Ремесленничество
Информация о ремеслах в то или иное время бывших популярными среди жителей села.
1890 год. Гармонный промысел в Вятской губернии.
- Подробности
- Опубликовано 07.01.2020 15:27
Вятские губернские ведомости. 1890 г. № 53 (4 Июля)
Гармонный промысел в Вятской губернии.
Гармонный промысел, не смотря на сравнительно недавнее возникновение его, в Вятской губернии, за последние годы получил в некоторых уездах ея настолько широкое распространение, что в настоящее время, по данным подворной описи, всех лиц, занимающихся гармонным промыслом, насчитывается в 6-ти уездах губернии уже 435 чел., которые по уездам распределяются так: в Вятском 267 лиц, в Орловском 123 лица, в Нолинском 16 лиц, в Елабужском 14 лиц, в Уржумском 11 лиц и в Малмыжском 4 лица.
Инициатива введения гармоннаго промысла в Вятской губернии принадлежит крестьянину села Истобенскаго, Орловскаго уезда, Данилу Карповичу Нелюбину, благополучно и по ныне здравствующему на месте своей родины. Последний, когда ему было 18 лет (в 1841 г.), плавал в Нижний матросом на барке с отцом и там, для развлечения себя дорогой, купил гармонику тульской работы, которая оказалась сделанной настолько плохо, что через несколько же дней ему пришлось позаботиться об ея починке (сломался голос). С этою целью г. Нелюбин обратился в ту самую лавку, где он приобрел гармонику, ибо в то время тульские фабриканты гармоник имели обыкновение держать при своих складах мастеров. И вот такому-то мастеру Нелюбин и снес свою гармонику, сообщив ему при этом о своем желании научиться устройству голосов, чтобы впоследствии иметь возможность дома самому лично исправлять их, так как в то время в Вятском крае не было совсем мастеров, сколько-нибудь знакомых с гармонным производством. Вышеупомянутый мастер, по фамилии Воронцов, оказался настолько любезным, что при Налюбине же приделал голос, сообщив ему при этот необходимыя сведения и о некоторых технических приемах своего ремесла. Когда Нелюбин явился домой и начал сам исправлять свою гармонику, то местная молодежь, состоящая из таких же матросов-бурлаков, стала обращаться к Нелюбину с просьбами о поправке и их попорченных гармоник, а затем мало по малу известность о новом мастере распространилась и окрест. Так прошло года три, после чего Нелюбин, подробно ознакомившись со всеми частями устройства гармоники, начал подумывать о том, как бы самому сделать таковую лично. Главным препятствием для этого было приготовление голосовых планок, которыя в тульских гармониках делаются из довольно толстых полос железа и пробиваются особой машиной, достать которую Нелюбину было трудно и не по средствам. В виду этого последний задумал заменить железную планку латунной медью как материалом более удобным для пробивки голосовых отверстий обыкновенным орудием—зубрилом, при чем наковальней на первое время послужил обух топора, а размеры и строй изделия были скопированы с тульской гармоники. Применение латунной меди для гармонных планок, было одной из главных причин быстраго распространения гармоннаго промысла среди вятских кустарей, дав им возможность, во-первых, приступить к работам без затрат на приобретение усовершенствованных орудий производства, что многим было бы не по силам, а во вторых оно так хорошо повлияло на доброкачественность вятских изделий, что в скором времени тульския гармоники были вытеснены вятскими с местных рынков.
Нелюбин в первое время своего новаго занятия, пользуясь хорошим заработком, никому не сообщал своих познаний о новом ремесле из опасения конкуренции, но тем не менее опасность в этом отношении всетаки незаметно подкралась к Нелюбиву и, как это часто случается, с неожиданной стороны. Шлялся по селу Истобенскому убогий мальчуган—побирушка, лет 13—14, по имени Иван Жоржа (последним прозвищем наделили его жители за сильную картавость). Этот-то Иван Жоржа частенько заходил к Нелюбину, подолгу засиживаясь у него и засматриваясь на работу, а иногда и спрашивая его кой о чем по части ремесла. Нелюбин, нисколько не опасаясь мальчугана, продолжал заниматься при нем. "И не подумаешь, куда его мысли клонят!" говорит он теперь про Жоржу. Последний же, подробно высмотревши весь ход производства, вскоре принялся за него самостоятельно, а затем стал сообщать свои познания и другим. Тогда и Нелюбин, видя, что нельзя воспрепятствовать распространению сведений о новом производстве, сделался также сообщительнее, и начал давать советы и указания, причем, однако, учеников у себя не имел. От Нелюбина и Ивана Жоржи, обучались гармонному производству крестьяне Шалеговской волости, дер. Ошлань Карп и Конон, а от них и другие мастера прочих волостей Орловскаго уезда.
Около г. Орлова основание гармонному промыслу положил известный там ныне гармонщик С.Ф.Новоселов, который, по его словам, исправлять голоса в гармониках научился лет 12-ти от одного ратника-слесаря, стоявшаго у них в доме на квартире. Затем, узнавши, что в селе Истобенском есть гармонный мастер Нелюбин, Новоселов отправился к нему, с целию изучения ремесла, но Нелюбин отказал ему в этом, а потому Новоселов обратился за тем же к Ивану Жорже, заказав ему для этого сделать новую гармонику для себя. В течении четырех дней, пока Жорж исполнял заказ, Новоселов жил у него и знакомился наглядно со всеми техническими приемами производства, после чего, возвратившись в деревню, принялся самостоятельно за промысел. Это было 25 лет тому назад. Новоселов, как и Нелюбин, в первое время скрывал свое знание от посторонних, но затем, узнавши, что Жоржа и Нелюоин продолжают обучать других производству, стал держать у себя учеников сначала родственников, а потом и посторонних. Последние, сделавшись хорошими мастерами, также стали впоследствии заниматься самостоятельно этим ремеслом и обучать ему, в свою очередь, новых лиц.
Из Орловскаго уезда, к которому относится все до сих пор сказанное, гармопный промысел был занесен в Вятский уезд, где центром распространения его и отчасти местом возникновения нужно считать дер. Шельпяки, Кстининской волости. Крестьянин этой деревни С. Е. Шельпяков считается первым основателем промысла в указанной местности. До 20-ти лет Шельпяков занимался точением деревянной посуды и гармонным мастером сделался случайно, а именно: он умел немножко играть на скрипке и на гармонике, но при употреблении последняго инструмента встречались иногда затруднения, так как, в случае поломки, не было кому его чинить.
Узнав, что в соседней волости есть сведущий человек по этой части, научившийся этому ремеслу у орловских мастеров, Шельпяков отправился к нему и затем, ознакомившись с приемами гармоннаго прозводства, занялся с начала починкою гармоник окрестным жителям, а потом начал делать самостоятельно и новыя. Шельпяков передал свои познания ремесла одному родственнику из деревни Лянгасовой, а отсюда промысел распространился далее по уезду.
Хорошие заработки, доставляемые гармонным промыслом, конечно, также не мало способствовали быстрому распространению его среди вятских кустарей, среди которых на этот раз даже явилось требование на учителей-гармоньщиков. Обыкновенно такой мастер-учитель брался в дом обучающагося, на полном его содержании, из платы от 20 до 30 и более рублей в месяц, причем приготовленныя им изделия за это время шли уже в пользу ученика. В виду этого гармонному ремеслу вначале могли обучаться в большинстве случаев люди более или менее состоятельные и сверх этого взрослые, обладающие при этом хорошим слухом, так как самая существенная операция гармоннаго производства — это установка полнаго и правильнаго строя гармоники.
Эта способность определяется довольно скоро, так как через два-три месяца обучения можно с уверенностью сказать, что стоит ли продолжат далее обучению ремеслу, которое в остальных частях для вятских кустарей не представляет никаких трудностей. В настоящее время обучение ремеслу начинается с малых лет (с 12 — 14 годов) и продолжается от 3 до 4 лет, причем ученик сначала склеивает меха, потом переходит "к наделке", т. е. к выделке деталей гармоники — клавиш и пружин, потом учится окраске ящиков и, наконец, приступает к устройству голосовых планок, чему, конечно, немало способствует и предварительное продолжительное пребывание ученика в мастерской гармонщика, где ученик постепенно привыкает разбираться среди массы звуков.
Что касается технических усовершеиствований в гармонном промысле, то они шли очень медленно. Так, машинки для пробивки гармонных планок начали появляться всего лет 15 тому назад, а особо приспособленныя наковальни и прочие инструменты еще позднее. Но в деле технических усовершенствований мало подвинулись гармонщики Орловскаго уезда, где болыпинство их работает теперь почти теми же инструментами, что и прежде, почему изделия их стоят ниже вятских, на которыя поэтому существует больший спрос, чем орловския. В Вятском уезде теперь почти каждый мастер имеет уже машину для пробивки меди и другие лучшие инструменты, причем некоторые из них завели даже штампы для выделки украшений, а также и именныя клейма, которыми как бы ручаются в доброкачественности своих изделий.
Одним словом, в настоящее время гармонный промысел в Вятской губернии, повидимому, вполне окреп и стал, что называется, на свои ноги, ибо требования от торговцев и частных лиц на вятския гармоники получаются со всех концов России, а величина годоваго производства по Вятскому и Орловскому уездам, достигла уже свыше сорока тысяч рублей.
(Волжский Вестник № 127).
(Продолжение будет)
Вятские губернские ведомости. 1890 г. № 55 (11 Июля)
Гармонный промысел в Вятской губернии.
(Окончание).
Не смотря на широкое распространевие гармоннаго промысла в Вятском и Орловком уездах, распределения труда в этом роизводстве, т. е. специализации выделки каких-либо отдельных частей гармоник отдельными семьями или селениями, здесь почти совсем не замечается, что, конечно, можно объяснить как сравнительною недавностию введения этого промысла, так и отсутствием пока здесь фабричнаго их прозводства, основаннаго именно на специализации труда.
В Вятской губернии в данном случае не встречается никакого распределения труда не только между отдельными семьями, но в большинстве случаев даже и между членами одной и той же семьи, так как громадное большинство семей, занимающихся гармонным промыслом, принадлежит к однорабочим (в Вятском уезде таких семей, по данным подворной описи, оказалось 70% общаго числа семей, а в Орловском уезде — 83,3%). При одиночном ведении производства, мастер-одиночка сам изготовляет каждую часть, делая сначала только меха для недельной или же большой партии, потом для той же партии мелкия части (клавиши, пружины и т. п.), затем голосовыя планки; только в мастерских с несколькими рабочими процессы производства располагаются таким образом, чтобы к окончанию работ мастера, занимающагося исключительно устройством голосовых планок и установкой их строя, все остальные рабочие успели приготовить и прочия части гармоник.
Одиночное производство по отношению к количеству изделий является, конечно, наименее выгодною формою, так как здесь мастеру приходится затрачивать время на малопроизводительныя подготовительныя работы, которыя при семейном производстве могли бы с успехом изготовляться подростками, но тем не менее одиночная форма производства имеет и свои хорошия стороны, предоставляя кустарю полную возможность вести свое земледельческое хозяйство, чем собственно и можно объяснить такое преобладание здесь этой формы производства.
Гармонный промысел, требуя незначительной затраты на основной и оборотный капиталы, дает полную возможность кустарю-одиночке вести производство вполне самостоятельно и вместе с тем следить за своим домашним хозяйством, поддерживая его в удовлетворительном виде по мере своих сил. В виду этого, гармонный промысел не только не отвлекает рабочих от занятия земледелием, но, напротив, своими заработками дает полную возможность поддерживать его в более удовлетворительном состоянии, почему благосостояние гармонщиков нужно считать более значительным, чем у прочих жителей тех же местностей.
К сожалению, цены на гармоники, по сравнению с существовавшими прежде (лет 10—15 тому назад), в настоящее время очень понизились, так как число гармонщиков сильно увеличилось, а спрос на изделия возрос мало; кроме того, увеличение числа рабочих рук и явившаяся вслед затем конкуренция между мастерами значительно усилили влияние на промысел скупщиков, дав последним возможность сбавки цены на изделия. Наконец, гармонным промыслом стало заниматься много необезпеченных лиц, которыя, нуждаясь в постоянном заработке, не только не могли оказывать противодействия понижению цен со стороны скупщиков, но усиливали еще от них свою зависимость кредитом как по закупке материалов для производства, так и продуктов для хозяйства. На таком способе приобретения материалов кустари теряют около 20%, не говоря уже о потере таких или еще больших процентов при продаже тем же скупщикам своих изделий.
Эту невыгодность в приобретении материала сами гармонщики главным образом обясняют существующими условиямп сбыта своих изделий, незначительная только часгь которых работается по заказам местных жителей или продается на местных рынках мелким торговцам, а также и лицам, завимающимся отхожими промыслами; большая же часть гармонных изделий приобретается у кустарей городскими скупщиками, число которых достигает в г. Вятке всего шести человек, причем крупный из них только один.
Из всего вышесказаннаго мы видим, что положение кустарей-гармонщиков в общем всетаки очень независимо, причем им в недалеком будущем несомненно угрожает та же форма и организация производства, каковая сейчас установилась уже среди тульских кустарей, если к ним не придет во время кто-либо на помощь для устройства правильной организации сбыта изделий, доставки материала и вообще кредита, при котором и возможно только дальнейшее развитие и усовершенствование этого промысла, возникшаго и развившагося, как выше сказано, совершенно случайно и самостоятельно. Что же касается того, насколько способны вятские кустарн усовершенствовать свои изделия, то об этом красноречиво свидетельствует, между прочим, следующий факт: Орловским общественным клубом был выписан от Циммермана аристон за 35 р., который затем поломался и был отдан в поправку местному кустарю-гармонщику Новоселову. Последний, разсмотрев новый инструмент, тотчас же сам попробовал сделать таковой же, причем попытка эта оказалась весьма удачной. Поощренный этим, Новоселов начал затем делать в аристоне и свои нововведевия, заменив цинковыя голосовыя планки (24) двойпым количеством медных, а папку, на которой вырезываются песни, цинковыми листами, увеличив вместе с тем и размер ящика. Теперь аристоны эти с 12-ю цинковыми пиесами г. Новоселов продает по 28 р., а такие, как у г. Циммермана, он делаегь по 18 р., т. е. по вдвое меньшей цене.
Будем надеяться, что вятское губернское земство после казанской областной выставки, где вятские кустари должны будут обратить на себя внимание дешевизной и разнообразием своих изделий, постарается, в свою очередь, что-нибудь сделать для поддержания и развития кустарной промышленности в Вятской губернии. Между тем, как видит читатель из всего вышесказаннаго о гармонщиках-кустарях, почва для такой деятельности весьма благоприятна, лишь была бы охота да добрыя намерения у гг. представителей земства.
(Вол. Вест. № 129).
1890 год. Тканье наконечников.
- Подробности
- Опубликовано 16.06.2020 11:34
Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск 2. Вятка. 1890 г.
Тканье наконечников.
...Другой промысел, который занимает в Чепце очень много женских рук — это тканье наконечников для полотенец (рукотерников). В только что описанном промысле принимают иногда некоторое участие и мужчины, когда они свободны от других занятий (они мелют картофель); тканье наконечников — занятие исключительно женское. Промысел этот очень недавняго происхождения. Он возник около 35 лет тому назад и при том возник не в Чепце, а в соседнем селе Ильинском, Здесь прежде всех начала ткать наконечники дочь псаломщика. Она передала свое искусство двум женщинам Чепецкаго прихода дер. Утробинской и Стародумовской. Все эти женщины ткали наконечники для своих потребностей, не задаваясь никакими коммерческими целями. На их искусство обратила внимание одна Чепецкая девушка и взглянула на это с другой точки зрения: она сразу сообразила, какия выгоды может представить уменье ткать такие наконечники, которые очень напоминают различныя вышивныя украшения на белье, так любимыя "господами", и могут вполне с ними конкуррировать по своей дешевизне и быстроте изготовления. Руководимая такими соображениями, она быстро усвоила искусство ткать наконечники и не ошиблась в своих разсчетах; первые опыты ея производства раскупались в городе Вятке на расхват.
...
Сбыт наконечников в настоящее время у чепчанок значительно сократился в своих размерах, о чем свидетельствует сильное падение цен на эти изделия. Ранее продавали сотню 20—30—40 руб., а теперь самая высокая цена за широкие наконечники 17 руб. Причина такого явления — конкурренция продукции машиннаго производства. Ручных изделий в других местностях чепчанки не имеют основания опасаться, так как искусство это нигде более неизвестно. Правда, делают подобные же наконечники в с. Истобенском Орловскаго уезда, но здесь их производство стоит очень дорого: истобенския женщины не знают таких простых приемов выведения узора, как чепчанки. Эта операция требует у них необыкновеннаго искусства и отнимает очень много времени. Поэтому о конкуренции истобенских изделий для чепецких не может быть и речи.
Прейскурант кустарных изделий Вятскаго кустарнаго склада губернскаго земства. Вятка, 1896 г.
Главный склад кустарных изделий в г. Вятке.
...
13. Ткани льняныя и бумажныя.
Наконечники к полотенцу Истобенские - от 18 коп. до 45 коп. за 1 шт.
1892 год. Тканье.
- Подробности
- Опубликовано 18.10.2011 16:05
Из книги Селивановский И.П. "Село Истобенское", Вятка, 1892 г.:
"Тканье обыкновеннаго холста сменилось на тканье наконечников (концов полотенец - прим. автора проекта), скатертей, салфеток и прошивок. Тканье наконечников появилось здесь лет 40 тому назад, сначала ткали только для себя, потом стали ткать и на продажу, в настоящее время этим занимаются многие, даже девушки с 14-15 лет. Тканье - очень просто. Ткут на обыкновенном стане, стоющем 1,5-2 руб., деревянным бердом; для основы и утока покупают разных №№ бумагу. Основа по большей части делается белой, уток же разных цветов: краснаго, синяго, суроваго. При тканье рисунки берутся или из приложений к модным журналам, или с образцов готовых тканей, последнее - чаще. Тканье наконечников идет очень медленно. Ткачиха для того, чтоб получился рисунок, особою линейкой, называемой "языком", со счету подцепляет одни нити основы на язык, другия пропускает, строго следуя оригиналу. Когда наберется целый ряд через всю основу, позади нитенки вставляется широкая доска и, при помощи ея, образуется разъем основы, при чем нити основы, набранныя на язык, поднимаются кверху, а бывшия под языком - опускаются вниз. Тогда в разьем пропускается челнок с утком цветных ниток, "насканных" на цевку в две нити, затем широкая доска опускается, уток прибивается набелками (с бердом), и следом, при помощи подножки и нитеницы, делается обычный разъем основы и пропускается взад и вперед обычный уток; снова разъем делается широкой доской, пропускается цветной уток, и т.д., пока не наложится согласно оригиналу известное число цветных нитей. После этого ткачиха опять выбирает на язык новый ряд... Все это проделывается до тех пор, пока не соберется и несоткется полный наконечник. Чтоб выткать парный с только что сотканным наконечником, ткачиха уже не делает новаго набора. Это достигается следующим образом: как только соткется первый ряд рисунка, ткачиха за нитенку вместо широкой доски вкладывает в основу тонкую палочку и отодвигает ее к новою; после тканья втораго набора проделывается тоже и т.д. Когда первый наконечник будет закончен, тогда часть ткани ткется гладью - как холст и затем вместо последней палочки, вдетой в основу, вставляется широкая доска и вытыкается бывшим последним на первом наконечнике цветной ряд новаго наконечника, подобным же образом вытыкаются и все остальные ряды. Получается пара наконечников, совершенно схожих между собой, но только тожественными концами обращенных к друг другу. Чтоб выткать другую пару наконечников ткачиха снова проделывает все вышеописанныя операции. При тканье наконечников очень много времени уходит на выбирание нитей на язык и счет, между тем весь этот труд тратится только на одну пару наконечников, поэтому вытыкается в день даже хорошей ткачихой только 2-3 пары наконечников, стоимостью от 25 до 30 коп. за пару; следовательно, за вычетом стоимости материала, при средней цене в 12 коп., чистый дневной заработок ткачихи будет от 24 до 54 коп.
Вышеописанный способ тканья применяется при тканье и других сортов белья: к прошивкам и каймам простынь, столовым салфеткам и салфеточкам на сухарницы.
Все эти виды тканей довольно прочны, изящны, но не без недостатков. Нередко можно встретить крайне аляповатые рисунки, без симметрии; довольно длинныя нити утка, которыя образуют в ткани рисунок, не переплетенныя, где следует, основой, скоро рвутся, почему ткани этого типа не совсем прочны. Все это, в связи с медленностью работы, заставляет пожелать, чтобы истобенянки научились улучшенным способам тканья, и приобретали бы более изящные рисунки для своих работ.
Салфетки, наконечники и прошивки истобенянки сбывают преимущественно в Тюмень и Устюг, посылая их со своими родными, когда те отправляются бурлачить. Вятский же рынок уже заполнен подобными же тканями чепецких ткачих, продающих свои изделия по более низкой цене, чем истобенянки."
1893 год. Производство ткацких берд.
- Подробности
- Опубликовано 04.06.2020 13:21
Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Выпуск 5. 1893 г.
Производство ткацких берд.
В Орловском уезде почти все бердовщики находятся в одной Истобенской волости, в деревнях: Давыдовой, Сосновке и Рогачах.
1893 год. Об обучении ткацкому промыслу.
- Подробности
- Опубликовано 26.09.2021 19:45
ДОКЛАД об уплат губернскому земству денег за высланные последним 2 ткацких станка с принадлежностями.
Минувшее очередное уездное земское собрание, созыва 1892 года, по докладу управы об ассигновании кредита на выдачу пособий лицам жен. учительскаго персонала, желающим обучиться в г. Вятке улучшенным приемам ткацкаго промысла, в заседании 24 октября отклонило ходатайство последней. Между тем, губернская земская управа от 10 ноября 1892 года за № 8580 сообщив уездной, что при земском кустарном музее в г. Вятке организовано уже обучение ткачеству, которым руководят опытныя приглашенныя для сего лица, вместе с тем предложила последней, если в распоряжении уезднаго земства имеется необходимый для упомянутаго предмета кредит, то немедленно командировать в г. Вятку желающих обучиться улучшенным приемам ткачества, в виду того, что к весне обучение это должно прекратиться. Не имея в своем распоряжении на означенный предмет никакого кредита, уездная управа, от 20 ноября 1892 года за № 5471, просила губернскую земскую управу, не найдет-ли она возможным оказать на счет губернскаго земства пособия лицам, изъявившим желание обучаться ткацкому промыслу и вместе с тем, в видах распространения среди населения улучшенных приемов ткачества чрез обучившихся этому ремеслу на свой счет учительниц, Истобенскаго жен. училища Юферевой и Пищальскаго жен. Дружининой, просила губернскую управу выслать и самый станок с принадлежностями; на что губернская земская управа, от 5 марта сего года за № 1618, сообщила уездной управе, что за неимением в ея распоряжении кредита на выдачу пособий обучающимся ткацкому ремеслу в г. Вятке, ходатайство об этом уездной управы удовлетворено быть не может. Что же касается высылки станка с принадлежностями, то таковой может быть выдан только лицу, обучившемуся этому ремеслу в г. Вятке; содержать же таких лиц в г. Вятке, во время обучения, должно уездное земство. Вследствие означеннаго отношения губернской управы, а также в виду ходатайства учительницы Истобенскаго жен. училища Юферевой, о выписке для нея ткацкаго станка с принадлежностями, уездная управа с своей стороны, признав необходимым, в видах улучшения ткацкаго промысла, приобретение усовершенствованнаго ткацкаго станка, по образцу котораго могли бы приготовить станки в Орловской и Истобенской столярно-токарных мастерских, от 27 марта сего года за № 1206, просила губернскую управу выслать ей ткацкий станок с принадлежностями, для выдачи учительнице Истобенскаго жен. училища Юферевой, обучившейся ткацкому промыслу минувшим летом, под руководством командированной Министерством Государственных Имуществ г. Доливо-Добровольской и вместе с тем выписала с Ново-Костромской мануфактурной фабрики г. Кашина пряжи для основы и утка по 1,5 пуда: № 10 на 12 руб. 33 коп., № 14 — 14 руб. 20 коп. и № 18-й на 16 руб. 44 коп., итого 4,5 пуда на сумму с доставкою 42 руб. 97 коп. с отнесением этого расхода на счет кредита.