клавишей и вариаций тонов и так называемым маршевым тоном. При этом, сам купец высказал мне, что мастера в селе Истобенском могут приготовить и такого рода фиц-гармоники. Сравнивая разсматриваемые мною виды фиц-гармоник Вятских мастеров с гармониками высших сортов Тульских мастеров, можно смело сказать, что Вятския фиц-гармоники, или по крайней мере, некоторые виды их стоят далеко выше Тульских и уступают только мастерам известной волости в Тверской губернии, которых высшие сорта имеются в продаже в лучших иностранных Петербургских магазинах и зачастую, для незнающих, выдаются в них за привозныя из-за границы. Цена таких гармоник доходит до 125 и 150 руб.
(До след, №)
Вятские губернские ведомости № 101 1871 г. (18 Декабря).
Об изящных ручных производствах в среде крестьян Вятской губернии.
(Продолжение).
Таким образом очевидно, что вятские мастера, или по крайней мере, некоторые из них, умеют приготовлять довольно редкия фиц-гармоники и следовательно при знании рынка для сбыта, могут заработывать от 150 до 200 р. в год и кроме того, самое производство низших и средних сортов гармоник, может занимать в губернии значительно число рук и с большею выгодою. Рынками сбыта для Вятских гармоник могут служить, — не говоря уже о Москве, Нижний-Новгород, Казань, губернии Пермская и Сибирския, как это показывают следующия данныя.
Известно, что в Туле и окрестных деревнях, кроме приготовления ружей, самоваров, разнаго скобянаго товара и посуды из жести, развито в громадных размерах, нигде в других губерниях невстречающихся, — производство разных сортов гapмоник. В Туле, кроме крупных фабрикантов, имеющих большия мастерския, встречается множество мелких крестьянских мастерских, которыя перепровождают свои гармоники, или фабрикантам, или другим лицам. Главные фабриканты гармоник в Туле: Панков, Засыпкин, Воронцов, Медведев, Бурдыгин, Буслаев, Грызлов, Шкунаев и Сизов.
От этих и других мастеров расходятся гармоники по всей России и в огромном количестве, прямо с места производства идут во внутренния губернии, особенно же много идет их в Москву, куда еженедельно отправляются их значительные транспорты.
Из Тульских фабрикантов Панков и Засыпкин привозят на Нижегородскую ярмарку гармоник разных сортов более 2 000 коробов, и в каждом таком коробе укладывается от 120—150 и более гармоник, что средним числом составит цифру около 300 000 штук. Кроме того, на ярмарке гармоники имеются у Перовых, Трегубова, Гуднова и Иванова. Не говоря о других местностях сбыта, Казань и губернии в соседстве Вятской получают и из Нижняго большия партии гармоник. Русская гармоника, как и следовало ожидать, стала находить для себя покупателей и среди жителей Востока; — так: Персияне, Бухарцы, и Армяне покупают ежегодно на ярмарке значитѳльныя партии. Замечательно, что в производстве гармоник (в Тульск. и Тверск. губ.) ввелось правильное разделение труда, что, без сомнения, облегчает и ускоряет самый труд; гармоники (как и булавки за границей) делают, по крайней мере, семь человек. Один из них занят приготовлением одних ящиков, куда вкладывается инструмент, другой делает клапаны, третий — железныя планки, четвертый — меха, пятый вставляет внутренность гармоники, шестой обклеивает гармонику разноцветной бумагой, седьмой красит деревянную часть и кроет лаком.
Органы.
Говоря о приготовлении гармоник нельзя не упомянуть о крестьянине села Великорецкаго Василие Михайловиче Хлыбове, который, кроме гармоник, приготовляет органы и, конечно, за невозможностию сбывать лучшие органы, ограничивается приготовлениев таких, которые находят себе сбыт в пределах губернии для гостинниц и трактиров.
Скрипки.
Что касается до приготовления скрипок, то число мастеров в губернии с точностию неизвестно; из них особенно выдается по своим способностям Вятский мещанин Илья Пенкин и заслуживает особеннаго внимания. Он приготовляет скрипки низшаго сорта, ценою от 4 до 8 руб. за десяток и таких скрипок им изготовляется до 200 штук в год, которыя продаются в лавки вятских купцов Гвоздевых. Пенкин делает по заказу и срединий сорт скрипок ценою от 5 до 8 рублей за каждую. По словам Пенкина, он сумел бы приготовить фортепиано и вообще мог бы усовершенствовать свое ремесло. Но за невозможностию сбывать свои изделия (и в том числе фигуры из алебастра и вещей с позолотою на полименте), а главное за неимением средств заниматься своим делом, как искусством, Пенкин ограничивается деланием дешевых скрипок и других изделий из алебастра с целию единственно скорее сбыть их и тем прибрести себе насущный хлеб.
В виду указанных мною близких рынков для сбыта музыкальных инструментов, было бы желательно, чтобы в Вятской губернии по примеру Тульской открылись две три мастерския, для производства гармоник и других музыкальных инструментов с установившимся правильным распределением труда. Нет сомнения, что при уменьи вятских мастеров и хорошей им плате, каждый, кто бы захотел устроить такие мастерския, приобрел постоянный и довольно значительный процент выгоды без большой затраты капитала и риску. А в виду того, что в народных школах, наряду с обучением пению, предполагается со временем обучения и музыкальное в характере национальном, было бы желательно, чтобы земство в устраиваемых ремесленных школах обратило внимание на производство в них музыкальных иструментов, - значение и важность такого рода обучения в высшей степени важно в виду всесторонняго развития русского народа и его национальности.
...
1873 год. Производство удочек (крючков).
- Подробности
- Опубликовано 27.07.2011 16:01
Из Памятной книжки Вятской губернии на 1873 год.
"Изготовлением удочек, как промыслом, занимаются единственно крестьяне села Истобенского Орловского уезда. "Мастеров" насчитывается там 50, в том числе, 20 мужчии и 20 детей. Изготовляется ими удочек: мелких 500 000; средних 500 000 и крупных 250 0000. Продажная цена за тысячу: мелких - 30 коп.; средних - 50 коп. и крупных - 90 коп. Удочки сбываются преимущественно через бурлаков, отправляющиеся на заводы Пермской губернии. Удочки, кроме Котельнической ярмарки, доходят даже до Ирбитской. Производство это совершается в зимнее время, по возвращению крестьян с отхожих промыслов. Инструменты, употребляемые при этом, суть подпилок, наковальня, молоток, долотцо для образования засечки и формочка для загибы уды. Удочки делаются из железной проволоки и уже по совершенной отделке прокалываются и получают упругость."
Заметки о текущем состоянии отечественной промышленности в России.
В. Вешняков. Вице-директор департамента сельского хозяйства и сельской промышленности.
Ст-Петербург. 1873 г. На французском языке.
Металлообрабатывающая промышленность
...
La confection des hameçons est la profession spéciale des paysans du village d'Istobensk, du district d’Orlow, gouvernement de Viatka. Ils s’en occupent en hiver et préparent annuellement 500,000 moyens et 250,000 grands hameçons. On les fait en fil d'archal et, quand ils sont terminés, on les trempe et on leur donne de l’élasticité. Les hameçons sont particulièrement vendus par l'entremise des débardeurs du Volga, qui vont dans les fabriques du gouvernement de Perm, et arrivent même jusqu'à la foire d’Irblt. Le prix de ces hameçons est de 30, 50 ou 70 cop. le mille, suivant leur grosseur.
Изготовление крючков – особая профессия крестьян села Истобенского Орловского уезда Вятской губернии. Они занимаются этим зимой и ежегодно заготавливают 500 000 средних и 250 000 крупных крючков. Их изготавливают из арочной проволоки, а по окончании закаляют и придают эластичность. Крючки продаются, в частности, через волжских грузчиков, которые ездят на заводы Пермской губернии и доходят даже до ярмарки в Ирбите. Цена этих крючков 30, 50 или 70 коп. тысяча, в зависимости от их размера.
Журнал Wochenschrift der Metall-industrie (еженедельник индустрии металлов). № 16, 30 ноября, 1874 г. Вена.
Die Metallwaaren-Fabrikation als Zweig der Landlichen Hauz-Industrie in Russland.
...
Die Erzeugung von Angelhaken bildet wieder eine ausschliessliche Profession der Bauern des im Viatka’schen Gouvernement, Orlow'schen Kreises, gelegenen Dorfes Istobensk. Sie beschäftigen sich mit diesem industriellen Nebenerwerbe nur im Winter und fertigen jährlich aus Messingdraht 500.000 mittlere und 250.000 grosse Angelhaken an, welche, nachdem sie ihrer äusseren Form nach beendet sind, noch gehärtet und schliesslich elastisch gemacht werden. Zumeist werden diese Erzeugnisse durch die Vermittlung der Wolga-Schiffer nach allen Gegenden des russischen Reiches abgesetzt.
Производство металлических изделий как отрасль сельской металлургии России.
...
Изготовление рыболовных крючков — опять-таки исключительная профессия крестьян села Истобенск Вятской губернии Орловского уезда. Этим второстепенным занятием они занимаются только зимой и производят ежегодно 500 000 средних и 250 000 больших рыболовных крючков из латунной проволоки, которые после того, как они завершат свою внешнюю форму, закаляют и, наконец, делают эластичными. Большая часть этих изделий продается во все регионы Российской империи при посредничестве волжских бурлаков.
Романов Николай Никанорович. Статистическое описание Орловского уезда Вятской губернии. Вятка. 1876.
"Село Истобенское, Истобенской волости, известно производством железных рыболовных удочек. Производством этим занято бывает короткое время зимою до 20-ти мастеров, при участии детей. Делаются удочки по заказам пяти местных (в самом Истобенском) скупщиков и поступают от них на продажу на Алексеевскую ярмарку в Котельниче, а большая часть увозится в Пермскую губернию. Заработок мастеров удочек очень ничтожный, они отрабатывают только взятые у скупщиков в долг (в задаток) деньги на покупку хлеба, на уплату податей; за целый день усердной работы мастеру приходится выручить 20 копеек."
Дж. Вильсон, начальник отдела статистики департамента сельского хозяйства и сельской промышленности министерства владений.
Ст-Петербург, 1878 г. На французском языке.
XIII. Сельскохозяйственная промышленность.
Le village d`Istobensk, dans le district d Orluw du gouvernement de Vialka, s’occupe de la fabrication des hameçons, dont il prépare jusqu'à 500 000 pièces de grosseur moyenne, et jusqu'à 250,000 pièces de grande dimension.
Деревня Истобенск Орловского уезда Вятской губернии занимается изготовлением крючков, из которых заготавливает до 500 000 штук средних и до 250 000 штук крупных.
Из книги Селивановский И.П. "Село Истобенское", Вятка, 1892 г.:
"Много лиц занято также и удочным промыслом. Им почти занимается до 20 лиц, а временно, по зимам гораздо больше, так что общее количество удников насчитывается до 150 лиц. Но число удников постоянно колеблется. Истобенец, зарабатывая порядочныя деньги на службе водоливом или лоцманом, перестает работать уды, при понижении же заработка, при переходе с высшей служебной степени на низшую, снова принимается за выделку уд, чтоб пополнить дефицит в своем доходе. Выделка уд крайне проста, требует незначительных затрат как на орудия, так и материалы и издавна существует в Истобенске, причем промысел этот и знаком почти всем истобенцам. В прежнее время почти каждый бурлак в течение зимы наделывал значительныйй запас уд и весною, отправляясь на Волгу, по пути оплачивал пищу и ночлег преимущественно удами; продавая их на наличныя деньги, выручал необходимую сумму на прочие свои расходы.
В настоящее время уды работают нередко все члены семьи - дети и взрослые, работают в жилой избе, причем каждый помещается со всеми своими насложными орудиями и станком-скамейкой к окну и работает. Весь инструмент удочника состоит из:
Инструмент |
Цена |
Станка-скамейки |
30 к. |
Драчеваго подпилка |
70 к. |
Лицовки |
25 к. |
Деревянных щипцов |
2 к. |
12 № бал |
24 к. |
Молотка |
9 к. |
Итого |
1 р. 60 к. |
Станок-скамейка делается из дерева. Передняя стойка устраивается из толстой плахи, в аршин высотою, в нее укрепляется, на высоте 10 вершков, горизонтальная узкая доска дллиною в аршин, служащая для сидения, с подставкой-ножкой на другом конце. Толстая плаха на верхнем конце плоская и в нее вбиты 2 небольшия наковальни из обломков старых трехгранных подпилков, деревянный клин и даже нередко балы для загибания удочек. Мастер обыкновенно сидит на сиденье скамьи-станка и, зажавши проволоку в деревянные щипцы, на наковальнях выковывает удочки, подтачивает их подпилками-драчевым и лицовкой, гнет на балах, на больших - при выделке крупных уд, на мелких - при выделке мелких сортов, и выделанныя уды складывает на окошко. Все орудия, кроме подпилков и молотка, устраиваются самими мастерами. Драчевый подпилок покупается по 70 к. и служит три года, лицовка в 25 к. истирается в год. Самая техника промысла очень не сложна. Мастер, размотавши кусок проволоки, протирает его суконкой, затем размеряет проволоку на небольшие куски, около 4 вершк. длины, но так, чтоб из каждого куска выходило равное число известнаго № уд; по размерке проволоку мастер разрезает на куски - "жеребейки". Жеребеек вкрадывается в деревянные щипцы и зажимается клином, потом на конце жеребейка подпиливается жало-острие уды; на наковальне несколькими ударами молотка выковывается зарубка-бородка уды, которая потом несколько подправляется подпилком; затем, зацепивши зарубкой о железный шпенек бала и слегка натягивая, производится загиб уды. Там где должна кончится уда, проволока прочерчивается подпилком и в этом месте уда отламывается. После чего по излому мастер ударяет несколько раз молотком, конец расковывается и уда совсем готова. Чтоб выворонить, уды кладутся в печь; затем как вороненыя, так и белыя связываются в десятки нитками. У больших уд иногда пятка делается не расковкой, а загибом, так что образуется просвет для привязывания уды к поводку.
Поводки делаются по большей части из тонкой медной проволоки, которая из 3-4-5 прялок скручивается прямо руками. Каждый мастер при выделке уд от первой операции до последней производит один, только связывание уд иногда возлагается на одного из членов семьи. Вырабатывается множество сортов уд, носящих между кустарями названия: шеклейки, сторожки, малой, средней и большой окуневки, язевки, подледной, подольничной, переметной, самоловной, крюка и т.п. Улучшений в промысле нет. Стальных уд не вырабатывают, машин при этом производстве не употребляют. Большая часть уд выделывается из железа, меньшая - из меди. Железную проволоку покупают из местных лавок фунтов по 10 в раз, причем платят, смотря по №№ проволоку, так, 10-й № проволоки покупают по 10 коп. фунт, 11-й по 11 коп. и т.д. Лучшей проволокой считается мягкая, неломкая, которая при сгибании не образует пленок. Один из истобенцев отливает удочки с рыбками из смеси свинца и олова, формы же для отливки приготавливает сам из опоки.
Удочники работают большинство с ноября по март, другие по апрель. Многие работают в течение дня только по несколько часов, отрываясь от работы, то для занятий по хозяйству в дому, то для отдыха; самые усердные начинают работать с 4 часов утра и работают с небольшими перерывами, для чаепития и еды, до 12 часов ночи.
Сбываются уды различно. Некоторые кустари весь запас уд выпродавывают сами. Весною, забравши уды в кожаную кису (мешок), кустарь отправляется на ярмарки и продает их по десяткам в розницу, по сотням и тысячам сдает мелким торговцам. Идущие в бурлаки забирают уды с собою и выпродавывают их в пути, а больше - в Сибири. Существуют также, так называемые партионные продавцы - скупщики. Они в течение зимы раздают кустарям проволоку, составляют партии и, платя кустарям копеек на 5 дешевле за тысячу уд, выпродавывают уды по ярмаркам не без польза для себя. Много уд продается на Алексеевской ярмарке в Котельниче, на Благовещенской - в Орлове, на Великорецкой - в Орловском уезде. Цены на удочки, по словам кустарей, против прежних лет пали, промысел сделался малодоходным. Чтобы судить о величине заработка самого усерднаго удочника, приведем нижеследующую таблицу.
Сорта уд |
Кол-во вырабатываемых уд в день |
Продажныяцены 1000 уд |
Стоимость материала |
Чистый дневной заработок |
В копейках |
||||
Мелкия уды (с 1 до 5 сорта) |
1500 |
25 |
3 |
34 |
Средняго (с 5 до 10 сорта) |
1200 |
30 |
3 |
33 |
Крупныя (с 10 до 12 сорта) |
1000 |
40 |
4 |
36 |
Подольничныя (с 19 до 21 сорта) |
800 |
50 |
4 |
36 |
Самоловныя без поводков |
400 |
120 |
8 |
40 |
Самоловныя с поводком |
200 |
350 |
20 |
50 |
Следовательно, поденный заработок усерднаго удочника колеблется от 34 до 59 коп., на своем содержании. Работать же приходится в наклонном положении, с большим напряжением зрения. Мелкая металлическая пыль и согнутое состояние тела при работе вредно отражается на дыхательных органах, а усиленное напряжение зрения порождает близорукость."
Промышленность России. Производство и торговля с общей промышленной картой. Департамент торговли и промышленности министерства финансов для Всемирной выставки в Чикаго.
Редактор и переводчик на английский язык Джон Мартин Кравфорд, генеральный консул США в России. Ст-Петербург, 1893 г. На английском языке.
CHAPTER IX. The Metal Industries, by N. F. Labzln, Emeritus Professor, St. Petersburg Technological Institute
...
Sea fishhooks are made of 9 sizes, and river fishhooks are of more diverse sizes still; the price of the smallest is about 25 kopecks per thousand, and that of the larger hooks, from 1.50 to 4 roubles per thousand. The yearly production of sea fishhooks, according to official figures, amounts to 600,000 roubles, and that of river fishhooks, to 50,000 roubles. A certain quantity, not very large, of fishhooks is also produced in the government of Viatka at the village Istobensk, district of Orlovsk.
ГЛАВА IX. Металлургия, Н. Ф. Лабзин, заслуженный профессор, Ст-Петербургский Технологический Институт
...
Морские рыболовные крючки изготавливаются 9 размеров, а речные еще более разнообразных размеров; цена самых маленьких около 25 копеек за тысячу, а больших крючков от 1,50 до 4 рублей за тысячу. Годовой выпуск морских рыболовных крючков, по официальным данным, составляет 600 000 рублей, а речных — 50 000 рублей. Некоторое количество, не очень большое, рыболовных крючков производится и в Вятской губернии в селе Истобенском Орловского уезда.
Краткий очерк кустарной промышленности в Вятской губернии. (Приложение к указателю экспонатов Вятского кустарного отдела на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде). Издание Вятского губернского земства. Вятка. 1896 г.
...
Изделия из проволоки всего более развиты в селе Истобенском, Орловскаго уезда, где делают рыболовные крючки (удочки), каковые идут на Волгу, Северную Двину и в Сибирь. Цены на удочки следующие:
мелкие по 0,5 коп. десяток;
крупные по 1,5 коп. десяток;
жерлицы от 1 коп. до 1,5 коп. за штуку;
оловянные рыбки с удочкой от 5 коп. за штуку.
Кроме того из проволоки приготовляют еще мышеловки.
Из книги Семенов-Тянь-Шаньский В.П. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга. т.5. Урал и Приуралье. С-Петербург. 1914 г.
стр.298 "...Изделия из проволоки всего более развиты в с. Истобенском Орловского уезда, где делают рыболовные крючки, каковые идут на Волгу, Северную Двину и в Сибирь."