• Главная
    • Схема
    • Все новости проекта.
  • История
    • Городище
    • Возникновение
    • Хронология
    • Переписи
    • События
    • Документы
  • Храмы
    • Троицкий монастырь
    • Никольская церковь
    • Троицкая церковь
    • Часовня
  • Карты
    • Географические карты
    • Топографические карты
    • Спутниковые снимки
    • Планы села
    • Схемы
  • Промыслы
    • Животноводство
    • Земледелие
    • Ремесленничество
    • Речной промысел
    • Рыболовство
    • Торговля
    • Золотодобыча
    • Заводчики
    • Разное
  • Люди
    • Персоналии
      • Багаев Дмитрий
      • Багаев Максим
      • Безденежных Андрей
      • Гудин Андрей
      • Дуркина Афанасия
      • Кибардин Георгий
      • Ковязин Амвросий
      • Козлов Петр
      • Королев Дмитрий
      • Нелюбин Вячеслав
      • Нелюбин Данила
      • Пленков Василий
      • Рылов Аркадий
      • Стойлов Иван
      • Тулакин Кирилл
    • Воины
    • Жертвы террора
    • Чиновники
    • Священники
    • Судьбы
    • Истобяне в Маньчжурии
  • Галерея
    • Художники
      • Annabelle Danchee
      • Авинова Елена
      • Басина Виктория
      • Бочаров Тарас
      • Блинов Владимир
      • Братухин Геннадий
      • Быкова Юлия
      • Вершигоров Петр
      • Верюгин Л.
      • Дедова Татьяна
      • Дроздецкий Дмитрий
      • Жданов Валентин
      • Журавлев Олег
      • Зайцев Аркадий
      • Карасева Нелли
      • Меджлумян Анна
      • Неизвестный
      • Поликарпов Николай
      • Поляков Аркадий
      • Рукавишникова Наталия
      • Самсонова Лариса
      • Старкова Лидия
      • Туписов Михаил
      • Феофилактов О.
      • Шишков Юрий
      • Щепина Екатерина
    • Фотографы
      • Дуркин Дмитрий
      • Туманов Евгений
      • Yana Solovyeva
      • Yuriy
    • Фотогалерея
    • Рисунки
  • Литература
    • Альпидовский Андрей
    • Бажина Любовь
    • Банников
    • Бехтерев Олег
    • Вахонин Сергей
    • Зыков Иван
    • Зыков Николай
    • Королев Геннадий
    • Криушина Вера
    • Крысов Василий
    • Селивановский Иван
    • Соловьев Е.
    • Тулакин Виктор
    • Фокин Валерий
    • Шестерня Алевтина
    • Истобенский говор
    • Статьи с сайтов
  • Разное
    • Культура
    • Образование
    • Медицина
    • Инфраструктура
    • Судебные

Ремесленничество

Информация о ремеслах в то или иное время бывших популярными среди жителей села.



1896 год. Стан-самолет.

Подробности
Опубликовано 31.03.2013 15:40

В 1896-м году в России существовало не так много школ, в которых учили ткать на станках-самолётах. Скорее всего, именно поэтому земство Вятской губернии предложило А. М. Яковлевой написать книгу «Как научиться ткать на простом станке так же скоро, как на станке-самолёте». Прочитав книгу, становится понятно, как обустроить простой станок, чтобы работать на нём стало легче и быстрее.

Стан-самолет и его отличия от простого станка.
С батаном, который приноровлен к простому стану, хотя ткать можно быстро и удобно, но ткань выходит такой ширины, как и с простыми набилками.
Поэтому, например, салфетки (скатерти) приходится делать сшивными. Между тем с батаном можно ткать салфетки и всякие ткани какой угодно ширины, было бы только широкое бердо. Но для широкого берда и батан нужно делать широкий, а такой батан уже не подойдет к простому станку: придется у станка менять навои все поперечные части, так что от него останутся только одни клюки. Поэтому для широких тканей лучше весь стан сделать новый, какой показан на чертеже. Это и будет стан-самолет.

 Главным образом стан-самолет от простого отличается батаном. Батан для широкого стана нужно делать так же, как уже описано, только изменить ширину его в берде, смотря по тому, какой ширины желают иметь ткань. Конечно, и все поперечные брусья батана нужно сделать в ширину по берду. По ширине батана делают и ширину стана. Стан в вышину нужно делать не меньше 2 аршин 9 вершков, а в длину 2 аршина 6 вершков (аршин = 0,7м, вершок = 4,4см).

От простого стана станок-самолет, кроме батана, отличается еще тем, что оба навоя: задний, на который наматывается основа, и передний (пришвица), на который наматывается холст, находятся не на том месте, где они бывают у простого стана. На том месте, где у простого стана бывает задний навой, укрепляют поперечный брус, означенный на чертеже буквою Н. Этот брус делается круглый и не накрепко вделывается на месте, а вкладывается в гнездо, чтобы его всегда можно было вынуть.

Навой, на который навивается основа, означенный на чертеже буквою О, помещается ниже поперечного бруса Н вершков на 6 и тоже вкладывается в гнезда.

На том месте, где у простого станка бывает передний навой или пришвица, прибивается поперечина П.

Верхний край ее, как видно на чертеже, делается закругленным, чтобы холст не перетирался. Передний навой, на котором навивается холст, означенный на чертеже буквою Р, помещается в больных брусьях стана, как видно на чертеже.

На простом станке нельзя, например, не отрезая наткать 60 аршин (аршин = 0,7м) толстого холста или половиков, особенно если в уток пущена не пряжа, а ситцевая ветошь, нарезанная полосками, потому что сначала на заднем навое будет высоко, потом основы будет убывать с навоя, а на переднем навое будет слишком толсто, когда побольше наткут. От этого набилки приходится часто то поднимать, то опускать. Да и ни в каком случае нельзя навить на пришвицу 60-ти аршин, потому что в конце так поднимет основу спереди, что и ткать будет невозможно, а потому волей-неволей придется отрезать холст. При таком же положении навоев, как показано на самолетском стане, основа всегда лежит одинаково, если бы наткали даже и сотни аршин. Навои тоже мешать не будут, как бы они не были толсты. Вот поэтому-то места навоев заменяют брусьями, а самые навои помещают ниже.

На то время, пока навивают основу на навой его можно класть на то место, где помещается брус Н, а брус можно на это время убирать.
Когда же навьют основу, навой кладут на свое место, а брус в гнезда, которые для него обозначены.

Подножки у станке-самолете можно устанавливать так, как и у простого станка, а удобнее, как показано на чертеже, навесить их на железный прут ниже задней поперечины стана.


1913 год. Вторая Всероссийская Кустарная Выставка.

Подробности
Опубликовано 06.04.2022 00:18

Указатель Второй Всероссийской Кустарной Выставки в С.-Петербурге.
Павильон № 1
Вятская губерния

Изделия из льна, пеньки, бумаги и шелка; веревки и веревочные изделия; сети.
250. Шевелев Митрофан Иванович, кр. Вятской губ., Орловскаго у., Истобенской вол., д. Осиновской.
Фитили. Годовое производство на 20 руб. Сырья покупает на 7 руб., продает в Вятке на базаре. Производством занимается давно, работает один два месяца в году, на Казанской выставке получил бронзовую медаль.
...
246. Тупицын Филипп Иванович, кр. Вятской губ., Орловскаго у., Истобенской вол., д. Осиновой.
Фитили рыболовные. Годовое производство на 30 руб. Сырье покупает на местном базаре ныне на 10 руб., ранее на 50 руб. Товар продает в Вятке на базаре, а прошлых лет и в Сибири. Производством занимается 50 лет. Работает один мужчина из семьи. На Петербургской выставке, Нижегородской и Казанской участвовал, на последней получил бронзовую медаль.


1913 год. Учебно-показательная гармонная мастерская.

Подробности
Опубликовано 17.12.2021 22:57

Учебно-показательная гармонная мастерская.

Гармонный промысел в Вятской губ. возник в селе Истобенском Орловскаго уезда, где начали исправлять старыя Тульския гармонии и делать новыя приблизительно в половине прошлаго столетия. Из Истобенска промысел перешел в Орлов и отсюда в Вятский уезд. В Орловском уезде за последнее время насчитывается до 200 кустарей гармонщиков.
Гармонная мастерская открыта Орловским земством на совместныя средства с губернским земством при пособии от Главнаго Управления земледелия и землеустройства.
Пособие Главнаго Управления земледелия и землеустройства на содержание мастерской выражается в отпуске сумм на содержание мастера 900 руб. и двух его помощников 720 руб. Остальная сумма распределяется между губернским и уездным земствами две трети губернскаго земства и одна треть уезднаго земства.
Мастерская открыта 1 июня 1913 года с комплектом учеников в 10 челов. В задачи учебно-показательной мастерской входит не только обучение гармонному ремеслу учеников ея, но и улучшение гармоннаго ремесла в уезде посредством подачи кустарям советов и указаний лучших способов изготовления гармоний и снабжение мастеров разными дешевыми материалами.
Работа заведующаго мастерской и его помощников заключается в обучении учеников гармонному ремеслу. Сначала ученики по выражению заведующаго только портили материал, но постепенно дело наладилось, ученики втянулись в работу и в них стало заметно прилежание и успехи. Некоторые из них очень старательно к концу года готовили уже корпуса гармоний, совершенно отделанные корпуса мастерская покупает готовыми, но я думаю нынче работах их в Орловской мастерской, по указанию однако заведующаго гармонной мастерской. Для более планомерной работы мною составлена программа обучения в гармонной мастерской.

 

ПРОГРАММА

1-й год обучения
1) Окраска и фанировка корпуса.
Окраску корпуса и фанировка назначается в первую очередь в виду того, чтобы ученик научился красить, не пачкая мехов, которые идут во вторую очередь.
2) Устройство мехов.
Гнутие кардона, высечка углов, оклейка внутри бумагой, приклейка меха к корпусу.
3) Отделка мехов.
Склеивание углов, склеивание пашины, оклейка с наружи бумагой или ситцем, надевание металлических углов и обводка клеенкой.
4) Работа ручки с клавишами.
Из куска дерева сделать ручку и отполлировать, пропилить гнезда для клавишей, оклейка клавишей целлулоидом и устройство клавиатуры.
5) Работа басовой коробки у итал.
Работа коробки с лакировкой, вырезка гнезд для басов и врезывание клавишей.
6) Устройство басовой механики в венском корпусе.
7) Устройство лесенок и городушек для голосовых пластинок.
8) Наборка клавиатуры у итальян.
Устройство пружин под клавишами и решетка для закрытия клавишей.
9) Набор клавиатуры у венской гармонии.
10) Отделка корпусов.
Обивка никелем и углами, устройство застежек и ремней.


1917 год. Производство гармоний в Вятской губернии.

Подробности
Опубликовано 11.12.2019 23:17

Производство гармоний и других музыкальных инструментов кустарным путем.
Л. Гданьский. Петроград, Москва. 1917 г.

2) Производство гармоний в Вятской губернии.

Подробнее:




1939 год. Объявление.

Подробности
Опубликовано 03.06.2023 10:42

Газета "Коллективное животноводство". Орган Оричевского РК ВКП(б) и райисполкома. 1939 год, 2 февраля, № 16


Страница 5 из 5

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Вперёд
  • В конец
Copyright © 2011,2012 ZSE Software Inc.

Free counters!